Алексей Стариков, фото автора, Джона ле Бю и Джона Игла
Ситуация с городскими автобусами США и Канады такая же необычная, как и с междугородными. Невзирая на привлекательность огромного рынка на протяжении столетия за редкими исключениями оставался практически закрытым для любых неместных компаний. Да и домашних производителей, учитывая объёмы перевозок, совсем немного – всего шестеро, контролируют 90% рынка.
Это объясняется местным укладом и традициями – обилие частного автотранспорта и разветвлённая сеть магистралей даже в городах не требуют широкого применения общественного транспорта, как в других странах.
Несмотря на отказ от выпуска автобусов три десятилетия назад, эта компания до сих пор остается cамой значимой для отрасли городских перевозок. Автобус серии PD (Old Look), появившийся в 1940 г., революционизировал всю отрасль. Разработанный компанией Yellow Coach, входившей в концерн, он представлял собой первый автобус с алюминиевым кузовом – монококом, облегчавшим конструкцию. Впервые на машинах такого класса был установлен двухтактный дизель собственного производства, пневмоподвеска и гидроавтоматическая трансмиссия. Городской и пригородный, он производился в 8 вариантах по длине (от 7,6 до 12,6 м), вмещал от 27 до 55 сидений и неоднократно модифицировался. Всего было произведено 38 000 таких машин.
Вторая массовая модель концерна появилась в 1959 г. За необычную округлую форму ветровых стекол машину TDH-5301 прозвали Fishbowl («Аквариум»). Интересно, что официально он назывался New Look («Новый взгляд»), а его предшественника тут же неофициально переименовали в «старомодный». По конструкции он наследовал семейные черты, выпускался до 1977 г. не только самим GM, но и другими фирмами по лицензии. Самый массовый автобус США разошелся тиражом 44 000 штук.
Следующая модель появилась в результате открытого всеамериканского конкурса «Трансбус». В ней участвовало несколько фирм, а победил GM с автобусом продвинутого дизайна, получившим официальное название RTS (Rapid Transit System – скоростная городская система). Действительно, аэродинамичный облик автобуса не выглядит старомодным и сегодня, спустя 35 лет после дебюта. Лицензию на его выпуск последовательно приобрели компании Transportation Manufacturing Corporation, NovaBus, Millennium Transit Services, Dupont Industries.Последней городской моделью концерна стала машина с нехитрым именем Classic; такой она была и внешне, и по внутреннему оснащению. Выпускали по лицензии разные американские и канадские фирмы.
Производитель низкопольных городских машин из Калифорнии образован в 1890 г. в Сан-Франциско. Первый автобус на предприятии был собран в 1932 г., до этого производились кузова, грузовики, лодки и пр. В 1957 г. у компании Kenworth было приобретено подразделение Pacific Bus Division.
Двадцать лет спустя Gillig решает расширить программу городских машин, и начинает сотрудничать с компанией Neoplan для разработки автобусов в европейском стиле. В 1980 г. появился знаменитый Phantom, ставший визитной карточкой фирмы на многие годы.
На этих автобусах стали массово внедряться альтернативные источники энергии. В 1992 г. пошли в серию машины на газу, в 1996-м – гибридные. В настоящее время производится городской низкопольный автобус Advantage, примерно по 1200 штук в год.
North American Bus Industries – крупный продуцент городских автобусов из Алабамы. Происхождение связано со знаменитым и у нас «Икарусом», который создал в 1992 г. свой американский филиал.
В 1979-м компания Crown Coach заключила с венгерским производителем соглашение, по которому начала производство модели 286, американизированной версии сочленённого Ikarus 280. Когда в 1985–1986 гг. соглашение закончилось, уже заинтересовавшийся проектом Ikarus заключил следующий контракт с канадским «Орионом», и выпуск продолжили под маркой Orion-Ikarus III. Всего было выпущено 503 автобуса обеих моделей.
Однако к автобусам в части кузовов были претензии от перевозчиков, и тогда венгры обратились на американскую кузовную фирму Union City Body для разработки специальных автобусов для США. В 1989 г. появились модели 416 (американизированная 415) и её сочленённая версия 436.
Тем не менее к 1996 г. Ikarus решил уйти с заокеанского рынка и продал свои акции, в результате чего появилась NABI. Примечательно, что она в свою очередь в 2000 г. вернулась на европейский рынок, купив английский Optare.
В 1997 г. появилась собственная городская модель – низкопольная LFW, дополненная позже моделью Compobus. Название было связано с инновациями – впервые городской автобус получил кузов из композитного пластика, значительно более лёгкий по сравнению со стальным. Кроме того, модель 45C LFW выпускали в нестандартном для городских бусов размере – 45 футов (13,75 м) вместо 40.
В 2003 г. NABI расширила программу покупкой Optima Bus Corporation из Техаса. В результате появилась малая городская серия Opus и экскурсионная реплика American Heritage.
В настоящее время программа NABI включает пригородный автобус 416 на 44 места, низкопольные городские LFW31, LFW35 и LFW40, одиночный Compobus вместимостью 47 пассажиров и сочленённый BRT длиной 18,3 м.
Изначально компания называлась Chance Coach. Она была основана в 1976 г. в г. Уичита (Канзас), и производила небольшие городские автобусы. Изначально специализировавшаяся в основном на троллейбусах, в 2003 г. Optima вошла в состав NABI. Производство под старым именем было перенесено в Алабаму, на завод материнской компании.
В настоящее время программа включает низкопольные городские автобусы Opus длиной 9,15 или 10,5 м с кузовами английского Wright, в том числе гибридные; туристские реплики AH-28, трамваи Sunliner.
Эта компания основана в канадской Манитобе в 1930 г. Джоном Ковалем и в прежние времена называлась Western Auto and Truck Body Works, Western Flyer Coach). Пятеро его сотрудников собрали первый автобус на шасси Chevrolet. Через десять лет были построены первые прогулочные автобусы с открытым верхом. В 1948 г. фирма поменяла своё название на Western Flyer.
В 1954 г. на заводе построили первый троллейбус – 700Е. После ухода с троллейбусного рынка компаний ACF-Brill, Kenworth, Marmon-Herrington, Pullman-Standart, St. Louis Car и TwinCoach «рогатые» стали важным полем деятельности фирмы.
С 1960-х годов New Flyer сфокусировался на производстве городских автобусов. Представленный в 1978 г. городской автобус D901 впервые в США ввёл криволинейную форму ветрового стекла – для лучшей обзорности водителю.
В 1986 г. компанию выкупил Ян ден Оудсен, совладелец фамильной автобусной фирмы Den Oudsen из Нидерландов, поменял название на окончательное и привнёс европейские технологии. Уже в 1988 г. был представлен первый низкопольный автобус, D40LF. А через десять лет единовременный заказ на 6300 машин выдвигает New Flyer в первую шеренгу производителей.
В 2003-м взята новая высота – получен заказ на 213 гибридных автобусов, крупнейший на то время. Кроме того, начиная с 2005 г., New Flyer производит самое большое количество троллейбусов для городов США и Канады; 262 низкопольных машины получает Ванкувер, ещё 38 – Филадельфия. В это же время происходит обновление интерьеров всех типов, а с 2008 г. появляется последнее поколение Xcelsior.
Эта компания из Канады много лет была частью империи GM, собиравшей типовые автобусы марки для местного рынка. В 1987 г. канадский завод достался MCI, но компания продолжала собирать городскую модель Classic до конца века.
В 1993 г. Nova обрела независимость и разработала собственную низкопольную модель LFS, являвшуюся симбиозом моделей RTS и Classic все того же GM. Это упрощалось тем, что год спустя в состав Nova Bus вошла приобретённая у MCI автобусная компания TMC, производившая модель RTS.
В дальнейшем новая модель совершенствовалась по агрегатам и подвергалась внешним изменениям в соответствии с общими тенденциями. Так, исходно смещённая влево по горизонтальной оси трансмиссия уступила место классической средней, а кузовные панели стали изготовлять из многослойного фибергласса (пропитанное и запеченное стекловолокно). В следующие годы эта модель собиралась по заказу разных компаний из США и Канады. Так, в марте 2012 г. Walt Disney Company объявила о закупке партии сочленённых автобусов для калифорнийского Диснейленда.
В 2005 г. Nova выкупила компания Prevost, крупный канадский производитель, который, в свою очередь принадлежит концерну Volvo. В настоящее время программа Nova Bus представляет собой единственную серию LFS в трёх модификациях: городская, пригородная и сочленённая для BRT. Городскую 12,4-метровую модель с 38 местами оснащают двигателем Cummins мощностью 280 л.с. и автоматической трансмиссией Allison. Пригородная в том же кузове, но с одной дверью и 49 мест.
Transportation Manufacturing Corporation создана в 1974 г. как филиал компании MCI, принадлежавшей Greyhound. С 1987 г. началось производство единственной городской модели RTS (Rapid Transit System), выкупленной у GM. В 1994 г. ТМС была продана компании NovaBus, закрывшей её в 2003 г.
Компания была образована в 2003 г., выкупив закрывшийся завод NovaBus в Росвелле (шт. Нью-Мексико) с помощью банков и правительства штата. Там она продолжила производство серии городских/ пригородных машин RTS, разработанных GM, позже выкупленных MCI. В 2005 г. начались поставки по контрактам, одновременно поступил заказ на переоборудование 25 таких автобусов в газовые.
www.gruzovikpress.ru
Аноним
В деревне Сальково
в Ликино-Дулёво
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
fishki.net
Школьный автобус — автобус, предназначенный для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий.
Повозки для централизованной доставки детей к школам известны с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы в квакерской школе на северо-востоке Лондона[1]. Наибольшее распространение школьные омнибусы (так называемые «kid hacks») получили в США, прежде всего в сельской местности.
С появлением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. Вначале они не сильно отличались от своих предшественников: имели брезентовый верх и скамейки вдоль бортов, вход и выход располагался сзади. Но по мере развития техники автобусы совершенствовались, и к 30-м годам XX века приобрели относительно близкую к сегодняшним автобусам конструкцию.
Тогда же встала проблема стандартизации и унификации: разрозненные производители строили автобусы, сильно разнящиеся по качеству и цене, а стандартизация помогла значительно улучшить эту ситуацию. В разработке стандартов участвовали инженеры таких компаний, как Blue Bird, Ford, Chevrolet и DuPont. Результаты этих исследований сформировали современный узнаваемый облик американского школьного автобуса, и оказали влияние на стандарты перевозок детей во многих других странах.
В 2014 году в США началось тестирование школьных автобусов с электрическим двигателем. В ближайшее время будет проходить постепенный переход автопарка учебных заведений на электробусы.
В России до 1999 года не было специальных технических требований к автобусам, предназначенных для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». В 1999 году был принят ГОСТ Р 51160-98[2], но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 года в рамках федеральной программы «Школьный автобус». В настоящее время поставка школьных автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Но специально разработанного автобуса для перевозки детей в России не существует.
Панорамные зеркала
Сигналы остановки
Сигналы остановки
ru-wiki.ru