Кто-то может быть, скажет, что трактор — не оружие. Но это как подойти к этому вопросу. Конечно, в обычное время трактор — труженик полей, но если настают тяжелые военные времена, трактор становится первейшим помощником у артиллеристов. Так что если не оружие в прямом смысле, то без трактора сложно представить себе некоторые аспекты армейского бытия.
«Сталинец-65», или С-65, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 гг. Цифры в названии означают количество лошадиных сил дизельного двигателя М-17. Это был первый советский дизельный трактор.
Технические характеристики:
Число мест в кабине — 2.
Масса, т — 11 200.
Масса прицепа, т — до 10.
Габариты, м:
длина — 4,09;
ширина — 2,395;
высота — 2,77;
клиренс — 0,405.
Двигатель дизельный, 65 л.с. (47,8 кВт).
Коробка передач — 3 вперёд и 1 назад.
Макс. скорость, км/ч — 7,0 вперед и 2,5 назад.
Запас топлива, л — 300.
Лигроин/диз.топ.
Немного истории.
В январе 1935 года С. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. Было решено начать подготовку завода к реконструкции, а проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.
Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива, мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-сильного бензинового двигателя с электрическим стартером. Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами. «Пускач» можно было завести и ручным способом, с помощью «кривого» стартера. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска.
Новым трактором С-65 был назван не зря. По сравнению с предшественником С-60 изменений было много.
Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом.
Подкладушки внизу не просто так. Машина рабочая, поэтому вечно откуда-то подтекает. Возраст…
В марте 1937 года заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал. После переоборудования 20 июня с него сошел первый дизельный трактор С-65.
В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
Вообще, мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на поток. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и образец С-65. Он удостоился «Гран-при» выставки.
Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем, работающим на лигроине.
С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.
«Сталинец» внутри.
Кабина, надо сказать, просторная. Сиденье водителя можно назвать роскошным, особенно если сравнить с автомобилями того времени.
Диван, как есть — диван.
Приборов не сказать, что много, но все по теме.
Всего за годы выпуска было изготовлено более 37 000 тракторов «Сталинец».
С началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20.
Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки своих орудий средних и крупных калибров. И не только орудий.
Была ещё модификация «Сталинцев» — газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65.
Что сказать в заключение? Могучий трактор. А если еще вспомнить, когда он был разработан и выпускался… Всего-то через 20 лет от сотворения СССР уже был свой трактор со своим, подчеркну, дизелем. Да, в деле оснащения дизелями мы не стали первыми, немцы нас опередили. Но то, что С-65 отпахал всю войну, говорит лишь о том, что дизель был весьма и весьма неплох. Как и трактор, таскавший все 4 года 122-мм и 152-мм гаубицы.
Хорошая машина.
Экспонат для съемки предоставлен Музеем отечественной военной истории (Падиково, Московская область).
Источники:
http://zazsila.ru/news/2011-02-19-32
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/686810
bazaistoria.ru
Трактор Сталинец 60 — Первый советский массовый гусеничный трактор, один из символов индустриализации и коллективизации 30-ых годов.
Старшее поколение еще помнит легенду советского тракторостроения С-60. По современным меркам несколько неуклюжий, тихоходный, на гусеничном ходу с мощностью двигателя всего 60 л. с., весьма ограниченными функциональными возможностями и скоростью движения чуть более 8 км/час. В качестве топлива использовался один из компонентов переработки нефти – лигроин или «тяжелый бензин». Сейчас только специалисты знают о таком виде топлива, а во времена разработки и производства С-60 оно было вполне современным.
В начале 30-х годов прошлого столетия темпы коллективизации сельского хозяйства только нарастали. Появлялись крупные сельскохозяйственные объединения – совхозы, объемы сельхозработ постоянно увеличивались. Имевшиеся колесные тракторы не справлялись с ними, в распутицу они и вовсе не могли выезжать на полевые работы. Поэтому перед страной остро встала задача по обеспечению сельскохозяйственных предприятий надежной всепогодной тракторной техникой. Харьковский завод «Коммунар» выпускал не более сотни тракторов в год, что не обеспечивало страну нужным количеством тракторов.
В одном из решений партийной конференции ВКП(б) 1929 года была зафиксирована необходимость строительства тракторного завода. Местом строительства был определен Челябинск. Главный вопрос, стоявший тогда перед государственной комиссией, какой из тракторов взять за основу для проектирования – американский «Катерпиллер» или советский «Коммунар». После детального обсуждения было принято решение: прототипом выбрать американский трактор. Перед началом проектирования инженеры разобрали «Катерпиллер» на детали, по результатам их изучения нашли целый ряд недоработок и с учетом этого разработали чертежи советского С-60. Наиболее важные узлы разрабатывались разными группами инженеров. После обсуждения утверждался лучший вариант. Параллельно велось проектирование цехов тракторного завода.
Несмотря на то, что только в августе 1930 года был заложен завод, уже начало следующего года ознаменовалось выпуском первого опытного образца. В конце 1934 года на ЧТЗ отмечали выпуск трактора с номером 10000. К этому времени о Сталинце С-60 знала практически вся страна.
Трактор был изготовлен по обычной схеме с передним расположением двигателя и местом для тракториста в задней его части. Для того, чтобы запустить карбюраторный двигатель, использовался бензин либо керосин. С этой целью он снабжался дополнительным пусковым топливным баком с объемом 16 литров. Гусеничный ход обеспечивал удовлетворительную проходимость С-60 практически в любых дорожных условиях.
За период с 1 июня 1932 года по 31 марта 1937 года на Челябинском тракторном заводе было выпущено около 69000 тракторов С-60. И все-таки недостатки у машины были, прежде всего низкий КПД из-за использования в качестве топлива лигроина. Поэтому перед инженерами и конструкторами была поставлена задача по разработке тракторного двигателя, работающего на более дешевом дизельном топливе. Одновременно необходимо было провести масштабную реконструкцию завода, что должно было обеспечить повышенную экономическую эффективность машины при проведении сельскохозяйственных работ.
Вскоре огромный труд советских конструкторов был успешно завершен, и государственной комиссии был представлен новый дизельный двигатель М-17. Государственные испытания трех машин Сталинец С-65 с новым мотором были успешно завершены, и в ноябре 1936 года был подписан приемочный акт. Дополнительным преимуществом было то, что разработанный двигатель вносил небольшое количество изменений в конструкцию трактора. Отличительными чертами С-65 стало то, что топливный бак разместили сзади двигателя, который закрыли капотом с боковыми съемными стенками. Для более равномерного распределения веса машины в гусеницу добавили одно звено. Трактор предназначался для совместной работы с прицепными сельскохозяйственными машинами различного назначения.
Первый дизельный трактор сошел с конвейера ЧТЗ 20 июня 1937 года. Уже в начале 1938 года первая партия дизельных С-65 в количестве 60 штук была поставлена на экспорт, составив серьезную конкуренцию американским «Катерпиллерам», хотя мировая известность пришла к С-65 значительно раньше, после выпуска опытной партии.
В 1937 году на международной выставке в Париже он получил высшую награду «Гран-При» так же, как и его предшественник С-60. Всего было выпущено 37626 экземпляров. Внешний вид трактора можно увидеть в фильме «Трактористы», снятого в 1939 году. Существенный вклад С-65 внесли в начальном периоде Великой Отечественной войны, значительно облегчив труд артиллеристов при буксировке тяжелых орудий.
class=»eliadunit»>tehnorussia.su
«Сталинец-65», или С-65, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 гг. Цифры в названии означают количество лошадиных сил дизельного двигателя М-17. Это был первый советский дизельный трактор.
Число мест в кабине — 2.
Масса, т — 11 200.
Масса прицепа, т — до 10.
Габариты, м:
длина — 4,09;
ширина — 2,395;
высота — 2,77;
клиренс — 0,405.
Двигатель дизельный, 65 л.с. (47,8 кВт).
Коробка передач — 3 вперёд и 1 назад.
Макс. скорость, км/ч — 7,0 вперед и 2,5 назад.
Запас топлива, л — 300.
Лигроин/диз.топ.
Немного истории.
В январе 1935 года С. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. Было решено начать подготовку завода к реконструкции, а проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.
Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива, мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-сильного бензинового двигателя с электрическим стартером. Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами. «Пускач» можно было завести и ручным способом, с помощью «кривого» стартера. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска.
Новым трактором С-65 был назван не зря. По сравнению с предшественником С-60 изменений было много.
Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом.
Подкладушки внизу не просто так. Машина рабочая, поэтому вечно откуда-то подтекает. Возраст…
В марте 1937 года заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал. После переоборудования 20 июня с него сошел первый дизельный трактор С-65.В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
Вообще, мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на поток. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и образец С-65. Он удостоился «Гран-при» выставки.
Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем, работающим на лигроине.
С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.«Сталинец» внутри.
Кабина, надо сказать, просторная. Сиденье водителя можно назвать роскошным, особенно если сравнить с автомобилями того времени.
Диван, как есть — диван.
Забавная деревянная конструкция окон позволяла неплохо проветривать кабину, что при запредельной скорости трактора в 7 км/ч было не лишним ничуть.
Приборов не сказать, что много, но все по теме.
Общий план кабины. Рычагов многовато, но не для тех, кто соображает, когда за что надо дергать.
Вид из кабины, можно сказать, значительный. Там, впереди, танк стоит. Т-26. «Сталинец» размерами сами видите, как.Всего за годы выпуска было изготовлено более 37 000 тракторов «Сталинец».
С началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20.
Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки своих орудий средних и крупных калибров. И не только орудий.
Была ещё модификация «Сталинцев» — газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65.
Что сказать в заключение? Могучий трактор. А если еще вспомнить, когда он был разработан и выпускался… Всего-то через 20 лет от сотворения СССР уже был свой трактор со своим, подчеркну, дизелем. Да, в деле оснащения дизелями мы не стали первыми, немцы нас опередили. Но то, что С-65 отпахал всю войну, говорит лишь о том, что дизель был весьма и весьма неплох. Как и трактор, таскавший все 4 года 122-мм и 152-мм гаубицы.
Источникdivo-ra.blogspot.com
«Сталинец-65» (С-65) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 2058 дней] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. В результате выбрали американский образец от Caterpillar. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором[2]. Утверждения о том, что он стал первым серийным дизельным трактором в мире, не соответствуют действительности — немецкий Benz-Sendling S6 (произведено более тысячи экземпляров) пошёл в серию ещё в 1923 году[3].
Брошенный С-65 в центре Одессы, октябрь 1941С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось в качестве трофеев немцам, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров.
wikiredia.ru
«Сталинец-65» (С-65) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 2058 дней] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии,
ru-wiki.ru
С-65 | |
---|---|
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 10,85 |
Расположение | |
Кабина: | открытая |
Двигатель: | переднее |
Основные размеры | |
Двигатель | |
Марка двигателя | М-17 |
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 года. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире[1].
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.[источник не указан 1107 дней]
В Самарском Филиале Российского Государственного Архива Научно-Технической Документации имеются документы по проектированию тракторов: «Сталинец-2», «Сталинец-60», «Сталинец-65», «Сталинец СГ-65», «Сталинец-80», «С-80-Н», «С-100», «С-100-БГС-1», «С-100-Гп» («Проекты тракторов, разработанные Челябинским ордена Кутузова 1 степени, ордена Красной Звезды тракторным заводом (ЧТЗ)». Фонд Р-684, ед.хр.165, 1933—1963).
В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
dal.academic.ru
Время прочтения:
Технические характеристики:
Число мест в кабине — 2
Масса, т – 11 200
Масса прицепа, т — до 10
Габариты, м:
длина — 4,09
ширина — 2,395
высота — 2,77
клиренс — 0,405
Двигатель дизельный, 65 л.с. (47,8 кВт)
Коробка передач 3 вперёд и 1 назад
Макс. скорость, км/ч – 7,0 вперед и 2,5 назад.
Запас топлива, л — 300
лигроин/диз.топ.
Немного истории.
В январе 1935 года С. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. Было решено начать подготовку завода к реконструкции, а проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.
Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового двигателя с электрическим стартером. Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами. «Пускач» можно было завести и ручным способом, с помощью «кривого» стартера. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска.
Новым трактором С-65 был назван не зря. По сравнению с предшественником С-60 изменений было много.
Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом.
Подкладушки внизу не просто так. Машина рабочая, поэтому вечно откуда-то подтекает. Возраст…
Диван, как есть — диван.
Приборов не сказать, что много, но все по теме.
Экспонат для съемки предоставлен Музеем отечественной военной истории (Падиково, Московская область).
Источники:
http://zazsila.ru/news/2011-02-19-32
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/686810
mag-m.com