8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Советские мотоцикли: 10 самых народных советских мотоциклов, которые мы помним и любим

Топ 10 мотоциклов — советские легенды

Верные советские мотоциклы удивляют работоспособностью и надежностью, многие до сих пор активно используют эти байки в загородных и городских условиях. Сейчас их дизайн выглядит раритетным, а когда-то считался ультрамодным и основывался на лучших иностранных моделях. Непривередливая в эксплуатации и простая в ремонте, советская мотоциклетная техника завоевала место в сердце миллионов мотолюбителей. Однако не спешите ностальгировать — отдельные экземпляры живее всех живых: модернизируются собственниками и даже посещают выставки, а по прогнозам специалистов переживут еще несколько поколений владельцев.

ТОП 10 мотоциклов из СССР, легендарное наследие:

· Начнем рейтинг со стильного малыша — Вятка ВП-150. Имеет более чем достойный прототип — лучший среди мотороллеров всех времен, итальянец Vespa GS150. Годы выпуска Вятки: 1957 — 1966. Производитель Вятско-Полянский машиностроительный завод, который ранее выпускал ППШ. До славы итальянского собрата Вятка недотянула, однако получила признание в пятидесяти странах, как результат — более 1000000 реализованных моделей.

· Первым из серийных мотоциклов в Стране Советов получился Л-300 «Красный Октябрь». Вдохновлен сверхнадежным немцем DKW Luxus 300, сконструирован в Ленинграде, выпускался с 1930 года на протяжении 8 лет. Технические параметры Л-300 соответствовали времени: 300 см³ объем движка; 3000 оборотов/минута; 6 — 6,5 лошадиных сил; max скорость 80 км/час. Бензин расходовался на уровне 4,5 литров на сотню. Интересный факт: на основе конструкции «Красного октября» выпущен один из лучших советских мотоциклов ИЖ-8, который, отчеканен на новозеландских серебряных монетах.

· М-72 — первый тяжелый мотоцикл в Союзе, настоящая боевая техника. Конструктивные особенности скопированы у германского BMW R71. Байк вышел в 41-м, прослужил всю войну в качестве бронированного носителя стрелкового оружия, затем использовался для гражданских и милицейских потребностей, а производство данной модели завершилось в 60-м. За почти 20 лет было выпущено 8500 аппаратов в двух модификациях: с коляской и без.

· Урал М-62 — лучший милицейский мотобайк в Советском Союзе, идеально подходящий для патрулирования и выполнения особых заданий. Годы производства 1961 — 65, завод — Ирбитский мотоциклетный (ИМЗ «Урал»). Отличительные характеристики: более мощный мотор в 28 лошадиных сил; зубчатые муфты в коробке передач; больший ход подвески; видоизмененные кожухи вилки спереди; разгон до 95 километров в час, потребление топлива в пределах 6 литров на 100 километров.

· ИЖ-49 мотоциклисты считают лучшим советским мотоциклом для любых дорог (в том числе и бездорожья). Великолепная модель среднего класса, сходила с ижевского конвейера с 51-го по 58-й год. Имеет прекрасные показатели надежности и приспособленности к сложным условиям, знаменит фирменным мощным рычанием, настоящая мечта ездоков тех времен, которая до сих пор бережно хранится и используется мотолюбителями на дорогах.

· Нельзя представить Топ-10 советских мотоциклов без легендарной модели ИЖ Планета-Спорт. Первый серийный спортбайк отечественного производства с уникальным для тех времен дизайном. В отличии от предшественников, основан на прототипе модных японских мотоциклов, а не на тяжеловесных военных образцах. Стильный и элегантный советский «спортсмен» вобрал в себя лучшие черты из текущих творений Kawasaki, Yamaha, Suzuki (70-е годы). Серийное производство длилось с 73-го по 84-й годы в знаменитом Ижевске. Байк способен выдавать скорость до 140 км/час, разгоняться до сотни за 11 сек, мотор обладает мощностью 32 л. с., а расход топлива составляет до 7 л/сотню. Быстрый и технологичный, ИЖ Планета Спорт по сей день шикарно смотрится на дорогах.

· Чехословацкие JAWA 360 — самые популярные и любимые потребителями советские мотоциклы в 70-х гг. Название являет собой аббревиатуру от имени собственника фабрики Ф. Яничека + наименования фирмы Вандерер. Каждый третий советский байкер мог похвастаться ухоженной Явой в гараже, также данная модель часто встречается на кинокадрах, в прославленной «Бриллиантовой руке».

