Как быстро летит время! Казалось, еще совсем недавно я был счастливым обладателем не «горбатого», а «ушастого» Запорожца! И вот уже этот автомобиль отмечает полувековой юбилей. Прекрасный повод вспомнить о курьезах и некоторых технических проблемах, с которыми сталкивались владельцы шумного, но популярного 966-го.
Так получилось, что в моей истории было два «ушастых» Запорожца. Первый — с мотором 30 л.с., который мне достался от отца, и второй, с 40-сильным движком и в экспортном исполнении, талон на приобретение которого вручили тестю к его уходу на пенсию. Поэтому все, о чем пойдет дальше речь, — истории жизненные, которые случались со мной или другими знакомыми владельцами Запорожцев.
ЗАЗ-966 В
Удобным сиденье 966-го можно было назвать весьма условно. На зависть водителям «горбатых» ЗАЗ-965, под дерматином кресла «ушастого» имелся слой вспененного полиуретана. Поэтому кресло смотрелось солидно, хотя солидности в нем никакой не было. Каркас спинки был сварен из тонкостенных стальных трубок, которые по мере эксплуатации постепенно отгибались назад. Сами спинки не регулировались. Для компенсации со временем возрастающего наклона под салазки сиденья подкладывались дощечки разной толщины. При этом неизбежно усиливался наклон подушки. Приходилось выбирать золотую середину между тем, чтобы не завалиться назад и не съехать под руль.
Сиденье водителя вот так просто приподнималось. За ним можно было пристроить запаску в случае поломки спинки.
Юбилей ЗАЗ-966: откуда уши растут
Меня проблема как-то обходила стороной. Но ровно до тех пор, пока не остановился на перекрестке на Пушкинской улице (ныне Большая Дмитровка), у дома Педагогической книги. В тот момент, когда я выжал сцепление и уже включал передачу, спинка моего сиденья дала трещину и я повалился навзничь. Вместо дороги и светофора перед глазами белел потолок салона.
Как-то раз по дороге на юг я обратил внимание на то, что при нажатии на педаль акселератора на прямой передаче стрелка спидометра, вместо того чтобы отклоняться в сторону увеличения показаний, делает совершенно обратное. Скорость же самого автомобиля при этом растет. При сбросе «газа» все происходит с точностью до наоборот: скорость падает, а стрелка подскакивает к отметке 100 км/ч. В результате вместо ожидаемых трех тысяч километров пробега за отпуск я привез в Москву только две.
Приборный щиток «ушастого» иногда начинал стрекотать кузнечиком, когда тросик спидометра требовал смазки
Виной тому оказалась ослабшая гайка ведущего вала главной передачи. Дело в том, что шестерня тросового привода спидометра на 30-сильной версии установлена на круглом, без единой зацепки, ведущем валу главной передачи и удерживается от проворачивая только за счет стяжки, обеспечиваемой гайкой (на схеме она фигурирует под номером 10). Постепенный износ деталей плюс повышение рабочей температуры привели к тому, что при уменьшении вязкости масла шестеренка спидометра стала проскальзывать. Косые зубья четвертой скорости при разнонаправленных нагрузках то зажимали, то ослабляли стяжку деталей на валу главной передачи. Проблема решилась при затяжке злополучной гайки с нужным моментом.
Коробка передач и главная передача ЗАЗ-966 в разрезе. Под номером 10 — гайка ведущего вала главной передачи.
Хорошо, в то время на трассах не было детекторов скорости, да и сами инспектора не обзавелись радарами. Ведь доказать постовому, что ты ехал с разрешенной, согласно показаниям спидометра, скоростью, было бы невозможно!
Кстати, на 40-сильных агрегатах ведущие валы главной передачи имели шлицы, и шестерни привода спидометра на них не прокручивались.
Неудачной была система воздушного охлаждения «ушастого», слов нет. На «тридцатке» – так именовался среди владельцев 30-сильный мотор — она работала вопреки всем законам физики. Задыхающийся от жары вентилятор засасывал разреженный горячий, проходящий через раскаленные чугунные ребра гильз цилиндров воздух и пытался загнать его в металлический кожух, чтобы выбросить внизу под номерным знаком.
Моторный отсек вечно перегревающегося из-за неудачной конструкции системы охлаждения ЗАЗ-966В.
С этой проблемой боролись разными способами. Наращивали «уши», приподнимали капот, подпирая его, кто чем может. Лично я противостоял перегреву правильной регулировкой карбюратора и точно выставленным зажиганием – 966-й был очень чувствителен к настройкам. К тому же не гнушался в некоторых особо трудных случаях чуть снизить темп движения.
На 40-сильных моторах конструкторы одумались. Вентилятор нагнетал холодный воздух к разогретым частям.
Технические характеристики
Двигатель ЗАЗ-965
Прототипы ЗАЗ-966
Фотографии ЗАЗ-966
С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году ЗАЗ 965. В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.
ЗАЗ-966. Разработка новой модели автомобиля началась в Запорожье практически одновременно с постановкой на конвейер ЗАЗ-965 в 1960 году — весной 1961. В ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.
Однако недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущую модель разрабатывал коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с коневейера только в 1966 году, причём с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — объёмом 887 см 3, 27 л.с.). Это была так называемая модель ЗАЗ-966В (временная).
Собственный двигатель ЗАЗ-966 (1198 см3, 41 л.
Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным. Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля.
Но главное — новый трехобъемный кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная версия демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.
Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, и другие[3].
На ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).
Некоторые источники содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских» корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Оформление же задних фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов. Интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапециидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.
Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного BMW 700, но и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.
Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие заключалось в том, что у
Двигатель представлял собой лишь обновлённую и форсированную по рабочему объёму версию предыдущей модели, а вот коробка передач — была разработана заново (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели с 27-сильным двигателем). На прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, — как на некоторых иностранных моделях («Трабант», некоторые DKW и ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача была повышающей, то есть имела передаточное отношение меньше единицы, как пятая на современных автомобилях.
Коробка передач, разработанная для 41-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями, например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже ГАЗ-21 «Волги» (впрочем, это уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, особенно имевшие относительно нежные резиновые пыльники внутренние шарниры (хотя они и были дополнительно защищены грязеотражательными щитками).
С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ был, хотя по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе, заметно крупнее (длина — 3730 мм против 3326 мм у ЗАЗ-965) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону.
Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее (основной прирост длины приходился на свесы кузова, а колёсная база увеличилась лишь на 13,7 см), причём за счёт уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине.
Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива), не дал существенного улучшения динамики, тем более учитывая повысившиеся требования к этому качеству автомобиля в семидесятые годы. Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного, соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».
Любопытно, что сама фирма FIAT при дальнейшем последовательном развитии концепции FIAT 600 сохранила эти характеристики достаточно близкими к исходным, создав не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё время широко копировавшуюся модель FIAT 850 (1964—1973 гг.), а также её дальнейшую разработку — FIAT 133 (1974—1982 гг.).
Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего расположения двигателя и
PALGRAVE MACMILLAN TRADE, ИЮНЬ 2015 г. Большая часть моих исследований в настоящее время связана с палеоантропологией, поскольку я пытаюсь понять ископаемые и археологические свидетельства эволюции человека. Как и всех моих современников в англоязычном мире, меня изначально приучили смотреть на биологическую историю человечества как на целеустремленную (и неявно героическую) борьбу от первобытности к совершенству. Когда я был аспирантом, существовало предположение, что эволюция — это процесс тонкой настройки, который на протяжении тысячелетий постепенно делает субъектов все более приспособленными к окружающей среде, в которой они живут. Такая перспектива вряд ли была неожиданной, поскольку она интуитивно привлекательна для представителей вида, который сегодня является единственным представителем своей группы в мире. Это наше одинокое состояние делает логичным реконструировать историю нашей эволюции, спроецировав единственный вид Homo sapiens назад во времени, в. ..
Но это чисто ретроспективно; в перспективе, как работает эволюция, все выглядело бы совсем иначе. В результате то, что меня учили об эволюции человека, было очень далеко от всей истории, и именно мое знакомство с лемурами, начавшееся в конце 1960-х годов, дало мне первое представление об этом.
Что любой наблюдатель за лемурами Мадагаскара сразу замечает, так это то, что они удивительно разнообразны. Существует намного севернее 50 видов этих милых приматов, объединенных в пять различных семейств. Они варьируются от крошечных снующих мышиных лемуров до четвероногих «настоящих» лемуров размером с кошку, от длинноногих прыгающих сифаков и лепилемуров, которые обычно держат свое тело вертикально, до причудливых летучих ушей и пушистых хвостов. . Более того, если бы вам посчастливилось побывать на Мадагаскаре всего 2000 лет назад, вы бы также увидели висящих «ленивых лемуров», гигантских мегаладапидов, похожих на коал, и отдаленно похожих на обезьян археолемуридов, все они странные. и замечательные, и намного больше, чем их выжившие родственники.
Другими словами, вся лемуровая фауна громко кричит на вас своим разнообразием. Не только разнообразие форм тела и образа жизни, но и эволюционное разнообразие, с несколькими отличительными семействами, множеством родов и огромным количеством видов. Более того, оказывается, что разнообразие, даже в таком бросающемся в глаза масштабе, вряд ли является чем-то необычным среди успешных групп млекопитающих. На самом деле, это довольно рутинно. Успешные семейства млекопитающих имеют сильную тенденцию к географическому распространению и филогенетическому разнообразию. Применив этот урок, полученный в ходе изучения лемуров, к очень разнообразной палеонтологической летописи человека, я вскоре понял, что наше собственное семейство гоминидов на самом деле не является исключением. Это был далеко не линейный процесс совершенствования, о котором большинство из нас учили — если нас вообще чему-то об этом учили — человеческая эволюция на самом деле была свидетелем высокой драмы, когда один новый вид за другим выбрасывался на экологическую арену, чтобы сражаться. на выживание и успех — и, скорее всего, на вымирание в процессе.
Признание этой модели событий полностью меняет наше представление о том, как мы стали такими необычными существами, какими являемся. Ибо быстро становится очевидным, что мы, человеческие существа, не являемся полированным продуктом постепенного улучшения на протяжении эпох. Вместо этого мы представляем собой один конкретный результат активного процесса экспериментирования с очевидным множеством способов быть гоминидом. Это, в свою очередь, ставит под сомнение общепринятое предположение о том, что эволюция настроила нас так, чтобы мы были существами определенного вида.
Тем не менее, поскольку сегодня в нас, несомненно, есть что-то очень необычное — настолько необычное, что наш вид действительно радикально изменил свое отношение к природе, — палеоантропологам оказалось очень трудно воспринимать наших предшественников-гоминидов просто как еще одну группу приматов и рассматривайте процесс, породивший нас, как еще один пример того, что широко распространено среди млекопитающих. С того момента, как более полутора столетий назад стало понятно, что у нас есть летопись окаменелостей, появилась отчетливая склонность к тому, что можно было бы назвать гоминидной исключительностью: инстинктивное предположение, что, поскольку мы сегодня такие разные, , наши собственные предки не обязательно играли в эволюционную игру по тем же правилам, которые применяются ко всему остальному. Именно это смутное чувство исключительности объясняет заметный консерватизм в палеоантропологии, с которого я начал жаловаться. В той или иной форме она существовала с самых ранних зачатков палеоантропологии, с чего и должно начинаться любое описание нашего понимания самих себя.
Отрывок из книги «Странная история шаткого казака: и другие поучительные истории из истории эволюции человека » Яна Таттерсолла. Copyright © Ян Таттерсалл, 2015. Все права защищены. Впервые опубликовано в 2015 году компанией PALGRAVE MACMILLAN® TRADE в США. Palgrave® и Macmillan® являются зарегистрированными товарными знаками в США, Великобритании, Европе и других странах.
Ученый АРХИВПолучите полный доступ к более чем 35 лет архивам , а также Дайджест TS, цифровые издания Ученый , тематические статьи и многое другое!
Уже зарегистрированы?
Оливер Кэрролл — независимый журналист, освещающий события в России и Восточной Европе. Бывший главный редактор OpenDemocracy Russia, он также работал в Moscow Times , а позже был одним из основателей Русская версия Esquire.
Чем ближе к передовой, тем вкуснее суп. Этот неожиданный принцип — один из немногих, которые до сих пор объединяют противоборствующие стороны на востоке Украины. А в забитом мешками с песком военном штабе в удерживаемом сепаратистами Стаханове никакие артиллерийские обстрелы в близлежащем Первомайске или очевидные трудности в цепочке поставок продовольствия не могут помешать приготовлению исключительного борща Галины Дмитревны.
Дмитревна — одна из шести женщин, работающих круглосуточно в три смены. Она делает это без передышки, кормя десятки оборванных и в основном необщительных боевиков, которые то и дело входят и выходят из ее кухни. Единственный раз, когда она, кажется, поднимает глаза, это регистрирует эмоции при новостях, поступающих с другой стороны фронта, как покорно передают «Казачье радио». Обновления безжалостно мрачны: «Украинские солдаты жестоко ограбили двух пенсионеров»; «Украинских учителей заставляют работать бесплатно»; «Всемирный банк обсуждает прекращение финансовой помощи Украине». Только Россия является бенефициаром хороших новостей: Запад сейчас, судя по всему, готов снять все санкции. Это своего рода эксклюзив.
Через несколько дверей от кухни находится прокуренный нервный центр военной операции командира Павла Дремова. Дремов — 37-летний бывший каменщик, ставший спасителем Стаханова, до сих пор забытого шахтерского городка на северо-западе самопровозглашенной Луганской Народной Республики. Что интересно, командир позиционирует себя как полную оппозицию своим товарищам-сепаратистам в Луганске и тем, кого он называет «теневыми бизнесменами», которые торгуют «деньгами, властью и прекращением огня с киевской «хунтой»». Дремов предложил Стаханову. граждан альтернативное видение — новая, социалистическая, неосоветская «казачья» республика, которая работает на людей, особенно бедных и пожилых. И, само собой разумеется, тот, кто игнорирует любые разговоры о соглашении о прекращении огня.
Звонок в Стаханове легкомысленный. Названный в честь советского ударника, прославившегося рекордной добычей угля (ошибочно, как говорят историки), лучшие дни города давно позади. Начнем с того, что в этом самом известном из всех шахтерских городов больше нет ни одной работающей шахты, о которой можно было бы говорить. Упадок Стаханова, ускорившийся в постсоветские 1990-е годы, привел к унизительному превращению работающих мужчин и женщин из наиболее привилегированного класса Советского Союза в класс, живущий среди рака преступности, нищеты, азартных игр и олигархии. Многие стахановцы были вынуждены ехать в Россию в поисках какой-нибудь старой сезонной работы, чтобы прокормить свои семьи. Другие неохотно соглашались на новые методы работы. Словом, Стаханов искал выхода; и когда Украина в начале этого года погрузилась в революционную анархию, некоторые из ее наиболее активных граждан воспользовались своим шансом.
Первая палатка сепаратистов появилась на главной площади Стаханова 17 февраля, почти за месяц до крымского референдума и за две недели до начала массовых митингов в Донецке. Несмотря на юридические угрозы из Киева, местное вмешательство было незначительным, чтобы остановить первоначальную волну. К началу апреля движение достигло критической массы в областном центре Луганске, где несколько стахановцев возглавили атаку. Один из них, Валерий Болотов, соратник самого неоднозначного олигарха и политика региона Александра Ефремова, впоследствии станет главой самопровозглашенной Луганской республики (он был смещен в августе и остается в опале). Еще один местный мальчик, Алексей Карякин, входил в группу активистов, чей арест послужил поводом для штурма Луганской СБУ 6 апреля. Это был ключевой перелом в конфликте — он привел к его немедленной милитаризации. когда день спустя оружейная штаба была открыта. Карякин и сегодня остается ведущей фигурой в луганском «народном правительстве».
Спустя восемь месяцев после этих скромных февральских начинаний главная площадь Стаханова снова в центре внимания, на этот раз заполненная до локтя массовым митингом. Местных здесь, наверное, три тысячи, а акустика такая ужасная, что минут через десять у всех начинается коллективная мигрень. Мероприятие было задумано как возможность для новообращенных задать вопросы своим новым лидерам; для других это момент, чтобы оценить цвета своих новых самопровозглашенных властей. Это строго контролируемая операция. Среди толпы смешиваются агенты в штатском с радионаушниками. Солдаты-казаки — похоже, большинство из них с боевыми шрамами — угрожающе расхаживают по сцене. Время от времени они собираются вместе, чтобы пошутить или передать информацию, несомненно, касающуюся теперь сильного артиллерийского огня в соседних Дебальцево и Первомайске. Один солдат-казак решает показать толпе свою новорожденную девочку.
Люди командира Дремова исполняют роли почтовых голубей, направляясь в толпу, чтобы собрать письменные вопросы для народного коменданта. Иногда они вставляют собственный полезный вопрос, например: «Когда мы освободим (подконтрольные Украине) Лисичанск и Севердонецк»? (Дремов улыбается, прежде чем ответить «скоро»). Прямолинейному каменщику явно нравится играть на публику: «Хватит у нас коррупции и рабства на век! Мы не дураки — ни Порошенко, ни Путину честная страна не интересна!» Ничто не позволит судьбе помешать, заявил он: «Мы построим казачью республику прямо здесь, в Стаханове!»
«Значит, мы теперь все казаки?» — шепчет мужчина, стоящий справа от меня. «Тсс, Витя», — говорит женщина рядом с ним. «Подумай, прежде чем открыть рот».
Нельзя сказать, что голос несогласия выражал в Стаханове что-то иное, кроме второстепенной озабоченности. Популистская, антиолигархическая риторика Дремова, казалось, наэлектризовала толпу. Они скандировали его имя. Они ахх -эд в восторге, когда он уговаривал местного паренька Карякина, выступавшего представителем «оттуда» в Луганске, требовать более твердого обещания по пенсиям. Они зааплодировали, когда он объявил, что местный бизнесмен, ставший «народным мэром», Сергей Жевлаков подписал десятилетний «контракт» о своих услугах городу и что он будет находиться под надзором на каждом этапе пути. «Люди думают, что все будет так же, как прежде. Этого не будет! Если у вас есть информация о предателях, ворующих у народа, сообщите нам! Здесь, в Стаханове, воров не будет!»
Как только Дремов уходит со сцены, его обнимает и прижимает к себе пожилая женщина. Она крепко держится за него несколько минут, пока он продолжает задавать вопросы. Следующей подходит еще одна женщина средних лет, с округлыми, измученными чертами лица и крашеными рыжими волосами. «Я знаю эту фашистку, бандеровскую, проукраинскую женщину, — говорит она. «Нам нужно разобраться с ней. У меня есть ее адрес. Дремов медлит, прежде чем заявить, что он ничего не может сделать. «Но она толкнула старую бабушку, я видела это своими глазами», — возражает женщина. Командир невозмутим. «Ваша знакомая не может быть наказана только за свои взгляды. Если она не будет активно работать против нас, ее оставят в покое». Не сразу было понятно, насколько присутствие иностранного журналиста повлияло на неожиданно либеральную позицию Дремова.
Вернувшись в Стахановский военный штаб, Дремов говорит с обезоруживающим обаянием и беглостью. Его всегда раздражает только вопрос о его кампании, которая, как мягко намекали, приобрела культовый характер. Он уверял, что его не интересуют конкурсы популярности, не говоря уже о политике: «Вы говорите, что я Павел Дремов это, а Павел Дремов это, а на самом деле они Павел Дремов. Мы все Павел Дремов». По его словам, после окончания войны он собирался вернуться к работе каменщиком. Чего нельзя было сказать о луганчанах: «Эти люди забывают, откуда они. Вы видели, как раньше на митинге Карякин корчился? Это было все равно, что наблюдать за политиком из Киева. Он не мог ответить прямо на вопрос».
Днем ранее журналисты в Луганске изо всех сил старались отрицать какие-либо разногласия со Стахановым, утверждая, что разговоры о расколе были делом рук проукраинской пропаганды. Однако Дремов дал понять, что не все в порядке. «Хотите знать, почему я не люблю Луганскую республику? Потому что они привыкли ничего не делать, ничего не давать», — сказал он. Жадность и «места власти» были единственной причиной, по которой они подписали соглашение о прекращении огня. Зачем еще им соглашаться на такую мягкую сделку, утверждал он, в то время как украинские войска панически отступают?
Сегодня на востоке Украины мало абсолютистов, и было бы неправильно предполагать, что другие лидеры сепаратистов не разделяют стремления к расширению территорий за пределы нынешних границ. Но соглашение о «прекращении огня», которое на самом деле существует только в районах, достаточно удаленных от стратегических линий фронта, похоже, разделило сепаратистов. Один лагерь, поддерживающий сделку, состоит из относительно более дисциплинированных и зависимых от Москвы сил и отдает приоритет восстановлению перед любыми дальнейшими военными действиями. Второй лагерь, относительно более воинственный и независимый, выступает за немедленное военное наступление, жалуется на то, что другая сторона помешана на деньгах, и открыто говорит о том, что украинский конфликт является прелюдией к Третьей мировой войне.
Без массовой российской военной поддержки — которая, похоже, не является частью текущего сценария, хотя это может измениться — отколовшиеся силы, такие как казаки Дремова, вряд ли добьются значительных успехов. Украинские силы перегруппировались и окопались на двух сильных линиях обороны на севере и западе. Но разрешение противостояния между различными лагерями имеет жизненно важное значение для более широкой жизнеспособности новых де-факто сепаратистских государств.