29.04.2019
Не так давно в нашей стране отпраздновал свой юбилей Главный центр спецсвязи. Его сотрудники занимаются транспортированием секретных указов и распоряжений, золота, бриллиантов, вместе с культурными сокровищами государства. Сами фельдъегери при этом не имеют ни малейшего представления о том, что может находиться в таре, за которую они отвечают в пути следования.
Внутри бронеавтомобилей сотрудники спецсвязи облечены в полное боевое снаряжение. Такие броневики обладают всем необходимым: бойницами для отстреливания, каналами радиосвязи, а также вентиляционными системами отражения возможного продолжительного блокирования правонарушителями. Сопроводители грузов в подавляющем большинстве случаев даже не подозревают, за что им приходится рисковать своим здоровьем и даже жизнями.
Предприятие специальной связи учредили в 1939 году, чтобы организовать быстрый и защищенный обмен корреспонденцией между государственными органами. В военный период подразделения спецсвязи занимались обеспечением доставки секретной почты в районе прифронтовой полосы. На сегодняшний день предприятие занимается всеми отправлениями, включая даже министерский уровень. В частности, предприятие занимается доставкой спецкорреспонденции Генштаба или ФСБ.
Основными видами деятельности ФГУП ГЦСС являются мероприятия по организации, обеспечения функционирования и формирования Службы спецсвязи, чтобы обеспечить управление и государственную безопасность государства. Кроме того, они созданы сохранить государственную, служебную, коммерческую и другую охраняемую законодательством тайну через предоставление услуг, связанных с доставкой и обработкой спецкорреспонденции и спецгрузов. Управление данной службы находится в руках руководителя спецсвязи — Рыбалкина Олега Николаевича.
Решение о Федеральном Государственном унитарном предприятии «Главном центре спецсвязи» было принято в августе 1939 года, только называлось оно тогда не совсем так.
Сегодня Главный центр — лидер в сфере сопровождения спецкорреспонденции, а также опасных грузоперевозок по всей российской территории и странам ближнего зарубежья.
ФГУП ГЦСС обладает развитой филиальной сетью, в которой состоит более семидесяти управлений, а также более ста восьмидесяти отделений с пунктами приема по территории всего государства. Транспортирование корреспонденции и грузов осуществляется ФГУП ГЦСС при помощи собственного автотранспорта. В их числе имеются и бронированные спецавтомобили с поддержанием определенного температурного режима. В настоящее время на обслуживании ФГУП ГЦСС находятся более тысячи двухсот спецмаршрутов.
Все грузы по всем путям следования заблаговременно застрахованы. Вследствие активного сотрудничества с зарубежными партнерами предприятием осуществляется доставка грузов в любые точки планеты. При этом обеспечивается гарантия полной безопасности и надежности на всей протяженности маршрута следования.
Преимуществами предприятия являются:
ФГУП ГЦСС обладает своей собственной эмблемой. Ее в ФГУП ГЦСС утвердили приказом Госкомитета РФ по связи и телекоммуникациям в июле 1999 года. Эмблема представлена в виде изображения сокола, у которого распростертые крылья серебристой расцветки. Кроме того, птица имеет щит бело-сине-красной расцветки на грудине. Щит обладает изображением меча серебристого цвета, который расположен острием вниз. Непосредственно под самим щитом имеется лента синего цвета, а на ней надпись белыми буквами «Спецсвязь России».
ФГУП ГЦСС обладает своим собственным гимном и флагом. Флаг утвердил генеральный директор ФГУП «Главный центр спецсвязи» своим приказом еще в 1999 году. Флаг представлен в виде прямоугольного двухстороннего полотнища синей расцветки. В верхней части изображен Российский Государственный флаг, а в районе правого нижнего угла — цветная эмблема Спецсвязи. Обратная сторона знамени точно воспроизводит его лицевую сторону через зеркальное отображение.
Персоналу работников присваивают звания в соответствии с их занимаемыми должностями. При этом учитывается соблюдение разделения штата специалистов по составам, которые напоминают общевоинские.
В ФГУП ГЦСС входят:
Форма персонала сотрудников спецсвязи может быть: женской и мужской, летней и зимней, парадной и повседневной. Все составы обладают отличительными знаками серебристой расцвети. Так, в повседневной форме имеются: рубашки серо-голубой расцветки, брюки, куртки, кители, верхняя зимняя одежды темно-синей расцветки. В парадной форме подразумевается замена серо-голубых рубашек на белые.
