8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Прошивка пзу zx spectrum: ROM’S прошивки ПЗУ

Содержание

ROM’S прошивки ПЗУ

ROM’S прошивки ПЗУ

Прошивки ПЗУ для СПЕККИ (ROMS)

1. 128tr93 12 kb
2. 48 16 kb
3. 48only 16 kb
4. 48turbo 16 kb
5. Bsrom118 27 kb
6. Dos606hc

9 kb

7. Groot 13 kb
8. Groot.zip 13 kb
9. Imc_if1
42 kb
10. Imc_rom 21 kb
11. Mf128 7 kb
12. Plus2 32 kb
13. Plus2.zip 24 kb
14. Scorpion 49 kb
15. Sos89r 13 kb
16. Spec128 32 kb
17. Spec128.zip 24 kb
18. Standart 13 kb
19. Tk_95 13 kb
20. Tr
16 kb
21. Tr5_01 16 kb
22. Tr5_03 16 kb
23. Tr5_04 16 kb
24. Tr5_04s 16 kb
25. Tr5_04t 16 kb
26. Tr5_04tm 16 kb
27. Tr5_5h 16 kb
28. Tr604rom 9 kb
29. Trdos4em 13 kb
30. Trdos505
14 kb
31. Tree4th 8 kb
32. Tr_roms 84 kb
33. Ts2068 20 kb
34. Zx80 4 kb
35. Zx80_81 17 kb
36. Zx81 8 kb
37. Zx81rom.txt 1 kb

Игры Главная страница Софт Новости Эмуляторы


Яндекс.Реклама:
. Компания Марьина Роща — это оптовая продажа бытовой химии. . | скарлетт йоханссон | Кастком. Поисковая оптимизация — поисковое продвижение сайтов недорого.

Самые последние База ГИБДД, база данных ГИБДД


Тест памяти, прошиваемый в ПЗУ

3 / 21 809

Версия для печати

Неисправности, связанные с ОЗУ, занимают «почётную» нишу среди всевозможных причин неработоспособности Спектрумов. Микросхемы памяти относительно ненадёжны и склонны выгорать (в особенности при проблемах с питанием). И особенно если источник питания Спектрума трансформаторный. Уже сколько раз было замечено на моём компьютере Ленинград-1 с трансформаторным блоком питания — случайно перемкнёшь питание компьютера (+5В и массу), и одна-две микросхемы КР565РУ5 уже «вылетели».

Как правило горит микросхема памяти полностью. Т.е. не так, что в ней какой-то один бит не работает, а вообще вся микросхема перестаёт работать. Память Спектрума организована так, что каждая микросхема ОЗУ отвечает за свой бит памяти (для 48К спектрума это 8 микросхем по одному биту, итого имеем 64КБ адресуемой памяти). При старте компьютера ПЗУ производит свой тест памяти, и, если какая-либо ячейка ОЗУ «сбоит», компьютер устанавливает границу доступной памяти на адрес ячейки, предыдущей перед неисправной. При этом значение границы доступной памяти устанавливается в системной переменной P_RAMT (она находится по адресам 23732-23733 в ОЗУ. В исправном компьютере значение этой системной переменной будет равно #FFFF (т.е. в обеих ячейках памяти будут записаны числа 255). Если в системной переменной находится число, не равное #FFFF, к примеру если там #F000, то это означает, что ячейка памяти #F001 уже дефектная.

Всё это очень хорошо, но только в том случае, если обнаруженная дефектная ячейка памяти находится не в начале доступного ОЗУ. Дело в том, что для работы BASIC-48 тоже требуется какая-то доступная исправная память. И если дефект памяти выявится в начале ОЗУ, то BASIC просто-напросто не запустится, и мы ничего не сможем узнать. В случае, когда сгорела одна из микросхем ОЗУ полностью, компьютер не запустит BASIC.

Далее остаются только «пляски с бубном», чтобы найти что же в действительности сгорело. Применимо к микросхемам памяти можно попробовать примитивную, но иногда полезную диагностику. Дело в том, что дефектная микросхема памяти (КР565РУ5) может отличаться по температуре от остальных рабочих микросхем. При работе ОЗУ КР565РУ5 греется. Если приложить к микросхемам ОЗУ палец, можно почувствовать, что микросхемы ощутимо тёплые. Неисправная микросхема может греться как утюг, а может быть вообще холодной. Это необязательно будет так, но данный метод можно запомнить и применять от случая к случаю.

Вообще при производстве Спектрумов правилами хорошего тона является установка на панельки микросхемы ПЗУ и процессора. Это очень сильно облегчает жизнь при ремонте компьютера. В данном случае нас интересует микросхема ПЗУ. В «древних» Спектрумах, производимых в конце 80-х (начале 90-х годов) как правило ставилось две микросхемы ПЗУ. Это продиктовано тем, что микросхему ПЗУ объёмом 16К (буржуинское наименование 27128) достать в то время было не так-то просто, поэтому было проще и дешевле заменить её на две микросхемы объёмом по 8К, благо у них был отечественный аналог КР573РФ4, КР573РФ6. И обычно одну из микросхем (как правило это ПЗУ-0) ставили на панельку. Почему ПЗУ-0? Т.

к. ПЗУ собрано на двух микросхемах, его адресное пространство разбито на две части. Всего объём ПЗУ составляет 16К. Поэтому первые 8К считаются как ПЗУ-0, а вторые 8К — ПЗУ-1. При старте компьютера процессор начинает выполнять программу, расположенную с адреса #0000, а это как раз область, адресуемая ПЗУ-0.

Таки да, нам очень надо, чтобы хотя бы одно ПЗУ было на панельке. Если на плате компьютера вообще одно ПЗУ на панельке, это тоже очень хорошо. Всё дело в том, что ПЗУ можно снять и вместо него поставить своё ПЗУ, в котором «прошит» тест памяти. Тогда при включении компьютера будет запущен нужный нам тест памяти, который явно покажет, что у нас творится с памятью в компьютере.

Очень-очень давно, когда у меня ещё не было программатора ПЗУ, приходилось ехать на радиорынок и там суровые дядьки за соответствующую мзду прошивали в ПЗУ что угодно. Были у них и тесты памяти для Спектрумов. Да, хорошее было тогда время…

Так вот, прикупив заветную прошитую микросхему ПЗУ можно было потестить свой компьютер. Однако сперва нужно было решить вопрос — как правильно вставить ПЗУ в панельку? Дело в том, что тест ПЗУ прошивается в микросхему объёмом 2К. Она имеет 24 вывода. В Спектруме используются 28-выводные ПЗУ. В этом случае у микросхемы с тестом поднимались выводы 21 и 24 и объединялись следующим образом:

Вставляется такая микросхема в панельку так, как показано на фотографии:

Думаю, на фотографии всё ясно видно. Контакт 12 ПЗУ (GND) должен совпасть с контактом 14 в панельке. А оттопыренный вывод тестового ПЗУ должен попасть в 28-й контакт панельки (питание +5В).

Можно не уродовать ПЗУ, а сделать переходную плату. Сверху ставим панельку на 24 контакта для тестового ПЗУ, снизу торчат штыри для установки платы в 28-выводную панельку в компьютер. Все требуемые изменения в присоединении 21 и 24 выводов ПЗУ можно сделать прямо на такой плате:

Дальше всё просто — включаем компьютер, и запускается тест, прошитый в микросхему ПЗУ.

В своей практике я часто пользуюсь следующими тестовыми прошивками:

Тестовое ПЗУ для ZX-Spectrum 48K

Как следует из названия, проверяет 48К ОЗУ. Работает очень медленно (порядка 12 минут). Сначала чистятся атрибуты экрана, потом поочерёдно экран закрашивается и очищается, затем показываются результаты теста ОЗУ. После этого идёт тест ПЗУ, но он всегда завершается с ошибкой, но для нас это не играет никакой роли. Главное — проверить ОЗУ.

ВНИМАНИЕ!
У этого теста есть одна «фишка» — если держать при старте теста пробел, то графическая часть с закрашиванием атрибутов пропускается и начинается непосредственно тест ОЗУ. Проверка на нажатый пробел делается в момент, когда заканчивается перебор цветов бордюра в начале теста.

Как проходит тест на исправном компьютере можно посмотреть на следующем видео:

Your browser doesn’t support HTML5 video. Here is a link to the video instead.

Прохождение теста 48К на исправном компьютере

Прохождение теста, если неисправна одна из микросхем ОЗУ, можно увидеть в первом выпуске Байт Tales #01:

БАЙТ Tales #01 — Ремонтируем компьютер «Байт»

Ещё одно тестовое ПЗУ для ZX-Spectrum 48K

Меня не совсем устраивает тест памяти 48К из предыдущего раздела страницы, поэтому когда у меня появилось свободное время и желание я дизассемблировал этот тест и на его основе «запилил» свою версию, в которой постарался реализовать свои «хотелки».

В итоге получился немного более усовершенствованный тест памяти, в котором я добавил несколько алгоритмов тестирования памяти, выкинул из теста лишний код (там его хватает), а также сделал «глушилку» синтезатора на КР580ВИ53 в случае использования теста на компьютере «Байт».

Скачать прошивку теста вместе со всеми исходниками для iS-DOS (тест написан на iS-Assembler) можно в конце этой страницы.

Тест ПЗУ для ZX-Spectrum 48K (из журнала «Радиолюбитель» 1995 №9)

В журнале «Радиолюбитель» №9 за 1995 год опубликован дамп теста ПЗУ для ZX-Spectrum 48 за авторством Г.&nbspУлановского.

Особенность теста состоит в том, что он не отображает на экране текст — вся информация о работоспособности ОЗУ выводится в виде линий на бордюре. Это может быть полезно в случае полной неработоспособности ОЗУ, когда при выводе текста на экран не будет ничего видно, а линии на бордюре будут отлично заметны (вывод информации на бордюр не зависит от работоспособности и наличия ОЗУ вообще).

После окончания теста на бордюр выводятся 8 белых полос, символизирующих 8 бит ОЗУ. Первая сверху полоса показывает исправность бита D0, вторая — D1, третья — D2 и т. д. В случае исправного соответствующего бита ОЗУ полоса будет узкая:

Все биты ОЗУ исправны

В случае неисправного бита полоса будет в два раза шире:

Все биты ОЗУ неисправны

Недостатком теста является проверка только первых 16К ОЗУ (по адресам #4000-#7FFF). Однако это легко исправляется изменением исходника теста.

Тест происходит в 4 этапа (заполнение и проверка на байты #00, #FF, #55 и #AA). При желании можно добавить в исходный текст и другие варианты проверки ОЗУ.

В качестве примера я доработал тест для проверки всего объёма ОЗУ 48К, а также вставил в исходник процедуру глушения КР580ВИ53 для компьютера «Байт». Прошивки двух вариантов теста и исходники можно скачать в конце этой статьи.

Тестовое ПЗУ для ZX-Spectrum 128К

Если верить заставке, автор сего ПЗУ — Андрей Хахонов (Ratcopy), Петербург.

Этот тест позволяет быстро проверить память в 128-м ZX-Spectrum.

Как проходит тест на исправном компьютере можно посмотреть на следующем видео:

Your browser doesn’t support HTML5 video. Here is a link to the video instead.

Прохождение теста 128К на исправном компьютере

Описание работы теста:

Порой результаты теста вызывают вопросы — что такое буфер и порт конфигурации? Что значит ошибка буфера? Сейчас я обо всём расскажу :)

Если при старте теста держать нажатой клавишу «пробел», сначала запустится тест экрана:

Затем тест продолжится.

— Тест буфера.

Проверяется одна ячейка памяти по адресу #4000. В неё записываются значения от #00 до #FF с последующей проверкой. Если всё в порядке, выводится сообщение об успешной проверке:

В случае несовпадения записанного и считанного значения появляется сообщение об ошибке:

В данном случае ошибка показывает, что по адресу #4000 записано значение #FF, а при проверке прочитано #EF.

— Тест — порт конфигурации.

В каждый из 8 банков памяти по адресу #C000 записываем значения с номером банка памяти (В банк 0 — значение 0, в банк 1 — значение 1 и так далее). После проверяем: снова перебираем банки памяти от 0 до 7 и сравниваем, чтобы прочитанное из #C000 значение совпадало с номером банка памяти. Такие циклы запись/проверка повторяются 256 раз.

Кроме этого для банка памяти 2 записанное в #C000 значение должно одновременно читаться и из адреса #8000 — это тоже проверяется!

Если всё в порядке, выводим сообщение об успешной проверке порта конфигурации:

В случае несовпадения одного из считанных значений выводится сообщение об ошибке порта конфигурации:

БАНК — номер банка ОЗУ, где произошла ошибка.

СЕКТОР — номер области памяти (CPU0-CPU3), где произошла ошибка:

ЗАПИСАНО и СЧИТАНО — значения, соответственно, записанные в #C000 и потом считанные из #C000.

Конкретно это сообщение об ошибке (как на скриншоте выше) появляется если запустить тест 128К на 48-килобайтных ZX-Spectrum. Почему так получается: так как банки ОЗУ не переключаются (компьютер-то 48-килобайтный), тест в цикле пишет в #C000 значения от 0 до 7. И потом при проверке для банка 0 мы получаем прочитанное из #C000 значение, записанное для последнего в цикле банка памяти (банк №7). Что и видно на скриншоте :)

На этом этапе теста ошибки порта конфигурации обычно говорят о том, что в компьютере что-то не так с переключением банков ОЗУ. Также, если микросхемы ОЗУ (или даже одна микросхема) неисправны, даже при корректной работе схемы расширения будет ошибка, т.к. из #C000 может читаться «мусор».

— Тест — ОЗУ.

На данном этапе идёт проверка всех ячеек памяти разными алгоритмами. Для наглядности номер банка памяти показывается цветом бордюра (0-й банк — черный бордюр, 1-й банк — синий бордюр, и так далее). Если всё в порядке, получаем сообщение об успешном завершении теста:

В случае ошибки выводится сообщение вида:

БАНК — номер банка ОЗУ, где произошла ошибка.

СЕКТОР — номер области памяти (CPU0-CPU3), где произошла ошибка.

АДРЕС — адрес ячейки памяти, где произошла ошибка.

ЗАПИСАНО и СЧИТАНО — значения, соответственно, записанные в ячейку памяти и потом считанные из неё.

По окончании теста ОЗУ он запускается снова, но в непрерывном режиме. Все банки ОЗУ проверяются без остановки. Если всё в порядке, на экран не выводится никаких сообщений. Удобно для длительной проверки ОЗУ — к примеру как оно себя поведёт при прогреве компьютера. Можно спокойно оставить тест на длительное время.

В случае возникновения ошибки будет выведено сообщение вида:

Некоторые нюансы работы теста 128К на компьютерах с контроллерами дисковода

При работе на некоторых компьютерах с подключенным контроллером дисковода возможны глюки при прохождении теста. Дело в том, что при подключении контроллера дисковода делается доработка, которая запрещает выбор каких-либо портов при работе контроллера. К примеру, как рекомендуется делать при подключении контроллера C-48 к ZX-Spectrum:

Разрывается проводник, идущий от выхода /IORQ процессора к схеме компьютера, и в разрыв включается логический элмент, коммутирующий сигнал /IORQ.

Это делается для того, чтобы отключить возможные конфликтующие с портами контроллера дисковода порты компьютера. В первую очередь это порт Kempston джойстика. Однако никто не станет для конкрентой модели компьютера искать что там может конфликтовать с контроллером дисковода, поэтому проще на момент работы контроллера дисковода отключить обращение к портам вообще.

Второй момент: опять же в некоторых компьютерах, доработанных таким образом, при сбросе сразу же запускается TR-DOS. Это сделано для того, чтобы каждый раз из-под BASIC не «набивать» команду RANDOMIZE USR 15616 для старта TR-DOS.

Третий момент: опять же в некоторых компьютерах ПЗУ с BASIC совмещено с ПЗУ TR-DOS в одной микросхеме. К примеру как в этом компьютере Ленинград-1:

Ленинград-1, в котором ПЗУ TR-DOS совмещено с ПЗУ BASIC-48

Видно, что стоит одно ПЗУ 27512, в котором находится всё — и BASIC48, и TR-DOS и т.п. И вот при таком раскладе, если мы вставим тестовое ПЗУ и включим компьютер, мы по сбросу получим активный контроллер дисковода. При этом будет запрет обращения к портам, в том числе к портам бордюра (#FE) и расширения (#7FFD). При этом тест будет проходить без полос на бордюре и вообще завершится с ошибкой, как если бы он был запущен на 48К компьютере (порт расширения ведь недоступен!):

Your browser doesn’t support HTML5 video. Here is a link to the video instead.

Прохождение теста 128К на компьютере с контроллером дисковода

В данном компьютере помогло физическое отключение контроллера дисковода (он подключен через разъём).

Я просто привёл тут этот пример как реальную ситуацию, с которой я столкнулся при прохождении теста 128К на таком компьютере.

Test 128K для компьютера «Байт»

«Обычный» тест 128К хоть и будет работать на компьютере «Байт», но всё время его работы вас будет сопровождать «гудение» из динамика, т.к. музыкальный синтезатор КР580ВИ53 некому заглушить. Чтобы можно было комфортно пользоваться тестом 128К я его немного переписал — ввёл в тест процедуру «глушения» для ВИ53.

Теперь достаточно при включении компьютера с установленной тестовой микросхемой ПЗУ держать нажатой любую клавишу из полуряда «CS,Z,X,C,V» для «заглушения» ВИ53. Можно один раз «заглушить» звук — при последующих запусках теста через RESET больше не нужно ничего нажимать при старте.

В этом тесте дополнительно к названию теста выводится строка «БАЙТ»:

Во всём остальном это самый обычный тест ОЗУ 128К, и может без каких-либо ограничений использоваться на других 128К Спектрумах.

Test 48/128K для компьютера «Байт»

Это просто компиляция двух тестов — 48К и 128К в одном ПЗУ объёмом 8К (2764). При старте происходит «глушение» синтезатора ВИ53 (актуально для компьютера «Байт»). Далее опрашивается клавиатура. Если при старте ПЗУ будет нажата любая клавиша из полуряда 1-5, запустится тест 128К, иначе будет работать тест 48К.

Тест хоть изначально делался для «Байтов», но будет работать и на обычных Спектрумах.

Скачать прошивки тестовых ПЗУ

Скачать:
Прошивка теста памяти 48К для ZX-SpectrumПрошивается в 2К ПЗУ (2716, КР573РФ2, КР573РФ5)
Прошивка теста памяти 48К для ZX-Spectrum (моя версия теста памяти)
Версия от 8-Mar-2015Прошивается в 2К ПЗУ (2716, КР573РФ2, КР573РФ5).
В комплекте описание работы и исходники для iS-Assembler
Тест памяти 48К для ZX-Spectrum (из журнала «Радиолюбитель» 1995 №9)Прошивается в 2К ПЗУ (2716, КР573РФ2, КР573РФ5).
В архиве находятся два варианта теста с исходниками и скан статьи с описанием теста из журнала «Радиолюбитель»
Прошивка теста памяти 128К для ZX-Spectrum (автор Андрей Хахонов)Прошивается в 2К ПЗУ (2716, КР573РФ2, КР573РФ5)
Прошивка теста памяти 128К для компьютера «Байт» (автор Андрей Хахонов, переделка — Prusak)Прошивается в 2К ПЗУ (2716, КР573РФ2, КР573РФ5). В состав теста входит процедура глушения КР580ВИ53.
Прошивка теста памяти 48 и 128К для компьютера «Байт»Прошивается в 8К ПЗУ (2764, КР573РФ4, КР573РФ6). В состав теста входит процедура глушения КР580ВИ53.

Прототип ПЗУ

ZX Spectrum теперь доступен для скачивания благодаря boffins из Центра истории вычислительной техники Великобритании. Позвольте нам представить оригинальный прототип ПЗУ Sinclair ZX Spectrum, любезно предоставленный Центром истории вычислений, для вашего удовольствия.

Прошло чуть больше года с тех пор, как Кейт и Джон Грант предоставили команде CCH прототип, изобилующий рукописными этикетками, лишенный знакомой резиновой клавиатуры и гладкого пластикового корпуса.

В то время мы заметили существенные различия во внешнем виде оборудования, от восхитительных ручных штрихов, таких как накрутка проводов, а также различия в разъемах и компоновке. Но в основе своей это все еще был ZX Spectrum, известный и любимый (и спорный) в 1980-х на игровых площадках по всей стране.

В то время куратор Джейсон Фитцпатрик сказал нам, что план состоял в том, чтобы получить содержимое ПЗУ для сохранения, а затем попытаться включить эту штуку.

Поклонники Синклера будут рады узнать, что первое было выполнено, но, к сожалению, второе прошло не так хорошо.

Оказавшись (как и многие в данный момент) в запасе, команда извлекла образ ПЗУ, а также получила разрешение на его распространение через веб-сайт музея (только в исследовательских и образовательных целях).

Фитцпатрик также опубликовал видео, показывающее ПЗУ в действии (да, — это Windows XP на Toughbook) — и хотя есть различия, оно кажется достаточно полным, чтобы запустить классическую игру Hungry Horace почти четыре десятилетия назад. .

YouTube видео

Регистратура спросила Фитцпатрика, что послужило причиной задержания. «Большая часть этого зависит от времени», — сказал он, объяснив, что помимо получения разрешения на распространение, небольшая проблема фактического управления музеем означала, что такие проекты, как этот, были отброшены. Однако двери пришлось закрыть из-за COVID-19.вспышка, и поэтому (запертая в своих домах) команда могла добиться некоторого прогресса.

Отметив, что ПЗУ работает немного по-разному в разных эмуляторах (и признав, что «я не эксперт по Speccy!»), Фитцпатрик указал на усилия сообщества по выяснению того, что скрыто внутри артефакта. Открытия до сих пор включали намеки на раннее воплощение программного обеспечения Microdrive, которое позже было удалено из производства.

Увы, сама плата выглядит недовольной. Команда удалила все чипы и проверила схемы, прежде чем снова вставить кремний и запустить прототип… «К сожалению, это не сработало», — сказал Фитцпатрик. «Он создал черный экран с белой рамкой».

Немного похоже на Spectrum, скрывающийся в коллекции этого хака, который, вероятно, сыграл свою последнюю игру Football Manager .

Немедленных планов по ремонту этой штуки нет, поскольку Фитцпатрик заметил, что «у нас не было времени посвятить [] поиску неисправностей», отметив, что с загруженными ПЗУ не было необходимости делать ее функциональной, и «мы конечно, не хотел бы заменять компоненты, чтобы заставить его работать, поскольку тогда он больше не является полностью оригинальным».

Хотя мы можем сочувствовать такому подходу, есть определенная радость в воскрешении мертвых частей электроники. «Интересно, — сказал Фитцпатрик, — музеи относятся к сохранению иначе, чем коллекционер».

Что касается самого прототипа, музей открыт для предложений о передаче устройства в аренду другим учреждениям для демонстрации (как только страна сможет вывести национальную коробку передач из нейтрального положения) и продолжает искать необычное оборудование или, лучше, закулисную документацию компаний и людей, стоящих за вычислительными артефактами.

Естественно, мы скачали ПЗУ и попробовали его в удобном эмуляторе. Действительно интересные вещи возникают, когда вы начинаете ковыряться, чтобы увидеть, чем все отличается, и размышлять о том, что происходило в головах дизайнеров.

Если вам нравятся ретро-ПЗУ, мы рекомендуем их загрузить и, эй, возможно, также щелкнуть по этой ссылке для пожертвований, если вы склонны. ®

Получите наши Технические ресурсы

Архив — авторские права и разрешения на распространение

  • Историческая информация
  • Распространенные заблуждения
  • Куда катится сцена ретро-игр?
  • Хорошие факты
  • Что именно мы ищем?
  • Зачем это делать какой-либо компании-разработчику программного обеспечения?
  • Чего мы достигли?
  • Чем вы можете помочь?
  • Другие источники информации

Историческая информация

Обратите внимание, что это содержимое исходного сайта WoS и может быть уже неактуальным. Если у вас есть какие-либо вопросы, свяжитесь с нами.

Ретро-игры, подражающие оригинальным аркадным автоматам, а затем консолям и другим игровым автоматам, вызывают все больший интерес у фанатов.
Поскольку это представляет собой нарушение авторских прав (назовем базовый уровень), ретро-игры долгое время были подпольной операцией. Отчасти потому, что все началось с пиратского программного обеспечения в те дни, когда эти машины были активны, что привело к тому, что сегодня в коллекциях людей появилось огромное количество программного обеспечения. С тех пор, как сами машины были постепенно выведены из эксплуатации по мере развития технологий, это программное обеспечение постепенно приобретает статус антиквариата.

Эмуляция сама по себе не нова; просмотр истории показывает, что человечество пыталось подражать почти всему. Большинство этих эмуляций были безвредны ни для кого и даже полезны для мира.
Однако когда дело доходит до эмуляции защищенных авторским правом (зарегистрированных) аппаратных и программных средств, все обстоит иначе. Опять же, это делалось много раз в прошлом, что часто приводило к судебным искам со стороны законных владельцев указанных авторских прав.
Несмотря на то, что эмуляторы для компьютеров всегда начинались фанатами как средство сохранения нашего культурного наследия, это не исправит ситуацию; даже если эмуляторы представлены бесплатно. Пока правообладатели не согласны с эмуляциями, эмуляция считается актом пиратства.

Ретро-игры всегда были таковы: создаются и распространяются эмуляторы, а затем преобразуется и распространяется программное обеспечение, работающее на них. Это (правильно) предполагает, что эмуляторы — аппаратное обеспечение, эмулируемое с помощью программного обеспечения, включая любую прошивку / ПЗУ с ОС — и программное обеспечение, которое на них работает, — это две разные проблемы с отдельными процедурами авторского права. Например, если эмуляция машины разрешена (например, в случае Sinclair ZX Spectrum), это, конечно, не дает разрешения на распространение программного обеспечения для запуска на нем, хотя политика добросовестного использования позволяет преобразовать программное обеспечение. он купил для запуска на эмуляторе, в привате.

Поскольку люди должны были знать, что авторские права все еще действуют, сцена годами хранилась в подполье. Потом дела пошли не так: жадные люди посчитали это отличным районом для быстрых денег. Они создали компакт-диски с эмуляциями и продавали их по доступной цене. Как ни странно, в последние годы компакт-диски с эмуляциями даже продаются в магазинах! Неудивительно, что ретро-гейминг сочетается с варезной сценой.

С появлением всемирной сети распространения, Интернета, распространение программного обеспечения расширилось, перейдя от подпольных к открытым архивным сайтам. Появлялось все больше и больше сайтов, на которых люди делали свои любимые программы бесплатными для других фанатов. Почти все просто забыли о пиратстве и считали распространение программного обеспечения естественным делом.

В конце 1998 года эмуляция оказалась под угрозой: производители программного обеспечения, которые все еще владеют авторскими правами на программное обеспечение, сыты по горло пиратством. Мы видели, как пара крупных сайтов ретро-игр была закрыта по требованию Ассоциации интерактивного цифрового программного обеспечения (IDSA), которая сменила название на Ассоциацию развлекательного программного обеспечения (ESA) в 2003 году, и, наконец, снова всплывает тема авторских прав. после более чем десятилетнего молчания.

Можем ли мы винить в своих действиях правообладателей? Смею сказать нет!
Старение программного обеспечения не делает его общественным достоянием.

Распространенные заблуждения

Многие считают, что такие FTP-сайты, как WoS, вполне приемлемы. Конечно, приятно пережить свое детство, но мы еще далеки от признания.
В прошлом эмуляция была в основном подпольной операцией, когда люди обменивались программным обеспечением через малоизвестные BBS или по электронной почте.
Вероятно, только в 1993 году (после того, как FTP-сайт NVG был воплощен в жизнь и была сформирована группа новостей comp.sys.sinclair ), сцена эмуляции Spectrum пошла в гору.
Первоначально NVG хранила только программное обеспечение, разрешение на распространение которого было предоставлено соответствующими правообладателями. Они запросили разрешения у ряда правообладателей. Основываясь на ответах и ​​неответах, у них сложилось четкое впечатление, что их опасения казались смешными, а их вопросы не стоили беспокойства. Соответственно, они перешли к раздаче всего, кроме тех случаев, когда получали правдоподобное «нет». Вскоре люди забыли о проблемах с авторскими правами. Имейте в виду, не все люди, так как некоторые продолжали запрашивать разрешение у различных производителей программного обеспечения.
Теперь, когда вопрос об авторских правах снова оказался в центре внимания, через стенд IDSA/ESA давайте развеем самые распространенные заблуждения:

Люди скачивают только изображения игр, которые они купили в оригинальной версии

Конечно, нет.

Примечание: нет закона, согласно которому вы можете (только) загружать то, что когда-то купили, но это часто встречающееся оправдание.

В любом случае почти все программное обеспечение Spectrum стало общественным достоянием

Это даже немного не правильно. Пока только ограниченное количество (около 10%, пара сотен программ) производителей программного обеспечения дали разрешение. Большинство домов «времен Speccy» были выкуплены VIE, Infogrames и им подобными, и они никогда не отвечали на вопрос, было ли распространение в порядке. Теперь выясняется, что эти крупные компании представлены ЕКА, и я очень сомневаюсь, что они когда-либо дадут разрешение.

Не относится к странам за пределами США

Это так. Над этим работают вместе все страны, подписавшие закон об авторских правах. Почти все европейские страны попадают в эту категорию. Кроме того, ЕКА в настоящее время подает пример. Другие подобные организации в остальном мире могут вскоре последовать за ними.

У нас есть эти 24-часовые лицензии и правила Abandonware

Нет, у нас их нет. Оба эти термина были придуманы сайтмастерами для прикрытия своей незаконной деятельности. Это мифы, не признанные законом.

Куда движется ретро-игра?

Меня очень тревожит то, в каком направлении сейчас движется ретро-игра. Внезапно мы видим кампании по легализации ретро-игр.

Мы видим много дискуссий о законах и так называемых «хороших» причинах, по которым производитель программного обеспечения должен  отказаться от своих прав.

Разве люди не должны были думать об этом много лет назад, до того, как незаконно распределили собственность производителей программного обеспечения?

Хуже того, существуют кампании, пытающиеся заставить производителей программного обеспечения передать свою собственность в общественное достояние, некоторые из которых не боятся использовать методы угроз и бойкотов. Разве не должно быть наоборот, когда мы должны быть рады получить разрешение, а не навязывать его?

Судя по Интернету, только «сцена» ZX Spectrum в настоящее время участвует в контактах с правообладателями.
После нескольких лет (начиная с 1997 г.) активного обращения к компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения, я обнаружил, что большинство компаний, с которыми я связался, более чем счастливы разрешить свободное распространение своей собственности.

На самом деле список разрешений растет довольно быстро.

Таким образом, вместо того, чтобы угрожать производителям программного обеспечения, я призываю людей открыто связываться с ними и просто спрашивать их.
Конечно, становится чрезвычайно трудно найти контактный адрес для каждого правообладателя, поскольку большинство упомянутых производителей программного обеспечения закрылись, но нет причин останавливаться. Так много способов осталось неиспользованными. Мы должны объединить усилия, чтобы выследить их и расспросить.

Если вспомнить прошедшие годы с тех пор, как IDSA/ESA начали совершать набеги на объекты, кажется, что все снова затихло, и люди продолжают свою деятельность, как будто ничего и не было. Сайты с нелегальными играми появляются, как и прежде, и мало кого это волнует.

Что еще хуже, сайты, которые уважают пожелания правообладателей и воздерживаются от размещения нелегальных игр, подвергаются атакам с помощью писем ненависти. Я видел, как несколько сайтов исчезли по этой причине, поскольку их веб-мастера были слишком разочарованы эмуляцией, чтобы (публично) продолжать заниматься своими хобби.

Люди просто слишком напуганы, чтобы разговаривать с правообладателями, и все это просто дымовая завеса, за которую можно спрятаться? Я должен надеяться, что нет!

Между тем, IDSA/ESA пытается сделать все возможное, чтобы выполнить годовой план. Они оказываются ничем иным, как бездельником, который ничего не расследует, а просто запускает (20 строк perl?) скрипт, который рыщет в Интернете в поисках их. Он снабжен очень расплывчатым (для лучшего сопоставления) списком современных заголовков, и если только в имени файла обнаруживается более определенного небольшого количества «совпадений», автоматически отправляется письмо о прекращении и воздержании — опять же без какой-либо проверки человеком.

По сути, они совершают все притеснения, клевету и даже лжесвидетельство в своем святом стремлении сокрушить подражание, и когда ложно обвиненные отвечают на обвинения, они бегут как черти, пытаются замести следы и просто не отвечают.
Они быстро теряют доверие к себе (как они думают), и все больше и больше интернет-провайдеров предпочитают просто игнорировать их сообщения как спам.

Полезные факты

Amstrad, нынешние владельцы Sinclair ZX Spectrum, разрешают бесплатное распространение ПЗУ ZX Spectrum (подробности см. годовщина года.
Таким образом, эмуляция машины не является незаконной (в отличие от почти всех других компьютеров, которые эмулируются в наши дни).
Это дает нам преимущество, поскольку издателям действительно имеет смысл разрешать распространение своего программного обеспечения.

Что именно мы ищем?

Что нам нужно, так это разрешение от производителей программного обеспечения хранить их программное обеспечение Spectrum в архивах для бесплатного распространения.
Мы не хотим, чтобы они отказывались от своих авторских прав.

Зачем это делать какой-либо компании-разработчику программного обеспечения?

На самом деле есть несколько веских аргументов в пользу того, почему компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, разрешает бесплатное распространение своего старого программного обеспечения:

  • Если люди все еще интересуются своим старым программным обеспечением, это доказывает, что они должны были сделать отличный продукт с самого начала.
  • Если людям нравилось их старое программное обеспечение, они, как правило, с большей вероятностью покупают новое программное обеспечение в той же компании-разработчике программного обеспечения.
  • Если компания-разработчик программного обеспечения сделает ремейк программы, люди, которые уже знают и любят старую версию, первыми купят ремейк.
  • Поскольку программное обеспечение больше нельзя купить, износ ленты приведет к потере программного обеспечения навсегда.
  • Это бесплатная реклама.

Чего мы достигли?

Очень ограниченное количество людей (таких как я) на самом деле работает над тем, чтобы связаться с каждым производителем программного обеспечения, чтобы получить права на бесплатное распространение своего программного обеспечения.

Alchemist Research удалось получить несколько прав на распространение, в первую очередь названия Gremlin и Lerm. Дэмиен Бёрк, Брайан Гафф и Ли Тонкс составили список компаний, разрешающих бесплатное распространение своего программного обеспечения Spectrum (от 19с 94 по 1997 г.) на сайте Дэмиена до тех пор, пока сайт не прекратил свое существование.

Компания World of Spectrum также всегда придерживалась строгой политики в отношении авторских прав и в 1997 году подхватила проект, чтобы связаться с правообладателями, что вызвало большой резонанс в отрасли.

Результаты публикуются на этом сайте и по-прежнему разрешаются с разумной скоростью. Пожалуйста, проверьте

Чем вы можете помочь?

Пожалуйста, помогите нам узнать

  • Какая этикетка принадлежит какой компании,
  • Какая компания выкупила какую другую компанию (т. е. кому сегодня принадлежат авторские права?),
  • Какая компания больше не существует и имеет неопределенный статус авторского права,
  • Контактные адреса производителей программного обеспечения и отдельных программистов/художников.

Мне особенно нужна помощь в компаниях-разработчиках программного обеспечения за пределами США и Великобритании (например, в немецких, испанских и итальянских компаниях-разработчиках). Если вы живете в такой стране, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Важным вопросом является то, что программное обеспечение, хранящееся в архивах, должно быть максимально приближено к оригиналу. По крайней мере, уведомления об авторских правах должны быть неповрежденными, которые обычно печатались вместе с товарными знаками на экранах загрузки. Что нам действительно нужно сделать, так это получить идеальные копии (никаких снэпшотов и уж точно никаких хаков!). Кроме того, большинство архивов, как правило, просто хранят свои файлы в виде набора анонимных почтовых индексов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *