www.sports.ru
Константин Болотов, . Фото Драйва, Stefan Baldauf / Robert Kah, ACO
Экспозиции лемановских героев в комплексе Palexpo отрядили зал площадью 1800 квадратных метров. Для двадцати экспонатов из музеев и частных коллекций места оказалось вполне достаточно.
Женевское мотор-шоу и гонка «24 часа Ле-Мана» могут считаться ровесниками. Первый автосалон состоялся в 1905 году, а соревнования, пусть пока и без официального статуса, начались в 1906-м. Нынешние европейские автосмотрины 6–16 марта уже восемьдесят четвёртые по счёту. Ближайшие суточные автобдения в Ле-Мане пройдут 14–15 июня в восемьдесят второй раз.
Не каждый сталкивался с фактом, что надо различать Le Mans и Leman. Первое — это французский город Ле-Ман, второе — Женевское озеро (на фото). Гонку с выставкой роднит и такая деталь.
Неудивительно, что организаторы обоих мероприятий относятся друг к другу с большим уважением и охотно сотрудничают. В этом году устраивающий гонку Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l’Ouest — ACO) проводит в Женеве специальную выставку Les 24 Heures du Mans. И хотя приурочить показ было вроде не к чему (ни юбилея, ни чего-то другого не случилось), повод всё же нашёлся.
Это самый древний экспонат. Он отсылает нас на 90 лет назад, когда состоялась первая суточная гонка на выносливость. Было это 26-27 мая 1923 года. Раньше всех к финишу тогда пришли Андре Лагаш и Рене Леонар, управлявшие автомобилем Chenard & Walcker Sport с номером девять на кузове. И машина, и гонщики были французского происхождения. Достоверных данных о Шенар-Валькере немного: задний привод, трёхлитровый мотор мощностью 98 л.с., четыре цилиндра, восемь клапанов, четырёхступенчатая «механика». Говорят, средняя скорость в Ле-Мане составила 92 км/ч, максимальная — 150.
В 2012 году Национальное географическое общество провело исследование и выяснило, что «24 часа Ле-Мана» — одно из главнейших спортивных событий на планете, которое даже поважней, чем Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Можно и поспорить, но нужно признать: круглосуточное состязание на трассе протяжённостью 13,6 км на глазах 250 тысяч зрителей — легенда, миф и по-прежнему тяжелейшее испытание автомобильных технологий.
Есть на выставке ещё один Шенар-Валькер — Chenard & Walcker Tank, гонявшийся в Ле-Мане в 1925 году и привёзший создателям лишь десятое место. Зато «танк» заработал награду Index Of Performance как самый производительный в классе: литровая «четвёрка» разгоняла машинку до 152 км/ч.
Вообще говоря, на месте Шенар-Валькера в Женеве должен был стоять другой «танк» — Bugatti Type 57G Tank (на фото), пришедший первым в Ле-Мане 1937 года. Тогда он установил новый рекорд средней скорости (137 км/ч). Но, видимо, с Бугатти что-то не срослось (исторические экземпляры постоянно путешествуют по миру), и организаторы выставили вместо лидера симпатичного неумёху.
Ле-Ман — это бой, который мечтает выиграть каждый машиностроитель. К тому же в этом году на гонки категории LMP1 возвращается команда Porsche, вооружённая новейшим гибридным болидом с индексом 919, а значит, нынче соперничающим Audi и Тойоте придётся несладко. Всё, перечисленное выше, и есть повод для выставки двадцати лемановских машин, построенных за период с 1923 года до наших дней.
Спорткар Bentley Speed Six — двукратный чемпион Ле-Мана: он побеждал в суточном марафоне в 1929 и в 1930 годах. Спасибо мотору объёмом 6500 «кубиков», развивавшему от 144 до 197 л.с.
Трогать руками бесценные экспонаты на выставке нельзя. Разрешается касаться лишь айпэдов, прикреплённых у каждой машины и дающих о ней краткую информацию. Всё остальное рассчитано на глаза и слух, для которых предлагается и фильм-хроника об истории гонки в Ле-Мане. Кино воспроизводится проекторами на экранах позади некоторых автомобилей, создавая атмосферу, но его мало кто смотрит подолгу. Вместо кинокартины в Женеве есть чему посвятить драгоценные время и силы…
На «24 часах» в 1931, 1932, 1933 и 1934 годах был один победитель — Alfa Romeo 8C 2300 Le Mans type.
В названии Альфы 8C 2300, одного из самых успешных автомобилей в мировом автоспорте, заложены восемь цилиндров и 2336 «кубиков». Максималка — 200 км/ч. В ходе блестящей карьеры менялись габариты модели, росли мощности двигателей (от 140 до 180 л.с.) и их объёмы (до 3,2 л). Всего было построено лишь 188 экземпляров лемановской модели. Один из них в 2009-м ушёл с аукциона за $4 180 000. Это не так уж дорого, поверьте.
