Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно – основываясь на фактах.
Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.
ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий. ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий. | |
Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами. Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л. с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами. | Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий. Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий. |
Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена. Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена. |
Двигатель Запорожца [1] – V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был – это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 [2]. Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» – диаметру цилиндра и ходу поршня.
По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, – и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.
Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – например, по комбинации приборов.
Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.
Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Главная » Статьи » Запорожец ЗАЗ-965 – правда и вымысел
О старом «горбатом» Запорожце часто говорят, что он не отличается надежностью, неудобен в эксплуатации, и в его салон очень трудно втиснуться. Есть еще достаточно много нелестных эпитетов относительно ЗАЗ-965, существует целый сборник анекдотов про «Горбатого». Но так ли все на самом деле, с этим и предстоит нам разобраться.
Часто от автолюбителей можно слышать, что садясь в Запорожец, они подпирают головой потолок, и сидя на заднем диване вдвоем, пассажиры прижимаются локтями друг к другу. Следует отметить, что это явное преувеличение: салон автомобиля очень малого класса даже на 80 мм шире, чем у Москвича-408, хотя последний относится к классу второй малой группы. И еще оказывается, что 965-й на 15 мм выше 408-го Москвича, и пассажиры со средним ростом в Запорожце чувствуют себя вполне нормально.
Конечно, рослые люди не ощущают полный комфорт, но здесь следует учитывать, что все же ЗАЗ – не Волга. Тем не менее, двое мужчин нормальной комплекции на заднем диване размещаются относительно свободно, коленями в передние кресла практически не упираются. А водитель и пассажир, сидящие впереди, и вовсе имеют дополнительное пространство в ногах, но справедливости ради следует заметить, что педали управления несколько мелковаты, и с непривычки можно нечаянно промахнуться, нажав сразу тормоз и сцепление.
И еще все познается в сравнении – многие иностранные «одноклассники» обладают меньшим по размеру внутренним пространством. Так, например, салоны таких авто как Трабант, Рено 4 CV, NSU Prinz или Lloyd LP 600, заметно короче, и разница доходит даже до 10 сантиметров.
Опять же следует рассмотреть класс машины, ведь в своем «ранге» Запорожец не то что мал, а даже несколько великоват. Есть и менее солидные «братья» среди микроавтомобилей, например, «шестисотый» Фиат на 85 мм короче, на 15 мм уже и на 45 мм ниже «Горбатого». Также меньше по габаритам Morris Mini Minor или тот же NSU Prinz, но в советское время ЗАЗ-965 было сравнивать не с чем, так как иномарки в СССР по дорогам практически не ездили.
Безусловно, по сравнению с Победой или ЗиМом запорожский автомобиль казался «крошкой», другой машины такого класса в Советском Союзе больше не было (если не учитывать «инвалидку»). Но в наше время уже есть с чем сравнить – рядом с Матизом, Окой или Смартом ЗАЗ выглядит уже не таким и маленьким.
В Советском Союзе велась политика, направленная на выпуск качественной продукции, улучшение благосостояние народа. Тогда не было такого понятия как «бюджетный вариант», все автомобильные узлы и агрегаты разрабатывались тщательно, на совесть. Ведь если хорошо присмотреться и задуматься, можно понять, что в Запорожце все было сделано добротно, а брака было немного. Например, кузовное железо у машины прочное и толстое, не то что на многих современных авто.
Это сейчас ЗАЗ-965 кажется примитивным и отстойным, но автомобилисты того времени так не считали. Многое в машине было сделано по современным технологиям, нужно обратить внимание на это:
Правда, нельзя не отметить, что подвеска малолитражки жесткая, и по неровным дорогам, каких в России всегда было достаточно, «Горбатый» собирал все кочки. Зато пробить подвеску непросто, и еще с деталями проблем никогда не возникало.
На Запорожец железки достать было проще, чем на ту же «Волгу» или «Жигули», можно было купить автозапчасти в Туле, Москве, Ленинграде, других городах. И еще один плюс – ЗАЗ ремонтировать просто, его ремонт нередко производился буквально в поле, и за работу брались даже студенты.«Горбатый» в Советском Союзе оснащался предпусковым подогревателем, у него был очень неплохой дорожный просвет (175 мм), машина очень редко подводила автовладельцев в дороге. Слабые места у малолитражного авто, конечно, есть, но не стоит забывать, как нещадно иной раз ЗАЗ эксплуатировался.
В среднем ресурс 30-сильного мотора составлял 30-35 тыс. км, но нередко в преждевременной «кончине» силового агрегата были виноваты сами собственники. Запорожец ездил по полям и грунтованной дороге в колхозах, а так как мотор оснащался воздушным охлаждением, от большой нагрузки перегревался. Чтобы движок не вышел из строя, нужно было заглушить мотор и дождаться, чтобы он остыл, но водители так делали далеко не всегда.
Еще беда для Запорожца заключалась в том, что часто машины эксплуатировались только летом, в жару, а ведь многие авто были далеко не новыми. То есть, если ЗАЗ уже по всем показателям отжил свое, его все равно заставляли «покорять вершины», причем, в тяжелых для техники условиях. Нужно отдать должное – кузов «Горбатого» не поддавался ржавчине, поэтому служил очень долго, и машины не сдавали в металлолом, продолжали ездить на них.
Еще беда заключалась в том, что автосервисов в СССР практически не было, машину ремонтировали все, кому не лень. Как можно вести речь о качестве, когда ремонт в основном проводился дилетантами? На движке нового Запорожца стояли воздуховоды, которые автовладельцы во время «капиталки» ДВС выбрасывали, считая их лишними, в результате охлаждение мотора было нарушено, и силовой агрегат постоянно грелся.
По мнению многих, «Горбатый» является копией Фиат 600, но это не так, советский авто только похож на своего прототипа. Копирует ЗАЗ «итальянца» только по стилю, сами же формы существенно отличаются. «Начинка» 965-го и вовсе иная: у Запорожца мотор V-образный, у Фиата рядный, передние подвески тоже разные. Правда, есть у моделей общее: КПП с мостом объединены в одном узле, но такая конструкция уже раньше применялась на автомобиле Фольксваген Кафер. Так что еще вопрос, кто изначально занимался копированием.
Из всего вышесказанного делаем выводы – Запорожец модели 965 вовсе не так и плох, а в свое время был достаточно крутым авто. ЗАЗ может легко конкурировать с иномарками, ровесниками «Горбатого», и это можно доказать.
Год выпуска: | 1968 |
---|---|
Серия: | А |
Количество мест: | 4 |
Интерьер: | |
Разгон с 0-100 км/ч, с: | — |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Мощность, л. с.: | 27 |
Объем двигателя: | 870 см³ |
Макс. скорость, км/ч: | 100 |
Количество цилиндров: | В4 |
Крутящий момент, Нм: | 44 |
Тип привода: | Задний |
Цвет: | Зеленый |
Описание: ЗАЗ-965 |
---|
В Royce Stars вы можете заказать ретро-автомобиль ЗАЗ 965 синего цвета для прогулок по Киеву. Эксклюзивные ретро-автомобили пользуются большим спросом на свадьбах, свиданиях, встречах деловых партнеров, тематических экскурсиях, днях рождения. Этот автомобиль прекрасно впишется в любой формат!
Сегодня сложно найти эту модель в идеальном заводском состоянии.
В студии Royce Stars доступен уникальный экземпляр в аренду. Потрясающий образец, не подвергшийся реставрации и сохранивший дух эпохи, вызывает восхищение и умиление у всех, кто его видит.
Для одних он был смешным и нелепым, а для других стал любимым автомобилем на долгие годы. За 9 лет было выпущено 322166 экземпляров. Специально для этого автомобиля институт НАМИ разработал V-образный двигатель с четырьмя цилиндрами. Длина этого малыша составляет 3,33 метра. со сдержанным минимализмом в салоне украсит любое мероприятие.
В наши дни 965-й настоящий шедевр … Появление на дорогах Киева вызывает массу заинтересованных взглядов и улыбок.
Настоящая изюминка любой фото- и видеосъемки.
Для истинных ценителей ретро-классики предлагаем:
Запорожец ЗАЗ-965 в аренду
для свадебных мероприятий,
видеосъемка клипов,
съемка в рекламе.
Тем более что опыт съемок автомобиля велик, знаменитые шедевры кинофонда «Королева АЗС» «Однажды 20 лет спустя» «3+2»
«Зима в Простоквашино» и «Ну, погоди».
Любой захочет прокатиться на такой машине, ведь без них классика смертна.
В нашем винтажном парке большой выбор автомобилей, помимо свадеб, наши автомобили обслуживают и другие важные мероприятия.
Наши ретро автомобили часто заказывают для фотосъемки, так как на фоне эксклюзивного автомобиля можно сделать отличные фотографии.
См. также: Чёрная свадебная чайка
Условия аренды: ЗАЗ-965 |
---|
» Минимальный заказ 3 часа + 1 час к стоимости подачи автомобиля | » На момент заключения договора клиент должен предоставить оригиналы паспорта |
---|---|
» Для бронирования автомобиля на определенную дату необходимо внести предоплату в размере 20% от стоимости | » Отменить бронирование возможно не позднее 24 часа с момента предоплата |
» Расчет осуществляется в гривне по коммерческому курсу на день оплаты | » Стоимость проезда за пределы Киева рассчитывается индивидуально |
Информация об оригинальных обоях:
Размер: 1920x1200px
Размер файла: 138,63 КБ
Разрешение: 1080P WallpaperFlare — это открытая платформа, на которой пользователи могут делиться своими любимыми обоями. Загружая эти обои, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности. Это изображение предназначено только для личного использования в качестве обоев для рабочего стола. Если вы являетесь автором и обнаружите, что это изображение используется без вашего разрешения, сообщите о нарушении DMCA, пожалуйста, свяжитесь с намиСкачать на ваш экран
Кадрировать обои онлайн
Еще HD обои
Выберите разрешение и загрузите эти обои320×480
640×960
640×1136
750×1334
1242×2208
1125×2436
1242×2688
1242×2688
1242X2688
98 2928888898
1080×2340
1170×2532
1284×2778
1179×2556
1290×2796
768×1024, 1024×768
2048×1536, 1536×2048 iPad
90 Pro:2224×1668, 1668×2224
2388×1668, 1668×2388