· JAWA 350-683 — еще один фаворит рейтинга народных любимцев. Последняя Ява мотопромышленности СССР. Образец «вышел в свет» в 1984-м, байк прославился в кино («Авария — дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия»), вдохновил Сектор Газа на написание песни. Три миллиона мотоциклов JAWA 350-683 были проданы в 80-х годах, и это потрясающий показатель успешности и популярности.

· Днепр 11 по праву входит в топ 10 мотоциклов по категории «Техника для тюнинга». Это была самая почитаемая модель в среде советских байкеров, она и наши дни эффектно преображается тюнинг-мастерами для участия в престижных выставках. Этот тяжелый мотоцикл киевского производства является превосходной базой для доработок и усовершенствований под владельца.

· Минск М1А достойно завершает рейтинг «Лучшие советские мотоциклы». Прототипом «Минскача» из Беларуси был немецкий аппарат DKW RT125. С 51-го года Минск радует поклонников мототехники, а с 2007 г. предприятие стало частным. Во всем мире продано 6 с половиной миллионов единиц. Ведущий Top Gear Хаммонд положительно отзывался о надежности, простоте и легкости в ремонте «Минска» после поездки по Вьетнаму.

 

Как бы там ни было, 10-ка легендарных мотоциклов в нашем ТОПе должна быть хорошо известна каждому. Нумерация в рейтинге намеренно не применялась, поскольку каждый аппарат имеет оригинальную историю, дизайн и предназначение, а значит занимает обособленную и равноценную позицию.

Добавить комментарий

» Советские мотоциклы, мотороллеры, мопеды

 

По объему выпуска двухколесных моторизованных средств транспорта СССР занимает второе место в мире. Около полутора миллионов мотоциклов, мотороллеров и мопедов с двигателями объемом от 50 см3 до 650 см3 сходят ежегодно с конвейеров восьми советских заводов. Каждое из этих крупных предприятий специализируется на производстве машин определенного класса. Крупносерийное производство мототехники (от 100 до 400 тыс. машин на одном заводе) позволяет использовать преимущества широкой унификации узлов, автоматизации многих обрабатывающих и сборочных операций.

 

Практичные и универсальные

 

Выпускаемые в СССР мотоциклы разнообразны по типажу и кубатуре, но одно качество, пожалуй. характерно для каждой машины — это универсальность. Любой советский мотоцикл уверенно чувствует себя не только на гладком асфальте, но и на грунтовой дороге, лесной тропе. Он демонстрирует одинаковую надежность как в условиях зимы, так и под жарким солнцем южных широт.

Выносливость, простота в обращении, практичность сознательно закладываются конструкторами в будущие машины еще на стадии их проектирования. Высокая функциональность советских мотоциклов все чаще привлекает к ним внимание зарубежных покупателей. Во многих странах мотоциклы из СССР завоевали широкое признание и пользуются устойчивым спросом.

 

 

Заводы и мотоциклы

 

Рижский мотозавод «Саркана Звайгзне»
Торговые марки: «Рига», «Дельта»

Завод выпускает мопеды и мокики с двигателем рабочим объемом до 50 см3.

 

 

Мопед «РИГА-13» — самая легкая из выпускаемых в СССР машин этого типа. Оснащен двухтактным одноцилиндровым двигателем Д-8 (45 см3, 0,75 кВт). Отличается простотой и надежностью конструкции. Характеристики крутящего момента двигателя подобраны таким образом, что он успешно используется без коробки передач. На мопеде применены две приводные цепи на заднее колесо — от двигателя и от каретки с педалями велосипедного типа. Такая схема привода дает возможность не только легко запускать двигатель «с ходу», но и пользоваться машиной, как обычным велосипедом. В этом отношении рижский мопед выгодно отличается от большинства зарубежных аналогов, у которых педали служат лишь для запуска двигателя и торможения.

 

 

Мокик «РИГА-24» — базовая модель рижских мокиков. Оснащается двухтактным одноцилиндровым двигателем В-50 или В-501. Для лучшего удовлетворения запросов основного потребителя мокика — молодежи завод применил на «Риге-24» раму мотоциклетного типа с экипажной частью, выполненной в спортивном стиле.

