Spriditis Производство мопедов на заводе Саркана Звайгзне г. Рига стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды…
Spriditis
Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява». Первый блин оказался комом, конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.
Рига-1
Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.
Мотовелосипед Рига-2 «Гауя»
С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.
Рига-3
В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.
Рига-4
В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л. с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.
Рига-5
С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».
Рига-7
Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки. В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».
Рига-11
После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.
Рига-12
«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.
Рига-13
На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.
Рига-16
В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!
Рига-22
В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62.
Рига-26 / Рига-30 / Riga-Mini
В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным.
Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.Дельта (Delta)
К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.
Стелла (Stella)
Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.
В 90х завод «Саркана Звайгзне» перестал производить мопеды. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. А жаль, ведь сейчас мопеды и скутеры – очень популярный вид транспорта, но нам приходится покупать технику у китайцев…
С серийными мопедами рижского завода, кажется, все. Но завод «Саркана Звайгзне» за время своего существования создал немало экспериментальных и спортивных моделей. О них — в следующих блогах. Подписывайтесь!
Подпишись на наш Telegram-канал
У этого термина существуют и другие значения, см. Рига (значения).
«Ри́га» — марка советских мопедов и мокиков, выпускавшихся на рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» (в переводе с латышского «Красная звезда») в 1958-1998 годах.
Содержание
|
В 1958 году на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) был выпущен первый мопед. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на тест. За 50 дней экземпляры прошли 10000 км и в следующем году было выпущено 5000 штук, в 1962 году — 27000, а в 1965 году — более 90 тысяч экземпляров.
В 1965 году модель «Рига-1» была снята с производства и её сменила новая модель — «Рига-3», оснащенная двигателем шауляйского производства Ш-51 . Однако эти двигатели оказались не такими надёжными как чешские и популярность мопедов пошатнулась. Внешне мопед «Рига-3» не очень отличался от своего предшественника, если не считать измененную форму бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. «Рига-3» оказалась мощнее «Риги-1» почти на 30 %, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.
С 1970 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колес и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.
Лёгкий мопед «Рига-5» стал выпускаться с 1966 года и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.
«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.
При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим.
Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом. Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».
Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный =ломались на плохих дорогах в месте крепления рулевой колонки; убрано декоративное капотирование приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х.Акерманисом (электрик) и Ю.Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
«Рига-11» вышла, как гибрид «Риги-7» и, собственно, базовой модели «Рига-9». Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.
Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года[1]. Он оснащался мотором 1.2 л.с с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-6[2], самые распространенные двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).
Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.
В 1978 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16». Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель Ш — 57, впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58».
С 1983 года на рижском заводе «Саркана Звайгзне» в производство была запущена модель «Рига-17С». Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мопеда принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгэне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом. Двигатель объемом в 49,8 кубических сантиметров, мощностью в 16,5 л.с. позволял разогнать мопед до 153 км/ч.
В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, установили двигатель «Ш-62». Этот двигатель кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако первые модели отличались ненадёжностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели «Ш-62М» мощностью 1,8 л. с. В добавок изменилась конструкция глушителя. Несмотря на модернизацию, коробка скоростей всё ещё доставляла хлопоты покупателям. Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили более спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов. Ету модель спроектіровал Антон Пурис тагда врєміний інженєр і спорцмєн він зробив цю модель для поєздок на рибалку, на охоту і так дальше
В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же — «Мини» РМЗ-2. 126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллера) и часто деформировались при наезде на ямы в асфальте. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз, уменьшив почти вдвое высоту машины. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла.
Однако к управляемости и маневренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин, а двигатель «V-50» с электронной системой зажигания мало поддавался регулировке системы зажигания. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач.
В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) (также известен как «Рига 24») — это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, двигателем. Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс». Также существовали «Дельты» с литыми колёсами .Они щли на экспорт.Первые выпуски имели не доработанные рамы и ломались в стыке под баком.Впоследствии это исправили.
1990-е годы стали кризисными для завода «Саркана Звайгзне» и последними в его истории. Причин было несколько: повысились налоги, началась денационализация предприятий, сорвалось несколько крупных сделок, к тому же один из потомков Густава Эренпрейса (основателя велосипедного завода, на базе которого и развилась в советский период «Саркана Звайгзне») отвоевал у руководства часть заводской территории. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. Сейчас на месте этого предприятия остался лишь старый заводской корпус.
Масса, кг | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимальная нагрузка, кг | |||||||||||
База, мм | |||||||||||
Длина, мм | |||||||||||
Высота, мм | При руле в рабочем положении — 1000, в сложенном — 520 | ||||||||||
Ширина, мм | В рабочем состоянии — 740, в сложенном — 350 | ||||||||||
Дорожный просвет, мм | |||||||||||
Максимальная скорость, км/ч | |||||||||||
Топливо | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) |
Ёмкость бензобака, л | |||||||||||
Контрольный расход топлива (при скорости 30 км/ч), л/100 км | |||||||||||
Рама | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Сварная, полуоткрытая | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная, хребтового типа | Трубчатая, сварная, хребтового типа | Трубчатая, сварная | |
Подвеска переднего колеса | Телескопическая вилка | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | |
Задняя подвеска | Маятниковая вилка | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Жесткая | Жесткая | Жёсткая | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами (на первых выпусках — жесткая) | ||
Тормоза | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | |
Тормозной путь | обоими тормозами V=30 км/ч, 7м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7м | обоими тормозами V=25 км/ч, 7м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7,5м | ||||
Размер шин | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2-26″ | 2,25-19″ | 2,25—19″ | 2,50—16″ | 2,50—16″ | 2,50-16″ или 3,0-10″ | ||
Тип двигателя | Jawa-552 одноцилиндровый, бензиновый, двухтактный | Ш-51 карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха | Д-5 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха | Д-6 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха | Д-6 карбюраторный, двухтактный | Д-8 одноцилиндровый, двухтактный (ТУ 37. 004.176—81) | Ш-58 одноцилиндровый, двухтактный | Ш-62 или V50 одноцилиндровый, двухтактный, электронное зажигание | V50м или V501м карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха | V50 или V501 карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха | |
Рабочий объём цилиндра, см³ | |||||||||||
Диаметр цилиндра, мм | |||||||||||
Ход поршня, мм | |||||||||||
Степень сжатия | |||||||||||
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 4500 об\мин | |||||||||||
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1 | |||||||||||
Тип коробки передач | Двухступенчатая | Двухступенчатая с ручным переключением передач | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Двухступенчатая | Двухступенчатая | V50 — Двухступенчатая с ручным переключением передач; V501 — Двухступенчатая с ножным переключением передач | ||
Сцепление | Двухдисковое, масляное. | Двухдисковое в масляной ванне | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Двухдисковое, полусухое | Многодисковое в масляной ванне | Многодисковое в масляной ванне | Многодисковое в масляной ванне | Многодисковое в масляной ванне | |
Механизм запуска двигателя | Педали | Педали | Педали | Педали | Педали | Педали | Кик-стартер | Кик-стартер | Кик-стартер | Кик-стартер | |
Моторная передача | Передаточное число моторной передачи 3,08 | Передаточное число моторной передачи 4,2 | Передаточное число моторной передачи 4,2 | Передаточное число моторной передачи 4,75 | |||||||
Передаточное отношение цепной передачи | I передача — 2,01 II передача — 1 | I передача — 2,08 II передача — 1,17 | |||||||||
Система зажигания | Контактная, от магдино переменного тока с высоковольтным трансформатором | Контактная с магнето | Контактная с магнето | От магнето | Электронная, бесконтактная | Электронная, бесконтактная | Электронная, бесконтактная | Электронная, бесконтактная | |||
Карбюратор | |||||||||||
Воздушный очиститель | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый. | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый | С бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1А | С бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1А | ||||
Система выпуска газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | ||||||
Источник электроэнергии | Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт | Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт | Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт | Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт |
мотоцикл, автомобиль, конструкция которого основана на велосипеде. Немецкому изобретателю Готлибу Даймлеру обычно приписывают создание первого практичного мотоцикла в 1885 году. Однако мотоцикл не стал надежным и популярным до 1900 года. Типичный мотоцикл имеет двигатель с воздушным охлаждением, поддерживаемый металлической рамой. между двумя колесами. Иногда добавляется третье колесо для поддержки открытой тележки, называемой коляской, которая крепится к мотоциклу. Мотор представляет собой двух- или четырехтактный бензиновый двигатель с одним-четырьмя цилиндрами. Рабочий объем его поршня обычно колеблется от 50 до 1500 куб.см. Хотя мотоцикл не такое безопасное транспортное средство, как автомобиль, его удобство и экономичность сделали его очень популярным; он широко используется для увеселительной езды, гонок и коммерческих перевозок легких грузов. Современные туристические мотоциклы оснащены автоматической коробкой передач, стереозвуком и багажным отделением. Мотоциклы широко используются полицией для патрулирования дорожного движения. В последние годы использование мотоциклов значительно возросло в результате разработки недорогих и легких мотоциклов, производимых в основном в Азии. Велосипеды-внедорожники, мотоциклы, специально разработанные и оборудованные для бездорожья, также стали обычным явлением. Мотороллер, разновидность мотоцикла, имеет колеса меньшего размера и большую часть рабочих частей, закрытых щитом. Водитель сидит на сиденье, поставив ноги на широкую металлическую платформу за лобовым щитком. Другой вариант мотоцикла — мопед, велосипед, к которому прикреплен небольшой (менее 50 куб. См) вспомогательный двигатель. Гонки на мотоциклах проводятся как по мощеным, так и по грунтовым поверхностям, по закрытым и беговым трассам для различных классов транспортных средств. Особенно популярен мотокросс, в котором мотоциклы-внедорожники мчатся по замкнутому бездорожью с многочисленными поворотами, трамплинами, холмами и другим неровным рельефом.
Электронная энциклопедия Колумбии™ Copyright © 2022, Columbia University Press. Лицензия издательства Колумбийского университета. Все права защищены.
Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.
наименование, обозначающее двухколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом поршня до 49,8 см 3 и педально-цепным приводом на заднее колесо.
В СССР легкие мопеды оснащаются двигателем с рабочим объемом поршня 45 см 3 и мощностью 0,88–1,1 киловатт (кВт), или 1,2–1,5 л.с.; у них нет трансмиссии, и они способны развивать скорость до 40 км/ч. Стандартные мопеды оснащаются одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом поршня 49,8 см 3 и мощностью 1,62–1,84 кВт (2,2–2,5 л.с.), с двухступенчатой коробкой передач. Они способны развивать скорость до 50 км/ч. Переключение осуществляется с помощью рукоятки на левом руле. Педали используются для запуска двигателя, для торможения и в качестве опоры для ног во время езды. Мопеды также часто оснащаются бесступенчатым автоматическим клиноременным приводом и электронной системой зажигания. В некоторых зарубежных странах появились мопеды с двигателем, приводимым в действие аккумуляторной батареей.
Массовое производство мопедов началось в конце 1940-х годов и постоянно увеличивается. В СССР мопеды производятся в Риге и Львове (см. табл. 1). Производство в 1972 году составило 340 000 единиц.
Таблица 1. Технические характеристики Советских Мопедс | ||
---|---|---|
RIGA-7 | RIGA-12 и Verkhovina-4 | Д-6 | Ш-57 |
Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с.) ….. | 0,88 (1,2) при 4500 об/мин | 1,62 (2,2) при 5300 об/мин | 40 | 50 |
Вес (кг) ….. | 36 | 52 |
С. I У . I ВАНИЦКИЙ и Б. В. С ИНЕЛЬНИКОВ
Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Brit Мотоцикл легкого, не более 50 куб. электрический двигатель. Электровелосипеды питаются от перезаряжаемой батареи, но водитель по-прежнему использует педали. Однако, когда вы поднимаетесь в гору или хотите ускориться, электродвигатель облегчает поездку.
Электрический велосипед |
---|
Этот унисекс 26-дюймовый велосипед от Schwinn оснащен двигателем мощностью 250 Вт, а регулятор на руле с большим пальцем регулирует уровень поддержки (Изображения. Schwinn Bicycles, www.schwinn.com) |
Электрические мопед |
---|
. В этом GigaByke Groove есть педали на случай разрядки аккумулятора (Изображение предоставлено GIGABYKE, www. gigabyke.com) |
Copyright © 1981-2023 by The Computer Language Company Inc . Все права защищены. ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ТОЛЬКО ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Любое другое воспроизведение строго запрещено без разрешения издателя.
Рига
Из СССР: Гонщики Riga 50cc. | |
Латвийский мопедный завод Sarkana Zvaigzne (Красная Звезда) производил мопеды под маркой Riga, названной в честь города, в котором они были произведены. Но они также сделали много 50-кубовых гоночных мотоциклов, что не так широко известно на Западе. Это один из немногих заводов, которые серийно производили гоночные мотоциклы объемом 50 куб. Получить информацию о рижских велосипедах очень сложно. Старый барьер между востоком и западом все еще имеет свои последствия. Также рижские байки никак не предназначались для экспорта на запад. Тот, что добрался на запад до падения стены, был лишен внутренностей (государственная тайна внутри). Не то, чтобы было чему поучиться у внутренностей двигателя. Двигатель делал не Рижский, а подмосковный Серпуховский НИИ. Советская система резко отличала производственные объекты от инженерно-конструкторских. Серпуховский был для автомобильных исследований. Все советские автоспортивные разработки, которые не основаны на обычных серийных деталях (например, 4-цилиндровый гоночный мотоцикл «Восток»), исходят из этого института. Двигатель ШК 50, устанавливаемый на самые успешные модели Риги, был хорошо спроектированным двигателем. Он имеет 6-ступенчатую коробку передач кассетного типа, сухое сцепление и дисковый впускной клапан. Технически коробка передач имеет некоторое влияние MZ, а части цилиндра и коленчатого вала имеют некоторое сходство с ранними гоночными мотоциклами Jamathi. Это не случайно, так как команда Jamathi заработала немного денег, помогая рижской команде с некоторыми идеями по тюнингу и продавая им необходимые детали гоночного качества для велосипедов рижской команды. Местом встречи были Гран-при в Заксенринге и Брно. | |
Рижский гоночный отдел был продуктом нескольких энтузиастов. Начальником был Валдис Клейнбергс, а инженерами была его сестра Рта Клейнберга, которая позже вышла замуж за гонщика Александра Смертьева и, таким образом, стала Ртой Смертьевой. Другими важными членами команды были гонщик Эдуард Борисенко и инженер Валдис Погайнис. Весь мотоцикл, кроме двигателя, был сделан на рижском заводе. Нужно назвать имя дизайнера кузова Гунарса Глудинша, создавшего четкие и плавные линии самых успешных рижских гонщиков. Сейчас мужчина является профессором Латвийской художественной школы. | |
Первым рижским байком был SZ50, изготовленный в 1964 году. У этого байка был двигатель Vairas, как и у мопеда Riga, но у него было 5 скоростей. В 1966 году появились 6s, первые, у которых было 2 важных компонента самых успешных рижских гонщиков: двигатель Сепухова и центральная трубчатая рама (в основном называемая рамой EGLI, но, пожалуйста, обратите внимание на год постройки этого рижского велосипеда по сравнению с годом постройки этого рижского велосипеда). гонщики EGLI) | |
Виа 7С, 9S ,11S приходим к 15S (13S пропустили, не повезло) Это самый удачный рижский гоночный велосипед. Именно этот байк участвовал в некоторых гонках GP. Это был также мотоцикл, выпущенный в большом количестве: 32 штуки с 1972 по 1976 год. Двое из них были гонщиками GP, у них были некоторые особенности, такие как подача масла под давлением на коленчатый вал. Остальные были серийными гоночными автомобилями для советских мотоклубов. После 15S с воздушным охлаждением появились его версии с водяным охлаждением, названные 17S, 19S, и литые магниевые колеса 21S. Модель 21S была последней из 50-кубовых моделей Riga, выпущенных в 1919 году.83 в качестве эксперимента. | |
Всего будет произведено около 70 гоночных велосипедов Riga.
После того, как стена пала и Латвия стала независимой, потеря традиционных экспортных рынков и поставщиков двигателей, а также некачественное строительство (не всегда было проблемой, в 70-х годах в Риге производилось несколько хорошо сделанных мопедов) привели к закрытию рижского завода. |