8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Микроавтобус из кавказской пленницы – Чудо-автобус из «Кавказской пленницы» / Назад в СССР / Back in USSR

Содержание

Чудо-автобус из «Кавказской пленницы» / Назад в СССР / Back in USSR

Начиная с 1967 года не одно поколение советских, а затем и постсоветских людей смотрело и пересматривало культовую кинокомедию «Кавказская пленница». Там в конце героиню на горном шоссе подхватывает какая-то необыкновенная машина-микроавтобус, которую почти никто не видел в реальной жизни.
Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.

Оригинал взят у

pos1t1ve в Забытые «Старты» шестьдесят третьего…

Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…

С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.

Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.

Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.

Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.

Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.

Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.
«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга». Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно.


Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.

Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.

«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой.

Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта.

Публикация в газете «Наука и жизнь»

Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика

В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.

В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс», иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс» размещен в титуле этой статьи.Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.


Фото Александра Каменского

Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.

Автобус луганской сборки. Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца

По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу«Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…

back-in-ussr.com

Легендарный микроавтобус “Старт” из фильма “Кавказская пленница”

Комментарии: 1

Кто не помнит тот момент в фильме «Кавказская пленница», когда Шурик попрощался с Ниной, посадив ее в «маршрутку». Мало, кто знает, что это был микроавтобус «Старт».

Идея выпустить что-то необычное, современное, пришла в голову заведующему автохозяйством Луганской области (УССР) А.Антонову. Разработка велась под руководством ведущего инженера Г.Дьяченко. А дизайн легендарного микроавтобуса принадлежит Ю.Андросу.

Машина собиралась на базе ГАЗ-21 «Волга». А вот кузов был полностью выполнен из пластика. Поэтому конструкторам пришлось предусмотреть надежную раму. Лобовое и заднее стекло было позаимствовано у модели УАЗ-452.

В салоне микроавтобуса вполне комфортно могло разместиться восемь пассажиров. А вот в кабине места было не так много. Водителю было весьма неудобно управлять машиной. Про безопасность такого авто просто помолчим.

Однако надеждам луганских энтузиастов о серийном производстве «Старта» не суждено было сбыться. Всего было выпущено около 150 экземпляров.

  • Новые запчасти или б/у: преимущества и недостатки

Смотреть все фото новости >>

Поделиться Сообщить об ошибке

Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

как найти car.ru Просмотров: 11496   |   Источник: car.ru   |   Автор: Дмитрий Плотников

Известный немецкий автобренд BMW представил новую версию авто Z4 M40i. «Родной брат» новинки Toyota Supra смог продемонстрировать больше мощности, в сравнении с той, которую заявили.

Раньше новостной портал car.ru передавал, что новая вариация Toyota Supra, являющаяся почти точной копией родстера BMW Z4, смогла продемонстрировать в рамках динамического стенда больше мощности, в сравнении с тем, которую заявляли производители.

Смотреть все фото новости >>

Её место теперь занял баварский спорткар. Данное транспортное средство показало мощность в 382 лошадиные силы. Это намного больше, в сравнении с тем, что заявляла компания BMW.

В свою очередь силовой агрегат нового транспортного средства показал во время различных тестов крутящий момент в диапазоне 540 — 576 Нм.

Ресурс раньше сообщал, что по заверениям представителей бренда, новая вариация BMW Z4 способна осуществлять разгон до первой сотни за 3,9 секунды.

В свою очередь, это на полсекунды быстрее в сравнении со стоковой модификацией Toyota Supra, которая оснащается аналогичной силовой установкой.

Смотреть все фото новости >>

Как стало известно, именитый французский автобренд Renault готовит кроссовер нового поколения. Речь идет о модели Renault Duster. Разработки ведутся в Индии.

Смотреть все фото новости >>

Про технические характеристики «Дастера» третьего поколения пока что мало что известно. Но одна неприятная новость все же просочилась. Сообщается, что в новой линейке будут отсутствовать машины с дизельными агрегатами.

В целом, такая тенденция в общем-то выглядит вполне логично на общем фоне ужесточения экологических норм. Также данная новость может говорить о том, что обсуждаемая новинка в том числе будет впоследствии предлагаться и на европейском авторынке.

Представители компании Renault в беседе с журналистами отметили, что новый Duster не будет сильно отличаться внешне от актуальной сегодня версии. Но его интерьер и оснащение изменятся глобально. Причем до такой степени, что машину реально можно будет назвать новым поколением Duster.

Курьезность момента еще заключается в том, что разработки ведутся в Индии, а производить новинку будут в Бразилии, Индонезии, Колумбии и РФ.

По силовой части, вероятно, будет сделан уклон на гибридные установки.

Напишите в комментариях, отказ именитых автопроизводителей от дизельных агрегатов по вашему мнению — это верный шаг?

Смотреть все фото новости >>

Рекордное превышение скорости зафиксировано на Крымском мосту.

Смотреть все фото новости >>

В местном отделе ГИБДД называют цифру в 243 км/ч, которую развил один из автомобилей. Такая скорость свидетельствует о рекордном превышении разрешенного порога для этого объекта с уже мировым именем.

Представители дорожной полиции обращают внимание, что такая скорость для моста опасна уже сама по себе. Даже с учетом большого желания поскорее попасть на отдых, такой темп движения нельзя оправдать. Это создает опасность для других автомобилей. Также существует риск повреждения мостовых конструкций.

На всей протяженности моста установлено суммарно 10 комплексов фотофиксации нарушений. Вся информация в режиме онлайн поступает в центр контроля и управления движением. Служба безопасности оперативно реагируют на возникающую дорожную ситуацию. С учетом частых погодных изменений, оперативно изменяется информация и на электронных знаках, ограничивающих скорость.

Отмеченное нарушение, скорее, было заранее спланировано. Вряд ли водитель не знал о действующей системе контроля. Провоцирующим фактором стало само осознание, что «ты ехал по Крымскому мосту 240 км/ч». О размере наказание в ГИБДД пока не сообщили.

Смотреть все фото новости >>

car.ru

Чудо-автобус из «Кавказской пленницы» — История и современность

Начиная с 1967 года не одно поколение советских, а затем и постсоветских людей смотрело и пересматривало культовую кинокомедию «Кавказская пленница». Там в конце героиню на горном шоссе подхватывает какая-то необыкновенная машина-микроавтобус, которую почти никто не видел в реальной жизни.

Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.


Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…

С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.

Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году  РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.

Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».

Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.

Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.

Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.

Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых  производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.

Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному».  Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.

«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга».   Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно.


Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.

Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы  кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.

«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой.

Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта.

Публикация в газете «Наука и жизнь»

Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика

В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы  просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.

В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс» ,иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс»  размещен в титуле этой статьи.

Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.

Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.

Автобус луганской сборки.  Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца

По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу «Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…

visualhistory.livejournal.com

Фальстарт: история разработки и судьба советского микроавтобуса Старт

Несколько поколений советских и российских телезрителей при просмотре культовой «Кавказской пленницы» задавались вопросом: что за необычный автобус мелькает на кадрах в конце кинокартины? Автомобиль привлекал внимание в первую очередь эффектным дизайном – особенно если учесть год выхода фильма в прокат (1967) и сравнить внешность машины с советскими Запорожцами и Москвичами.

 

Многие считали, что это какая-то иномарка, некоторые утверждали, что это – новая модель микроавтобуса, которая еще не пошла в серию. Правдой не было ни то, ни другое – в комедии Гайдая успел засветиться Старт – один из самых интересных советских микроавтобусов со сложной судьбой.

Своими руками

После того, как коллектив молодых энтузиастов Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ) успешно построил прицеп-дачу со стеклопластиковым кузовом, инженеры замахнулись на большее – полноценный автомобиль, причем вагонной компоновки. Идея «объять необъятное» двигала советскими конструкторами при активной поддержке начальника главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А. С. Антонова.

1 / 5

Кадры из кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (1967)

2 / 5

«Кавказская пленница» (1967)

3 / 5

«Кавказская пленница» (1967)

4 / 5

«Кавказская пленница» (1967)

5 / 5

«Кавказская пленница» (1967)

Как на любом советском заводе, для работ над проектом микроавтобуса на предприятии при экспериментальном участке был организован соответствующий отдел. Поскольку работа со стекловолокном требовала опыта и знаний специфики материала, в ней приняли участие и два выпускника ХАДИ, уже имевшие практические знания относительно изготовления стеклопластиковых кузовов.

1 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43 фирмы «DeAgostini-Автолегенды СССР» (2011).

2 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

3 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

4 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

5 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

6 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

7 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

8 / 8

Модель микроавтобуса Старт в масштабе 1:43

По сути, в этот момент началось не только (и не столько) проектирование собственно автомобиля, сколько разработка технологии изготовления кузова из стеклопластика, что на тот момент в СССР было относительно малоизученной темой, в которой активно трудились в основном самодельщики. Именно поэтому в процессе работы сразу же возникла масса технологических трудностей, связанных как с компоновочными работами по макету, так и со спецификой материала.

Статьи / История

Самоходы особовые: польский автопром времён социализма

(FSO) Fabryka Samochodow Osobowych S.A Самым известным производителем в Польше того времени был варшавский Завод Легковых Автомобилей FSO. Интересная деталь: практически за все время существования…

41172 13 14

Выполненный в стиле «аэродинамичного барокко» масштабный макет (1:10) двухобъемного микроавтобуса изготовил художник-дизайнер Ю. Андрос. Затем его внешность согласовали как с остальными участниками проекта, так и с партийным руководством – не будем забывать, что на дворе стояли шестидесятые годы ХХ века. На базе изготовленного в натуральную величину гипсового макета будущего Старта была выклеена контрформа, повторяющая линии и формы макета. Она и стала технологической основой для будущих кузовов микроавтобусов.

Несмотря на рамную конструкцию автомобиля с агрегатами ГАЗ М-21, который был выбран в качестве донора как наиболее подходящий, для увеличения несущей жесткости конструкции в кузове использовались металлические закладные элементы, на которые крепились пол и двери – иначе выполнить переход к сварной раме было бы сложно.

Судьба ему благоволила…

Первый изготовленный в конце 1963 года Старт был выполнен как туристический: в салоне предусмотрели три сиденья-дивана, отсеки для посуды, столик на капоте двигателя, а в багажном отделении даже установили умывальник!

Сборка первого экземпляра была приурочена к заседанию коллегии Госкомитета автопрома СССР, что, разумеется, наложило авральный отпечаток на темпы работ и доработки «по живому». Тем не менее Старт сделали вовремя, и прототип, преодолевший около 1 000 км из Донбасса в столицу советской Родины, смог «взорвать мозг» общественности – как представителям СМИ, так и в самом Кремле. Пилотный экземпляр даже выставили на ВДНХ и, разумеется, продемонстрировали первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву, позитивная реакция которого и определила легкий старт луганского Старта.

Старт на Красной площади

Первые полсотни экземпляров должны были появиться в любом случае уже в начале 1964-го, ведь после удачного дебюта 50 машинокомплектов из Горького были «закреплены» за САРБ. Один микроавтобус руководство завода решило дальновидно подарить первому секретарю ЦК КП Украины Пётру Ефимовичу Шелесту, что могло дать проекту дополнительную поддержку со стороны всемогущей партийной элиты республики. «Шелестовский» Старт был не туристическим, а пассажирским, но комплектация предусматривала отдельные «опции», недоступные простым смертным – например, автономную «гэбэшную» спецсвязь.

Старты на первомайской демонстрации 1964 года

Таким образом, работникам САРБ все же удалось наладить мелкосерийное производство Стартов, один из которых как раз и отправился на «Мосфильм», после чего «засветился» в киноленте Гайдая. Другой известный общественности востока УССР Старт трудился на областной телестудии города Луганск в качестве специального автомобиля с антеннами и громкоговорителями, смонтированными прямо на кузове.

Старт луганских телевизионщиков отличался наличием спецоборудования

…но жаль, недолгою была…

Впоследствии Старты производили на «бэушных» узлах и агрегатах отживших своё Волг-такси, добавив к пятидесяти экземплярам из первой партии за три года еще примерно столько же. Таким образом, в общей сложности в Северодонецке в период с 1964 по 1967 годы было произведено примерно сто экземпляров необычного микроавтобуса. Большинство из них работало в качестве «маршруток», некоторые Старты находились на балансе местных предприятий, а один даже трудился в ГАИ. Реальная эксплуатация микроавтобусов выявила недостаточную жесткость конструкции, а также нестабильность материала – иначе говоря, стеклопластиковые панели от перепадов температур и других нагрузок быстро покрывались трещинами и приходили в негодность.

Старт редко можно было встретить на советских дорогах. Тем не менее отдельные экземпляры ездили аж до конца восьмидесятых годов XX века!

Статьи / История

От маршрутки до Формулы: социалистический автопром стран Прибалтики

Латвия Начало Еще в конце XIX века на предприятии «A.Leutner&Co» выпустили велосипед и мотоцикл, а уже затем перешли к сборке автомобилей. Это нельзя было назвать полноценным производством,…

22888 1 21

Дальнейшая «миграция» Старта во многом связана с самим Антоновым, с самого начала выступавшим идеологическим вдохновителем проекта. В 1964 году советского чиновника перевели в совнархоз Донецка. Именно поэтому Антонов инициировал передачу дублирующей оснастки на одну из донецких автобаз, где по той самой контрформе было изготовлено около десяти микроавтобусов, получивших собственное название «Донбасс».

Высокая стоимость (почти вдвое дороже обычной Волги!), трудоёмкость и нетехнологичность изготовления стеклопластиковых кузовов на сварной раме определили незавидную судьбу Старта, который годился для «самодельщиков», но слабо подходил даже для мелкосерийного производства. Вдобавок у проекта оказалось немало противников, которые по разным причинам противодействовали энтузиастам, создавшим необычную машину, оказавшуюся вдобавок не слишком долговечной в силу конструктивных особенностей кузова из полимерного материала.

В 1966 году выпуск Стартов на САРБ начали потихоньку сворачивать, но директор ЛАСЗ (Луганского Автосборочного завода) настоял на том, чтобы оснастку для производства Стартов собственными силами освоили на его предприятии.

Старты разных заводов можно было отличить по форме центральной стойки между дверью и боковым окном

Правда, кузова Стартов на ЛАСЗ выклеивали сверху деревянного макета, а не внутри контрформы, что еще больше увеличивало трудоёмкость. Фактически, каждый из 20 кузовов работникам завода пришлось выклеивать вручную. Внешне автомобиль луганского производства можно узнать по наклонной боковой стойке вместо треугольной, да и ходовая часть «Луганчиков» отличалась от исходной «волговской», ведь на ЛАСЗ использовали детали от подвески автомобиля более высокого класса – ГАЗ М-12 (ЗиМ), что положительно сказалось на плавности хода микроавтобуса.

В 1966-м на САРБ был создан еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом – на этот раз легковой. Двухдверная Заря с дизайном Ю. Андроса была выполнена по той же схеме, что и Старт – пластиковые панели и агрегаты «двадцать первой» Волги. Увы, заводчанам не удалось изготовить даже сколько-нибудь массовую партию машин, и дело ограничилось всего несколькими экземплярами.

…и все ж машина умерла

Поскольку минавтопром СССР в дальнейшем никак не поддерживал проект Старт, а горьковский автозавод более не поставлял машинокомплекты, выпуск автомобилей на обоих предприятиях был прекращен.

Тем не менее именно Старт оказался первым советским автомобилем со стеклопластиковым кузовом, получившим широкую известность. Ведь опыт московского автозавода имени Лихачева в постройке стеклопластиковых кабин на тот момент был засекречен.

Во многом изначально «кустарная» технология и использование дефицитных агрегатов от «чужой» Волги и определили незавидную участь красивого и необычного по сути автомобиля.

Эффектный, но непрактичный Старт был вытеснен ульяновскими и рижскими микроавтобусами. Автомобильная оттепель начала «шестидесятых» закончилась так же быстро, как и оттепель партийная, ведь к тому времени Хрущев уже был смещен с должности «дорогим Леонидом Ильичом», который любил хорошие автомобили, но при этом оставался партийным функционером, а не амбициозным производственником.

www.kolesa.ru

В музее автомобильной техники появился автобус из «Кавказской пленницы»

Это тот самый автобус, на котором в конце фильма уезжала Нина.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма «Кавказская пленница», тот самый, на котором героиня картины Нина уезжает в конце фильма, появился в музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме.

Как отмечают в музее, микроавтобус можно назвать воплощением хрущевской оттепели: его в первой половине 1960-х годов сконструировали не по плану, утверждённому в Москве, а благодаря инициативе на местах.

Экспериментальный микроавтобус «Старт» был создан энтузиастами Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ) при поддержке руководства Луганского совнархоза. Специалисты САРБ под руководством инженера Г. В. Дьяченко первоначально занимались разработкой стеклопластикового кемпингового прицепа, но потом проект перерос в создание туристического микроавтобуса на базе ГАЗ-21 «Волга».

К работе над новинкой привлекали выпускников Харьковского автодорожного института. В итоге получился автобус с уникальным для того времени кузовом и необычным футуристическим дизайном. «Старт» произвёл фурор сначала на уровне Украинской ССР, а затем и во всесоюзном масштабе.

Микроавтобус называют воплощением хрущёвской оттепели.

Настоящей изюминкой нового автомобиля стал стеклопластиковый кузов – тогда применение пластмасс в промышленности, в том числе в автомобилестроении, было очень актуальным.

В 1964 году в Северодонецк поступило 50 машинокомплектов «Волг» с Горьковского автозавода и началось мелкосерийное производство «Стартов». Через год обсуждалось развёртывание крупносерийного производства, но не сбылось.

– Во время проработки проекта выяснилось, что экспериментальный микроавтобус имеет ряд серьёзных недостатков, делающих его производство непозволительной роскошью, – рассказали в музее.

«Старт» хотели запустить в широкомасштабное производство, но нашли много недостатков.

Так, стеклопластиковый кузов выклеивался практически вручную, что делало очень высокой стоимость производства. Кроме того, «Старт» был менее экономичен, чем ставшие уже привычными к тому времени в СССР микроавтобусы Рижской автобусной фабрики РАФ-977. Также недостаточно прочными оказались отдельные элементы кузова. В частности, у микроавтобуса были слабые узлы крепления дверей – после многократных открываний/закрываний двери чуть ли не отваливались. Это исключало возможность использования «Старта» в качестве маршрутки.

У микроавтобуса при частом открывании отваливались ручки дверей.

В конечном итоге, как только на автобазе закончились необходимые машинокомплекты, производство инновационных микроавтобусов сошло на нет.

Напомним, что недавно в новом автомобильном музее УГМК появились три советских правительственных машины: ЗИС-110, ЗИМ (ГАЗ-12) и ГАЗ-13 «Чайка».

Добавим, что попасть в Музей автомобильной техники, расположенный на территории АО «Уралэлектромедь», можно на бесплатном автобусе, который теперь отправляется с выставочной площадки военной техники.

Текст: Ирина АХМЕТШИНА
Фото: Музей автомобильной техники УГМК

www.e1.ru

Чудо-автобус из «Кавказской пленницы» — С миру по нитке, а у меня блог.

Начиная с 1967 года не одно поколение советских, а затем и постсоветских людей смотрело и пересматривало культовую кинокомедию «Кавказская пленница». Там в конце героиню на горном шоссе подхватывает какая-то необыкновенная машина-микроавтобус, которую почти никто не видел в реальной жизни.
Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.

Оригинал взят у pos1t1ve в Забытые «Старты» шестьдесят третьего…

Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…

С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.

Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.

Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.

Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.

Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.

Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.
«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга». Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно. 

Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.

Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.

«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой. 

Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта. 

Публикация в газете «Наука и жизнь»

Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика

В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.

В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс», иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс» размещен в титуле этой статьи.Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.
Фото Александра Каменского


Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.

Автобус луганской сборки. Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца

По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу«Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…

http://back-in-ussr.com

 

sanurvolmaris.mypage.ru

Чудо-автобус из «Кавказской пленницы» — sibnarkomat

Начиная с 1967 года не одно поколение советских, а затем и постсоветских людей смотрело и пересматривало культовую кинокомедию «Кавказская пленница». Там в конце героиню на горном шоссе подхватывает какая-то необыкновенная машина-микроавтобус, которую почти никто не видел в реальной жизни.

Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.


Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…

С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.

Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году  РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.

Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».

Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.

Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.

Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.

Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых  производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.

Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному».  Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.

«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга».   Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно.


Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.

Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы  кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.

«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой.

Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта.

Публикация в газете «Наука и жизнь»

Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика

В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы  просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.

В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс» ,иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс»  размещен в титуле этой статьи.

Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.

Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.

Автобус луганской сборки.  Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца

По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу «Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…

sibnarkomat.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.