 

 

Минимокик «РИГА-30». Компактная машина на колесах малого диаметра. Имеет подрессоренное заднее колесо и верхнее расположение глушителя с тепловым экраном. Удобна для эксплуатации в городских условиях и особенно популярна среди подростков, начинающих знакомиться с мототехникой. Однако возможности «Риги-30» позволяют значительно расширить круг ее потребителей. Машина красива, прочна и может использоваться для коротких поездок в черте города.

Мокик «РИГА-22» имеет «городскую» компоновку экипажной части (рама открытого типа). Особенно удобен для женщин и пожилых людей. По техническим характеристикам аналогичен мокику «Рига-24». Производится по отдельным заказам.

Спортивный мотоцикл «РИГА-20 Юниор». Кроссовая машина для подростков на базе мокика «Рига-24″. Ее отличия от прототипа обусловлены назначением — для тренировок и соревнований по мотокроссу (увеличенный крутящий момент на заднем колесе, задняя шина с кроссовым протектором, увеличенный диаметр переднего колеса, поднятые щитки колес, кроссовый руль, верхнее расположение глушителя, откидывающиеся подножки, гидравлические передняя вилка и задние амортизаторы (вместо пружинных на базовой модели),.

упрощенная электрическая схема (без осветительных приборов, переключателя и замка зажигания).

Перспективные проекты рижских конструкторов предусматривают расширение гаммы выпускаемых заводом мокиков. Так, по линии макси создается двухместный микромотоцикл с двигателем увеличенной мощности, оборудованный экипажной частью с гидравлическими амортизаторами, дисковыми тормозами и другими усовершенствованиями. По линии „мини» конструируется еще одна модель минибайка — на этот раз с мотоциклетной компоновкой экипажной части (своего рода симбиоз «Риги-30» и «Риги-24»). Помимо этого создается совершенно новая модель микромашины — особо компактной и сверхлегкой. У нее будет складная рама и новый малогабаритный двигатель с ручным пусковым устройством — дальнейшее конструктивное развитие отлично зарекомендовавшего себя двигателя Д-8.

 

Львовский мотозавод
Торговая марка: «Карпаты»

Завод выпускает мокики в основном с двигателями рабочим объемом до 50 см3. Двигатель, электрооборудование и шины унифицированы с рижскими мокиками. Имея аналогичные технические параметры, львовские машины отличаются от рижских конструкцией экипажной части.

 

 

Мокик «КАРПАТЫ-2» — базовая дорожная модель. Для экипажной части характерны спокойные линии «классической» компоновки. Оба колесных щитка хромированы.

Мокик «КАРПАТЫ-2 Спорт». Спортивно-кроссовое исполнение базовой дорожной модели. Помимо обычных приборов, необходимых для дорожного движения мокик имеет элементы и кроссового мотоцикла: приподнятый щиток переднего колеса, верхнее расположение глушителя, кроссовый руль с перемычкой, бугель вместо багажника. Универсальный характер этой модели объясняет широкую популярность «Карпат-2 Спорт» среди подростков.

Спортивный мотоцикл «КАРПАТЫ Кросс». Эта кроссовая машина для подростков создана на базе мокика «Карпаты-2». Оснащение — идентичное мотоциклу «Рига-20 Юниор». Но есть и некоторые отличия: передняя и задняя подвески у львовского мотоцикла выполнены в упрощенном варианте — использованы стандартные (пружинные) передняя вилка и задние амортизаторы.

Спортивный мотоцикл «СПИДВЕЙ-125 Юниор» предназначен для тренировок и соревнований по спидвею среди юниоров. Оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем Минского мотовелозавода с рабочим объемом 123 см3.

 

 

 

Что такое мокик?

Согласно принятой в СССР классификации мокиками называют легкие одноместные мотоциклы с ограниченной кубатурой и мощностью двигателя. От мопедов они отличаются тем, что не имеют педалей, но оснащены кикстартером для пуска двигателя. Для обозначения такой машины в слове «мопед» окончание «-пед» (педали) заменяется на «-кик» (кикстартер). В настоящее время эта терминология принята не везде, и в зависимости от особенностей национальных классификации мокики в некоторых странах не выделяются в самостоятельную категорию, а относятся либо к мопедам, либо к мотоциклам.

 

Двигатели завода «Вайрас»

Используемый на всех рижских и львовских мокиках двухтактный, одноцилиндровый двигатель В-50 или В-501 с двухступенчатой коробкой передач имеет мощность 1,47 кВт и объем 49,8 см3. Различие между двумя типами двигателей — в системе переключения передач (у В-50 — ручное, сблокированное с рычагом выжима сцепления, у В-501 — с помощью ножного рычага). Оба двигателя отличаются от предшествовавших им моделей повышенной надежностью коробки передач и сцепления. С увеличением мощности генератора (45 Вт вместо 15 Вт) не только облегчен запуск двигателя и улучшена работа системы зажигания, но и стало возможным по отдельным заказам устанавливать на мотоциклы стоп-сигналы и указатели поворотов при экспорте в страны, где их наличие обязательно.

Оба двигателя имеют мощность, ограничивающую скорость движения верхним пределом 40 км/ч. Сделано это для того, чтобы мокик стал доступным наибольшему числу покупателей — от подростков до лиц преклонного возраста. Ведь во многих странах для управления транспортным средством с такой технической характеристикой не требуется водительских прав.

 

 

«Автоэкспорт информирует», 02/1987 (с сокращениями)

Комментариев нет

Советские мотоциклетные батальоны — B-Cozz

Мотоциклетная рота разведывательного батальона Советской Армии

Массовое использование мотоциклов с коляской в ​​качестве средства перевозки пехоты началось в Красной Армии в середине 1930-х гг. и совпало с созданием крупных тактических бронетанковых соединений – мехкорпусов. В это время перед мотоциклистами ставилась задача, которая ставилась перед легкой кавалерией в XIX веке: вести разведку, двигаться в авангарде основной группы войск, занимать важные объекты (мосты, переправы, узкие проходы). Основные тактические взаимоотношения мотоциклетных войск (а в конце 19 в.30-е годы у них даже была своя эмблема) был мотоциклетный полк — каждое крупное подразделение численностью около 1500 человек, более 300 мотоциклов, десятки легких грузовиков, десять броневиков, оснащенных винтовками и 6 45-мм противотанковыми орудиями.

Мотоциклетная рота, укомплектованная мотоциклами М-72 с коляской


Нетрудно представить, что уже в первых приграничных столкновениях в 1941 г. стал очевиден основной дефицит мотоциклетных подразделений, о чем писал немецкий военный теоретик Г. Гудериан годом ранее: «боевые». В результате к осени 19 г.41 многие мотоциклетные полки, потерявшие в боях личный состав и технику, были расформированы, а многие переформированы в стрелковые части. Перед началом битвы под Москвой начали формироваться мотоциклетные полки и батальоны с новой организацией и сокращенной численностью. Это были подразделения, в состав которых наравне с мотоциклами, количество которых было значительно сокращено, входили также легкие и даже средние танки, бронеавтомобили, бронетранспортеры и малокалиберные средства противотанковой обороны и артиллерии. По своему составу и задачам такие полки примерно соответствовали немецким разведывательным батальонам, а по огневой мощи значительно их превосходили. Доказав свою боеспособность, мотоциклетные части активно участвовали в освобождении Советского Союза и стран Восточной Европы, всегда наступая на фронте, в авангарде, в острие советских бронетанковых танкеток.

В январе 1941 г. была собрана первая предварительная партия Московского ММЗ М-72, до эвакуации из Москвы ММЗ выпустил 1753 мотоцикла. Производство мотоциклов продолжалось на ММЗ до октября 1941 года, когда постановлением Государственного Комитета Обороны было объявлено, что завод эвакуируется в Горький (ГМЗ) и другие места.

Это было во время Великой Отечественной войны, когда 20 октября 1941 года Москва была объявлена ​​блокадным положением, а 21-й комитет по эвакуации при СНК СССР издал приказ №. СН175 о переводе Московского мотозавода (ММЗ) в Ирбит. Эта дата с тех пор считается днем ​​рождения Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ).

Мотоциклы были собраны из московских запчастей перед повторной эвакуацией в небольшой городок Ирбит на Урале, далеко от досягаемости немецких бомбардировщиков.

Александр Буланов: «Именно 17 ноября 1941 года в Ирбит прибыл первый поезд с Московским мотоциклетным заводом, и с тех пор город изменил свою судьбу на мотоциклы и автоспорт. Война шла, когда в Ирбите состоялись первые соревнования по мотокроссу…»

Центр города Ирбит – памятник мотоциклу-победителю – производство ИМЗ


До 1945 года чисто базовой мотоциклетной боевой единицей была мотоциклетная рота, компактная, простая в управлении и мобильная, оснащенная только легким вооружением. В ходе послевоенной реорганизации Советской Армии мотоциклетные роты были включены в состав разведывательно-стрелковых батальонов (позднее — мотострелковых батальонов) и бронетанковых дивизий.

Большой проблемой была недостаточная проходимость мотоциклов в условиях бездорожья и болотистой местности, ведь Советская Армия была оснащена только одной моделью мотоцикла – М-72, который фактически был тяжелым гражданским мотоциклом, только мало приспособлен для военных нужд.

Не будем забывать, что Советский Союз получил по договору ленд-лиза около 34 000 мотоциклов. Из них не менее 26 000 были одиночными мотоциклами Harley-Davidson WLA с цепным приводом, остальные Indian 741, 340 и 344, а также несколько британских типов. Может быть, другие. Большинство WLA, доставленных в СССР, по прибытии в Россию были оснащены коляской M72 и сиденьем для пассажира и пассажира на багажной полке, и многие из них использовались для перевозки полевого миномета и расчетов. Имея более 26 000 WLA, выданных Красной Армии, Министерство Вооруженных Сил СССР даже издало свои собственные технические руководства.


Даже с окончанием Великой Отечественной войны (Второй мировой войны) Советский Союз продолжал создавать и содержать огромные вооруженные силы, и мотоциклы по-прежнему играли свою роль. Лишь когда Киевский мотоциклетный завод разработал в 1964 году специальный военный мотоцикл повышенной проходимости МВТ-750, положение дел улучшилось.

Первый серийный армейский мотоцикл с коляской ведущего колеса КМЗ «МБ-750»


КМЗ (Киевский мотозавод) было поручено производство военных мотоциклов. Новый мотоцикл был построен специально для нужд военных; он имел дифференциал и привод на коляски, что в сочетании с малокомпрессионным двигателем с боковым расположением клапанов и высокой тягой многократно увеличивало его внедорожные возможности. И хотя по характеристикам новый мотоцикл все же уступал основным боевым противникам М-72 — «зеленым слонам вермахта» BMW R-75 и Zundapp KS-750, но превосходил их простотой конструкции и низкой цене, а главное – практически все его детали были запчастями с гражданскими деталями тяжелых мотоциклов, что в случае начала войны облегчало его обслуживание и ремонт.

В конце 1960-х мир снова оказался на грани глобального вооруженного конфликта. Советская армия готовилась к широкомасштабным военным действиям, и ее организация и тактические установки полностью соответствовали тем задачам, которые стояли перед ней в противостоянии с войсками стран НАТО. После начала конфликта сильные советские бронетанковые группировки, дислоцированные в Восточной Европе, должны были сокрушительным ударом разгромить войска НАТО и занять Западную Европу. Планировались наступательные операции невиданного и стремительного размаха, поэтому большое значение придавалось повышению подвижности войск. В европейских условиях, при хорошо развитой дорожной сети, допускавшей возможность быстрого маневрирования, мотоциклистам отводилась роль боевой страховки, разведки и разрушения коммуникаций противника.

Рота состояла из одного командирского мотоцикла (оснащенного мощной радиостанцией) и 46 линейных мотоциклов в 4 взводах. Как правило, в состав техники входили военные мотоциклы моделей MW-750 и MW-750M, которые из-за характерной горбатой формы танка получили в войсках прозвище «верблюд». Они были практически однотипными, а главное отличие между ними заключалось в наличии у МЗ-750 блокировки дифференциала, отсутствие которой у МЗ-750М компенсировалось добавлением задней передачи.

Известен также случай, когда один из взводов роты, выполняя учебную роль, был оснащен устаревшими военными мотоциклами – К-750W, не имевшими полного привода. Выяснилось, что поскольку такими мотоциклами легче управлять, они лучше подходят для обучения молодых солдат. Экипаж каждого мотоцикла состоял из двух человек — водителя и стрелка, все стрелки также учились водить мотоцикл и при необходимости могли заменить отсутствующего водителя. Водитель был вооружен автоматическим пистолетом-пулеметом, который во время движения крепился на специальные фиксаторы внутри коляски. Наводчик был вооружен 7,62-мм пулеметом ПК Дегтярева (или Калашникова), введенным в 1961, установленный на поворотном кронштейне, позволяющий вести огонь при движении как по ходу движения мотоцикла, так и назад, а также устанавливать оружие в походном положении. Боекомплект пулемета подавался лентами по 100 патронов в каждой. Таким образом, основной огонь мотоциклетной роты вели ее 46 пулеметов ПК. Столь значительная для роты огневая мощь в сочетании с высокой подвижностью давала мотоциклетной роте шанс избежать гибели в случае неожиданной встречи с превосходящими силами противника, а также не допустить, чтобы более мелкий противник помешал завершению боя. задача.

