Регистрационные таблички в СССР меняли несколько раз. Дольше всего продержались черные номера стандарта 1959 года (три буквы и четыре цифры, на прицепах – две литеры), которые постепенно стали вытесняться новыми белыми знаками, введенными в оборот перед Олимпиадой-80.
Справочников по автомобильным номерам в Советском Союзе не было, но самые внимательные и заинтересованные граждане могли прочитать по табличкам много интересного. Скажем, государственные и частные машины имели разные серии. Поэтому сотрудники ГАИ, да и иные милиционеры, лишь бросив беглый взгляд на транспорт, точно знали, кто перед ними.
Номер МОС (стандарта 1980 года) мог стоять не только на легковом автомобиле, но даже на автобусе, приписанном к соответствующему ведомству, в данном случае – на РАФ-22038.
Например, столичные серии МОК, МОГ и МОМ были служебными, а МОП и МОТ – частными. Отдельные номера в Москве полагались рейсовым автобусам. Все такси имели таблички ММТ, ММЛ, а потом и МММ. Причем по литерам знаков служебных автомобилей часто довольно точно определялось, к насколько серьезному ведомству приписан транспорт. Так, у здания ЦК КПСС на Новой площади (забора, кстати, возле него тогда не было) и иных руководящих организаций стояли, в основном, машины с буквами МОС, а позднее – и МАС.
Частный московский номер стандарта 1980 года. Тогда на табличках еще применяли буквы, не читаемые на латинице. Редким гражданам, выезжающим на автомобиле за границу, временно выдавали другие знаки.
Белый номер с тремя буквами рядом с 1980 года выдавали государственным машинам.
В 1980 году различие между частными и государственными номерами стало еще более четким. У первых спереди перед четырьмя цифрами отныне стояла одна буква, а после еще две (скажем, Р07-73МО), у вторых все осталось по-прежнему – например, 24-25 ММТ. Любопытно, что по сочетанию начальной цифры и литер знака московского такси можно было определить принадлежность машины к определенному гаражу: тройка плюс ММТ – 3-й таксопарк, а с ММЛ – уже 13-й.
Московская «Волга» – такси из 15-го таксопарка. При этом пятерка в начале номера в сочетании с буквами ММТ обозначала бы уже 5-й парк.
По советским номерам интересно было изучать и географию огромной страны. Первые две буквы (у частников после 1980-го – последние две) указывали на город (если он крупный), область или даже небольшую союзную республику. Но рост автопарка обусловил появление все более хитрых, известных только знатокам сочетаний. Понятно, что МО – Москва, ЭС – Эстония, ГР – Грузия, а ЛА – Латвия. Но в столице позднее стали выдавать знаки серий МК, МН и даже МТ. В Эстонии – ЕА, в Латвии – ЛТ, в Грузии – ГА. Случались ребусы и посложнее: Ленинградская область обозначалась ЛО, а Московская – ЮА, потом ЮБ и ЮВ. Ну, а в Краснодарском крае и вовсе получали таблички с литерами ЦП!
Черные номера Московской области начинались с ЮА, ЮБ и т.д. Потом к ним прибавились сочетания букв с первыми МЕ.
В небольших союзных республиках серии номеров были едиными, вне зависимости от города. Так, по всей Латвии использовали литеры ЛА, а затем и ЛТ.
Небольшие республики Прибалтики быстро насыщались автомобилями, поэтому машины там получали новые серии номеров: ЕА – Эстония.
Куда логичнее, кстати, выглядели номера иностранцев, длительно проживавших в СССР. С 1959-го они получали белые номера с буквами D – дипкорпус, М – торговля и К – пресса (корреспондент). Первые две из пяти цифр указывали страну: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ и так далее. Таблички серии ТУР ставили на машины, которые зарубежные граждане брали в СССР в прокат. С 1980-го гостям страны стали выдавать красные регистрационные знаки с белыми цифрами (дипломаты) или желтые с черными цифрами (все остальные).
Renault 5 гражданина Франции. В первых по порядку индексах зашифровывали ведущие капиталистические страны: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ, 04 – США, а 07 – Франция.
На «Запорожце» – частный черный номер стандарта до 1980 года, а на Ford Zephyr рядом с ним – дипломатический. Цифры 86 обозначали Польшу (индексы дружественных соцстран были в восьмом – девятом десятке).
Chevrolet Impala с дипломатическим номером 35, то есть – гражданина Ирака.
Интересно, что социальный статус руководителя некоего ведомства и даже частного гражданина можно было без труда определить по количеству первых нулей на знаках. Так, начальника Мосавтолегтранса (организации подчинялись все московские такси) возили на «Волге» 00-01 ММТ.
Два нуля спереди на частном номере – очень престижное сочетание. Этот Ford Mustang принадлежал известному балетмейстеру Шамилю Ягудину.
Что касается частников, то трех нулей хватало, разумеется, мало кому. Зато в столице все знали «Волги» Юрия Никулина (00-13) или хоккеиста Валерия Харламова (00-17) – под номером 17 спортсмен выступал в сборной СССР. У вратаря команды – Владислава Третьяка – была «Волга» 00-52, у режиссера Ивана Дыховичного на спортивном Fiat Dino стояли таблички 00-69. При дефиците нулей ценились и заметные сочетания вроде 33-33 на Volvo Юрия Антонова. Так что традиция «красивых номеров» у нас в стране давняя и, возможно, вечная…
Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.
Вопреки распространенному мнению, учет транспортных средств в России начал вестись задолго до революции. Но только в 1931 г. был принят общий стандарт госномеров для СССР. Посмотрим, какими были советские номера автомобилей.
Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.
К разработке единого госномера привела индустриальная революция в Советском Союзе. Со времен Российской Империи и до 30-х годов 20 в. ситуация на дорогах изменилась не сильно, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые еще при императоре. В каждой губернии они были свои. Не стоит забывать, что в то время не было оборудованных шоссе, и путешествия на авто между городами были очень затруднительны — нужды не было ни в единой системе, ни в территориальных обозначениях.
Все изменилось в 1931 г. Первый номер СССР на авто выглядел так — жестяная прямоугольная табличка белого цвета с черными символами. Знаков было пять — одна кириллическая буква и две пары арабских цифр, разделенные дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, знаком всем и сегодня. Одинаковых табличек должно было быть две, и крепиться они должны были на передний и задний бампер автомобиля. На мотоцикле — на переднее и заднее крыло.
Автомобильные номера 1931 года
Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.
Контроль автономеров передали в ведомство Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта — с этого года оно занималось их выдачей и учетом.
В том же году были выпущены «одноразовые» номера — от обычных они отличались надписью «Проба» и тем, что вместо двух на них была выбита только одна пара цифр. Использовались такие знаки для разовых поездок.
Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.
Проблема была решена очень просто — управление не стало разрабатывать системы региональных кодов. Теперь под самим номером на табличке добавилось название города, где был расположен филиал Дортранса, выдавший этот знак. В 1934 г. таких отделений было 45, позже их количество увеличилось.
Сам номер тоже претерпел изменения — буква в нем была изменена на цифру. По государственному стандарту цифр должно было быть пять, но это правило соблюдалось не везде.
Автомобильный номер СССР (1934 год)
Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».
Интересно, что для электрического транспорта (трамваев или появившихся в тех же годах троллейбусов) система регистрационных знаков была совсем другой.
В 1936 г. в транспортной сфере жизни государства случилось еще одно важное событие — в июле Союзом народных комиссаров СССР была учреждена Государственная автомобильная инспекция. С этих пор все действия с номерными знаками были переданы под ее юрисдикцию.
В этом же году ГАИ снова изменила образец номерных знаков на авто в СССР. Сама пластина стала намного больше, поле было черным, а символы — белыми. Кстати, стандарт изготовления этих номеров по сей день считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и пластины часто ломались.
В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.
Автомобильный номер образца 1936 года
Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (именно они и указывали на регион), пробел и две пары цифр через дефис. Эта схема уже соблюдалась гораздо строже, чем предыдущая, никаких отклонений от количества символов не допускалось. Пластина же выпускалась в двух вариантах. Однорядная (прямоугольная) крепилась на переднем бампере машины, двухрядная (по форме была близка к квадрату) — на задний.
Ближе к сороковому году ГАИ выпустило альтернативный вариант номерной пластины с уменьшенными размерами полотна, чтобы продлить срок его службы — сам образец при этом не менялся.
В этот период стоит отметить и специфику военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но соблюдался он гораздо менее строго, чем гражданский. Число символов на номере автомобиля Красной Армии могло колебаться от четырех до шести, распределялись они произвольно, а иногда на пластине пририсовывали совсем посторонние знаки — например, звезды.
После войны государству проще было провести реформу госномеров, чем приводить в порядок действующую систему учета. Огромное количество техники было мобилизовано, и далеко не вся она была перерегистрирована по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии ездили по стране, тоже нуждались в регистрации. Свою долю хаоса внесли и оккупанты, перерегистрировавшие автомобили по собственным правилам.
Автомобильные номера 1946 года
Новый стандарт был объявлен в 1946 г. ГАИ сохранила довоенный формат записи в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его полотно стало желтым, а буквы — черными. Деление на однорядные и двухрядные тоже осталось.
Важным изменением стало отдельное обозначение прицепов — раньше на них просто вешали номера грузовиков. Теперь на таких табличках появилась надпись «Прицеп».
В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик стремительно рос, и уже к концу 50-х номеров формата «две буквы-четыре цифры» стало не хватать.
Решено было добавить в номера машин СССР еще одну букву. Кроме того, в 1959 г. ГАИ отказалась от желтого полотна знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сама пластина снова стала черной, а символы — белыми. Знаки с двумя буквами также остались в эксплуатации, но теперь их могли выдавать только военным автомобилям.
Автономера СССР 1959 года
Сочетания быстро заканчивались еще и потому, что один номер не закреплялся за машиной пожизненно — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено понятие транзитного номера, более привычное современному человеку — такие знаки изготавливались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.
Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.
Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.
Новый формат номеров уже гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских госномеров на авто, пластина стала белой, а символы — черными.
Автономера 1981 года
На самом деле в том году было принято сразу два стандарта — для частного и служебного автотранспорта. Но никаких существенных преобразований не последовало. Изменился только внешний вид советских номеров машин и порядок написания символов на них. Содержание осталось тем же — четыре цифры, три буквы (две, обозначающие регион, и одна дополнительная).
Размеры госномеров в Советском Союзе последовательно менялись с принятием каждого нового стандарта, это регламентировалось внутренним законодательством.
Однако во время реформы 1980 г. ГАИ пришлось принять во внимание международные стандарты госномеров европейских государств. Согласно им, размер переднего знака составил 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.
Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.
Расшифровка советских номеров автомобилей стала возможна только в 1936 г. Цифры по-прежнему проставлялись по порядку, но буквенный код обозначал определенные регион.
В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.
Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.
Как сейчас для обозначения каждой области может использоваться два и больше кода, так и в СССР регион мог иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.
Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области
Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».
В этом случае закон однозначен и не терпит никаких двояких трактовок — советские номера могут иметь лишь те автомобили, что были единожды зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не меняли владельца. При любой перерегистрации транспортного средства его номера придется сдать и получить современные согласно новому государственному стандарту.
Разумеется, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно приобрести по генеральной доверенности, тогда перерегистрировать его не придется, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.
Читайте также: Как убрать рыжики с кузова автомобиля ВАЗ 2108-2115 своими руками
Наложить штраф за использование советского госномера автоинспектор не вправе — такими машинами можно управлять вполне законно, оформлять на них страховки и совершать другие юридические операции, не требующие перерегистрации транспорта.
Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 г. и используется до сих пор. В 2018 г. Он был дополнен выпуском номеров квадратной формы — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. На формат современных госномеров по большей части повлияли международные стандарты, например, требование к буквам, чтобы они могли читаться как кириллицей, так и латиницей.
У России и Советского Союза долгая история государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, изготовление пластин из отходов кровельного железа. С дорог постепенно уходят последние советские номера — уже совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 60 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
В начале 2000-х, когда этот сайт был впервые создан, он был сундуком с сокровищами номерных знаков СССР.
Новый владелец домена попытался сохранить как можно больше оригинального контента. Увы, оригинальных изображений было очень мало, плюс большая часть сайта на русском языке без англоязычной версии. Следовательно, это усеченная версия архивного контента 2003–2009 гг. Дополнительная информация была получена с wikivisually.com.
Регистрационные знаки транспортных средств») использовались в Советском Союзе для регистрации автомобилей, мотоциклов, тяжелой техники, автомобилей специального назначения, а также строительной техники, военной техники и прицепов. Каждый номерной знак транспортного средства состоит из уникального регистрационный знак (также известный как регистрационный номер), выбитый на металлической табличке или табличке из других материалов.Все транспортные средства должны были иметь номерные знаки спереди и сзади, за исключением прицепов и мотоциклов, которые требовались только чтобы отобразить один на задней стороне.
После Великой Отечественной войны система регистрации транспортных средств в СССР потребовала реорганизации. Во время Великой Отечественной войны многие автомобили были мобилизованы для военных нужд и получили армейский учет. После войны многие грузовые и легковые автомобили были переданы обратно гражданским организациям. Также было много трофейных машин, которые иногда ездили по дорогам Советского Союза с иностранными номерами. В 1946 году в СССР был введен новый стандарт номерных знаков.
Номерные знаки образца 1946 года имели две буквы и четыре цифры — черный на желтом фоне. Серия букв идентифицирует регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. Однако в большинстве областей не было корреляции между буквенным рядом и названием региона.
В 40-х и 50-х годах личный автомобиль был большой редкостью. Поэтому выделенные серии номерных знаков для личных автомобилей существовали в основном в крупных городах: Москва, Ленинград и др.
Размеры номерных знаков: передний — 385х110 мм, задний — 287х168 мм, мотоциклетный номерной — 210х140 мм .
Эти номера выпускались до 1959 года, в некоторых регионах до начала 60-х годов. В 1966 году Государственная автомобильная инспекция издала постановление, которое требовало замены «желтых» номерных знаков на номера образца 1959 года. Не во всех регионах это правило строго соблюдалось. Некоторые автовладельцы сопротивлялись замене номерных знаков. Автомобили с «желтыми» номерами можно было увидеть на дорогах Советского Союза в 70-х и даже в 80-х годах. В настоящее время крайне маловероятно увидеть работающую машину с номерами 19.46 стандарт.
Стандартные номерные знаки для прицепов СССР 1959 года имели такое же сочетание цветов и тот же размер, что и задний номерной знак автомобиля (293Ñ…174 мм или 11,5×6,8 дюйма), но только две буквы и слово «Р¿СБ€Р¸С†РµР¿» (прицеп), что в переводе с русского означает «прицеп». В большинстве регионов сочетание букв на номерных знаках прицепов было таким же, как на номерных знаках транспортных средств, которые обычно производились от названия региона. В середине-конце 70-х, когда в первоначальных сериях номеров прицепов закончились комбинации, в некоторых регионах стали использовать буквосочетания, не привязанные к названию региона.
В 1959 году в СССР был введен новый тип номерных знаков. Новые номерные знаки имели четыре цифры и три буквы: белые буквы на черном фоне. Большинство европейских номерных знаков того времени имели одинаковое сочетание цветов. Первые две буквы в новом стандарте обозначали территорию, где зарегистрировано транспортное средство. Большинство республик в Советском Союзе имели территориальные единицы, называемые «областями» (областями). Некоторые республики с относительно небольшой численностью населения и без областного деления имели одну серию номерных знаков на всю территорию. В большинстве провинций третья буква указывает тип собственности: частная или государственная. В СССР все предприятия принадлежали государству. Все грузовики, автобусы, такси и спецтехника принадлежали государству.
В частной собственности могли находиться только седаны и небольшие полноприводные автомобили.
В СССР не было такого понятия, как именные номерные знаки. Однако в большинстве провинций местные власти и коммунистические лидеры имели автомобили специальной серии или специальной подгруппы определенной серии. Такие номерные знаки гарантировали более благосклонное отношение со стороны советских полицейских.
Стандартные номерные знаки 1959 г. имели следующие размеры: передний номер автомобиля — 467х112 мм или 18,4х4,4 дюйма, задний номер автомобиля/прицепа — 293х174, мм или 11,5х6,8 дюйма, мотоциклетный номер (только сзади) — 210х140 мм или 8,3х5,5 дюймов.
В СССР транспортные средства, направляющиеся в зарубежные страны, должны были на время поездки заменять оригинальные номерные знаки на специальные. Эти номерные знаки были одного стандарта, но буквы были только с латинской транскрипцией. Обычно в каждой провинции были специальные серии для автомобилей, выезжающих за границу, но не всегда. Например, в Украине была серия, общая для всей республики. Немногие советские люди имели возможность выезжать за границу, особенно на собственном автомобиле. Поэтому больше всего «иностранных» номеров можно было увидеть на грузовиках единственной советской международной автомобильной транспортной компании «Совтрансавто».
Срок службы номерного знака обычно не превышал срок службы транспортного средства. В случае прекращения эксплуатации автомобиля номерные знаки возвращались в местное отделение DMV («Р»РР˜»). В случае смены владельца номерные знаки были заменены.
Номерные знаки образца 1959 года появились после номерных знаков образца 1946 года, которые состояли из двух букв и четырех цифр: черные буквы на желтом фоне. В этом стандарте в конце пятидесятых закончились комбинации. До начала 80-х годов выпускалось 1959 стандартных номерных знаков. Во многих районах бывшего Советского Союза до сих пор можно увидеть автомобили с черными номерами.
«РРР» — Азербайджан, серия для автомобилей, следующих за пределы СССР | «РР‘» — Алтайский край (Россия), последняя серия после «РР›» | «РР’Р•» — Ленинградская область, серия для автомобилей, выезжающих за пределы СССР | «РР’Рж» — Московская область (без города), серия для автомобилей, выезжающих за пределы СССР |
«РР» — Азербайджан, вторая серия после «РР—» и перед «РР–» | «РР» — Республика Армения, последняя серия после «РР» | «РР•Р'» — Горьковская область, серия для автомобилей, выезжающих за пределы СССР | «РР–» — Азербайджан, последняя серия после «РР» |
«РР—» — Азербайджан, первая серия до «РР» | «РЁРШ» — Целиноградская (до 1961 г. — Акмолинская) область (Казахстан) | «Р¯Р›» — Алтайский край (Россия), первая серия до «РР» | «РЁРГ» — Амурская область (Россия) |
«РУШ» — Алма-Атинская область, без города (Казахстан) | «РР» — Республика Армения, первая серия до «РР» | «РР¢» — г. Алма-Ата (Казахстан) | «РЁРХ» — Архангельская обл. (Россия) |
«Р¨Р¨» — Ашхабадская область (Туркменистан) | «РР®» — Актюбинская область (Казахстан) | «Р’Р» — Башкирская Автономная Республика (Россия), первая серия до «Р’Р¨» | «Р’Р•» — Белгородская область (Россия) |
«Р’Р» — Брестская область (Беларусь) | «Р’Р» — Брянская область (Россия) | «Р’Р£» — Бурятская Автономная Республика (Россия) | «Р’Р¥» — Бухарская область (Узбекистан) |
«Р’Р¨» — Башкирская Автономная Республика (Россия) , последняя серия после «Р’Р» | «Р’Р’» — Воронежская область (Россия), первая серия до «Р’Р–» | «Р’Р» — Ворошиловградская область (до 1970 г. и в настоящее время Луганская область, Украина), последняя серия после «Р’Р£» | «Р’Р•Рш» — Украина, серия для автомобилей выезжающих за пределы СССР |
«Р’Р–» — Воронежская область (Россия), последняя серия после «Р’Р’» | «Р’Р» — Винницкая область (Украина) | «Р’Рш» — Восточно-Казахстанская область (Казахстан) | «Р’Р» — Владимирская область (Россия) |
«Р’Р» — Волынская область (Украина) | «Р’РГР» — Челябинская область (Россия), серия для автомобилей, выезжающих за пределы СССР | «Р’Рж» — Вологодская область (Россия) | «Р’РР» — Латвия, серия для автомобилей выезжающих за пределы СССР |
«Р’Р¢» — Витебская область (Беларусь) | «Р»Р» — Республика Грузия | «Р» — Горьковская область (Россия), вторая серия после «Р» | «Р»Р» — Республика Грузия |
«Р»Рш» — Гродненская область (Беларусь) | «РЖ» — Горьковская область (Россия), первая серия до «Р» | «Р»Р» — Республика Грузия | «Р» — Гомельская область (Беларусь) |
Большое спасибо участникам форума www. rcforum.ru и gaz21.ru за уникальную и бесценную информацию и фотографии. Личная благодарность Лосевскому К., Гордону Джиму, Смичкову Валерию, Коновалову Артему, Баракину Александру, Терновскому Дмитрию, Терновскому Антону, Борису К. за фотографии и информацию о редких номерных знаках.
ВНИМАНИЕ: Только когда я учился в колледже, я понял, что одержимость моего отца коллекционированием номерных знаков зарубежных стран была увлечением многих других людей. Мой отец действительно оценил бы этот сайт. Я помню, когда мы жили на Ближнем Востоке, где мой отец преподавал в Американском университете в Беруите, он всегда торговался с местными жителями за их старые номерные знаки. Я помню, как он указывал, как много арабоязычных стран представляют одну и ту же информацию как арабскими, так и западными буквами. Позже, когда мы жили в Португалии, он любил ходить на блошиные рынки, чтобы подобрать выброшенные номерные знаки. Пока мой отец собирал свои номерные знаки, моя мать собирала красиво сшитые персидские ковры (цветочный тебриз, геометрический гериз, традиционный кашан, шелково-шерстяной исфахан, традиционный красный машхад и простой узор габбе), а также турецкие, афганские, пакастанские и индийские ковры. ковры.
Когда мои родители наконец вышли на пенсию и обосновались в Новой Англии, их дом был наполнен эклектичной коллекцией ковров, номерных знаков, глиняной посуды и предметов искусства. Когда мои родители умерли, их четверо детей поделили коллекции. Я выбрал один номерной знак марокканского легкового автомобиля из Касабланки. В итоге у меня было более двадцати антикварных ковров, которые я разложил между двумя домами и квартирой в Нью-Йорке. Когда я переехал в свою новую квартиру в Hudson Yards, одним из первых моих действий было найти в Нью-Йорке местных профессиональных чистильщиков ковров, специализирующихся на старинных коврах ручной работы. Мне посчастливилось найти компанию Agara Rug Cleaning, которая специализируется на чистке старинных ковров, таких как пакистанские, восточные, китайские ковры с художественным декором, афганские, персидские, турецкие, индийские и все другие типы ковров ручной работы. Все ковры ручной работы стираются вручную экологически чистыми растворами. Мне это определенно нравилось, учитывая, что у меня были животные. Кроме того, у них были опытные мастера, которые выполняли изысканные ремонтные работы. Их переплетение изумительно. Я планирую переносить другие ковры в свою квартиру в Нью-Йорке, чтобы их можно было почистить и отремонтировать в Agara. Мой брат или сестра, живущие в отдаленных уголках мира, были впечатлены коврами, которые я почистил и отреставрировал. Марокканский номерной знак моего отца в рамке и выходит на реку Гудзон из больших окон моей квартиры от пола до потолка, выходящих на запад. Я представляю, как он улыбается мне за то, что этот номерной знак выглядит так широко.
ИСТОРИЯ
Источник: wikivisually.com Где-то в 19 веке каждый кучер и его повозка должны были иметь регистрационный номер, который действителен только в течение года, а замена возможна только после уплаты налога. В 1890-е годы, после издания постановления о допуске велосипедистов к дорожному движению, обязательной регистрации подлежали и велосипеды, как и появившиеся позднее автомобили.
В то время не было стандарта для регистрационных номеров. У каждого города был свой формат и цвет табличек, а цвет фона табличек мог меняться из года в год в одном городе. Таблички должны были содержать только цифровой регистрационный номер и, возможно, название города, год выпуска, тип транспортного средства, а также другую информацию по запросу местных властей. Таблички для автомобилей по внешнему виду были аналогичны велосипедным, только увеличились в размерах в 5-8 раз. Штатных точек крепления для автомобилей в то время не предусматривалось, поэтому в пластинах просто просверливали два отверстия и подвешивали на пропущенных через них веревках.
В 1920 году была предпринята первая попытка стандартизировать номерные знаки транспортных средств. 13 июня 1920 г. был издан указ «О регистрационных знаках», предписывавший всем автомобилям устанавливать передний номерной знак на левом крыле, а задний — на задней. В 1927 г. стандартизация продолжилась введением «Правил Всесоюзного реестра автомобилей и мотоциклов», в которых стандартизировались форма номеров, размеры передних и задних номеров, а также мотоциклов, цвет и высота. символов и ширину штриха каждого символа, тогда как цвет фона продолжал меняться ежегодно.
Однако эти изменения не коснулись номерных знаков вагонов и велосипедов, которые продолжали различаться по форме и цвету вплоть до их отмены, что в 1930-е годы для вагонов и до издания указа об отмене регистрации велосипедов возле 1970.
К началу 1930-х количество автомобилей и мотоциклов резко возросло, с частыми поездками из города в другой на «моторах». Для проведения полной регистрации всех автомобилей и мотоциклов по стране в 19 году вступил в силу единый стандарт номерных знаков автомобилей и мотоциклов.31.
В 1930-е годы формат табличек так и не был стандартизирован.
Формат 1931 г.
Первые советские номерные знаки, выпущенные в 1931 г., имеют формат «Л-НН-НН», где Л представляет кириллическую букву, а Н — цифру. Каждая регистрация привязана к одному транспортному средству, а мотоциклетные номера отличаются от автомобильных по габаритам. Каждому транспортному средству выдавались 2 номерных знака: передний и задний. Лобовые листы для мотоциклов должны были крепиться вдоль переднего крыла автомобиля, а задние — перпендикулярно заднему крылу. Позже появились номерные знаки для автомобилей для тест-драйва, которые содержали слово (проба, буквально «тест») вверху, при этом первая пара цифр отсутствовала, что формировало формат «L-NN». Позже были обнаружены два основных недостатка этого формата, первый из которых заключался в том, что письмо выдавалось в последовательном порядке независимо от любой ситуации, а второй в том, что письмо могло обозначать два малонаселенных района, а с другой стороны, большой город может иметь несколько букв. Эти недостатки привели к прекращению использования этого формата в 1934.
Формат 1934 года
В 1934 году был установлен новый стандарт замены: буква в прежнем дизайне была заменена цифрой, а под цифрами было название реестра или «Дортранс». Сначала было 45 Дортрансов, по одному на каждый район, в составе ЧУДорТранс, или в его полном названии, Центрального управления автомобильных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК Союза Советских Социалистических Республик, а затем после реорганизации административных положений их число увеличилось до 52. Прежний формат считался временно действующим, и владельцы должны перейти на новый формат до 1 июля 19 года.34. Формат не был строгим, т.е. количество цифр не обязательно должно было быть 5, а название области могло доходить до 8 знаков без учета точек и тире, что заставляло его часто писать сокращенно. Таблички для тест-драйва и транзита остались в своем формате, за исключением того, что название Dortran было заменено словом «Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ð·Ð¸Ñ‚» ( tranzit , букв., «транзит»), или ( проба , «тест»). Номера имеют обычные цвета в варианте для общественного транспорта, но были экспериментальные номера в инверсной схеме.
Формат лобового знака в 1936 г.
В конце 1936 г. формат еще раз изменился, причем начало последовательности переключилось на двухбуквенный код регионального регистра, за которым следуют две пары цифр, разделенных дефисом , что сделало его шаблоном «LL NN-NN». В коде используются буквы русского алфавита, кроме «Р», «Р™», «Рª», «Р«» и «Р¬». Для каждого автомобиля была однострочная лобовая табличка плюс двухрядная задняя табличка, причем мотоциклетные таблички имели тот же формат, хотя и меньшего размера. Эта разница существовала до 1994. Также остались пробный и транзитный номера, в которых код региона был заменен словом «Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ð·Ð¸С‚» (транзит, букв. «транзит»), ниже которого располагался заводской код.
Задняя табличка формата 1936 г.
Военный учет с 1940 по 1960 г.; обратите внимание на произвольный дефис
Ближе к концу 1930-х годов, в соответствии с нынешним форматом, использовался также так называемый «ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾» ( уменьшенного , буквально «уменьшенный»), используемый формат: Табличка была меньше более узкий и тонкий шрифт, а региональный код стал меньше, сместился в верхний левый угол, а цифры уменьшились. В то же время для трейлеров был разработан единый формат, но дается редко. Впоследствии этот формат стал основой для следующего изменения.
Незадолго до 1941 года вся военная техника получила отличный от гражданского формат номера, формат «L-N-NN-NN». Никакой системы в военных номерных знаках не было вообще. Кроме того, есть ряд задокументированных случаев нарушения типа номерного знака, включая произвольные переносы, добавление звездочек или якорей и даже нарушения формата, такие как номерные знаки, содержащие от 4 до 6 цифр, причем 4 цифры часто для мотоциклов, но с исключениями.
В конце 1930-х годов были выпущены первые дипломатические номера. На основе «сокращенного формата» первая пара цифр заменена одной цифрой на большую букву 9.0156 Р” в правом верхнем углу.
После Великой Отечественной войны начался хаос с регистрацией автомобилей, утративших документацию, «мобилизованных» машин, военной трофейной техники, автомобилей и трофейных перерегистрированных автомобилей. Все это необходимо было учитывать, что повлекло за собой обязательную замену старых номерных знаков на новые в 1946 году. 0003
Табличка прицепа 1946 года
Новый формат снова был основан на старом «уменьшенном» формате, только цвет фона изменился на оранжевый, а цвет букв и цифр на черный. В дипломатических номерах использовался другой формат «Ð»-NN для лобовых номеров и л в верхнем ряду, цифры в нижнем ряду для задних номеров. Были также форматы для прицепов, которые раньше имели тот же номер, что и прикрепленный к нему грузовик. Формат у прицепов был такой же, как и у заднего варианта гражданских номеров, только с надписью «Ð¿Ñ€Ð¸Ñ†ÐµÐ¿» ( pricep , буквально «прицеп») рядом с региональным кодом.
В то время существовал формат «белое на черном», который предназначался для служебных и личных автомобилей. Позже цветовая схема вместе с дипломатическими номерами была введена в обиход.
Интересен тот факт, что этот стандарт не касался пробных и транзитных номеров. Поскольку «тестовые» таблички были распространены в автономных регионах, для них часто резервировались таблички, начинающиеся с «00» или «01», а транзитная табличка изготавливалась в любой форме на бумаге.
Передние пластины для мотоциклов перестали выпускать в 1946 году, положив конец тенденции, при которой все мотоциклы, как и автомобили, должны были иметь две пластины, из которых передняя пластина была однорядной и крепилась к переднему крылу.
С 1940-х годов крупным предприятиям и автозаводам и автозаводам разрешили иметь собственные номерные знаки для тест-драйва и внутреннего транспорта, не покидая территорию завода. Некоторые предприятия доработали свои таблички, чтобы они соответствовали стандарту, а другие остались без изменений. Например, автомобили для внутренних перевозок в составе ВАЗ в 1980-е имеют номерные знаки, аналогичные советскому стандарту, но трехбуквенный суффикс всегда был буквами «Р’РР—». Эти таблички до сих пор можно встретить на некоторых современных автомобильных заводах.
Формат гражданского транспортного средства в 1960 году
Мотоциклевая пластина в формате 1960 года
Военная задняя пластина в 1960 году
В 1959 году, реформа на формате регистрации в пределах USSRATIO начал с изменения формата на «NN-NN LLL», где первые две буквы действовали как региональный код, а последняя буква была просто серийным номером, опять же в схеме «белое на черном». Таблички для прицепов, как и в предыдущем формате, получили только две буквы, обе составляющие код региона, с добавленным рядом словом «Ð¿Ñ€Ð¸Ñ†ÐµÐ¿». Введение третьей буквы вызвало нарушение границ таблички в предыдущих форматах, что является еще одной причиной реформы.
Военный номерной знак образца 1960 г.
Прицепной номерной знак образца 1960 г.
В начале 1960-х годов на военную технику были выданы новые типы номерных знаков, формат которых практически идентичен гражданскому типу, но без третьей буквы ( формат «NN-NN LL»). В отличие от предыдущих форматов, где буквы и цифры не несли информации о подразделении, которому были выданы номера, региональный код был организован самими Вооруженными Силами СССР, поэтому военные номера фактически не «сталкиваются» с гражданскими.
Табличка для трактора формата 1960 года
Табличка для прицепа формата 1960 года
В 1965 году были введены два новых типа табличек специально для тракторов и тракторных прицепов. Раньше регистрация тракторов не была обязательной и на них выдавались мотоциклетные номера, а прицепы вообще не подлежали регистрации. Цветовая схема была унаследована от предыдущего формата как черный на оранжевом, но обозначение тягача и прицепа было сокращено до «Р¢Р -Р» и «РŸР -РŸ» соответственно. Иногда можно было увидеть трактор с табличкой белого на черном фоне, который изначально предназначался для использования в военных целях. Однако это различие вскоре исчезло, поскольку вскоре на гражданские и военные тракторы стали устанавливаться таблички одного и того же формата.
В связи с растущим автомобильным рынком и растущим спросом на покупку и продажу автомобилей из разных регионов был введен продолговатый транзитный номер на основе бумаги. При регистрации автомобилю выдали две таблички, которые нужно было прикрепить к внутренней стороне лобового и заднему стеклу. Слово «С‚С€Р°Р½Р·Р¸С‚» и «Р¿РµС€РµР´Р½Р¸Р¹ Р½Р¾Р¼РµС€» ( передний номер , дословно «Фронтальный номер») или «Р·Р°Р´ ний Ð½Ð¾Ð¼ÐµС€» ( задний номер , букв. «Задний номер») был написан в верхней строке, вторая строка содержала трехбуквенный региональный код (или двухбуквенный для военной техники), а в третьем ряду размещались четыре цифры. Продолговатая металлическая транзитная табличка была такой же, как и у автомобиля, но региональный код содержал всего 2 буквы, которые располагались под словом «С‚С€Р°Р½Р·Р¸С‚». Этот формат не делает различий между гражданской и военной техникой.
Дипломатический номер, передний, формат 1960 года
Дипломатический номер, задний, формат 1960 года
Дипломатический формат также претерпел изменения. Цветовая схема была обратной схеме обычных пластин (белое на черном). Первоначально он был таким же, как и предыдущий дипломатический формат, только буква «Ð» была перемещена на первое место (или в нижний ряд на задних табличках), но позже кириллическая буква в конечном итоге была заменена ее латинским эквивалентом, «Д». С середины 19Начиная с 60-х годов действовал стандарт для номерных знаков, принадлежащих иностранным организациям, который устанавливает формат «L-NN-NNN», где «D» вместо L означает члена дипломатического представительства, K для корреспондентов и М для торговых представителей. Стоит отметить, что для табличек, начинающихся с М, было внесено небольшое изменение, в результате чего был удален тире между буквой и первой цифрой. Например, «M51 01-10», где первые две цифры после M — это код страны.
В том же году были введены еще три варианта, в которых региональный код был заменен словом, (полигон, букв. «Испытательный полигон»), «СР¿Р¾СБ€С‚» (спорт, букв. «Спорт «), или «Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ†Ð¸Ñ» (милиция, буквально «полиция»). Таблички «Полигон» и «Спорт» имели только одну цифру в начале номерного ряда, которые выдавались автомобилям, предназначенным для испытаний на автомобильных полигонах, и автомобилям, принимающим участие в спортивных мероприятиях соответственно. Все они имели свою последовательность, нарисованную на доске, а не выбитую на ней. Мотоциклы, принадлежащие МВД, изначально имели эти три варианта, но после того, как позже был введен стандарт, мотоциклы МВД стали получать обычные номера.
С момента введения этого стандарта все транспортные средства, выезжающие за границу на короткий период времени, перед выездом из СССР должны были получить «сменный номер». Формат этих сменных табличек сохранил схему «белое на черном», но буквы, образующие трехбуквенный код, были ограничены теми, которые по форме совпадают с латинскими буквами, и были зарезервированы специальные региональные коды для выезда из СССР. Эти сменные пластины были либо общесоюзными, либо общереспубликанскими. При выезде за границу необходимо получить в ГИБДД новый номерной знак (за исключением тех, у кого были номера без специальных кириллических букв), а по возвращении сдать новый номерной знак для получения оригинального номера.
Сначала переход с формата 1946 года на новый формат не был обязательным, но указ, изданный в 1967 году, требовал замены номеров на всех транспортных средствах. Несмотря на указ, горожане не спешили менять номера, да и ГИБДД не сильно на этом настаивала. В 1970 г., к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, было принято решение о наведении порядка, что вызвало переполох в районах ГАИ. Одним из следствий этого спонтанного решения стало решение о прекращении регистрации всех мопедов и велосипедов ГИБДД.