В 1949 году в суточной гонке впервые побеждает «конюшня» Ferrari. В этой истории есть любопытный факт. Болид Ferrari 166 MM должны были вести по трассе известный итало-американский спортсмен Луиджи Кинетти и некий шотландский барон Селсдон (он же лорд Питер Митчелл-Томас). Так вот, барон провёл за рулём всего лишь 20 минут, оставив 23 с лишним часа трудиться Кинетти. Это не помешало Селсдону сделаться официальным штурманом и войти в энциклопедии как победи
www.drive.ru
www.sports.ru
24 часа Ле-Мана (“24 Heures du Mans”) – престижная и самая знаменитая автогонка на выносливость. Начиная с 1923 г., ежегодно проходит во французском городке Ле-Ман, на автодроме “Сарта”, являясь родоначальником душа из шампанского на подиуме. Существует давняя традиция размахивания французским флагом в качестве знака начала гонки и флагами безопасности на финальном круге.
В 1981 г. в Ле-Мане (Le Mans, Франция) появился “Союз Автомобилистов Сарта”, который в 1987 г. принял первое соревнование (на автодроме Сарта), а в 1906 г. – Гран-при Франции. Апогеем развития стала состоявшаяся впервые 26 мая 1923 г. гонка. С этого момента автосоревнования в проходили регулярно. Выиграть мог автомобиль продержавшийся сутки без критических повреждений и оказавшийся быстрее конкурентов.
Автодром “Сарта” состоит в большей степени из дорог общего пользования. Изначальная протяженность – более 17 км, однако она претерпела несколько модификаций. В итоге ее длина составила 13,65 км. До 1990 г. в состав трассы входила 5-километровая прямая, которая была разделена на части двумя шиканами с целью ограничения скорости.
Кроме 24-х часового марафона трасса принимает другие гонки, в частности входящие в состав “Чемпионата мира по автогонкам на выносливость”, организованное “Западным автомобильным клубом”.
Гонки ставят задачу не только добиться максимальных скоростей но и обеспечить экономичность в купе с надежностью машин. Победителем в своем классе считается экипаж прошедший наибольшее число кругов по прошествии 24-х часов, самое важное, с минимальными потерями ресурсов. Болид на протяжении гонки должен оставаться в хорошем состоянии и показывать лучшие результаты. На начальных этапах проведения правилами, на протяжении первого часа, не разрешалась дозаправка машины никакими специальными жидкостями кроме топлива.
Дебют гонки Ле Мана произошел 26-27 мая 1923 г., затем соревнование проводилось каждый июнь. В дальнейшем марафон проводился во вторые выходные июня.
До 1963 г. порядок расположения участников общего зачета на старте зависел от объема двигателя, после этого года для всех участников зачета определяющим становится результат предстартовой квалификации.
Выигрывал гонку болид прошедший большее количество кругов за обозначенное время, а старт происходил с места, при котором болиды стояли вдоль боксов, а пилоты с противоположной стороны (гонщик должен был самостоятельно сесть в болид, пристегнуться, завестись и начать гонку). С 1971 года, из-за большого количества несчастных случаев, вводится старт с хода с учетом которого победа обеспечивается прохождением максимальной дистанции. Причиной стало большое количество смертельных исходов. Многие пилоты, пытаясь стартовать как можно быстрее, не пристегивались либо не успевая добежать до машины были сбиты другими участниками.
В марафоне соревнуются 4 класса болидов:
Изначально не было регламентировано количество пилотов в гонке но в 1980-м году утвердили участие от 3 пилотов (от одной команды). С 1990-х гонщики обязаны пилотировать болид не более 4 часов подряд и не более 14 часов за период всей гонки.
На гонках произошло много несчастных случаев.
Но это далеко не все…
Крупнейшее в истории автоспорта трагическое происшествие – авария 11 июня 1955 года, в которой погибло более 80 человек. В результате столкновения с болидом Austin-Healey 100, Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левега, врезался в отделявшую публику от трассы земляную насыпь. Обломки автомобиля разлетелись и попали в толпу. Левег, выпав из кабины, погиб от несовместимой с жизнью травмы головы.
Автомобили мчались на высоких скоростях, Левег не успевая среагировать врезался в Austin-Healey 100, который пытался опередить резко затормозивший Jaguar D-Type. В результате столкновения, потеряв контакт с землей, болид взлетел в воздух и упал на земляную насыпь.
Погибло около 84 зрителей (от удара отлетевших частей кузова либо в результате начавшегося пожара), 178 человек получили ранения. После аварии были запрещены автогонки в ряде стра: Германии, Франции, Швейцарии (никогда не проводившей гонки), Испании. Авария привела к пересмотру и усилению мер безопасности во время проведения автосоревнований во всем мире. Большинство стран сняли запреты на автогонки в следующем году. Результаты официального расследования отрицали вину пилотов в инциденте, причина гибели зрителей заключалась в недостаточном обеспечении безопасности.
Автогонка стартовала 26 мая 1923 года в Ле-Мане. В том же году произошла первая авария в истории гонки – пилот попал под колеса другого болида уже после финиша, получив травмы. Гонка не проводилась в течение 10 лет в связи с началом Второй мировой войны.
Автосоревнования возобновились в 1949 г. Расширился состав участников. Возрастающая известность и популярность способствовали смещению баланса в сторону увеличения скоростей (в ущерб безопасности), а в 1955 г. произошла страшная авария, в результате которой погибло несколько десятков зрителей и пилот. Эта трагедия способствовала повышению внимания к вопросам безопасности. В конце 1960-х эпоха специально подготовленных серийных автомобилей имевших до этого времени преимущество подходит к концу.
В 1970-е наступает эра более мощных болидов, соответственно – высоких скоростей. Старт с места заменяется на старт с хода. Компания Porsche становится безусловным лидером автосоревнований в этом десятилетии.
В 1980-х прочные позиции начинают занимать Jaguar и Mercedes-Benz, постепенно утверждаются болиды японских производителей. В начале 1990-х лидерство в Ле-Мане закрепляется за автомобилем Peugeot 905. Для предотвращения достижения болидами экстремальных скоростей (как результат отрыв авто от земли и взлет в воздух) шиканами была разделена 5-километровая прямая – “Мюльсанн”.
Период возвращения к специально подготовленным серийным авто. В 1999-м впервые победу в гонке одерживает BMW (болид BMW V12 LMR).
Участие в гонке становится достаточно затратным, поэтому в начале 2000-х сокращается число участников соревнований. В этот период на трассе Ле-Мана убедительно доминирует Audi (болид R8).
Существуют другие серии Ле-Ман: Европейская, Американская, Азиатская.
В 2003 г. за проведение европейских этапов взялся основатель серии Ле-Ман – французский Западный Автомобильный Клуб, так появилась “Европейская серия Ле-Ман“. Первый год существования серии ознаменовался лишь одним тестовым этапом, год спустя были проведены 4 этапа. В дальнейшем серия стала проводиться регулярно и состояла из 4-5 этапов.
Американский бизнесмен Дон Паноз заключил соглашение с Западным Автомобильным Клубом Франции (ACO) на создание в США аналога гонки «1000 километров Ле-Ман». Соревнования состоялись в 1998 г., а уже в 1999 чемпионат стал называться «Американская серия Ле-Ман». В 2000 г. серия стремилась расширить географию, включив в себя гонки в Сильверстоуне, Нюрнбургринге и Аделаиде, но попытка провалилась.
Азиатская серия Ле-Ман – гоночная серия, включающая в себя несколько автогонок проходящих в Азии с учетом принятых в гонке “24 Heures du Mans” правил.
Для преодоления трудностей трассы, в марафоне регулярно появляются новшества автомобильного дизайна, производителями автомобилей разрабатывались и разрабатываются нетривиальные технические решения. Гонка дала жизнь многим инновациям автоспорта. Новшества были либо продиктованы правилами, либо созданы в результате конкурентной борьбы.
Ключ открывающий дверь к успеху в гонке – высокая скорость, что тесно связано с преобладанием длинных прямых в схеме трассы. В соответствии с этим, предпочтение отдавалось развитию максимальной скорости не уделяя должного внимания обеспечению прижимной силы необходимой при прохождении поворотов. Зачатки аэродинамики появились на машинах разработанных Bugatti. Проявлялась тенденция к сглаживанию формы и обтекаемости болида, что не давало им отрываться от земли взлетая в воздух, в силу большого давления воздуха на заднюю часть авто.
Участники гонки применяли различные двигатели для достижения не только максимальных скоростей но и топливной экономичности и оптимизации времени потраченного на дозаправку. Наддув появился в 1929, а турбонаддув – в 1974-м. Mazda является единственным победителем гонки с роторным двигателем, позже запрещенным. С 1949 года начинают использоваться альтернативные источники топлива, а с 2009 допускалось участие гибридных автомобилей.
С нарастанием скорости прохождения трека, многие команды встретились с необходимостью внедрения более эффективных тормозных систем для болидов. В 1953 г. впервые появилась машина с дисковыми тормозами. В 1955 свою инновацию представил Мерседес-Бенц – ею оказался аэродинамический тормоз. В 1980-е годы нововведением на спорт-прототипах стала антиблокировочная система (АБС), а в 1990-х начали применяться композитные тормоза на основе карбона.
