Краткое описание
Short description
«Тула» Т-200 мотороллер с самодельным боковым грузовым прицепом грузоподъемностью 120 кг, мест: 2, эксплуатационный вес 230 кг, максимальная скорость 60 км/час.
Двигатель: 8 лс
Тульский машиностроительный завод г. Тула, 1957-61 год выпуска.
Производитель модели: Артель \»Универсалъ\», г. Днепропетровск, ручная работа, сделано на Украине в 2016 году.
 Масштаб:  1:43
Начало выпуска:
Окончание выпуска:
Вопрос о начале производства мотороллеров в стране был решен на высшем правительственном уровне: соответствующее Постановление Совмина СССР вышло 19 июня 1956-го. В Европе в это время сформировались две школы мотороллеростроения. Первая – итальянская, где типичным представителем стала компания Piaggio с моделью Vespa. Ее стиль можно определить как легкий и экономичный. Вторая школа – немецкая. Для нее стали характерными увеличенный рабочий объем двигателя в сочетании с повышенным комфортом для водителя. Яркий ее представитель – Goggo-Roller фирмы Hans Glas GmbH из города Dingolfing. Именно эти две модели – 150-кубовая Vespa и 200-кубовый Goggo-Roller TA55(по некоторым данным TA200) – были закуплены Советским Союзом в качестве образцов для налаживания производства аналогичных машин. И уже 7 июля 1956 года приказом Миноборонпрома «Веспу» поручили осваивать Вятско-Полянскому машиностроительному заводу «Молот» в Кировской области, а «Гогго-Роллер» – Тульскому машиностроительному заводу имени Рябикова. Причем от обоих заводов потребовали выдать первые партии серийных мотороллеров уже до конца текущего года!
Предстояло не просто наладить производство, а разработать с нуля еще и всю конструкторскую документацию. Дело шло очень трудно и с задержками. В результате первые 5 опытных образцов нового советского мотороллера класса «Люкс» сошли с конвейера 24 января 1957 года.
А 27 апреля 1957 года с конвейера Тульского машиностроительного завода официально сошел первый мотороллер Тула Т-200. В том же году для внутризаводских перевозок на шасси Т-200 была создана и грузовая модель, которая после соответствующих испытаний была рекомендована к серийному выпуску.Основу конструкции Т-200 представляла рама, на которую надевалась оболочка штампованного кузова. Соединенные вместе, они образовывали достаточно прочную несущую конструкцию. К передней части рамы приваривалась рулевая пустотелая колонка, сквозь нее проходила труба, в нижней части которой крепилась рычажная подвеска переднего колеса, а в верхней – руль. Ось управляемого колеса держалась на рычаге подвески, при подрессоривании которой растягивались две пружины, а колебания гасились с помощью гидравлического амортизатора. Задняя подвеска была устроена аналогичным образом, однако пружины в ней сжимались, и использовались два таких же амортизатора. Двигатель и коробку перемены передач объединили в одном блоке, цепь трансмиссии на ведущее колесо поместили в герметический корпус, выполнявший функцию маятника задней подвески.
Тула имела 8-сильный двигатель рабочим объемом 199 см3, 4-ступенчатую коробку передач в одном блоке с мотором, цепной привод заднего колеса, 10-дюймовые колеса, вилку толкающего типа передней подвески. Вес -155 кг, максимальная скорость — 80 км/час, расход топлива при движении со скоростью 45-50км/ч на 100 км – не более 3,4 литра. Емкость топливного бака 11 литров + 0,5 резерв, допускалось использование бензина А-66. Так же она имела принудительное воздушное охлаждение, электрозапуск вместо кик стартера и однотрубные амортизаторы, в то время практически не применявшиеся даже на мотоциклах.
На приборной панели находился спидометр, центральный переключатель (служит для включения света и объединен вместе с замком зажигания), индикатор включенной передачи, индикатор нейтральной передачи (зеленый глазок) и индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), а под панелью находился крючок для сумок. В ногах слева располагалась педаль переключения передач, а справа — педаль заднего тормоза.
Необычный заказ был получен заводом в конце 50-х годов: изготовить партию мототакси для ВДНХ. Конструкторская документация разработана совместно с ЦКЭБ, и в 1960 году партия из 50 мототакси Т-200Т поступила к заказчику. Эти машины имели пристыкованный к задней части легкового мотороллера открытый двухместный кузов довольно простой конструкции, с двумя передними управляемыми колесами.
После начала выпуска мотороллеров Тула-200, на завод посыпались запросы создать версию мотороллера с коляской. И такая была создана. Но массового выпуска таких колясок организовать не получилось. Поэтому
Эти чертежи с многочисленными изменениями в целях приспособления к собственным потребностям и возможностям использовали многие умельцы для изготовления боковых грузовых прицепов. При этом рама и крыло коляски были оригинальными. В сам мотороллер вносилось множество изменений, начиная от передней вилки, измененным передаточным отношением главной передачи, усиленной двумя трубчатыми стяжками рамой и заканчивая наличием специального кожуха цепи. Грузовая коляска расширяла сферу применения мотороллера, но делала его сложнее в управлении. Коляска имеет общий вес 60-70 кг и имела грузоподъёмность в пределах 100-130 кг.
  Нашли неточность? Сообщите!
Ваш e-mail (если укажете, я смогу с Вами связаться)
Сообщение (опишите неточность)
Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.
ТТХ машины
Служебная информация
В 1961 году, через 4 года после начала выпуска на Тульском машиностроительном заводе мотороллера Тула 200 было объявлено о его…
В 1961 году, через 4 года после начала выпуска на Тульском машиностроительном заводе мотороллера Тула 200 было объявлено о его модернизации. Обновленная модель получила индекс Тула 200М. Почему было решено модернизировать, казалось бы, неплохой мотороллер?
Во-первых, работками завода постоянно велась работа по тестированию образцов техники. Во-вторых, на завод приходили письма с отзывами от владельцев Тул. Была и третья причина, более завуалированная. Дело в том, что тогда очень опасались преемственности, т.е. какого-либо сравнения с оригинальной зарубежной моделью. Поэтому на заводе постарались максимально изменить внешность модернизированного мотороллера, чтобы полностью «забыть» про немецкого предка – Goggo Roller.
Внешние отличия Тула 200М
Самое очевидное видимое отличие – это переднее крыло иной формы. Именно оно создает зрительное отличие от немецкого прародителя, вот только напоминает немного клюв орла.
Поменялся логотип на переднем щитке. Вместо Тула 200 теперь там красовался Тула 200М, написанный впрочем, в том же стиле.
Боковины капота тоже немного отличались. На Тула 200, преимущественно, было два отверстия с хромированными кольцами, а также хромированный изогнутый молдинг. На модернизированной Тула 200М осталось лишь одно отверстие. А вместо оригинального молдинга применялся резиновый, такой же, как на полу под ногами водителя.
Спидометр на Тула 200 был черного цвета с обратной шкалой. На Тула 200М применили спидометр с бежевой подложкой и со стандартной шкалой.
Настил пола на Тула 200 представлял собой конструкцию, аналогичную той, что использовали на «Вятках». Т.е. в привинченный к полу алюминиевый профиль вставлялась резинка.
Технические отличия Тула 200М
За счет измененной головки цилиндров мощность двигателя выросла с 8 до 9 л.с. Кроме этого, в моторе был изменен подшипник нижней головки шатуна. Он был снабжен сепаратором с двухрядно расположенными роликами, а с его обеих сторон устанавливались ограничивающие шайбы.
Изменили вилку переднего колеса: вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа. Как показали испытания, такие вилки могли выдерживать большие нагрузки и отличались повышенной прочностью. Крепление оси переднего колеса в маятнике подвески осуществлялось с 1961 года с одной стороны при помощи клеммового зажима, а с другой стороны при помощи гайки.
В дополнение к династартеру добавили привычный ножной кик-стартер, который, вероятно, значительно облегчил жизнь владельцам мотороллеров.
Установлен новый реле-регулятор РР-121, отличающийся повышенной надежностью и имеет лучшие условия для зарядки аккумуляторов.
Применили более совершенный масляный воздушный фильтр (вместо сетчатого). Правда, для его размещения пришлось переделать коробку электрооборудования и эксцентриковый механизм крепления боковых крыльев.
Ведомая звездочка главной передачи, установленная на тормозном барабане, надежно защищена: она вращается в литом кожухе, состоящем из двух половин. На левой половине установлены тормозные колодки. Главная передача защищена от грязи резиновыми чехлами. Усилены ступицы колес. На заднем применены шариковые подшипники большего диаметра.
Из потерь – пропала подсветка подкапотного пространства. Зато, конструкторам удалось снизить массу мотороллера на 10 кг – со 155 до 145 кг.
Дальнейшая модернизация
На этом изменения Тула 200М не заканчивались – мотороллер постоянно модернизировался. Вот что было усовершенствовано к 1965 году:
— В нижней головке появилась прорезь для смазки подшипника. В результате долговечность этого узла возросла в 1,5 раза. Повысили твердость материала цилиндра – теперь он служит в 3-5 раз дольше.
— Усовершенствована конструкция многих элементов коробки передач, при этом взаимозаменяемость со старыми деталями сохранена.
— Тула-200М последних годов выпуска лишился центробежного автомата опережения зажигания за ненадобностью. Его место занял кулачок с постоянным углом опережения зажигания. По данным ЦКЭБ, это немного сократило расход топлива на эксплуатационных режимах. Теперь зажигание регулируется просто: момент появления искры устанавливают так, чтобы поршень не доходил до верхней мертвой точки на 3.6 — 4 мм.
— Изменен режим термообработки кик-стартера, вместо цинкования применяется цианирование.
— Металлическая крышка прерывателя (из-за плохой защищенности от грази) заменена одной резиновой деталью (типа пробки).
— Число шлицев на дисках сцепления увеличилось с 5 до 8, что значительно повысило надежность этого узла.
— Для того, чтобы пыль и грязь не поступала в двигатель, усилены места крепления воздухофильтра.
— На передней вилке введены новые наконечники и усилены кронштейны и накладки.
— Износостойкость гидравлических амортизаторов повышена более чем в 10 раз.
— Изменено крепление аккумуляторов на штыревое с хомутами.
— Спидометр стали оснащать лампой подсветки.
— Тула 200М поздних годов выпускались только с двухцветной окраской.
Мотороллер Тула 200М выпускался до 1967 года, после чего его заменила модель совершенно нового поколения — Тула Турист.
Экспериментальные облегченные варианты
Технические характеристики Тула 200М
Габаритные размеры — 1950х720х1010 мм
База — 1380 мм
Сухой вес — 145 кг
Максимальная скорость — 80 км/ч
Расход топлива при скорости 45-50 км/ч — не более 3.4 л/100 км
Тип двигателя — одноцилиндровый двухтактный с возвратной двухканальной продувкой и принудительным воздушным охлаждением
Рабочий объем цилиндра -199 см3
Диаметр цилиндра — 62 мм
Ход поршня — 66 мм
Степень сжатия — 6,6
Мощность — 9 л. с.
Тип карбюратора — К28Г
Коробка передач — 4-ступенчатая, двухходовая
Подвеска переднего и заднего колеса — рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором.
Размер шин — 4.00-10″
При подготовке статьи использованы материалы (в том числе и фотоматериалы) с сайтов motoroller.org.ru, gessor.livejournal.com и moto.tula.ru
Подпишись на наш Telegram-канал
Перейти к содержимому
Автор: Pal Negyesi
Тульский ТГ-200 на Будапештской международной ярмарке (Fortepan/Sándor Bauer)В то время как Ханс Глас переключился на производство автомобилей в 1955 году, его мотороллеры жили в Советском Союзе, так как Тульский машиностроительный завод представил свою копию в 1956 году. варианты, включая несколько коммерческих трехколесных велосипедов.
Тула 200Со смертью Сталина в 1953 году невероятно ориентированная на военную промышленность промышленность за железным занавесом начала менять направление. К 1956 году эта тенденция привела к разработке в Советском Союзе двух мотороллеров, которые должны были производиться двумя бывшими военными заводами. Здесь мы смотрим на Тульский машиностроительный завод имени В.М. Рябиков. С некоторыми модификациями Тула 200 производилась до 1987 года, когда было выпущено более 2 миллионов единиц.
В начале 1957 года были построены прототипы грузового варианта, получившего название ТГ-200, из нескольких частей, включая дифференциал, снятый с мотоколяски СМЗ. Первоначально грузовое семейство включало две модификации: ТГ-200К с бортовой платформой грузоподъемностью 200 кг и ТГ-200Ф с кузовом-фургоном. В 1962 началось производство модификации ТГ-200И с изотермическим фургоном для перевозки скоропортящихся грузов.
В 1962 году тульский ТГ-200 был модернизирован новыми узлами, снятыми с модернизированного мотороллера, Т-200М – в том числе новой передней подвеской, упрощенным амортизатором. Мощность двигателя возросла до 9 л.с., а масса автомобиля немного уменьшилась. Внешний вид скутера изменился за счет введения новой формы переднего крыла и грузовой платформы с уменьшенной высотой бортов. В таком виде модель ТГ-200 оставалась в производстве 12 лет. За этот период было произведено 188 000 единиц.
В 1968 году Тульский завод представил (Муравей) под кодовым названием TGA-200 с обновленным дизайном и механическими элементами, включая более мощный двигатель. Грузоподъемность увеличилась до 250 кг.
За прошедшие годы ТГА-200 претерпел даже множество итераций, включая партию с пластиковой кабиной, самосвал (!) и т.д. с экспортом комплектов CKD в Мексику, Колумбию и Аргентину. Однако неизбежное случилось в 1996, когда производство было окончательно заморожено.
Всего в Туле произведено более 1,5 млн грузовых мотороллеров различного назначения.
Туламашзавод все еще существует. В 2020 году они представили небольшой электрический грузовик, который снова назвали Ant.