8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Пожарные машины первые: Самые первые пожарные машины в мире и в России

Самые первые пожарные машины в мире и в России

Зарождение специализированной пожарной техники началось в 17 веке. Именно тогда людям пришла идея усовершенствовать ручной способ тушения огня и подключить к бочкам с водой насосы. Дальность водяной струи при этом увеличилась до 6 метров, и это был настоящий прогресс.

История развития пожарных машин в мире

В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.

Первая пожарная машина в мире

Брейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.

Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.

Паровая пожарная машина Ходжа, 1841

Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».

Первая пожарная машина в США

В 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.

Пожарные машины России

Первая пожарная машина в России появилась лишь в 1904 году, а до этого использовались конные бригады. Сделали ее в мастерских П.А. Фрезе, где ранее производили кареты. Это был автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 9 л.с. Одновременно на нем могли ехать 10 человек. Из оборудования имелось две лестницы, стендер и 170 метров рукавов. Привод у машины был задний, а момент силы передавался посредством цепной передачи. На то время разработка Фрезе имела отличную скорость 15 км/ч, что позволяло пожарным прибыть на место на 12 минут раньше, чем конный экипаж.

Первый российский пожарный автомобиль «Фрезе», 1904

В 1904 году в России построили еще один пожарный автомобиль, поставленный на шасси «Даймлер». Разработка принадлежала петербургскому обществу «Г.А. Леснер». Это была машина, оснащенная цистерной, стендером, комплектом рукавов и пассажирскими местами для 14 бойцов.

Москва отстала от Санкт-Петербурга на 3 года. Здесь противопожарная служба смогла пересесть на автомобили лишь в 1907 году. Это стало возможным благодаря работе инженеров завода Густава Листа. А серийный выпуск в России наладили лишь в 1913 на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Для спецтехники использовали шасси «Руссо-Балт-Д24-40». К 1917 году Россия подошла с запасом 10 пожарных машин на всю страну.

Пожарный автомобиль «Густав Лист». Москва, 1908

После революции потребность в специализированных транспортных средствах возросла, так как в условиях гражданской войны и погромов пожары усилились. Однако в стране на тот момент не осталось ни одного действующего завода, который смог бы производить машины. Ремонт старого оборудования вели кустарным способом.

Проблему решали переоборудованием трофейных иностранных автомобилей. Энтузиасты свозили технику на оставшиеся или недостроенные заводы и уже из общей груды металла комплектовали спецтранспорт. Удачей считалось найти именно старые пожарный автомобили. У «Паккард» это были машины грузоподъемностью 2 т, укомплектованные цистерной 1400 литров и насосом производительностью 1500 л/мин. Такой автомобиль был рассчитан на 6 человек. У «Фиат» – грузоподъемность 1.5 тонны, запас воды 365 литров и 10 посадочных мест.

До 1922 года собственных пожарных машин страна так и не имела. Отдельные бригады приспосабливали под свои нужды буквально все, что было под рукой. Популярностью пользовались автобочки и газовки. Последние представляли собой установленную на шасси небольшую цистерну, газовый баллон и несколько мест для боевого расчета. Газ (или сжатый воздух) подавался в цистерну. Создаваемое давление обеспечивало выброс водяной струи на расстояние до 30 метров.

В 1922 году власти приняли решение о покупке техники за границей. Это были образцы для создания отечественных машин. В это же время в СССР запустили свое производство несколько автозаводов, которым и была поручена разработка техсредств для тушения огня. В 1926 году на Миусском механическом и Ленинградском гидромеханическом заводе приступили к выпуску пожарных машин.

АМО Ф-15, 1930

Первым советским пожарным автомобилем стал АМО-Ф-15, хотя более правильным было бы считать его автонасосом-линейкой. На нем перевозили основной инвентарь: лестницы, рукава, инструменты в специальных ящиках. Отдельно крепилась бочка для воды и банки с порошком. Имелся насос и пеногенератор. Автомобиль развивал скорость до 50 км/ч и мог доставить к месту пожара бригаду из 8 человек. Грузоподъемность шасси составляла 1.5 тонны, мощность двигателя – 30 кВт. Насос выдавал воды до 940 л/мин. Создание такого автомобиля значительно повысило эффективность работы спасателей, ведь теперь они могли справиться с огнем не только в жилых домах, но и на предприятиях. Производство пожарных АМО продолжилось до 1929 года, и всего было выпушено 308 единиц техники.

Первые автоцистерны появились в СССР в 1932 году на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Их преимуществом стала повышенная грузоподъемность (5-10 т) и запас воды в 3400-4500 литров.

Производством машин специального назначения в 1931 году занялись Московский и Горьковский автозаводы. И именно они стали лидерами в выпуске техники для тушения пожаров. Первенцами были ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. С 1933 стали разрабатывать автолестницы, появились первые в СССР автомобили воздушно-пенного и углекислотно-снежного тушения, водозащитные машины и техника освещения.

Автоцистерна ПМЗ-2, 1936

Инженеры для пожарной техники разработали отдельное шасси. Первым на его основе выпустили автонасос ЗИС-11. Грузоподъемность его составляла 3 тонны, он предполагал доставку к месту возгорания 340 литров воды и оснащался центробежным насосом производительностью 1340 л/мин. Боевой расчет состоял из 12 человек. В 1937 году в стране создали научно-исследовательский институт противопожарной обороны, и с тех пор производство спецтехники стало централизованным.

Где появились первые пожарные машины?

Пожарная служба начала свою работу в XVII веке, до этого люди боролись с огнем своими силами. Города росли, ущерб от пожаров становился масштабнее. Возникла острая необходимость в создании формирований, способных быстро локализовать и ликвидировать очаги возгораний. Со временем средства для борьбы с огнем совершенствовались и становились более эффективными, а достижения в области машиностроения привели к появлению самодвижущихся пожарных экипажей.

Содержание:
Где появились первые пожарные автомобили?
История пожарных машин в России
Первый в мире пожарный автомобиль

Где появились первые пожарные автомобили?

В начале 19 столетия ученые задумались о применении паровых насосов для тушения огня. Первые пожарные автомобили появились в Англии, США и Германии. В 1829 году в Лондоне инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт изобрел паромобиль, который получил название «Новинка». В городе машину на вооружение не поставили, но техника заинтересовала короля Пруссии.

Параллельно с англичанином разработкой пожарной техники занимались американские инженеры. Стараниями Пола Рэпси Ходжа на улицы Нью-Йорка выехал первый в Америке пожарный автомобиль. Согласно техническому заданию машина должна была перевозиться лошадьми, а высота напора достигать флагштока мэрии. Собранная модель превзошла все ожидания, на испытании машина выдала струю воды выше флагштока. «Жизнь» автомобиля была недолгой, пожарные жаловались на большой вес (около 7 тонн), неисправности в работе мотора, к тому же подобная техника грозила банкротством компаниям, производившим ручные насосы. Через несколько месяцев работы машину продали, новый владелец использовал ее в качестве двигателя на производстве.

Человеком, который изобрел первую успешную пожарную машину, стал Моисей Латта из штата Огайо. «Joe Ross» или как ее прозвали горожане «Дядюшка Джо Росс» подавала воду по 2, 4 и 6 рукавам одновременно, причем каждая струя позволяла быстро тушить пожар. Спустя два года после испытания на добровольные пожертвования была собран еще один экземпляр – «Подарок горожан».

В 1890 году немецкая фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила самоходный автомобиль, а спустя 11 лет продемонстрировала машину, работающую от электрической энергии. Модель была тяжелой, поэтому развивала скорость не более 30 м/час. Аккумулятор приходилось часто заряжать, поэтому электромобилю пришлось уступить место бензомотору.

К концу XIX века во многих городах Европы пожарные части имели паромобили. Внешне они не отличались от конных экипажей, но зато могли помимо воды перевозить шланги и лестницы. Задние колеса были больше передних, водитель словно кучер восседал на широких козлах.

История пожарных машин в России

Первые пожарные машины в России появились лишь в начале 20-го столетия, до этого на вызов приезжали конные бригады. Основной причиной служило отсутствие хороших дорог. Выезд пожарного обоза был впечатляющим. Стук подков, звон бубенчиков, храп могучих рысаков наполняли улицы и площади.

В 1904 году в Санкт-Петербурге на фабрике Петра Фрезе был построен первый в России пожарный автомобиль. Он вмещал 10 человек, две лестницы, стендер и пожарные рукава. Максимальная скорость составляла 15 км/час, что позволяло бригаде прибыть на место на 10-12 минут быстрее, чем конный экипаж. В том же году вышла усовершенствованная модель, оснащенная цистерной, комплектом рукавов и 14-ю пассажирскими местами. Разработкой занималось петербургское общество «Г.А. Леснер». В Москве самоходный пожарный транспорт появился в 1907 году, а серийное производство наладилось лишь в 1913 году.

После революции не осталось ни одного завода, который бы смог выпускать машины. Появлялись «самоделки», энтузиасты собирали спецтранспорт из трофейных автомобилей. В 1922 году власти решили закупать иностранные пожарные машины, которые служили образцами для производства отечественной техники. Постепенно открывались заводы в Ленинграде, Москве, Нижнем Новгороде. В 1937 году в стране был создан научно-исследовательский институт противопожарной обороны, с тех пор производство спецтехники стало централизованным.

Первый в мире пожарный автомобиль

Как было сказано выше, первый пожарный автомобиль создал Джордж Брейтуэйт. Машина весила около 2,5 тонн, ее мощность составляла 10 лошадиных сил. Насос «Новинки» был рассчитан на 900 л воды. Поршни и насос располагались на одной оси.

Машина участвовала в тушении нескольких лондонских пожаров. Но несмотря на высокую производительность, не была принята в противопожарную службу. Против ее использования выступала компания по страхованию от пожаров. Брейтвейт вместе со своим партнером Джоном Эриксоном все же убедили другие общины в эффективности машины. В 1832 году инженеры выпустили очередной экземпляр. «Комету» оснастили двойными цилиндрами и насосами, именно эту модель стали серийно выпускать в Германии. 

Успех детища Брейтуэйта не изменил отношения лондонцев, они и не думали пользоваться новомодным изобретением и продолжали бороться с огнем с помощью ручных пожарных насосов. Не получив признания на Родине, изобретатель спустя нескольких лет работы перестал заниматься производством пожарных автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *