Выражение «мертвая зона» можно часто услышать в разговорах автомобилистов. Некоторые безымянные авторы в комментариях из сети опровергают их существование, но на практике именно слепые зоны — самая частая причина дорожно-транспортных происшествий, особенно когда за рулем неопытный водитель. Производители автомобилей стараются сделать все возможное для борьбы с проблемой, но пока ни одному из них не удалось взять под контроль все мертвые зоны. Что делать новичку, чтобы противостоять слепой зоне?
Чисто теоретически слепой зоной может стать любой участок около автомобиля, не попадающий в поле зрения водителя. Но на практике мертвая зона обычно располагается сзади, слева или справа от машины. При этом площадь задней непросматриваемой области зависит от габаритов автомобиля. Контролировать слепые участки сложно, потому что зеркала не могут охватить все пространство. А если зеркала еще и собьются или сломаются, то площадь мертвой зоны станет только больше.
Часто говорят, что особую опасность несут мотоциклисты, которые вследствие резких маневров на большой скорости то и дело пропадают из зоны видимости автомобилистов. Даже, если водитель вовремя его увидит, он может инстинктивно уклониться и врезаться в другой автомобиль. Аварии из-за мертвой зоны обычно происходят так:
Все эти действия происходят очень быстро, что и является проблемой. Зачастую водитель даже не успевает понять, что произошло. Проблема мертвых зон в том, что человек, в силу своих физических возможностей, не может увидеть быстро приближающийся объект при помощи одного лишь периферического зрения. Поэтому слепые зоны часто приводят к авариям со страшными последствиями.
Большинство автопроизводителей современных машин стремятся сократить слепые зоны и улучшить обзорность, для чего встраивают разного рода датчики и даже камеры панорамного обзора. Но авто все же имеют несколько слепых зон, преимущественно справа сзади, а также некоторые задние и передние левые секторы (на праворульных авто – наоборот).
Особенно сильно обзорность перекрывают передние стойки, за которыми вполне может спрятаться не только пешеход, но и небольшое авто. Кандидаты в водителя во время экзамена на права иногда не пропускают пешеходов как раз потому, что банально не видят их за стойками. Поэтому расслабляться за рулем нельзя, особенно в начале движения, при подъезде к пешеходному переходу и во время перестроения.
Несмотря на более высокую посадку водителя и лучший обзор спереди, серьезно страдает задняя обзорность, перекрываемая грузом, кузовом или фургоном. Несмотря на широкие боковые зеркала заднего вида, мертвой зоной остается много пространства и слева, и справа, причем начинается оно перед кабиной и заканчивается около заднего моста. В случае, если легковое авто окажется за кабиной грузовика или около его двери справа, водитель грузового транспортного средства банально не увидит его и при перестроении, в повороте совершит наезд.
Поскольку слепые зоны представляют собой серьезную опасность и могут стать причиной ДТП, водителю стоит их изучить на своем авто сразу после покупки. Сделать это можно 2-мя способами:
В обоих случаях мертвая зона будет начинаться и заканчиваться в моменты, когда наблюдаемые объекты будут исчезать и появляться с той и другой стороны авто.
Главное правило дорожного движения, которым часто пренебрегают или пользуются от случая к случаю, — включать сигналы поворота при изменении направления движения. А ведь авторы ПДД не зря предусмотрели соответствующие пункты в Правилах.
Если активировать поворотники вовремя, находящийся в непросматриваемой зоне автомобиль может успеть среагировать на маневр. Еще один важный нюанс — правильный способ техники перестроения. После включения поворотников авто нужно перестраивать плавно и аккуратно, в идеале — маневр начинают под острым углом к линии дороги.
Для подстраховки лучше ненадолго повернуть голову на уровень плеча в сторону, куда водитель совершает маневр. Так будет больше шансов увидеть мешающую машину.
Помочь правильно перестроиться, избежав мертвой зоны, могут и технические средства. Например, специальные датчики слепой зоны, предназначенные для зеркал заднего вида. Чаще всего такие датчики выпускаются для зарубежных автомобилей. Суть гаджета — при попадании другого объекта в слепую зону оповестить водителя сигналом. Прибор, в отличие от человека, не перестает видеть помеху в слепой зоне.
Если датчиков слепой зоны нет, придется рассчитывать на зеркала заднего вида и бдительность водителя.
Многие водители покупают для своей машины специальные панорамные зеркала. В отличие от обычных, они дают больший угол обзора, поэтому вероятность столкновения в непросматриваемой зоне минимальна. Однако на 100% зеркала не защитят, тем более от слепой зоны, что бы там ни писали в комментариях ТОП-блогеров.
По возможности нужно знать и использовать другие меры предосторожности. Так, слепая зона, находящаяся сзади авто, не просматривается даже с помощью панорамных зеркал. Из-за этого пострадало уже немало начинающих водителей. Так что здесь поможет только внимательность и опыт владельца автомобиля.
Водитель должен делать настройку зеркал каждый раз до начала движения. Правильно настроенные зеркала являются залогом безопасности. Дело в том, что они не только облегчат процесс вождения автомобиля, но и минимизируют риск создания аварийной ситуации из-за слепой зоны. Однако все время полагаться целиком на зеркала не стоит — они дают угол обзора не больше 14°.
Для подстраховки от несчастного случая можно установить дополнительные зеркала для мертвых зон. Обычно они небольшого размера, благодаря чему легко устанавливаются на поверхность обычного зеркала и помогают контролировать обстановку сзади автомобиля. Часть зеркала, перекрываемая накладкой, невелика. Но профи говорят, что лучше купить дополнительные зеркала, устанавливаемые над или под основным.
Стоит отличать мертвую зону руля от обзорных слепых зон. В конструкции любого современного механического средства передвижения, за исключением имеющего мотоциклетную посадку, имеется определенный люфт рулевого управления. Он введен на случай, если водитель во время движения будет немного водить рулем, не планируя менять траекторию движения.
Знание о мертвой зоне руля поможет при перестроениях, боковых маневрах и даже во время экзамена на права. С другой точки зрения, люфт упростит управление автомобилем на высокой скорости, например, при движении по трассе. Чтобы вычислить мертвую зону, достаточно на пустой площадке начать движение на малой скорости и начать немного вращать руль, наблюдая изменение в траектории движения. До определенного угла поворота (обычного, не более 5°) руля траектория меняться не будет, если рулевое управление работает исправно. При большем люфте эксплуатация ТС запрещена.
На дороге много опасностей, и порой даже опытные водители оказываются участниками ДТП. Жертвами слепой зоны чаще всего становятся новички в силу отсутствия опыта и практики. Неприятность может произойти не только на дороге с плотным трафиком, но и во дворе. Например, соседские дети могут выбежать к задней части автомобиля, когда тот еще не начал движение. Поэтому перед любым маневром лучше убедиться в его безопасности, повернув голову в нужном направлении, и постоянно стараться контролировать дорожную обстановку.
Чтобы избежать неприятностей на дороге, стоит следовать советам самых лучших профессионалов о том, что должен водитель:
Мертвая зона — очень опасный участок. При вождении нужно постоянно следить за ситуацией на дороге и быть начеку. Следование этим правилам поможет сохранить порядок и снизит риск попадания автомобиля в мертвую зону.
13 августа 2021
Одним из немаловажных факторов для обеспечения вашей безопасности во управления автомобилем является хороший обзор дорожной ситуации с водительского места. Знание «слепых зон» авто помогает избежать возможных аварийных ситуаций и чувствовать себя увереннее во время движения. В нашем новом материале — вместе с автошколой «Профи Центр» разбираемся с терминологией и выясняем, что нужно делать, чтобы лучше контролировать «слепые зоны».
Итак, что такое «слепая зона» авто?Слепая зона автомобиля — это пространство, плохо просматриваемое и контролируемое вами с водительского места.
Как правило, мы обозреваем дорожную обстановку так:
Но часть пространства позади вашего авто не отражается в зеркалах, и держать над ним постоянный контроль довольно сложно. Также, конструктивные особенности кузовов отдельных автомобилей могут оставлять вне пределов вашего зрительного контроля пространство, закрываемое стойками. Эти плохо контролируемые пространства и будут вашими «слепыми зонами».
К «слепым зонам» авто относятся:
Добавим, что в зависимости от конструктивных особенностей вашего авто, слепые зоны могут быть разными.
У легковых автомобилей система зеркал построена так, чтобы плохо обозреваемое пространство минимизировалось, однако хуже всего водитель может контролировать пространство с правой задней стороны (для праворульных машин — с левой задней стороны). Обзор могут ухудшать, как мы уже упомянули выше, и широкие передние стойки у отдельных моделей легковых автомобилей.
Использовано изображение ресурса: autolex.net
У грузового автомобиля «слепые зоны» будут еще шире ввиду очевидных конструктивных особенностей. Заднее пространство водитель практически не контролирует, поскольку его закрывает кузов; также плохо обозреваются зоны, прилегающие к кузову с правой и левой стороны. Это одна из причин, по которым ни в коем случае не стоит нарушать безопасную дистанцию с грузовыми авто.
Еще хуже дела обстоят с фурами. Слепая зона у водителя фуры увеличивается еще серьезнее из-за длины прицепа и габаритов перевозимого контейнера. С водительского места через зеркала обозревается только часть пространства, ограниченная началом кузова.
Как обнаружить слепую зону у вашего авто?Конечно, опытным путем. Можно сделать это во время движения, контролируя через зеркала движение автомобилей по соседним рядам в процессе приближения и обгона, или на любой удобной площадке, сидя в неподвижном авто. Во втором случае просто попросите помощника обойти ваш автомобиль и зафиксируйте момент, когда человек исчезнет из зеркал и вновь в них появится.
Для минимизации слепых зон важна и правильная настройка и регулировка боковых зеркал и салонного зеркала заднего вида — о том, как настроить зеркала в машине, мы пишем здесь.
Также существуют специальные зеркала, увеличивающие угол обзора: сферические, которые крепятся прямо на боковое зеркало авто в верхнем внешнем углу; параболические, которые также устанавливаются на основные зеркала.
Но у дополнительной оптики есть и минусы. К примеру, она занимает часть полезной площади вашего зеркала и может искажать действительное расстояние до объектов в зеркале. Так что каждый водитель должен принимать решение, пользоваться дополнительными зеркалами или нет — исходя из собственного опыта.
Чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций в «слепой зоне», рекомендуется придерживаться следующих общих правил:
Контролировать дорожную ситуацию, справиться со «слепыми зонами», выполнять самые сложные маневры уверенно и водить с удовольствием — вас научат в автошколе «Профи Центр» во Владивостоке.
Узнайте больше об акциях в «Профи Центр», а также о дистанционном обучении и стоимости обучения на категории А, А1, категорию B и категорию С!
25 февраля 2019 г. Блог
Помнить о вождении в слепых зонах — важная часть безопасного вождения. Для вашей безопасности и безопасности других важно знать, где находятся слепые зоны на вашем автомобиле, а также где они могут быть на автомобилях других людей.
Что такое слепая зона?
Слепая зона – это любая область, непосредственно окружающая автомобиль, которую вы, водитель, не можете непосредственно наблюдать в пределах вашего обычного поля зрения.
Слепые зоны могут возникать, когда передняя стойка (также известная как стойка ветрового стекла), боковые зеркала или внутреннее зеркало заднего вида блокируют обзор дороги. Груз, подголовники и дополнительные стойки в задней части автомобиля также могут создавать слепые зоны. Эти слепые зоны скрывают любой объект, расположенный внутри них, из поля зрения водителя, включая другие автомобили, пешеходов, барьеры и многое другое.
Как избежать слепых зон
Слепые зоны настолько опасны отчасти потому, что для проверки зоны часто требуется, чтобы водитель вышел из своего обычного поля зрения. Ручная проверка слепой зоны обычно требует от водителя повернуть голову и оглянуться через плечо, что может представлять опасность, которая может появиться в пределах нормального поля зрения водителя во время проверки.
Есть шаги, которые водители могут предпринять, чтобы уменьшить свою зависимость от такого рода «проверок плеч», хотя маловероятно, что вы полностью устраните необходимость в такого рода проверках.
Очевидно, что если задняя часть вашего автомобиля загромождена предметами или грузом, которые загораживают вам обзор, лучший способ избежать этого — не размещать и не складывать в свой автомобиль предметы, которые будут мешать вашему обзору.
Возможно, лучший и самый надежный способ помочь свести к минимуму ваши слепые зоны — правильно отрегулировать зеркала. Ключ к этим настройкам заключается в том, что, хотя вы, возможно, и не сможете отрегулировать свои зеркала таким образом, чтобы получить полное поле зрения, вы можете свести к минимуму зоны слепых зон, чтобы они были настолько малы, что не пропускали объект, будь то небольшой скутер, мотоцикл, пешеход или животное, чтобы быть полностью скрытым от вашего взгляда. Идея состоит в том, чтобы по-прежнему иметь возможность видеть хотя бы немного объект, достаточно знать, что он присутствует, чтобы вы могли избежать его.
Чтобы отрегулировать зеркала, сначала убедитесь, что зеркало заднего вида отрегулировано так, чтобы оно обеспечивало вам четкий задний обзор. Для левого бокового зеркала слегка наклонитесь влево и отрегулируйте зеркало так, чтобы сторона вашего автомобиля была едва видна. Для правого бокового зеркала наклонитесь вправо так, чтобы ваша голова находилась в центре автомобиля. Из этого положения отрегулируйте зеркало так, чтобы вы едва могли видеть в зеркале боковую сторону своего автомобиля.
Со всеми тремя зеркалами важно также отрегулировать вертикальное выравнивание. Вам нужен четкий обзор того, что находится на дороге, а не вид на дорогу или небо.
Некоторые новые автомобили оснащены системами обнаружения слепых зон. Эти системы предназначены для обнаружения объектов по обе стороны от транспортного средства и оповещения водителя, когда они находятся рядом с препятствием или другим транспортным средством. Хотя эти системы могут помочь водителям лучше осознавать свое окружение, важно не слишком полагаться на эти автоматизированные системы и по-прежнему практиковать другие методы мониторинга слепых зон и безопасного вождения.
by drive2drive
Слепые зоны во время вождения — это области вокруг вашего автомобиля, которые вы не видите, глядя в зеркала. Они настолько незаметны, что некоторые водители даже не подозревают об их существовании, что часто может привести к авариям. Однако слепые зоны не являются полностью неизбежными, если вы знаете, как их искать. Фактически, проверка слепых зон является неотъемлемой частью каждого экзамена на получение водительских прав.
При этом читайте дальше, чтобы узнать, как найти свои слепые зоны и безопасно их проверить.
Боковые зеркала расположены под таким углом, что вы можете видеть прямо за автомобилем с обеих сторон, что, по сути, дает вам конус заднего обзора в сочетании с задним обзором. Ваше периферийное зрение и быстрые боковые взгляды могут позволить вам смотреть вперед под углом примерно 180 градусов, который пересекает ваши боковые зеркала. Между этими двумя областями находится скрытое пространство под углом примерно 50 градусов по обе стороны от вашего автомобиля, которое не видно в боковые зеркала, как показано на изображении ниже:
Две дополнительные области, отмеченные на изображении, могут быть меньше основных слепых зон, но все равно важно понимать, где они находятся. Вы можете не упустить из виду автомобиль в одной из этих небольших областей, но мотоцикл может очень легко проскользнуть незамеченным.
Основная причина того, что слепые зоны так опасны, заключается в том, что они мешают вам видеть других автомобилистов и транспортные средства, а это означает, что вы можете не заметить их присутствие, когда пытаетесь сменить полосу движения. Если вы не знаете, что сзади вас едут другие автомобилисты, вы можете подрезать их и стать причиной аварии. Это достаточно опасно для других автомобилей, но потенциально может быть фатальным для мотоциклистов.
Еще одна вещь, которую следует учитывать, это то, что слепые зоны опасны в идеальных погодных условиях, но риск усугубляется при вождении в дождь или ночью.
Избежать опасностей, связанных с слепыми зонами вашего автомобиля, можно с помощью двух факторов:
Проверка слепых зон включает в себя полную проверку плеч, которая будет часто проверяться во время экзамена по вождению. Короче говоря, проверка плеча включает в себя поворот головы 90 градусов в обе стороны и смотреть в два боковых окна боковым зрением. Например, поворот головы влево позволяет вам смотреть прямо в свое окно, а также позволяет вашему периферийному зрению улавливать любое движение или световые сигналы, которые могут скрываться в вашей слепой зоне — то же самое касается и правого.
Несмотря на то, что мы упоминали о важности проверки слепых зон, слишком частая проверка может быть столь же опасной, как и полное отсутствие проверки.
Частые и ненужные проверки отвлекают ваше внимание от того, что происходит перед вами, ограничивая время, необходимое для реагирования на рискованные ситуации. Это одна из вещей, которым вас учат, когда вы изучаете защитную технику вождения.При этом вы должны проверять свою слепую зону каждый раз, когда вам нужно двигать машину в этом направлении, чтобы убедиться, что ничего не скрывается за пределами вашего поля зрения, что может быть в любой из следующих ситуаций: