СМЗ С-3Д — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (в то время ещё СМЗ). Автомобиль пришёл на смену мотоколяске С-3АМ в 1970 году.
Такие автомобили именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соц. обеспечения среди инвалидов различных категорий.
Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую. Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»).
Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.
Итак, задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая «баранка» небольшого диаметра с подрулевыми «лепестками»: при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное «чудо» советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика.
С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.
Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел «апгрейд» до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуходувки» с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем «аппетит» у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком «конском» расходе. Объем бака — 18 литров.
Коробка 4-ступенчатая, механическая, с «мотоциклетным» алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза.
Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.
Паспортная максимальная скорость мотоколяски составляет 60 км/ч, однако, на практике они редко превышали лимит в 30-40 км/ч. Причем, «инвалидка» была слышна и видна издалека: 2-тактный мотоциклетный мотор нещадно стрекотал и дымил, поэтому узнать о приближении С3Д можно было за пару минут до ее появления на горизонте. Езда на подобной технике — удовольствие сомнительное, но, как говорит народная мудрость -«Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», поэтому в провинциальных городках и селах эти мотоколяски иногда до сих пор можно встретить на дорогах.
Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника молодежи». Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.
Главная / Блог / СМЗ С-3А «Моргуновка»
Пожалуй, самая узнаваемая советская «инвалидка» – это четырехколесный кабриолет СМЗ С-3А, выпускавшийся на протяжении всех 60-х годов. Всего было собрано свыше 200 тысяч экземпляров, но до наших дней дошли единицы. И дело здесь не в посредственной прочности машин – с этим у «Моргуновки» было как раз все в порядке. Просто транспорт выдавался Собесом на безоплатной основе, а затем изымался для замены новой моделью. Так что с годами 90% парка пошло в утиль. А жаль – эта модель была с шармом.
Сразу после войны советские власти принялись за создание дешевых и легких мотоколясок на базе мотоциклетных агрегатов. По сути, это были трехколесные тележки, которые не отличались комфортом и с автомобилем не имели вообще ничего общего. Затем на свет явился С-1Л – гибрид автотранспорта без крыши и трехколесного мотоцикла. Это уж было что-то, но народ требовал автомобиля. Пускай маленького, неказистого, но с четырьмя колесами и крышей над головой.
Инженерам поручили разработать новый каркас, подобрать оптимальную конструкцию подвески и рулевого управления. При этом машина не должна была много весить, ведь в моторный отсек все равно будет установлен скромный агрегат, собранный на Серпуховском мотозаводе. В итоге на суд божий явились такие интересные варианты, как полностью закрытый кузов из пластика и даже купе. Но комиссия не оценила стараний НАМИ, отдав предпочтение более простому в изготовлении стальному кузову без крыши. Это и лишних денег не требовало, и вес машины сохраняло на допустимом уровне – 425 кг моторчик тянул без огонька, но с задачей справлялся.
Характерное название транспорт получил не от особенностей фар, а после выхода легендарной киноленты «Операция Ы». В кадре было уделено немало времени крохотному С-3А, которым управлял тучный Бывалый – этого персонажа сыграл заслуженный артист РСФСР Евгений Моргунов. В фильме банда спекулирует статусом машины, а также дерзки ездит без крыши в снежную пору. Сразу втроем. Забыть этот ансамбль просто невозможно. По словам режиссера, Леонида Гайдая, Моргунов без особых проблем передвигал кабриолет по съемочной площадке в одиночку. Очевидный плюс низкого веса конструкции.
Главное преимущество модели чудным образом совпадает с ее основным недостатком – это нечто среднее между автомобилем и моторизированной коляской для инвалида. Как результат, С-3А казался слишком громоздким, сложным технически и прожорливым для мотоколяски. Но и заменой полноценному авто его тоже назвать язык не поворачивался: только два места, нет крыши (боковое остекление появилось лишь спустя четыре года после начала выпуска). Несмотря на использование передовых решений в плане подвески (за основу взята конструкция типа «Порше»), ездить машина не могла ни быстро, ни проходимо. На скорости в 50-60 км/час двухтактный движок задыхался и оглушал треском из-за слишком высоких оборотов. Двигаться по плохим дорогам мешали маленькие колеса – они проваливались в колее (родстер садился на днище) либо с грохотом ныряли в безобидные дорожные ямки. И все же «Моргуновка» ехала, а при тогдашних ценах на бензин переживать из-за 5 л/100 км не приходилось. Все же лучше мотоцикла.
8-сильный мотор от ИЖ-56 приводился в действие с помощью 4-ступенчатой КПП мотоциклетного типа. Причем отдельной задней передачи не предусматривалось – включался реверс с помощью рычага, и колеса вращались в обратную сторону с возможностью использования все тех же четырех скоростей. Тормоза были барабанные, на задних колесах, и активировались специальным рычагом на центральном тоннеле. В общей сложности под торпедой из пола торчало три массивных рычага. Все остальное – на руле.
За «баранкой» располагались две пары симметричных «ушей», на одни из которых надо нажимать, а другие – тянуть на себя. Чтобы газовать, водитель жал большим пальцем (неважно, какой руки) на меньший лепесток. Параллельно с этим требовалось работать сцеплением, ведь все С-3А оснащались только МКПП. Для смены передачи приходилось каждый раз тянуть на себя рычаг за ободом руля, орудуя на стороне еще и «палкой-мешалкой». Не слишком удобно, особенно с учетом кузова кабриолет: можно лишь посочувствовать жителям холодных регионов, которым приходилось играть на этом органе в мороз, надев теплые рукавицы.
К счастью, «Моргуновка» давно стала историей. Сегодня автомобили для людей с особыми потребностями выглядят и ездят точно так же, как и машины со стандартной комплектацией. А поставить универсальный рычаг для управления педальным узлом можно без лишних хлопот на любую модель, будь то хэтчбек, седан или кроссовер с «автоматом».
Scheer Machinery специализируется на фургонных машинах для больших зеленых насаждений в Босбау.
De Machines Worden geimporteerd uit Finland Zweden Oostenrijk Frankrijk en Italie.
Onze merken:
Mecanil: zaag en knipgrijpers
Axer: knippers
Lasco: grijpers en kegelsplijter
Gripen: grijpers
Icar Bazzoli: Z kranen
Plaisance: bosklepelaars
Verder worden veel machines in onze werkplaats, aangepast, samen gesteld of geheel geconstruerd.
Verder leven wij ook vele aanbouw werktuigen voor graafmachines en shoevels zoals een riekbak kantelbak en kantelstuk zeefbak rooiriek rooitand Palletvorken.
400 В — 50 Гц — 3 фазы — клиноременный привод
После входа в систему видны торговые цены.
Цены вкл. НДС плюс стоимость доставки
Власть 4,0 кВт 5,5 кВт 7,5 кВт
Функции односторонний левый односторонний правый двусторонний
Конструкция машины низкий пьедестал высокий пьедестал
Вложение осталось нет вложений Вытяжной колпак А 300 (L) в собранном виде Вытяжной колпак А 400 (L) в собранном виде Вытяжной колпак А 500 (L) в собранном виде Вытяжной колпак S 300 (L) — пьедестал Вытяжной колпак S 400 (L) — пьедестал Вытяжной колпак S 500 (L) — пьедестал Полировальные центры M16 — левые полировальный стержень M16 — левый Абразивная ленточная головка EB 3-S (L) — лента 3500 x 100 мм плоскошлифовальный станок BS 300 A (L) Плоско-ленточная шлифовальная машина BS 300 A — регулируемая
Цвет зеленый светло-серый
Номер продукта: 1026684-930210-ключ Anbau_grey
Описание
Полировальные станки серии СМЗ с клиноременным приводом обеспечивают максимальную производительность во всех областях применения.