Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 декабря 2012 г.
Регистрационный N 25999
Утвердить прилагаемое Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Министр обороны Российской Федерации
А. Сердюков
Приложение
I. Общие положения
1. Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Рос сийской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»*. Положение определяет общие правовые и экономи ческие основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации**, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооруженных Сил.
2. Органы управления и подразделения пожарной охраны Воо руженных Сил в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоря жениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, норматив ными правовыми и иными актами Министерства обороны.
3. В целях проверки соблюдения воинскими частями и органи зациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки пожарная охрана Вооружен ных Сил осуществляет ведомственный пожарный надзор.
Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя отдел пожарной безопасности Департамента плани рования и координации материально-технического обеспечения Ми нистерства обороны, службы пожарно-спасательные и местной обо роны управлений планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов (районов).
Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Для осуществления ведомственного пожарного надзора опре деляется район обслуживания инспекции пожарного надзора, кото рый устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах кото рых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.
Приказом командира воинской части (организации) определя ется район (границы) обслуживания пожарной командой.
II. Основные задачи пожарной охраны Вооруженных Сил
4. Основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
организация и осуществление профилактики пожаров в Во оруженных Силах;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
организация и осуществление в Вооруженных Силах меро приятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;
организация и осуществление контроля (надзора) на подведом ственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасно сти;
осуществление методического руководства по вопросам обу чения военнослужащих и лиц гражданского персонала мерам пожар ной безопасности, действиям при возникновении пожаров.
III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил
5. Функциями пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
а) проведение:
профилактики пожаров на объектах Вооруженных Сил;
мониторинга пожарной безопасности в Вооруженных Силах, сбора и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности;
б) разработка:
основных направлений обеспечения пожарной безопасности, а также предложений по совершенствованию организационной струк туры органов управления и подразделений пожарной охраны Воору женных Сил;
норм снабжения (комплектования) пожарно-технической про дукцией объектов Вооруженных Сил;
предложений по организации обеспечения накопления, осве жения и модернизации пожарно-технической продукции;
в) осуществление:
контроля (надзора) за исполнением органами военного управ ления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил тре бований пожарной безопасности;
взаимодействия с ФПС ГПС в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, а также на других объектах в соответствии с планом привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны;
мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целево му использованию пожарно-технической продукции на объектах Вооруженных Сил;
г) участие:
в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопас ности Российской Федерации, проектов правовых актов Министерст ва обороны по вопросам, отнесенным к обеспечению пожарной безо пасности объектов Вооруженных Сил;
в расследовании обстоятельств и причин возникновения пожа ров на объектах Вооруженных Сил в установленном порядке;
в работе комиссий по приемке систем противопожарной защи ты, завершенных строительством (реконструкцией) объектов воин ских частей и организаций Вооруженных Сил в установленном по рядке;
в работе комиссий по проведению государственных испытаний новых (модернизированных) образцов пожарно-технической продук ции, поступающих на снабжение в Вооруженные Силы, а также в осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в об ласти обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (выполнен ных) Вооруженным Силам;
в организации противопожарной пропаганды среди военно служащих и лиц гражданского персонала и их обучения в установ ленном порядке мерам пожарной безопасности;
д) организация:
учебно-методических сборов и методических занятий по во просам обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
е) подготовка предложений:
по осуществлению профилактических мер в области обеспече ния пожарной безопасности для органов военного управления;
по распределению бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
в планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожар но-технической продукцией;
ж) ведение:
статистического учета пожаров на объектах Вооруженных Сил и представление в установленном порядке статистической отчетности в ФПС ГПС по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах;
учета показателей деятельности органов управления и подраз делений пожарной охраны Вооруженных Сил;
з) рассмотрение и согласование технических заданий и про ектной документации на строительство, реконструкцию объектов Вооруженных Сил в части выполнения требований пожарной безо пасности;
и) выдача в установленном порядке заключений о соответст вии воинских частей и организаций Вооруженных Сил обязательным требованиям пожарной безопасности;
к) развитие пожарно-прикладного спорта среди личного соста ва подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и организация проведения соответствующих соревнований;
л) организация и ведение деятельности по обеспечению воин ских частей и организаций Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией.
6. Пожарная охрана Вооруженных Сил выполняет также иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
IV. Организация деятельности пожарной охраны Вооруженных Сил
7. Деятельность пожарной охраны в Вооруженных Силах орга низуют:
в Министерстве обороны — заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за материально-техническое обеспечение войск (сил), через Департамент планирования и коорди нации материально-технического обеспечения Министерства оборо ны;
в военных округах — заместители командующих военных окру гов по материально-техническому обеспечению через соответствую щие управления планирования и координации материально-технического обеспечения;
в воинских частях, организациях Вооруженных Сил и гарнизо нах — командиры воинских частей и организаций через пожарные ко манды.
8. Деятельность органов управления и подразделений пожар ной охраны Вооруженных Сил определяется соответствующими по ложениями, разработанными уполномоченными органами централь ного военного управления по организации деятельности пожарной охраны.
9. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил, выступающие в роли руководителей тушения пожаров и осуществ ляющие ведомственный пожарный надзор, проходят аттестацию в ус тановленном порядке.
10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования и других учреждениях, имеющих соответствующие аккредитацию и лицензию.
V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при ликвидации пожаров
11. Порядок взаимодействия между органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при ликвидации пожаров осуществляется в соответствии с законода тельством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны, Министерства Российской Федерации по делам граждан ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области пожарной безопасности.
12. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:
принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах регионов в соответствии с расписанием выезда, утвержденным гла вой муниципального образования, в интересах которого оно разрабо тано;
обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на объектах Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действия ми по тушению пожаров на объектах Вооруженных Сил. Особенно сти управления действиями при тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил определяются планами их проти вопожарной охраны.
13. Органы управления и подразделения пожарной охраны ФПС ГПС по согласованию с органами военного управления:
принимают участие в тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
допускаются к руководству тушением пожаров на объектах Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охра ны гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
14. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС на тушение пожаров в соответствии с расписанием выез да подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ осуществляется в установленном порядке. Тушение пожаров осуще ствляется на безвозмездной основе.
15. Материально-техническое обеспечение подразделений по жарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо цен ных объектах культурного наследия народов России осуществляется органами управления указанных подразделений.
16. При тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоак тивные, химические и биологические вещества, подразделения ФПС ГПС приступают к ведению действий по тушению пожаров только после получения в установленном порядке разрешений соответст вующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопас ных условий для работы личного состава.
17. Общее руководство подразделениями воинских частей и организаций Вооруженных Сил, привлеченных для тушения пожаров (за исключением руководства действиями по тушению пожаров), воз лагается на командиров воинских частей и руководителей организа ций Вооруженных Сил.
18. Органы управления, подразделения пожарной охраны Во оруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные уче ния (занятия) по тушению условных пожаров на объектах Вооружен ных Сил по взаимосогласованным графикам.
19. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил ведут статистический учет пожаров на объектах Вооруженных Сил и представляют в установленном порядке статистическую отчетность по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N35, ст. 3649; 1995, N35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N45, ст. 5265; N48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30 (ч. I), ст. 4590; ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49 (ч. I), ст. 7023.
**Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут име новаться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министер ство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; федеральная противопо жарная служба Государственной противопожарной службы — ФПС ГПС.
rg.ru
1. С фасады было разбито лишь одно окно, я решил лезть внутрь только если найдётся открытая дверь.
2. И действительно, замок на двери черного выхода оказался давно взломан.
3. Когда-то тут проходили построения личного состава части.
4. Историческая коллекция плакатов.
5. Современная политинформация. Портрет Шойгу сорван, из-за него проступил Сердюков. На лице Путина остались следы от приклеивания Медведева.
6. Занятно…
7.
8. В большинстве комнат почти ничего не сохранилось.
9. Плакат с замечательными фотографиями разных МиГов.
10. Бывшая тренажёрка.
11. Бывший учебный класс.
12. Никому не нужные учебники.
13.
14. Рукавная база.
15. Каморка с пылесосом.
16.
17.
18.
19.
20. Подробные планы города.
21.
22. Комната психологической разгрузки с мягкими игрушками.
23. Неужели брутальные мужики расслаблялись, смотря на фотографии орангутангов и котиков?
24. Библиотека, традиционно, никому не нужна.
25.
26. Наконец, я осмотрел самые характерные помещения ПЧ.
27. Гараж боевых машин.
28.
29.
30. И не отказался от подъёма на башню для просушки рукавов.
31. Сверху открывается скромный вид на осенний город.
32.
deletant.livejournal.com
Пожарные команды размещаются в специальных зданиях.
Пожарные команды подразделяются:
— на гарнизонные команды, осуществляющие несение противопожарной службы в гарнизоне;
— на команды воинских частей, предназначенные для несения противопожарной службы в части.
Пожарные команды могут быть штатные и нештатные.
Штатные пожарные команды
Численность личного состава штатных пожарных команд, а также количество пожарных автомобилей, мотопомп и другой техники определяются штатами.
Пожарные команды состоят из отделений. Каждое отделение составляет боевой расчет на пожарный автомобиль (мотопомпу).
Численность личного состава боевых расчетов определяется тактико-техническими характеристиками пожарных автомобилей (мотопомп).
Для обеспечения развертывания, полного использования средств тушения пожаров и самостоятельного выполнения боевой задачи по ликвидации пожара количество личного состава боевого расчета в одну смену на пожарный автомобиль (мотопомпу) должно соответствовать требованиям, указанным ниже.
Пожарный автонасос — 7 человек: командир автомобиля – 1, водитель – 1, пожарных – 5
Пожарная автоцистерна — 5 человек: командир автомобиля – 1, водитель – 1, пожарных – 3
Пожарный автомобиль аэродромной службы — 5 человек: командир автомобиля – 1, водитель – 1, пожарных – 3
Пожарная мотопомпа — 3 человека: моторист – 1, пожарных – 2
Количество личного состава боевого расчета на специальные автомобили (воздушно-пенного и порошкового тушения, технической службы, автолестницы и т. д.) определяется тактико-техническими характеристиками этих автомобилей.
Пожарные команды комплектуются военнослужащими, годными к несению строевой службы.
Для поддержания постоянной боевой готовности штатных военных пожарных команд количество военнослужащих в них первого и второго года срочной службы должно быть одинаковым.
Пожарные команды, укомплектованные военнослужащими, несут службу в суточном пожарном наряде, численность которого определяется начальником пожарной команды.
Водителями пожарных автомобилей назначаются, как правило, шоферы, имеющие практический опыт непрерывной работы водителями не менее одного года и прошедшие специальные сборы (курсы).
Работы по обеспечению готовности пожарной техники, приборов и оборудования на охраняемых объектах (проверка, зарядка и перезарядка огнетушителей, утепление гидрантов, водоемов и т. п.) производятся личным составом пожарной команды.
Категорически запрещается использование личного состава пожарных команд, пожарных автомобилей (мотопомп), инструмента и оборудования не по прямому назначению, а также размещение в зданиях пожарных команд лиц и подразделений, не имеющих к ним отношения.
Личный состав пожарных команд, в том числе офицеры, прапорщики и старшины, освобождаются от других нарядов, не связанных с несением противопожарной службы.
Нештатные пожарные команды
В каждой отдельной воинской части, где военная пожарная команда штатами не предусмотрена, распоряжением командира части создается нештатная пожарная команда численностью 5-15 человек в зависимости от местных условий.
В состав этих команд назначаются солдаты и сержанты из одного подразделения.
На оснащении нештатных пожарных команд могут находиться пожарные автомобили и мотопомпы, а также пожарный инструмент и оборудование, имеющиеся в воинской части.
Начальниками нештатных пожарных команд назначаются офицеры по совместительству.
Начальник нештатной пожарной команды является начальником противопожарной службы воинской части и несет ответственность за организацию пожарной безопасности, постоянную готовность команды, средств пожаротушения и обучение личного состава части правилам предупреждения и тушения пожаров.
Из состава нештатной пожарной команды ежедневно назначается пожарный наряд, который подчиняется дежурному по части и начальнику нештатной пожарной команды.
Пожарные расчеты подразделений
В производственных цехах, мастерских, хранилищах, парках, на постоянных и временных пунктах работ с боевой техникой и имуществом назначаются пожарные расчеты из числа лиц, выполняющих эти работы.
На пожарные расчеты возлагается контроль за выполнением в местах производства работ и подразделениях мер пожарной безопасности, тушение пожаров и эвакуация имущества.
Обязанности лиц, назначенных в расчеты, определяются командирами подразделений (руководителями работ).
Фамилии лиц, назначенных в состав расчета, и их обязанности вывешиваются на специальной доске, установленной на видном месте.
Старшими расчетов являются руководители работ (начальники хранилищ, цехов, сооружений).
voenservice.ru
Все мы помним дату 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Авиация противника бомбила не только важные стратегические объекты, такие как аэродромы, военно-морские базы, железнодорожные узлы, но и мирные города Советского Союза. Одну из важнейших роль сыграла в годы Великой Отечественной войны и пожарная охрана, которая немедленно вступала в борьбу с пожарами, вызванными фашистской авиацией.
В прифронтовых районах и глубоком тылу вместе со всем советским народом пожарные выполняли свой долг, делали все зависящее для победы над немецко-фашистскими захватчиками. В самом начале войны, в сложных условиях оказались пожарные городов: Минска, Вильнюса, Лиепаи, Бреста, Львова, Каунаса, Риги, Гродно, Смоленска, Барановичи, Ковеля, Орши, Мозыря, Пинска, Даугавпилса и др.
Пожарная команда в годы ВОВОсновную тяжесть борьбы с пожарами, возникающими во время вражеских налетов, приходилось вначале вести малочисленным городским профессиональным и объектовым пожарным командам. Личный состав, переведенный с утра 22 июня на казарменное положение, работал без сна и отдыха.
Важной задачей для пожарных было сохранение военных объектов, транспортных узлов и инфраструктуры, не допустить перерастания отдельных пожаров в массовые, ликвидировать или «зачернить» пожары до наступления ночи, чтобы они не служили ориентиром немецкой авиации. Пожарным помогало население прифронтовых городов, люди под огнем фашистской авиации постигали на практике науку тушения зажигательных бомб.
Многие пожарные по зову сердца записывались в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках бороться с фашистскими захватчиками.
Так летом 1942 года немецким захватчикам удалось продвинуться к Сталинграду, а также на Северный Кавказ. Начались тяжелые бои, в них участвовали партизанские соединения, в которых было много пожарных Краснодарского и Ставропольского краев. Многие пожарные-партизаны погибли в ожесточенной борьбе с захватчиками.
Одним из серьезных вопросов в тяжелых условиях войны для пожарных был недостаток пожарной техники. Работники пожарной охраны проявляли смекалку и на местах изыскивали пути по приспособлению грузовых автомобилей под пожарные автоцистерны, занимались переоборудованием имеющихся пожарных машин, делая их более мощными. Московский завод пожарных машин начал выпускать тогда упрощенные, так называемые бортовые пожарные машины. В бортовом кузове автомобиля устраивали сиденья для личного состава, на машине монтировали пожарный насос с приводом от двигателя автомобиля, укладывали необходимое противопожарное оборудование.
Большую опасность представляло применение зажигательных авиабомб с воздуха противником, они могли вызвать одновременное возникновение множества очагов пожаров и загораний. Надо было обучать все население приемам и способам борьбы с зажигательными авиабомбами. Это было достигнуто путем вовлечения населения, рабочих и служащих предприятий в противопожарные формирования местной противовоздушной обороны (МПВО).
2 июля 1941 года Советское правительство принимает важное решение о всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне.
На предприятиях, в учреждениях, в жилых домах были созданы формирования местной противовоздушной обороны, в том числе и противопожарные формирования. Организовывали обязательное дежурство на объектах и в жилых домах на случай воздушного нападения. Всех советских патриотов, горевших желанием защищать наши города и села от воздушных нападений, требовалось хорошо подготовить к тушению возможных пожаров. Нужно было обучить практическим приемам – как выбрасывать бомбу из помещения, как тушить бомбу водой или песком, как пользоваться клещами, лопатами, совками, скребками, т.е. надо было проводить занятия в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.