В истории гонки победа доставалась многим производителям. Среди них: Porsche, Audi, Ferrari, Bentley, Alfa Romeo, Jaguar, Mazda, Ford. Достигшая больших успехов в истории гонки марка Porsche выиграла 19 раз. Ближайшим соперником является Audi (одержав победу 13 раз), на счету Ferrari – 9 побед.
С 2000 года команда Audi доминировали в зачете. Jaguar имеет 7 побед. Mazda – единственная японская команда-победитель марафона Ле Мана (до 2010-х гг.).
В 2016-м знаменитый актер Джеки Чан стал соучредителем команды Jackie Chan DC, и уже в 2017-м команда выиграла соревнование победив в категории LMP2, заняв второе место в общем зачете.
“Ле-Ман”. В 1971-м состоялась премьера художественного кино о гонке, в котором роль гонщика Майкла Дилэйни (пилота Gulf Porsche) исполнил Теренс Стив Маккуин – американский киноактер, авто- и мотогонщик, также выступивший как кинорежиссер и продюссер.
“Мишель Вальян: Жажда скорости”. В центре сюжета находится марафон 2002 года, в роли протагониста выступил Мишель Вальян – вымышленный автогонщик, чемпион многих авто-состязаний мира.
Гонка “24 Heures du Mans” становилась основой сюжета нескольких гоночных видео игр таких как “Gran Turismo” – серия гоночных игр, разработанная Polyphony Digital и “Race Driver: GRID” – гоночная видеоигра, разработанная и изданная компанией Codemasters (седьмая игра в TOCA series).
В 2008 с Eurosport был заключен многолетний договор, предусматривающий трансляцию всего марафона с учетом квалификаций и гонок на Eurosport и на Евроспорт 2. Motors TV транслировал гонки в 2006 и 2007 гг. Прямая трансляция проходит в эфире TV либо онлайн.
“Легенды Ле-Мана” – состязания проводимые во время гонки с участием только тех автомобилей, которые ранее уже принимали участие в соревновании. Сре
drivecontact.ru
1 | 8 | Себастьен Буэми Казуки Накаджима Фернандо Алонсо | Toyota TS050 Hybrid | LMP1 | 108 | 3’19.440 | 246.010 | |||
2 | 7 | Майк Конвей Камуи Кобаяши Хосе Мария Лопес | Toyota TS050 Hybrid | LMP1 | 112 | 3’20.249 | 0.809 | 0.809 | 245.016 | |
3 | 1 | Нил Джани Андре Лоттерер Бруно Сенна | Rebellion R13 | LMP1 | 77 | 3’21.323 | 1.883 | 1.074 | 243.709 | |
4 | 11 | Виталий Петров Михаил Алешин Стоффель Вандорн | BR Engineering BR1 | LMP1 | 61 | 3’22.061 | 2.621 | 0.738 | 242.819 | |
5 | 3 | Тома Лоран Натанаэль Бертон Густаво Менесес | Rebellion R13 | LMP1 | 84 | 3’22.194 | 2.754 | 0.133 | 242.660 | |
6 | 17 | Стефан Сарразен Егор Оруджев Сергей Сироткин | BR Engineering BR1 | LMP1 | 70 | 3’22.199 | 2.759 | 0.005 | 242.654 | |
7 | 10 | Хенрик Хедман Бенджамин Хенли Ренгер ван дер Занде | BR Engineering BR1 | LMP1 | 31 | 3’25.211 | 5.771 | 3.012 | 239.092 | |
8 | 4 | Том Дильман Оливер Уэбб Паоло Руберти | ENSO CLM P1/01 | LMP1 | 47 | 3’26.991 | 7.551 | 1.780 | 237.036 | |
9 | 38 | Тун Хопинь Стефан Ришельми Габриэль Обри | Oreca 07 | LMP2 | 91 | 3’28.504 | 9.064 | 1.513 | 235.316 | |
10 | 31 | Роберто Гонсалес Пастор Мальдонадо Энтони Дэвидсон | Oreca 07 | LMP2 | 84 | 3’28.769 | 9.329 | 0.265 | 235.017 | |
11 | 36 | Николя Ляпьер Андре Негран Пьер Тирье | Alpine A470 | LMP2 | 71 | 3’28.997 | 9.557 | 0.228 | 234.761 | |
12 | 39 | Тристан Гомменди Винсан Капийер Джонатан Хирши | Oreca 07 | LMP2 | 82 | 3’29.901 | 10.461 | 0.904 | 233.750 | |
13 | 28 | Франсуа Перродо Матье Ваксивьер Лоик Дюваль | Oreca 07 | LMP2 | 85 | 3’30.319 | 10.879 | 0.418 | 233.285 | |
14 | 26 | Роман Русинов Йоб ван Эйтерт Жан-Эрик Вернь | Aurus 01 | LMP2 | 93 | 3’30.457 | 11.017 | 0.138 | 233.132 | |
15 | 29 | Фриц ван Эрд Гидо ван дер Гарде Ник де Врис | Dallara P217 | LMP2 | 84 | 3’30.674 | 11.234 | 0.217 | 232.892 | |
16 | 30 | Nico Jamin Пьер Раг Ромен Дюма | Oreca 07 | LMP2 | 79 | 3’30.715 | 11.275 | 0.041 | 232.847 | |
17 | 32 | Райан Каллен Алекс Брандл | Ligier JSP 217 | LMP2 | 80 | 3’30.847 | 11.407 | 0.132 | 232.701 | |
18 | 25 | Давид Золлингер Андреа Пиццитола Джон Фальб | Oreca 07 | LMP2 | 82 | 3’31.074 | 11.634 | 0.227 | 232.451 | |
19 | 48 | Поль Лафарг Поль-Луп Шатен Мемо Рохас | Oreca 07 | LMP2 | 78 | 3’31.332 | 11.892 | 0.258 | 232.167 | |
20 | 37 | Давид Хайнемайер Ханссон Джордан Кинг Рики Тейлор | Oreca 07 | LMP2 | 50 | 3’31.641 | 12.201 | 0.309 | 231.828 | |
21 | 23 | Рене Биндер Жюльен Каналь Уилл Стивенс | Ligier JSP 217 | LMP2 | 86 | 3’31.694 | 12.254 | 0.053 | 231.770 | |
22 | 43 | Джон Фарано Арджун Майни Норман Нато | Oreca 07 | LMP2 | 88 | 3’32.192 | 12.752 | 0.498 | 231.226 | |
23 | 22 | Фил Хэнсон Филипе Альбукерк Пол ди Реста | Ligier JSP 217 | LMP2 | 82 | 3’32.242 | 12.802 | 0.050 | 231.171 | |
24 | 47 | Роберто Лакорте Джорджио Сернаджотто Андреа Беликки | Dallara P217 | LMP2 | 74 | 3’32.551 | 13.111 | 0.309 | 230.835 | |
25 | 20 | Андерс Фьордбах Деннис Андерсен Матиас Беш | Oreca 07 | LMP2 | 84 | 3’33.202 | 13.762 | 0.651 | 230.131 | |
26 | 49 | Миро Конопка Henning Enqvist Константин Терещенко | Ligier JSP 217 | LMP2 | 75 | 3’34.322 | 14.882 | 1.120 | 228.928 | |
27 | 34 | Jakub Smiechowski Джеймс Уинсло Найджел Мур | Ligier JSP 217 | LMP2 | 78 | 3’34.987 | 15.547 | 0.665 | 228.220 | |
28 | 50 | Эрвин Крид Романо Риччи Ник Булле | Ligier JSP 217 | LMP2 | 76 | 3’35.457 | 16.017 | 0.470 | 227.722 | |
29 | 63 | Ян Магнуссен Антонио Гарсия Майк Роккенфеллер | Chevrolet Corvette C7R | LMGTE PRO | 91 | 3’54.001 | 34.561 | 18.544 | 209.676 | |
30 | 67 | Энди Приоль Харри Тикнелл Джонатан Бомарито | Ford GT | LMGTE PRO | 90 | 3’54.032 | 34.592 | 0.031 | 209.648 | |
31 | 64 | Оливер Гэвин Томми Милнер Марсель Фесслер | Chevrolet Corvette C7R | LMGTE PRO | 75 | 3’54.036 | 34.596 | 0.004 | 209.644 | |
32 | 71 | Давиде Ригон Сэм Берд Мигель Молина | Ferrari 488 GTE EVO | LMGTE PRO | 61 | 3’54.103 | 34.663 | 0.067 | 209.584 | |
33 | 93 | Патрик Пиле Эрл Бамбер Ник Тэнди | Porsche 911 RSR | LMGTE PRO | 87 | 3’54.233 | 34.793 | 0.130 | 209.468 | |
34 | 91 | Джанмария Бруни Рихард Лиц Фредерик Маковецки | Porsche 911 RSR | LMGTE PRO | 75 | 3’54.279 | 34.839 | 0.046 | 209.427 | |
35 | 66 | Штефан Мюкке Оливье Пла Билли Джонсон | Ford GT | LMGTE PRO | 72 | 3’54.460 | 35.020 | 0.181 | 209.265 | |
36 | 51 | Алессандро Пьергвиди Джеймс Каладо Даниэль Серра | Ferrari 488 GTE EVO | LMGTE PRO | 78 | 3’54.497 | 35.057 | 0.037 | 209.232 | |
37 | 97 | Алекс Линн Максим Мартен Джонатан Адам | Aston Martin Vantage AMR | LMGTE PRO | 97 | 3’54.583 | 35.143 | 0.086 | 209.155 | |
38 | 69 | Райан Бриско Ричард Уэстбрук Скотт Диксон | Ford GT | LMGTE PRO | 72 | 3’54.718 | 35.278 | 0.135 | 209.035 | |
39 | 68 | Джой Хенд Дирк Мюллер Себастьен Бурдэ | Ford GT | LMGTE PRO | 50 | 3’54.784 | 35.344 | 0.066 | 208.976 | |
40 | 94 | Свен Мюллер Матье Жамине Деннис Олсен | Porsche 911 RSR | LMGTE PRO | 74 | 3’54.996 | 35.556 | 0.212 | 208.788 | |
41 | 92 | Микаэль Кристенсен Кевин Эстре Лоренс Вантхор | Porsche 911 RSR | LMGTE PRO | 78 | 3’55.156 | 35.716 | 0.160 | 208.646 | |
42 | 95 | Марко Сёренсен Ники Тим Даррен Тернер | Aston Martin Vantage AMR | LMGTE PRO | 50 | 3’55.237 | 35.797 | 0.081 | 208.574 | |
43 | 89 | Пипо Дерани Оливер Джарвис Жюль Гунон | Ferrari 488 GTE EVO | LMGTE PRO | 44 | 3’55.298 | 35.858 | 0.061 | 208.520 | |
44 | 81 | Ники Катсбург Мартин Томчик Филипп Энг | BMW M8 GTE | LMGTE PRO | 84 | 3’56.415 | 36.975 | 1.117 | 207.535 | |
45 | 82 | Аугусту Фарфус Антониу Феликс да Кошта Йессе Крон | BMW M8 GTE | LMGTE PRO | 78 | 3’56.742 | 37.302 | 0.327 | 207.248 | |
46 | 62 | Купер Макнил Тони Виландер Роберт Смит | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 53 | 3’56.862 | 37.422 | 0.120 | 207.143 | |
47 | 61 | Луис Перес-Компанк Мэтт Гриффин Маттео Крессони | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 91 | 3’56.923 | 37.483 | 0.061 | 207.090 | |
48 | 54 | Томас Флор Франческо Кастеллаччи Джанкарло Физикелла | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 77 | 3’56.935 | 37.495 | 0.012 | 207.079 | |
49 | 57 | Takeshi Kimura Кей Коццолино Коме Ледогар | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 91 | 3’57.335 | 37.895 | 0.400 | 206.730 | |
50 | 60 | Клаудио Скьявони Андреа Пиччини Серджио Пьянеццола | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 73 | 3’57.733 | 38.293 | 0.398 | 206.384 | |
51 | 86 | Майкл Уэйнрайт Бен Баркер Томас Прайнинг | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 77 | 3’57.749 | 38.309 | 0.016 | 206.370 | |
52 | 77 | Мэтт Кэмпбелл Кристиан Рид Юлиен Жюльен | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 76 | 3’57.781 | 38.341 | 0.032 | 206.342 | |
53 | 70 | Мотоаки Ишикава Оливье Беретта Эдди Чивер III | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 87 | 3’58.048 | 38.608 | 0.267 | 206.111 | |
54 | 83 | Manuela Gostner Рахель Фрей Michelle Gatting | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 81 | 3’58.262 | 38.822 | 0.214 | 205.926 | |
55 | 98 | Пол Далла-Лана Педро Лами Матиас Лауда | Aston Martin Vantage | LMGTE AM | 97 | 3’58.292 | 38.852 | 0.030 | 205.900 | |
56 | 78 | Лоуис Претте Филипп Притти Винсан Абриль | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 79 | 3’58.524 | 39.084 | 0.232 | 205.700 | |
57 | 90 | Салих Йолук Юэн Хэнки Чарльз Иствуд | Aston Martin Vantage | LMGTE AM | 78 | 3’58.843 | 39.403 | 0.319 | 205.425 | |
58 | 84 | Джефф Сигал Родриго Батиста Вей Лу | Ferrari 488 GTE | LMGTE AM | 66 | 3’58.855 | 39.415 | 0.012 | 205.415 | |
59 | 88 | Сатоши Хошино Джорджо Рода Маттео Кайроли | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 73 | 3’58.866 | 39.426 | 0.011 | 205.405 | |
60 | 56 | Йорг Бергмайстер Патрик Линдси Эджидио Перфетти | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 47 | 3’59.418 | 39.978 | 0.552 | 204.931 | |
61 | 85 | Бен Китинг Йерун Блекемолен Фелипе Фрага | Ford GT | LMGTE AM | 66 | 3’59.725 | 40.285 | 0.307 | 204.669 | |
62 | 99 | Трейси Крон Ник Йонссон Патрик Лонг | Porsche 911 RSR | LMGTE AM | 67 | 3’59.774 | 40.334 | 0.049 | 204.627 |
ru.motorsport.com
Концепция гонок в Ле-Мане предельно проста: команды из трех водителей, которые сменяют друг друга, пытаются набрать наибольшее количество кругов на одном автомобиле за 24 часа. В результате получается одна из самых сложных гонок в мире. Представь, что ты с двумя друзьями садишься в машину в 15:00 в Новосибирске и несешься до Москвы на скоростях, измеряемых трехзначными числами, а потом разворачиваешься и несешься назад, чтобы оказаться в Екатеринбурге до 15:00 следующего дня. Твои нервы будут на пределе. В голове будет туман от недосыпа. По твоим венам будет циркулировать столько адреналина, что твое сердце может не выдержать. Добро пожаловать в Ле-Ман.
