История этого потрясающего проекта началась в 2009 году, когда в руки Дмитрия из Казахстана по воле случая попала машина из известного нам всеми фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» двухместная малолитражка СеАЗ С-3А 1960 года выпуска.
«Я её не выбирал и не искал. Как то вечером сидели с друзьями в кафе и один знакомый похвастался что пригнал этот автомобиль с деревни для одного коллекционера, я его и перекупил» — рассказывает Дмитрий.
Приобретенная в плачевном состоянии машина, сразу после покупки отправилась в гараж, где простояла в разобранном виде 3 года. И только в 2012 году автомобиль начал обретать новую жизнь. Основной целью Дмитрия было не простое восстановление крохотного СеАЗ С-3А, но его преображение, чтобы машина радовала людей и вызывала их удивление.
«Я был обескуражен, когда катался на ней по городу, ведь многие люди даже не знают что это за машина, хотя фильм, я думаю, смотрели все» — рассказывает автор проекта.
Значительным переделкам знаменитая мотоколяска не подверглась. По ходовой части все было полностью отреставрировано, а вот 0,5-литровый моторчик и механическая коробка передач прошли через процесс капитального ремонта.
Однако, пройти проверку на надежность расстоянием не получилось. «Далеко на автомобиле не ездил, только в черте города, ведь он не едет больше 55 км/ч. Только возил его на фургоне в Астану за 300км на соревнования по автозвуку» — рассказывает Дмитрий.
В планах Дмитрия была установка другого двигателя. Для этого даже был приобретен квадроцикл из Китая. Но в итоге получилось так, что кроме колес от китайской техники ничего позаимствовано не было.
Что касается салона, то в нем были перешиты сиденья и обшиты дверные карты. Затем СеАЗ С-3А отправился в мастерскую по авто звуку, откуда приехал уже с установленной акустикой: сабвуфер, усилители, подиумы, колонки, магнитола Pioneer DEH-80PRS. Слабенький генератор в дальнейшем был заменен на более мощный и установлен второй аккумулятор.
К началу летнего сезона и соревнованиям по автозвуку, этот проект был закончен. Но этой зимой Дмитрий опять возьмется за переделки своего автомобиля. Его ждут доработки по музыке: дополнительные усилители и колонки.
«Каждый раз когда выезжаю в город покататься, все проезжающие сигналят и машут, некоторые достают телефоны и начинают снимать, многие спрашивают продаю ли я авто. Как-то стояли на парковке с друзьями. Подъехал мужчина с семьей на Toyota Camry и предложил меняться: ключ на ключ. Я согласившись поставил его в тупик, и он быстро передумал. И ещё меня удивил мальчик лет 13-ти. Подъехал к нам на велосипеде и спросил чья это машина. Я ответил что моя. Он пожал мне руку и сказал, что это же СМЗ С-3А и попросил сфотографироваться возле машины чтоб показать фото отцу. Это единственный человек, который назвал марку и модель авто» — рассказывает Дмитрий.
При постройке этого добродушного автомобиля сложностей у Дмитрия не возникло: маленький автомобиль с простым устройством и доступностью запчастей – мечта любого автотюнера.
carakoom.com
История создания автомобилей СМЗ, какие и сколько моделей было выпущено
Пятилетний перерыв между окончанием выпуска С-3А и освоением СМЗ С-3Д официальная история Серпуховского завода объясняет строительством нового цеха. СМЗ — предприятие маленькое, оно не может позволить себе параллельно делать продукцию и осваивать новую. Новый цех потребовался, поскольку мотоколяска следующего поколения предполагала использование новых технологических процессов и уже не могла выпускаться в старом здании, начавшем строиться еще до Великой Отечественной войны.
Подробнее…
Модель С-3А стала второй работой только что сформировавшегося конструкторского отдела Серпуховского мотоциклетного завода. Было решено, что мотоколяске С-3Л нужно придать больше «автомобильности». Вместо мотоциклетных передней подвески и руля поставили подвеску и рулевое управление от малолитражки НАМИ-031, не пошедшей в серию. Передок оформили более симпатично, установили немного более мощный двигатель с электростартером и вентилятором принудительного охлаждения.
Подробнее…
Великая Отечественная война оставила десятки тысяч инвалидов. Большинство из них были молоды, полны сил и желания продолжать жить и помогать восстанавливать хозяйство страны. Очевидно, что им был нужен специальный транспорт. В послевоенные годы разные заводы предлагали различные варианты «инвалидок». Самым технически совершенным стал 2-местный автомобиль ГАЗ-18, однако в производство его не запустили. Видимо, в правительстве решили, что ГАЗ и так загружен разработкой множества новых моделей.
Подробнее…
mir-automoto.ru
Ретро автомобиль СМЗ С-3А. Автомобиль для инвалидов
Загрузка…
Авто коляска СМЗ С-3А – это, по сути, первый настоящий автомобиль для инвалидов в послевоенном Советском Союзе. После окончания ВОВ домой вернулись десятки тысяч искалеченных людей, лишенных ног и рук, и в знак заботы о советских гражданах, для их социальной реабилитации в обществе, Н.С. Хрущёв дал распоряжение бесплатно обеспечить всех инвалидов личным транспортом.
Ретро автомобиль, в нашем понимании, СМЗ С-3А выпускался серпуховским мотоциклетным заводом с 1960 году. Эта машинка, весом всего 425 килограмм, имеет длину 2625 мм, ширину 1316 мм, и высоту 1380 мм. Народ дал ей имя «инвалидка» или «Моргуновка» в честь всеми любимого фильма «Операция Ы» где, как известно, снимался СМЗ С-3А.
Все основные элементы управления этой малютки, такие как газ и сцепление, ручка переключения передач и ручка переключения поворотов расположены на руле. Причём рычаги газа располагаются с двух сторон на тот случай, когда необходимо повернуть руль, и одновременно ускориться. Большой рычаг тормоза находится справа от водителя.
Впереди под капотом, если его можно назвать таковым, хранится запасное колесо и кое-какие инструменты для срочного ремонта автомобиля в пути.
Одноцилиндровый, двухтактный двигатель СМЗ С-3А имеет мощность 10 лошадиных сил. Он был позаимствован у мотоцикла ИЖ-49, который в своё время был скопирован с немецкого мотоцикла DKW-350. Хочется отметить, что это очень надёжный двигатель, с его помощью машина разгоняется до 60 км/ч и выше. Конечно же, не за 10 и даже не за 20 секунд, а за значительно большее время, но ведь высокая динамика от такого автомобиля и не требуется.
Двигатель располагается сзади, и имеет принудительное воздушное охлаждение, а также электрический стартер. Там же сзади располагается 5-ти литровый топливный бак. Используется, как правило, бензин А-72 или А-76, разбавленный моторным маслом.
Двери этого ретро авто открываются навстречу движению. Вопреки внешним данным, внутри салона, если его можно назвать таковым, достаточно просторно. Удобные мягкие кресла обшиты плотным дерматином. Места для ног, у кого они есть, предостаточно. На передней панели, из приборов имеется лишь спидометр и прибор, показывающий уровень зарядки аккумулятора. Справа расположен не большой бардачок, сверху, на лобовом стекле, моторчик привода дворников и козырёк из текстолита.
Авто коляска СМЗ С-3А имеет независимую подвеску и барабанные тормоза на четырёх колёсах. Ко всему прочему, это ещё и кабриолет. Его крыша — это натянутый прорезиненный тент, который легко снимается и укладывается за сиденьями, не выходя из салона.
Все машины красились в одинаковый голубоватый или темно-серый цвет, и что характерно, её внешний дизайн, абсолютно уникален, т. е. не содран с другой иностранной модели, как это было принято в те годы. Её предшественница мото-коляска имела трёх колесную базу, но из-за своей неустойчивости была снята с производства.
И даже сейчас, при желании, автомобили СМЗ С-3А можно отыскать и приобрести для своей коллекции. Его стоимость, относительно состояния, не высока. В пределах 2-х – 3-х тыс. долларов можно приобрести этот ретро автомобиль у владельцев, тем более что он у них давно уже стоит без надобности, реставрированные образцы могут стоить и 10, и 15 тысяч долларов. Сейчас на смену СМЗ С-3А уже давно выпускают автомобили Ока, более комфортные и более надёжные в плане использования.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
drivee.ru
СМЗ. История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR
В конце 1900-х годов фабрикант Николай Николаевич Коншин, создавший в подмосковном Серпухове целый текстильный промышленный комплекс, начал строительство поселка для престарелых рабочих. Однако начало Первой мировой войны, а затем и революционные события 1917 года не позволили завершить строительство. Корпуса были достроены только в 1929 году и переданы колонии НКВД для несовершеннолетних правонарушителей. 9 мая 1939 года вышло постановление Экономсовета при СНК СССР №428 об организации на базе колонии производства малолитражных мотоциклов. 7 июля 1939 года приказами Наркома общего машиностроения и начальника Главмотовелопрома было предписано создать группу специалистов для разработки технического проекта, технологии и в пятидневный срок оформить техническую документацию и расчеты по проектным работам. Этот день принято считать днем рождения завода. В середине 1940 года по решению Главмотовелопрома на Серпуховском мотозаводе начинается изготовление новой модели мотоцикла Л-8 уже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем объемом 350 куб.см и мощностью 8 л.с.
Первая партия новых мотоциклов в количестве 180 штук была выпущена в июне 1941 года. Дальнейшего развития производство мотоциклов Л-8 не получило. Этому помешала Великая Отечественная война. 19 марта 1943 года Государственным Комитетом Обороны принимается решение о восстановлении мотоциклетной промышленности, в связи с этим Горьковский мотозавод предоставил 50 станков и группу специалистов. С Ижевского завода на руководящие должности переводятся восемь специалистов. В период 1946-1951 годов завод находился в подчинении Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения на правах опытного цеха. После войны проблема транспорта для огромного числа инвалидов стояла в СССР очень остро, поэтому в 1951 году началась подготовка к выпуску мотоколяски С1Л с мотором объемом 125 куб.см и весом 275кг. Конструкция коляски была разработана ЦКБ мотостроения, а первый макет из гипса выполнил П.М. Поволяев. Сам термин «мотоколяска» свидетельствовал о том, что машина Серпуховского завода – не совсем автомобиль.
Первые экземпляры коляски собирались с трудностями. Отсутствовали аппараты точечной сварки. Кузов облицовывался жестянщиком и сварщиком. Производительность была такой, что вдвоем они делали один кузов 4-5 дней. Потом его приходилось опаивать из-за сплошных прожогов. В 1952 году два образца мотоколяски С1Л отправили в Москву на утверждение. За четыре года коллектив завода выпустил 19 128 мотоколясок. Во второй половине 1953 года мотозавод вступил в новый этап своего существования – был создан конструкторский отдел, перед которым сразу же были поставлены ответственные технические задачи. Выпускаемая заводом мотоколяска С1Л имела много недостатков, например: отсутствовал электростартер, а для пуска двигателя использовалась ручка и двигатель имел малую мощность – 3-3,5 л.с. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана провели работу по изучению импортных микроавтомобилей и созданию опытных образцов подобных машин. Некоторые из них – НАМИ-031, НАМИ-086 «Спутник» – предназначались для Серпуховского мотоциклетного завода. Информация о машинах Серпуховского завода не попадала даже в отраслевые справочники НИИАТ. Это связано с тем, что машины числились мотоколясками, то есть чем-то средним между автомобилем и мотоциклом. В 1959 году конструкторский отдел завода приступил к изготовлению опытного образца мотоколяски С4Б. Эта модель своими современными формами кузова и удачной компоновкой превосходила все ранее спроектированные, но в серийное производство не пошла. В 1965 году был прекращен выпуск мотоколяски С3А. Завод освоил и стал выпускать сельскохозяйственную продукцию – узлы картофелеуборочных комбайнов. В 1967-1969 годах параллельно с реконструкцией завода ведутся работы по проектированию новой мотоколяски С3Д. Она выпускалась с 1 июля 1970 года до 1998 года. Объем производства составлял 10-12 тысяч штук в год. При этом в 1976-1977 годах ежегодный выпуск достигал 22 тысяч штук. В 1970 году на заводе начинают выпускать детские велосипеды. В 1979 году после длительных усилий со стороны завода Министерство автомобильной промышленности разрешает ему приступить к разработке и изготовлению опытных образцов автомобилей особо малого класса. Над концептуально новой компактной моделью трудился коллектив инженеров под руководством И.Е.Ивенского. В предельно короткие сроки ими, совместно с НАМИ, были решены все подготовительные и организационные вопросы, в 1980-м разработаны техническое задание и документация, а 12 июня 1981 года представлен на испытание опытный образец с силовым агрегатом FIAT-126P. Впоследствии на заводе изготовили еще три автомобиля. Однако в серийное производство автомобиль не пошел. В середине 1980-х Серпуховский мотозавод вступает в новый период своего развития. 25 июня 1985 года по Постановлению Совета Министров СССР завод приступает к выпуску автомобилей для инвалидов в количестве 10 тысяч штук в год. В 1987-м Серпуховский мотоциклетный завод входит в состав АвтоВАЗа и получает новое название – Серпуховский автомобильный завод (СеАЗ). Производство мотоколясок на заводе было формально прекращено в связи с переспециализацией завода на выпуск автомобилей ВАЗ-1111 «Ока». Совместно с АвтоВАЗом и НАМИ завод разработал конструкции автомобилей для инвалидов с одной здоровой ногой (СеАЗ-11102) и для инвалидов без обеих ног (СеАЗ-11101). В мае 1989-го коллектив завода, не дождавшись окончания реконструкции, приступил к изготовлению автомобилей «Ока» с управлением для инвалидов на основе временной технологии. Первые такие автомобили были собраны в июне 1989 года, а с июля темп сборки увеличился и достиг 20 автомобилей в месяц. С 1992 года для завода наступил тяжелый период развития в условиях проведения экономических реформ. Переход от плановой экономики к рыночной привел к коренным изменениям в стратегии и тактике завода. В 1993-м проводится приватизация предприятия в составе ПО «АвтоВАЗ». Завод стал акционерным обществом, получил большую самостоятельность. С середины 1997-го на автомобиль стали устанавливать более мощный двигатель объемом 750 куб.см, начались работы по изменению внешнего вида автомобиля. На основе базовой модели создается более комфортабельный с использованием новых отделочных материалов, модернизированным силовым агрегатом, улучшенным внешним видом автомобиль СеАЗ-11113 «Ока-Престиж». С начала 1998 года окончательно снимается с производства мотоколяска С3Д и приостанавливается выпуск прицепов, в связи с тем, что выпуск автомобилей «Ока» увеличивается.