Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?
Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.
Чтобы окончательно что-то усвоить, это «что-то» надо «пощупать». Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый «случайный» занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.
Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина «держится» за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.
Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает «газ», другой немного прижимает педаль тормоза, а третий «с квадратными глазами» так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.
В последнем случае колеса машины уже не в состоянии «цепляться» за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).
Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.
Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании «в пол» педали «газа», в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим «визгом резины».
Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.
Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.
Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.
Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более «скользкие» колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).
Рис. 55. Занос
Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?
Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого «прижал» педаль тормоза.
Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении «клюет носом»! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.
За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса «давят» на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.
Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.
Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.
Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?
Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.
С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза «что есть сил».
Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!
Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.
Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.
Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось «сдержать эмоции» и с первого раза Вы тоже «пережали» тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.
Если продолжать удерживать педаль тормоза «в полу», то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую «свободу» своего автомобиля, увидели, что «нос» Вашей машины вернулся обратно, после «клевка» в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же
Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!
Как только Вы преодолеете инстинкт «давить на тормоза, что есть мочи» и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.
Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!
Сделаем важный вывод:
Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!
Можно и чуть короче: Действие – Занос – Противодействие. Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.
Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!
Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять «давить на тормоз». Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.
Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!
Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.
В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл «надавил – отпустил» три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.
Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: «Прерывистое торможение».
Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без «прерывистого торможения» Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!
На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!
Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.
К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще «перевертышем».
Вывод прост:
Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то «не дыша», ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.
Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.
Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.
Избежать «перевертыша» в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.
Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.
Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.
Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не «соскакивать на ходу» на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.
- Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.
- На небольших участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.
- Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.
Современные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю управлять машиной в тех или иных условиях. К таким устройствам относится и антиблокировочная система (АБС).
Когда в экстренной ситуации водитель нажимает педаль тормоза, как правило, он не контролирует усилие своей ноги. В таких случаях педаль «давится в пол», в результате чего колеса автомобиля блокируются. А дальше Вы знаете — юз, занос и много неприятностей.
Антиблокировочная система предотвращает полную блокировку колес при любом усилии на педали тормоза. С помощью датчиков, установленных на колесах автомобиля, система получает информацию о начинающейся блокировки и сразу же дает команду исполнительным механизмам применить прерывистое торможение, примерно такое же, о котором шел разговор выше. Работу исполнительных механизмов системы легко почувствовать на педали тормоза — она вибрирует.
Иными словами, АБС вместо Вас выполняет цикл прерывистого торможения «нажал» — «отпустил», не допуская при этом юза колес автомобиля.
Антиблокировочная система — это, конечно, хорошо, но абсолютно хорошо никогда не бывает. Тормозной путь при работе АБС может оказаться не тот, на который Вы рассчитывали; возможно срабатывание АБС в ситуации, когда этого не требовалось; могут быть и другие сюрпризы. Мало того, наличие АБС иногда расслабляет водителя настолько, что ему кажется, что система всесильна. Но, увы, это не так.
Антиблокировочная система не может полностью исключить вероятность заноса, особенно при прохождении поворотов.
Поэтому учитесь контролировать свои действия при управлении любым автомобилем, будь он оборудован по высшему разряду или это продукт автопрома без «наворотов».
Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.
Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?
Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью «газа», не мешает поработать еще и головой.
Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением
Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.
Существует известное выражение «крути руль в сторону заноса». Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:
При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.
Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас «обогнать» и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).
В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.
Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции «перелететь» через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!
Рис. 57. Водитель «передержал» руль
Можно ли избежать повторного заноса?
Да, можно, если воспользоваться «опережающим воздействием на рулевое колесо».
Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник «замрет» в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем «возврат» руля должен немного опережать «возврат» багажника. В противном случае машина так и будет «повиливать задом», пока какой-нибудь столб не прекратит эти «танцы на дороге».
Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки «перелетел» на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.
Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то «победить» повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.
Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.
В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.
Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, «толкают» перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.
Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели «Жигулей» от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.
Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, «цепляясь» за покрытие дороги, «тянут» кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.
Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.
Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.
Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет… плывущая по реке баржа.
Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади («толкальщиком») или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).
Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит «толкальщик», упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).
А теперь представьте, что в какой-то момент «толкальщик» слегка «перестарался» и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).
Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.
Рис. 58. Задний привод
То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли «толкальщика» у него выступают задние колеса и поэтому продолжать «толкать» ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить «давить на газ» и начать активно работать рулем.
Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали «газа».
Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль «газа», а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.
Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть «каравана», а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).
Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?
Если не добавить «газу», не потянуть баржу за «нос», то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и «вытащить» за собой все то, что «болтается» у него сзади.
Рис. 59. Передний привод
У переднеприводного автомобиля сзади «болтается» – багажник на задних колесах (рис. 59 в).
Передние колеса, «цепляясь» за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив «газу» (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.
Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.
Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?
В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.
Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.
Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.
А что нам делать ногами?
С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью «газа».
На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали «газа» или вообще полностью убрать «газ». Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.
Если Вы уберете «газ» и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль «успокоится», можно будет прибавить «газу», но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.
На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за «нос» машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.
Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить «газу». Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять «газ» надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.
В процессе «борьбы» с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете «давить на газ». Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль «газа».
Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.
Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.
Вместо «проскачу» – «проеду» (а если «не проеду» – значит, остановлюсь), вместо «крутану» – «поверну» (может быть и быстро, но не резко), «вдарю по газам или по тормозам» – «поработаю педалью» и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.
Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: «Действие – Занос – Противодействие».
Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы «что есть мочи» надавили на педаль «газа», то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.
Если занос возник по причине большого «газа», значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль «газа» вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет «плыть» на соседнюю машину.
Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.
Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины «поплыла» влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?
Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле
Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.
Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги
Этапы заноса | Действия водителя | ||
---|---|---|---|
1. Заноса нет. | Автомобиль приближается к повороту дороги. | ||
2. Начало заноса. | Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа. | ||
Действия водителя по выводу автомобиля из заноса | |||
3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево. | Руки | Правая нога | на любом автомобиле | на заднеприводном автомобиле | на переднеприводном автомобиле | Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) | Отпускает педаль тормоза или «газа». | Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль «газа». Нажимает педаль «газа» и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину. |
4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения. | Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения. | Отдыхает | Продолжает работать с педалью «газа», поддерживая повышенные обороты двигателя. |
5. Начало возврата багажника в исходное положение. | За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) | Продолжает отдыхать | Продолжает удерживать повышенный «газ» |
6. Приближение багажника к исходному положению. | Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника. | Все еще отдыхает | Немного прибавляет «газ», пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами |
7. Стабилизация багажника в исходном положении | В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота | Готовится к работе с педалью «газа» | Может начать плавное уменьшение «газа» |
8 . Продолжение движения в намеченном направлении | Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота | Может немного прибавить «газ» | Может плавно уменьшить «газ» до обычного |
После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.
Конечно, для начала хватит и этого «бумажного» разговора. Но «пока сам не пощупаешь, не поймешь». Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.
вернуться к оглавлению «Уроки вождения»avtoprofy.ru
В зимнее время управлять автомобилем куда сложнее, чем в любое другое. Проблемы могут застигнуть вас еще до начала движения, но это, как показывает практика, только цветочки. Один из опаснейших моментов в деле управления автомобилем в зимнее время — это управление в заносе. Именно об этом сегодня и расскажут автоинструкторы .
Потеря управления автомобилем в процессе заноса может грозить водителю и его пассажирам страшными последствиями. А поставить себя в такое сложное положение проще простого — любое резкое или необдуманное решение и пожалуйста, вас уже заносит. Наиболее часты случаи возникновения таких ситуаций на участках дороги с поворотами или крутыми спусками, а также на дорогах с длинными пологими уклонами.
Строго говоря, занос это ни что иное, как нарушение движения ТС, сопровождаемое боковым скольжением. Наиболее часто заносу подвергаются колеса задней оси.
Для водителя, вне зависимости от его стажа, важнее всего понять, почувствовать тот момент, когда начинается занос.
Условно этот навык можно назвать «чувство заноса». Вырабатывается он со временем, с наработкой опыта вождения . Начинающим водителям из-за отсутствующего или недостаточно обостренного чувства заноса следует быть особенно внимательными на заснеженной дороге.
Для того чтобы вовремя почувствовать и отследить начинающийся занос, водитель должен правильно располагаться в водительском кресле. Наиболее чутко можно отследить поведение машины спиной, соприкасаясь непосредственно со спинкой водительского кресла. Безопасность водителя, да и его пассажиров , то, насколько хорошо водитель будет чувствовать свое авто, зависит именно от правильности посадки. Если спина не прилегает к спинке сидения, почувствовать начинающийся занос для вас будет проблематично.
Хорошие инструкторы по вождению зачастую обращают внимание своих подопечных на правильность посадки. Она очень важна для комфортного управления автомобилем. И дело тут даже не в удобстве, дело тут в том, насколько чутко вы сумеете отследить поведение вашего автомобиля на дороге и вовремя среагировать на его изменения. Располагаясь за рулем , не впадайте в крайности.
Сидеть, вцепившись в руль, не стоит, поскольку такое излишнее напряжение приведет к быстрому утомлению и рассеиванию внимания, однако не стоит и разваливаться в полулежачее положение, вальяжно покручивая руль одним пальцем.
Полное отсутствие концентрации на дорожной ситуации недопустимо.Большое значение при нахождении за рулем имеет в первую очередь видимость, а, помимо нее, еще и возможность в любой момент дотянуться до любых кнопок и рычагов управления. Занос, как правило, это результат ошибки человека. Чем грубее будет ошибка, там больший угол заноса вы получите в результате. Разумеется, тому водителю , который в своем багаже имеет богатый опыт вождения, справиться с заносом будет проще. Тем не менее, и для новичков выход есть. Вы можете отправиться на дополнительное занятие по повышению вашей квалификации. Такая вот тренировка под руководством опытного инструктора значительно прибавит вам уверенности на зимней дороге и обезопасит от неприятных инцидентов.
Как правило, управлять заднеприводным автомобилем чуть сложнее. Как следствие, чтобы успешно выйти из заноса на таком авто , тоже придется соблюдать несколько рекомендаций. Избегайте распространенной ошибки, свойственной большинству новичков: тормозить сразу же после того, как начался занос. Это недопустимо.
На тормоз во время заноса нажимать вообще нельзя.
Алгоритм действий следующий: отожмите педаль газа, а затем резко крутите руль четко в сторону заноса. При отжимании педали вы создадите некоторый тормозной эффект на задние колеса вашего авто, это и поспособствует выравниванию курса.
Для выведения из заноса переднеприводного автомобиля новичок вполне может ограничиться теми же действиями, что и в предыдущем случае, только вместо торможения двигателем, нужно немного увеличить обороты. Что касается опытного водителя, с солидным водительским стажем, то он, вероятнее всего, сумеет без потерь вывести автомобиль и из заноса, превышающего девяносто градусов.
В тот момент, когда вы чувствуете начало заноса, одновременно с поворотом руля осуществите плавный нажим на педаль газа и удерживайте ее.
Причем удерживать ее следует, пока угол заноса не уменьшится. После этого педаль газа следует отпустить, а руль поддерживат
www.autoglim.ru
Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.
Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.
Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:
• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров
Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.
Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.
При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.
Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.
Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:
• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений
Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).
Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).
Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.
Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.
Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:
• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса
Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:
• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)
Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.
Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.
Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.
Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).
С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.
www.allcarz.ru
Если автомобиль начинает тормозить, то его вес будет перенесен на передние колеса, а именно, они крепко прижмутся к дороге, в то время как задние колеса будут стремиться от нее оторваться. В данной ситуации при небольшом боковом усилии задняя ось вашего авто начнет вращаться вокруг передней оси, и возникнет занос автомобиля. Что делать водителю в такой ситуации? В этой статье мы подробно поговорим о заносе переднеприводного и заднеприводного автомобиля при резком торможении, ускорении, повороте.
Когда машина тормозит, ее продолжает нести вперед сила инерции, приложенная к центру тяжести авто. Сопротивление силе инерции оказывают четыре тормозящие колеса автомобиля, однако основная нагрузка на тормозном механизме передних колес, износ тормозных колодок у которых быстрее, чем задних.
В случае торможения авто задние колеса склонны к блокировке, поскольку к дороге прижаты слабо. Если вы резко нажмете на тормоз, они начнут не катиться, а скользить, и все торможение ляжет на передние колеса. Если одно переднее колесо тормозит лучше второго, к примеру, по причине различного давления в шинах или качества дорожного покрытия под ними (сухого и мокрого), то при торможении ваш авто может развернуть. Одна часть машины будет двигаться медленнее, чем другая, заднюю ось занесет, как и сам автомобиль, который начнет двигаться по инерции, крутиться и вертеться. Неопытный водитель начнет сильнее жать на тормоза, однако это не поможет.
В подобной ситуации нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и выровнять траекторию движения авто. Ногу с педали газа при этом уберите, чтобы ликвидировать силы, разворачивающие автомобиль. Об этом вас спросят на теоретическом экзамене в ГИБДД.
Резко нажав на педаль газа можно также получить занос автомобиля, особенно если дорога скользкая. Начнется вращение ведущих колес с пробуксовкой, и сцепление с дорогой будет потеряно. Когда ведущие колеса задние, будет занос задней оси, а если ведущими являются передние колеса, то занесет перед.
В данном случае уменьшите нажатие на педаль управления подачей топлива. Вопрос об этом будет в билетах на экзамене.
В жизни водителя бывают ситуации, когда необходимо резко объехать препятствие на дороге, к примеру, люк или выбоину, совершив резкий поворот руля, что является тоже своеобразным торможением. Торможение + разворот корпуса авто – идеальные условия для заноса. Если асфальт сухой и скорость движения авто не большая, вы спокойно объедите препятствие, и ваш авто просто «вильнет» из стороны в сторону, однако на скользком покрытии и на большой скорости будет занос.
В данной ситуации, как только вы почувствовали, что авто заносит, избавьтесь от причины заноса, а именно, быстро и плавно поверните руль в сторону заноса. Передние колеса вернут сцепление с дорогой и перестанут скользить, а автомобиль станет управляем и вернется на свою полосу движения. Помните, что после этого нужно выровнять траекторию движения авто опережающим воздействием на рулевое колесо.
На повороте автомобиль подвергается центробежной силе, приложенной к центру тяжести авто. Если дорога скользкая, авто может вынести с дороги центробежной силой. Произойдет боковой снос автомобиля. Передние колеса дорогу держат лучше за счет нагрузки тяжелым двигателем, поэтому центробежной силой сдвинет заднюю ось в сторону, и произойдет занос автомобиля при прохождении поворота. Если вы нажмете на тормоза, то прибавится еще сила инерции и тормозящее усилие передних колес. Авто выкинет с дороги, и оно перевернется.
В подобной ситуации тормозить нельзя! Скиньте скорость до того, как войдете в поворот, и проходите его в «натяжку», а именно, на газ жмите, но не сильно, чтобы вы прошли поворот и без замедления, и не ускоряясь.
Опытные водители проходят поворот даже с небольшим ускорением, при котором сила инерции будет направлена назад, хоть и незначительная, и будет способствовать стабилизации задней оси авто. Однако эта рекомендация годится только для авто, имеющих передний привод.
Вне зависимости от привода автомобиля, в занос все авто уходят одинаково, но вот выходят из него по-разному, поскольку задние ведущие колеса авто толкают, а передние – тянут.
В случае заноса заднеприводного автомобиля плавно уменьшите нажатие на педаль газа, чтобы центробежная сила утихла, и авто стало управляемым.
В случае заноса переднеприводного автомобиля, немного увеличьте нажатие на педаль газа, чтобы выйти из заноса.
Если на повороте занесло заднеприводный авто, то происходит скольжение по дороге задних колес, выносимых на обочину центробежной силой, поскольку задние колеса являются ведущими. Если вы нажмете на газ, то только усугубите ситуацию, также нельзя и резко бросать газ и жать тормоз.
Ваша задача – плавно снизить скорость, слегка уменьшив подачу топлива, одновременно повернув рулевое колесо в сторону заноса. Вопрос об этом будет на экзамене.
Если вы попали в занос на переднеприводном авто, то рулевое колесо поверните в сторону заноса и добавьте крутящий момент на ведущие колеса. Однако на газ жмите плавно, легонько, чтобы не было пробуксовки передних колес.
Сухая дорога надежно держит колеса, и центробежная сила не снесет автомобиль, однако может перевернуть. Из школьных уроков физики мы знаем, что центробежная сила прямо пропорциональна массе авто и квадрату скорости, и обратно пропорциональна радиусу поворота.
То есть, на величину центробежной силы влияет скорость. При увеличении скорости вдвое, центробежная сила увеличится в четыре раза. Если же уменьшить скорость в три раза, центробежная сила уменьшится в 9 раз.
Также, чем больше радиус поворота (чем меньше его кривизна), тем меньше будет центробежная сила.
Поэтому, перед поворотом водитель должен снизить скорость, а уже при прохождении поворота нужно максимально «выпрямить кривую», то есть увеличить радиус поворота.
Также каждый водитель должен знать, что:
Зная эти правила, вы без проблем ответите на вопросы билетов по этой теме.
Источник: АВТОГАИ.РУ
avtolider73.ru
1. Что является характерным признаком прокола передней шины автомобиля?
− Появление нарастающего увода автомобиля в сторону проколотой шины
2. Какое из перечисленных действий недопустимо при заносе задней оси заднеприводного автомобиля вправо?
− Нажатие на педаль сцепления
3. Что лучше предпринять водителю при боковом заносе прицепа к легковому автомобилю?
− Плавно увеличить скорость
4. Куда рекомендуется смотреть водителю во время сближения автомобилей ночью, если на встречном автомобиле включен дальний свет фар?
− Чуть в бок в сторону правой обочины
5. Что должен предпринять водитель для прекращения слепящего действия света фар автомобиля, следующего сзади?
− Изменить положение зеркала заднего вида
6. Как изменяется величина силы сцепления шин с дорогой при увеличении скорости движения?
− Уменьшается
7. Чем характеризуется эффективность торможения?
− Длиной тормозного пути
8. Как влияет блокировка колес (торможение на «юз») на величину тормозного пути автомобиля на влажном покрытии?
− Тормозной путь увеличивается
9. Чем может быть вызвано боковое скольжение автомобиля (боковой занос) на скользком покрытии?
− Всеми перечисленными действиями (резкое торможение, резкое ускорение (разгон), резкий поворот руля, неодновременное действие тормозов правых и левых колес)
10. При каком скоростном режиме обеспечиваются наиболее безопасные условия движения?
− При движении со скоростью равной скорости транспортного потока
11. Какие действия водителя будут правильными, если при торможении на скользком участке дороги, ведущую ось заднеприводного автомобиля начало заносить влево?
− Повернуть рулевое колесо влево
12. Какие технические неисправности не влияют на возникновение заноса и опрокидывание автомобиля при его торможении?
− Нарушение углов установки (развала) передних колес на 1º
13. Как влияет алкоголь на время реакции водителя?
− Время реакции увеличивается
14. Смещается ли прицеп автопоезда при движении на повороте?
− Смещается к центру поворота
15. В каком случае увеличивается центробежная сила при движении автомобиля на поворотах дорог?
− С уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости движения
16. Какой из указанных способов торможения наиболее эффективен и безопасен при экстренном торможении автомобиля на скользком покрытии дороги?
− Прерывистое торможение без выключения сцепления
17. Как рекомендуется поступить водителю, движущемуся ночью по неосвещенной дороге с дальним светом фар, если его автомобиль обогнали?
− Сразу же после обгона перейти на ближний свет фар
18. Как необходимо действовать при внезапном появлении на пути движения автомобиля глубокой выбоины или впадины?
− Тормозить заранее, перед наездом на препятствие торможение прекратить
19. Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих сферическую выпуклую форму отражающей поверхности, на восприятие водителем реальных расстояний до объектов?
− Расстояние до объектов кажутся больше действительных
20. Как рекомендуется ставить автомобиль на спуск дороги, где есть бордюрный камень?
− Параллельно бордюрному камню, повернув передние колеса в сторону бордюра и прижав их к бордюрному камню
21. Какой прием вождения легкового автомобиля с прицепом наиболее эффективно гасит «виляние» прицепа?
− Кратковременный разгон
22. В чем опасность длительного торможения автомобиля с выключенной передачей на крутых затяжных спусках?
− Перегрев тормозов и отказ их в работе
23. Как влияет на устойчивость заднеприводного автомобиля торможение двигателем на скользкой дороге?
− Повышает устойчивость
24. Чем опасно для движения резкое нажатие на педаль управления подачей топлива при движении по скользкой дороге?
− Может возникнуть боковой занос автомобиля
25. Длина тормозного пути легкового автомобиля с прицепом:
− Больше, чем у автомобиля без прицепа
26. Во сколько раз увеличится тормозной путь на сухом асфальтобетонном покрытии, если скорость движения увеличится в 2 раза?
− В 4 раза (S тормозного пути = V2/k)
27. Какие из перечисленных действий не рекомендуется выполнять при прохождении поворота?
− Все перечисленные действия (торможение, выключение сцепления, переключение передач)
28. Какое дорожное покрытие наиболее безопасно по сцепным свойствам для движения автомобиля?
− Асфальтобетонное
29. При движении по криволинейной траектории автомобиль более устойчив, если движение осуществляется:
− Со включенной передачей
30. Какой из перечисленных приемов торможения на скользкой дороге наиболее эффективен и безопасен?
− Тормозить, периодически нажимая на педаль тормоза, не выключая сцепления
31. Как должна быть расположена левая нога водителя при управлении автомобилем?
− На полу кабины слева от педали сцепления
32. Какой режим движения рекомендуется выбирать при движении через ж/д переезд с несколькими путями?
− При включенной низшей передачи
33. Как изменится длина остановочного пути автомобиля, если время реакции водителя увеличится?
− Остановочный путь увеличится (S остановочный = S реакция водителя + S срабатывание тормозов + S тормозной путь)
34. Вы остановились на подъеме в ожидании разрешающего сигнала светофора. Как при этом лучше всего удерживать машину?
− Стояночным тормозом
35. Как влияет туман на восприятие расстояния?
− Все предметы в тумане кажутся более далекими, чем в действительности
36. Какой бензин более ядовит?
− Этилированный
37. Приближаясь ночью к повороту дороги направо, Вы заметили, что водитель встречного автомобиля начал периодически переключать свет фар. Как нужно поступить в такой ситуации?
− Переключить дальний свет фар на ближний
38. Зимой в условиях скользкого дорожного покрытия Вы подъезжаете к крутому спуску дороги. Как Вам лучше поступить, чтобы избежать бокового заноса в этих условиях?
− Заранее переключиться на низшую передачу, чтобы на спуске, по возможности, не прибегать к торможению
39. Двигаясь по городу в условиях интенсивного движения, Вы остановились и хотите выйти из автомобиля. Как сделать это правильно?
− Через зеркало заднего вида убедитесь в безопасности и выйдете из машины
40. Какую передачу рекомендуется использовать для освобождения ж/д переезда от внезапно остановившегося автомобиля при помощи стартера?
− Первую или задний ход
41. Какое состояние асфальтобетонного покрытия наиболее безопасно по своим сцепным свойствам?
− Чистое сухое
42. Как зависит центробежная сила от скорости движения автомобиля на повороте?
− Центробежная сила увеличивается при увеличении скорости
43. Как изменяется устойчивость автомобиля на подъеме и косогоре с повышением высоты центра тяжести?
− Уменьшается
44. На каком покрытии коэффициент сцепления имеет наименьшее значение?
− На льду
45. При правом повороте автомобиля с прицепом на перекрестке возникает опасность заезда прицепа:
− На тротуар
46. С увеличением скорости поле зрения водителя:
− Сужается
47. При движении на каком автомобиле увеличение скорости помогает устранить занос задней оси?
− На переднеприводном
48. Как следует поступить водителю заднеприводного автомобиля при заносе задней оси вправо?
− Прекратить торможение, руль повернуть вправо
49. При длительном движении на низших передачах расход топлива:
− Увеличивается
50. На каком покрытии коэффициент сцепления имеет наибольшее значение?
− На цементобетонном покрытии
51. В каком случае действие сильного бокового ветра наиболее опасно?
− При выезде из леса на открытый участок
52. При выезде из лесистого участка на открытое место установлен знак «Боковой ветер». Ваши действия?
− Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса
54. Длина тормозного пути легкового автомобиля с грузом и пассажирами:
− Больше, чем у порожнего
55. Какой способ торможения позволяет сохранить устойчивость и управляемость на скользкой дороге?
− На грани блокировки
56. Установка багажника на крыше легкового автомобиля:
− Увеличивает расход топлива
57. Как следует поступить, если во время движения по сухой асфальтобетонной дороге начал моросить мелкий дождь?
− Уменьшить скорость и быть особенно осторожным
58. Повышение температуры воздуха в кабине автомобиля:
− Уменьшает быстроту движений и снижает их точность
59. При движении с выключенной передачей устойчивость автомобиля:
− Снижается
60. При длительном движении по прямолинейному участку дороги без поворотов, подъемов и спусков время реакции водителя:
− Увеличивается
61. Включение освещения в салоне автомобиля при движении в темное время суток:
− Ухудшает видимость дороги
62. Понижение температуры воздуха в кабине автомобиля:
− Уменьшает быстроту движений и снижает их точность
63. Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду?
− Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократным непродолжительным нажатием на педаль тормоза
64. Подъезжая на легковом автомобиле без пассажиров к ж/д переезду, Вы заметили стоящий на переезде грузовик, водитель которого пытается завести двигатель заводной рукояткой. Как поступить в такой ситуации?
− Остановиться, оказать помощь водителю грузовика. Если не удалось удалить автомобиль с переезда, идти вдоль путей в сторону худшей видимости для подачи сигнала машинисту поезда
65. Из-под колес движущегося впереди Вас на большой скорости грузового автомобиля неожиданно вылетел камень и ударил в лобовое стекло Вашей машины. Мгновенно стекло покрылось сетью мелких трещин. Видимости через такое стекло практически нет. Ваши действия?
− Включить аварийную сигнализацию, не меняя полосы движения снизить скорость и остановиться, убрать разбитое стекло
66. Двигаясь со скоростью 60 км/ч, Вы внезапно попали на небольшой (10-20 м) участок дороги, покрытый льдом. Что Вы предпримете в данной ситуации?
− Не меняя положения рулевого колеса, не нажимая на педаль сцепления или тормоза и не изменяя нажима на педаль «газа», проедете данный участок
67. Двигаясь днем на легковом автомобиле со скоростью 70 км/ч, Вы попали в густой туман. Видимость уменьшилась до 15 м. Ваши действия?
− Включить ближний свет фар или противотуманные фары, снизить скорость до 25-30 км/ч, при возможности съедете за пределы дороги и подождете, пока туман не рассеется
68. Вы длительное время (2,5-3 ч) движетесь по хорошему ровному шоссе с постоянной скоростью 70 км/ч. Как часто бывает в таких случаях, появилась сильная сонливость, начали непроизвольно слипаться глаза. Как Вам лучше поступить в данной ситуации?
− Остановиться и отдохнуть. Перед тем как снова сесть за руль, выполнить несколько гимнастических упражнений
69. Как влияет длительное, однообразное движение по дороге с малой интенсивностью на внимание водителя?
− Ведет к быстрому ухудшению всех характеристик внимания
70. Как называется путь, пройденный автомобилем от начала торможения до полной остановки?
− Тормозной путь
71. Для экстренной остановки на сухой дороге необходимо:
− Нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления
72. Что понимается под временем реакции водителя?
− Время с момента, когда водитель увидел опасность, до начала его действий
73. Под остановочным путем понимают:
− Расстояние, проходимое с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки автомобиля
74. На повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля. Какие Ваши действия будут правильными?
− Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть руль в сторону заноса
75. При торможении двигателем на крутом спуске Вы должны выбирать передачу исходя из условий:
− Чем круче спуск, тем ниже передача
auto-dnevnik.com
На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль.
И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается.
А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать.
С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше!
Задача 34
Легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте:
1. Без пассажиров и груза.
2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.
3. С пассажирами, но без груза.
4. С пассажирами и грузом. |
А теперь вспоминаем курс школьной физики:
Центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота.
Если скорость увеличить , центробежная сила увеличится
И наоборот, если скорость уменьшить , центробежная сила станет меньше
Задача 35
С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:
1. Не изменяется.
2. Увеличивается пропорционально скорости.
3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости. |
Задача 36
Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?
1. Увеличение скорости движения.
2. Снижение скорости движения.
3. Уменьшение радиуса прохождения поворота. |
А что будет, если в процесс прохождения поворота нажать на педаль тормоза?
При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.
В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.
Это явление называют
Откуда возьмется это боковое усилие? К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно. Чего стоит только одна центробежная сила!
При прохождении любого поворота на автомобиль обязательно действует центробежная сила, приложенная к центру тяжести машины.
Поскольку передние колёса всегда лучше держат дорогу (они нагружены тяжёлым двигателем), то, как правило, центробежная сила сдвигает в сторону заднюю ось. Происходит занос автомобиля при прохождении поворота.
Если сейчас со страху тормозить, к центробежной силе добавятся ещё две – тормозящее усилие передних колёс, и сразу же возникающая сила инерции.
Глядя на рисунок, должно быть понятно, что сейчас машину выбросит на обочину и там она обязательно перевернётся.
Поэтому тормозить в процессе поворота крайне нежелательно. Снижать скорость нужно до входа в поворот, а сам поворот следует проходить, что называется, «в натяжку».
То есть на педаль газа давим, но очень несильно так, чтобы автомобиль проходил поворот и без замедления, и без ускорения. В этом случае никакие силы (кроме центробежной) на автомобиль не действуют, а саму центробежную силу мы уменьшили до безопасного предела, снизив скорость до входа в поворот.
Задача 37
Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?
1. Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте.
2. Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить.
3. Допускается любое из перечисленных действий. |
Необходимо понимать – для того чтобы создались условия для заноса автомобиля,
вовсе не обязательно двигаться по криволинейному участку дороги.
Ответ очень простой – надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос!
При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.
А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).
Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.
А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!
В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.
В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.
Если сейчас не прекратить торможение, дальнейшее движение будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.
Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться.
Изменить ситуации может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.
Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль (колёса свободно катятся). Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд!
Не беда, поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.
(Сравните этот рисунок с верхним. Видите, как на этом рисунке водитель повернул передние колёса в сторону заноса).
Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам.
Это и принято называть «поворот рулевого колеса ».
Задача 38
Для предотвращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:
1. Прекратить начатое торможение.
2. Выключить сцепление.
3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль. |
При разгоне расклад сил прямо противоположный.
Теперь сила инерции направлена назад, а вперёд автомобиль тянут ведущие колёса. И если ведущие колёса надёжно держат дорогу (не буксуют), то и автомобиль ведёт себя идеально, послушно выполняя все желания водителя.
Однако нет никакой гарантии, что левые и правые колёса всегда держатся за дорогу абсолютно одинаково. Мы уже упоминали о возможной разнице давления в шинах, или, скажем, слева проезжая часть сухая, а справа влажная.
Поэтому занос можно получить не только при торможении, но и при ускорении.
Достаточно резко нажать на педаль газа (особенно на скользком покрытии) и ведущие колёса начнут вращаться с пробуксовкой. А любое проскальзывание колёс – это потеря сцепления с дорогой.
Так что во всех случаях рецепт один – ,
то есть в данном случае – уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.
Задача 39
Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?
1. Усилить нажатие на педаль.
2. Не менять положения педали.
3. Ослабить нажатие на педаль. |
Иногда водителям приходится резко вильнуть при объезде препятствия.
Представим, что водитель, двигаясь со скоростью 60 км/ч, в последний момент решил объехать канализационный люк.
Но ведь резкий поворот направляющих колёс это тоже своеобразное торможение. В прямом направлении скорость автомобиля резко падает, и машина заметно приседает на передние колёса.
А раз есть торможение, сразу же появляется сила инерции, при этом корпус автомобиля уже развёрнут – идеальные условия для заноса!
Летом на сухом асфальте ничего страшного не случится, просто машину качнёт туда-сюда при объезде препятствия.
Но зимой на скользкой дороге занос гарантирован. Более того – в следующее мгновение скользить будут все четыре колеса.
Да и летом, если скорость под сотню, события будут развиваться точно так же.
Что делать?
Да всё то же самое. Как только водитель почувствовал, что автомобиль уходит в занос, надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос. И теперь уже бог с ним, с этим люком.
Быстро (но плавно!) поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса.
Передние колёса «цепляют» дорогу (перестают скользить), управляемость автомобиля восстанавливается, и машина послушно возвращается на свою полосу.
Задача 40
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?
1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.
2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. 3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения. |
Пришло время поговорить о различии в управлении автомобилем и
И тот, и другой совершенно одинаково уходят в занос. Но вот выбираются из заноса по-разному. Связано это с тем, что задние колёса автомобиль, а передние – автомобиль.
Представьте человека, который привязал к спинке санок палку и пытается ею толкать эти санки.
Ведь они тут же начнут складываться влево или вправо. То есть по аналогии с автомобилем заднюю ось будет заносить толкающее усилие.
Если же человек догадается привязать палку или просто веревку спереди и потянет санки, то они будут следовать за ним, как нитка за иголкой без всяких заносов.
Именно этим и отличается передний привод от заднего. Если задние колёса толкают массу, расположенную перед ними, то передние колёса тянут массу, расположенную после них.
Именно поэтому, выходя из заноса на заднем приводе, мы плавно уменьшаем нажатие на педаль газа, пытаясь усмирить центробежную силу и восстановить управляемость автомобиля.
И именно поэтому на переднем приводе, мы слегка увеличиваем нажатие на педаль газа, чтобы передние колёса вытащили нас из заноса.
Итак, на повороте возник занос задней оси автомобиля (задние колёса скользят по дороге, и центробежная сила несёт их на обочину). И именно задние колёса у нас ведущие.
Если сейчас добавить крутящий момент на ведущие колёса (то есть нажать на педаль газа) ситуация только усугубится – мало того, что задние колёса скользят, так теперь ещё и буксуют, и сцепление с дорогой потеряно окончательно.
В то же время нельзя и нажимать на педаль тормоза или резко бросать газ – в этом случае к центробежной силе добавиться ещё и сила инерции, и это только усилит занос.
Вспоминаем наш общий универсальный принцип – надо избавиться от причины, вызвавшей занос.
А заносит нас центробежная сила. Ну, совсем-то от неё избавиться невозможно, но можно её уменьшить, если снизить скорость.
Только снижать скорость нужно плавно, слегка уменьшая подачу топлива, одновременно поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.
После того как управляемость автомобиля восстановится, завершаем поворот.
Задача 41
Что следует предпринять, если на повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?
1. Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение.
2. Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.
3. Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса.
4. Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. |
Как вы думаете, если сейчас повернуть рулевое колесо в сторону заноса и добавить крутящий момент на ведущие колёса, вытянут ли передние колёса нас из заноса?
Только помните!
Наращивать давление на педаль газа нужно слегка, очень плавно и очень осторожно, не допуская пробуксовки передних колёс. Как же они будут тянуть, если начнут буксовать?
Задача 42
На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?
1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение.
2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса.
3. Слегка увеличите подачу топлива, корректирую направление движения рулевым колесом.
4. Значительно увеличите подачу топлива, не меняя положение рулевого колеса. |
Задача 43
Устранение заноса задней оси путём увеличение скорости возможно:
1. Только на переднеприводном автомобиле.
2. Только на заднеприводном автомобиле.
3. На любом автомобиле из перечисленных. |
Современные автомобили снабжены всевозможными устройствами, помогающими водителю избегать неприятностей на дороге.
К числу таких умных устройств, прежде всего, относится – антиблокировочная тормозная система.
Однако следует знать, что антиблокировочная система очень хороша только на прямолинейных участках. При торможении она так умело перераспределяет тормозное усилие по колёсам автомобиля, что все четыре колеса всегда надёжно держатся за дорогу. А это, в свою очередь, исключает занос автомобиля.
Но против бокового усилия, то есть против центробежной силы, возникающей на повороте, АБС бессильна.
На сухом покрытии центробежная сила может попросту опрокинуть автомобиль.
На скользком покрытии та же центробежная сила может легко занести заднюю ось автомобиля…
… или даже полностью снести автомобиль с дороги. И тут никакая АБС не поможет.
Задача 44
Исключает ли антиблокировочная тормозная система (АБС) возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?
1. Полностью исключает возникновение только заноса.
2. Полностью исключает возникновение только сноса.
3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса. |
xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai
А. Нажатие на педаль сцепления, тормоза, подачи топлива, переключение передач, поворот рулевого колеса влево.
Б. Отпустить педаль тормоза, подачи топлива , поворот рулевого колеса вправо
Что лучше предпринять водителю при боковом заносе прицепа к легковому автомобилю?
А. Плавно снизить скорость (не прибегая к педали тормоза).
Б. Плавно увеличить скорость (кратковременный разгон ).
В. Резко затормозить.
Чем может быть вызвано боковое скольжение (боковой занос) автомобиля на скользком покрытии дороги?
А. Резким торможением, разгоном (ускорением).
Б. Поворотом рулевого колеса. Неравномерным действием тормозов правых и левых колес.
В. Всеми перечисленными.
Какие действия водителя будут правильными, если при торможении на скользком участке дороги ведущую ось заднеприводного автомобиля начало сильно заносить влево?
А. Повернуть рулевое колесо влево.
Б. Повернуть рулевое колесо вправо.
В. Отпустить педаль тормоза.
Г. Действия указанные в пунктах В и А.
Д. Действия указанные в пунктах В и Б.
Влияет ли нарушение углов установленного развала передних колес, на 1 градус на возможность возникновения заноса и опрокидывания автомобиля при его торможении?
А. Конечно влияет.
Б. Не влияет, ведет лишь к ускоренному и неравномерному износу протектора шины.
Чем опасно во время движения резкое нажатие на педаль управлении подачей топлива при движении на скользкой дороге?
А. Может возникнуть боковой занос автомобиля.
Б. Может увеличиться расход топлива.
В. Ведущие колеса могут проскальзывать.
Зимой в условиях скользкого дорожного покрытия Вы подъезжаете к крутому спуску дороги. Как Вам лучше поступить, чтобы избежать бокового заноса в этих условиях?
А. Заранее притормозить.
Б. Заранее переключиться на низшую передачу, чтобы на спуске, по возможности, не прибегать к торможению.
При движении на каком автомобиле увеличение скорости способствует устранению заноса задней оси?
А. На заднеприводном.
Б. На переднеприводном.
В. На полноприводном.
Как следует поступить водителю переднеприводного автомобиля при заносе задней оси вправо?
А. Слегка увеличить подачу топлива, рулевым колесом корректировать направление движения.
Б. Резко увеличить подачу топлива, руль повернуть вправо.
В. Оставить педаль в прежнем положении, руль повернуть влево.
Какой способ торможения позволяет сохранить устойчивость и управляемость на скользкой дороге?
А. С блокировкой колес (юзом).
Б. На грани блокировки колеса (прерывистое торможение).
Двигаясь со скоростью около 60 км/ч, Вы внезапно попали на небольшой (10 – 20 м) участок дороги покрытый льдом. Что Вы предпримите в данной ситуации?
А. Добавить газ, чтобы быстрее преодолеть опасный участок.
Б. Не меняя положения рулевого колеса, не нажимая на педаль сцепления или тормоза и не изменяя нажима на педаль «газа», проедете данный участок.
В. Притормозить, чтобы в случае возникновения заноса справиться с ситуацией.
Чем характеризуется величина торможения?
А. Временем реакции водителя.
Б. Длиной тормозного пути, величиной установившегося замедления.
В. Всем вышеперечисленным.
Как влияет блокировка колес (торможение на «юз») на величину тормозного пути автомобиля на влажном покрытии?
А. Тормозной путь уменьшается.
Б. Тормозной путь увеличивается.
В. Тормозной путь не меняется.
Какой из указанных способов торможения наиболее эффективен и безопасен на скользкой дороге при экстренном торможении автомобиля?
А. Прерывистое торможение с выключенным сцеплением (педаль сцепления нажата).
Б. Прерывистое (ступенчатое) торможение без выключения сцепления (не нажимая на педаль сцепления).
В. Торможение юзом.
В чем опасность длительного торможении автомобиля с выключенной передачей на крутых затяжных спусках?
А. Сильно изнашиваются шины.
Б. Перегрев тормозных механизмов и отказ их в работе.
В. Увеличивается тормозной путь.
Как влияет на устойчивость заднеприводного автомобиля торможение двигателем на скользкой дороге?
А. Никак не влияет.
Б. Повышает устойчивость.
В. Устойчивость снижается.
Длина тормозного пути автомобиля с прицепом?
А. Меньше, чем у автомобиля без прицепа.
Б. Больше, чем у автомобиля без прицепа.
В. Такая же, как у автомобиля без прицепа.
cyberpedia.su