Один из крупных тракторных заводов СССР располагался в городе Харьков. Предприятие имело название Харьковский тракторосборочный завод, с середины 60-х годов измененное на Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ). Основной продукцией завода были самоходные шасси отечественной разработки.
Конструктивно машина представляет собой моторизованное транспортное средство, построенное с использованием узлов тракторной техники. Самоходное шасси Т 16 выполнено по заднемоторной схеме, с расположением места водителя над силовым агрегатом. К двигателю крепится короткая трубчатая рама, служащая основанием для установки бортового кузова или различного специализированного оборудования. На фотографии типичное шасси Т 16 в реальной эксплуатации.
Благодаря такой компоновке водитель шасси имеет хороший обзор обрабатываемой территории и навесных узлов. Центр тяжести машины смещен к оси ведущих задних колес, чем обеспечивается надежное сцепление с поверхностью. Для привода различных вспомогательных устройств на коробке передач имеется до трех точек для установки коробок отбора мощности. Для привода стационарных установок может использоваться приводной шкив. Кроме того, шасси может оснащаться гидравлической системой.
Шасси могло комплектоваться самосвальной платформой, сельскохозяйственным или коммунальным оборудованием, установками для ремонта и обслуживания дорог. Максимальная грузоподъемность шасси – до одной тонны. Необходимо отметить, что машина изначально создавалась с прицелом на использование в сельском хозяйстве. Увеличенный до 56 см дорожный просвет шасси позволяет вести обработку виноградных культур.
Тракторное самоходное шасси Т 16 стало одним из самых массовых в мире – всего было выпущено более 600 тысяч экземпляров машины. За характерный внешний вид шасси имело в СССР распространенные прозвища «Драпунец» или «Попрошайка». Общий вид машины представлен на фотографии.
Размеры шин в ходе производства не менялись. Ведущие колеса имели размер 9,50-32, рулевые передние – 6,5-16. Поскольку передние шины работали под высокой нагрузкой, то они имели усиленную конструкцию.
Колея всех колес могла регулироваться по четырем фиксированным значениям, что позволяло расширить диапазона применения машины. В зависимости от настройки колея задних колес составляла от 1264 до 1750 мм, передних – от 1280 до 1800 мм.
В качестве силового агрегата на шасси использовался четырехтактный дизельный двигатель с двумя цилиндрами и с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя был реализован принцип образования смеси в предкамере. Предкамера была выполнена в виде отдельной детали, запрессованной в головку блока. Размер предкамеры был чуть больше трети от полного объема камеры сгорания.
Основной деталью двигателя служил чугунный картер, к передней части которого крепилась алюминиевый корпус шестерен привода распределительного вала. Распределительный вал был установлен на шарикоподшипниках, что является нестандартным решением. На съемной наружной крышке корпуса имелась горловина для заливки масла и сапун вентиляции картера. На передней части мотора имелся ременной привод генератора и вентилятора. Привод осуществлялся от шкива на переднем конце коленчатого вала дизеля. На противоположной стороне двигателя имелся кожух маховика, к которому крепился электрический стартер. Общий вид двигателя представлен на фотографиях.
На картере имелись два отверстия для установки цилиндров, четыре — под направляющие штанг привода клапанов и восемь – для шпилек крепления цилиндров. Чугунный цилиндр имел развитые рёбра охлаждения. Внутренняя поверхность цилиндра была обработана соответствующим образом и являлась рабочей поверхностью. На каждом цилиндре имелась индивидуальная головка с ребрами охлаждения. Ранние варианты головки могли быть из чугуна. Чугунные детали на производстве быстро заменили алюминиевыми. Благодаря замене материала удалось оптимизировать процессы сгорания и улучшить топливную экономичность двигателя. Каждый комплект из головки и цилиндра крепился на четырех шпильках к картеру.
Охлаждение двигателя осуществлялось потоком воздуха от осевого вентилятора, направленным с помощью кожуха и дефлекторов. На ранней модели двигателя Д 16 поток воздуха направлялся только дефлекторами. Интенсивность потока можно было регулировать особым дроссельным клапаном на входе в воздухозаборник. Снаружи на картере устанавливались двухплунжерный насос для подачи топлива и два фильтра для масла – тонкой и грубой очистки. Насос штатно оснащался регулятором оборотов. Запас топлива находится в баке под сидением водителя.
Двигатель комплектуется семискоростной коробкой передач с механическим управлением. Коробка имеет одну передачу заднего хода. Благодаря большому числу передач шасси может работать в широком диапазоне скоростей и развивать значительные тяговые усилия. Коробка передач имеет поперечное расположение валов, что позволило уменьшить длину картера и использовать для передачи момента на дифференциал цилиндрические шестерни.
Завод ХЗТСШ освоил выпуск первой модели шасси под обозначением Т 16 в 1961 году. По конструкции машина представляла собой значительно модернизированную версию ДСШ 14. Первый вариант выпускался малыми тиражами, и всего за 6 лет было собрано чуть больше 63 тыс. машин. Фотография ДСШ 14 ниже (из архива Петера Шихалеева, 1952 год).
Одним из отличий ранних шасси является дизель Д 16 с мощностью около 16 л.с. На коробке скоростей имелось два вала отбора мощности – основной и синхронный. Внешне шасси отличалось отсутствием кабины водителя, имелся лишь легкий тент на съемных дугах.
Одним из основных недостатков ранней версии самоходного шасси была недостаточная мощность двигателя. Поэтому в 1967 году машину модернизировали, установив 25-сильный дизель. За счет этого удалось увеличить максимальную скорость машины и улучшить проходимость. Новая модель могла оснащаться закрытой кабиной с двумя дверями. Крыша кабины изготовлялась из брезента.
Модернизированный вариант шасси получил обозначение Т 16М и продержался на конвейере до 1995 года. За это время завод собрал 470 тыс. экземпляров машины. Общий вид шасси Т 16М на фото.
В середине 80-х годов шасси получило цельнометаллическую кабину для водителя и новый дизельный двигатель Д 21А с мощностью 25 л.с. Была проведена комплексная доработка узлов машины, позволившая увеличить ресурс и снизить трудоёмкость обслуживания. Именно на этой модели внедрили три вала отбора мощности на коробке передач. Такой вариант получил обозначение Т 16МГ и производился параллельно с Т 16М до 1995 года. На фотографии типичный экземпляр Т 16МГ.
Новая машина обладала гораздо лучшими данными. Более эластичный дизель позволил снизить минимальную скорость машины до 1,6 км/час с применением пониженной передачи. Благодаря этому шасси стало популярным при выполнении дорожных и сельскохозяйственных работ. На Т 16М ввели возможность опрокидывания кузова, с приводом от гидравлического цилиндра.
В 60-е годы в головном конструкторском бюро по комбайнам и самоходным шасси были созданы несколько проектов машин с использованием узлов более мощных тракторов. Шасси предназначались для установки различных комбайновых надстроек.
Одним из таких изделий стал агрегат СШ 75 «Таганрожец», выпуск которого начался в 1965 году на Таганрогском заводе. Конструктивно машины представляла собой раму на колесах, на которой стали двигатель, узлы трансмиссии, кабина и гидравлические приводы. СШ 75 оснащался четырехцилиндровым 75-сильным дизелем СМД 14Б с жидкостным охлаждением. Один из сохранившихся «Таганрожцев» представлен на фотографии.
Выпуск сельскохозяйственных самоходных шасси продолжался до начала 70-х годов, всего было изготовлено почти 21 тыс. машин. Различные навесные устройства для комплектации машин выпускались на том же заводе. В зависимости от типа навески кабина могла стоять в разной точке шасси. Точки установки были по центру над передней осью или сбоку над любым из ведущих колес. Например, при установке комбайна НК 4 кабина стояла сбоку, а при монтаже самосвального кузова НС 4 – по центру, над управляемыми колесами.
В настоящее время тракторный завод во Владимире производит шасси ВТЗ 30СШ – универсальное транспортное средство для выполнения специальных работ в различных сферах хозяйства. По заказу машина может комплектоваться различным оборудованием для расширения диапазона применения. Благодаря большому клиренсу шасси преодолевает водные преграды с глубиной до 0,5 метра.
Машина впервые появилась в 1998 году. Конструкция шасси создана на основе трактора 2032 и очень похоже на шасси Т 16. Отличием ВТЗ 30СШ является заднее расположение двигателя и трансмиссии. Для повышения комфорта водителя кабина имеет систему вентиляции и обогрева. Плоские переднее и заднее стекла оснащены стеклоочистителями. В стандартном оснащении шасси идет со стальной бортовой платформой с длиной 2,1 м и шириной почти 1,45 м. Платформа имеет невысокие борта и вмещает до 1000 кг различного груза. Владимирское шасси на фото ниже.
В качестве силового агрегата используется 30-сильный дизель Д 120, представляющий собой модернизированный вариант Д 21А. Коробка передач имеет шесть скоростей и возможность реверса. Диапазон скоростей составляет от 5,4 до 24 км/час. На коробке имеется всего один независимый вал отбора мощности.
fb.ru
Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. — шассик) — серийно выпускаемое транспортное моторизированное средство, выполненное на базе узлов и агрегатов тракторов.
Тракторные самоходные шасси подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
На складах:
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
В СССР в начале 70-х годов Таганрогским головным конструкторским бюро по комбайнам и самоходным шасси был разработан ряд специальных колёсных самоходных шасси СШ-40, СШ-75 «Таганрожец», СШ-100, СШ-150 с использованием агрегатов тракторов Т-40, МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150. Эти шасси предназначались для установки на них различных типов комбайнов. СШ-75 «Таганрожец» было запущено в серийное производств на Таганрогском комбайновом заводе в 1965 году[1]. За семь лет этот завод выпустил 20714 экземпляров самоходного шасси[1].
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
Трактор
dic.academic.ru
Компоновка трактора — относительное размещение основных агрегатов и рабочего оборудования трактора, отвечающее его функциональному назначению и позволяющее использовать трактор с наибольшей эффективностью. Компоновка подчинена функциональному назначению трактора и характеризуется размерами и типом движителей, расположением агрегатов и систем, наличием свободного пространства для навески машин, орудий и установки технологических емкостей, базой, величиной дорожного и агротехнического просветов, координатами центра масс.
Компоновка сельскохозяйственных тракторов подразделяется на традиционную и нетрадиционную.
Колесные тракторы. Универсально-пропашные и универсальные колесные тракторы имеют наиболее распространенную традиционную (классическую) компоновку с передним расположением двигателя, последовательным рядным расположением агрегатов Трансмиссии, задним расположением кабины, управляемыми передними колесами с диаметром значительно меньше диаметра задних (рис. 2.1,а). Трансмиссию (сцепление, коробку передач и задний мост) выполняют в одном блоке и жестко соединяют с двигателем. При такой компоновке до 70…75% массы трактора в статическом положении приходится на задние ведущие колеса, которые обеспечивают тяговое усилие трактора, передние ведущие колеса (если их привод предусмотрен конструкцией) выполняют вспомогательную роль при работе на влажной рыхлой почве.
Рис. 2.1. Типы компоновок колесных сельскохозяйственных тракторов:
а — классическая, б — улучшенная классическая, в — с шарнирной рамой, г — тракторное самоходное шасси; д — трактор со свободным обзором; е — несущее самоходное шасси; ж и з — интегральные тракторы
— увеличен типоразмер шин передних ведущих колес;
— передний портальный мост заменен на более мощный автомобильного типа;
— угол поворота передних управляемых колес для повышения маневренности увеличен до 50…55°;
— устанавливается переднее навесное устройство.
Такую компоновку имеет трактор ВТ-170 класса 3, разработанный НАТИ совместно с ВгТЗ.
Самоходные шасси (рис. 2.1,г) по компоновке занимают Особое место среди универсальных тракторов. Тракторное самоходное Шасси характеризуется тем, что двигатель, трансмиссия, пост управления с кабиной образуют единый блок, расположенный над задним мостом шасси, передняя часть представляет свободную раму для установки кузова или навески машин и орудий. Для самоходных шасси Т-16МГ, выпускаемых Харьковским заводом тракторных самоходных шасси, характерно заднее расположение двигателя за кабиной, а для шасси, выпускаемых фирмой Фендт (Германия), — горизонтальное расположение двигателя перед кабиной в межбазовом пространстве.
Тракторы со свободным обзором (рис. 2.1,д) предложены фирмой Фендт в начале 90-х г. как промежуточная компоновки между самоходным шасси и интегральным трактором, направленная на увеличение роли переднего ведущего моста в реализации тягового усилия, ни увеличение массы орудий, навешиваемых спереди.
Несущее многоцелевое самоходное шасси (рис. 2.1,е) предназначено для агрегатирования с уборочными машинами (силосоуборочным и свеклоуборочным комбайнами и др.) и орудиями общего назначения (передне- и задненавесной плуги, культиваторы), что увеличивает его годовую загрузку. Рама шасси может быть цельной или Состоять из двух полурам, соединенных вертикальным шкворнем. Для улучшения управляемости шасси передняя полурама может быть выполнена несколько короче задней. Кабина имеет возможность перемещаться идоль продольной оси, что улучшает обзорность и облегчает навеску орудий и машин от почвообрабатывающих до уборочных.
Интегральная компоновка (рис. 2.1,ж) появилась на современных моделях сельскохозяйственных тракторов. Основными ее
признаки являются:
— наличие трех зон свободного пространства (передней, средней, задней) для установки орудий или технологических емкостей;
— наличие разветвленной системы ВОМ;
— переднее или центральное расположение кабины с круговым обзором;
— четыре ведущих и управляемых колеса одинакового размера;
— наличие разветвленной гидросистемы управления орудиями;
«Симметричная» интегральная компоновка (рис. 2.1,3) еще в большей степени отвечает требованиям по возможности агрегатирования трактора с машинами и орудиями.
Гусеничные тракторы. Гусеничные сельскохозяйственные тракторы общего назначения при традиционной (классической) компоновке имеют переднее расположение двигателя и сцепления. Коробка передач и задний мост расположены сзади и соединены с двигателем карданным валом (рис. 2.2,а). Кабина расположена сзади над ведущими колесами (звездочками). Такая компоновка обеспечивает в статике некоторое смещение центра давления вперед относительно середины опорных поверхностей гусениц и характерна для отечественных тракторов ДТ-75М, ДТ-175М и Т-4А.
У гусеничных тракторов традиционной компоновки возможно другое взаимное расположение агрегатов, когда двигатель, сцепление и коробка передач расположены в передней части трактора, а крутящий момент к заднему ведущему мосту передается через карданные передачи (рис. 2.2,6).
Появившаяся в последние годы нетрадиционная компоновка гусеничного сельскохозяйственного трактора с треугольным гусеничным обводом обеспечивает смещение центра масс трактора вперед, более равномерное распределение давления по длине опорной поверхности при работе с нагрузкой на крюке, увеличение продольной устойчивости трактора, а, следовательно, снижение опасности подъема его передней части при высоких тяговых усилиях.
Специализированные тракторы. Компоновки специализированных сельскохозяйственных тракторов отличаются разнообразием, что объясняется специфическими условиями их работы и требованиями технологий тракторных работ.
Компоновка трактора-склонохода для работы поперек склона крутизной до 20° отличается автоматической стабилизацией остова трактора в вертикальном положении одним из трех способов: установкой колес относительно склона или поворотом корпусов конечных передач, выравниванием остова в вертикальном положении, а также стабилизацией бортов с помощью шарнирной рамы. Первый способ стабилизации остова осуществлен в конструкции трактора МТЗ-82К, третий — в горном самоходном шасси СШ25Г.
В некоторых странах Западной Европы с развитым горным земледелием (Австрия, Швейцария и др.) получили распространение тракторы-шасси для заготовки сена и транспортных работ в высокогорных условиях. Эти тракторы имеют компоновку с низким расположением центра масс, с
увеличенной колеей и широкопрофильными шинами малого диаметра.
Портальная компоновка колесного и гусеничного тракторов характеризуется тем, что их рамы образуют огибающий один или два рядка растений достаточно высокий портал, на котором установлен пост управления с кабиной или без нее.
Рис. 2.2. Расположение агрегатов в гусеничном сельскохозяйственном тракторе классической компоновки:
1 — двигатель; 2 — вентилятор; 3 — выхлопная труба; 4 — радиатор; 5 — сцепление; 6 — карданная передача; 7 — коробка передач; 8 — задний мост; 9 — навесная система; 10 — воздухозаборник; 11- редуктор ВОМ
Компоновка промышленных тракторов отличается большим раз-;ообразием и определяется назначением и условиями работы машины.
Тракторы общего назначения. Традиционная компоновка гусеничного промышленного трактора общего назначения характеризуется передним расположением дви-ГШтеля, средним — кабины и задним — агрегатов заднего моста. Все сборочные блоки установлены на раме или полураме, к передней части которой
крепят ось шарнира балансирной балки или рессоры, концами опирающейся на рамы гусеничных тележек. Тракторы с такой компоновкой оснащены защитными каркасами (устройствами, защищающими тракториста соответственно при опрокидывании трактора и от падающих предметов) или кабинами с защитными каркасами.
Подобную компоновку имеют отечественные промышленные тракторы Т-130М, Т-170М, Т-10, атакже их зарубежные аналоги.
Компоновка промышленного трактора с треугольным гусеничным обводом (рис. 2.3) предложена фирмой «Катерпиллар» вначале для тяжелых тракторов, затем для промышленных тракторов средней мощности и для сельскохозяйственных общего назначения. Треугольный обвод гусениц обеспечивает ряд преимуществ:
— конечные передачи и механизм поворота не подвержены воздействию вертикальной ударной нагрузки, вызываемой контактом ведущего колеса с почвой;
— центр масс смещен ближе к передней части машины, что облегчает заглубление отвала бульдозера;
— наличие увеличенной опорной поверхности сзади за осью ведущего колеса предотвращает подъем передней части трактора при больших тяговых нагрузках.
Рис. 2.3. Компоновка тракторов с треугольным гусеничным обводом:
1 — отвал бульдозера; 2 -гидроцилиндры, 3 — радиаторы и вентилятор; 4 — механизм поворота и конечные передачи, 5 — центральная передача, б — коробка передач, 7 — карданный вал; 5 — гидротрансформатор; 9 — двигатель
При такой компоновке применен блочно-модульный принцип построения сборочных единиц (рис. 2.4), т.е. все основные узлы (двигатель, коробка передач, механизм поворота, конечные передачи) выполнены в виде отдельных легко демонтируемых и монтируемых модулей.
Специализированные тракторы. Компоновка гусеничного трактора-погрузчика отличается от трактора общего назначения увеличенной базой за счет введения дополнительного опорного катка, установки жесткой или балансирной балки вместо рессоры и выполнения рамы трактора как одно целое с порталом погрузочного оборудования. Для создания противовеса массе ковша с грузом в колесных тракторах-погрузчиках (рис. 2.5), выполненных с шарнирной рамой, двигатель, коробку передач и раздаточную коробку устанавливают на задней полураме, а портал погрузчика — на передней. Гидротрансформатор крепят к двигателю или выполняют в блоке с коробкой передач. Кабину размещают на передней или задней полураме. В первом случае упрощается управление ковшом, а во втором — управление двигателем и трансмиссией.
Конструктивной особенностью болотоходных такторов являются увеличенные размеры движителя из-за уширении гусеницы и увеличения продольной базы, например, за счет принудительного опускания направляющего колеса.
Компоновка подземного трактора (рис. 2.6) для работы в стесненных условиях горных разработок отличается: малыми размерами по высоте; вынесенным за пределы колесной базы двигателем; шарнирной рамой. Для управляемого по радио земноводного трактора, работающего на глубине 6… 7 м, типичным является отсутствие кабины, герметизация агрегатов и узлов, наличие мачты с системой забора воздуха, необходимого для работы двигателя.
Рис. 2.6. Компоновка колесного подземного трактора:
1 — двигатель, 2,6 — карданные передачи; 3 — гидротрансформатор, 4 — коробка передач, 5, 7 — центральные и конечные передачи
Гусеничные лесопромышленные (трелевочные) тракторы (рис. 2.7), получившие широкое распространение в России и странах СНГ, имеют ряд компоновочных особенностей.
Переднее расположение кабины обусловлено требованием передней обзорности, необходимостью иметь площадку для установки различного технологического оборудования и размещения перемещаемой пачки хлыстов за кабиной. Ходовая система с катками большого диаметра в сочетании с рычажно-балансирной подвеской, увеличенным дорожным просветом, высоко приподнятыми передними направляющими и задними ведущими колесами обеспечивает возможность преодоления препятствий при движении по лесному бездорожью. Нижняя часть рамы закрыта днищем, предотвращающим возможность проникновения к двигателю и другим агрегатам трактора сучьев, порубочных остатков и других предметов. Наличие технологической площадки сзади и сбоку кабины позволяет осуществлять протяжку деревьев при обрезке сучьев. Смещение центра масс трактора вперед позволяет устанавливать на площадке за кабиной челюстной погрузчик.
Трелевочные тракторы с такой компоновкой были разработаны и освоены на АО «Онежский тракторный завод» (ТДТ-55, ТДТ-55А, ТЛТ-100, ТБ-1 и его модификации), на АО «Алтайский тракторный
завод» (ТТ-4, ТТ-4М). За рубежом трелевочные тракторы с гусеничным движителем используется крайне редко и в основном на специализированных валочно-пакетирующих машинах.
Рис. 2.7. Компоновки гусеничных трелевочных тракторов:
а — со щитом; 6 — с челюстным погрузчиком, 1 — толкатель, 2 — кабина, 3 — двигатель; 4 -Пфбедка, 5 — коробка передач; 6 — карданный вал; 7 — задний мост, 8 — ведущее колесо, 9 — гидроманипулятор
Компоновка лесопромышленного трактора для лесосплавных работ (рис. 2.8) приспособлена для движения по воде с помощью водометного движителя и по суше — с помощью гусеничного движителя. Трактор оборудован лебедкой 4, бревнотолкателем / или бульдозером с гидроза-хнатом грузоподъемностью до 1,5 т. Среднее давление на грунт на обычных гусеницах составляет 0,041 МПа, а на уширенных — 0,027 МПа.
Колесные лесопромышленные тракторы в нашей стране получили ограниченное распространение. Их создают на базе тракторов 4К46, имеющих свободное пространство за кабиной.
Рис. 2.8. Компоновка гусеничного трактора для лесосплавных работ:
1 — бревнотолкатель; 2 — кабина; 3 — двигатель, 4 — лебедка; 5 — коробка передач; 6, 9 -карданные валы, 7 ведущий мост, 8 — ведущее колесо; 10 — вшгт водометного движителя
Условиям использования колесных лесопромышленных машин с различным технологическим оборудованием наиболее полно отвечают компоновки многоосных тракторов 4К46, 6К6, 8К8 (рис. 2.9), имеющие большую грузоподъемность, более высокие тяговые показатели и лучшую проходимость за счет меньшего, чем у тракторов традиционных компоновок давления на грунт и глубины колеи.
Лесохозяйственные тракторы работают с лесными плугами, культиваторами, корчевателями, лесопосадочными машинами, покровосдира-телями и фрезами, а также как трелевочные на рубке леса.
Компоновка гусеничных лесохозяйственных тракторов общего назначения (рис. 2.10,а) практически не отличается от компоновки лесопромышленных тракторов и позволяет получить различные модификации, в том числе для работы на грунтах с малой несущей способностью.
Лесохозяйственный трактор для выполнения лесомелиоративных работ (рис. 2.10,6) имеет увеличенную опорную поверхность за счет применения уширенных гусениц и опущенного ведущего колеса //, выполняющего роль дополнительного опорного катка. При этом среднее давление на грунт снижается с 0,053 до 0,026 МПа, что позволяет использовать трактор на переувлажненных грунтах, осушенных болотах и на целине с глубиной снежного покрова более 1 м.
Рис. 2.9. Компоновки колесных лесопромышленных тракторов с различным оборудованием на базе тракторов 4К4 и 6К6:
а — базовая модель 4К46. б, в — трелевочные тракторы 4К46 с; пачковым захватом и с гросочекерной оснасткой соответственно; г — базовая модель 6К6, д — трелевочный Грактор 6К6 с гидроманипулятором и коником; е — валочно-трелевочная машина 6К6 с I плроманипулятором и коником; ж — сучкорезно-раскряжевочная машина 6К6, з — сор-шментовоз 6К6 с гидроманипулятором
vostok-agro.info
Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг« сегодня мы с вами рассмотрим один из вариантов самодельного самоходного шасси по типу садового трактора Т-16 (Топ-топ) Советского производства в миниатюре) Данный трактор собран автором специально для перевозки малогабаритных и сыпучих грузов, кстати кузов самосвал оснащенный системой подъема с помощью привода гидравлической системы трактора работающей от насоса НШ-10 (насос шестеренчатый) Рама мини-трактора самодельная сварена из металлического профиля, задний мост укороченный от Отечественного внедорожного автомобиля УАЗ 70 см, передние от самоходной инвалидной мотоколяски с рулевым управлением полностью в сборе, двигатель от мотоблока «Садко» 6.5 л/с.
Трактор получился у мастера простой в эксплуатации, а главное довольно бюджетный потому что все узлы и запчасти взяты по сути из металлолома, а по качеству сборки не уступает заводским тракторам Китайского происхождения.
Давайте рассмотрим поближе представленную модель самоходного шасси.
Материалы
Инструменты
Фото самодельного самоходного шасси своими руками. Кузов самосвал работающий от гидравлической системы мини-трактора. Двигатель 6,5 л/с от мотоблока «Садко» дополнительно подключен НШ-10 (насос шестеренчатый), а так же масляный фильтр и распределитель соответственно. Двигатель расположен в задней части трактора прямо под сидением тракториста. Данная компоновка отлично подходит для мини-тракторов типа шасси. Дополнительно можно зацепить прицеп и груза вести уже в два раза больше) При желании так же можно в задней части машины разместить навеску и агрегатировать плуг или культиватор, тем самым увеличивая функциональные возможности трактора. Чтобы получить полный доступ к двигателю, стоит только немного приподнять сидение водителя. Вот такой трактор получился, при минимальных затратах он намного надежнее и долговечнее чем Китайский собрат) Люди на селе сегодня остро нуждаются в подобной технике, с ее помощью можно в несколько раз облегчить и без того тяжелый крестьянский труд.
МИНИ-ТРАКТОР
www.samodelkindrug.ru
ООО «Завод самоходных шасси» является правопреемником бывшего ОАО «Харьковский завод тракторных самоходных шасси», который был организован в 1949 году.
Завод, как и его предшественники, специализируется на выпуске тракторов и самоходных шасси класса 0,6 т., различных модификаций на их базе и запасных частей к ним. Кроме того, заводом освоен выпуск специализированных агрегатов на базе самоходных шасси сельскохозяйственного и коммунально-дорожного назначения.
В настоящее время основными задачами развития предприятия являются создание новой высококачественной техники и развитие производства на базе прогрессивных технологий.
ООО «Завод самоходных шасси» освоено производство нового самоходного шасси СШ–2540 с современной кабиной, унифицированной с колесным трактором ЮМЗ–6, за счет чего значительно улучшены условия труда трактористов. На самоходном шасси СШ–2540 может устанавливаться по заказу потребителей кондиционер и отопитель, что позволяет эксплуатировать его в различных климатических условиях.
По заявкам потребителей на базе СШ–2540 выпускаются различные модификации, в том числе по заказу ПО «Беларуськалий» для работы под землей в калийных рудниках и низкоклиренсная модификация для работ в помещениях, короткобазовая модификация для агрегатирования с тракторным погрузчиком и другие.
Прорабатывается заказ на самоходное шасси для возделывания и уборки льна.
На базе самоходного шасси СШ–2540 заводом освоен выпуск тротуароуборочной машины с зимним оборудованием типа АУТ–1. Тротуароуборочная машина имеет гидравлический привод рабочих органов, что в значительной степени упростило ее конструкцию и эксплуатацию.
Освоено производство тракторного фронтального навесного погрузчика типа ПТ–1 грузоподъемностью до 1 тонны. На погрузчике могут применяться различные грузоподъемные приспособления: вилы, удлинитель вил, безблочная стрела, ковшовый захват.
На базе самоходного шасси освоено производство агрегата погрузочного транспортного АПТ–1, который может нагружать как собственную грузовую платформу, так и другие транспортные средства, сеноуборочного агрегата АСУТ с самосвальной платформой и навесной косилкой типа КНШ–1,8 для скашивания естественных и сеяных трав в прокос и другие.
Самоходное шасси СШ–2540 сертифицировано в системах Укрсепро и ГОСТ РФ, что позволяет заводу осуществлять экспортные поставки самоходных шасси в различные страны.
Основными потребителями самоходных шасси являются производители сельскохозяйственной продукции, где они используются в растениеводстве, животноводстве на выращивании технических культур, винограда, на транспортных работах, а также промышленные предприятия, где самоходные шасси используются, как правило, в качестве технологического транспорта или же для выполнения специализированных работ.
На самоходных шасси в настоящее время устанавливается дизельный двигатель воздушного охлаждения Д–120 производства Владимирского тракторного завода РФ. Однако, в связи с ограниченными возможностями его поставки завод в настоящее время проводит работы по установке отечественных двигателей аналогичной мощности типа СМД–1801 производства ХЗТД, двигателя 3ТДА производства завода им. Малышева, а также двигателя В21511 производства латвийской фирмы «Орува» по лицензии немецкой фирмы Дойц.
Для повышения технического уровня проектно-конструкторских и технологических работ заводом предусмотрено внедрение автоматизированной системы проектирования, начаты работы по переводу технической документации на магнитные носители. В дальнейшем предусматривается полное освоение систем проектирования и организации производства на компьютеризированной основе.
МУЗЕЙ
Самоходное шасси ДСШ-14
Самоходное шасси ДСШ-14. Назначение — для работ по уходу за овощными культурами с навесными с/х машинами, для уборки овощей и трав, а также транспортирования грузов и внутри-фермерских работ.
Универсальное самоходное шасси Т-16
Универсальное самоходное шасси Т-16. Назначение — для работ по уходу за овощными культурами с навесными сельскохозяйственными машинами: междурядной обработки, внесения удобрений, опыливания и опрыскивания растений, уборки; а также для кошения и уборки трав, сплошной культивации и транспортировки грузов на съемной платформе.
Универсальное самоходное шасси Т-16МГ
Универсальное самоходное шасси Т-16МГ. Колесное, универсальное, с грузовой самосвальной платформой, тягового класса 0,6, является модификацией самоходного шасси Т-I6M. Предназначено в агрегате с навесными машинами для выполнения комплекса работ в овощеводстве, полеводстве, садах, ягодниках и заготовки кормов на животноводческих фермах, а при установке на него самосвальной платформы — для транспортировки грузов.
Малогабаритный трактор АТ-1
Малогабаритный трактор АТ-1 предназначен для работ по уходу за овощными культурами с навесными сельскохозяйственными машинами: междурядной обработки, внесения удобрений, опыливания и опрыскивания растений, уборки; а также для кошения и уборки трав, сплошной культивации и транспортировки грузов на полуприцепе.
Универсальное самоходное шасси СШ-28
Универсальное самоходное шасси СШ-28. Колесное, универсальное, тягового класса 0,6. Предназначено для работы на предпосевной и междурядной обработке почвы, разбросном и рядковом высеве минеральных удобрений, посеве и посадке овощных культур и кормовых корнеплодов, опыливания и опрыскивания растений, уборки овощей, а также для внутрихозяйственных транспортных работ. В отличие от трактора двигатель и силовая передача у шасси расположены сзади.
Универсальное низкоклиренсное самоходное шасси СШ-28Т
Универсальное низкоклиренсное самоходное шасси СШ-28Т. Колесное, универсальное, низкоклиренсное для закрытого грунта, тягового класса 0,6, является модификацией шасси СШ-28. Предназначено для работы с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями с активными рабочими органами, предназначенными для промышленного производства рассады и овощных культур в пленочных теплицах.
Современная техника
Cамоходное шасси СШ-2540
Cамоходное шасси СШ-2540 с дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 25л.с. (производства ОАО «ВТЗ» г. Владимир), с задней навесной системой (по заявке заказчика), с передним валом отбора мощности, является универсальным энергетическим средством для механизации различных работ в многообразных технологиях сельскохозяйственного и промышленного производства. В агрегате с навесными и прицепными машинами и орудиями СШ-2540 предназначено для выполнения сельскохозяйственных работ в овощеводстве, животноводстве, полеводстве, садоводстве, а при агрегатировании с платформой может быть использовано для внутрихозяйственных транспортных работ (погрузка навоза, его подвоз, выгрузка в кучи, перевозка сыпучих материалов, подвоз и раздача кормов).
Агрегат погрузочный транспортный колесный АПТ-1
Агрегат погрузочный транспортный колесный АПТ-1 предназначен для погрузки в кузов самоходного шасси или впереди стоящего автомобиля твердых грузов общей массой до 300 кг (в том числе навоз, корнеплоды, песок) с массой отдельных твердых предметов до 100 кг.
Агрегат сеноуборочный транспортный колесный АСУТ
Агрегат сеноуборочный транспортный колесный АСУТ, состоящий из самоходного шасси СШ-2540 с самосвальной грузовой платформой и косилки КНШ-2,1(1,8), используется для скашивания естественных и сеяных трав с укладыванием скошенной массы в прокос на равнинных участках, опушках и неудобьях, а также перевозку скошенных трав.
Погрузчик вилочный универсальный тракторный ПТ-1
Погрузчик вилочный универсальный тракторный ПТ-1 предназначен для погрузки, выгрузки, перевозки и штабелирования грузов, как на открытых ровных площадках, так и в полевых условиях. Изготовлен на базе короткобазовой модификации СШ-2540 с использованием узлов и агрегатов грузоподъемника.
Тротуароуборочная машина АУТ-1
Тротуароуборочная машина АУТ-1 предназначена для механизированной уборки тротуаров, дворов, парковых дорожек с усовершенствованным покрытием. Изготовлена на базе самоходного шасси СШ-2540 с платформой и оборудована рабочими органами: щеткой, очищающей покрытия от снега, и плугом (отвалом), который сгребает снег в валок слева и справа по ходу машины. Плугом или щеткой можно работать независимо друг от друга.
Cамоходное шасси СШ-2540 и его модификации
Cамоходное шасси СШ-2540 с кабиной унифицированной с колесным трактором ЮМЗ–6. Каркасная одноместная шумо- виброизолированная кабина. Сиденье, подрессоренное с амортизатором, регулируется по массе и росту водителя.
Cамоходное шасси СШ-2540 со снегоуборочным отвалом
Низкоклиринсный (вариант 1). Специальная модификация самоходного шасси СШ2540 с усиленным каркасом, предназна-ченная для работ в закрытых помещениях.
Низкоклиринсный (вариант 2). Специальная модификация самоходного шасси СШ2540, предназначенная для работ в закрытых помещениях, теплицах.
Низкоклиринсный (вариант 3).
На главную В начало
Ссылки на видео:
1. Видеоклип трактора Т-16м
2. Трактор 30СШ-СП
3. Хлопковый трактор АГРОМАШ 30 СШХ
meh-sh.ru
Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. — шассик) — серийно выпускаемое транспортное моторизированное средство, выполненное на базе узлов и агрегатов тракторов.
Тракторные самоходные шасси подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
DY-TMAL безвоздушная машина для разметки холодным пластиком на базе грузовых автомобилейНа складах:
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
Специальные тракторные самоходные шасси разрабатываются и выпускаются для работы в составе определенных агрегатов. Могут быть как колёсными, так и гусеничными. Оборудование на специальное самоходное шасси навешивается производителем этого оборудования и потребителю поставляется в виде готовой машины.
В СССР в начале 70-х годов Таганрогским головным конструкторским бюро по комбайнам и самоходным шасси был разработан ряд специальных колёсных самоходных шасси СШ-40, СШ-75 «Таганрожец», СШ-100, СШ-150 с использованием агрегатов тракторов Т-40, МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150. Эти шасси предназначались для установки на них различных типов комбайнов. СШ-75 «Таганрожец» было запущено в серийное производств на Таганрогском комбайновом заводе в 1965 году[1]. За семь лет этот завод выпустил 20714 экземпляров самоходного шасси[1].
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
wiki.sc
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Самоходное шасси Т-16 ремонтно-дорожной службы г. ВинницаТракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. — шассик) — серийно выпускаемое транспортное моторизированное средство, выполненное на базе узлов и агрегатов тракторов.
Тракторные самоходные шасси подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
DY-TMAL безвоздушная машина для разметки холодным пластиком на базе грузовых автомобилейНа складах:
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
Специальные тракторные самоходные шасси разрабатываются и выпускаются для работы в составе определенных агрегатов. Могут быть как колёсными, так и гусеничными. Оборудование на специальное самоходное шасси навешивается производителем этого оборудования и потребителю поставляется в виде готовой машины.
В СССР в начале 70-х годов Таганрогским головным конструкторским бюро по комбайнам и самоходным шасси был разработан ряд специальных колёсных самоходных шасси СШ-40, СШ-75 «Таганрожец», СШ-100, СШ-150 с использованием агрегатов тракторов Т-40, МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150. Эти шасси предназначались для установки на них различных типов комбайнов. СШ-75 «Таганрожец» было запущено в серийное производств на Таганрогском комбайновом заводе в 1965 году[1]. За семь лет этот завод выпустил 20714 экземпляров самоходного шасси[1].
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
wiki2.red