Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.
Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.
Серийно производился с 1975 по 1989 год на Луцком автомобильном заводе.
На базе ТПК были созданы гражданские автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М,ЛуАЗ-1302 и их модификации.
Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.
В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.
Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.
Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая конструкцию системы принудительного воздушного охлаждения при помощи расположенного в развале блока отсосного вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди и лучше снабжался свежим забортным воздухом, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).
Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В окончательном виде автомобиль производится в Луцке; до этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.
xn--80aafe9bhdrpm.com
Ещё в 1962 году был рекомендован к серийному производству небольшой полноприводный военный автомобиль — транспортёр переднего края, имеющий возможность плавать за счёт вращения колёс в воде. Позже он получил название ЛуАЗ-967. В плане хрущёвской конверсии решили на его базе выпускать гражданский грузопассажирский автомобиль для села. С
Одним из разработчиков нового автомобиля был Борис Фиттерман.
Только благодаря его вмешательству технические условия для нового авто были согласованы во всех союзных
ведомствах. Серийному производству луцких автомобилей дали «зеленый свет». Выпуск новинки под именем ЗАЗ-969В
(в честь конструкторов) стартовал в 1966 году с первой партии из 50 штук. За 5 лет было сделано 7438 экземпляров.
Эксплуатировался автомобиль как государственными организациями, так и «частниками», однако
его проходимость для сельских грунтовых дорог оказалась недостаточной. Постепенно на смену, с 1968 по 1971г, пришёл
ЗАЗ-969 с подключаемым при необходимости приводом на задние колёса. Хотя основным приводом всё равно остался передний,
а внешность совершенно не изменилась. Теперь стало явно нехватать мощности в 30 л.с. В 1975г был освоен ЛуАЗ-969А
(уже по названию завода) с конструктивно схожим сорокасильным двигателем (тоже от Запорожца) и запасным колесом,
перенесённым на задний борт. В задней части тента появились ещё 2 боковых окна. В 1979-м стартовал ЛуАЗ-969М со
слегка более комфортабельным кузовом. Впрочем, движок-«тридцатку» иногда ставили и на него вплоть до 1990г.
(«сороковки» не успевал делать Мелитопольский завод).
Мнение потребителей о машине было разное. Одни отмечали хорошую её приспособленность к сельским условиям и высокую проходимость (в полноприводном варианте) , другие — большую трудоёмкость техобслуживания и низкое качество изготовления. Последний потомок ЗАЗ-969В под названием ЛуАЗ-1302, уже с двигателем водяного охлаждения от «Таврии», выехал из ворот завода в 2001г. Сейчас в Луцке только собирают автомобили из машинокомплектов, в частности ВАЗы разных моделей.
Грузопассажирский автомобиль, выпускается Луцким автомобильным заводом с 1990 г. Кузов — металлический, открытый, четырехместный, двухдверный, с откидывающимся задним бортом, снабжен съемным тентом с каркасом безопасности. Передние сиденья — раздельные, регулируемые в продольном направлении, спинки имеют регулировку наклона и откидываются назад. Два задних сиденья — одноместные, откидные, складывающиеся над колесными нишами.
Грузопассажирские автомобили, к которым относился и ЛуАЗ, обязательно должны были иметь сзади удобную погрузочную площадку. Поэтому компактный силовой агрегат Запорожского автозавода, состоящий из собственно двигателя, КПП и главной передачи, пришлось разместить спереди. Привод на задние колеса, понижающая передача и блокировка заднего дифференциала включались по желанию водителя. Коробка передач жестко соединялась с редуктором заднего моста трубой, внутри которой вращался приводной вал. Такая схема позволяла применить редкое техническое решение: исключить карданные шарниры из привода от КПП к заднему редуктору главной передачи. Качание полуосей (ход колес ограничивался десятью сантиметрами) осуществлялось за счет карданных шарниров со стороны колесных редукторов и скользящих сухарей со стороны дифференциалов (схема, прекрасно знакомая по «классическим» «Запорожцам»). Отсутствие традиционного для большинства джипов громоздкого заднего моста и заключенный в жесткую трубу приводной вал значительно повышали проходимость автомобиля. При этом «спартанское» оборудование и полунесущая конструкция кузова с интегрированными в днище элементами рамы делали луцкий джип достаточно легким, что также способствовало улучшению проходимости.
Шасси ЛуАЗов представляло собой оригинальную, надежную и работоспособную конструкцию, не лишенную недостатков, но имеющую и многочисленные достоинства. Поэтому в ходе модернизации о принципиальном изменении шасси речь не шла, а самым уязвимым местом ЛуАЗ-969 оставался маломощный двигатель. Количество лошадиных сил увеличивалось по мере совершенствования мелитопольских моторов (в первую очередь, ориентированных на ЗАЗ): в итоге к середине 70-х луцкие микроджипы оснастили 40-сильным
В модернизированном ЛуАЗе существенной доработке подвергся кузов. Полностью изменилось оформление передка, капот получил крепление на передних петлях, как на «Жигулях» и «Москвичах» того времени. Была модернизирована светотехника, на заднем борту появились фонари заднего хода и освещение номерного знака. Цельноштампованная рама ветрового стекла получила «радиусную» верхнюю часть (для лучшего стока воды). Съемные верхние части дверей стали металлическими, что позволило установить на них полноценные окна с форточками. Все изменения в интерьере автомобиля были направлены на обеспечение комфорта и безопасности. Появилась новая, травмобезопасная панель приборов, «штатные » ремни безопасности, энергоемкая рулевая колонка, снабженная противоугонным блокиратором (как на ЗАЗе и ВАЗах). Дуги, ранее лишь поддерживающие съемный тент, были усилены они взяли на себя функцию дуг безопасности на случай опрокидывания. Важный момент появление шумопоглощающих панелей и звукоизоляции, улучшенная герметизация тента.
Еще до начала серийного производства ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы по итогам международного салона в Турине (Италия, 1978 год), а годом позже на выставке в Ческе Будеёвице (Чехия) получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. Серийное производство модернизированного ЛуАЗа началось в мае 1979 года, и именно этой модификации «лунохода» 22 сентября 1982 года выпала честь стать стотысячным автомобилем, сошедшим с конвейера Луцкого автозавода.
ЛуАЗ 969 технические характеристики | |
Годы производства | 1979-1992 гг. |
Тип кузова | 3-х дв.фаэтон, 2-4 мест.универсал |
Класс | Внедорожник |
Марка двигателя | МеМЗ-245 карбюраторный |
Рабочий объем ИМЗ-М72/МД-65 | 1198 см 3 |
Мощность | 53 л.с. 39 кВт при 5300-5500 об/мин |
Трансмиссия | МКПП 4-х ступенчатая |
Длина/Ширина/Высота | 3385/1560/1770 мм. |
Клиренс | 280 мм. |
Колесная база | 1800 мм. |
Колея передних/задних колёс | 1325/1320 мм. |
Масса | 960-1360 кг. |
Максимальная скорость | 85км/ч. |
Грузоподъёмность | 400 кг. |
Расход топлива | 10 л. на 100 км. |
dar-web.ru
В начале 50-х годов в военном ведомстве СССР родилась идея создания простейшего транспортного средства для доставки боеприпасов и перевозки раненых в боевых условиях. Основным катализатором возникновения идеи стал опыт Корейской войны. Применявшиеся в ходе конфликта полноразмерные автомобили не смогли полноценно выполнять такие задачи.
В качестве силового агрегата заказчики предлагали 23-сильный двигатель мотоцикла М-72. Такое пожелание было высказано с целью максимальной унификации техники. Первоначально заказ на разработку поступил в конструкторское бюро Ирбитского мотоциклетного завода. После черновой проработки и анализа проекта ИМЗ был вынужден отказаться от заказа. Дальнейшие работы стал вести НАМИ при содействии специалистов ИМЗ. Автомобиль получил рабочее название ТПК (транспортер переднего края).
Первый проект будущего военного автомобиля ЛуАЗ разработал Ю. Долматовский. Однако его работа сильно отличалась от технического задания и была отклонена заказчиком. Но благодаря этому проекту задание было доработано и конкретизировано по целому ряду пунктов.
Второй проект разрабатывал известный конструктор Б. Фиттерман. Его машина, в отличие от первого проекта, имела переднее расположение силового агрегата. Изначально в конструкцию машины был заложен принцип полного привода, что потребовало создания новой трансмиссии. Для обеспечения низкой высоты машины подвеска колес делалась независимой на торсионах.
Поскольку заказчик требовал обеспечить размещение водителя и двух лежачих раненых в салоне жестко ограниченного размера, то место водителя расположили по оси машины. На местах для раненых имелись откидные скамейки для сидячих пассажиров. Еще одним оригинальным решением стала складная рулевая колонка, позволявшая управлять машиной из лежачего положения. Такое решение было продиктовано требованием заказчика обеспечить минимальную высоту машины. В конце 1956 года именно такой нестандартный проект будущего ТПК ЛуАЗ-967 (LuAZ 967) был утвержден военным ведомством.
Первый прототип машины с мотоциклетным мотором был построен в 1957 году, после чего в НАМИ продолжились работы над усовершенствованием проекта. Именно в ходе этих доработок будущий ЛуАЗ-967М получил знаменитые колесные редукторы, позволившие увеличить дорожный просвет до 262 мм.
Доработанный прототип под обозначением НАМИ 032 прошел очередной цикл испытаний, по результатам которых был забракован. Теперь заказчика не устроило его же требование – двигатель М 72. Критике подверглись недостаточная мощность, неспособность машины к преодолению водных преград и превышение веса конструкции.
ЛуАЗ-967М спасло создание «Запорожца» с его V-образным двигателем воздушного охлаждения. Уже в 1961 году строится второй модернизированный прототип с мотоциклетным мотором М 72, но конструктивно машина могла быть оснащена двигателем нового типа.
Через год опытный образец был передан на завод «Коммунар» для проведения работ по интеграции нового «сердца». Многие конструкторы заводов ИМЗ и НАМИ перешли в новое бюро в Запорожье.
На новом месте была создана окончательная концепция транспортера переднего края ЛуАЗ-967М. В качестве силового агрегата применили 27-сильный мотор МеМЗ 966. Изменился принцип трансмиссии – передние колеса получили неотключаемый привод, а задние подключались водителем по мере необходимости.
Привод заднего моста был выполнен по уникальной схеме – коробка и мост соединялись стальной пустотелой трубой в жесткую конструкцию. Внутри трубы проходил приводной вал. Полуоси обладали свободой относительно картера заднего моста благодаря карданным шарнирам на редукторе и сухарному узлу на дифференциале. Для расширения тягового диапазона в трансмиссию включили понижающую передачу и блокиратор дифференциала заднего моста. Органы управления этими устройствами вывели на место водителя.
На передней части машины имелась лебедка с приводом от носка коленчатого вала двигателя. Основным предназначением лебедки было подтягивание пластиковых волокуш с ранеными. Волокуши входили в стандартное оснащение машины. Кроме того, в комплект входили металлические трапы для преодоления препятствий. Трапы могли устанавливаться по бортам и исполнять роль защитных экранов.
Все рычаги управления автомобилем находились на полу кузова между ногами водителя. За рулевым колесом находился типовой щиток приборов от грузовиков. На щитке по центру имелся спидометр, слева от него указатели давления и температуры масла, справа – указатели топлива и зарядки батареи. Кроме того, на щитке имелось несколько контрольных ламп и переключатели. На рулевой колонке стояла фара-искатель и подрулевой переключатель.
Машина в таком виде получила обозначение ЗАЗ-967 и после испытаний была рекомендована к серийному производству. Но завод «Коммунар» не имел возможности развернуть производство еще одной модели, поэтому документацию на машину передали на Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Завод начал осваивать производство ТПК и гражданского внедорожника модели 969В.
Если производство гражданских машин началось уже в 1967 году, то с производством транспортера опять возникли проблемы. Машина была официально принята на вооружение в 1969 году под обозначением ЛуАЗ-967 и предназначалась для поставок в различные рода войск. Но каждый из родов войск выдвигал свои требования и замечания к конструкции, что приводило к постоянным доработкам машины. ЛуАЗ-967 никогда не выпускался серийно, существовали лишь отдельные образцы.
Опыт эксплуатации внедорожников ЛуАЗ-967 из опытных партий показал необходимость применения более мощного двигателя. Положение вновь спас Мелитопольский моторный завод, начавший выпуск 37-сильного мотора МеМЗ 968. Армейский вариант этого мотора под индексом 967 установили на многострадальный транспортёр.
Двигатель МеМЗ 967 отличался от гражданского мотора доработанной системой охлаждения. В нее включили дополнительный радиатор для охлаждения масла с индивидуальным электрическим вентилятором. Осевой вентилятор двигателя не продувал ребра цилиндров, а вытягивал через них воздух и выбрасывал его из моторного отсека. Поскольку армейская машина должна надежно работать в широком диапазоне температур, то двигатель оснастили пусковым устройством 5ПП-40А. Устройство представляло собой шприц, с помощью которого в коллектор впрыскивалась горючая жидкость (сернистый эфир) с низкой температурой испарения.
Опционально машину оснащали воздушным предпусковым подогревателем ШААЗ 967-1015009-01. Конструктивно он представлял собой автономный отопитель от автомобилей ЗАЗ, приспособленный к переноске. В комплекте имелись металлические гофрированные рукава для подачи горячего воздуха к узлам прогреваемого двигателя.
Остальные изменения были малозначительны – несколько изменились элементы внешнего оформления машины, снизилось передаточное число редукторов колес. В 1972 году была собрана первая партия машин для испытаний. По их результатам машину вновь рекомендовали к серийному производству, теперь уже под обозначением ЛуАЗ-967М.
Машина начала сходить с конвейера в 1975 году, т.е. спустя почти 20 лет после оформления первичного технического задания. Выпуск машины осуществлялся исключительно по армейским заказам и продолжался практически до распада СССР. Последние экземпляры собрали в самом конце 80-х годов. Прекращение производства было связано с ухудшением финансирования армии, которая перестала заказывать новые машины. Всего было собрано порядка 20 тысяч ТПК.
На базе машины были созданы несколько модификаций для установки различного вооружения – гранатометов, безоткатных орудий и ракетных установок для поражения наземных и воздушных целей. Такие самоходные установки выпускались ограниченными опытными тиражами.
Параллельно в серию пошла и модернизированная гражданская версия. Машина отличалась простотой конструкции, она продолжает пользоваться популярностью и в наши дни. Широко распространён тюнинг ЛуАЗ-969М. Способы доработок поражают своей широтой – установка двигателей с жидкостным охлаждением, установка цельнометаллических кузовов оригинальной конструкции и многое другое.
Опытной серией был выпущен патрульный вариант машины под обозначением ЛуАЗ-967МП. Транспортер оснащался радиостанцией и местами для экипажа на штатных местах для носилок. Снаружи патрульную версию отличал передний бампер, зеркала заднего вида и тент над пассажирским отделением.
В ходе производства в конструкцию ЛуАЗ-967М вносились разнообразные изменения. В 1978 году машина получила светотехнику с полным соответствием международным стандартам. Такое изменение позволило применять транспортер на дорогах общего пользования. Вместо одиночной фары-искателя на рулевой колонке применили две стационарные — по углам кузова. Заднюю круглую светотехнику заменили прямоугольные комбинированные фонари стандартной модели ФП133, расположенные вертикально.
Вторая крупная доработка была произведена через несколько лет и коснулась вопроса плавучести машины. Из конструкции убрали негерметичный задний борт и установили бытовой насос «Малютка», который откачивал попадающую в корпус воду. Задние фонари ФП133 стали устанавливаться горизонтально.
Третий этап доработки конструкции пришелся на середину 80-х годов. На машине стали ставить немного модернизированный 39-сильный двигатель и улучшили уплотнение узлов машины. В конструкцию вновь ввели оригинальный насос для откачки воды из корпуса.
Вскоре после распада СССР начались продажи армейской техники со складов хранения. В числе этих машин были и машины ТПК. Многие владельцы осуществляют самостоятельную доработку и тюнинг ЛуАЗ-967М.
Основным направлением внешней модернизации являются установка силовых бамперов в передней и задней части кузова, а также установка более крупных колес с внедорожной резиной. Салон машины оснащают более комфортабельными сидениями и дугами для тента. Благодаря тюнингу технические характеристики ЛуАЗ-967 заметно улучшаются. Но особенно ценятся машины в оригинальном состоянии, которые часто становятся украшением любой коллекции автомобилей.
fb.ru
ЛуАЗ-967
Общие данные
Года пр-ва: | с 1961 |
от 887 см³
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 75 |
Другое
Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.
Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также — установки отдельных видов вооружения.
В серийном производстве с 1961 года на Луцком автозаводе.
На базе ТПК были созданы коммерческие автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.
Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.
ЛуАЗ-967М на плаву.
В годы Корейской войны (1949-53 г.г.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый междосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.
ЛуАЗ-967.
Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его участию были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.
Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало введения принудительного воздушного охлаждения при помощи вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).
ЛуАЗ-967.
Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ЛуАЗ-967
Общие данные
Года пр-ва: | с 1961 |
от 887 см³
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 75 |
Другое
Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.
Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также — установки отдельных видов вооружения.
В серийном производстве с 1961 года на Луцком автозаводе.
На базе ТПК были созданы коммерческие автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.
Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.
ЛуАЗ-967М на плаву.
В годы Корейской войны (1949-53 г.г.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый междосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.
ЛуАЗ-967.
Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его участию были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.
Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало введения принудительного воздушного охлаждения при помощи вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).
ЛуАЗ-967.
Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ЛуАЗ-967
Общие данные
от 887 см³
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость: | 75 км/ч |
На рынке
Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.
Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.
В серийном производстве с 1961 года на Луцком автозаводе.
На базе ТПК были созданы гражданские автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.
Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.
ЛуАЗ-967М на плаву.В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.
ЛуАЗ-967.Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его участию были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.
Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало введения принудительного воздушного охлаждения при помощи вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).
ЛуАЗ-967.Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В окончательном виде автомобиль производиться в Луцке; до этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.
16 августа 2011 г. в рамках проекта «Автолегенды СССР» издательства DeAgostini вышел выпуск №66 про ТПК ЛуАЗ-967М, также содержащий модель автомобиля в масштабе 1:43.
dic.academic.ru
Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности. Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.
Серийно производился на Луцком автомобильном заводе примерно с 1965 по 1975 (967, 967А) и с 1975 по 1989 год (967М). Транспортёр, отличающийся малыми габаритами[источник не указан 350 дней], имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.
ЛуАЗ-967М на плаву.В годы Корейской войны (1949—1953) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и других аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка такого автомобиля началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана и Ю. А. Долматовского в составе А. Е. Оксентьевича, В. А. Миронова, Ф. Г. Хайдукова, М. М. Бахмутского, В. Н. Степановой, Н. В. Лагуненок и других специалистов.
Первый опытный образец НАМИ-032Г был собран в конце 1956 или самом начале 1957 года, он имел двухцилиндровый мотоциклетный двигатель М-72 (по другим данным — МД-65, отличавшийся верхним расположением клапанов) производства Ирбитского завода, стальное несущее основание и стеклопластиковый кузов. Подвеска — продольно-рычажная на пластинчатых поперечных торсионах. Трансмиссия обеспечивала постоянный привод на передний мост и возможность подключения заднего, межосевой дифференциал отсутствовал, так как машина предназначалась преимущественно для внедорожной эксплуатации. Для увеличения дорожного просвета и повышения крутящего момента на колёсах были применены закреплённые на концах рычагов подвески колёсные редукторы. Все трансмиссионные агрегаты объединялись друг с другом трансмиссионной трубой в единый герметичный блок, от которого отходили также герметизированные в местах выхода из картеров главных передач полуоси.
Испытания выявили недостаточные мощность и тяговые качества двигателя, а также ряд дефектов в конструкции агрегатов трансмиссии. Кроме того, пластмассовый кузов оказался неприемлемо хрупким, в особенности с учётом возможности десантирования с парашютом.
К 1961 году была разработана техническая документация и собраны прототипы модификаций НАМИ-032С (стеклопластиковый кузов) и НАМИ-032М (цельнометаллический кузов), также с мотоциклетными моторами. На них подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте за счёт замены пластинчатых торсионов более живучими коваными. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с ранеными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше. Впоследствии данное направление работ было передано на Запорожский автомобильный завод («Коммунар»).
К 1965 году запорожскими конструкторами на базе конструкции НАМИ-032М был создан прототип автомобиля-транспортёра ЗАЗ-967. Этот автомобиль всё ещё комплектовался мотоциклетным двигателем, однако в его конструкции была предусмотрена возможность использования двигателя от выпускавшегося в Запорожье микролитражного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», V-образного четырёхцилиндрового с воздушным охлаждением, значительно более мощного, тяговитого и долговечного.
После ряда доработок конструкция была передана для серийного производства на Луцкий автомобильный завод, где производилась под наименованием ЛуАЗ-967.
Параллельно велись работы над гражданскими вездеходами НАМИ-049 «Огонёк», НАМИ-049А «Целина» и ЗАЗ-969, которые вылились в серийный выпуск модели ЛуАЗ-969 (с 1967 года), частично унифицированной с ЛуАЗ-967. скорость на плаву — 3 км/ч.
14 августа 2014 — один вездеход ЛуАЗ-967 был передан батальону патрульной службы милиции особого назначения Миротворец для участия Вооружённом конфликте на востоке Украины.
16 августа 2011 г. в рамках проекта «Автолегенды СССР» издательства DeAgostini вышел выпуск № 66 про ТПК ЛуАЗ-967М, также содержащий модель автомобиля в масштабе 1:43.
wiki.sc