Организационная схема мотоциклетного батальона.


Есть много любопытных отчетов о военном опыте, таких как отчеты о разведке бронетехники. Короче говоря, в большинстве случаев «мотоциклетные» (или фактически разведывательные) батальоны делились на отдельные разведывательные патрули/группы, а остальная часть батальона оставалась в качестве разведывательного резерва. В ряде случаев мотоциклетные батальоны/полки могли использоваться целыми подразделениями для решения других задач (прикрытие, охрана, фланговая охрана, авангард в случаях отсутствия контакта с противником, рейды и т. д.).

На случай встречи с бронетехникой противника в Первом взводе имелся один гранатомет РПГ-7, а каждый мотоцикл был оснащен противотанковыми гранатами. Тем не менее, опытный командир роты должен был свести вероятность таких встреч к минимуму — задачей мотоциклетной роты была прежде всего разведка, а не боевая.

Начиная с середины 1970-х годов моторизованные роты Красной Армии стали получать новую технику – колесные бронетранспортеры семейства БТР-60 и взвод плавающих танков ПТ-76 и новые мотоциклы с верхнеклапанными двигателями. Предполагалось, что это повысит подвижность и огневую мощь роты. Мобильность и огневая мощь возросли, но, по словам офицеров, служивших в то время в разведывательном батальоне, эффективность такой роты как разведывательного подразделения значительно снизилась. (Естественно, такие оценки учитывали перспективу глобальной войны.) Фактически была получена мотострелковая рота, усиленная плавающими танками, с избыточной для разведывательного подразделения огневой мощью. Рев танковых двигателей облегчал противнику обнаружение такой роты, а теоретически высокие возможности преодоления труднопроходимой местности мощными боевыми машинами на практике не всегда удовлетворяли потребности разведчиков. Восемь солдат легко преодолели мотоциклом препятствие, которое для бронетранспортера оказалось непреодолимым. Небольшой вес мотоцикла — до 450 кг — позволял не беспокоиться о состоянии мостов, а в особых случаях — преодолевать препятствие по наспех брошенным доскам. В целом бронеавтомобили, хотя и обладали высокими оборонительными качествами и огневой мощью, делали моторизованную разведывательную роту слишком тяжелым и громким подразделением, непригодным для разведывательных нужд. По-видимому, однако, не все части были перевооружены таким образом, поскольку в середине 1980-х годов в разведывательных батальонах Советской Армии сохранились чисто мотоциклетные роты.

К счастью, глобальный вооруженный конфликт не разразился. Наступила эпоха маленьких необъявленных войн и преступных межнациональных столкновений.

Новые условия боевых действий потребовали новой техники и иной организации вооруженных сил; на полях новых конфликтов уже не было места разведчикам-мотоциклистам, и эти войска ушли в прошлое.

В 1972 году солдаты и офицеры строевых частей Советской Армии, интенсивно занимавшиеся боевой подготовкой, отличались высоким морально-боевым духом. Как вспоминают ветераны Армии, служившие в то время в мотоциклетной роте мотострелковой дивизии Западной группы войск (дислокации в ГДР), в их подразделениях не происходило никаких событий, именуемых сегодня незаконными отношениями. . Все силы бойцов были поглощены изнурительной подготовкой, и без чувства товарищества и взаимопомощи подразделение просто не могло выполнять свои задачи. В том случае, если неопытный водитель застрял в глуши, если заглох двигатель, все бросились вытаскивать его из грязи, вне зависимости от выслуги лет и прочих заслуг.

Напряженная международная обстановка вынуждала советское командование повышать боевую готовность вверенных подразделений путем проведения учений, имитирующих реальные боевые действия.

Обычный сценарий таких учений для одной из мотоциклетных рот, дислоцированных в Венгрии, был следующим:

Через час или несколько минут после того, как переломный момент был проверен и подтвержден, прозвучал сигнал тревоги, и рота, забрав свое оружие, побежал к ангару, где стояли мотоциклы. В кратчайшие сроки, с максимальной скоростью роту нужно было вывести в район центрирования. Считалось правилом, что после запуска двигателя мотоциклист включал первую передачу, поставив левую ногу на левую подножку, затем отпускал сцепление, отрывая правую ногу от земли, и мотоцикл начинал разгоняться на первой. механизм. Момент, когда водитель сел на сиденье, совпал с включением 2-й передачи. Дальнейшее его существование зависело от скорости, с которой подразделение успело покинуть место дислокации – предполагалось, что противнику известно о местонахождении советских бронепарков и что в первые минуты войны эти объекты будут обнажёны. к ракетным и артиллерийским обстрелам. Во время одной из таких учений младший лейтенант, командир мотоциклетной роты, выходя из ангара, отвлекся от управления мотоциклом, чтобы проверить действия подчиненных, и на скорости 60 км/ч попал в дверь ангара, которая еще не полностью открылась. Мотоцикл после такой аварии списали, а младший лейтенант получил тяжелые ранения.

Вообще синяки и ссадины были постоянными спутниками боевых занятий мотоциклистов в результате ежедневных занятий. Молодые люди вышли из мирного населения, поначалу боявшиеся даже звука тяжелых моторов мотоциклов, превратились в отличных водителей и обученных солдат. В 1972 году в строевых частях никто и не думал – в отличие от современной армии – создавать медицинские комиссии для осмотра следов побоев со стороны товарищей. Если у солдата были царапины, было известно, что это связано с боевой подготовкой, а значит – за Родину.

Чтобы стать полноценным разведчиком-мотоциклистом, нужно было выполнить определенные требования. Вот некоторые из них: ехать стоя на левой подножке в положении пригнувшись, прячась от огня за мотоциклом; стрелять из винтовки во время движения по внезапно появившемуся щитку и (невероятно!) менять колесо коляски во время движения. Этот поистине цирковой номер исполнялся следующим образом: всадник резким поворотом направо поднимал коляску (использовался мотоцикл К-750В) и рулем удерживал мотоцикл на двух колесах вместе с коляской. колесо подвешено в воздухе. За это время наводчик достал гаечный ключ и открутил запасное колесо и колесо коляски, поменял их местами и подтянул гайки. Все это время водитель ехал кругами, удерживая мотоцикл на двух колесах с поднятой вверх коляской. Вряд ли кто из сегодняшних пережил «сказок».

Советские мотоциклетные части традиционно входили в состав бронетанковых частей, а их мотоциклы классифицировались как бронетехника. Поэтому в 1972 г. солдаты мотоциклетных рот носили форму бронетанковых частей, установленную приказом № 250 от 1970 г. Летняя и зимняя парадная, парадная, повседневная и полевая форма мотоциклистов была такой же, как и для всех сухопутных войск, а особенностью бронетанковых частей был черный цвет оторочек фуражек, погон, петлиц и особый знак на рукавах, носившийся на парадном кителе и мундире.

Клеймо на рукаве было в виде щита с красной звездой вверху (эмблема Вооруженных Сил СССР), а внизу – рисунок танка Т-60 (эмблема бронетанковой силы). Полевое снаряжение было однотипным, общим для всех Вооруженных Сил. Помимо обычного комплекта обмундирования и снаряжения, мотоциклисту, как члену экипажа боевой машины, полагался комплект рабочей формы, а также танковый костюм, каска и защитные очки. Как вспоминают ветераны Советской Армии, боевая служба внесла свои коррективы во внешний облик мотоциклиста. Стальные шлемы никогда не использовались, только необходимый минимум; лопаты-лопатки, крайне неудобные для мотоциклиста, крепились не к кожаному ремню, а к ручкам сбоку коляски; вся система погон с подсумками обычно оставлялась на складе. На смену танковым очкам жалкого качества советского производства, выдаваемым стюардами, пришли лыжные очки, купленные солдатами за свои деньги в спортивных магазинах. Внешний вид советского военного мотоциклиста был бы не полным без стопки газеты «Красная звезда», которая вставлялась в пространство между обмундированием и танковым костюмом, а также в наушник для дополнительной защиты от гололеда, дующие ветры.

верхнеклапанный МБ650М1 (МВ650М1)


Служба военного мотоциклиста была, по сути, «и крайне опасной, и трудной», тем более жаль, что сведений об этом необычном роде войск было и остается очень мало. Военные корреспонденты, посланные главным политическим руководством, должны были доставить изображения всесокрушающей мощи Советской Армии, гигантских ракет, сверхзвуковых самолетов и бронированных монстров, ломающих огромные деревья, как спички. Там не было места для мотоциклов. Поэтому теперь образ боевой службы этих чрезвычайно интересных войск приходится воссоздавать по выдержкам из свидетельств, из воспоминаний немногочисленных ветеранов. Как и вся Советская Армия, они были готовы в трудную минуту встать на защиту Родины и в случае необходимости положить за нее жизнь.

источники:

  • Мото Москва Россия
  • Станислав Нагорный
  • oppozit.com
  • Александр Буланов, Ирбит Россия
  • КОЛЯСКА
  • Стив Виггинс
  • Уорбой
  • АРТ Москва Россия
  • архив b-cozz

top

Советский мотоцикл М-72 с коляской и экипажем

Краткая история:

После Зимней войны с Финляндией в Советском Союзе был построен мотоцикл М-72 взамен двух устаревших тяжелых моделей. уже на вооружении Красной Армии. По странному стечению обстоятельств пакт Молотова-Риббентропа обеспечил необходимые правовые, политические и экономические условия, которые позволили Советам построить BMW R-71, который Вермахт отверг как М-72. Недолговечное соглашение заключалось в том, что BMW предоставила дизайн, инструменты и обучение для создания мотоцикла и военной коляски. Предполагалось производство на трех заводах, расположенных в Москве, Ленинграде и Харькове. Только Москва производила М-72 до немецкого вторжения.

Московский завод был перемещен на восток в Ирбит, город в Западной Сибири, и переименован в ИМЗ. Два других завода были переведены в Горький и переименованы в ГМЗ. Во время войны ИМЗ и ГМЗ выпускали М-72. Однако все коляски были построены на ГМЗ и почти все М-72 имели коляски. Только несколько эскортных М-72 были одиночными.

Продукт:

Нас встречает красивое изображение на прочной, красочной, хорошо иллюстрированной коробке размером 10,25 x 6,5 x 1,5 дюйма, которая открывается с торцов. Внутри мы находим запечатанные в прозрачный полиэтиленовый пакет 3 литника, 1 декаль с 2 вариантами, 1 список деталей и 1 инструкцию.

Детали отлиты в светло-коричневом цвете с четкими деталями без вспышек или утяжин. У вас есть два набора экипажа, боевой экипаж и расслабленный выпивающий экипаж.

Сборка:

Из-за характера предмета необходимо соблюдать крайнюю осторожность при удалении частей литников. Маленькие, очень хрупкие детали характерны для мотоциклов такого масштаба. Кроме того, такая же осторожность должна быть проявлена ​​при обращении с этими частями во время строительства. Фигурки также включены, и, если вы решите их использовать, я предлагаю вам тщательно проверить их соответствие во время ключевых строительных работ.

Начиная с двигателя, первые 3 пункта инструкции охватывают его сборку. Для завершения потребовалось 15 деталей, и они были отложены в сторону, готовые к покраске. Затем компонент рамы мотоцикла был покрыт на шаге 4, как ни странно разбит и разделен на четыре части. В 4a вы прикрепляете звуковой сигнал к центральной части средней части рамы с аккумулятором и коробками реле, 4b — к половинкам переднего крыла, сопряженным с передней вилкой, 4c и 4d — к боковым рамам и задним стойкам, затем добавляете основу рамы. поскольку все эти разделы объединяются в общую иллюстрацию шага. Шаги 5, 6 и 7 также включают детали конструкции, подробно описанные в инструкциях, в основном соединяющие компоненты двигателя и рамы и добавляющие ведущий мост, выхлопные трубы, заднее крыло и топливный бак. Шаг 8 составляет колеса. Шаг 9охватывает компонент рамы коляски, не менее 5 подэтапов, включающих 3 подкомпонента с использованием 12 хрупких деталей. Я предлагаю съездить в малярную мастерскую, прежде чем закончить шаг, прикрепив его к мотоциклу. Шаг 10 — сиденья, 6 штук и прикрепите к велосипеду. Шаги 11, 12, 13 и 14 охватывают сборку автомобиля и аксессуаров, во время которой было совершено несколько поездок в покрасочный цех. Цифры покрыты в шагах 15-22.

Итог:

Очень хороший набор и классная тема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *