В первые послевоенные годы у отечественных инвалидов Отечественной войны первое время не было даже инвалидных колясок. Ездили они на четырехугольном деревянном ящике с колесиками-подшипниками, отталкиваясь при этом от мостовой деревянными колодками.
7.
Конструкторы же Серпуховского завода в это время и не думали сидеть, сложа руки. Переосмысление не очень удачной конструкции С-1л привело к созданию первой классической «инвалидки». Ею стала знаменитая С3А (эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV, о котором мы рассказывали год назад. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали жёлтые мотоциклетные номера.
10.
yarodom.livejournal.com
На это у Юрия Веснина ушло 4 года.
Все автомобили пенсионер отыскал на просторах Кировской области и сейчас планирует принимать на них участие в парадах ретро-техники.
– Юрий Николаевич, расскажите, как эти машины попали к вам в руки?
– Трёхколёсную СМЗ С1Л мы нашли в лесу за Даровским районом. От неё тогда, конечно, мало что оставалось – один сгнивший кузов. Железо всё я делал сам, двигатель нашёл родной, задний мост родной, переднюю вилку только пришлось поставить от мотороллера «Вятка».
СМЗ С3А или в простонародье «Моргуновка» (на такой машине ездил Евгений Моргунов в знаменитом фильме «Операция Ы») мне досталась битая, поэтому тоже пришлось повозиться. Автомобиль 1965 года выпуска, у него даже табличка с техническими данными сохранилась.
А последняя машина, СМЗ С3Д, вообще 42 года стояла во дворе дома в Фалёнках. Бывший владелец на ней с платформы до двора доехал и всё, у неё 8 километров на одометре было. А факт в том, что я залил бензина, подкачал и она заработала. Спустя 42 года!
Все эти двухместные автомобили-мотоколяски, которые выпускались «Серпуховским мотоциклетным заводом» с 1952 по 1997 год. Так как они предназначались для инвалидов, у них полностью ручное управление, педалей нет. Двигатели у них стоят от мотоциклов, одноцилиндровые, объёмом от 123 до 346 кубических см. Мощность тоже маленькая от 4 до 12 лошадиных сил.
– Долго вы их восстанавливали?
– Машины я приобрёл года четыре назад, занимался ими в основном зимой, с 8 утра до 5 вечера. Я не жестянщик, а сварщик-самоучка. Всё железо надо выгнуть, днище приварить, всё подогнать, поэтому времени на восстановление ушло много. Но работа была в радость.
– Уже удалось прокатиться на них?
– Ездить на них я не планирую, только если на парады и различные выставки ретро-техники. Сами понимаете: их надо на учёт ставить, страховать, а у меня столько техники – я же без штанов останусь. Да и гаишники у нас почему-то лютуют.
В прошлый год выезжал на 9 мая на мотоцикле «Ирбит», ему 60 лет. Не успел остановиться – идёт сотрудник и требует документы и страховку, хотя у организаторов договорённость была, что со старой техники спрашивать не будут. Понятно же, что она весь год в гараже стоит.
Сколько бывал в других городах, там наоборот – специально для участников на старинной техники дороги перекрывают и потом сопровождают колонну, чтобы мало ли чего не произошло, – а у нас что? Лучше бы тогда совсем не разрешали выезжать.
– Какие дальнейшие планы?
– Хочу найти и восстановить самую первую мотоколяску, выпускавшуюся в СССР – КМЗ К-1В, её ещё называют «киевлянкой», так как она выпускалась на Киевском мотоциклетном заводе. Это такой одноместный трёхколёсный мотоцикл. И очень хочу отыскать ГАЗ-67 – полноприводный автомобиль, который выпускали в годы войны. Его ещё называют «козлом». Пока что попадается только ГАЗ-69, но он не такой редкий и особого интереса не представляет.
1istochnik.ru
В истории отечественного автопрома свою нишу занимают интересные машины – мотоколяски. Похожие по принципам действия и на автомобили, и на мотоциклы, они по своей сути не являются ни тем, ни другим. Последним представителем данного класса машин стала мотоколяска «СЗД». Продержаться в производстве ей удалось аж до 1997 года. Что же это за агрегат, и зачем он был нужен?
Во второй половине 20-го века мировая автомобильная промышленность развивалась семимильными шагами. Улицы европейских городов постепенно заполнялись машинами. В Советском Союзе не у всех была возможность приобретения личного автомобиля. При этом государство все же старалось проявлять заботу о своих гражданах. К тому же в стране, пережившей страшную войну, появилось большое количество людей с ограниченными возможностями. В связи с этим возникла идея создания недорогого транспортного средства для обеспечения потребностей этой категории граждан. Машина должна была получить кузов небольшого автомобиля и двигатель от мотоцикла. Инвалидная мотоколяска «СЗД» стала венцом эволюции таких транспортных средств. Их распределением между гражданами занимались органы соцобеспечения. Выдавались они на 5 лет. Через два с половиной года машине полагался бесплатный ремонт. По истечении эксплуатационного срока мотоколяска «СЗД» сдавалась обратно взамен на новую.
В 1952 году на свет появилась «С-1Л». Кузов мотоколяски по форме напоминал утюг, так как имелась задняя ось с двумя колесами, а спереди колесо было только одно. Это иногда могло создавать трудности при езде по грунтовой дороге в ненастную погоду. Машине приходилось самостоятельно прокладывать себе третью колею по центру. Кроме того, такое распределение опорных точек обеспечило коляске слабую устойчивость. Это представляло серьезную опасность для водителя, поскольку при двигателе в 7,5 л. с. аппарат мог развить скорость до 55 км/ч. Все же коляска дарила своему обладателю определенный комфорт. Складывающаяся брезентовая крыша успешно защищала его от осадков.
В 1956 году, после кардинальной модернизации предыдущей модели, в серийное производство поступила мотоколяска «С-3А». Она оснащалась мотоциклетным двигателем ИЖ-49, который имел уже 10 л. с. Несмотря на такую солидную прибавку в мощности, проходимость машины не улучшилась. Коляска получилась слишком тяжелой (425 кг) и прожорливой (5 л на 100 км). Не радовала производителя и высокая себестоимость модели.
Недостатки предыдущего варианта конструкторы попытались исправить в «С3Д», выпущенной в 1970 году. Модель оснастили новыми гидравлическими тормозами торсионной задней подвеской и новой отопительной системой салона. Улучшенный двигатель мотоколяски «СЗД» в 12 л. с. добавил ей мощности. Машина вместо брезента получила металлическую крышу. Длина кузова составила 2,6 м, а его масса – почти полтонны. В целом, нельзя сказать, что мотоколяска «СЗД» оправдала все ожидания потребителей. Однако в истории, несомненно, сохранится след самой идеи о том, как можно получить гибрид автомобиля и мотоцикла.
fb.ru