8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

История такси – История появления и развития услуг такси

История появления и развития услуг такси

13 августа 1907 года в Нью-Йорке было пущено первое такси. Спустя годы желтые автомобили стали настоящим символом города, обрели множество кинематографических воплощений, а для большинства туристов оказались первым впечатлением из путешествия в американский мегаполис.

По такому случаю, мы решили сегодня вспомнить историю такси в целом и поведать о ней вам.


Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
История такси берет своё начало во Франции с XVIII века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры», в честь покровителя садоводов — святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце XIX века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

История «такси» начинается во Франции в XVIII веке


На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения, и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.


Первое такси Renault

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

1907 год — считается годом рождения такси


В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.


В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей — такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.


Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.
В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.

21 июня 1925 года по московским дорогам начали ездить первые такси


В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель попытается вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут — будет сделано все возможное, чтобы помочь вам. Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

Японские таксисты считаются лучшими таксистами в мире


В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау — синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».


Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

История такси в России

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), репродукции из архива автора

В 2006 году таксомотор спюравлял 110-летний юбилей – 26 июня 1896 г. в германском городе Штутгарте вышел на линию первый в мире автомобиль-такси. Это был заднемоторный Daimler Riemenwagen с двигателем мощностью всего 4 л.с., оборудованный счетчиком-таксометром. Машина была названа Daimler Motor-Taxameter-Droschke. Любопытно отметить тот факт, что слово Droschke (f) было заимствовано немцами из русского языка – оно произошло от русского слова «дрожки». Так называли в Берлине с XIX века кареты легковых извозчиков. Позже оно распространилось по всей Германии и перешло по наследству к прокатным автомобилям.

В сфере деятельности предприятий по пассажирским перевозкам на легковых автомобилях нет четкой границы между понятиями собственно наемный (прокатный) автомобиль и автомобиль-такси. Два эти сектора во многом между собой схожи и традиционно взаимосвязаны. Часто одни и те же предприятия предлагают обе эти услуги – сдачу автомобилей в наем или в прокат (с водителем и без него) с оплатой по договоренности или по времени, или по пройденному километражу, а также перевозки пассажиров по твердо установленной таксе, т. е. на автомобилях, оснащенных специальными счетчиками-таксометрами.

Уже в 1899 г. в журнале «Самокат» петербургский «моторист» А. Абрикосов дал объявление об «отпуске моторов на прокат», годом позже фирма «Фрезе и Ко.» организовала сдачу в наем электрических и бензиновых автомобилей собственной постройки в Петербурге и Варшаве. Этим видом деятельности вскоре занялись многие автомобилисты-предприниматели и в других городах Российской империи.

Точную дату рождения российскoго такси установить пока не удалось, но известно, что в 1906 г. первый наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге.

Московские «таксометры» ТАП – автомобили Darracq и NAG с кузовами ландоле. 1909 г.

Пример столицы сразу же нашел последователей и в других городах империи, в том же году первое такси появилось в провинциальном Минске. В Москве первый таксомотор, согласно архивным данным, вышел на линию в сентябре 1907 г., примерно тогда же появились такси в Гельсингфорсе. С 1908 г. таксомоторы ездили уже по городам Тула, Казань, Архангельск, Одесса, Рига и Самара, с 1910-го – в Иркутске, Нижнем Новгороде и Выборге, с 1911-го – в Киеве, Новгороде, Херсоне, Курске, Могилёве и Царском Селе, с 1912-го – в Саратове, Николаеве и Харькове, с 1913-го в Костроме и Тифлисе. В провинции такси большого развития не получило. Например, в Минске в 1913 г. было зарегистрировано всего шесть таксомоторов, в других средних и крупных городах России насчитывалось от 5 до 30 автомобилей-такси. Только в обеих столицах – Санкт-Петербурге и Москве пассажирские перевозки на таксомоторах имели массовый характер.

Самым первым такси в Москве в 1907 г. стал американский Oldsmobile, а первое крупное московское таксомоторное предприятие «Товарищество Автомобильного Передвижения» (ТАП) было основано в 1909 г., начав свою деятельностъ с четырех автомобилей. Оно размещалось по адресу: Старая Басманная, д. 8, и использовало в качестве такси машины марок Darracq (Франция), NAG (Германия) и FIAT (Италия). К концу 1909 г. у ТАП было уже 10 автомобилей, на следующий год их число выросло до 38. Любопытно: по данным московского «Ежегодника автомобилиста» за 1909 г., автомобили-такси общества ТАП именовались «таксoметрами», все они были окрашены в красный цвет. Через два года «Товарищество Автомобильного Передвижения» разрослось и стало акционерным обществом. Вслед за ТАП в Москве появились таксомоторы компании «Такса» (германские машины Adler) и Московского товарищества «Матт» (германские машины Benz), их примеру последовали и некоторые мелкие частные предприниматели. К концу 1911 г. в Москве работали на линии 79 такси, а к лету 1913-го их стало уже 217.

Весьма самонадеянную характеристику развитию таксомоторного промысла в Москве дал журнал «Автомобилист» в 1909 г.: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим спросом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».

История сохранила впечатления о поездке на московском таксомоторе одного из первых пассажиров. Купец первой гильдии Мамликов писал в 1910 г. своей супруге в Воронеж: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».

В Санкт-Петербурге таксомоторный промысел получил наибольшее развитие. В 1907 г. на улицах столицы появились первые специальные автомобили-такси, закупленные в Австро-Венгрии у фирмы Velox. Примерно в это же время на линию вышли и два таксомотора отечественной сборки марки «Даймлер-Лесснер» с кузовами ландоле. Это один из редких случаев использования в такси того времени отечественных машин. (Двумя годами позже рижский предприниматель Е. Фейтельберг выпустил на линию несколько такси собственной конструкции марки «Фейтельберг».)

1 мая 1909 г. было основано акционерное общество «Санкт-Петербургский Таксо-Мотор» (ул. Караванная д. 3), учредил его торговый агент американской фирмы Ford, предприниматель М. С. Фриде. Именно Фриде приписывается введение в обиход термина «таксомотор». Позже М. C. Фриде переименовал свою кoмпанию в «Международное Таксомоторное Общество» (МТО), его таксомоторы были исключительно машины марки Ford модели «Т», окрашенные в голубой цвет, из-за чего компанию МТО иногда называли «Голубые таксомоторы». Господин Фриде имел грандиозные планы, предполагая в скором времени довести число таксомоторов до 500, однако американские «Форды» оказались ненадежными и неэкономичными, из более чем 20 таксомоторов Ford, приобретенных в САСШ в 1909–1911 гг., на улицах столицы к лету 1913-го осталась в работе всего одна машина. В конце 1913 г. таксопарк Фриде прекратил свое существование.

Многие таксомоторные предприятия Петербурга, желая выделить свои автомобили из общего потока, красили их в определенный «фирменный» цвет, так появились неофициальные названия таксопарков «Белые таксомоторы», «Зеленые таксмоторы», «Красные таксомоторы».

Количество такси в Петербурге непрерывно росло, в 1910 г. на линии работало 217 таксомоторов, в 1911-м их стало 296, в 1912-го – 380, в 1913-го – 328, а к лету 1914-го в столице было зарегистрировано 403 такси. Достаточно быстро был организован и рынок автомобилей, пригодных для работы в такси. Как правило, предприниматели искали компромиcсы – таксомоторы были достаточно надежные и технически совершенные автомобили того времени, но не слишком мощные, экономичные и не очень дорогие. В провинции иногда применяли в качестве такси легкие мотоколяски. Например, в Киеве предприниматель инженер Э. Гарф эксплуатировал трехколесные таксомоторы немецкой марки Cyklonette (те самые «Циклонеты»!).

По статистике 1913 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано больше всего немецких автомобилей марки Benz – 201, но из них только 13 были задействованы для работы в такси. Из других популярных марок автомобилей в городе – Delaunay-Belleville (Франция, зарегистрировано 106 ед.), Mercedes (Германия, 95 ед.), Renault (Франция, 88 ед.) и «Руссо-Балт» (Россия, 70 ед.) – в качестве таксомоторов не встречалось ни одной. Эти мощные роскошные автомобили были дорогими в эксплуатации и для работы в такси оказались нерентабельны. Средняя мощность двигателя петербургского таксомотора в 1913 г. составляла 15 л.с., из 328 машин 323 имели кузова типа ландоле и только 5 были с кузовами дубль-фаэтон.

В эксплуатации в Санкт-Петербурге находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали не очень дорогие, но качественные французские машины Charron (87 ед.) и немецкие Opel (51 ед.), достаточно много было такси Panhard-Levassor (Франция, 34 ед.), NAG (Германия, 20), Gaggenau (Германия, 16), Stoewer и Brennabor (Германия, по 14 каждой), Rossel-Peugeot (Франция) и Benz (Германия, по 13 каждой), Dürkopp (Германия, 9) Clément-Bayard (Франция, 8), Laurin-Klement (Австрия, 7), Berliet (Франция) и Oryx (Германия, пo 6 каждой), Metallurgique (Бельгия, 5), Komnick и Adler (Германия, по 4 каждой).

Таксомоторный промысел в Санкт-Петербурге был очень доходным делом. В 1913 г. около сотни предприятий и предпринимателей зарабатывали им свой хлеб. Большинство «таксомотористов» были мелкие предприниматели и имели один автомобиль, некоторые два-три. Самым большим предприятием было «Российское Tаксомоторное Oбщество» («Белые таксомоторы») на Большой Конюшенной, д. 17. В гаражах этой компании числилось 112 автомобилей, все французских фирм Charron и Panhard-Levassor. За акционерным обществом «Столичный Tаксомотор» («Турист») числилось 17 немецких машин марок Stoewer и Opel. Предприниматель М.А. Головкин имел 13 таксомоторов Opel, Gaggenau, Komnick и NAG, 11 машин имела О. Щедрова (Opel, NAG), по 10 такси находилось в эксплуатации у Б. Э. Арнгольда (все Rossel-Peugeot) и у фирмы «Веpбжинский и Ко.» (Benz, Adler, Brennabor), по 9 у А. П. Абрамова (Benz, Gaggenau) и барона фон А. Э. Спенглера (Opel, Laurin-Klement, Charron, Oryx). «1-е С. П. Б. Товарищество Шофферов» выпускало на линию 6 таксомоторов Brennabor, столько же машин эксплуатировал Д. И. Рывкин (Dürkopp, NAG), 5 таксомоторов NAG имело «АО Турист-Мотор».

В 1913 г. таксомоторные перевозки в Петербурге были уже отлично организованы, в городе имелись многочисленные стоянки такси, была создана центральная диспетчерская служба с возможностью вызова такси по телефону. Таксомоторы работали круглосуточно.

В первые годы таксомотoрного промысла еще не существовало практически никаких специфических требований к предпринимателям-таксистам, кроме установки на таксомотор специальных счетчиков. Но вскоре городские власти навели порядок в этой сфере. Министерство Торговли и Промышленности 14 июня 1911 г. утвердило «Временные правила для испытаний и поверки экипажных таксомоторов в Главной Палате Мер и Весов», они состояли из 15 параграфов. Разрешение на занятие «механическим извозом» выдавалось с ведома Городской управы, куда подавали прошение все желающие организовать пассажирские перевозки на таксомоторах.

23 ноября 1912 г. Городская дума составила «Обязательное постановление для таксомоторов в г. С.-Петербурге». Оно состояло из пяти разделов:

  1. Разрешение выпуска таксомоторов.
  2. Осмотр и испытание таксомоторов.
  3. Такса, правила применения таксы.
  4. Специальные и общие требования к таксомоторам.
  5. Порядок производства промысла.

В этих пяти разделах постановления насчитывалось 24 параграфа с многочисленными примечаниями и дополнениями. Анaлогичное постановление «О легковом автомобильно-извозном промысле в гор. Москве» было принято 11 апреля 1915 г.

Нет смысла описывать все эти правила, достаточно краткой формулировки из журнала «Автомобилист» 1912 г.: «…Шофер, управляя таксомотором, должен поступать не так, как он хочет, а как он обязан». В принципе, оснoвные понятия этих правил сохранились вплоть до наших дней.

В начале ХХ века счетчики-таксометры были самых различных конструкций, разнообразные по форме, размерам и принципу действия – механические, электрические и даже пневматическиe, все счетчики ежегодно поверялись Палатой Мер и Весов и пломбировались. Первый отечественный таксометр был изготовлен в 1910 г., сконструировал его инженер А. Кацкий. Но только в 1911 г. появились таксометры (иногда эти приборы называли «таксомер» или «таксиметр») более-менее совершенной конструкции, нелегко поддающиеся манипулированию в целях злоупотребления. Самыми совершенными счетчиками считались «Таксомеры Бруна» (в Петербурге их продавал «Торговый Дом СВИКО», в Гельсингфорсе фирма «С. Николаев») и «Русские Tаксиметры» (Представитель – «Русское О-во Экипажных Счетчиков», СПб.).

Рекламные объявления таксометров 1912–1914 гг.

А злоупотребления в таксомоторном промысле начались чуть ли не с основания таксомотора. Несмотря на пломбирование таксометров и постоянного совершенства их конструкций, всю историю своего существования такси было отчасти криминализировано. Большинство таксистов были и есть честные люди, добросовестно исполняющие свою работу, но уже в 10-х годах ХХ века часто наблюдались различные нарушения инструкций. Газеты того времени часто писали о таковых деяниях, таксистов называли «сутенерами» и «грабителями», чуть ли не «бандитами». Недобросовестные таксисты уже тогда умели извлекать во время работы всяческими хитростями дополнительные доходы. Журналисты столичных газет часто писали о кабаках-притонах, где «кутили и отдыхали от разбоев и грабежей шоферы таксомоторов…»

Манипуляции счетчиков, обсчет и обман пассажиров были и есть довольно частые явления в таксомоторном деле. Увы, но это отчасти правда – сама таксисткая среда провоцировала водителей к злоупотреблениям. Во всем мире зачастую постоянными клиентами такси были пьяницы, жулики, мошенники, проститутки и другие «несознательные и криминальные личности». Таксомоторный промысел, особенно в больших городах, всегда имел легкий криминальный оттенок. В маленьких же городках, где все люди на виду – и пассажиры, и водители такси, – злоупотребления были редким явлением.

Эта тендеция сохраняется и ныне в любой стране мира, независимо от политического строя государства и обычаев народа. С «черными овцами» таксомоторной сферы деятельности всегда боролись власти, но, как известно, никакой контроль и надзор не могут дать 100%-ной гарантии от действия криминальной энергии некотoрых непорядочных людей. Человеку свойственно помнить плохое и, несмотря на то, что большинство таксистов работали и работают честно, репутация такси в больших городах не самая лучшая. Репутация же иx в провинциальных небольших городах была и остается самой хорошей, там образ таксиста воспринимается не как «грабителя с большой дороги», а как отзывчивого и всегда готового оказать помощь современника.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. началась мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться. К 1917 г. их осталось около 200 единиц, как правило, это были старые, изношенные и технически непригодные к военной службе машины. Октябрьский переворот 1917 г. положил конец таксомоторному промыслу в России, почти все частные автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты.

Во времена новой экономической политики (НЭП) начала 20-х годов имели место робкие попытки частных предпринимателей возобновить в России таксомоторный промысел, в основном в провинции. Развитию частной деятельности мешали объективные причины, прежде всего острый дефицит автомобилей в стране и запасных частей к ним. Частные предприниматели не имели возможности купить новые машины и были вынуждены использовать для пассажирских перевозок устаревшие автомобили, часто неисправные. Например, в Ярославле бывший австрийский подданный О. К. Сагассер организовал частное предприятие «Автопрокат», в котором сам же и работал таксистом на единственном старом автомобиле Laurin-Klement довоенного производства. Некоторые исследователи русской литературы не без оснований полагают, что именно Сагассер вдохновил писателей И. Ильфа и Е. Петрова на создание образа частного таксиста Адама Козлевича в романе «Золотой телёнок».

Только спустя 7 лет советское правительство занялось возрождением организации таксомоторного дела – в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT. Московскому коммунальному хозяйству было поручено в полуторагодовой срок приобрести за границей 200 таксомоторов. На улицах Москвы 21 июня 1925 г. появились первые советские такси – 10 новеньких закупленных во Франции автомобилей Renault. С них начался новый, не самый лучший этап истории отечественного такси. В Орликовом переулке был построен первый советский таксопарк – гараж на 60 машин.

Советская пресса отметила открытие таксомоторного движения в Москве как сенсационное достижение рабоче-крестьянской власти: «Недавно на улицах нашей красной столицы появились такси. Нужно сказать, что в условиях нашей системы тот факт, что такси являются собственностью государства, облегчает задачу их эксплуатации». Утверждение это было довольно спорное, но зато идеологически выдержанное. Несмотря на то, что с этого времени таксомоторными перевозками занялись исключительно государственные предприятия, в работе советских такси с самого начала выявились очень серьезные недостатки, главными из которых являлись практически полная бесконтрольность и вытекающие отсюда постоянные нарушения правил эксплуатации таксомоторного транспорта, а также ужасающая аварийность, связанная с низкой квалификацией водительских кадров, их распущенностью и безответственностью. Статистика несчастных случаев красноречива – за первый год работы 15 московских таксомоторов совершили 19 наездов на прохожих и 72 столкновения, при этом погиб 1 и пострадал 31 человек. Имело место 89 грубых нарушений инструкции и 24 случая выезда водителей на линию в нетрезвом виде. Впрочем, эти проблемы не влияли на оптимизм руководителей таксомоторных предприятий, выдвинувших популярный лозунг: «Такси – не роскошь, а культурная необходимость». В пропагандистских лозунгах в Стране Советов недостатка не было…

В 1926 г. в Париже ежедневно выезжали на линию 16 000 такси, в Лондоне – 8300, Берлине – 8000. В 1927 г. таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали на линию всего 120 автомобилей. В Ленинграде возобновление таксомоторных перевозок произошло еще позже. Первый ленинградский таксомоторный парк открылся 14 июля 1929 г. при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Парк получил 37 открытых автомобиля «Форд». В 1930 г. город на Неве обслуживало 83 таксомотора. В 30-х годах в СССР началась эксплуатация в качестве такси первых автомобилей советского производства – ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и ЗИС-101. Отечественный таксомотор вступил в «эпоху возрождения».

Литература

Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М., 1986.

Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России 1896–1917. М., 1994.

Ежегодник автомобилиста. М., 1909.

Кременчуцкий С.А. Современные автомобили. Одесса, 1914.

Кузнецов Н.Г. Какой мне купить автомобиль? СПб., 1913.

Кузнецов Н.Г. Курс автомобилизма. СПб., 1914.

Пашкевич А.М. Автомобильный справочник. СПб., 1914.

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М., 2003.

Шугуров Л.М. История «Рено» в России. М., 2001.

Liepins Е. Rigas auto. Riga, 1997.

Rostocki А., Tarczynski J. Automobilizm v Warszawie do roku 1939. Warszawa, 1988.

Rychter W. Dzieje samochodu. Warszawa, 1987.

www.gruzovikpress.ru

как появилось первое такси в мире / Фотоподборки / Funtema — развлекательная сеть

Как же появились первые такси?

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.

Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.

В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.

Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».

В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте такси у нас.


funtema.ru

Этапы развития такси в мире и в РФ в частности – исторический экскурс

Этапы развития такси в мире и в России в частности – исторический экскурс

Кто же является изобретателем первого такси? Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет.


Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века. 


Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники — Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату — 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз — и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney — «разъездная лошадь»). В 1840 — 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки — кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост. 

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximetre — «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра — лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.  

В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси. 


Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед — первой стала компания Renault. Такси отличались цветом — чтобы выделяться в общем потоке движения — и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры — пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.  


Осенью 1914 г. немецкие войска прорвали французскую оборону и двинулись на столицу Франции. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были "мобилизованы и призваны" парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием "марнские такси". И о них тогда говорили так: "Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы".


Удивительная история об электромобилях в нью-йоркском такси, и о том, как все могло сложиться совершенно по-другому. 

Первым в США моторизованным такси был электромобиль Electrobat производства компании Генри Морриса и Педро Сэлома из Филадельфии. Они организуют небольшое серийное производство и начинают выходить на рынок пассажирских перевозок. 

В 1896 году они организуют первую таксомоторную компанию Electric Vehicle Co. в Нью-Йорке. Да-да. Первые такси в Нью-Йорке тоже были электромобилями. Увидев большой потенциал в новым виде транспорта, компанию покупает трамвайный магнат Уильям Уитни, и вкладывает большие средства в ее развитие. 

В 1897 году в Нью-Йорке работало уже 12 электромобилей, а к 1899 по городским улицам бегало больше 60 таких машин. Electrobat проезжал около 40 километров на одной зарядке при скорости 20 миль в час. Зарядка аккумулятора занимала 8 часов. Проект не получил своего продолжения не из-за того, что был не эффективен, а из-за чрезмерно завышенных амбиций руководства компании, планировавшей в короткие сроки довести количество такси на электрической тяге до 200 штук, в результате чего последовало банкротство.

Для сравнения. В 60-70-х годах прошлого столетия СССР тоже осуществлял попытки разработки и внедрения электромобилей для работы в такси. Однако специфика климата позволяла проводить эксперименты только в южных районах, поэтому широкой поддержки эти разработки не получили. В 2013 году в г.Кисловодск было поставлено 5 электромобилей-такси ELLada, планировалось довести их парк до 95 штук, начали устанавливать электрические зарядные «заправки», но значительные затраты из бюджета и низкая эффективность этих автомобилей (малый пробег на аккумуляторах, длительное время зарядки, в результате чего значительные простои техники) привели к тому, что проект был приостановлен. 


Кстати, хочется заметить, что существует распространённый миф о том, что в Америке такси сплошь жёлтого цвета. Это не так. До 1907 года машины окрашивались в разные цвета, в зависимости от того, какая компания ими владела, пока владелец одного из городских таксопарков Якоб Хертц не решил выделить свою компанию Yellow Cab Company в транспортном потоке и получить конкурентное преимущество. А через 60 лет городские власти решили, что все такси должны быть окрашены в желтый цвет.

Жёлтые такси существуют исключительно в Нью-Йорке и ареал их работы ограничен Манхеттеном. В других частях города классическое жёлтое такси встретить крайне трудно.

На автомобили «Кар-сервис», работающих по заказам с телефонов, требование цвета не распространяется, но им запрещено подбирать пассажиров на улицах.

В конце лета 2013 года на улицах Нью-Йорка появились такси цвета зеленого яблока. Зеленые такси, официальное название которых Boro Taxi (Боро Такси), это государственная программа призванная обеспечить транспортировку между пятью боро (районами) Нью-Йорка - Манхеттеном (только северо-запад Манхеттена выше 110 улицы и северо-восток выше 96 улицы), Бронксом, Квинсом, Бруклином и Стейтен Айлендом. Пытаться остановить зеленую машину в районах Манхеттена до 110 Улицы с запада и 96 Улицы с востока бесполезно - это территория желтого такси. А вот обеспечить транспортировку Боро Такси может абсолютно в любое место города, даже в зону работы желтого такси без каких-либо ограничений.

Ещё одно укоренившееся заблуждение, которое приводят как аргумент введения цветовых гамм в регионах – во всех цивилизованных странах мира такси жёлтого цвета. Давайте сделаем краткий обзор по разным странам.


В Японии первые такси назывались «иен-таку», из-за того, что доставка клиентов стоила всего 1 йену.  Сейчас же это одно из самых дорогих такси в мире.

Службы такси в стране делятся на частные и государственные. Каждая компания красит машины по своему усмотрению, надписи «Taxi» на машинах отсутствуют. Узнать такси можно по водителям: даже летом они носят униформу, и по своим манерам больше похожи на роботов. Обычно униформа состоит из хорошо выглаженного пиджака, жилетки, галстука, белых перчаток и фуражки. Водители не ведут разговоров с пассажирами и неукоснительно соблюдают скоростной режим. Зеленый огонек за лобовым стеклом означает, что такси занято, а красный – свободно.

Финляндия. Специальный цвет для такси не предусмотрен. Таксомоторы, как правило, окрашены в темный цвет, а знаком, что такси свободно, является горящий желтый огонек на крыше.

Лондон. До недавнего времени такси в Англии были только чёрного цвета, чёрные кэбы были такой же визитной карточкой Лондона, как и красные автобусы. Это скорее проявление уважения к традициям и истории, так как обязательного требования не существует. Но сегодня на улицах можно встретить автомобили самых разных расцветок, чаще всего на бортах такси красуется реклама. Но конструкция автомобилей осталась  консервативной. В кэбах обязательно присутствует перегородка между водителем и пассажирами.

Франция. Водители в основном ездят на своих автомобилях, поэтому единой окраски такси не существует. Но в последние годы правительство настойчиво рекомендовало таксистам приобретать автомобили черного цвета.


Самый большой в мире таксопарк обслуживает пассажиров в Мехико. Он насчитывает 60.000 машин. Примерно 15% из них – это зеленые или сиренево-желтые «жуки», остальные представляют собой автомобили различных марок и расцветок.

В официальном такси на боковом стекле должна быть приклеена лицензия таксиста, с его фотографией и отпечатками пальцев.

Гонконг. По приблизительным подсчётам, в Гонконге ежедневно совершается около миллиона поездок на такси. Все службы такси лицензированы и регламентированы Департаментом транспорта Гонконга. Лицензиями на оказание соответствующих услуг обладают таксомоторные компании, ассоциации владельцев автомобилей и независимые автовладельцы. 

Виды такси в Гонконге

В Гонконге нет единого такси, на котором можно было бы проехать из любой точки города. Здесь существуют три типа такси, маркированные определенным цветом, и имеющие право осуществлять перевозку пассажиров только в определённые районы города:  

Городские (красные) – 15250 машин

Новые Территории (зеленые) – 2838 машин

Остров Лантау (голубые) – 50 машин 

В Объединённых Арабских Эмиратах, как правило, нижняя часть такси окрашена в кремовый цвет, а верхняя часть в корпоративные цвета и украшены логотипом таксопарка. Женщинам запрещено останавливать на улице машину без опознавательных знаков такси, так как это будет неправильно воспринято. А садиться в такси дамам разрешено только на заднее сидение. Но самое главное – в большинстве Эмиратов уже успешно работает «женское» такси: все автомобили розового цвета, водители только женщины, и ездить в этом такси также могут только женщины. 


У каждой таксомоторной компании в Таиланде свой цвет или комбинация цветов окраски машин. Такси в Бангкоке бывают в основном желто-зеленого цвета или сине-красного. В последнее время появились такси оранжевого и розового цвета.

Основной цвет такси Германии – слоновая кость. В модельном ряду преобладают дизельные Mercedes E-class.

В Израиле такси исключительно белого цвета

Испания. Стоит обратить внимание на то, что в различных городах цвет такси заметно отличается, но их объединяет единое световое табло и зеленый огонек, который горит, когда такси свободно. Например, в Барселоне окрас чёрно-жёлтый, а в Мадриде – белый.

Китай. Чаще всего в качестве такси используются автомобили китайских моделей или европейских марок (но тоже китайской сборки). Наиболее типичный цвет такси - красный. Но, например, в Шанхае встречаются такси разных расцветок, каждая из которых служит отличительным знаком определенной фирмы.

В разных греческих городах такси окрашены в разный цвет. Например, в Афинах они желтые, в Салониках - сине-белые, а в сельской местности чаще всего серебристо-серые.

В СССР и России до недавнего времени требования к цветовым гаммам такси не применялись.


В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз.

ГАЗ-А - первый массовый советский легковой автомобиль, заменивший в такси все имеющиеся иномарки.

Знаменитая "Эмка", выдержавшая все тяготы Великой Отечественной войны-с успехом эксплуатировалась в сложном режиме работы в такси.

 В 1940 году на линию выходило 3000 таксомоторов М-1

В 1940 году на линии работало 55 таксомоторов ЗиС-101. Маршруты ЗиСа связывали московские вокзалы и аэропорты, тариф на них был выше, чем на М-1, поэтому пассажиры едущие в одном направлении полностью занимали автомобиль, тогда на каждого из них в отдельности приходилась сравнительно небольшая сумма. Индивидуально машину заказывали в особо торжественных случаях.

После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

ГАЗ -21Т

Красавица "Волга" в конце шестидесятых получила в Москве раскраску - крышу красного цвета, за что её сразу окрестили "Красная шапочка".

Модели московского автомобильного завода, такие как Москвич 402 и Москвич 2141 тоже использовались для работы в такси, но массового применения не получили вследствие низкого качества изготовления, конструктивных слабостей и малого моторесурса.


ГАЗ-24

«Креветка» - так московские таксисты называли двадцать четвёртую "Волгу". 

ГАЗ-24-04 "Волга"

На шоферском жаргоне - "сарай", в салон автомобиля, при умелой погрузке, помещались две диван-кровати "Молодежная"

Последней моделью, которая использовалась в государственных таксопарках до их закрытия, был ГАЗ-3110

До 1991 года в Москве активно действовали двадцать одно таксомоторное предприятие и 5 автокомбинатов. Их услугами пользовались миллионы москвичей и гостей столицы.

После распада Советского Союза жизнь государственных таксопарков начала приходить в упадок и в конечном итоге они прекратили своё существование. Им на смену начали робко приходить предприниматели на личных автомобилях. Можно сказать, что только перед самым началом 21 века такси в России начинало своё возрождение. За довольно короткий срок практически в каждом населённом пункте предоставляется услуга перевозки легковыми автомобилями. Такси постепенно стало успешно заменять общественный транспорт в силу своей доступности. Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» «Наши люди на такси в булочную не ездят» со временем ушла в прошлое.

Однако, был период, когда на протяжении 20-ти лет деятельность такси государство не регулировало, а в 2005 году было даже отменено лицензирование, что заметно снизило качество и безопасность услуг. На рынок хлынул поток желающих не столько работать постоянно и профессионально, сколько подработать.

Сейчас такси – это одна из самых высокотехнологичных транспортных отраслей. Бурно развиваются средства связи и передачи информации, модельный ряд автомобилей широк и разнообразен.

Однако, развитие технологий и неопределённая единая позиция законодательной и исполнительной власти, не только в России, но и в некоторых других странах, привели к тому, что количество нелегальных таксистов начало семимильными шагами увеличиваться. Об этом вам уже сказали предыдущие и расскажут следующие докладчики.

Обзорная статья составлена и проиллюстрирована TaxiLife

Узнать больше об истории такси вы можете пройдя на эту страницу.

taxilife.ru

История появления такси в мире

Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.

История такси берет своё начало во Франции с 18 века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры”, в честь покровителя садоводов — святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце 19 века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат ”Извозчик, такса за проезд по соглашению”. Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.

В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей – такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.

Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.

В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.

В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель может попытаться вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут — будет сделано все возможное, чтобы помочь вам.

Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау – синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».

Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи  и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

smitnews.ru

История Такси в России - id77

Здравствуйте уважаемые.
Не так давно мы с Вами разбирали 2 текста про такси. Про разные страны мира: https://id77.livejournal.com/1881467.html и про незабвенную "Антилопу-Гну", которая тоже по сути своей являлась именно такси: https://id77.livejournal.com/1759295.html
Ну а сегодня я захотел немного вспомнить про историю такси у нас в стране.
Итак...
Точную дату появления такси установить точно. Официально же считается, что это произошло в самом конце 19 столетия, когда петербургский предприниматель А. Абрикосов дал объявление об «отпуске моторов на прокат», а годом позже фирма «Фрезе и К°» организовала сдачу в наем электрических и бензиновых автомобилей собственной постройки в Петербурге и Варшаве. Но дело не пошло. Настолько, что пследующий автомобиль с тксомоторм появился в Санкт-Петербурге только в 1906 году. И на этот раз удачно. Очень удачно 🙂

Пример столицы сразу же нашел последователей и в других городах страны. В Москве первый таксомотор согласно архивным данным вышел на линию в сентябре 1907 года, примерно тогда же появились такси в Гельсингфорсе и пошло-поехало :-)) Хотя, справедливости ради только в Санкт-Петербуре и Москве пассажирские перевозки приобрели массовый характер,а самих экипажей было большое количество.
В Москве,скажем, авто красили в красный цвет, и разнообразие моделей было немалым. Тут и американский Oldsmobile, и Darracq (Франция), и NAG (Германия), и FIAT (Италия) и опять-таки германские Adler с Benz.

Забавно,что остались впечатления от поездок на таксомоторахтех времен. Вот что писал купец первой гильдии Мамликов в 1910 году своей супруге в Воронеж: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».
По мне - очень забавно :-)))

В Санкт-Петербурге все было немного по-другому. Во-первых большее разнообразие машин, а во-вторых, гораздо большее количество расцветок. Каждое предприятие имело свои как бы сейчас сказали корпоративные цвета. Первым появились "голубые таксомоторы" - Форды предпринимателя Фриде, затем были «Белые таксомоторы», «Зеленые таксмоторы», «Красные таксомоторы» и даже "оранжевые машины". В эксплуатации в Санкт-Петербурге находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали не очень дорогие, но качественные французские машины Charron и немецкие Opel, достаточно много было такси Panhard-Levassor, NAG, Gaggenau, Stoewer и Brennabor, Rossel-Peugeot, Benz , Dürkopp, Clément-Bayard, Laurin-Klement, Berliet, Oryx, Metallurgique, Komnick и Adler.

С началом Первой Мировой войны в 1914 году началась мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться, к 1917 году их оставалось около 200 единиц, как правило это были старые, изношенные и технически не пригодные к военной службе машины.
Октябрьские события 1917 года положили конец таксомоторному промыслу в России, почти все частные автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты.
Во времена НЭПа начала 20-х годов имели место робкие попытки частных предпринимателей возобновить в России таксомоторный промысел, в основном в провинции. Развитию частной деятельности мешали объективные причины, прежде всего, острый дефицит в стране автомобилей и запасных частей к ним. Частные предприниматели не имели возможности купить новые машины и были вынуждены использовать для пассажирских перевозок устаревшие автомобили, часто неисправные.

Только спустя семь лет советское правительство занялось возрождением таксомоторного дела – в декабре 1924 года Моссовет принял решение о покупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT. Как раз я писал об этом,говоря о том, почему прогорел Адам Козлевич :-))
21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые советские такси – 10 новеньких, закупленных во Франции автомобилей Renault. В Орликовом переулке был построен первый советский таксопарк – гараж на 60 машин.

В 1926 году в Париже ежедневно выезжали на линию 16 000 такси, в Лондоне – 8 300, Берлине – 8 000. В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали не линию всего лишь 120 автомобилей. В Ленинграде возобновление таксомоторных перевозок произошло еще позже. Первый ленинградский таксомоторный парк открылся 14 июля 1929 года при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Парк получил 37 открытых автомобиля Ford. В 1930 году город на Неве обслуживало 83 таксомотора.

В 30-х годах в СССР началась эксплуатация в качестве такси первых автомобилей советского производства – ГАЗ А, ГАЗ М1 и ЗИС 101, отечественный таксомотор вступил в «эпоху возрождения». Ну а дальше - Вы знаете :-))
Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

История такси в России

Развитие перевозок в России началось еще задолго до того, как появились первые автомобили. Будущие «таксисты» в то время назывались извозчиками, а в роли транспортных средств использовались различные виды экипажей, отличающиеся внешним видом, качеством отделки, лошадьми и, конечно же, соответствующей ценовой политикой.

 

Первые экипажи

Наиболее доступными были «ваньки» ― деревенские экипажи, которые в основной своей массе обслуживали мелких чиновников, приказчиков и зажиточных мещан. Чуть выше в иерархии извозчиков заняли место «лихачи». Эти транспортные средства отличались быстрыми лошадьми и лакированными колясками, немного отличающихся своей конструкцией от «ванек». Как правило, увидеть такие экипажи можно было возле ресторанов, гостиниц и прочих мест, которые часто посещались богатыми людьми, любящими комфорт и развлечения.

Однако этим список транспортных средств не ограничился. Самыми дорогими экипажами стали «голубчики». Они отличались не только своими внешними особенностями, но и специальными колокольчиками, которые сопровождали езду приятной мелодией. Их клиентами были влиятельные особы, которые могли себе позволить заплатить за проезд, не ощущая никаких сложностей.

Извозчики на автомобилях

Долгое время извозчики в России перевозили людей на своих экипажах, пока в 1907 году одна из популярных газет «Голос Москвы» не поведала своим читателям о первом появлении в столице извозчика на автомобиле. С этого момента практически каждый из работников транспортной сферы мечтал обзавестись своей собственной машиной и вскоре многие так и сделали.

В конце 1924 года столичной администрацией было принято решение о создании своего собственного «советского» парка такси. Вскоре у заграничных производителей были куплены наиболее подходящие для перевозок автомобили, а уже через десять лет в автопарк начали внедряться отечественные машины, что позволило увеличить его в несколько раз.

Символика

Впервые шахматная полоса на борту кузова такси появился в послевоенное время. Начиная с 1948 года кроме него на автомобилях можно было заметить зеленый огонек, который позволял клиентам понять, что машина в данный момент не занята.

Откуда появились шашечки на такси? Ответить трудно. Существует слишком много теорий на этот счет. Главное, что развитие таксопарка в России позволило людям повысить свой уровень комфорта, а также получить в свои руки надежный инструмент для экономии времени.

 

 

mastertaxi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *