8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Руль в мотоцикле – Типы мотоциклетных рулей

Содержание

Ближе к телу — настраиваем органы управления — журнал За рулем

Мы открываем эту рубрику в помощь тем, кто серьёзно интересуется вопросами эксплуатации своего мотоцикла, кто хочет, чтобы он работал долго, надёжно и с максимальной отдачей, кто любит технику и хочет лучше разобраться в ней. Наш первый «практикум» посвящён эргономике мотоцикла. Даже простейший байк позволяет настроить органы управления «под себя», что позволит отыграть немало секунд на треке, не устать в дальнобое и с честью выйти из критической ситуации.

001_MOTO_0210_062

Садясь в любой, даже самый простой автомобиль первый раз, каждый водитель интуитивно ищет ручки и кнопки регулировок сиденья и после ряда манипуляций, как правило, находит удобное именно для него положение. Затем наступает очередь зеркал, а в дорогих машинах руля, магнитолы, климат-контроля, функций подвески и так далее. Настраивать «под себя» современное авто можно долго и самозабвенно.

Но, наблюдая за теми, кто собирается прокатиться на мотоцикле, порой видишь совсем другую картину — наскоро поправив зеркала, новоиспечённый тест-пилот срывается с места в карьер. Зачастую результаты такого «теста» бывают крайне необъективны. Не отстроенный под водителя мотоцикл — как и ненастроенный музыкальный инструмент — удовольствия не доставляет!

Мы часто забываем, что у современных мотоциклов, как, впрочем, и у их предков, есть богатый арсенал регулировок, позволяющий повысить комфорт водителя, а, значит, и степень его активной безопасности.

ДОРОЖНЫЕ МОТОЦИКЛЫ. Классический дизайн, фара, закреплённая на перьях вилки, прямая удобная посадка. Устроившись в седле, положите руки на руль, а пальцы рук на рычаги сцепления и тормоза. Удобно? Уверены? Кисти рук на руле должны лежать естественно, продолжая прямую линию предплечий, а силы указательного и среднего пальцев должно быть достаточно, чтобы уверенно выжимать как сцепление, так и передний тормоз.

005_MOTO_0210_063

На дорожных мотоциклах посадка должна быть естественной: спина почти прямая, руки слегка согнуты в локтях и расслаблены, кисти свободно лежат на рукоятках руля. Посадка не должна ограничивать движение руля — за наружной ручкой не нужно тянуться, а внутренняя не должна толкать или зажимать руку. Если удобно сесть не удаётся, попробуйте отрегулировать положение руля.

На дорожных мотоциклах посадка должна быть естественной: спина почти прямая, руки слегка согнуты в локтях и расслаблены, кисти свободно лежат на рукоятках руля. Посадка не должна ограничивать движение руля — за наружной ручкой не нужно тянуться, а внутренняя не должна толкать или зажимать руку. Если удобно сесть не удаётся, попробуйте отрегулировать положение руля.

Как правило, на руле в районе места крепления есть метка, которая, по замыслу конструкторов, должна совпадать с плоскостью разъёма крышек постелей руля. Но если рукам некомфортно, можно немного повернуть руль от базового положения (от или на себя). Помните, что на крышках постели руля нужно затягивать сначала передние болты (установленным моментом), и только потом задние. В результате сзади, между крышками и траверсой получается небольшой, но необходимый зазор. После регулировки аккуратно поверните руль от упора до упора. Убедитесь, что в новом положении он свободно вращается и не задевает детали мотоцикла.

002_MOTO_0210_062

Метки «среднего» положения руля в кронштейнах верхней траверсы. Вместо риски на некоторых мотоциклах — точка.

Метки «среднего» положения руля в кронштейнах верхней траверсы. Вместо риски на некоторых мотоциклах — точка.

Убедитесь также, что ваши пальцы не окажутся защемлёнными, скажем, между рулём и баком (правда, это чаще происходит на шоссейных мотоциклах). Проверьте, не натягивается ли сверх меры трос газа в крайних положениях руля, свободно ли возвращается ручка. Один мой приятель позорно разложился на глазах у посетителей модного кафе из-за перетянутого троса газа. При развороте трос сам «добавил газку», и удивлённый владелец модного нейкеда с грох

www.zr.ru

Органы управления мотоциклом / Чтиво / БайкПост

Тематика очень обширная и интересная. Конечно же, можно превратить всё это в книгу, но я постараюсь изложить материал кратко, чётко и понятно.

В данной статье я начну плавно. Вы погрузитесь в мир от краткого устройства рычагов управления до их особенностей и тонкостей использования. Данный материал направлен полностью на новых людей в мотокультуре и главной его целью дать понять человеку, что хороший Японский мотоцикл это предел совершенства.

Визуально поделим мотоцикл поперёк на две части – переднюю и заднюю.

К передней части мы отнесём элементы управления:

1. Передняя вилка
2. Руль или клипоны
3. Рулевой демпфер (на схеме его не видно, так как он может быть как внутри, так и снаружи, я опишу его ниже в статье отдельно)
4. Тормозной механизм
5. Сцепление
6. Газ

1. Передняя вилка


Передняя телескопическая вилка мотоцикла играет очень важную роль. Она бывает обычная (стаканами в низ) и перевёрнутого (стаканами вверх). Преимущества вилки перевёрнутого типа в том, что она имеет более жесткую и прочную конструкцию, т.е. ее не сломать и не согнуть при прыжке с бордюра или же в фигуре стопи.


Вилки перевёрнутого типа ставят на спортбайки, где точность и прочность механизмов очень важна на больших скоростях. Так же в вилке есть опции, которые можно регулировать на свой вкус — настройки предварительного поджатия пружины и гидравлики отбоя (в простонародье «на отбой»). Т.е. вилку можно настроить жёстко или же наоборот мягко. При интенсивном торможении ее будет легко сложить и оторвать заднее колесо от асфальта, но речь сейчас не о станте 😉

2. Руль и клипоны


Клипоны – это рукояти, за которые мотоциклист держится двумя руками и кричит ЙЙЙХААА!!! :).

Почему клипоны называют клипоны? 🙂 Потому, что это не полноценный руль, а его окончания, которые крепятся за стаканы вилки над траверзом (у спорттуристов), для придачи мотоциклисту более удобной «сидячей» посадки удобной для дальних поездок; и под траверзой (у спортбайков), для придачи мотоциклисту «лежачей» гоночной посадки. Смотрим на схемы рисунков ниже:

Клипон на спорттуристе:


Клипон на спортбайке:

Траверзы в мотоцикле две — верхняя и нижняя:

3. Рулевой демпфер


Рулевой демпфер – это простыми словами говоря амортизатор для руля. Обычно на серийных мотоциклах рулевой демпфер установлен на нижней траверзе и как правило без опций, что для стантрайдера немного не подходит (рисунок выше, там есть и демпфер). Но бывает с завода идёт мотоцикл без демпфера и его можно отдельно приобрести и установить как правило над верхней траверзой.

Вообще существует очень много рулевых демпферов и так же вариантов их установок: и над верхним траверзом, и под верхним траверзом и сбоку и как хочешь. Единственное, что хочу порекомендовать приобретать демпфер, который устанавливается чётко над верхним траверзом и имеет регулировку жёсткости. Кстати, удовольствие не из дешёвых, хороший демпфер 800 евро.

Пример:


Он выполняет очень важные функции. При ускорении мотоцикла, его передняя часть разгружается, и давление колеса на асфальт близиться к нулю, при этом руль может «расколбаситься» в разные стороны. Вот как раз демпфер и сдерживает «расколбас» руля. Это автолюбителю может напомнить ремень безопасности, когда ты пристёгнут и можешь свободно двигаться, но чуть резче и он уже блокируется. В рулевом демпфере на мотоцикле приблизительно такой же эффект, но без полной блокировки 🙂

4. Тормозной механизм


Передний тормозной механизм состоит из машинки, бачка с тормозной жидкостью, шланга, который соединяет машинку и суппорт в одно целое, непосредственно тормозной суппорт и тормозной диск. Рычаг тормоза с машинкой и бачком расположены на правом клипоне.

Схема тормозного механизма в целом:



Собственно устройство простое в конструкции, и думаю, что описать его подробно не имеет смыла. Хочу лишь обратить внимание, на регулировку тормозного рычага, который мы зажимаем (одним пальчиком) не всей лапой 🙂 и конечно же на суппорт, который обычно двух-поршиньковый а бывает даже 3-ёх.

Наглядный пример на мотоцикле:

5. Сцепление


Сцепление в спортбайке, устроено так же просто, как и тормоза. На левом клипоне расположен рычаг сцепления, к которому подключён тросик сцепления, ну и дальше по старой схеме к рычагу который стоит над звездой двигателя и давит шток, который делает своё дело :). На рисунке выше можно увидеть рычаг сцепления.

6. Газ


О ручке газа на мотоцикле написана замечательная статья на нашем сайте :). Если есть вопросы, могу дополнить в комментариях.
К задней части мы отнесём:


1. Задний маятник
2. Задний моноамортизатор
3. Тормозной механизм

1. Задний маятник


На рисунке выше под меткой №1 изображен задний маятник — в действии. Задний маятник – это несущая всей задней конструкции мотоцикла. Крепление заднего маятника очень простое – всего одна ось, которая соединяет его с рамой (передней частью мотоцикла). От темы маятника плавно передвигаемся к теме заднего моноамортизатора.

2. Задний моноамортизатор


Моноамортизатор так же связывает собой задний маятник и раму в одно целое. Моноамортизатор служит – для амортизации задней подвески в целом и так же может иметь опции регулировки как и передняя вилка:



3. Тормозной механизм


Тормозной механизм задней части спортбайка полностью повторяет передний механизм. Он так же имеет педаль тормоза, бочёк с тормозной жидкостью, машинку, тормозной шланг и суппорт (как правило 1 поршеньковый), т.к. на зад супер мощные тормоза не нужны. Достаточно небольшого усилия ноги и заднее колесо байка заблокируется намертво.

В чём же различия переднего и заднего тормоза? Об этом я напишу в следующей статье, т.к. тема отдельная и весьма интересная.

Читая статью, наверняка в подсознании вы для себя отметили, что это похоже на устройство мотоцикла, но вспомнив тему топика, всё станет на свои места 😉

Подводя итог выше сказанного, рычаги управления в спортбайке – это все перечисленные узлы и механизмы, которые друг друга дополняют, выполняют каждый свою важную функцию и работают чётко!

Статья написана по просьбе ArSoron, так что если тема кому-то пришлась по душе, поддайте газку парню 😉

bikepost.ru

Замена руля на мотоцикле

Замена руля на мотоцикле — тюнинг, к которому прибегают некоторые мотоциклисты. Некоторые меняют руль на клипоны, некоторым не нравится, как выглядит штатный руль, а кому-то с ним просто неудобно. В конце концов, рост и длина рук у всех нас разные, и желание подогнать свой мотоцикл «под себя» обосновано и объяснимо. К тому же любители брутальных чопперов зачастую любят ставить высокие рули ape hanger, а-ля «превед медвед». Стиль, знаете ли, штука такая… На вкус и цвет, как говорится.


Стоит оговориться сразу, что замена руля на другой, сильно отличающийся от штатного, сопряжена с кое-какими дополнительными трудностями. Если же вы хотите заменить руль вашего мотоцикла на другой, но слегка от него отличающийся, например, по форме, то всё будет гораздо проще. Только сначала узнайте
диаметр руля мотоцикла
, так как если вы ошибётесь с диаметром, не удастся после замены поставить на место штатные пульты и рычаги. Впрочем, это дело на десять секунд, и вам потребуется только штангенциркуль.

Как уже сказано выше, дополнительные трудности возникают только в том случае, если новый руль, например, заметно выше или шире штатного. В таком случае вам попросту не хватит длины тросов, проводов и шлангов, и их придётся менять. Но разве же эти мелкие проблемы могут остановить упорного байкера? Проще всего тут придётся владельцам мотоциклов Harley-Davidson. На байки этой легендарной марки тюнинга просто навалом, в том числе в продаже можно найти подходящие к конкретной модели тросы любой длины. Правда, заказывать их придётся, скорее всего, с E-Bay или из американских каталогов, так как в наличии подобных штуковин в мотомагазинах обычно нет.


Итак, давайте по порядку. Предположим, что вы хотите поставить другой руль, и вам необходимо заменить всё вышеперечисленное — тросы, шланги и проводку. Начнём с проводки, так как это проще всего. Наиболее лёгким вариантом будет разрезать провода и нарастить их, аккуратно впаяв подходящие провода. Затем всё это можно заизолировать и убрать в чёрную термоусадку, чтобы сохранить пристойный внешний вид и уберечь проводку от влаги. Шланги нарастить проще — просто замерьте, какой длины шланги вам нужны, и купите их, заменив старые.

Дольше всего при замене руля мотоцикла обычно приходится повозиться с тросами. Подходящей длины готовых тросов с нужными «бобышками» в продаже обычно нет, поэтому приходится делать их самому. Наиболее распространённый способ таков: покупается трос подходящей длины, с него срезаются наконечники, а другие наконечники, позаимствованные со штатных тросов, напаиваются на него, и вуаля — трос готов. Если же штатные тросы портить не хочется, то можно купить набор «бобышек», например, на том же E-Bay или в популярном немецком интернет-магазине Loius. Замена ручек руля на мотоцикле труда не составляет — это на тот случай, если такая замена входит в ваши планы.

Как видите, заменить руль на мотоцикле можно и самостоятельно, не платя за это большие деньги в каком-нибудь мотосервисе. Всё, что вам потребуется, это прямые руки, инструмент, немного времени, немного денег и большое желание сделать из своего байка то, что вам нравится.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

LiveJournal

ragingbiker.ru

Критерии подбора руля для мотоцикла — АвтоМания

Большинство мотоциклистов не задумываются о замене штатного руля, пока он сохраняет свою форму и характеристики. В большинстве случаев, желание заменить руль приходит после аварии, когда штатный управляющий элемент не подлежит ремонту. Также, купить новый руль можно, если вы проводите тюнинг байка и хотите создать кастомную модель.

Выбрать руль для мотоцикла https://motakuji.com.ua/cat202-rulj-na-motocycl.html поможет магазин Motakuji, в котором этот элемент представлен самыми ходовыми моделями.

Чтобы правильно подобрать руль для байка, важно соблюдать основные критерии:

  • Диаметр;
  • Ширина вылета;
  • Ширина секции для монтажа рулевого элемента.

 

Главным критерием считается диаметр трубы, отличающийся в зависимости от модели мотоциклов. Если подобрать руль неподходящего диаметра, после его замены вы не сможете подключить рычаги управления. Точно узнать диаметр трубы нужно, в случае, если вы хотите поменять ручки руля.

 При выборе руля на байк учитывайте ваши личные эстетические предпочтения и габариты транспортного устройства. Слишком большой размах ручек будет выглядеть смешно, а с узким рулем вам будет сложнее управлять. 

Габариты крепежной секции определяйте точно, поскольку на нее монтируются ручки и переключатели.

Важный критерий подбора рулевой трубы – материал изготовления: сталь, алюминий. Большинство рулей создаются из стали, алюминий применяется для рулевых труб, которые устанавливаются на кроссовые и спортивные байки. Для повышения характеристик прочности некоторые модели рулей оснащаются перегородкой по центру.

 Самые распространенные типоразмеры рулевой трубы для байков эндуро – 22.2 мм и 28.6 мм.

Большинство рулей выпускаются с ровной трубой, одинакового диаметра по всей длине. Рули переменного сечения, то есть, с диаметром, который изменяется на разных участках, отличаются высокими параметрами прочности. В таких моделях диаметр части в центре – 28.6 мм, а на ручках – 22.2 мм. Такие рули отличаются е только повышенной прочностью, но и эффективным гашением тряски и ударов.

Рули переменного диаметра, в которых по центру установлена перемычка, отлично выдерживают падения, менее подвержены деформациям.

 Для мотоциклов категории чопперы предпочтительно выбирать руль диаметром 25 мм. Такое требование вызвано простой эстетикой: на массивном байке лучше смотрится габаритный руль.

avtomaniya.com

Зачем мотоциклу руль? - Июль 2011 года

80

81

КОНКУРС«ВСЁ ЧУВСТВУЮТ, А ОБЪЯСНИТЬ НЕ МОГУТ», – ТАК МОЖНО ПОДЫТОЖИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОТВЕТЫ ЧИТАТЕЛЕЙ НА ЗАДАЧУ О ТОМ, ПОЧЕМУ МОТОЦИКЛИСТ НА СЕРПАНТИНЕ МОЖЕТ ПОЧТИ НЕ ПОВОРАЧИВАТЬ РУЛЬ, А АВТОМОБИЛИСТУ ПРИХОДИТСЯ ВСЕ ВРЕМЯ КРУТИТЬ БАРАНКУ. УДИВИТЕЛЬНО, НО СРЕДИ ОТВЕТОВ НА СТОЛЬ ВРОДЕ БЫ НЕСЛОЖНЫЙ ВОПРОС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТОЧНОГО НЕ НАШЛОСЬ НИ ОДНОГО.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 04ЗАЧЕМ МОТОЦИКЛУ РУЛЬ?Многие ответы по сути содержат утверждение, что мотоцикл поворачивает оттого, что наклоняется, а наклоняется оттого, что водитель C рулит туловищем. Так, Вадим Мататов вспомнил про моноцикл и инαn трацикл, которые прекрасно обходятся без A B D руля, а изменение трас a b ектории происходит L только с помощью на1. Геометрия и развесовка мотоцикла. А – точка пересечения оси поворота переднего колеса с опорной клона транспортного поверхностью, В, D – точки контакта шин с опорной средства. Но ведь сам поверхностью, С – центр тяжести мотоцикла (чем он по себе наклон мотовыше, тем тяжелее «закладывать» байк в поворот), цикла еще не повод L – база, с – вылет. для поворота. жен быть меньше, нужна стабильАвтомобили, например, наклоняются в противоположную от пово- ность на траектории – угол больше. Кстати, чтобы мотоцикл острее отрота сторону и ничего, как-то пореагировал на движение руля, ворачивают. опытные мотоциклисты тормозят Многие связывали возможность до самого поворота – за счет заповорачивать с наклоном рулевой колонки и вылетом переднего коле- грузки вилки меняется геометрия са (рис. 1). Однако наклон оси порулевого управления. Но собственворота колеса и вылет есть и у авно в повороте рулить-то почти не томобиля. И именно он заставляет требуется! колесо стабилизироваться при двиДавайте на время отвлечемся от жении по прямой. Этим пользуются нашего вопроса и рассмотрим, как конструкторы: нужно сделать мото- вообще мотоциклист начинает поцикл более «вертким» – угол долворот. Конечно, без руля тут не обходится, но первое движение 2. Изменение геометрии происходит в сторону, противопои развесовки при повороте ложную повороту – так называеруля в статике. У мотоцикла A мое контрруление. Многие из тех, B’ за счет вылета передней B вилки при повороте руля, кто пытается освоить этот прием, например, влево произойдет и не подозревают, что коли они восмещение рулевой колонки обще ездят на мотоцикле (или веи соответственно всей лосипеде) уже владеют им – хопередней части мотоцикла вправо. При этом происходит тя бы потому, что иначе на более смещение центра тяжести или менее приличной скорости намотоцикла с водителем клонить аппарат внутрь поворота C C’ вправо. То есть поворот просто нельзя. Движение это поруля сдвигает общую массу мотоцикла и пилота от рой незаметно для самого водитецентра, даже когда мотоцикл ля, но сила инерции (или, как ее стоит на месте. Кто еще называют в данном случае, достаточно хорошо овладел центробежная) мгновенно завалимотоциклом (велосипедом) знает, что используя вает байк наружу, после чего воэто смещение, свое тело D дитель возвращает руль «в нейи тормоз-газ (педали) можно траль» (или почти в нейтраль – это удерживать мотоцикл зависит от скорости, геометрии (велосипед) на месте, не касаясь земли. и загрузки байка, размера и свойств шин и т.п.) – и проходит поворот. В повороте, чтобы заузить траекторию, руль нужно толкать от себя, чтобы распрямить – наоборот. В статике (и на малых скоростях, когда силы инерции невелики), байк начинает падать от поворота руля внутрь (рис. 2), причем с увеличением наклона действие этой силы бывает трудно скомпенсировать – и мотоцикл, если ему не хватает скорости, может упасть. Естественно, что на малых скоростях, когда нак лонить мотоцикл на приличный угол невозможно, приходится намного активнее работать именно рулем, поворачивая по автомобильному. Итак, мы выяснили, как поворачивает мотоциклист – наклоняя байк. Но за счет чего же поворачивает мотоцикл? Автомобиль поворачивает благодаря тому, что повернуты передние колеса – сила трения в пятне контакта и жесткость каркаса шины обеспечивают следование по заданной траектории (хотя и существует так называемый увод – следствие эластичности шины). А вот мотошина, благодаря округлому профилю протектора при наклоне ведет себя как конус: внутренняя ее часть имеет меньший радиус, чем внешняя (рис. 3). В результате возникает сила, тянущая колеса (и ве

www.zr.ru

ГЛАВА 2. НАСТРОЙКА МОТОЦИКЛА. Потратьте время на свой байк — Байки о байках

Мало кто умеет настраивать байк лучше, чем Джереми Макгрэт – из-за этого кажется, будто на трассе он совсем не прикладывает усилий.

За последние десять лет технологии шагали вперед семимильными шагами, вместе с этим постоянно возрастала важность правильной настройки мотоцикла. Помимо планового техобслуживания, мотоцикл должен быть настроен под конкретного человека, с учетом его роста, массы, физических кондиций и стиля вождения. А ведь нужно еще учитывать погоду и особенности трассы. В общем, количество вариантов настроек трудно посчитать, а их необходимость трудно переоценить.

Опытные гонщики составляют с мотоциклом одно целое, они текут по местности, а не сражаются с ней. Мотоцикл должен быть продолжением вашего тела, а значит должен подходить вам, как перчатка.

Правильная настройка абсолютно необходима. Чем лучше мотоцикл соответствует вашим запросам, тем больше удовольствия вы получаете. На фотографии Стив Хэтч настраивает положение рычагов тормоза и сцепления в своей домашней мастерской в Скоттдейле, Аризона. В атакующей стойке рычаги наклонены под тем же углом, что и руки, или чуть ниже. Хорошее начало для собственных изысканий

Настройка не является разовым мероприятием, это процесс, занимающий часы и дни, даже если вы ездите по одной и той же трассе и одних и тех же условиях. Поэтому очень важно вести журнал, в котором фиксируются все принятые меры. В этой главе вы найдете общие рекомендации, на основе которых сможете найти собственные настройки.

Руль

Очень важно правильно подобрать руль. В продаже можно найти большое количество рулей разной высоты и ширины.

Как правило, высокие водители предпочитают высокие рули, а менее вертикально одаренные гонщики – низкие. Однако, персональные предпочтения могут отличаться, так что попробуйте несколько вариантов.

Чтобы понять, какой руль вам нужен, сделайте следующее, Ослабьте крепления руля и проверните его так, чтобы он был от вас как можно дальше. Потом установите мотоцикл на площадку, сядьте в седло, как вы обычно сидите при езде, и закройте глаза. Теперь протяните руки и возьмитеcь за воображаемый руль. Он то и будет самым подходящим для вас. Осталось только подогнать реальный руль под воображаемый.

Проверните руль обратно и затяните болты. Снова усядьтесь, закройте глаза и возьмитесь за руль. Вполне возможно, что руль окажется не в идеальной позиции. Попробуйте подогнать руль под воображаемый идеал. Если это окажется невозможным, подыщите себе другой. Лучше всего взять старый руль с собой в магазин и сравнить его с новыми. Так проще выбрать модель, которая будет повыше или пониже, поближе или подальше и т.д.

Стойка влияет на ваши предпочтения при выборе руля. По мере роста мастерства стойка будет меняться, так что периодически проверяйте, по-прежнему ли руль удобен для вас.

Последняя мода в конструировании рулей – нижняя часть трубы делается очень толстой. Renthal Twinwall и Answer Protaper снискали славу самых прочных рулей на рынке. К сожалению, им требуются специальные зажимы, а в некоторых случаях и специальные траверсы

Вне зависимости от предпочитаемой формы руля, нужно выбирать алюминивые модели, поскольку они прочнее. Стальные дешевле, но и погнуть их легче. Алюминивые рули, особенно высококачественные, покроют разницу в цене после нескольких самых безобидных падений. Помимо обычных рулей, Renthal выпускает очень популярную линейку моделей, опробованную на трассах мировых и национальных чемпионатов.

Рули ProTaper от Answer Product не имеют перекладины и, как следует из названия, (to taper – заострять) сужаются к концу. В основании же, крепящемся в верхней траверсе, руль очень толстый. ProTaper стоит порядка $180, причем в комплект не входит крепеж. Если ваш байк оснащен снимаемыми зажимами, вам достаточно купить более широкие за $50, если же нет – придётся раскошелится на новую верхнюю траверсу за $150. Но эти траты окупятся очень скоро, особенно если вы относитесь к тем сорвиголовам, которые постоянно гнут рули.

Ширина руля тоже может варьироваться. Кроссмены и участники ралли-рейдов используют стандартные рули, шириной 30-31 дюйм. В кантри-кроссе и эндуро рули поуже, 28-29 дюймов, потому что на узком мотоцикле легче пробираться среди деревьев в лесу. Помните, что чем уже руль, тем труднее рулить, ведь плечо силы меньше.

Но вот вы купили руль подходящей формы и ширины, осталось только подобрать угол наклона. Большинство гонщиков предпочитают крепить его параллельно земле, но некоторые, например, Рики Кармайкл, крепят его гораздо ниже, с сильным наклоном. Выглядит неуклюже, но для агрессивной езды невысокого Кармайкла это то, что надо.

Составные зажимы для руля

Эта верхняя траверса оснащена снимаемыми зажимами для руля, сделанными для рулей типа Twinwall или Protaper. Зажимы можно поворачивать, изменяя таким образом расстояние между рулем и гонщиком. Некоторые компании выпускают зажимы разной высоты, чтобы увеличить диапазон настройки

В начале 90-х на рынке появились составные зажимы, позволяющие изменять место крепления руля. Появилась возможность поставить его ближе или дальше от гонщика. Отдельные модели позволяют настраивать и высоту крепления. Некоторые мотоциклы уже в стоке оснащаются крепящимися на резину зажимами для руля. Их можно перевернуть на 180 градусов, чтобы изменить расстояние между рулем и сиденьем. Как правило, диапазон регулировок не очень широкий, так что сама возможность скорее относится к области тонких настроек.

Гоночные команды заказывают наборы из зажимов разной высоты с шагом в 1 мм, для бескомпромиссной настройки под конкретного гонщика. Множество компаний выпускают составные траверсы, но наиболее известно продукция от Pro Circuit, Factory Connection, RG3, BPR и Applied Racing.

Рукоятки

Рукоятки бывают самых разных форм и размеров, и изготавливаются из разных типов резины. Стоят они не более 10-15 долларов, но сильно влияют на управляемость. Так что не бойтесь экспериментировать

В магазинах можно найти множество рукояток на любой вкус и кошелек. Во избежание мозолей, многие гонщики срезают несколько слоев резины. Однако, такие рукоятки становятся более скользкими, что особенно плохо в условиях мокрой гонки. Кроссмены предпочитают рукоятки помягче, эндуристы – пожестче, потому что они меньше изнашиваются.

Без специальной проволоки не обходится ни один серьезных гонщик. Помимо болтов и гаек, с ее помощью фиксируют и рукоятки на руле

Рукоятки должны приклеиваться к рулю специальным клеем и дополнительно фиксироваться проволокой, иначе существует вероятность, что они соскочат с руля во время гонки и потеряются.

Рычаги

Рычаги тормоза должны быть под рукой вне зависимости от положения гонщика на мотоцикле. Если они закреплены слишком высоко, ими неудобно пользоваться при езде стоя, а если слишком низко, то при езде сидя.

Рычаги тормоза и сцепления должны быть короче руля на 10 мм, тогда они будут реже ломаться при падении. Чтобы померить – просто прижмите рычаг к рулю

Для начала ослабьте крепление рычагов и сядьте на мотоцикл. Поверните рычаги так, чтобы они составляли с руками одну линию, когда вы сидите в атакующей позиции, и затяните их в соответствии с рекомендациями производителя. В обычной стойке ваши пальцы должны удобно лежать на рычагах. Если ваши руки в правильном положении (локти подняты), то рычаги будут повернуты вперед. При регулировке рычагов, следите за правильным положением тела.

Концы рычагов должны быть примерно в 10 мм от концов руля, иначе они могут сломаться при падении. ASV и ARC выпускают рычаги собственной разработки, которые при падении загибаются вперед. Каждый из них стоит $60, но гонщики полюбили их за невероятную надежность.

Рычаг и хомут рычага сцепления для последних хондовских моделей CR125 или CR125R отлично подходят и к другим мотоциклам. Хомуты от Хонды позволяют идеально настроить усилие на рычагах и их можно использовать со многими моделями кроссовых и внедорожных мотоциклов.

Хомут рычага сцепления

Хомуты от сторонних производителей в отличии от заводских обладают некоторыми интересными особенностями. Cамые продвинутые оснащены нейлоновым вкладышем, крепяшимся между хомутом и рулем. Благодаря ему хомут плотно держится, но проворачивается при падении, предохраняя рычаг от поломки. Современные хомуты позволяют менять расстояние от рычага до руля, что позволяет подстроить их под разные размеры ладоней. Также они облегчают подтяжку тросика сцепления, теперь это можно делать даже во время гонки. Владельцам четырехтактных мотоциклов следует обратить внимание на хомуты с интегрированным рычагом подсоса (hot start lever), они позволяют расчистить место на руле.

Сиденье

Сиденье также необходимо настраивать под гонщика, либо с помощью чехла, либо меняя его набивку. Хотя большинство спорстменов вполне устраивают заводские седла, на рынке можно найти сиденья с набивкой разной жесткости. Чехлы же делаются из более фрикционных материалов, что исключает все нежелательные ерзанья во время гонки. Особенно хорошо они работают при правильной посадке, когда гонщик сжимает мотоцикл коленями.

Если вы высокого роста, или у вас проблемы с коленями, сделайте себе седло повыше, добавив под обивку поролона. Невысоким же гонщикам следует уменьшить высоту седла, срезав поролон большим кухонным ножом. Для суперкросса седло срезается у бака, что дает возможность принять правильное положение в повороте. В любом случае, не срезайте слишком много, а то пластиковая основа седла отобьет вам пятую точку.

Рычаг переключения передач

Благодаря тому, что посадочное место на оси нарезано мелкими зубцами, рычаг можно настроить под любого гонщика. Неоригинальные рычаги отличаются от заводских формой и, как правило, они дешевле. Их делают из стали, поэтому они хоть и тяжелее, зато прочнее оригинальных алюминиевых.

Для начала установите педаль переключения передач на одном уровне с подножкой

Рычаг следует установить так, чтобы он был на одном уровне с подножкой. Если вам нравится, можете поставить его чуть повыше или пониже, главное, чтобы вы могли переключать передачи и сидя, и стоя.

Педаль тормоза

Педаль тормоза как правило устанавливается чуть ниже подножки

Ее положение не менее важно. Для начала установите ее так, чтобы она была но одном уровне с подножкой. Потом попробуйте поставить ее повыше или пониже. Цель – добиться того, чтобы вы могли эффективно тормозить и сидя, и стоя. Когда вы подберете подходящую позицию, проверьте, не прикусывают ли колодки. Поскольку колодки расширяются при нагревании, сделайте несколько кругов, активно пользуясь задним тормозам, а потом проверьте их положение еще раз.

Шины

Если вы видели кольцевые автогонки, то наверняка поняли важность правильного выбора шин. Конечно, заводские команды используют шины, изготовленные по спецзаказу, но и простые смертные могут подобрать себе шины на любой вкус. Для начала присмотритесь, какие шины используют мастера на трассах, подобных вашей. Выбор всегда остается за вами, потому что даже производители дают только самые общие рекомендации.

Подойдите к выбору шин со всей серьезностью. Шины от Bridgestone, Dunlop, Metzeler, Michelin и Pirelli являются лучшими на рынке. Рисунок и состав смеси очень важны, но еще важнее, чтобы шины не были изношены. Как только края шашек скругляются, они теряют сцепление с грунтом

Следует помнить, что изношенные шины плохо работают в любых условиях. Сточенные края шашек ухудшают сцепление. Профессионалы меняют шины перед каждым заездом, вам следует решить, как часто вы будете это делать. Можно продлить покрышкам жизнь, повернув их на ободе на 180 градусов, нужно только понимать, что это ухудшит торможение. Передняя шина как правило ходит гораздо дольше задней. Разные условия требуют разных покрышек. Всегда помните, что скруглённые шашки уменьшают сцепление с грунтом.

Большинство шин рассчитано на давление 12-15 psi (0,85-1 атм). Чем меньше давление, тем больше сцепление и тем больше вероятность прокола.

Чтобы не бояться проколов, можно поставить проставку между ободом и шиной, сделанную из специальной пены. Их выпускают Michelin и Moose Racing, стоят они от $100 до $130. Dunlop делают что-то похожее, только его проставка имеет внутри камеру с воздухом.

К сожалению, такую проставку не просто установить, требуется специнструмент. Изнашивается она очень быстро, особенно при нагреве. Производители постоянно работают над продлением жизни таких проставок.

Мотоцикл на колесах с проставками ведет себя иначе, чем на обычных колесах с камерами. Именно поэтому в проставках Dunlop используется камера с воздухом, она дает возможность контролировать чувствительность к ударам.

Подвеска

Настройка подвески – самая важная и трудная часть тюнинга. Жесткость пружин, масло в вилке, внутренние клапана, отбой и сжатие, поджатие и, самое главное, тип мотоцикла – все это влияет на управляемость самым непосредсттвенным образом. Объяснить все тонкости в двух словах невозможно. Прочитайте инструкцию по эксплуатации мотоцикла и книжку Motocross and Off-Road Motorcycle Performance Handbook, там много про это написано. Хотя только про настройку подвески кроссового мотоцикла можно написать отдельную книгу.

Если вы решите поменять заводскую подвеску на тюнинговую, посоветуйтесь с продвинутыми райдерами и спортсменами, они это делают сразу после покупки нового мотоцикла. Выясните, что на рынке подходит для вашего байка и ваших любимых трасс. Сотни компаний предлагают свою продукцию в Соединенных Штатах и каждая имеет собственное мнение по поводу подвесок.

Высота перьев вилки

Вы можете влиять на управляемость поднимая и опуская вилку в траверсах. Чем выше перья, тем лучше байк рулится, но тем хуже он ведет себя на прямиках. Опустите перья и появится стабильность, но тогда ухудшится управляемость. Траверса на снимке оснащена зажимами для руля, позволяющими менять его положение относительно гонщика

Как правило, гонщики поднимают перья на 5-10 миллиметров. Для агрессивного руления их можно поднять и повыше, пока не упрутся в руль. Платой за управляемость станет ухудшение стабильности на скоростных прямиках и тряска руля. И наоборот, есть вы поставите перья пониже, так чтобы кромка была на одном уровне с верхней стороной траверсы, вы улучшите стабильность, но снизите управляемость.

Защита

Мощные направляющие цепи обеспечивают отсутствие перебоев в подаче момента к заднему колесу. Кроме того, с ними цепь движется более равномерно, а значит меньше изнашивается

Существует великое множество приспособлений, уберегающих мотоцикл от поломок при падении. Как правило, в кроссе они используются по минимуму, а в офф-роуде по максимуму. Works Connection – самый популярный производитель в этом сегменте. Высоким качеством изделий компания завоевала преданность многих профессионалов.

Защиты двигателя

Существует великое множество устройств, защищающих мотоцикл от повреждений при падениях. Этот поддон он Works Connection создан для мотокросса. Он крепится несколькими болтами за 10 минут и защищает низ рамы и картер двигателя. Более крупные поддоны используются в оффроуде и защищают крышки мотора, нижние трубы рамы и водяную помпу

Это толстая алюминиевая пластина, крепящаяся под двигателем. Как правило, она защищает картер и раму. Существуют версии побольше, они защищают водяную помпу и даже выхлопную трубу. Большие поддоны как правило используются в офф-роуде, кроссмены же предпочитают первый тип, он полегче.

Защита выхлопа

Если вы планируете ездить вне спортивных трасс, ваши трубы, согласно законодательству, должны быть оснащены искрогасителями, омологированными Лесным министерством США. Модель на снимке предназначена только для спортивных трасс

Она используется в офф-роуде и защищает переднюю часть выхлопной трубы от вмятин.

Защита рамы

Используется и в мотокроссе и в офф-роуде для защиты нижней части рамы в месте крепления маятника. Правильные изделия защищают от повреждений и задний тормозной цилиндр. В сочетании с защитой двигателя, она способна сильно продлить жизнь рамы вашего мотоцикла.

Защита переднего тормозного цилиндра

Это небольшая пластина, выполненная из алюминия, используется и в кроссе и в офф-роуде. Сравните ее цену и цену цилиндра и вы поймете, в чем кроется секрет популярности этого устройства.

Защита радиатора

Защита радиатора используется как в кроссе, так и в офф-роуде. Помимо защиты от летящих камней и прочего мусора, защита делает радиаторы прочнее, и они не гнутся при падениях. Новый радиатор стоит от $250, а защита $70. Несложные вычисления проделайте сами

Давно используется в офф-роуде, но в последнее время набирает популярность и мотокроссе. Двойная алюминиевая пластина с отверстиями защищает супердорогой радиатор от камней, веток и прочих неприятностей. За пару радиаторов придётся отдать $600, защита в десять раз дешевле.

Bark buster

Эта металлическая защита рук используется для гонок по лесу. Она также делает руль прочнее.

Защита рук

Пластиковые щитки крепятся на руль, чтобы защитить кисти гонщика от летящих камней, грязи и прочего мусора. Как правило, они используются в офф-роуде. Дополнительный бонус – при дожде и в холодную погоду руки меньше мерзнут. Есть модели со спойлерами, они защищают руки более эффективно.

Защита переднего тормозного диска

Как правило она пластиковая, но бывает и алюминивая. Защищает диск от повреждений. Часто встречается в стоковой комплектации.

Защита заднего тормозного диска

За форму ее называют акулий плавник. Изготавливается из металла, как правило, алюминия, защищает от повреждений задний диск.

Как проще всего оттюнинговать мотор? Заменить заднюю звездочку! Добавьте лишний зуб, и байк станет лучше ускоряться, правда при этом упадет максимальная скорость. И наоборот – уменьшите количество зубьев, и ваша максималка возрастет, но отклики на газ станут вялыми
Советы мастеров

Джереми Макгрэт – Я много экспериментирую с передаточными отношениями. Просто удивительно, что делает с байком лишний зуб в задней звездочке. Без правильного подбора звездочек байк никогда не раскроет весь свой потенциал, и вам придётся учиться компенсировать его недостатки. На трассе вам всегда будет казаться, что вы «едете между передач» и слишком часто пользуетесь сцеплением.

Стив Ламсон – Не забывайте почаще заботиться о тормозах. Я часто их прокачиваю, чтобы избавится даже от намека на ватность.

Майк Лафферти – Я люблю, чтобы органы управления всегда были как новые. Например, я часто смазываю тросик сцепления, и меняю его на новый как только смазка перестает справляться.

Джон Доуд – Меняйте рычаг сцепления вместе с хомутом, как только появится люфт. Всегда будет ощущение, что вы ездите на новом байке.

Майк Хили – Купив новый байк, я первым делом подбираю правильный руль. Эргономика очень важна, нужно найти модель, с которой вы чувствуете себя наиболее естественно.

Тай Дэвис – Для офф-роуда я ставлю вперед армированные шланги. Они прочнее обычных.

Майк Хили – Я меняю стоковые подножки на более мощные, не хочется чтобы погнувшаяся подножка испортила весь день. Особенно мне нравятся широкие модели от Pro Circuit.

Тай Дэвис – На узких скользких трассах я использую более тяжелый маховик, что меняет мощностные характеристики мотора и не дает ему раскручиваться слишком быстро. В результате, заднее колесо реже буксует, и сцепление с грунтом улучшается.

Майк Кедровски – Чтобы увеличит тормозную динамику, я ставлю вперед диск побольше.

Дик Бюрлсон – Очень важно разбираться в устройстве байка. Учиться, учиться и учиться! Например, знания пригодятся вам, когда понадобится что-то быстро исправить во время гонки прямо на обочине трассы. Да и вообще, тот, кто знает матчасть, имеет в нашем спорте громадные преимущества.

Кен Фот – Ваш байк прекрасно едет сегодня. Но не думайте, что так будет всегда. Его надо настраивать день за днем и от трассы к трассе. Я каждый день оцениваю поведение байка и думаю, что еще можно улучшить. Иногда громадного прогресса можно достичь изменив поджатие пружины, или чуть-чуть подняв перья в вилке. Я глубоко убежден, что чем больше вы экспериментируете, тем лучше настроен ваш байк.

Джереми Макгрэт – Просто удивительно, как мало значения придают мотоциклисты настройке подвески. Заводские настройки рассчитаны на максимальный диапазон условий эксплуатации. Но подвески оснащены таким количеством регулировок, что можно настроить их под любую трассу. Обязательно этим займитесь!

bikestories.ru

Диаметр руля мотоцикла

Часто всплывает вопрос — а какого диаметра обычно руль на мотоцикле? Дабы ответить на этот вопрос и избежать его постоянных повторений в будущем, и написана эта статья.

Вообще в мото-мире принято два стандарта — 22 миллиметра (7/8 дюйма) и 25 миллиметров (один дюйм). Стандартные рули всегда будут либо того, либо того диаметра. К примеру, на классических мотоциклах, как и на спортбайках, рули зачастую бывают 22мм. На кроссовых мотоциклах и на питбайках — тоже. Пример — Honda CBR. А вот большинство чопперов оснащается рулями с диаметром 25 миллиметров. Пример — Yamaha Virago. Еще бы, визуально чуть более толстая хромированная (ну или пафосно-чёрная — тут уж кому что ближе) труба обычно смотрится на массивном мотоцикле просто шикарно.

Измерить диаметр просто. Надеюсь, у всех дома найдется хотя бы старый дедушкин штангенциркуль? Тогда вперед. Вопрос о диаметре руля на мотоцикле обычно встаёт только у новичков, когда им в голову приходит мысль заменить ручки руля (грипсы) или же сам руль.

Стоит еще заметить, что изредка встречаются нестандартные рули. Яркий тому пример — Yamaha XV 1900 Stratoliner (Roadliner, Midnight Star 1900). Так как этот мотоцикл весьма массивен, и вообще производит монументальное впечатление, дизайнеры Yamaha решили, что 25-миллиметровый руль для него будет тонковат, и поставили руль переменного диаметра. В данном случае это означает, что на концах руль имеет стандартный диаметр в 25мм. На концах — имеется в виду, на посадочных местах под пульты, ручки и рычаги. Но в остальном диаметр руля Stratoliner’a больше — дюйм с четвертью (примерно 31 миллиметр). Это стоит учитывать, если вы владеете подобным мотоциклом и замыслили что-то на нем поменять — ручки руля, сам руль, или, например, его стойки. Также нестандартные диаметры рулей зачастую встречаются на кастом-мотоциклах, но, опять-таки, в основном посадочные места сделаны с применением либо 22мм, либо 25мм трубы. Связано это с тем, что все детали изначально делаются под один из этих двух диаметров, так как существует общепринятый стандарт, и из-за такой мелочи заниматься таким сложным колхозингом, как изменение диаметра пультов, всем лень.

Есть ещё один небольшой, но иногда важный нюанс. Все ручки руля, что продаются в интернете и в мотомагазинах, обычно помечены как «22мм» или «25мм». Но зачастую вместо 25мм там один дюйм, а один дюйм — это не 25мм, а примерно 24.5. Обычно это не играет никакой роли, так как внутренняя часть ручки делается и пластика или резины, и легко садится на своё место на руле, но изредка возникают и сложности. В любом случае, стоит иметь это в виду.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

LiveJournal

ragingbiker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *