ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
ГАЗ-14 (ЗМЗ-14) | |
---|---|
Производитель: | ГАЗ, ЗМЗ |
Марка: | ГАЗ-14 (ЗМЗ-14) |
Тип: | бензиновый карбюраторный, четырёхтактный,V8, верхнеклапанный |
Объём: | 5526 см3 |
Максимальная мощность: | 220 л.с., при 4200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 451,1 Н·м, при 2800 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Расход топлива при смешанном цикле: | 24 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 29 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 17,5 — 22 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 100 мм |
Ход поршня: | 88 мм |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
Система питания: | два карбюратора, К-114Б и В |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 «Экстра» |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1580 мм |
Масса: | собственная — 2 605 кг полная — 3 165 кг |
Динамические
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Расход топлива: | 14…29 л /100 км |
Объём бака: | 100 л |
ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.
Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели.
Явная ориентация создателей «Чайки» ГАЗ-13 на переменчивую американскую автомобильную моду середины 1950-х годов сделала её дизайн очень быстро устаревающим. Уже в 1957—1958 модельных годах созданные в рамках того же направления кузова в США были сняты с производства и заменены более сложно и экстравагантно оформленными. В начале же 1960-х по всему миру произошёл ещё более резкий переход к принципиально новому стилю, более строгому и угловатому, вроде того, что впоследствии был использован создателями «Волги» ГАЗ-24.
В результате уже к началу шестидесятых, казалось бы, только что запущенная в производство «Чайка» на фоне большинства иностранных образцов внешне воспринималась устарело. Тем более что разработанная в 1961 году модернизированная версия, оформленная в духе более современных американских автомобилей 1957—1959 модельных годов, в серию так и не пошла. Особенно заметно это становилось на фоне автомобиля более высокого класса ЗИЛ-111, внешность которого была обновлена в 1963 году и более-менее вписывалась в стилистические тенденции начала 60-х.
Начало работы над проектом нового автомобиля большого класса на ГАЗе относится ко второй половине десятилетия, с 1967 года.
В 1968 году уже существовал полноразмерный макет будущей «Чайки» второго поколения, внешность которого явно восходила к некоему обобщённому образу высококлассного американского автомобиля тех лет, при этом не копируя напрямую какую-либо определённую модель или их группу. Проект был утверждён макетной комиссией в 1969 году, после чего приступили к изготовлению прототипов.
К сожалению, в силу целого ряда причин путь новой модели к производству был очень долгим.
Первая серия прототипов была построена на основе шасси ГАЗ-13 (дизайнер — Лев Еремеев). Однако создателей автомобиля не удовлетворили их эстетические и технические качества. Сочетание низкой линии крыши и вынужденно высокого из-за габаритов двигателя капота нарушало визуальные пропорции, а понизившиеся вместе с крышей сидения требовали удлинения колёсной базы для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Требовались более серьёзные изменения компоновки.
В 1971 году был построен ходовой прототип второй серии. Он уже имел изменённое шасси с увеличенной на 200 мм колёсной базой и более низкий двигатель. Внешний облик автомобиля создавал Станислав Волков, выпускник художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, впоследствии работавший над дизайном семейства «ГАЗель».
Впоследствии, вплоть до середины 1970-х годов, было построено ещё несколько прототипов. Они имели различные варианты оформления, постепенно приближаясь к тому, которое было впоследствии выбрано для серийной модели.
В 1975 году предсерийные экземпляры прошли испытания в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и экстремальных, на дорогах Крыма и Кавказа, а в следующем, 1976 году, после устранения выявленных недостатков, по тому же маршруту проходили уже государственные приёмочные испытания, в результате которых автомобиль окончательно был рекомендован к производству.
В 1977 году была выпущена первая промышленная партия, но самую первую машину вишнёвого цвета собрали в качестве «трудового подарка» ещё в конце 1976, по случаю дня рождения Л. И. Брежнева (отмечался 19 декабря).
Таким образом, между началом работ по новой «Чайке» и стартом её серийного производства прошло более десяти лет.
Тем не менее, даже на момент начала своего выпуска автомобиль выглядел в рамках своего стилистического направления вполне современным, чем он был обязан затяжному кризису американского автопрома 1970-х годов, когда обновление модельных рядов замедлилось во много раз, а развитие дизайна вообще практически остановилось.
Более того, в США приблизительно сравнимые по классу с «Чайкой» рамные «полноразмерные» автомобили выпускались в имевших аналогичное оформление кузовах до конца восьмидесятых — середины девяностых годов, в частности: «Кадиллак Флитвуд» и «Кадиллак Брогэм» — до 1992, «Линкольн Таункар» — до 1989, «Олдсмобиль 88» — до 1985, «Шевроле Каприс» — до 1990, «Форд ЛТД Краун Виктория» и «Меркурий Гранд Маркис» — до 1991. Впоследствии большинство из упомянутых выше моделей были подвергнуты рестайлингу, заключавшемуся преимущественно в замене кузова на более современный и аэродинамичный, и выпускались: компанией «Дженерал Моторс» — до второй половины девяностых годов, «Форд Мотор» — производятся до настоящего времени, хотя и в значительно модернизированном виде.
С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и по сути «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса.
По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях.
Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели, но при этом колёсная база была удлинена на 200 мм для компенсации уменьшения высоты автомобиля и менее вертикальной посадки водителя и пассажиров, составляя теперь 3450 мм. Соответственно увеличилась и общая длина автомобиля.
Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, но за счёт изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику — на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость. Также, по некоторым непроверенным данным, для понижения линии капота был немного увеличен развал блока цилиндров. Для снижения шумности системы газораспределения, уменьшения объёма технического обслуживания и повышения устойчивости работы двигателя толкатели клапанов были сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний, что уменьшило уровень вибраций. Появилась более надёжная и обеспечивающая большую стабильность работы двигателя на высоких оборотах электронная система зажигания, причём для обеспечения максимальной надёжности её элементы дублировались.
Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы АКПП — если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага.
Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана — вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры (сайлент-блоки). Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Всё это позволило улучшить комфортабельность автомобиля, повысить его ходовые качества.
Тормоза также были модернизированы и вполне соответствовали требованиям тех лет. Впереди появились массивные вентилируемые дисковые механизмы. Тормозная система имела два контура, причём каждый из них действовал на два передних и одно заднее колесо, и в каждом имелся свой гидровакуумный усилитель, помимо которых использовался один центральный вакуумный усилитель (каскадная схема). На ГАЗ 14 применили дисковые тормоза с внутренней вентиляцией и двумя ступенями усиления английской фирмы «Гирлинг». Усилителей три: один вакуумный, два других — гидровакуумные. Тормозная система дублируется — имеются два независимо действующих контура.
Стояночный тормоз был перенесён с выходного вала коробки передач на задние колёса, и привод его обеспечивался теперь не рычагом под панелью приборов, а специальной ножной педалькой.
В чём новая модель представляла собой настоящий прорыв — так это в уровне оснащённости салона и использовании всевозможных сервоприводов.
Автомобиль был весьма обильно снабжён различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении, электростеклоподъёмники, так же автомобиль оснащался стереофоническим радиоприёмником высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма» (Рижский радиозавод), в левом подлокотнике заднего дивана установлен пульт дистанционного управления радиоприёмником, который имел приоритентое право включения. Центральный замок, четыре пепельницы. Некоторые автомобили имели встроенный радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
Гнутые атермальные боковые стёкла с лёгкой сине-зелёной тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.
Всего в автомобиле было 17 электродвигателей различной мощности.
Акустический комфорт благодаря мощной шумоизоляции и специальной настройке агрегатов также был «на уровне» — по данным прессы тех лет, при равномерном движении уровень шума в салоне не превышал 73 дБ.
Большое внимание было уделено безопасности. В автомобиле имелись трёхточечные ремни безопасности, силовые пояса в дверях, мягкая обивка интерьера, задние противотуманные фонари, и другие элементы пассивной и активной безопасности.
Новые конструктивные решения позволили существенно уменьшить объём технического обслуживания и снизить его трудоёмкость. Это и бесшкворневая подвеска, и гидротолкатели клапанов, и электронное зажигание, и многие другие узлы и агрегаты, не требовавшие регулировки и обслуживания в процессе нормальной эксплуатации. Так, общее число смазочных операций на 1000 км сократилось по сравнению с ГАЗ-13 в 6 раз.
В 1977 году был развёрнут серийный выпуск автомобиля, но, разумеется, ни массовым, ни тем более конвейерным он не был.
Сборка «Чаек» осуществлялась силами находившегося на территории ГАЗа ПАМСа (Производство автомобилей малых серий), бригадным методом, вручную на стапелях. Так собиралось всего около сотни машин в год. Процесс сборки был очень сложен и включал в себя несколько последовательных сборок и разборок автомобиля.
Данные о каждом из участвовавших в сборке специалистов и индивидуальных особенностях автомобиля и отдельных агрегатов вносились в специальный сопроводительный документ. Каждый собранный автомобиль проходил обязательные приёмочные испытания протяжённостью в сотни километров.
Мелкосерийное производство «Чайки» продолжалось в течение 11 лет, до 1988 года. С 1985 года автомобиль получил индекс 1402 и несколько новшевств, в частности сиденья, на которых ранее не регулировался угол наклона спинки, теперь устанавливали от ГАЗ 3102 с более широким диапазоном регулировки поясничного подпора спинки сиденья. Так же была усовершенствована система охлаждения двигателя.
В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачёва[источник не указан 693 дня], причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее (даже оснастка для производства игрушечной масштабной модели автомобиля, также выпускавшейся на ГАЗе).
В результате этого необдуманного, волюнтаристского решения был уничтожен вместе со всем производственным комплексом уникальный автомобиль с высоким техническим уровнем, на тот момент практически не уступавший зарубежным аналогам и имевший большой модернизационный потенциал.[источник не указан 693 дня] В производстве же были оставлены устаревшая уже даже по меркам середины семидесятых годов «Волга» ГАЗ-24 и её модернизированный вариант — ГАЗ-3102.
Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций. Последняя машина была собрана 24 декабря 1988 года и покинула завод в январе 1989. Следующая недособранная машина, уже находившаяся на стапеле, была уничтожена.
В середине девяностых руководство ГАЗа вынашивало планы по возобновлению производства «Чайки». Однако выяснилось, что практически никакой документации или производственной оснастки на заводе не сохранилось, а разработка автомобиля такого класса «с нуля» была заводу не под силу и экономически нецелесообразна.
В 2008 году автомобилю был присвоен статус объекта культурно-технического наследия СССР.
Помимо базового седана ГАЗ-14, заводом выпускалась модификация ГАЗ-14-05 — парадный фаэтон. С 1982 по 1988 год их было выпущено 15 экземпляров, причём самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ».
Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъёмных боковых стёкол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стёкла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он служил лишь для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в чёрный цвет.
«Чайки»-седаны из Горького разбирали и резали, одновременно готовя эскизы универсала. В работе участвовал известный инженер Эйсерт — руководитель группы, создавшей авангардный для своего времени РАФ-2203. Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Поначалу лепили из пластилина высокую крышу, но позже от столь серьёзной переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверью. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики. Остальную начинку автомобили получали уже в Москве. Разумеется, никакой санитарной символики — красных крестов, надписей — на машинах не было.
К концу 1980-х гг. стало очевидно, что советские автомобили высокого класса явно уступают зарубежным аналогам, причем не только в эстетическом смысле, но и технически. Именно с такой мотивацией и началась работа ЗАМСа над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07.
Было проведено небольшое обновление, автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решётку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. В остальном внешний вид лимузина никаких изменений не претерпел.
Однако, в техническом плане новый автомобиль ощутимо превзошел своего предка. На автомобиль установили первую Советскую климатическую установку «Весна». Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объем салона. Кнопочный блок управления с дисплеем позволял задавать различные настройки циркуляции и температуры воздуха в салоне. Имелся так же штатный градусник температуры воздуха за бортом. Была усовершенствована и аудиосистема «Чайки». Теперь стереофонический приёмник Vilma не прятался в боковом бардачке, а был совмещён с радиоприёмником Unitra, выпущенным БРЗ. Кстати, прежний приоритет управления аудиосистемой с заднего сидения был передан водителю. Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой. Компоновка автомобиля не изменилась, но из-за отсутствия заднего кондиционера, огромный багажник «Чайки» удалось увеличить. Но главное новшество коснулось двигателя. Мотор новой «Чайки» доработали, добавили ещё по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 л.с. до 485 л.с.
В паре с двигателем работала новая АКПП, разработанная в МАДИ специально для «Чайки». Был внедрен ручной и принудительный режим повышения и понижения передач. Так как максимальная скорость увеличилась со 175 до 220 км\ч, то двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.
Несмотря на отличные характеристики, автомобиль не пошел в серию, в связи с постановлением М. С. Горбачева о снятии автомобилей «Чайка» с производства.
В целом автомобиль был неприхотлив и ремонтопригоден, на его эксплуатационных характеристиках благотворно сказывалось высокое качество деталей и сборки. Основные нарекания водителей вызывала компоновка рабочего места и нагрев АКПП, который снижал комфорт езды.
Масштабные модели автомобилей ГАЗ-14 выпускались непосредственно самим Горьковским Автозаводом с 1985 по 1988 год. Несмотря на грубоватое исполнение и посредственное качество окраски, модель является желанным раритетом для большинства коллекционеров. Модель повторила судьбу «большого» автомобиля — все пресс-формы и данные были уничтожены.
Кроме самого ГАЗа, в СССР и России модель 14-й «Чайки» больше никем не производилась.
В 2011 году масштабная копия ГАЗ-14 «Чайка» чёрного цвета вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини», а в июле 2012 года модели ГАЗ-14 и ГАЗ-14-05 были изготовлены компанией «Наш автопром».
Так же компанией «Наш автопром» в сентябре 2012 года были выпущены модели ГАЗ-РАФ-3920 белого и чёрного цветов.
Модели универсалов РАФ-3920 и фаэтонов ГАЗ-14-05 выпускаются некоторыми одиночками в ограниченных количествах, с применением горьковской модели «Чайки».
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 сентября 2011. |
dic.academic.ru
ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
ГАЗ-14, 5,5 л, V-8, карбюраторный, 220 л.с.
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Другое
ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988) — второе поколение семейства «Чайка».
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.
Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха—25° после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.
Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.
Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.
ГАЗ-1405
Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.
За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.
Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.
Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.
Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.
Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.
Салон ГАЗ-1405
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один из них, 1981 года выпуска, хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.
Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ГАЗ-13 Чайка, казавшийся на заре своего производства без малого космическим кораблем, к концу 60-х годов заметно устарел. Американские седаны представительского класса, на которые в то время ориентировались в Советском Союзе, сменили вычурные линии и помпезность на лаконичные формы и внешнюю простоту. Соответственно, и советский автомобиль для партийно-номенклатурной элиты должен был эволюционировать похожим образом.
Перед командой дизайнеров и инженеров, которым предстояло работать над ГАЗ-14 Чайка (GAZ-14 Chaika), ставилась конкретная задача: внешность нового автомобиля представительского класса должна была измениться кардинально, а вот платформу и силовые агрегаты от первой Чайки необходимо было сохранить. Благодаря этому разработка и запуск в производство ГАЗ-14 должны были обойтись сравнительно недорого. Да и время, потраченное на создание новой модели, благодаря высокой степени унификации сокращалось весьма заметно.
Запустить ГАЗ-14 в серийное производство спешили еще и потому, что к этому времени на Горьковском автомобильном заводе вовсю трудились над Волгой ГАЗ-24. Если бы «двадцать четвертая» выехала на дороги первой, то получилась бы весьма неприятная ситуация – чиновники среднего звена и простые смертные обзавелись бы новой моделью первыми, в то время как элита страны какое-то время продолжила бы передвигаться на устаревшем ГАЗ-13. Такого, естественно, допустить было нельзя.
Возглавить команду специалистов, которым предстояло работать над внешним видом ГАЗ-14 Чайка, было поручено Льву Еремееву. Выбор был отнюдь не случаен – в свое время именно Еремеев создавал облик первой Волги и ЗИМа. Пытаясь придать автомобилю побольше стремительности, дизайнеры понизили линию капота, однако тут же столкнулись с первыми трудностями. Доставшаяся ГАЗ-14 по наследству X-образная рама не позволяла опустить силовой агрегат до нужного уровня, в результате чего первые прототипы новой Чайки оказались откровенно грузными. Без серьезных изменений в структуре кузова было не обойтись.
Дошло до того, что «заводчане» вынуждены были объявить конкурс, в ходе которого предстояло выбрать оптимальный дизайн для новой модели. К удивлению многих, победу в нем одержали не бывалые дизайнеры, а Станислав Волков, не так давно окончивший художественное училище им. В.И. Мухиной. Благодаря найденным им решениям прототипы второй серии выглядели заметно привлекательнее. К тому же представленные в конце 60-х годов макеты Чайки стилистически хоть и походили на заокеанских одноклассников, но откровенно никого не копировали. Да и выглядел автомобиль очень солидно, что советской номенклатуре точно должно было прийтись по вкусу.
В 1969 году дизайн ГАЗ-14 был окончательно утвержден. Теперь настало время кропотливой работы над доводкой узлов и агрегатов. Причем кроме стендовых испытаний и традиционных заездов на Дмитровском полигоне новой Чайке предстояло прокатиться по всему необъятному СССР. Именно в ходе «натурных» испытаний в разных климатических условиях предстояло отыскать все плюсы и минусы ГАЗ-14. Как итог – к моменту государственной приемки опытные образцы Чайки успели накатать несколько десятков километров не только по магистралям и горным серпантинам, но и по откровенному бездорожью.
В 1975 году предсерийные прототипы успешно прошли приемочные испытания, в ходе которых комиссия отметила высокий комфорт автомобиля и рекомендовала его к серийному производству. На данном этапе особых проблем у «заводчан» не было. Помогло и то, что конструктивно «четырнадцатая» недалеко ушла от ГАЗ-13 Чайка. Полунесущий кузов как и прежде располагался на X-образной раме, а передняя пружинная подвеска хоть и получила шаровые опоры с сайлент-блоками вместо устаревших шкворней и резьбовых втулок, но конструктивно осталась прежней. Глобальных изменений не было и в задней подвеске. Ее всего лишь переработали с учетом особенностей компоновки нового кузова.
А вот двигатель ГАЗ-14 стал мощнее. Еще при создании «первой» Чайки инженеры поняли, что V-образную «восьмерку» можно форсировать без боязни потерять в надежности, чем не преминули воспользоваться при работе над ГАЗ-14. Система питания с двумя карбюраторами и усовершенствованный газораспределительный механизм позволили поднять мощность двигателя Чайки до 220 лошадиных сил.
Параллельно инженеры поколдовали с передаточными числами трехступенчатой автоматической коробки переключения передач. Теперь до ста километров в час ГАЗ-14 разгонялся всего за 15 секунд и мог достигнуть 175 километров в час. Для сравнения: для ГАЗ-13 Чайка эти показатели составляли, соответственно, 20 секунд и 160 километров в час.
Особое внимание же было уделено комфорту пассажиров. Заднее кресло изначально было отформовано для двоих пассажиров, а для сопровождающих их лиц, как и на ГАЗ-13, спереди были предусмотрены небольшие откидывающиеся стульчики. Естественно, что по статусу новой Чайке полагался кондиционер.
Интересная деталь – в жару побаловать себя прохладой могли лишь задние пассажиры. Водитель и передний пассажир при отсутствии специальных воздуховодов в передней части автомобиля вынуждены были довольствоваться лишь тем охлажденным воздухом, что поступал с кормы. Кроме кондиционера ГАЗ-14 Чайка имел на борту рижский приемник, кассетный проигрыватель, средства связи, блокировку замков и механизмы подъема стекол. Немудрено, что для обеспечения энергией всех электронных систем автомобиля понадобился дополнительный аккумулятор.
История ГАЗ-14 Чайка видео:
© rusavtoplus.ru, 2013-2019 | Все права защищены
Метки: GAZ-14 Chaikarusavtoplus.ru
В странные дни мы живем. Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остается неизменным – военные парады в Киеве до сих пор принимают на «Чайках».
В странные дни мы живем. Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остается неизменным – военные парады в Киеве до сих пор принимают на «Чайках». |
Мне не так уж много лет, но я хорошо помню помпезные военные парады советского времени. Проходили они дважды в год – по случаю Дня Победы, 9 мая и очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, то есть 7 ноября. Каждый год мы смотрели по черно-белой «Березке» трансляции этих парадов с Красной площади, и я, совсем маленький мальчик, всегда удивлялся – как четко и плавно передвигаются по брусчатке два серо-стальных кабриолета с высшими военачальниками нашей страны, как точно и синхронно подъезжают они к трибуне, расположенной на мавзолее! Могло ли прийти тогда в голову, что настанет день, когда мне удастся не только прикоснуться к священным машинам, но даже посидеть за рулем одной из них?
Внимательный и исторически «подкованный» читатель, дойдя до этого места, просто обязан воскликнуть: «Ага! Вот вы и попались! На Красной площади военный парад принимали на «ЗИЛах»: сначала на модели 117В, затем – на более современных ЗИЛ-41044. А на ваших фотографиях изображен кабриолет «Чайка», заводской индекс ГАЗ-14-05. Нестыковочка получается!»
Замечание совершенно справедливо и требует некоторых разъяснений. Действительно, для парада на Красной площади завод имени Лихачева специально разрабатывал кабриолеты, которые выпускались буквально в единичных экземплярах. К примеру, автомобилей ЗИЛ-117В было всего три: два основных и запасной. Но в военных округах, резиденции которых часто располагались в областных центрах и столицах союзных республик, парады на таких же машинах проводить не полагалось. Поэтому в конце 70-х (а точнее – в октябре 1978 года, ровно 25 лет назад) было решено создать на базе представительского лимузина «Чайка» ГАЗ-14 специальную версию с открытым верхом, которая как раз и предназначалась для проведения военных парадов в крупных военных округах необъятной тогда родины. И вполне логично, что в Министерстве обороны Украины, куда мы обратились за помощью в проведении столь необычного тест-драйва, нам предложили познакомиться именно с кабриолетом ГАЗ-14-05. Точнее, с двумя – номер 0001 и номер 0002.
Вот он выезжает из гаража и величественно замирает – роскошный шестиметровый серый дредноут, одним своим видом внушающий благоговейное почтение. Машина – полный эксклюзив; Bentley и Rolls-Royce отдыхают! Вдумайтесь – за четыре года производства, с 1985-го по 1989-й, было выпущено всего 15 автомобилей ГАЗ-14-05. Самый первый, опытный экземпляр сейчас хранится в музее Горьковского автозавода; четырнадцать остальных судьба разбросала по всему миру – например, известно, что одну такую машину в свое время подарили Фиделю Кастро. Еще две «Чайки» в 1995 году были обнаружены в Тбилиси и перевезены в Москву для участия в параде ветеранов Великой Отечественной. А еще две несут службу в Киеве.
Собственно говоря, главное отличие кабриолета от «серийной» «Чайки» как раз и заключается в кузове – конструктивно машины почти идентичны. Основной задачей конструкторов во главе с А. Ю. Чистяковым было убрать с седана крышу без неизбежной в подобных случаях потери жесткости. Попытки найти компромисс с заказчиками, например, удалив только часть крыши сзади (что-то вроде ландо), успеха не имели – инженерам возразили, что военачальник, едущий в машине, должен быть виден со всех сторон. Создать открытую конструкцию, аналогичную закрытой по прочности и жесткости, можно было только за счет множества локальных усилений, которые и внесли как в кузов так и в раму автомобиля.
Помимо этого, создатели отказались от откидных задних сидений и вместо сложного, с гидромеханикой тента применили более простой, укрывочный. Он состоял из металлического трубчатого каркаса и надеваемого вручную чехла. По периметру ткань крепилась к кузову кнопками, ремнями и защелками. Тент образовывал крышу над передними сиденьями, а начиная от съемной центральной стойки спускался назад по поясной линии. Таким образом, машина в профиль напоминала пикап. Большего было не нужно – тент предназначался только для профилактических технологических обкаток автомобиля во время хранения.
В остальном же ГАЗ-14-05 почти ничем не отличался от «обычного» седана – та же автоматическая планетарная трехступенчатая КПП, работающая совместно с гидравлическим трансформатором, та же 220-сильная 5,5-литровая V-образная «восьмерка» под капотом. Правда, именно киевские «Чайки» в начале 90-х годов были «перевооружены» – место «родных» «восьмерок» заняли более современные четырехцилиндровые 130-сильные 2,3-литровые двигатели ЗМЗ 4062 от ГАЗ-3110.
Впрочем, если двигатели и коробки седана и кабриолета были идентичными, то мелких конструктивных различий между двумя машинами было великое множество. От ГАЗ-14-05 требовались надежная работа на малых скоростях, возможность плавного, синхронного движения, маневрирование в паре с подобной машиной – короче, своеобразный высший пилотаж. Внезапные остановки и отказы полностью исключались. Поэтому систему питания оснастили электрическим бензонасосом (на автомобилях ГАЗ-14 первых лет выпуска применяли обыкновенный топливный насос диафрагменного типа, а после появления ГАЗ-14-05 электробензонасос стали использовать и на всех остальных «Чайках»), зажигание продублировали, вместо правого вентилятора системы охлаждения применили электровентилятор, убрали за ненадобностью противоугонное устройство.
Еще одним немаловажным условием, которого нужно было придерживаться при проведении военного парада, была исключительная точность выполнения любых маневров. График движения по строго определенному маршруту был заранее расписан посекундно (!), а для его соблюдения на центральную консоль устанавливался авиационный хронометр. Поскольку при этом необходимость в часах отпадала, их место занял тахометр. Во время парада водители ориентировались не на слова, произносимые их орденоносными пассажирами, а исключительно на эти два прибора. Вот почему «Чайки» сходились в нужном месте так синхронно!
Естественно, конструкторы позаботились не только об удобстве водителя, но и о комфорте пассажира – даже несмотря на то, что большую часть поездки он проводил стоя. Сиденья ГАЗ-14-05 обтянуты кожей, пол покрыт мягким ковролином. Рядом со спаренной микрофонной стойкой (она фиксировалась в специальном держателе, установленном в спинку кресла взамен подголовника) находится специальный поручень – чтобы маршалу удобнее было стоять во время движения. В массивные подлокотники задних сидений, помимо традиционных пепельниц, вмонтирован еще и блок управления приемником и магнитофоном – что-то вроде современного пульта ДУ. В список «дополнительного оборудования» входили также две антенны в задних крыльях и два флагштока в передних.
Судьба «Чаек» трагична, как никакого другого транспорта. В 1989 году, в разгар перестройки, было решено лишить руководителей партии и правительства большинства привилегий. Партийным бонзам пришлось пересесть на «Волги», а «Чайки» были списаны «на пенсию». Но кому-то и этого показалось мало. То ли по нелепому, бездумному приказу, то ли по преступной халатности было уничтожено все, что касалось этих автомобилей – не только производственная линия, но и кузовные формы, большая часть технической документации… Столь печального конца не знал, пожалуй, ни один автомобиль за всю историю мирового автопрома.
Но сами машины, к счастью, живы. Впрочем, что говорить – вы и сами можете увидеть их во время очередного военного парада на Крещатике. Улыбнитесь им, помашите рукой – ведь эти автомобили передают вам привет из прошлого…
ГАЗ-14-05 «Чайка» |
|
Владимир Некрасов
Фото Юрия Нестерова
Редакция благодарит пресс-службу Министерства обороны Украины, командование 30-й автомобильной базы Генерального штаба Вооруженных сил Украины, пресс-службу Горьковского автозавода и лично А. Ю. Чистякова за помощь в подготовке материала
Как известно, долгое время военные парады в Советском Союзе принимали верхом. Лишь в мае 1955 года на смену благородным скакунам пришел парадный ЗИС-110Б. Затем «первые автомобили государства» постепенно эволюционировали, а «морально устаревшие» из Москвы отправлялись в менее значимые региональные военные округи. Какие только машины не использовались в союзных республиках! И редкие «Чайки» ГАЗ-13Б с кузовом кабриолет, и уникальные «самоделки» – «нефирменные» парадные «Волги» ГАЗ-24, и даже ЗИМы с открытыми кузовами, специально переделанные на одном из предприятий Министерства обороны (были и заводские ЗИМы-кабриолеты, но только опытные образцы). «Счастливчикам» вроде Киева или Ленинграда доставались относительно свежие «отставники»: ЗИЛ-111В, -111Д и -117В. А во многих округах и столицах на парад выезжали даже на обыкновенных УАЗах.
Фото Укринформ
Интересный факт из биографии нашей героини, точнее, ее предшественницы. В конце 70-х годов в СССР не нашлось новой парадной машины для маршала Гофмана, министра обороны ГДР, одной из стран Варшавского договора (это, кстати, неудивительно, так как в то время даже ракеты обновляли чаще, чем автомобили). Тогда на «ГАЗе» в срочном порядке выполнили уникальный заказ – изготовили 2 парадных автомобиля ГАЗ-13Б. Но поскольку их серийный выпуск начался и закончился где-то в первой половине 60-х годов и такой узел как, например, складной тент с электрогидравлическим приводом было просто негде взять, для воспроизводства этих экземпляров использовали старые-престарые «Чайки» – кабриолеты, обнаруженные в одном из правительственных гаражей в Крыму. Взяв их как основу, специалисты, по сути дела, собрали новые и самые последние ГАЗ-13Б в истории завода. Несколько лет эти машины появлялись на экранах телевизоров в репортажах об очередных торжествах на берлинской Александерплатц.
Фото ГАЗ
«Чтобы развернуть работы в полном объеме и надлежащем темпе, нам пришлось прибегнуть к технической помощи и опыту «ЗИЛа», а также вступить в контакт с самим заказчиком, коим являлось Главное автобронетанковое управление министерства обороны СССР. До сих пор с теплотой вспоминаю людей и в ГАБТУ, и на «ЗИЛе», с которыми довелось общаться. И если с ГАБТУ у «ГАЗа» всегда были хорошие отношения, то в контактах с «ЗИЛом» присутствовала некая напряженность, вызванная творческим соперничеством, особенно обострившимся после появления новой «Чайки». Но и на «ЗИЛе» нас приняли неплохо, соблюдая корпоративную дисциплину и, очевидно, понимая, что у нас слишком разные «весовые категории». Таким образом, это стало своеобразным поворотным пунктом в развитии наших взаимоотношений. Не знаю уж, как там руководство наших заводов, а мы, инженеры, всегда находили с коллегами общий язык.
Чтобы оценить работоспособность и надежность автомобиля в условиях движения в «парадном» режиме, нам довелось принять участие в тренировках штатных ЗИЛов в октябре 1980 года на парадной площадке Ходынского аэродрома и на самой Красной площади. Побывали мы и на автобазе Генштаба Министерства обороны, где в состоянии постоянной готовности хранились все три парадных ЗИЛа. Поговорили с руководством автобазы, с полковником И. А. Поминовым – личным водителем министра обороны во время парадов. Именно он возил нас по Красной площади.
Площадь была пуста, было пасмурно, моросило. Ездили мы с открытым тентом. У микрофонов вместо министра стоял промокший молоденький лейтенант-связист, который на каждой остановке машины произносил условные сочетания чисел, имитирующих парадные приветствия и команды. А когда трехкратный объезд «войск» завершился, полковник с ехидцей обратился к нам: «Вы интересовались, как складывается тент? Минуточку!». Он вышел из машины и нажатием кнопки включил соответствующий механизм. И на меня с прикомандированным военпредом обрушилось около ведра холодной воды, скопившейся в складках тентовой ткани. Этот октябрьский душ запомнился надолго и стоил мне потом недели больничного».
Фото «ГАЗ»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
ГАЗ-14, 5,5 л, V-8, карбюраторный, 220 л.с.
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Другое
ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988) — второе поколение семейства «Чайка».
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.
Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха—25° после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.
Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.
Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.
ГАЗ-1405
Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.
За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.
Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.
Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.
Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.
Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.
Салон ГАЗ-1405
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один из них, 1981 года выпуска, хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.
Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.
Wikimedia Foundation. 2010.
veter.academic.ru
ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
ГАЗ-14, 5,5 л, V-8, карбюраторный, 220 л.с.
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Другое
ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988) — второе поколение семейства «Чайка».
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.
Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха—25° после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.
Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.
Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.
ГАЗ-1405
Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.
За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.
Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.
Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.
Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.
Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.
Салон ГАЗ-1405
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один из них, 1981 года выпуска, хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.
Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.
Wikimedia Foundation. 2010.
biograf.academic.ru
ГАЗ-14 «Чайка»
Общие данные
ГАЗ-14, 5,5 л, V-8, карбюраторный, 220 л.с.
Характеристики
Размеры
Скоростные характеристики
Макс. скорость: | 175 км/ч |
На рынке
Другое
ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988) — второе поколение семейства «Чайка».
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.
Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха—25° после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.
Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.
Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.
ГАЗ-1405
Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.
За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.
Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.
Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.
Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.
Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.
Салон ГАЗ-1405
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один из них, 1981 года выпуска, хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.
Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.
Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.
Wikimedia Foundation. 2010.
med.academic.ru