Деловая репутация – это то, что приходится нарабатывать порой не один десяток лет. Громкое имя нередко становится лучшей рекламой и уже сам имидж компании работает и приносит пользу. Предприятия, которые достигли таких высот в разное время заслуживают уважения вне зависимости от того, действуют они сейчас или нет. Однако нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда доброе имя эксплуатируют конкуренты, пытаясь таким образом отвоевать позиции на рынке. Именно происходит и с названием предприятия «Волгоградский тракторный завод». Что же это за компания и существует ли она вообще? Разберемся во всем по порядку.
ВгТЗ стал первым заводом по производству тракторов в Советском Союзе. Год его открытия – 1930, место – Сталинград (Волгоград), название «Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского», сокращенно СТЗ. Он имел не только важное промышленно-хозяйственное значение, но и стал первой ласточкой стремительного развития сельскохозяйственного машиностроения в СССР. И. В. Сталин в своей телеграмме по случаю открытия завода сравнивал каждый выпущенный трактор со снарядом, направленным в стан классового врага – капиталистического лагеря.
Плановой мощностью завода на момент начала эксплуатации было 50 000 тракторов в год. Этот парк был призван обеспечивать стремительно развивающееся народное хозяйство, в частности аграрный сектор. Возведенный завод носил имя Ф. Э. Дзержинского, которому спустя 2 года после открытия был установлен памятник. В тот же период завод вышел на проектную мощность и производит по 144 единицы техники в сутки. Даже сегодня эти цифры кажутся весьма впечатляющими.
Любопытно, что к строительству ВгТЗ очень активно привлекались специалисты из Соединенных Штатов Америки. Такое дружественное отношение и техническое сотрудничество было характерно для периода после Первой Мировой войны. Привлечение лучших умов и стало прочной основой для дальнейшего славного функционирования.
Ближе к Великой Отечественной войне завод стремительно развивался, вводил новые модели. Именно здесь была запущена первая в СССР автоматизированная конвейерная линия. В годы самой войны завод до последнего своего рабочего дня трудился ради победы, производя танки и другую технику, а также запчасти. Приостановилось производство только когда бои развернулись непосредственно на территории ВгТЗ и при первой же возможности работу начали возобновлять.
Свое нынешнее имя «Волгоградский тракторный завод» он получил уже в 1962 году, когда была проведена не только идейная, но и инженерно-техническая реорганизация. Разработанные и выпущенные впервые именно этим заводом модели тракторов до сих пор занимают немалую долю в производстве сельхозтехники.
Перестройка экономики и дальнейшее формирование отдельных государств сказалось как на их экономике в целом, так и на крупных промышленных объектов. Несмотря на смену конъюнктуры рынка, сложнопрогнозируемые колебания спроса, работа шла, внедрялись новые модели. В 1992 году была проведена приватизация предприятия, и ВгТЗ еще некоторое время работал как единая компания.
Спустя 10 лет, в 2002 году Волгоградский тракторный завод разделился на 4 отдельных фирмы промышленной машиностроительной направленности. Они располагались в
отдельных подразделениях завода, часть из которых функционирует и сейчас. Эти фирмы были объединены в группу предприятий с привычным всем названием «Волгоградский тракторный завод». Отдельно функционировало пятое подразделение, направленное на производство военной техники. Сегодня оно входит в государственную корпорацию «Ростех».
Сам ВгТЗ прекратил свое существование в 2007 году после того, как в 2005 был объявлен банкротом решением арбитражного суда. Важное примечание: правопреемников у компании не было, поэтому Волгоградский тракторный завод сегодня просто не существует!
Согласитесь, такая славная история гиганта и передовика производства и накопленный за полвека опыт управления компанией – это серьезное конкурентное преимущество. Многие компании, пытающиеся пробиться по головам и несмотря ни на что, не стесняются присваивать себе чужую славу.
Используя различные методы введения в заблуждение, например, добавление слов в название, изменение порядка, составление созвучных аббревиатур, обманывают потенциальных клиентов. Это не только лишает покупателей возможности выбирать товар, но и вредит отрасли, а нередко подрывает авторитет самой славной компании и отрасли в целом. Этому способствовал тот факт, что после появления отдельных компаний-подразделений не все потенциальные клиенты были проинформированы о том, что ВгТЗ больше не существует. Этим воспользовались те, кто счел приемлемым прикрывать свою экономическую слабость чужим, зарабатываемом десятилетиями авторитетом.
Также негативно подобные нечестные ходы вредят и репутации государства. Особенно сейчас, когда промышленность РФ находится в оппозиции к некоторым участникам мирового рынка на геополитическом уровне, быть уличенным в нечестной игре — преступление против исторического наследия и чести мирового лидера машиностроения, страны, остановившей продвижение Вермахта на восток.
Иногда возникает вопрос: а не стыдно ли вот так брать и эксплуатировать чужой авторитет? Это ведь то же самое, что выдавать себя за ветерана Великой Отечественной Войны (которым, по сути, и был ВгТЗ)! Что ж, для некоторых это не проблема. Очевидно, что такое пренебрежение владельцы таких компаний-теней или самозванцев могут демонстрировать и по отношение к партнерам, качеству товара, соблюдению договоренностей.
Волгоградский тракторный завод сегодня – это своего рода памятник стране-гиганту, человеческой воле, самоотверженности, патриотизму. О былой славе и мощи напоминает главный вход, оформленный в духе своего времени – торжественно и монументально, как видели его при запуске руководители страны, да и сам советский народ.
Что же касается территорий, то здесь все намного печальнее: практически все цеха разрушены до основания. В таком состоянии завод находится не впервые – подобную картину видели те, кто восстанавливал его из руин сразу после того, как был освобожден Сталинград. Но реалии сегодняшнего мира ВгТЗ не пережил и сейчас просто идет расчистка с территории обрушенных стен. Осталось только здание заводоуправления, где сдаются в аренду офисные помещения, а также несколько действующих подразделений, которые работают как отдельные предприятия. Некоторые из них до сих пор «забывают» упомянуть о том, что они не являются заводом-гигантом, а представляют собой лишь один-два уцелевших цеха – малую долю бывшего гиганта.
Волгоградсверху — Волгоградский Тракторный Завод | Ноябрь 2019
От Волгоградского тракторного завода не осталось и следа
Волгоградсверху — тракторный завод
Здесь был Волгоградский тракторный завод
Как бы ни хотелось сегодня покупать трактора и другую технику у завода, который обеспечивал танками мировую державу, это уже невозможно. Волгоградский тракторный завод навсегда остался частью прошлого и вдохновением для компаний, которые захотят повторить этот рекорд, но уже под своим собственным именем, которое также станет символом мощи и несокрушимости.
Гусеничный трактор ДТ-75 стал большой удачей Волгоградского тракторного завода. Он отличался продуманной конструкцией, сбалансированными характеристиками и невысокой стоимостью. При этом был прост в освоении, обслуживании и ремонте. ДТ-75 вышел настолько успешным, что в своем классе он стал самым массовым советским трактором и в различных модификациях выпускался более 50 лет!
После запуска массового производства ДТ-54 специалисты СТЗ приступили к разработке нового трактора ДТ-56. Он создавался на основе предшественника и являлся дальнейшим развитием его конструкции. Инженеры попытались избавить популярную модель от большинства недостатков: уменьшить массу, повысить надежность и комфорт в работе.
Трактор оснастили новым дизельным двигателем СМД-8 с увеличенной до 55 л.с. мощностью. Механическую коробку передач сблокировали в едином корпусе, что позволило снизить металлоемкость агрегата. Кроме того ДТ-56 незначительно ужался в размерах и получил уменьшенную на 185 мм колею. В результате по сравнению с ДТ-54, масса ДТ-56 снизилась на 1035 кг!
ДТ-56Первые опытные экземпляры собрали в 1957 году. Весь последующий год они проходили всесторонние испытания, по результатам которых выяснилось, что облегченный ДТ-56 приемлемой надежностью не обладает. Более того просматривалась необходимость в значительном увеличении мощности, для обеспечения возможности работы на повышенных скоростях 5-7 км/ч (для ДТ-54А рабочая скорость составляла 3-5 км/ч).
В 1959 году от концепции облегченного ДТ-56 окончательно отказались, и конструкторы приступили к проектированию новой модели — ДТ-75. В основу трактора положили стальную раму повышенной прочности. Незначительно до 1330 мм расширили колею и усовершенствовали ходовую часть: установили стальные балансиры с усиленными амортизационно-натяжными устройствами и одноободными направляющими колесами. Кроме того специально для ДТ-75 разработали трансмиссию с 7-ступенчатой МКПП и 2-дисковым сцеплением. Но самое главное для трактора предусмотрели новейший дизель СМД-14 мощностью 75 л.с.
Не забыли и об удобстве тракториста. Для своего флагмана волгоградцы создали новую обтекаемую двухместную кабину автомобильного типа с распашными против хода дверями, эффективным отопителем, вентилятором и стеклоочистителем.
Сев на тракторе ДТ-75МВ 1959-1960 годах первые опытные образцы ДТ-75 прошли испытания, которые показали что новый трактор имеет неоспоримые преимущества над предшественником. Он оказался на 14% экономичнее и на 38% производительнее. Значительно — на 35% увеличилась скорость работы. При этом трактор оказался довольно надежным и неприхотливым в эксплуатации.
В 1960 году ДТ-75 был рекомендован к серийному производству. Пока шла переналадка оборудования, Волгоградский тракторный завод начал собирать переходную модель — ДТ-54В с мотором и кабиной от нового трактора. Полноценное серийное производство ДТ-75 стартовало в декабре 1963 года.
У сельских механизаторов новейший гусеничный трактор получил самые благожелательные отзывы. Он был поистине универсален: отлично справлялся с пахотной работой, легко агрегатировался с различным строительным оборудованием, орудиями и машинами (всего более 200 наименований).
В 1965 году трактор начал поставляться на экспорт. Он был востребован в странах СЭВ, на Кубе, в Азии и Африке. При этом объемы производства с каждым годом только возрастали, а в 1968 году ДТ-75 начал выпускать Павлодарский тракторный завод. Параллельно шла модернизация машины. Из существенных изменений: внедрение в 1967 году нового 90-сильного двигателя А-41 (модификация ДТ-75М), существенная модернизация ходовой части в 1969-м и кардинальное обновление дизайна в 1979 году, когда на трактор начали устанавливать новую ассиметричную кабину в современном прямолинейном дизайне.
Болотоходная модификация ДТ-75БВВ таком виде трактор выпускался до 1991 года. Однако и после распада СССР история ДТ-75 не закончилась. В середине 1990-х трактор примерил несколько различных моторов и получил множество модификаций — последняя ДТ-75Д выпускалась до 2009 года. В общей сложности ВгТЗ и ПТЗ выпустили 2 млн 741 тыс. тракторов. Сегодня Волгоградская тракторная компания выпускает преемника ДТ-75 под названием Агромаш-90.
Со времен Советского Союза производство тракторов налажено в России, Украине и Белоруссии. Самый популярный трактор в России – это, конечно же, «Беларус» (сделано в Беларуси). Но сегодня мы поговорим о собственном производстве тракторов в России, и мы озвучим первую десятку таких компаний, ну и конечно же не забудем зарубежных производителей поставляющих свою продукцию.
Стоит также отметить, что JOHN DEERE и CLAAS работают на полях России.
Трактор, танк, торговый центр… Как родился, жил и умер первый советский тракторный завод
Версия для печати Материал размещен: Дата публикации: 14-06-2019
Весной 1929 года американская архитектурная фирма Альберта Кана получила из СССР заказ на проектирование и надзор за строительством основных цехов тракторного завода в Сталинграде.
Пришел
Основной транспорт Волгограда — скоростной трамвай (СТ). Одна из конечных станций обоих маршрутов СТ до сих пор носит название «Тракторный завод». Следующая остановка поезда, Тракторист и пассажир. Параллельно линиям СТ и железной дороги идет многополосный проспект имени Ленина. Когда-то поезда, трамваи, автобусы и автомобили каждое утро буднего дня привозили в это место тысячи людей. Люди шли туда, куда указывает пьедестал котла Дзержинского,— к проходной Волгоградского тракторного завода. Завод был огромен, это был город в городе.
Дзержинского и стоит на своем месте, является памятником федерального значения. Есть проходимая. Огромные ворота с названием завода и силуэтами орденов — двух Ленина, Отечественной войны и Трудового Красного Знамени. Войти в ворота невозможно. Они запираются, с охраной и видеонаблюдением. За воротами ничего нет — только рай для любителей заброшенных зданий и где-то вдали стройка. Слева от шлагбаума — офисный центр «Трактор». Справа — несколько комнат, где жили последние из могикан, Совет ветеранов несуществующего завода. Дальше справа мертвое здание, украшенное лозунгом «В сфере недвижимости можно все» и телефоном, по которому можно позвонить любому, кто купит здание. Еще дальше направо ТЦ, в прошлом один из корпусов завода.
Памятник Феликсу Дзержинскому на площади перед Волгоградским тракторным заводом. Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ
Завод выглядит так, как будто его восстановили после Сталинградской битвы. От первой пятилетки гиганту советской промышленности почти ничего не осталось.
Здесь даже есть Музей, рассказывающий о великом прошлом Волгоградского тракторного завода. Были когда-то ведомственные, недоступны для широкой публики. Сейчас этого нет.
Территория Волгоградского тракторного завода. Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ
Вот что пишет в своем Facebook Дмитрий Любиченко, градостроитель и бывший вице-мэр Волгограда: «Сейчас цех легендарного завода превратился в пыль, и это настоящее безумие. место достойное возрождения.Застройку территории ВГТЗ можно привязать только к пустующим зданиям, земельным участкам, многоквартирным домам и торговым центрам.Это место должно генерировать принципиально иные ценности и блага для нашего города…
Предлагаю создать в оставшихся корпусах ВГТЗ современный ИТ-кластер и бизнес-инкубатор для компаний, работающих в инновационной сфере. Резидентами кластера могут стать предприятия, созданные талантливыми выпускниками волгоградских вузов… И не только. На территории ВГТЗ нужно создать Музей советской индустриализации».В статье речь пойдет о том, о чем не могли рассказать при существовавшем музее. , До 1930 промышленного трактора на самом деле не существует. В 1924 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец» началось серийное производство тракторов «Фордзон-Путиловец». Это была нелицензионная копия трактора FordsonF Ford. От оригинала она отличалась как худшая в два с половиной раза более высокой ценой.
12 июля 1926 года на Арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония закладки первого камня будущего тракторного завода. На нем было написано: «Вот мощный промышленный центр, откуда мы начнем догонять заграницу».
Через восемь дней умер Феликс Дзержинский, и еще не существовавшему заводу было решено присвоить его имя.
Планировалось, что тракторный завод в Сталинграде построят по концессии Ford. Его представители приехали в Советский Союз за три месяца до закладки камня. После долгих размышлений Форд сказал, что советское правительство отказалось. Между СССР и США тогда не было дипломатических отношений, и в фирме опасались, что строящиеся заводы национализируют и инвестиции будут потеряны. 19 ноября26 ВСНХ заявил: «Строительство первого тракторного завода в Сталинграде является прежде всего важнейшей задачей правительства наряду с работами в области электрификации».
Перешел в 1927, потом с 1928. Где был построен завод, до сих пор выращивают арбузы. Но 17 июня 1930 года с конвейера первого советского тракторного завода в Сталинграде сошел первый колесный трактор СТЗ-1. Что произошло между ними?
В промежутке было 1929. Год больших перемен в СССР, год начала Великой депрессии в США.
8 мая 1929 года американский архитектор Альберт Кан из Детройта прибыл по приглашению в офис компании Амторг на Манхэттене (Бродвей, 165). В отсутствие дипломатических отношений Амторг осуществлял всю торговлю между СССР и США. Юридически это была американская компания с присутствием в советском капитале, фактически советская внешнеторговая фирма с наличием в штате большого количества скаутов.
Архитектор Альберт Кан. Фото: Getty Images
Альберт Кан и глава Амторга Сол Брон подписали контракт на проектирование и сопровождение архитектурной фирмой Кана строительства трех крупных производственных цехов Сталинградского тракторного завода (СТЗ).
Полная стоимость контракта, включая оборудование, составила $30 млн, из них $4 млн — стоимость заводских корпусов. В сегодняшних долларах это составило бы соответственно около 450 и 60 миллионов долларов.
Более 100 американских компаний стали поставщиками материалов и оборудования для СТЗ. И здание завода, и начинка — все было американское. Окна, светильники, верхнее освещение, вентиляция, электрика, сантехника. Отработав смену на американском станке, рабочий может смыть пот в американском душе. Стальная конструкция была изготовлена в Нью-Йорке компанией McClintic Marshall Products, а затем отправлена в Сталинград для полевой сборки. Огромный поток грузов шел сначала водным путем через Атлантический океан, Средиземное и Черное моря, затем по Волге. От Волги до места строительства по суше, на грузовиках, лошадях, верблюдах и на специально проложенных (также по чертежам конторы Альберта Кана) железнодорожных путях.
«Отцы» Сталинградского тракторного завода
Непосредственно в Сталинграде процесс строительства завода курировали американцы. Рабочих на строительстве завода не хватает. По призыву комсомола на строительство было направлено «7000 молодых рабочих и батраков, проверенных на общественных работах». В каждой бригаде из 20-30 «пиков» бригадиром был американец.
Сталинградский тракторный завод. Дзержинского был скопирован с тракторного завода компании International Harvester в Милуоки (штат Висконсин). Первый трактор, который начали собирать на конвейере в Сталинграде, был изготовлен той же компанией McCormick Deering 15/30. В СССР он стал известен как 15/30 СТЗ (СТЗ-1).
В день пуска Сталинградского тракторного завода 17 июня 1930 года Сталин направил своим рабочим и руководству приветствие: «50 тысяч тракторов, которые вы должны отдавать стране каждый год, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старого буржуазного мира и прокладывая путь к новому социалистическому образу жизни в деревне».
Пролетарский суд над расистами
В разгар Великой депрессии в доме по адресу 255 West Congress street в Детройте открылась советская служба занятости. Для работы по годовым контрактам в ЗСТ было нанято 380 американских рабочих.
Некоторые приехали в Советский Союз со своими семьями. Американским рабочим было выделено новое жилье, они могли покупать продукты и товары в магазине «Инснаб» (что расшифровывается как «снабжение инопланетян»), они выпускали газету на английском языке, устраивали лекции, концерты, танцы, кинопоказы.
Американские рабочие оказались в Союзе не для того, чтобы своими глазами увидеть страну победившего пролетариата. У них был другой, более сильный стимул — деньги.
На конвейере Ford простой коллекционер получал $140 в месяц. За ту же работу в Сталинграде было обещано 250 долларов в месяц, из которых 150 долларов на счет в банке США и 100 долларов наличными. Плюс бесплатное жилье и месячный оплачиваемый отпуск.
У одного из гастарбайтеров в СССР у американцев была своя цель — окончить техникум и стать инженером. В США дорога к высшему образованию была для него закрыта. Его звали Роберт Робинсон. Из 380 завербованных в Детройте только у него была темная кожа.
Инженер Роберт Робинсон. Фото: Лев Носов / РИА Новости
Через две недели после прибытия в Сталинград на него напали два товарища Льюис и Браун. Избив Робинзона, его пообещали утопить в Волге, если он в течение суток не покинет город. В США в те годы никто не обратил бы внимания на происшествие: да бить нигера, что ли? В СССР Льюиса и Брауна арестовали. О конфликте писали газеты «Труд» и «Правда». В Сталинграде прошла демонстрация рабочих с требованием наказать расистов. Требовали одних и тех же трудовых коллективов по всему Советскому Союзу. Льюису и Брауну пришлось покаяться, они выступили за американское посольство. За разжигание национальной розни и ненависти им грозило тюремное заключение. Но суд решил, что тюрьма — слишком мягкое наказание для расистов. Льюис и Браун были приговорены к исключительной мере наказания — высылке из СССР сроком на десять лет.
Роберт Робинсон после суда стал знаменитостью. По истечении контракта в Сталинграде он переехал в Москву, поступив на подшипниковый завод. В 1934 году он был избран депутатом горсовета. В 1937 году правительство США попросило его вернуться домой или отказаться от американского гражданства. Он выбрал последнее. В 1944 году Робинзон окончил Московский вечерний машиностроительный институт. После войны неоднократно пытался вернуться в США, но ему неоднократно отказывали в выездной визе. Выехать из СССР он смог только в 1974, благодаря помощи дипломатов из Уганды. Он смог вернуться в Америку и восстановить гражданство. В США он опубликовал мемуары под названием «Черный среди красных».
Брак и враг
В истории СТЗ конца 1930-х годов тесно переплелись две темы: ударника и шпионажа. В марте 1935 года начальник хозяйственного отдела ГУГБ НКВД СССР Лев Григорьевич Миронов доложил Сталину, что его подчиненные выявили факты выпуска на СТЗ некачественных тракторов. В отчете указано количество бракованных деталей: рама — 11 тысяч штук, оси — около 40 тысяч штук, коробки передач — 8300 штук, шестерни первой и второй передачи — 12 тысяч. Вывод Миронова был таков: виновными являются активные троцкисты, ведущие контрреволюционную диверсию, направленную на срыв производства тракторов.
Фото: РИА Новости
А в это же время газета «Правда» ежедневно сообщала о небывалых успехах в трудоустройстве заводчан. 27 февраля 1937 г.: стахановка Марчинкова механосборочного цеха обработала 1200 втулок-толкателей вместо 800. 4 марта 1937 г.: стахановка Великанова перекрыла запись Марчинкова, обработав 1260 втулок.
В декабре 1936 года с трибуны VIII Чрезвычайного Всесоюзного съезда о заводе директор тов. Фокин сказал: «Способный молодой инженер, у него самый крупный завод». А в феврале 1938 Заместитель наркома машиностроения СССР Валентин Фокин признался следователю, что по указанию первого секретаря обкома ВКП(б) Иосифа Варейкиса и второго секретаря ЦК ВКП(б) Якова Гольдина завод диверсионно-диверсионной организации.
25 апреля 1938 г. Расстрелян Фокин. Его предшественника на посту директора СТЗ Илью Меламеда расстреляли на следующий день.
Герой Социалистического Труда тракторист Прасковья Ангелина. Фото: Гендельман С./ТАСС
Первый директор фабрики Василий Иванов в феврале того же года. Лев Миронов доложил Сталину о гнезде Троцкого на заводе в августе. Репрессированные под Сталинградом трактористы были в каждом цеху, в каждой дивизии.
Скорость роста СТЗ
В 1939 году я почувствовал небольшую оттепель. Арестовывать должны были не за контрреволюцию и троцкизм, а просто за срыв производства. Например, начальник инструментального отдела Николай Павлюк обратился в суд за недостаточно активную борьбу с ним в последнее время. Поезда прибывают на завод в 6:20 и 7:20 утра. Утренняя смена начиналась в 7 часов. Те, кто ехал вторым поездом, зафиксировали опоздание «за дело». Но к 19 окт.39 завод имел свыше 20 тысяч многостаночников.
Трактор-танк
Однажды Альберт Кан обсуждал с братом Морицем заказы от «Русских». Заказчики почему-то требуют делать на заводе напольное покрытие, выдерживающее повышенную нагрузку, с улыбкой объясняя, что русские зимы холодные. — Они сумасшедшие, — сказал Альберт. Мориц сказал: «Они не сумасшедшие. Они просто хотят, чтобы мы построили военные заводы, не зная об этом». Трактор весил 5 тонн, а вес танка может превышать 10 тонн.
Производство танков на СТЗ Спеццано началось в 1932 году. В том же году, когда были разорваны контракты с американскими специалистами. Сначала дела шли не очень хорошо. В 1933 г. предприятие выпустило всего 5 танков, в 1934 г. — 23, 1935 г. — 115. Точное количество выпущенных Сталинградом Т-26 неизвестно — примерно 200 машин.
31 марта 1940 года Комитет обороны КПК издал постановление о выпуске танков Т-34. Производство новых машин столкнулось с множеством проблем. В конструкцию танка постоянно вносились изменения, некоторые узлы и детали требовали освоения новых производственных процессов, не хватало рабочих с соответствующей квалификацией, завод с опозданием получал чертежи танка, поздно поставлялись комплектующие. В 19Из 40 было собрано 23 машины, но дефекты поставить не могу ни на одной. Но в первой половине 1941 года было введено в строй 294 танка. После войны производство танков на СТЗ увеличилось, несмотря на срывы поставок комплектующих с эвакуированных на Урал заводов-смежников.
После потери Харьковского тракторного завода СТЗ был основным поставщиком «тридцатки» в армию, выпуская от 200 до 300 танков в месяц.
Работы на заводе продолжались даже во время налетов немецкой авиации на Сталинград в конце августа 1942. В том же месяце эвакуация техники. В ходе боя за город были мобилизованы имеющиеся на СТЗ танки. Те, что не были на ходу, использовались как огневые точки.
Руины Сталинградского тракторного завода имени Дзержинского, 1942 год. Фото: РИА Новости
Завод закрыли в октябре 1942 года, когда на его территории уже шли бои. Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943 года на заводе капитуляцией группы немецко-фашистских войск под командованием генерал-полковника Карла Штрекера.
Через год в газете «Правда» было опубликовано письмо «Великому советскому вождю товарищу Сталину», подписанное 546 348 работниками города Сталинграда и Сталинградской области. Цитата: «Немцы варварски уничтожили первенца сталинской пятилетки- Сталинградский тракторный завод. Они надеялись, что он никогда больше не поднимется над рекой. Но нет! Завод-воин вновь восстанет из руин. Завод восстановлен 86 тысяч квадратных метров производственных площадей, цех за цехом вводятся в строй, увеличивая выпуск продукции под названием «СТЗ».
Золотой век
Послевоенная история завода – это история новых тракторов и новых боевых машин. Осваиваемый целину ДТ-54 и массовый советский трактор ДТ-75. Ветеран вьетнамской войны и индо-пакистанского инцидента, участник арабо-израильской войны Судного дня с обеих сторон на плавучем танке ПТ-76. Помогая братскому афганскому народу строить светлое социалистическое будущее, боевая машина десанта БМД-1 расширяет линейку БМД-2, БМД-3, БМД-4. Еще один ветеран Афганистана ВДВ БТР-Д Самоходная противотанковая артиллерийская установка «Спрут-СД».
Трактор ДТ-54. Фото: Левданская Алина / фотоархив журнала «Огонек» / Коммерсантъ
Новые цеха, новый конвейер, новые автоматические линии, станки с программным управлением. Золотые медали ВДНХ получил тракторный завод, медали — рабочие ВГТЗ (в 1961 году переименован в Волгоградский тракторный завод) и сам завод. В 1970 году это был миллионный трактор. В 1975 году каждый второй трактор в хозяйствах страны имел клеймо «ВГТЗ». В 1980 году ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР поздравили ВГТЗ с 50-летием. 19 февраля83 с завода, сошел двухмиллионный трактор. Волгоградский тракторный завод посещали руководители иностранных государств и зарубежных коммунистических партий во время визитов в СССР. Продукция завода экспортировалась в десятки стран мира.
Русский трактор сегодня
А потом СССР развалился и развалился на заводе. В 1992 году ВГТЗ был приватизирован и начались странные времена. Кто скажет, зачем, например, в 1992 году арендное предприятие «Волгоградский тракторный завод» вложило средства в производство фильма «В районе поднебесной…»? В 19№ 93, остановили пять сборочных производств, рабочие были отправлены во внеочередные отпуска.