8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Ikarus lux – ( 2). Ikarus 55 / Lux

технические характеристики, описание и фото

Венгерская фирма «Икарус» с 1953 по 1972 год выпускала серию автобусов «Икарус 55», предназначенных для междугородних перевозок. В основном они поставлялись в социалистические страны Восточной Европы и в СССР. Современная история свидетельствует: предназначенный для междугородних перевозок «Икарус 55 Люкс» стал выдающимся памятником индустрии Венгерской Республики, примером высокого профессионализма создателей этой поистине легендарной модели.

Историческая справка, происхождение названия

«Икарус» — венгерская автомобилестроительная компания. Основная специализация — производство автобусов. В период 70–80-х годов 20-го века она являлась самой крупной в Европе компанией, производящей широкую линейку этого вида транспорта. Юридически перестала существовать в 2003 году.

В настоящее время это небольшая частная структура, владеющая торговой маркой Ikarus («Икарус»), занимающаяся мелкосерийным производством, выпускающая автобусы мелкими партиями.

«Икарус» как предприятие начинает свою историю с 1895 года, с момента создания в городе Будапеште кузнечно-каретной мастерской. Впоследствии преобразованная в завод, выпускающий небольшими сериями автобусы, в основном для внутригородских перевозок. Настоящей рывок «Икарус» совершил в конце шестидесятых годов 20-го века, когда построили большой и современный по тем временам завод в городе Секешфехерваре. Он был рассчитан на выпуск почти 15000 автобусов в год. Основным рынком для них являлся Советский Союз. Так в семидесятые годы в СССР поставлялось ежегодно почти 8000 автобусов.

Всего за время существования автомобилестроительной компании «Икарус» в качестве крупного игрока на рынке в этой сфере в СССР и Россию поставлено около 150000 транспортных средств для перевозки пассажиров.

Свое название «Икарус» позаимствовала у мифического персонажа Древней Греции Икара. Однако, как уверяют венгры, судьбу этого героя завод не скопировал, не разбился, продолжает существовать в условиях жесточайшей конкуренции в рамках Евросоюза.

Начало истории 55-й модели, заложенные критерии

По мнению историков, самым известным произведением «Икаруса» является междугородний автобус «Икарус 55 Люкс», который выпускался Венгрией в период с 1955 по 1977 год.

Во времена выпуска этой модели они считались очень комфортабельными, удобными, неприхотливыми, что предопределило значительный период их производства. Они выпускались более 20 лет.

«Крестным отцом» автобуса считается главный инженер компании Бело Зеркович. В своей ставшей легендарной модели он очень удачно совместил три самых важных, по его мнению, критерия, которые состояли в следующем:

  • Обеспечение максимального комфорта для пассажиров, что подразумевало шумовую защиту, мягкую подвеску, комфортное размещение людей и багажа, хороший обзор, наличие удобных условий для посадки и высадки.
  • Рабочие характеристики. К ним разработчик отнес устойчивость на поворотах, управляемость, а также скоростные параметры, которые должны быть сравнимы с характеристиками легковых автомашин.
  • Экономичность процессов производства.

Разработанная и внедренная в производство, система Зерковича позволила предприятию на протяжении почти пяти десятилетий лет создавать прекрасные образцы автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров.

Внешний вид, прозвища

За необычные формы, профиль, наружную компоновку «Икарус 55 Люкс» с начала выпуска сопровождали восторженные эпитеты. В средствах массой информации его футуристический вид обозначали словом «космический».

Действительно, автобус имел очень необычный профиль. Конструктивно «Икарус 55 Люкс» воплотил в себе передовые, новаторские разработки того времени. Так, у него дизельный двигатель располагался в задней части автобуса. Такое размещение позволило избавить пассажиров от запахов выхлопных газов. Более того, автобусы этой серии отличались чрезвычайной надежностью. Они могли пройти почти 1 000 000 км без капитального ремонта.

Водители за необычный вид, шумный двигатель, наличие «странного» расположения мощной фары (сверху лобового стекла) прозвали его «пылесосом», «ракетой». Прозвища эти были даны за то, что в какой-то степени он походил на очень популярный пылесос под названием «Ракета», массово производимый в СССР.

Иногда 55–й называли «комодом» за необычную кормовую часть автобуса.

В Советском Союзе автобусы «Икарус 55 Люкс» работали до начала 80-х годов 20-го века. Постепенно их заменяли более новые модели венгерского автопроизводителя, к которым относились «Икарусы» 250 / 255 / 256.

Кузов, габариты, скорость

Кузов у автобусов семейства «Икарус 55 Люкс» несущего типа. Число мест — 34, дверей — 2, из них одна водительская. Топливный бак автобуса рассчитан на 250 л. Масса полная — 12730 кг, снаряженная — 9500 кг.

Технические характеристики «Икаруса 55 Люкс» указывали, что полная масса автобуса на оси распределялась следующим образом: на заднюю — 8480 кг, на переднюю — 4250 кг. Автобус мог осуществлять полный радиус поворота в 10,25 м. Максимальная скорость достигала 98 км/ч.

Максимальный угол подъема, который мог преодолевать этот автомобиль, составляла 27 %. Расход топлива по тем временам был приемлемым, составлял 32 л на 100 км. Багажные отделения автобуса могли обеспечивать размещение груза до 4,5 м кубических.

Автобус «Икарус 55 Люкс» имел габариты следующие: высота – 2.87 м; ширина 2.5 м; длина 11.4 м. Просвет дорожный – 29 см.

Двигатель

Мотор у «Икаруса 55 Люкс» располагался сзади. Модель Csepel D-614. Двигатель предкамерный, дизельный, четырехтактный, шести цилиндровый. Цилиндрическое расположение рядное. Клапаны находились сверху. Диаметр цилиндра 112 мм. Ход поршня 440 мм. Рабочий объем цилиндров – 8.28 л.

Мотор «Икаруса 55 Люкс» обеспечивал степень сжатия 19. Схема работы цилиндров классическая: 1-5-3-6-2-4. Наибольшая мощность двигателя при 2300 оборотов в минуту составляла 170 лошадиных сил.

Охлаждение мотора жидкостное. Система смазки комбинированная. Двигатель весил почти 630 кг в «сухом» состоянии.

Трансмиссия

Автобус «Икарус 55 Люкс» комплектовался однодисковым, сухим сцеплением. На него ставилась пяти ступенчатая, трехходовая механическая коробка передач.

Рулевое управление — система из двойного ролика и глобоидального «червяка», с передаточным числом 29. Усилитель руля гидравлический.

Тормозная система барабанного типа, на все колеса, привод пневматический. Стояночный тормоз механический, на задние колеса.

Среди характеристик «Икаруса 55 Люкс» стоит отметить наличие передового тормоза-замедлителя. Он представлял собой систему клапанного типа, обеспечивающую закрытие выпускного трубопровода мотора, прекращая подачу топлива. Управление ее было пневматическим.

Облик автобуса, уровень комфорта

Первый венгерский автобус этого семейства был представлен на обозрение публике в 1953 году. Он сразу произвел огромное впечатление. Автобус выглядел, как ракета на колесах. В прессе описание «Икаруса 55 Люкс» сопровождали в основном восхищенными эпитетами. Среди них присутствовали — «стремительный силуэт», «внеземное происхождение», «плавники габаритов» и т. п. Фото «Икаруса 55 Люкс», представленные в этой статье, подтверждают эти сравнения.

В Советский Союз автобусы этого типа поставлялись с двигателем, отличавшимся большей мощностью. Они имели и дополнительное багажное место в салоне, у задней стенки.

Необходимо отметить, что завод «Икарус» выпускал более 10 модификаций автобусов 55-й модели. Их основное различие было в расположении дверей для пассажиров и их количестве. Их могло было от одной до трех. Различались они отделкой и планировкой салона. «Икарусы 55 Люкс» (отдельные экземпляры) вместо обычных сидений комплектовались двухместными диванами, с расположенными между ними столиками, которые оборудовались светильниками. Поставлялись пользователям и модели, отличавшиеся особой комфортностью, с раздельными креслами.

Возвращение к минимализму

Однако такие излишества были исключением. «Икарус 55 Люкс» со временем претерпевал изменения в уровне комфорта в сторону минимализма и традиционности. В последних моделях автобуса этой марки, которые начали выпускаться заводом в начале семидесятых годов XX века, каких-либо излишеств уже не было. Фары стали располагаться над бампером, лобовая исчезла. Габаритные огни стали скромными. Сферические окна, которые ранее монтировали на крыше салона, исчезли. Однако «ракеты» все равно выделялись среди других автобусов.

За весь период производства в Советский Союз было поставлено из Венгрии почти 3000 машин «Икарус 55 Люкс».

Настоящее легендарного автобуса

До настоящего времени сколько сохранилось в мире таких автобусов, точно не известно. Имеется информация, что не более 20 штук. При этом они разных модификаций. Наибольшее их число, естественно, находится в Венгрии. Несколько «Икарусов 55 Люкс» есть в Германии и Эстонии. Средства массовой информации сообщают: две машины сохранилось в Украине.

В России живых автобусов «Икарус 55 Люкс» всего 3. Один — собственность Мосгортранса, содержится в 15-м автобусном парке г. Москвы. Вторым владеет музейная коллекция Санкт-Петербургского предприятия «Пассажиравтотранс».

Третий экземпляр «Икаруса 55 Люкс» сохранился на авиапредприятии в Подмосковье. Его ласково называют «Ту-55», так как этот автобус использовался исключительно на авиационном предприятии «Туполев».

fb.ru

Восстановление автобуса Ikarus 55 Lux «Сигара» (39 фото)

Умельцы из мастерской RetroBus, своими силами восстановили междугородный автобус Ikarus 55.14 Lux 1972 года выпуска. Предлагаем посмотреть небольшой фото отчёт по восстановительным работам.

Ikarus 55 — междугородный автобус, выпускавшийся на заводе Ikarus с 1953 по 1972 год , автобус поставлялся во многие социалистические страны. Также на основе Ikarus 55 велось производство междугородных автобусов Ikarus Lux с двигателем Csepel (мощностью 170 л.с. и комфортабельным салоном с мягкими сиденьями на 32 места.

Характерной особенностью Ikarus 55 , был выступающий назад моторный отсек, за свою вытянутую форму кузова автобус в народе называли — «Сигара».

Конкретно этот экземпляр, работал в Ленинграде в Автобусном парке №1 в междугородней колонне до с 1972 по 1978 год.

Затем был списан и долгое время простоял в качестве бытовки на рыболовной базе на берегу Финского залива в Ленинградской области.

В 2000-х годах перевезён в родной Автобусный парк №1 СПб ГУП «Пассажиравтотранс», где был частично восстановлен. Полное восстановление автобуса было начато в 2014 году.

Далее фото проделанной работы умельцами из мастерской RetroBus.

Источник: drive2.ru.

Поделиться в соц. сетях

avto-samodelki.ru

История спасения раритетного Ikarus 55 Lux, который 30 лет простоял в подмосковном лесу

Ikarus 55 Lux – автобус венгерского производства, который пользовался огромной популярностью в СССР. Стильный дизайн и удобный салон этого автобуса нравился всем и пассажирам, и водителям.

Но как это часто бывает, немногие транспортные средства этой марки сумели дожить до наших дней. Например, в России сохранилось только два Ikarus 55 Lux – один из них находится в Музее пассажирского транспорта в Москве, а второй — в питерском музее стоит в музее ГУП «Пассажиравтотранс».

Но не так давно в Сети появилось сенсационное сообщение, что на заброшенной подмосковной свалке найдено транспортное средство, очень похожее на догнивающий Ikarus 55 Lux. С этого и началась увлекательная история, связанная со старым автобусом.

Оказалось, что на свалке недалеко от Москвы Ikarus 55 Lux находился уже более 30 лет. И только несколько лет назад благодаря энтузиастам он покинул своё пристанище. В 2015 году энтузиасты организации Retro-Bus (Санкт-Петербург) и активисты «Пассажиравтотранс» выкупили и эвакуировали автобус. Кажется невероятным, но кузов транспортного средства был практически в идеальном состоянии, а у него под капотом прекрасно сохранился оригинальный двигатель Csepel D-614, мощность которого 170 «лошадей».

И всё же при тщательном осмотре оказалось, что за долгое время, проведённое на стоянке, машина серьёзно пострадала. Так, от передней панели практически ничего не осталось, а приборы и руль куда-то исчезли. Для того чтобы эвакуировать автобус, пришлось привезти руль от более свежего «Икаруса». Салон автобуса тоже выглядел неприглядно: обшивка сгнила, а сидения просто исчезли и теперь на их место придётся устанавливать новые. Очевидно, что над восстановлением автобуса придётся серьёзно потрудиться, объём работ просто колоссальный.

Для того чтобы отправить Ikarus 55 Lux на реставрацию, что пришлось вытащить на дорогу при помощи грузового эвакуатора. Автобус приподняли на задний бампер и таким образом отбуксировали в нужное место. Примечательно, что каркас кузова при этом не повредился, а это значит, что он остаётся и сегодня достаточно крепким.

Мастера отметили, что в хорошем состоянии остались многие оригинальные детали «Икаруса»: кожухи моторного отсека, элементы бампера, молдинги из алюминия на бортах. С чем пришлось повозиться, так это с рулевым управлением, которое заржавело, и чтобы совершить поворот колёс, требовалось приложить серьёзные усилия.

Дорога с лесной свалки оказалась для команды нелёгким испытанием. Но до места назначения автобус доехал, а там его ждала погрузка в Питер. На Kenworth T800 автобус загружали при помощи помоста из досок, чтобы доставить его туда, где ему вернут прежний облик.

2drive.ru

Американский Икарус 286 — American Ikarus 286

Crown-Ikarus 286 — городской сочленённый автобус, специальная версия автобуса Ikarus 280, созданная для рынка США. Автобус собирали из машинокомплектов, поставляемых из Венгрии в Лос-Анджелес, на заводе компании Crown Coach Corporation. В то время венгерский Икарус был самым массовым производителем автобусов в мире, создавая примерно 13 000 автобусов в год. Но в США всего с 1980 по 1986 годы было произведено 243 автобуса. Поэтому это абсолютно никому неизвестный автобус в Америке, никто о нём даже не слышал, ни у кого он не вызывает ностальгии в сравнении с теми чувствами, которые может испытывать почти каждый житель бывшего СССР, когда вспоминает Икарус и особенно «гармошку».

Я провёл всё своё детство в качестве пассажира этого автобуса, когда ещё жил в России. И самым приятным для меня моментом было как и для большинства мальчишек — стоять на круге в узле сочленения и смотреть в обе стороны головы и хвоста во время крутых поворотов. Сегодня до сих пор можно встретить старый Икарус на маршрутах некоторых городов бывшего СССР. Но со временем все старое уходит в историю.

В США наверное все автобусы Икарус 286 давно сгнили или догнивают на свалке. Для американцев единственную ценность в автобусе может представлять только мощный дизельный двигатель Cummins. Я несколько раз читал сообщения на американских автобусных форумах о том, где бы достать такой икарус и вытащить мотор.

Найти такой автобус сегодня долгое время считалось невозможным либо редким случаем. Тем более в действующем виде. Купить и восстанавливать — тяжёлая ноша, потому что ничего американского, кроме двигателя и трансмиссии на них практически нет. Где брать запчасти? Только заказывать из Европы.

Это история о том, как я случайно нашёл старый американский Икарус в маленьком городке Дикого Запада США, решил его забрать и попытаться восстановить. Большинство людей вокруг меня считают, что это сумасшедшая идея. Да, я согласен! Но при этом эта идея интересная, и она вдохновляет меня!

подробности читайте в блоге

Далее небольшое видео и несколько фотографий из истории создания автобуса Икарус 286

ikarus286.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *