Советский мотопром был разнообразен и пестрил различными моделями мотоциклов. Марка мотоциклов ИЖ выпускалась с 1929 до 2008 годы. Завод, где они создавались, находился в славном и старом городе Ижевске. А одним из самых востребованных мотоциклов в СССР был ИЖ-2 «Юпитер». Давайте познакомимся с данной моделью поближе.
Этот мотоцикл впервые был выпущен в 1965 году под инженерным названием ИЖ «Юпитер-2». Характеристики для того времени впечатляют. Двухтактный двигатель имеет один цилиндр, объемом 350 см³. Мощность составляет 20 лошадиных сил. Охлаждение осуществляется благодаря воздушному потоку, а смазан двигатель смесью масла и топлива.
Весил мотоцикл немало — 165 кг. И если вас нельзя было назвать тяжелоатлетом, то нужно было несколько раз подумать, прежде чем приобрести его. Но при этом стоит отметить, что мотоцикл ИЖ «Юпитер-2» отлично подходил для дальних путешествий, ведь максимальная нагрузка веса на багажник составляла 20 кг, кроме того, на нем можно было ехать вдвоем. Но к сожалению, расход топлива у него, по современным меркам, был большой — 5 литров, при езде в 90 километров в час.
Но если вы все-таки решились приобрести этот легендарный мотоцикл, то вам придется задаться одной проблемой: найти на АЗС топливо АИ-76, смешанное с маслом в пропорциях 1:25 (где одна часть — моторное масло).
ИЖ «Юпитер-2» имеет трубчатую раму и мягкий передний амортизатор, что позволяет без тяжких проблем передвигаться по пересеченной местности. Также радуют широкие грязевики, бардачок для инструментов, необходимых водителю, и барабанные тормоза.
Большинство частей этого транспортного средства были унаследованы от первого «Юпитера», поэтому различить их крайне тяжело. Единственное различие заключается в том, что вторая модель имеет двухтактный двигатель.
Мотор позволял мотоциклу разгоняться до 110 километров в час, что является удивительной скоростью для того времени. Подача топлива в двигатель осуществлялась самотеком, а привод осуществлялся цепью из роликов. Объем бака составлял 18 литров.
В конце 1958 года Госплан выдал заказ для конструкторов — создать мотоцикл для езды по всем видам дорожного покрытия. На то время автомобиль был по карману не каждому, но для пролетариата был необходим транспорт. И Госплан решил начать массовый выпуск мотоцикла, который сможет передвигаться по проселочным дорогам. Прототипа для данной модели ИЖ не было, поэтому все создавалось с нуля.
Первый созданный мотоцикл ИЖ-2 «Юпитер» имел хорошие характеристики. Помимо перечисленных выше характеристик, мотоцикл имел свинцовый аккумулятор, напряжением 6 В. В ходе тестирования модели была усовершенствована коробка передач и подкорректировано сцепление. Некоторое время спустя начался старт массового производства данной модели.
Коляска или так называемая люлька на мотоцикле обеспечивала замену автомобиля. В прицепе можно было перевозить как одного пассажира, так и груз, поэтому данный транспорт и был довольно популярным в Советском Союзе. У модели существовал и задний отсек для запасного колеса.
Между прочим, некоторые «самоделкины» из советского пространства экономили на приобретении и изготавливали для своих «Юпитеров» люльки из мелких балок и листов металлопрофиля, а также из деревянных досок.
Нужно сказать, что мотоциклы с коляской вплоть до начала 21 века использовались в милиции. Они оборудовались жидкостным охлаждением, телескопической передней вилкой и дисковыми тормозами вместо привычного барабанного. Также в них были встроены рации и защитное стекло.
Для государственной службы обычно переоборудовали мотоциклы от Ижевского завода: «Юпитер» и «Юнкер». В нынешнее время сотрудники полиции патрулируют свои участки на немецких BMW. Раритетом стали коляски для ИЖ «Юпитер-2» (фото их вы можете видеть в нашей статье).
Вот, пожалуй, и все, что мы хотели сказать о мотоциклах. Читатели подробно узнали о легендарном советском Иж-2 «Юпитере». Именно эта модель положила начало динамичному развитию мотопрома в СССР, поэтому ее помнит все, жившие в то старое время.
Следует отметить, что те люди, у которых данный мотоцикл сохранился в хорошем, а если повезло, то и в отличном состоянии, являются счастливчиками. Ведь если подождать еще немного, то данное транспортное средство можно будет продать за большие деньги, как раритет, заслуживший отличную репутацию.
www.syl.ru
Мотоцикл «Иж Юпитер» — одна из самых ярких страниц отечественного мотопрома. Он несколько десятилетий украшал улицы советских городов и сел. За эти годы байк с многочисленными преимуществами и недостатками сумел стать желанным и гонимым, затмив одних и так и не дотянувшись до других.
Именем «Юпитер» в Ижевске назвали дорожный мотоцикл, отличавшийся от другой модели того же класса («Иж Планета») лишь количеством цилиндров двигателя. Название обеих моделей полностью соответствовало духу эпохи освоения космоса. С именем «Юпитер» связан один казус: на бак мотоцикла дизайнеры поместили эмблему со стилистическим изображением планеты с планетарными кольцами, в которой легко узнается не Юпитер, а Сатурн. Всего свет увидело пять поколений «Юпитеров» и многочисленное количество их модификаций, отличавшихся между собой порой очень несущественно.
Первый одноименный мотоцикл широкой публике сначала был представлен как «Иж-58» и лишь потом переименован в «Юпитер». Первое поколение модели выпускалось с 1961 по 1966 год.
Двухцилиндровый рядный двухтактный 347-кубовый двигатель воздушного охлаждения с вертикальным расположением цилиндров (стандарт для всех поколений) в первом поколении выдавал всего 18 л.с. максимальной мощности. Он позволял двигаться с максимальной скоростью 110 км/ч, а средний расход топлива по трассе составлял около 4 л/100 км. С начала выпуска и до закрытия производства все «Юпитеры» комплектовались передней телескопической и задней маятниковой подвесками. Колясочная модификация мотоцикла обозначалась индексом «К» в названии (Иж Юпитер-К).
Новые поколения «Юпитера» появлялись с периодичностью 3-6 лет, постоянно прибавляя в мощности двигателя и получая более современную внешность. Самым мощным стало четвертое поколение – двигатель «Иж Юпитер-4» был способен развивать 28 л.с. максимальной мощности при 5600 об/мин. По этому показателю он превзошел даже «икону» всего соцлагеря – мотоцикл Jawa 350 (26-27 л.с. в зависимости от модификации), почти не уступая ему в максимальной скорости (125 против 130-133 км/ч.). Технические характеристики байка были вполне сопоставимыми с некоторыми бюджетными моделями известных зарубежных производителей.
Не секрет, что Юпитеры критиковали за их ненадежность и плохое качество сборки. Обычной считалась ситуация, когда владелец мотоцикла сразу после покупки сам дотягивал все резьбовые соединения, устранял мелкие неполадки (течь масла, плохой контакт или замыкание проводки). Спустя несколько тысяч километров (иногда раньше) приходилось решать вечную проблему синхронизации работы цилиндров, которой не было у одноцилиндровой «Иж Планета». В связи с этим «ижевская одностволка» была более надежной и, соответственно, востребованной.
В пятом поколении мощностью пожертвовали в пользу улучшения характеристик крутящего момента на средних оборотах. Выпуск модификации «Иж Юпитер-5-020-03» с жидкостной системой охлаждения стал кульминацией и одновременно «лебединой песней» производителя. В 2008 году производство мотоциклов в Ижевске было свернуто.
Как и другие советские мотоциклы, «Юпитер» неоднократно становился объектом для экспериментов и улучшательств. В результате получались более или менее удачные «кроссовые» (длинная вилка от явы, другой задний маятник, резина, крылья) и форсированные (зачистка входных выходных окон цилиндра, срезание «лишнего» с поршней и даже «торцовка» головок цилиндров) аппараты.
Состояние лакокрасочного покрытия формирует первое впечатление о состоянии всего мотоцикла. Мелкие и крупные царапины, сколы, трещины, выгорание на со…
Звание «Самый быстрый мотоцикл» с одинаковым успехом может носить байк, развивающий самую высокую максимальную скорость, серийный или уникальный дрэгс…
www.abmoto.ru
В советское время ИЖ «Юпитер-6» считался одною из самых качественных моделей двухколесного транспорта. Все предыдущие варианты имели свои недостатки. Шестой «Юпитер» объединил в себе многие хорошие качества предыдущих мотоциклов и обрел что-то новое, поэтому его можно спокойно назвать лучшим продуктом Ижевского завода.
Но для нашего времени ИЖ «Юпитер-6» можно назвать раритетным. Ведь со дня его выпуска прошло больше 30 лет. Его не так часто можно увидеть на дорогах, а найти новый байк или экземпляр с маленьким пробегом довольно трудно.
Шестерку, как и другие модели этого ряда, относят к мотоциклам так называемого среднего класса. Это значит, что он, в основном, предназначен для поездок по дорогам с твердым покрытием. Вездеходом ИЖ «Юпитер-6» назвать сложно. Хотя стоит отметить его неплохую проходимость по грязи. Это обусловлено его небольшой массой.
Также стоит отметить, что существовало две заводские вариации этого байка. Первая – привычная всем двухколесная, вторая – с коляской. Весит такой дополнительный агрегат почти под 100 килограмм. А это значит, что с ним многие технические характеристики, такие как скорость, расход топлива и так далее, ухудшались. Может быть именно поэтому вторая модификация встречается реже.
ИЖ «Юпитер-6» имеет классический дизайн. Черное удлиненное седло, красный корпус. Иногда цвета варьировались от желтого до голубого. Стоит выделить обилие хромированных деталей. Шестерка может похвастаться красивыми блестящими выхлопными трубами. Иногда на модель ставили дополнительную защитную раму, которую тоже покрывали хромом. В целом внешний вид байка приемлем: строгий, без излишеств, а что же еще можно сказать про дизайн, полностью скопированный с чешской Явы.
ИЖ «Юпитер-6» может похвастаться своими техническими усовершенствованиями. Очень хорошо на нем заиграло новое жидкостное охлаждение. Когда в сорокоградусную жару воздушные собратья глохнут, этот мотоцикл спокойно едет и не знает никаких проблем. Также не стоит забывать об улучшенной системе бесконтактного зажигания с электростартером. Теперь она не так часто ломается. Кик-стартер, конечно, тоже присутствует, но это больше как запасной вариант, нежели альтернатива.
Еще одним плюсом является изменение в креплении выхлопной системы. В шестом «Юпитере» оно фланцевое, что убрало проблему люфта трубы на высоких скоростях. Была добавлена новая функция аварийного запуска, которая очень спасает при разряженном аккумуляторе.
Главной частью каждого мотоцикла является его силовая часть. У «Юпитера» с этим все в порядке. Двигатель ИЖ «Юпитер-6» работает в двухтактном режиме. Общий объем его двух цилиндров составляет 347 кубических сантиметров. Система смазки, к сожалению, неразделенная. А это значит, что после каждой заправки в бензобак помимо топлива нужно добавлять масло. Максимальная мощность мотора составляет 25 лошадиных сил, а крутящий момент 35 Н*м.
Расход топлива, а именно А-92, на сто километров при скорости в 60 км/ч составляет четыре литра. Но это на трассе. В городском режиме при тех же оборотах он возрастает до семи литров. Предельная скорость данного байка – 125 км/ч. Но на самом деле это не предел. Есть масса способов увеличить этот порог. Самый простой из них – это заменить звездочки. На главную поставить деталь с большим количеством зубцов, а на ведомую – с меньшим.
ИЖ «Юпитер-6» оборудован старыми барабанными тормозами. Но они нормально справляются со своей задачей. При желании на этот мотоцикл можно поставить и дисковые тормоза. «Юпитер» можно считать компактным байком. Некоторые умельцы даже умудряются отправлять его (в разобранном виде) по почте. В высоту он достигает 120 см, а в длину всего 220.
ИЖ «Юпитер-6» постоянно конкурировал со своим собратом по заводу ИЖ Планетой-6. Споры о том, кто из них лучше, ведутся и по сей день, хоть ни один, ни второй, больше не выпускается. И правда, этот вопрос довольно сложный, ведь у каждого есть характерные плюсы и минусы. Например, «Юпитер» всегда славился своими высокими показателями ходовой части. Он ездит плавно, медленно набирает скорость. На стометровке с легкостью обгонит Планету и любой другой отечественный байк.
Планета же выезжает на своей надежности. В плане долговечности ей нет равных. Также она имеет относительно простую конструкцию мотора и коробки передач. Это при поломках облегчает ремонт во много раз. Не нужно забывать и про минусы. ИЖ «Юпитер-6», как и его предшественники, имеет много проблем с электроникой. Поэтому стоит следить именно за этим блоком. ИЖ Планета-6 имеет плохую амортизацию. Часто при высоких оборотах можно почувствовать дрожь в сиденье, что ухудшает ощущения от поездки.
Не в обиду владельцам «Планет», но «Юпитер» на общем фоне выглядит лучше. Ведь один из главных критериев любого транспортного средства – это качество езды. И в «Юпитере» оно лучше.
fb.ru
В 1985 году на заводе «Ижевский Машиностроительный» был запущен в серийное производство новый мотоцикл марки Юпитер 5. От своего предшественника, Юпитера 4, «пятерка» отличалась модернизированным двигателем. Двигатель Иж Юпитер 5 потерял часть своей мощности, которорая была снижена до 24 л.с., но при этом повысился крутящий момент. Среди прочих усовершенствований по двигателю можно отметить изменение рисунка ребер охлаждения и переход с резьбового присоединения выхлопной трубы к цилиндру, на соединение фланцевое.
Доработки модели Иж Юпитер 5 коснулись также переднего тормоза, который получил двухкулачковый механизм разведения колодок. С учетом жалоб потребителей на излишне жесткую вибрацию рулевой штанги при езде по неровной дороге, мотоцикл снабдили демпферными резиновыми втулками, которые смягчили отдачу. Все внешние атрибуты модели Иж Планета 5 перешли новому Юпитеру, бензобак, крылья, приборный блок, контейнеры для инструмента и сиденья. После 1988 года отличие Иж Юпитера 5 заключалось только в количестве цилиндров двигателя: два цилиндра у Юпитера и один цилиндр у Иж Планета. В остальном обе модели повторяли друг друга, это позволяло достичь определенного уровня унификации при параллельном выпуске.
Двухцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения, которым ранее оснащались мотоциклы Иж Юпитер 5, в настоящее время заменен на мотор ИЖ Ю5 с охлаждением жидкостным. В рубашку двигателя заливается обычный автомобильный антифриз, хотя не совсем понятно зачем понадобилась такая дорогостоящая модернизация с переходом на другую систему охлаждения, если зимой на мотоцикле никто не ездит. Тем не менее революционные изменения модели Иж Юпитер 5 налицо. Мотоцикл оснащается достаточно надежной 4-х скоростной коробкой передач, рычаг переключения совмещен с кикстартером, оба механизма находятся слева.
Рама Иж Юпитер 5 сварная, цельно-металлическая, трубчатая. Передняя подвеска телескопическая, амортизация комбинированная, пружины с гидравликой. Задняя подвеска шарнирно-рычажная. Тормоз барабанного типа на оба колеса, передний тормозной механизм оснащен двухкулачковым разведением колодок, задний — однокулачковым. Тормозные тяги — гибкий стальной трос. Тормозные механизмы мотоцикла не являются саморегулирующимися как у автомобиля, поэтому необходимо периодически проверять зазоры между тормозными колодками и барабаном.
Технические характеристики Иж Юпитер 5 в целом соответствуют аналогичным показателям мировых образцов. Межосевое расстояние — 1450 мм, длина — 2175 мм, высота — 1170 мм. Вес Юпитера — 250 кг, максимальная скорость составляет 125 км/час. Двигатель расходует топливо в объеме 6 литров на 100 километров. Иж Юпитер 5 может эксплуатироваться с боковым прицепом, коляской. Для этого предусмотрены штатные крепления на раме. При монтаже коляски важно соблюсти правильное схождение колес по условной оси. Все колеса должны быть параллельны. Передний кронштейн крепления коляски оснащен винтовым регулятором, с помощью которого находится оптимальное соотношение всех трех колес.
www.syl.ru
У Юпитера пятого поколения существенно модернизирован двигатель. Более выгодно подобраны фазы газораспределения, оптимизирована продувка цилиндра и улучшены тягово-динамические характеристики. Силовой агрегат новой модели мотоциклов ИЖ Юпитер-5 лучше своих предшественников справляется увеличением скорости сопротивления, что немаловажно при движении с коляской по проселочным дорогам.
Максимальный крутящий момент увеличен с 3,4 до 3,5 и достигается он при показателе на 600-900 об/мин меньше чем ранее. Хотя максимальная мощность, по сравнению с Юпитером 4 уменьшилась на 4 л.с (с 28 до 24), мощность на самых ходовых, средних оборотах, несколько возросла — на 2 л.с.
Приятно радует то, что при полной нагрузке ИЖ Юпитер-5 легко набирает скорость и уверенно себя чувствует на высших передачах, что позволяет переключать их гораздо реже, чем на предшественнике. Это аспект будет по сердцу, как сельским мотолюбителям, так городским.
Расход топлива у одиночной модели 5,9л/100км вместо прежних 6,2 и 7,1 вместо 7,5 л/100км при наличии коляски.
Изменения в конструкции цилиндров и оребрении головок позволили снизить шумность двигателя. В целом агрегат стал более надежным из-за увеличения износостойкости поршневых колец, улучшения герметизации картера, улучшения механизма кик-стартера и храпового механизма в барабане сцепления.
Поршневая водяного охлаждения мотоцикла ИЖ Юпитер-5-03(ИЖ 6.113-03):
1 –крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение с правой крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера правая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера правая; 15 – водяной насос; 16 – цилиндр; 17 – свеча зажигания; 18 – головка цилиндра; 19 – поршень; 20 – шатун.
Система жидкостного охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 с принудительной циркуляцией жидкости включает:
— специальные цилиндры и головки цилиндров с полостями для циркуляции жидкости;
— крышки головок цилиндра;
— коллектор с термостатом;
— водяной насос с приводом;
— радиатор с расширительным бачком и паровоздушными клапанами в пробке радиатора;
— вентилятор с электродвигателем и термореле включения вентилятора;
— термостатик включения сигнального индикатора перегрев;
— гибкие соединительные шланги и хомуты их крепления.
Двигатель Юпитер-5-03 жидкостного охлаждения имеет не взаимозаменяемые с двигателем воздушного охлаждения поршни, поршневые кольца и коленчатый вал по отверстию верхней головки шатуна, в который устанавливается специальный игольчатый подшипник.
В качестве охлаждающей жидкости на ИЖ Юпитер-5-03 рекомендуется антифриз А40 М (ТОСОЛ). Допускается кратковременно применять воду, желательно кипяченую, не допуская ее замерзанию. Использования воды в системе ведет к преждевременному износу деталей водяного насоса.
Система охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 работает в автоматическом режиме, поддерживая температуру жидкости в пределах 80…90 градусов. В период прогрева холодного двигателя, клапаны термостата закрыты, циркуляция антифриза идет через небольшое отверстие в коллекторе, имея ограничительную скорость потока и расход. При нагревании до 80 градусов открывается клапан термостата, обеспечивая уменьшение сопротивления, потоку тосола, увеличивая скорость и, тем самым, повышая эффективность охлаждения.
Электродвигатель вентилятора включается при температуре антифриза 92 градуса и выключается при температуре 87 градусов.
При нагреве жидкости до температуры 98…104 градуса термодатчик включает индикатор на щитке приборов мотоцикла перегрев.
Предохранительные клапаны в пробке радиатора регулируют избыточное давление 0,05Мпа и разряжение 0,012Мпа.
Увеличенный коэффициент объемного расширения антифриза компенсируется расширительным бачком, соединенным трубкой с радиатором.
Охлаждающая жидкость заливается в радиатор через горловину до уровня утопления верхних трубок (заправочная емкость 2,1 литра). Слив жидкости через сливные отверстия в двигателе при снятой пробке радиатора.
В экипажной части тоже есть ряд изменений, коснувшихся руля, переднего тормоза и задних амортизаторов. Появились рельефное седло без заклепок в обивке и передний противогрязевый щиток со штампованным кронштейном.
Комплект электрооборудования у ИЖ Юпитер-5 и ИЖ Юпитер 5-03 остался без изменений, однако схема и конструкция приборов существенно улучшены. Соединение электрических приборов выполнено одним проводом, другой масса мотоцикла. По проводу идет плюс источника питания. С корпусом соединяются отрицательные клеммы приборов. Напряжение системы равно 12 вольт ток постоянный.
Цена на модель может колебаться в пределах $100-500 от технического состояния.
вверх страницы
planeta-4.ru
Все мотоциклы ИЖ «Юпитер» выпуска Ижевского завода зарекомендовали себя по конструкции простыми, в обслуживании неприхотливыми, надежными машинами. За время производства с 1985-го по 2008-й, когда предприятие остановили, конвейер разобрали и сдали в металлолом, конструкция мотоциклов совершенствовалась для увеличения мощи, долговечности, экологичности и комфортабельности. При этом в машинах ИЖ, несмотря на модернизацию, выдержаны принципы, проверенные временем в конструкции, в технологии изготовления. Владельцам мотоциклов предоставлялись широкие возможности для модернизации любимцев и взаимозаменяемости деталей.
Достаточно людей, желающих и покритиковать мото ИЖ «Юпитер-5», но эти машины уже не назвать игрушками, это настоящие мотоциклы с достоинствами. Это мотоциклы среднего класса, для людей с таким достатком, кто не может покупать дорогие европейские или японские мотоциклы либо для влюбленных в мото. Покупателям этих мотоциклов не надо демонстрировать свой ИЖ у кабака. Модели отечественного мотостроения владельцу способны доставить достаточно острых ощущений и удовольствия. Если владелец умелыми руками не обделен, то ИЖ превращается в привлекательный материал для возрождения мототворений.
Мощная рама, особенно у моделей, которым с Ижевского завода нести на себе предполагалось нелегкий прицеп-коляску. В конструкции завода отсутствует пластик, а в наших условиях дорог это отнести можно к плюсам. Дорожная посадка удобна, не придется на баке лежать. По техническим характеристикам заявленная скорость с максимальной загрузкой по трассе — до 90 километров в час. Конечно, ничего невозможного нет, и одиночный мотоцикл можно вполне разогнать и побыстрей, но получит ли мотоциклист удовольствие от подобной скорости? Подвески, двигатель и тормоза разработаны давно, и тягаться с мотоциклами современными возможность сомнительная.
Приобретая ИЖ «Юпитер-5», вы уверены, что найти любую запчасть сможете где угодно. С запасными частями нет проблем. Не надо забывать про возможности в полевых условиях ремонта — почти каждую поломку можно в пути устранить при наличии небольшого опыта.
fb.ru