Всю учебно-инструкторскую работу осуществляли работники Госпожнадзора, личный состав профессиональной пожарной охраны.
В сжатые сроки работники Госпожнадзора обследовали населенные пункты и предприятия для срочного осуществления противопожарной защиты от возможных воздушных нападений. Разбирали и сносили легкосгораемые деревянные строения и сооружения, способствующие распространению огня. Срочно сооружали пожарные водоемы, устраивали запруды, на реках и прудах строили пирсы. Устанавливали стационарные средства тушения пожаров, прокладывали сухие трубопроводы для подачи по ним воды для тушения пожаров. На предприятиях, в жилых домах были поставлены и наполнены водой тысячи бочек. Для получения воды использовали колодцы, артезианские скважины, заводские градирни и дождевую канализацию. Подвалы некоторых строений заполняли водой на случай тушения пожаров.
В Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Ростове, Тбилиси, Калинине, Ярославле и других городах на стадионах, городских площадях, скверах и парках проводили показательные занятия по тушению зажигательных авиабомб и очагов пожаров; населению разъясняли правила противопожарного режима в условиях военного времени.
Службой местной противовоздушной обороны были выпущены массовыми тиражами брошюры, памятки, плакаты о правилах действия населения на случай воздушных налетов. Кроме того, организовали показы инструктивных кинофильмов о правилах поведения населения при воздушных налетах.
Таким образом, с первых дней войны подготовка населения к отражению последствий воздушного нападения приняла широкий, всенародный характер. Это можно было осуществить только в условиях социалистического государства, когда каждый советский гражданин стремился внести свою долю в общее дело защиты Родины.
Чтобы уменьшить возможность возникновения массовых пожаров в городах и на промышленных объектах, потребовалась большая профилактическая работа.
Из профилактических мер, осуществленных в этот период, надо указать следующие. Чердачные помещения, коридоры верхних этажей, лестничные клетки, чуланы и сараи освобождали от горючего хлама и мусора, излишних домашних вещей, старой мебели, запасов легковоспламеняющихся жидкостей и материалов. Сгораемую засыпку чердачных помещений (опилки, торф) заменяли несгораемой; в тех случаях, когда этого нельзя было сделать, сгораемую засыпку покрывали слоем песка. На крышах, чердаках и верхних этажах зданий устанавливали бочки с водой, ящики или мешки с песком. Во всех квартирах верхних этажей создавали запасы воды (в ваннах, тазах, ведрах).
На помощь практикам пришли специалисты Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны. Группа научных работников института под руководством С.И. Таубкина в сжатые сроки разработала рецепты простейших огнезащитных красок и обмазок, основой которых были дешевые известь, глина и поваренная соль. Повсюду начались работы по защите от огня деревянных конструкций зданий. В Москве, например, огнезащитной обмазкой было покрыто около 30 млн., а в Ленинграде – более 20 млн. м2 деревянных конструкций и в первую очередь стропил и обрешеток чердаков.
Тушение зажигательной авиабомбы (ЗАБ)Вовлечение в добровольные пожарные команды сотен тысяч граждан, осуществление комплекса профилактических мер не замедлили сказаться. Во время воздушных налетов врага не только бойцы профессиональных пожарных команд, но и гражданское население успешно тушили зажигательные авиабомбы, предотвращая сотни пожаров Они потушили до 85% загораний, тем самым облегчив действия пожарных.
В прифронтовых районах и городах, помимо тушения пожаров, возникающих от вражеских налетов противника и артобстрела, пожарные нередко выполняли задания командования советских войск. Пожарные г. Запорожья, когда враг вплотную подошел к Днепру и вывел из строя насосные станции городского водопровода, взяли на себя снабжение водой воинских частей, госпиталей, хлебопекарен, хлебозаводов, пищеблоков, столовых.
Работа советской пожарной охраны в военных условиях явилась суровым испытанием. Ранее указывалось, что в ряде городов из личного состава пожарной охраны были сформированы воинские подразделения. Они вливались в части Советской Армии, отражавшие вражеские атаки. Так было в Ленинграде, Москве, Бресте, Севастополе и других городах.
Когда враг находился на подступах к Москве, из личного состава пожарной охраны города была создана стрелковая бригада. Из подразделений городской пожарной охраны Ленинграда также была образована стрелковая дивизия, получившая свой участок обороны.
В городах Урала, Сибири, Узбекистана, Казахстана, куда были эвакуированы тысячи новых промышленных предприятий, надо было организовать работу так, чтобы пожары не нарушали и без того напряженный ритм производства. Эту задачу органы Госпожнадзора выполнили с честью.
В стране не хватало цемента, кирпича и других огнестойких строительных материалов. Приходилось применять дерево, мягкую кровлю, горючие утеплители, размещать производственные цехи и склады в неприспособленных помещениях, возводить временные строения. Нужды фронта неотложно требовали быстрейшего ввода производственных мощностей, бесперебойного снабжения армии боевыми машинами, вооружением, боеприпасами, питанием и обмундированием.
В этих условиях от работников Госпожнадзора требовались иные формы и методы работы, отличные от мирного времени. Во многих случаях пожарные шли на отступления от противопожарных норм и правил, дабы добиться быстрейшего ввода в эксплуатацию оборонных объектов. Применение деревянных конструкций в цехах и складах с повышенной пожарной опасностью допускалось при условии обработки их простейшими огнезащитными красками и обмазками.
На новых предприятиях не всегда было возможно строить водопроводы, не хватало пожарных гидрантов. В таких случаях для хранения пожарных запасов воды приспосабливали различные емкости, подвалы, сооружали временные резервуары.
На предприятиях по выпуску самолетов, танков, моторов, боеприпасов были организованы военизированные пожарные части. На этих предприятиях в цехах осуществляли усиленную постовую и дозорную службу, внедряли стационарные средства тушения пожаров.
Характерно, что в годы войны в городах и районах востока страны повсеместно отмечалось снижение числа пожаров от бытовых и производственных причин. Это свидетельство активной работы пожарной охраны, Государственного пожарного надзора и результат сознательного отношения советских людей к сбережению социалистической собственности. Некоторый рост пожаров в городах, находящихся далеко от линии фронта, наблюдался только в 1942 году и главным образом в жилом секторе от приборов печного отопления.
Пожарные, как и все советские люди, стойко переносили тяготы войны. Кроме того, они организовали сбор добровольных пожертвований в фонд обороны, на строительство танков, самолетов, а также в фонд помощи освобожденным районам.
Женщины-бойцы пожарных команд ЛенинградаЕще в первые дни Великой Отечественной войны партия и правительство призвали советских женщин заменить на производстве ушедших на фронт мужей и сыновей. Женщины пришли на службу и в пожарную охрану. В первые же дни войны наши женщины вносили большой вклад в дело защиты наших городов от вражеских налетов. Дежуря по охране домов, работая во время воздушных налетов врага в качестве пожарных, они предотвратили немало пожаров, спасли жизнь многим людям, обеспечили бесперебойную работу предприятий.
Женщины-бойцы пожарных команд успешно тушили зажигательные бомбы. Они сбрасывали их с чердаков на землю, топили в бочках с водой, забрасывали песком.
Много наших женщин добровольно поступили на службу в пожарные части в качестве пожарных-бойцов, шоферов, мотористов.
За годы войны в советскую пожарную охрану пришли девушки-комсомолки, выполнявшие обязанности инспекторов профилактики, телефонистов, связистов, дозорных и постовых.
По решению ЦК ВЛКСМ от 11 марта 1942 года на службу в пожарную охрану было мобилизовано более 6 тыс. комсомолок. А спустя некоторое время число женщин в пожарной охране уже составляло 11% общей ее численности.
В Москве, Казани и других городах были сформированы женские пожарные команды, успешно тушившие пожары. Многие из женщин-бойцов награждены правительственными наградами.
Когда Красная Армия перешла в решительное наступление на всех фронтах, Главным управлением пожарной охраны были созданы оперативные группы из опытных работников пожарной охраны для работы по ликвидации пожаров в прифронтовой зоне и по организации пожарной охраны в освобожденных городах и районах страны.
Отступая под ударами советских войск, немецко-фашистские захватчики уничтожали важные для народного хозяйства объекты. И в этих условиях охрана от пожаров освобожденных и восстанавливаемых городов, колхозов и совхозов требовала от оперативных групп большого напряжения сил. Им часто приходилось работать в непосредственной зоне военных действий, тушить пожары и спасать людей и ценности под огнем противника. Так, например, оперативная группа (около 60 человек) пожарной охраны Литовской ССР, сформированная в марте 1944 года, оснащенная пожарными автонасосами, автоцистернами, двигаясь вместе с войсками на запад, потушила много пожаров.
Предстояла громадная работа по восстановлению материальной базы пожарных частей и добровольных пожарных дружин в освобожденных районах Украины, Белоруссии, Прибалтики, Смоленщины, Брянщины, а также в Новгородской, Псковской, Калининской, Ленинградской, Воронежской и других областях.
Гамбург после серии “ковровых бомбардировок” с 25 июля по 3 августа 1943 годаЗа период войны в наших городах, находившихся в зоне активного действия вражеской авиации и наземных средств поражения, не было допущено стихийных пожаров, групповой гибели людей от огня, как это произошло, например, в Гамбурге или городах Англии. Пожар, возникший в Гамбурге в июле 1943 года в результате действий англо-американской стратегической авиации, принял гигантские размеры.
Нацистская государственная машина, пожарная служба которой оказалась неспособна организовать мало-мальски сносную защиту крупнейшего города от пожара. Английский военный историк Джон Фуллер об этой трагедии писал:
«…Город был разрушен на 55-60%, причем 75-80% этих разрушений явились следствием пожаров. Город совершенно выгорел на площади 12,5 кв. миль, погибло от 60 тыс. до 100 тыс. человек (!!!), уничтожено 300 тыс. квартир. Без крова оказалось 750 тыс. человек».
Множество людей задохнулось или буквально испеклось под действием чрезвычайной жары. В подвалах нашли тысячи погибших людей.
К действиям в зоне пожара приступили только спустя два дня после его возникновения. По данным, появившимся в печати ФРГ, видно, что убытки от пожаров в последней войне в странах запада составляют 75% всех причиненных убытков. Ни в одном из городов Советского Союза, подвергшихся действию авиации и артиллерии противника, не было допущено таких крупных опустошительных пожаров. Даже в дни Сталинградской битвы, когда одновременно сотни фашистских стервятников обрушили на город свой смертоносный груз, население, противопожарные формирования МПВО, профессиональные пожарные части не допустили перерастания отдельных пожаров в стихийные огненные штормы, хотя ущерб от воздушных бомбардировок и пожаров и был велик.
Впервые в нашей стране советские пожарные применили активную тактику тушения пожаров. В условиях воздушных налетов, артиллерийских обстрелов они не укрывались в убежищах, а немедленно вступали в борьбу с пожарами, как только они возникали.
Прибывший в 1941 году в Москву для передачи опыта борьбы с пожарами, возникающими от действия вражеской авиации, руководитель противопожарной службы Великобритании полковник Саймон был удивлен, что советские пожарные подразделения не укрываются по воздушной тревоге в убежища, а начинают борьбу с пожарами в ходе воздушного налета. «На Западе это не принято», – сказал Саймон.
Вторым важнейшим фактором, определившим успех в тушении пожаров, явилась тесная связь советских пожарных с народом. Без его помощи немыслимо было успешно ликвидировать тысячи загораний, возникающих одновременно от зажигательных средств. Жители Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы в трудные дни встали на защиту своих городов. Это предопределило успех борьбы с пожарами.
Борьба с пожарами была бы безуспешной, не будь на вооружении пожарных частей и добровольных формирований МПВО современных технических средств борьбы с огнем.
Анализируя общее состояние пожарной обороны страны, можно сделать вывод, что советские пожарные с честью выполнили свой долг по защите от пожаров городов и населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны.
fireman.club
1. С фасады было разбито лишь одно окно, я решил лезть внутрь только если найдётся открытая дверь.
2. И действительно, замок на двери черного выхода оказался давно взломан.
3. Когда-то тут проходили построения личного состава части.
4. Историческая коллекция плакатов.
5. Современная политинформация. Портрет Шойгу сорван, из-за него проступил Сердюков. На лице Путина остались следы от приклеивания Медведева.
6. Занятно…
7.
8. В большинстве комнат почти ничего не сохранилось.
9. Плакат с замечательными фотографиями разных МиГов.
10. Бывшая тренажёрка.
11. Бывший учебный класс.
12. Никому не нужные учебники.
13.
14. Складские помещения.
15.
16.
17.
18.
19.
20. Подробные планы города.
21.
22. Комната психологической разгрузки с мягкими игрушками.
23. Неужели брутальные мужики расслаблялись, смотря на фотографии орангутангов и котиков?
24. Библиотека, традиционно, никому не нужна.
25.
26. Наконец, я осмотрел самые характерные помещения ПЧ.
27. Боксы для машин.
28.
29.
30. И не отказался от подъёма на каланчу.
31. Сверху открывается скромный вид на осенний город.
32.
ru-abandoned.livejournal.com
Военный аэродромный пожарный автомобиль Class 135 Chevrolet-Mack 4×4, 1944 год
Аэродромные пожарные автомобили класса 135 наиболее широко использовались на театре военных действий. Автомобиль был построен на шасси Ford и International 4×2, а также Chevrolet 4×4. Кузова пожарных автомобилей производились компаниями General, American LaFrance, Central, Approved, Mack, Darley и Oren. Внешний вид напоминал Class 325, но в отличие от него, автомобили Class 135 были оборудованы насосом высокого давления переднего расположения. Автомобиль перевозил 300 галлонов (1135 литров) воды и 20 галлонов (75 литров) пенообразователя. Две катушки с 150 футами рукавов высокого давления диаметром 3/4″ были под платформой кузова по бокам, а третья – в задней части автомобиля. Другая версия класса 135 появилась ближе к концу войны. Она была оборудована насосом American LaFrance среднего расположения.
Неофициальные источники и исследования указывают цифру в 1958 произведенных пожарных автомобилей класса 135, из них 942 на шасси 4х2 и 1016 на шасси 4х4.
Фотографии
С постройкой больших самолетов, имеющих потребность во все большем количестве топлива и масла, был сделан вывод о неспособности аэродромных пожарных автомобилей класса 125 и 135 адекватно бороться с пожарами на таких больших самолетах. Информация, поступающая с театра военных действий, подтверждала эти выводы. В дополнение к ограниченному запасу огнетушащего вещества на автомобилях, некоторые из них были смонтированы на 1,5-тонных шасси 4х2 коммерческого назначения. Внедорожные качества и мобильность этих пожарных автомобилей не удовлетворяли необходимым требованиям.
С учетом этих недостатком, корпус инженерных войск армии США в начале 1944 года начал разработку нового аэродромного пожарного автомобиля, позже ставшего известным как Class 140, на базе стандартного армейского 2,5-тонного шасси 6×6. Он был оборудован цистерной с 650-700 галлонами воды (2450-2650 литров), двумя лафетными стволами и тремя рукавными линиями, длиной по 100 футов. Две из трех рукавных линий должны были использоваться со стволами высокого давления. а третья – для подачи пены. На автомобиле должен был перевозиться различный противопожарный инструмент – пожарные топоры, лестницы, ведра, огнетушители и так далее . Предусматривался пожарный насос производительностью 300 галлонов в минуту и давлением 600 psi (около 400 метров). Предполагалось, что новые пожарные автомобили заменят классы 125 и 135, и, если возникнет необходимость, класс 155. Однако в июне 1944 года, проект был забракован, поскольку было обнаружено, что для обеспечения эффективности, автомобиль должен был перевозить большое количество CO2.
Военный аэродромный пожарный автомобиль Class 150 Reo-Cardox 6×6
Аэродромные пожарные автомобили класса 150 строились на базе 7-тонного шасси от Reo и Sterling, с колесной формулой 6×6. Кузов и противопожарное оборудование производилось компанией Cardox Corporation. Оборудованный 6 000 фунтами CO2 и 300 галлонами пены, автомобиль мог применять эти огнетушащие вещества под отдельности или в комбинации. Подача ОТВ осуществлялась через гидравлический манипулятор или через расположенные спереди автомобиля и на бампере насадки для газа и пены. Управление насадками производилось из кабины, с помощью гидравлического джойстика. Помимо этого, на автомобиле были установлены четыре линии ручной подачи CO2 – две из них на больших катушках по 100 футов рукавов высокого давления диметром 1 дюйм, и две 100-футовые линии диаметром 5/8 дюйма, уложенные в рукавные ящики над задними колесами. На двух последних линиях устанавливались 5-футовые насадки с распылителями, которые предназначались для пробивания корпуса самолета и подачи внутрь огнетушащего газа.
Пена подавалась с использованием углекислоты как газа-вытеснителя из пенобака. Пенные насадки располагались на гидравлическом манипуляторе, передней решетке и бампере. Две 100-футовые однодюймовые рукавные линии были также уложены в рукавные ящики над задними колесами. Ранняя версия пожарных автомобилей класса 150 строилась компанией Cardox на 7,5-тонном шасси Mack NM, 6×6.
Фотографии
Военный аэродромный пожарный автомобиль Class 155 Kenworth-Mack 6×6, 1944 год
Корпус инженерных войск армии США в 1943 году разработал прототип аэродромного пожарного автомобиля класса 155 на базе шасси Mack Model T, Type 19, 4×2. Автомобиль был оборудован насосом среднего расположения, цистерной на 1000 галлонов (3,8 м3) воды и двумя лафетными стволами, установленными сверху кузова. В течение июля 1943 года, прототип перевозился в аэропорты Dow Field, LaGuardia и Национальный аэропорт Вашингтона, где демонстрировался военным. Во время тестирования обнаружились некоторые недостатки во внедорожных качествах автомобиля и насосе среднего расположения.
К сентябрю 1943 года, Class 155 был переработан, были заключены контракты на производство на базе 6-тонных шасси Kenworth Model 572, 6×6 и Brockway Model B666, 6×6. Компания Mack Trucks производила кузова для обоих шасси. В качестве насоса использовался агрегат высокого давления Hale Model ZEY, 325 галлонов в минуту, 600 psi, с приводом от 6-цилиндрового двигателя Continental. American LaFrance производила кузова для шасси Brockway Model F666 и B666, они были оборудованы двухступенчатым центробежным насосом American LaFrance Model 155, с подачей 250 галлонов в минуту и давлением 600 psi, с приводом от 12-цилиндрового двигателя American LaFrance.
Все версии Class 155 были оборудованы цистерной на 1000 галлонов воды и двумя лафетными стволами ручного управления. Кнопки включения и органы управления насосами находились в кабине водителя, а также около лафетных стволов. В левой части кабины, около водителя, находился клапан управления водяными распылителями, установленными с другой стороны ветрового стекла. Распылители предназначались для формирования водяной завесы, защищавшей водителя в случае, если ветер раздувал пламя в сторону кабины. Лафетные стволы имели возможность переключения со прямой струи на тонкораспыленную, с помощью небольшого рычага около наконечника. Два 100-футовых рукава диаметром ¾ дюйма перевозились в рукавных ящиках над задними колесами и были оборудованы ручными стволами для тонкораспыленной подачи воды. Третий рукав хранился в открытом отделении в кузове, позади кабины. Помимо этого, пожарный автомобиль класса 155 был оборудован различным противопожарным инструментом, включая 16-футовую лестницу, армейский набор инструментов для авиакатастроф, багром, насадками для формирования водного тумана, огнетушителями и 100-футовой веревкой с крюком-кошкой.
После войны, автомобили класса 155 были переоборудованы для применения пенного тушения, путем установки в кузов пенобака и пеносмесителя. К лафетным стволам были добавлены пенные насадки, на бампер установлено оборудование для покрытия пеной взлетно-посадочной полосы.
Фотографии
Начало:
Продолжение:
fire-truck.ru
1. Назначение пожарных команд
Пожарные команды размещаются в специальных зданиях.
Пожарные команды подразделяются:
— на гарнизонные команды, осуществляющие несение противопожарной службы в гарнизоне;
— на команды воинских частей, предназначенные для несения противопожарной службы в части.
Пожарные команды могут быть штатные и нештатные.
Штатные пожарные команды. Численность личного состава штатных пожарных команд, а также количество пожарных автомобилей, мотопомп и другой техники определяются штатами.
Пожарные команды состоят из отделений. Каждое отделение составляет боевой расчет на пожарный автомобиль (мотопомпу).
Численность личного состава боевых расчетов определяется тактико-техническими характеристиками пожарных автомобилей (мотопомп).
Для обеспечения развертывания, полного использования средств тушения пожаров и самостоятельного выполнения боевой задачи по ликвидации пожара количество личного состава боевого расчета в одну смену на пожарный автомобиль (мотопомпу) должно соответствовать требованиям, указанным в таблице.
Вид пожарной техники | Расчет, | Состав расчета |
Пожарный автонасос | 7 | командир автомобиля — 1, водитель — 1, пожарных — 5 |
Пожарная автоцистерна | 5 | командир автомобиля — 1, водитель — 1, пожарных — 3 |
Пожарный автомобиль аэродромной службы | 5 | командир автомобиля — 1, водитель — 1, пожарных — 3 |
Пожарная мотопомпа | 3 | моторист — 1, пожарных — 2 |
Количество личного состава боевого расчета на специальные автомобили (воздушно-пенного и порошкового тушения, технической службы, автолестницы и т. д.) определяется тактико-техническими характеристиками этих автомобилей. |
Пожарные команды комплектуются военнослужащими, годными к несению строевой службы.
Для поддержания постоянной боевой готовности штатных военных пожарных команд количество военнослужащих разного призыва в них должно быть одинаковым.
Пожарные команды, укомплектованные военнослужащими, несут службу в суточном пожарном наряде, численность которого определяется начальником пожарной команды.
Водителями пожарных автомобилей назначаются, как правило, шоферы, имеющие практический опыт непрерывной работы водителями не менее одного года и прошедшие специальные сборы (курсы).
Работы по обеспечению готовности пожарной техники, приборов и оборудования на охраняемых объектах (проверка, зарядка и перезарядка огнетушителей, утепление гидрантов, водоемов и т. п.) производятся личным составом пожарной команды.
Категорически запрещается использование личного состава пожарных команд, пожарных автомобилей (мотопомп), инструмента и оборудования не по прямому назначению, а также размещение в зданиях пожарных команд лиц и подразделений, не имеющих к ним отношения.
Личный состав пожарных команд, в том числе офицеры, прапорщики и старшины, освобождаются от других нарядов, не связанных с несением противопожарной службы.
Нештатные пожарные команды. В каждой отдельной воинской части, где военная пожарная команда штатами не предусмотрена, распоряжением командира части создается нештатная пожарная команда численностью 5-15 человек в зависимости от местных условий.
В состав этих команд назначаются солдаты и сержанты из одного подразделения.
На оснащении нештатных пожарных команд могут находиться пожарные автомобили и мотопомпы, а также пожарный инструмент и оборудование, имеющиеся в воинской части.
Начальниками нештатных пожарных команд назначаются офицеры по совместительству.
Начальник нештатной пожарной команды является начальником противопожарной службы воинской части и несет ответственность за организацию пожарной безопасности, постоянную готовность команды, средств пожаротушения и обучение личного состава части правилам предупреждения и тушения пожаров.
Из состава нештатной пожарной команды ежедневно назначается пожарный наряд, который подчиняется дежурному по части и начальнику нештатной пожарной команды.
На пожарный наряд возлагается:
— наблюдение за выполнением правил пожарной безопасности во всех подразделениях, и на территории части;
— несение пожарно-постовой службы согласно табелю постам;
— наблюдение за исправным состоянием приборов и средств пожаротушения на объектах;
— тушение пожаров.
2. Назначение пожарных расчетов
Пожарные расчеты подразделений. В производственных цехах, мастерских, хранилищах, парках, на постоянных и временных пунктах работ с боевой техникой и имуществом назначаются пожарные расчеты из числа лиц, выполняющих эти работы.
На пожарные расчеты возлагается контроль за выполнением в местах производства работ и подразделениях мер пожарной безопасности, тушение пожаров и эвакуация имущества.
Обязанности лиц, назначенных в расчеты, определяются командирами подразделений (руководителями работ).
Фамилии лиц, назначенных в состав расчета, и их обязанности вывешиваются на специальной доске, установленной на видном месте.
Старшими расчетов являются руководители работ (начальники хранилищ, цехов, сооружений).
3. Назначение пожарных постов
Для обеспечения противопожарной охраны во время работы на наиболее опасных в пожарном отношении объектах воинской части из состава нештатной пожарной команды назначаются постовые, которые несут службу на пожарных постах согласно табелю постам.
Пожарным постом называется все порученное для противопожарной охраны постовому, а также место или участок, на котором он выполняет свои обязанности.
Пожарные посты назначаются:
— для предупреждения возникновения пожара;
— для надзора за исправностью и готовностью к действию средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента;
— для наблюдения за исправным содержанием источников пожарного водоснабжения (гидрантов, водоемов, внутренних пожарных кранов), подъездов и подходов к ним;
— для своевременного вызова пожарной команды в случае возникновения пожара на посту или вблизи него;
— для ликвидации загораний и пожаров на посту имеющимися на месте средствами (огнетушителем, песком и т. п.).
Постовой пожарного поста подчиняется дежурному по части и начальнику противопожарной службы и только по их приказанию может быть снят с поста.
обязанности постового пожарного поста:
— заступая на пост, тщательно проверить противопожарное состояние поста, исправность средств связи, сигнализации, пожарного оборудования;
— хорошо знать особенности своего поста и не допускать нарушений правил пожарной безопасности;
— вести непрерывное наблюдение за помещениями, зданиями и сооружениями, находящимися под охраной, не допуская курения и разведения огня в запрещенных местах;
— следить (при наличии на охраняемых объектах отопления) за соблюдением правильной эксплуатации отопительных приборов и своевременным окончанием топки печей;
— при обнаружении на посту или вблизи него нарушений правил пожарной безопасности требовать их устранения и в случае, не терпящем, отлагательства, немедленно докладывать дежурному по части или начальнику противопожарной службы, используя имеющиеся на посту средства связи;
— при обнаружении пожара немедленно вызвать пожарную команду, сообщить дежурному по части и одновременно организовать тушение пожара имеющимися на месте средствами пожаротушения.
Постовому на пожарном посту запрещается:
— спать, сидеть, курить, есть, читать, писать;
— отвлекаться от постоянного наблюдения за постом и вступать в неслужебные разговоры;
— оставлять свой пост до смены или снятия с поста.
voenservice.ru