Форма сотрудников ФГУП ГЦСС
ФГУП ГЦСС обладает своими собственными знаками отличия:
Все они носятся в соответствии с внутренними руководящими документами.
Все автомобили службы располагают отличительной раскраской. Это включает в себя наличие темно-синего фона на автомобилях, в которых имеются белые вертикальные полосы на капотах, а также горизонтальные по сторонам. У всех автомобилей имеются наклейки, на которых изображена эмблема службы, а также логотип «Спецсвязь Экспресс».
Предприятие спецсвязи предоставляет:
Все вышеизложенные услуги выполняются своевременно на высоком профессиональном уровне.
Кроме того, в соответствии с совместным приказом Минсвязи и Минтранса специальный транспорт службы имеет право осуществлять погрузки и разгрузки ценных грузов непосредственно под бортами воздушных суден. Таким образом, уникальные технологии перевозок позволяют ФГУП ГЦСС давать полную гарантию для всех своих заказчиков по доставкам ценных грузов. Все грузы могут быть доставлены в любые населенные пункты в самые кратчайшие сроки с соблюдением предельной безопасности.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Богуславский СергейЯ бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Не так давно в нашей стране отпраздновал свой юбилей Главный центр спецсвязи. Его сотрудники занимаются транспортированием секретных указов и распоряжений, золота, бриллиантов, вместе с культурными сокровищами государства. Сами фельдъегери при этом не имеют ни малейшего представления о том, что может находиться в таре, за которую они отвечают в пути следования.
Внутри бронеавтомобилей сотрудники спецсвязи облечены в полное боевое снаряжение. Такие броневики обладают всем необходимым: бойницами для отстреливания, каналами радиосвязи, а также вентиляционными системами отражения возможного продолжительного блокирования правонарушителями. Сопроводители грузов в подавляющем большинстве случаев даже не подозревают, за что им приходится рисковать своим здоровьем и даже жизнями.
Предприятие специальной связи учредили в 1939 году, чтобы организовать быстрый и защищенный обмен корреспонденцией между государственными органами. В военный период подразделения спецсвязи занимались обеспечением доставки секретной почты в районе прифронтовой полосы. На сегодняшний день предприятие занимается всеми отправлениями, включая даже министерский уровень. В частности, предприятие занимается доставкой спецкорреспонденции Генштаба или ФСБ.
Основными видами деятельности ФГУП ГЦСС являются мероприятия по организации, обеспечения функционирования и формирования Службы спецсвязи, чтобы обеспечить управление и государственную безопасность государства. Кроме того, они созданы сохранить государственную, служебную, коммерческую и другую охраняемую законодательством тайну через предоставление услуг, связанных с доставкой и обработкой спецкорреспонденции и спецгрузов. Управление данной службы находится в руках руководителя спецсвязи — Рыбалкина Олега Николаевича.
Решение о Федеральном Государственном унитарном предприятии «Главном центре спецсвязи» было принято в августе 1939 года, только называлось оно тогда не совсем так.
Сегодня Главный центр — лидер в сфере сопровождения спецкорреспонденции, а также опасных грузоперевозок по всей российской территории и странам ближнего зарубежья.
ФГУП ГЦСС обладает развитой филиальной сетью, в которой состоит более семидесяти управлений, а также более ста восьмидесяти отделений с пунктами приема по территории всего государства. Транспортирование корреспонденции и грузов осуществляется ФГУП ГЦСС при помощи собственного автотранспорта. В их числе имеются и бронированные спецавтомобили с поддержанием определенного температурного режима. В настоящее время на обслуживании ФГУП ГЦСС находятся более тысячи двухсот спецмаршрутов.
Все грузы по всем путям следования заблаговременно застрахованы. Вследствие активного сотрудничества с зарубежными партнерами предприятием осуществляется доставка грузов в любые точки планеты. При этом обеспечивается гарантия полной безопасности и надежности на всей протяженности маршрута следования.
Преимуществами предприятия являются:
ФГУП ГЦСС обладает своей собственной эмблемой. Ее в ФГУП ГЦСС утвердили приказом Госкомитета РФ по связи и телекоммуникациям в июле 1999 года. Эмблема представлена в виде изображения сокола, у которого распростертые крылья серебристой расцветки. Кроме того, птица имеет щит бело-сине-красной расцветки на грудине. Щит обладает изображением меча серебристого цвета, который расположен острием вниз. Непосредственно под самим щитом имеется лента синего цвета, а на ней надпись белыми буквами «Спецсвязь России».
ФГУП ГЦСС обладает своим собственным гимном и флагом. Флаг утвердил генеральный директор ФГУП «Главный центр спецсвязи» своим приказом еще в 1999 году. Флаг представлен в виде прямоугольного двухстороннего полотнища синей расцветки. В верхней части изображен Российский Государственный флаг, а в районе правого нижнего угла — цветная эмблема Спецсвязи. Обратная сторона знамени точно воспроизводит его лицевую сторону через зеркальное отображение.
Персоналу работников присваивают звания в соответствии с их занимаемыми должностями. При этом учитывается соблюдение разделения штата специалистов по составам, которые напоминают общевоинские.
В ФГУП ГЦСС входят:
Младший состав, в котором имеются:
Старший состав, в котором имеются:
Высший состав, в который входят:
Все автомобили службы располагают отличительной раскраской. Это включает в себя наличие темно-синего фона на автомобилях, в которых имеются белые вертикальные полосы на капотах, а также горизонтальные по сторонам. У всех автомобилей имеются наклейки, на которых изображена эмблема службы, а также логотип «Спецсвязь Экспресс».
Предприятие спецсвязи предоставляет:
Все вышеизложенные услуги выполняются своевременно на высоком профессиональном уровне.
Кроме того, в соответствии с совместным приказом Минсвязи и Минтранса специальный транспорт службы имеет право осуществлять погрузки и разгрузки ценных грузов непосредственно под бортами воздушных суден. Таким образом, уникальные технологии перевозок позволяют ФГУП ГЦСС давать полную гарантию для всех своих заказчиков по доставкам ценных грузов. Все грузы могут быть доставлены в любые населенные пункты в самые кратчайшие сроки с соблюдением предельной безопасности.
chert-poberi.ru
Связь — СВЯЗЬ. К нач. войны отрасль С. получила значит. развитие, обеспечивая потребности нар. х ва и обороны страны в передаче сообщений. В 30 е гг. развивалась пром сть средств С. (выпуск буквопечатающей аппаратуры телегр. С., оборудования узлов С.,… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия
Связь (техника) — Связь в технике передача информации (сигналов) на расстояние. Содержание 1 История 2 Типы связи 3 Сигнал … Википедия
СВЯЗЬ, ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ — специальная система связи, обеспечивающая секретность при передаче информации для высшего руководства страны … Большой экономический словарь
Специальная теория относительности — Почтовая марка с формулой E = mc2, посвящённая Альберту Эйнштейну, одному из создателей СТО. Специальная теор … Википедия
Специальная лодочная служба — Special Boat Service (SBS, Специальная лодочная служба) подразделение специальных операций Королевской морской пехоты Великобритании, дислоцируется в Пуле (графство Дорсет). Имеет тесную связь с SAS, поскольку обе службы берут свое начало от… … Википедия
Нелинейная связь (curvilinear relationship) — Связь двух переменных (традиционно обозначаемых буквами X и Y) можно обнаружить на диаграмме рассеивания, точками к рой представлены пары оценок каждого участника исслед. X и Y линейно связаны, если точки на диаграмме рассеивания образуют… … Психологическая энциклопедия
Фельдъегерская связь — специальная служба связи, занимающаяся пересылкой важных и секретных документов с помощью специальных курьеров (фельдъегерей) … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
ГОСТ Р 53801-2010: Связь федеральная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа: 260 абонементный почтовый шкаф: Устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средняя специальная музыкальная школа имени Н. Г. Жиганова — Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова (колледж) Основана 1961 Директор Михайлов, Александр Аркадьевич Тип Детская средняя специальная музыкальная школа одиннадцатилетка с… … Википедия
velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru
Эмблема ФГУП ГЦСС утверждена приказом Госкомитета Российской Федерации по связи и телекоммуникациям от 27 июля 1999 года № 24.
Эмблема представляет собой изображение сокола с распростертыми крыльями серебристого цвета, со щитом бело-сине-красного цвета на груди. На щит наложено изображение меча серебристого цвета, расположенного острием вниз. Под щитом расположена лента синего цвета с надписью «Спецсвязь России» на ней белого цвета. Высота эмблемы составляет 1/1,5 ее ширины.
Флаг утвержден приказом генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» в марте 1999 года. Флаг представляет собой прямоугольное двухстороннее полотнище синего цвета. В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации, в правом нижнем углу — изображение цветной эмблемы ФГУП ГЦСС. Ширина флага составляет 2/3 его длины. Длина и ширина изображения Государственного флага Российской Федерации составляет 1/2 длины и ширины полотнища. Высота изображения эмблемы ФГУП ГЦСС составляет 3/5 ширины флага, ширина изображения эмблемы составляет 1/3 длины флага. Изображение эмблемы расположено на расстоянии 1/20 ширины полотнища от нижнего и правого краев полотнища. На обратной стороне флага воспроизводится его лицевая сторона в зеркальном изображении.
1.Надёжность и точность-
Таков наш девиз!
Где слово и дело
Навеки слились!
Где верность отчизне,
Где братство и честь!
Где что-то Святое
По прежнему есть!
Припев:
Спецсвязь! Спецсвязь!
Наша Слава по России пронеслась!
Спецсвязь! Спецсвязь!
Мы — Элита!
Мы — Команда!
Мы — Спецсвязь!
Мы чувствуем время,
Для нас нет преград
Работаем чётко
В жару, снег и град!
В любую погоду
Исполним приказ!
Пусть наши дела
Лучше скажут За Нас!
Припев:
Спецсвязь! Спецсвязь!
Наша Слава по России пронеслась!
Спецсвязь! Спецсвязь!
Мы — Элита!
Мы — Команда!
Мы — Спецсвязь!
Припев:
Спецсвязь! Спецсвязь!
Наша Слава по России пронеслась!
Спецсвязь! Спецсвязь!
Мы — Элита!
Мы — Команда!
Мы — Спецсвязь!
Работникам присваиваются звания согласно занимаемой должности. Соблюдается разделение штата сотрудников на составы:
Форма сотрудников подразделяется на женскую и мужскую, летнюю и зимнюю, парадную и повседневную. Каждый состав имеет отличительные знаки серебристого цвета. Повседневная форма: рубашка серо-голубого цвета, брюки, куртки, кителя, верхняя зимняя одежда темно-синего цвета. Парадная форма подразумевает замену серо-голубой рубашки на белую.
www.cccb.ru
В вязи с тем, что в нашей стране, впрочем, как и в любой другой, любят слова с приставкой «спец-»
(почему-то сразу вспоминаются т. н. продуктовые спецраспределители, которые, по слухам, существовали в аппаратах партийных и советских органов во времени строительства развитого социализма, спецдачи, спецпайки и пр.прелести номенклатурного бытия),
хотелось бы внести ясность, какие же органы с этой замечательной, открывающей любые двери (да, что двери? – ворота), спецприставкой созданы и действуют в нашей стране в области связи и чем все эти спецорганы, на самом деле, занимаются.
Итак, начнем со спецсвязи.
Собственно, «спецсвязью» это государственное предприятие
окрестила народная молва. И есть из-за чего.
Дело в том, что свою историю эта структура ведёт, аж, с 1939 года (решение о её создании принималось, страшно подумать,
, более известным, как
а стало самостоятельным ведомством, отпочковавшись из
А потом, все, как всегда в истории, — чем дальше – тем интереснее.
В связи с тем, что этот весьма успешный бизнес-проект патронирует государство, работникам ГЦСС доверяют заниматься
Самое выигрышное направление в работе этого секретного предприятия –экспресс-доставка (многие, наверное, видели на автодорогах автомобили с логотипом
Охрана у этого государственного бизнеса – весьма серьёзная. Бойцы прошли спецподготовку, имеют и отлично владеют оружием (его у предприятия порядка 7000 единиц).
Содержимое отправлений надежно упаковывается. Взломать или нарушить такую упаковку, практически, никаким злоумышленникам даже не приходит в голову – настолько все сделано профессионально, на основе современных, самых передовых технологий.
На всякий случай, все «посылки» застрахованы (каждая, – ориентировочно, на 100 млн. североамериканских долларов).
Ну, я думаю, для чего нужны такие беспрецедентные меры предосторожности, становится понятно, когда мы, лишь, взглянем на клиентов этой уважаемой фирмы и их заказы:
Огромная сеть филиалов по всей России делает это госпредприятие фактическим монополистом в деле перевозки особо ценных или, просто, опасных во всех смыслах, грузов и выполнении поручений весьма деликатного свойства, сопряженного, подчас, с государственной тайной.
www.bolshoyvopros.ru
Сама Федеральная служба охрана является правопреемником 9-го управления КГБ СССР, которое отвечало за охрану руководителей коммунистической партии и правительства страны, а служба специальной связи и информации в ее структуре – это бывшее Федеральное агентство правительственной связи и информации (ранее известное как ФАПСИ). 1 июля 2003 года президент Российской Федерации упразднил ФАПСИ, создав при ФСО России новый федеральный государственный орган – Службу специальной связи и информации (Спецсвязь России). С 7 августа 2004 года данная служба включена непосредственно в состав ФСО России, при этом часть подразделений бывшего ФАПСИ была переведена под юрисдикцию ФСБ и других российских спецслужб. Именно этот день 7 августа и стал профессиональным праздником всех работников Службы специальной связи и информации ФСО России.
В годы Великой Отечественной войны специальная связь использовалась для налаживания обмена информацией между командованием армий и фронтов и Ставкой. В это время отбор кандидатов для работы на объектах спецсвязи велся самым тщательным образом, так как отобранные специалисты практически каждый день имели дело со сверхсекретными сведениями, информацией, которая исходила напрямую от высшего руководства СССР. Именно поэтому в военные годы спецсвязь была на особом счету в органах госбезопасности. В военные годы в личном деле специалиста, который претендовал на работу в структурах ВЧ-связи, не должно было быть ничего, что могло бросить даже небольшую тень и послужить причиной для возникновения сомнений относительно надежности такого работника.
В Советском Союзе ВЧ-связь выполняла роль военной и правительственной связи и представляла собой закрытую систему телефонной связи, которая использовала высокие частоты (ВЧ). Сам термин «ВЧ-связь» также может быть применен к комплексу оборудования для организации связи, с использованием проводов высоковольтных линий электропередач (6-1150 кВ). Помимо всего прочего, аппараты ВЧ размещались в высших правительственных и партийных учреждениях Москвы, краевых и республиканских областных центрах Советского Союза, а также в посольствах в странах социалистического лагеря. Телефонный аппарат ВЧ-связи, наряду с так называемой «вертушкой», была очень важным статусным символом для всех без исключения представителей советской номенклатуры.
В 1966 году специалистов для обслуживания ВЧ-связи начали готовить в Военно-техническом училище КГБ при Совете Министров СССР (в настоящее время это высшее учебное заведение носит название – Академия ФСО России). Военно-техническое училище КГБ было открыто в Калининградской области в городе Багратионовске, оно создавалось на базе 1-го корпуса Высшего пограничного командного училища и военного городка 95-го погранотряда. Через 6 лет после открытия ВТУ КГБ СССР было передислоцировано в Орел и преобразовано в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), здесь осуществлялась подготовка офицеров, которые уже имели высшее военное образование. Одновременно с этим подготовка офицеров в Багратионовске по специальностям, которые были связаны с правительственной связью, не прекращалась вплоть до 1975 года.
Распад Советского Союза отразился и на специализированном военном высшем учебном заведении. 24 декабря 1991 года в стране было образовано ФАПСИ при президенте Российской Федерации, а уже в августе 1992 года на самом высоком уровне приняли решение о проведении реорганизации ОВВКУС. Новый вуз получил название Военный институт правительственной связи. В ноябре 2004 года высшее учебное заведение переименовали еще раз, теперь в Академию Федеральной службы охраны Российской Федерации, это наименование вуз носит и сегодня.
Музей Спецсвязи ФСО России
Помимо этого в ведении Спецсвязи ФСО России находится обеспечение высших государственных органов власти новейшими средствами связи, вычислительной и оргтехники, а также программным обеспечением и видео- и аудиоаппаратурой. Интересно также, что данная служба достаточно активно участвует в разработке системы электронного документооборота и осуществляет мониторинг, замеряя данные по социально-экономическим и общественно-политическим процессам в стране. При этом руководитель Спецсвязи России по должности является заместителем директора ФСО России.
Сегодня сотрудникам Службы специальной связи и информации ФСО России необходимо оперировать любыми системами связи и информации, одновременно с этим, занимаясь развитием и обеспечением информационной безопасности в самых разных условиях. При этом служба спецсвязи является одной из наиболее закрытых специальных структур российского государства, а день ее образования отмечается не так широко, как профессиональные праздники иных сотрудников госаппарата.
7 августа «Военное обозрение» поздравляет всех действующих и бывших сотрудников Службы специальной связи и информации ФСО России (вне зависимости от ее названия в прошлом) с их профессиональным праздником.
По материалам из открытых источников
topwar.ru
На самом деле, службы, осуществлявшие доставку важной корреспонденции, появились в стране гораздо раньше. В 1796 году, при императоре Павле Iбыл создан знаменитый Фельдъегерский корпус. Октябрьская революция, разрушившая управленческие и силовые структуры Российской империи, не отменила потребности в доставке секретных донесений и документов. Более того, в новых условиях, учитывая индустриализацию и жизнь в окружении враждебных держав, эта потребность становилась куда более отчетливой. Поэтому фельдъегерская связь продолжала существовать, занимаясь доставкой секретной документации партийных органов, транспортировкой драгоценных металлов, ценных бумаг Госбанка СССР и так далее. В конечном итоге, руководству страны и партии стало очевидно, что фельдъегерская связь более не может обеспечивать потребности всех ведомств сразу, поэтому и было принято решение о разделении ее на две службы. В компетенции фельдъегерской службы НКВД оставили доставку секретной корреспонденции высших советских, партийных и военных органов, а в Наркомат связи передали доставку секретной и совершенно секретной корреспонденции других ведомств, транспортировку драгоценных металлов и ценных бумаг. Именно эти задачи и легли на Центральное управление специальной связи Наркомата связи СССР.
Проблему кадрового укомплектования службы решили достаточно оперативно. Из НКВД в Наркомат связи перевели около 12 тысяч человек — фельдъегерей, экспедиторов, технических и административных сотрудников. Соответственно, в Наркомат связи было передано и необходимое материальное и техническое имущество, включая автомобили и огнестрельное оружие — ведь перевоз секретной корреспонденции требовал от фельдъегерей способности защитить себя в случае нападения преступников или вражеских агентов. К 1940 году численность работников спецсвязи Наркомата связи СССР возросла до 15,9 тысяч человек. В состав Центрального управления специальной связи входили 7 отделов и 1 отделение, а также отделы и отделения в республиках, краях и областях Советского Союза, отделения и пункты специальной связи в отдельных населенных пунктах СССР.
Начало Великой Отечественной войны, конечно, внесло свои очень заметные коррективы в повседневную работу спецсвязи. Во-первых, аппарат Центрального управления специальной связи был эвакуирован из Москвы в Уфу — вместе со всем аппаратом Наркомата связи. В столице остались только производственные отделы и оперативные группы ЦУСС. Во-вторых, в связи с началом войны, фельдъегеря и экспедиторы были переведены на казарменное положение — в условиях войны им предстояло куда чаще выполнять свои обязанности. Ведь специальную корреспонденцию приходилось постоянно возить и на фронт, и в тыл — с фронта. Только за первый год войны службы спецсвязи доставила 38,7 млн. пакетов с секретной и сверхсекретной корреспонденцией. Специальная группа фельдъегерей была прикомандирована к Ставке Верховного Главнокомандующего, аналогичные группы действовали при штабах фронтов и отдельных армий. Кроме того, на спецсвязь были возложены и обязанности по приему и рассылке отправлений с продовольственными карточками. В годы войны большое значение имела и работа спецсвязи по перевозке драгоценных металлов, добываемых за Уралом. С 1944 г. ЦУСС обеспечивал и доставку посылок с облигациями государственных займов сберкассам.
В годы войны ЦУСС столкнулся с определенным кадровым дефицитом, так как сотни сотрудников службы спецсвязи отправились добровольцами на фронт. Причем ушли самые ценные кадры — молодые боеспособные мужчины. Поэтому основная нагрузка в годы Великой Отечественной войны легла на плечи фельдъегерей и экспедиторов старшего возраста, а также женщин, которых тоже стали активно привлекать к службе в специальной связи. При этом, многократно увеличился объем проходящей через службу спецсвязи корреспонденции, что связывалось и с очень интенсивным документооборотом между государственными учреждениями и предприятиями, эвакуируемыми из Европейской части СССР за Урал. Многие учреждения в конкретный период могли находиться в движении к месту эвакуации, и это еще больше усложняло работу службы специальной связи. Что касается воинских частей и подразделений, то они вообще находились в постоянном перемещении, но это не освобождало спецсвязистов от обязанностей по доставке ценной документации и иных важных грузов.
Доставка корреспонденции осуществлялась как на автомобилях, так и пешком или на попутных машинах. Водители попутных машин были обязаны подвозить сотрудников специальной связи, и это обязательство распространялось и на прифронтовые зоны. Иногда фельдъегери и экспедиторы добирались под обстрелами противника, бывали случаи — что и вылетали в тыл врага на самолетах. Особое место занимала доставка корреспонденции в осажденные города. Так, во время блокады Ленинграда было организовано 25 маршрутов, которые вели в город. Маршрут пролегал и через Ладожское озеро — по знаменитой Дороге жизни. Спецсвязисты следовали на попутных машинах воинских частей, иногда — на самолетах. Осуществлялось и обеспечение доставки секретной корреспонденции в Сталинград и из Сталинграда. После того, как из осажденного гитлеровцами города эвакуировали большинство предприятий и организаций, была сформирована оперативная группа спецсвязи. Перед ней поставили задачи по обеспечению регулярной связи с городом. Спецсвязисты ежедневно перевозили через Волгу специальную корреспонденцию — в Сталинград и обратно, в штабы воинских частей и соединений РККА. Почетным заданием для спецсвязистов стала перевозка Красного знамени ВЦИК с надписью «Красному Царицыну» — от Всероссийского центрального исполнительного комитета, которое было вручено городу в 1919 году и хранилось до момента осады города в музее. Знамя надлежало отправить по маршруту Ленинск — Саратов, а затем переправить в Николаевский обком партии. Но на участке Владимировка — Верхний Баскунчак поезд, в котором ехали фельдъегери, перевозившие знамя, попал под бомбежку гитлеровской авиации. Фельдъегери и начальник Ворошиловградского отдела специальной связи погибли, но знамя и ценная корреспонденция уцелели.
Важной задачей стало и восстановление системы специальной связи на территории Советского Союза, которая была освобождена от гитлеровских оккупантов. Для реализации задач по восстановлению спецсвязи было создано 10 специальных групп, которые вместе с советскими войсками двигались на запад и занимались важнейшими задачами по обеспечению спецсвязи с освобожденными территориями. За кратчайшие сроки удалось восстановить систему специальной связи вплоть до границ Советского Союза с Польшей. Конечно, сыграла свою роль и сама система, существовавшая в те годы в Советском Союзе, но нельзя умалять и достоинства сотрудников специальной связи, непосредственно участвовавших в восстановлении бесперебойной работы отделов и отделений ЦУСС на освобожденных территориях. После победы в Великой Отечественной войне была выделена специальная группа спецсвязи для обслуживания Военной миссии СССР в Берлине. Для доставки корреспонденции было организовано ежедневное авиасообщение Берлина с Москвой.
Как и многие другие государственные службы, в послевоенные годы советская спецсвязь получила дальнейшее развитие и неуклонно совершенствовалась. Первые изменения в системе специальной связи последовали сразу после войны. В 1947 г. фельдъегерская служба была переподчинена Министерству внутренних дел СССР, а в ее компетенцию вошли также обслуживание Совета Министров СССР и доставка корреспонденции оборонных министерств и государственных комитетов. С 1958 г. в компетенцию фельдъегерской службы вошла доставка за пределы СССР технической документации и изделий для стран социалистического блока. В апреле 1960 года, когда было принято решение об упразднении союзного Министерства внутренних дел и передачи его функций республиканским министерствам, находившаяся в его подчинении фельдъегерская служба была переведена в состав Министерства связи СССР.
Таким образом, в Минсвязи оказались сразу две специальные службы — фельдъегерская служба и служба специальной связи. Эта ситуация привела к обсуждению возможности объединения двух служб в одну, тем более, что их функциональные обязанности во многом пересекались. Но уже 23 мая 1961 г. было принято решение о создании отдела фельдъегерской связи, а в 1968 году — Управления фельдъегерской службы при Министерстве связи СССР. В ведении данного управления находились вопросы обеспечения фельдъегерской связью центральных партийных и правительственных органов, оборонных предприятий, Министерства обороны и государственных комитетов при Совете Министров СССР. Одновременно продолжала существовать и специальная связь, которая в 1988 году была преобразована в хозрасчетное предприятие «Главный центр специальной связи» в составе Министерства связи СССР.
Российская Федерация унаследовала эту структуру практически без изменений. В 1994 г. было принято Положение о Главном центре специальной связи, регламентирующее специфику деятельности данной структуры. Помимо основной задачи — обеспечения доставки секретной и совершенно секретной корреспонденции, Главный центр специальной связи оказывает достаточно широкий спектр услуг по приему, обработке, хранению и доставке ценных и особо ценных грузов, ценных бумаг, художественных и культурных ценностей. В частности, в компетенцию структуры входит перевозка посылок с золотыми и серебряными медалями для выпускников средних школ Российской Федерации, она же отвечает и за перевоз бланков паспортов граждан Российской Федерации. Иногда сотрудники ГЦСС участвуют в действительно исторических операциях. Например, в 2006 г. именно Управление спецсвязи по г. Санкт-Петербургу осуществляло транспортировку 7 млн. 200 тыс. единиц хранения фонодов и имущества Российского государственного исторического архива в новое здание архива. В 2011 г. сотрудники спецсвязи перевозили картину всемирно известного Рембрандта «Неверие апостола Фомы» в Париж, где в Лувре проходила выставка.
В состав Главного центра специальной связи входит 72 управления и 180 отделений и пунктов приема, а география его деятельности охватывает всю территорию Российской Федерации. Сотрудники спецсвязи перевозят ценные грузы и документы самыми разными видами транспорта — самолетами, железнодорожным транспортом, автомобилями, в том числе и бронированными. Спецсвязь гарантирует доставку ценных грузов в любой населенный пункт, причем в очень сжатые сроки, что делает ее использование очень выгодным в случае необходимости оперативной доставки документов или грузов. В распоряжении российской спецсвязи — большое количество грузовых, легковых, бронированных автомобилей. Кроме того, учитывая специфику службы, она располагает и собственным внушительным арсеналом огнестрельного оружия.
В составе специальной связи сегодня проходят службу самые разные сотрудники. Это и сугубо гражданские специалисты самого разного профиля — бухгалтеры, юристы, программисты, инженеры. Это и фельдъегери — те самые, кто несет службу с оружием в руках, в случае чего рискуя собственной жизнью ради сохранности доставляемого груза. Среди них много бывших военнослужащих и сотрудников Министерства обороны, МВД, ФСБ, ФСО и других федеральных силовых ведомств. Требование опыта службы в армии, в правоохранительных органах или, хотя бы, работы в инкассаторской службе или частной охране, является определяющим для кандидатов в фельдъегери, перевозящие ценные грузы и документацию. Однако, несмотря на большую важность службы, есть у нее и определенные проблемы. Прежде всего, речь идет о размерах заработной платы, которую нельзя назвать высокой, несмотря на внушительный объем и большую важность выполняемых функций. Говорят и о нехватке людей в управлениях, что, опять же, может быть связано с финансовыми сложностями.
В то же время, даже в таких непростых условиях сотрудники спецсвязи продолжают честно нести свою нелегкую службу, доставляя адресатам ценные грузы и корреспонденцию. Наибольшего уважения достойны, конечно же, сами фельдъегери и водители — то есть, те, кто непосредственно отвечает за доставку грузов и документации, иногда рискуя жизнями за сохранность переданного им имущества. В праздничный день остается пожелать сотрудникам Главного центра специальной связи всегда честно исполнять свою работу, поменьше попадать в ситуации повышенного риска и, разумеется, повышения оплаты их нелегкого и ответственного труда.
topwar.ru