«Гонщикам приходится мобилизовать все силы: им необходимо умение водить ночью, в условиях нехватки сна и отменное знание устройства автомобиля, – говорит автор книги «Лети быстрее дьявола: Ford, Ferrari и их битва за скорость и триумф на гонках в Ле-Мане» Эй Джи Бейми. – Команды тренируются почти круглый год, чтобы принять участие в одном 24-часовом заезде. Одна ошибка, и все может быть потеряно».
92-ая по счету гонка начнется 13 июня.
Гонки в Ле-Мане начинались как тестирование способностей автомобиля, который в начале 20 века еще был технической диковинкой. Западный автоспортивный клуб Франции счел, что если гонка будет продолжаться 24 часа, это поможет выявить, какие технологии будут хорошо работать в автомобилях, а какие нет. Первая гонка состоялась в 1923 году, и в ней участвовали 33 автомобиля 17 производителей, включая Bentley и Bugatti. До финиша добрались все, кроме трех. Победила французская команда, состоявшая из Андрэ Легаша и Рене Леонарда. Они показали среднюю скорость в 91 км/ч. После Первой мировой гонка в Ле-Мане стала местом сражения стран, а не просто производителей авто.
Гонка проводится на трассе «Сарта» длиной 13629 м. Она проходит по дорогам общего пользования на окраине города и в сельской местности. С ростом мощности автомобилей трассу усложняли 12 раз, чтобы не давать им выходить на небезопасные для зрителей скорости.
В гонке участвуют машины двух типов: тюнингованные спортивные модели и уникальные прототипы с одним сиденьем. «Эти прототипы, возможно, являются самыми высокотехнологичными гоночными автомобилями в мире», – говорит автор книги «Искусство создания автомобиля для гонки в Ле-Мане: 90 лет скорости» Стюарт Кодлинг. Производители экспериментируют с системами, которые сохраняют и перераспределяют энергию, и другими способами добиться максимальной эффективности расхода топлива, чтобы сократить число пит-стопов. Гонка недешевая, но точные расходы не раскрываются. По словам Кодлинга, бюджет команды составляет около $100 млн. Цель оправдает средства: победа равносильна инженерному превосходству. Porsche побеждала 16 раз, Audi – 13, Ferrari – девять.
Самая высокая средняя скорость, показанная на трассе, – 244,5 км/ч. Поставленный в 2010 году рекорд принадлежит французу Лоику Дювалю. Самый быстрый круг – другой француз, Роже Дорши, в 1988 году на одном участке разогнался до 401,8 км/ч. Рекорд дистанции в течение 39 лет принадлежал команде из двух пилотов – Гельмута Марко и Гиса ван Леннепа – 5292,6 км. Но в 2010 году команда Audi с пилотами Тимо Бернхардом, Роменом Дюма и Майком Роккенфеллером установила новый рекорд в 5367,4 км. Среди других рекордсменов – старейший пилот Джек Гербер (ЮАР) шестидесяти восьми лет, и самый молодой – шестнадцатилетний американец Мэтт Макмурри. Также, датчанин Том Кристенсен – обладатель самого большего количества наград в Ле-Мане: девяти, включая шесть, полученных подряд с 2000 по 2005 год.
mhealth.ru
24 часа Ле-Мана – старейшая и самая престижная на планете автогонка на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 г. недалеко от города Ле-Ман во Франции.
Бытует мнение, что если «Формула-1» служит лицом автоспорта, то 24 часа Ле-Мана — его сердце. Гонку также часто называют «Гран-при выносливости и экономичности». Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки.
Собственно, и начиналось все как разработанная специально для ведущих производителей ежегодная диспансеризация. Если у коллег, соседей и конкурентов в чести была исключительно скорость, то во французском Ле-Мане ценилось умение распределить эту скорость – и собственные силы – на сутки. Фаворитами гонки считались не самые быстрые, но самые надежные машины с оптимальным расходом топлива. Так что успехи в Ле-Мане весьма наглядно влияли на интерес обывателей к автомобильным маркам.
Организатором соревнования выступает Западный автоспортивный клуб Франции (ACO). Гонка проходит одновременно среди всех участников, которые разделены на четыре класса. Прототипы Ле-Мана — верхние классы LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. С 2011 года также участвуют два класса Гран-Туризмо (GT) на базе серийных автомобилей — GT Endurance Pro и GT Endurance AM. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно. Машины класса LMP1 имеют больше шансов на победу, однако представителям более слабых классов случалось побеждать благодаря высокой надёжности.
Обычное число участников гонки — около 50. Гонка проводится на трассе «Сарта», проложенной частично по дорогам общего пользования, которые закрываются на время гонки, частично по специально построенным участкам. В 1923 году, когда гонка взяла старт в первый раз, длина ее круга составляла больше 17 километров, но в результате серии модификаций (предпринятых, главным образом, из соображений безопасности), она сократилась до 13,63 км. Длинная прямая Мульсанн — безусловно, самый известный участок трассы, скорость отдельных машин на котором развивалась в 1980-х до 400 км/ч и выше, однако в 1990 году пыл самых шустрых остудили дополнительными поворотами.
Проблема безопасности стоит перед организаторами 24 часов Ле-Мана острее, чем перед другими. Знаменитая трасса унесла жизни 21 гонщика. Именно здесь случилась крупнейшая авария в истории автоспорта: в 1955 году «Мерседес» француза Пьера Левежа врезался в трибуну, засыпал ее горящими обломками и устроил пожар. Гонщик и 82 зрителя погибли, кольцевые автогонки оказались вне закона в Швейцарии аж до 2007 года, а «Мерседес» на 30 с лишним лет ушел из гоночного бизнеса.Симптоматично, что тот же Левеж двумя годами ранее заснул за рулем на 23-м часу гонки, чем инициировал появление правила, по которому каждая машина заявляла двух пилотов. К концу 80-х их количество увеличили до трех, а непрерывное время вождения одним гонщиком, напротив, сократили до четырех часов.
Гонка в Ле-Мане имеет собственные традиции. Одна из самых давних — размахивать французским триколором в качестве сигнала к началу гонки. Сейчас в это время над гоночной трассой пролетают истребители, рисуя дымом флаг Франции. После окончания гонки принято размахивать флагами безопасности в честь победителя.
В течение многих десятилетий действовало правило, по которому экипаж был обязан проехать в гонке не менее часа, прежде чем ему позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями, за исключением топлива. Это было попыткой ACO повысить экономичность и надёжность. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались.
Еще одно уникальное правило Ле-Мана — требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Это требование основывается не только на соображениях пожаробезопасности, но и способствует повышению надёжности автомобиля. Таким образом проверяется способность многократно запускать двигатель во время гонки. Другая часть этого правила — механикам не позволяют работать с автомобилем или менять комплект шин, пока происходит заправка топливом. Командам приходится искать инновационные пути для сокращения времени этих длительных остановок. В качестве исключения из этого правила замена пилотов в течение дозаправки разрешается.Именно на гонке «24 часа Ле-Мана» было положено начало такой традиции, как душ из шампанского. В 1967 году победителями гонки стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Пилоты поднялись на подиум, им вручили большую бутылку шампанского. Рядом с подиумом они заметили президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жён и нескольких журналистов, которые пророчили провал выдающегося дуэта. Генри встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив таким образом традицию празднования победы, которая уже 50 лет поддерживается во всём мире.
О Ле-Мане снимались фильмы, рисовались комиксы и сочинялись видеоигры. Вокруг гонки 1964 года построен сюжет удостоенной Оскара кинокартины «Мужчина и женщина». В 1971 году на экраны вышел популярный фильм о гонке под незатейливым названием «Ле-Ман», в котором Стив Маккуин сыграл гонщика Майкла Дилэйни, выступавшего в 1970 году за команду «Gulf Porsche».
Автомобили, принимающие участие в гонках на выносливость — отточенные инструменты достижения спортивных побед. Но не все зависит от создателей машины. Не менее важны характеристики моторного и трансмиссионного масла. Ведь по сути масло тоже является частью мотора, и для гонки на выносливость очень важно соблюсти баланс между мощностью и ресурсом двигателя. Специалистам Gulf это прекрасно удается. Гоночные масла Gulf не раз являлись победителями в соревнованиях, трижды поднимались на первую ступень пьедестала вместе со знаменитыми командами и гонщиками. Gulf в фильме о Ле-Мане со Стивом Маккуином в главной роли стал символом качества, выносливости и страсти в автоспорте.gulflubricants.ru