8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Запорожец ушастый фото – ЗАЗ-966 – Ушастый

Содержание

ЗАЗ-966 — опыт владения — журнал За рулем

Как быстро летит время! Казалось, еще совсем недавно я был счастливым обладателем не «горбатого», а «ушастого» Запорожца! И вот уже этот автомобиль отмечает полувековой юбилей. Прекрасный повод вспомнить о курьезах и некоторых технических проблемах, с которыми сталкивались владельцы шумного, но популярного 966-го.

Так получилось, что в моей истории было два «ушастых» Запорожца. Первый — с мотором 30 л.с., который мне достался от отца, и второй, с 40-сильным движком и в экспортном исполнении, талон на приобретение которого вручили тестю к его уходу на пенсию. Поэтому все, о чем пойдет дальше речь, — истории жизненные, которые случались со мной или другими знакомыми владельцами Запорожцев.

ЗАЗ-966 В

ЗАЗ-966 В

ЗАЗ-966 В


Сиденье без спинки

Удобным сиденье 966-го можно было назвать весьма условно. На зависть водителям «горбатых» ЗАЗ-965, под дерматином кресла «ушастого» имелся слой вспененного полиуретана. Поэтому кресло смотрелось солидно, хотя солидности в нем никакой не было. Каркас спинки был сварен из тонкостенных стальных трубок, которые по мере эксплуатации постепенно отгибались назад. Сами спинки не регулировались. Для компенсации со временем возрастающего наклона под салазки сиденья подкладывались дощечки разной толщины. При этом неизбежно усиливался наклон подушки. Приходилось выбирать золотую середину между тем, чтобы не завалиться назад и не съехать под руль.

ЗАЗ-966

Сиденье водителя вот так просто приподнималось. За ним можно было пристроить запаску в случае поломки спинки.

Сиденье водителя вот так просто приподнималось. За ним можно было пристроить запаску в случае поломки спинки.

Материалы по теме

Меня проблема как-то обходила стороной. Но  ровно до тех пор, пока не остановился на перекрестке на Пушкинской улице (ныне Большая Дмитровка), у дома Педагогической книги. В тот момент, когда я выжал сцепление и уже включал передачу, спинка моего сиденья дала трещину и я повалился навзничь. Вместо дороги и светофора перед глазами белел потолок салона. Каким чудом удалось рвануть ручник, чтобы удержать автомобиль на уклоне, до сих пор для меня остается загадкой. Что было дальше? Дальше я вынул запаску и водрузил ее между злополучной спинкой и задним диваном. Так и добрался до дома.

Одометр, сокращающий расстояния

Как-то раз по дороге на юг я обратил внимание на то, что при нажатии на педаль акселератора на прямой передаче стрелка спидометра, вместо того чтобы отклоняться в сторону увеличения показаний, делает совершенно обратное. Скорость же самого автомобиля при этом растет. При сбросе «газа» все происходит с точностью до наоборот: скорость падает, а стрелка подскакивает к отметке 100 км/ч. В результате вместо ожидаемых трех тысяч километров пробега за отпуск я привез в Москву только две.

ЗАЗ-966

Приборный щиток «ушастого» иногда начинал стрекотать кузнечиком, когда тросик спидометра требовал смазки

Приборный щиток «ушастого» иногда начинал стрекотать кузнечиком, когда тросик спидометра требовал смазки

Виной тому оказалась ослабшая гайка ведущего вала главной передачи. Дело в том, что шестерня тросового привода спидометра на 30-сильной версии установлена на круглом, без единой зацепки, ведущем валу главной передачи и удерживается от проворачивая только за счет стяжки, обеспечиваемой гайкой (на схеме она фигурирует под номером 10). Постепенный износ деталей плюс повышение рабочей температуры привели к тому, что при уменьшении вязкости масла шестеренка спидометра стала проскальзывать. Косые зубья четвертой скорости при разнонаправленных нагрузках то зажимали, то ослабляли стяжк

www.zr.ru

Авто и не только.ru

Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотню тысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.

После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях завода сельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».

Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600, конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.

Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.

В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.

На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.

Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.

Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.

В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.

В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».

С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.

Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.

Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.

Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».

Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

avtoinetolko.ru

«Ушастый» запорожец ЗАЗ-968: описание, технические характеристики

Завод «Коммунар» в Запорожье с момента создания выпускал малолитражные автомобили оригинальной конструкции. Вплоть до середины 80-х годов продукция ЗАЗ оснащалась двигателями воздушного охлаждения с расположением сзади и торсионной подвеской. Первая модель — ЗАЗ-965 — имела массу нареканий со стороны покупателей. Однако машина была доступной по цене и обладала хорошей проходимостью.

«Запорожец» с новым кузовом

К выпуску более комфортабельных автомобилей завод приступил в 1967 году, когда с конвейера стал сходить ЗАЗ-966 с кузовом седан. Характерной внешней чертой новой модели стали воздухозаборники по бокам задней части кузова, прозванные в народе ушами. Соответственно, и сама машина стала именоваться «ушастым» запорожцем.

Ранние выпуски имели длинное «ухо» с дефлектором на входе. От такого решения быстро отказались, и на абсолютном большинстве «ушастых» запорожцев применялись укороченные воздухозаборники охлаждения. Однако некоторое количество ЗАЗ-968 оснастили с завода воздухозаборниками старого типа.

Поскольку ЗАЗ-968 является развитием 966-й модели, то эти машины имеют много общих черт. Кроме того, в течение трёх лет завод вел параллельный выпуск обеих моделей.

Особенность системы охлаждения

В ходе эксплуатации ЗАЗ-965 выявилась недостаточная эффективность его системы охлаждения. Поэтому на новой машине 966-й модели она была значительно модернизирована. Конструкция воздухозаборников была получена в результате продувок моделей машины в аэродинамической трубе.

Принцип работы системы остался неизменным – осевой насос протягивал воздух через ребра на цилиндрах и головках. Но забор воздуха осуществлялся через «уши», выброс – через решетки на задней панели кузова. Благодаря форме воздухозаборников удалось получить необходимое давление подпора воздуха.

Обновление конструкции

После ряда модернизаций в 1971 году обозначение базовой модели сменилось на ЗАЗ-968. Машина мало отличалась от предшественницы. Ее основными отличиями были:

  • несколько иное оформление интерьера и экстерьера;
  • более современная светотехника;
  • передняя тормозная система.

До 1974 года шел параллельный выпуск обеих моделей.

Внешне такие машины отличить очень сложно. Основным признаком чистой 966-й модели может служить отсутствие белых светофильтров передних габаритных огней, установленных по углам кузова над бампером. Но в 1971-1974 гг. выпускалась версия 966В, оснащенная светотехникой от 968-й модели. Отличить автомобили можно по отделке салона и двигателям разных моделей.

Разным было и назначение машин. Технические характеристики ЗАЗ-968 позволяли считать его «люксовой» моделью завода, в то время как модели 966В отводилась роль упрощенной версии, которая часто шла на изготовление машин для инвалидов.

Отличия ранней версии

В первых выпусках «ушастого» запорожца имелся всего один тормозной цилиндр, диаметром 22 мм на колесо. Модернизированная машина получила два цилиндра — нижний, с диаметром 19, и верхний, с диаметром 22 мм. Часть машин 966-й модели также оснащалась таким приводом тормозов.

Комбинация приборов на автомобилях «Запорожец» ЗАЗ-968 ранних выпусков была аналогичной предыдущей модели, но сама панель приборов имела пластмассовые накладки на поверхности. На таких машинах по центру панели имелась стилизованная надпись «ЗАЗ 968».

На 966-й модели до 1971 г. габаритные огни на решетке параллельно служили указателями поворота. На крыльях стояли повторители от ЗАЗ-965. С появлением 968-й модели в углу кузова над бампером стала выполняться выемка, в которую позднее ставили угловой указатель поворотов с белым светофильтром. При этом был упразднен боковой повторитель поворотов. Для экспортной версии «Запорожца» применялись оранжевые светофильтры указателей поворота.

Изменения в интерьере ЗАЗ-968 коснулись введения комбинированного блока переключателей под рулем, который управлял светом фар и работой указателей поворота. На ранних версиях ЗАЗ-968 оформление передней части кузова было идентичным 966-й модели — так называемая волговская решетка. Фото такой машины ниже.

Механизм открывания дверей на 968-й модели был заимствован от ВАЗ-2101, в то время как на 966-х применялись узлы от легкового автомобиля «Москвич-408». Данное отличие часто служит одним из способов идентификации машины, но следует знать, что некоторое число ранних ЗАЗ-968 имело механизмы старого образца.

На машинах до 1973 г. за спинкой заднего сидения имелось небольшое багажное отделение. Позднее из-за изменившейся конструкции топливного бака от отделения отказались.

Двигатель ранней версии

Отличительной особенностью ранних машин был 41-сильный мотор с рабочим объемом 1,197 л, оснащенный карбюратором К-125 Б. Конструктивно двигатель ЗАЗ-968 не отличался от предшественников. Система охлаждения принудительная, от осевого вентилятора, установленного в развале блоков цилиндров. Забор воздуха осуществлялся через «уши».

Заявленный ресурс двигателя ЗАЗ-968 составлял до 125 тыс. км. Но многие двигатели шли в капитальный ремонт намного раньше – на 50-60-й тысяче. Основной причиной было невнимательное отношение владельцев. Двигатель воздушного охлаждения ЗАЗ-968 чрезвычайно чувствителен к загрязнению рёбер охлаждения маслом и грязью. Но многие владельцы годами не очищали мотор, который был вынужден работать на повышенном температурном режиме и преждевременно выходил из строя.

С двигателем стыковалась четырехскоростная коробка передач. Вплоть до 1972 г. на 968-х «ушастых» запорожцах отсутствовали датчик и сигнальная лампа включения передачи заднего хода. На месте датчика в коробке передач стояла заглушка.

С 1971 г. на задней панели кузова ЗАЗ-968 появилась подштамповка под фонарь заднего хода, но сам фонарь установили позднее. Двумя годами позднее панель начала оснащаться расширенной площадкой под номерной знак. Версия 966В с завода такой панелью не оснащалась.

Следует отметить, что 30-сильные версии «Запорожца» не имели датчика заднего хода до 1980 года. Поэтому на таких машинах отверстие фонаря было закрыто заглушкой, окрашенной в цвет кузова.

Повышение безопасности

В 1974 г. завод прекратил производство 966-й модели и еще раз модернизировал основную модель автомобиля. Новая машина стала называться ЗАЗ-968А. В новой производственной программе она стала играть роль «люксовой».

Однако в производстве осталась и модель ЗАЗ-968, которая производилась до 1978 года. Но доля такой модели в производственной программе постоянно уменьшалась. Внешне же машины были одинаковы.

Все они оснащались новой двухконтурной системой привода тормозов, соответствовавшей современным требованиям. Справедливости ради нужно отметить, что такую систему ставили с 1973 г. на экспортные версии автомобилей. В случае выхода из строя любого из контуров, на комбинации приборов зажигалась сигнальная лампа.

В дополнение к тормозам автомобили получили рулевую колонку со складывающейся при ударе конструкцией и безынерционные ремни безопасности. На рулевой колонке стал применяться замок зажигания от ВАЗ, оснащенный противоугонным фиксатором. На передних крыльях вновь стали ставить повторитель поворотов, но конструктивно он был идентичен детали от автомобиля «Москвич-412».

Новый двигатель и салон

ЗАЗ-968А получил модернизированный 40-сильный мелитопольский мотор МеМЗ-968Э. Основными новшествами стали система рециркуляции картерных газов, карбюратор К-127 и более производительный масляный фильтр. Из-за своей мощности мотор получил прозвище «сороковка». Новый силовой агрегат позволил улучшить технические характеристики ЗАЗ-968. Расход топлива при постоянной скорости 80 км/час не превышал 7,5 литра.

Изменений по салону было заметно больше. Автомобиль «Запорожец» получил полностью новую панель приборов из мягкого пластика и совершенно иную по дизайну комбинацию приборов. На крышке перчаточного ящика имелась табличка с надписью «968А». Рукоятки управления системой отопления и вентиляции получили измененные пиктограммы. Дверные карты — иной рисунок тиснения.

Кардинально изменилась форма передних сидений, конструкция которых была скопирована с ВАЗ-2101. Сиденья регулировались в двух направлениях, при этом спинка могла раскладываться для устройства спального места. В конструкции сидений был стопор, блокировавший откидывание спинки при закрытых дверях.

Для обогрева салона по-прежнему использовался автономный отопитель, работавший на бензине. Отопитель вызывал нарекания у всех владельцев автомобилей ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения.

Обновленный внешний вид

Изменения внешнего вида оказались самыми незначительными. Вместо решетки в стиле 966-й модели стала применяться узкая хромированная накладка. Передние указатели поворота со светофильтром оранжевого цвета разместились около фар.

Угловые фонари сохранились, но теперь они выступали в роли габаритных огней. На задних крыльях стали ставить габаритные огни с красно-белым светофильтром. Общий вид передней части модернизированного автомобиля представлен на фото ниже.

Модификации для инвалидов

В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:

  • ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Б2 (АБ2) — для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968АБ4 — без левой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Р — с одной рукой и ногой.

Внешних отличий от ЗАЗ-968А машины не имели (кроме лампы заднего хода). Все версии оснащались мотором с уменьшенным до 0,887 л рабочим объемом. Он развивал мощность в 27 л. с., которой вполне хватало для инвалидной версии. По аналогии с более мощным собратом двигатель прозвали «тридцатка». Машины версий «Б» и «Р» комплектовались автоматическим сцеплением с приводом от электромагнита.

Дальнейшее развитие

Завод постоянно работал над улучшением характеристик и устройства ЗАЗ-968, внедряя на автомобиль многие системы с машин более высокого класса. Так, здесь поэтапно внедрили аварийную сигнализацию (в 1976 г.) и омыватель лобового стекла с электрическим насосом. В самом начале 1977 г. были упразднены фонари стояночного света.

С конца 1979 года ЗАЗ начал выпуск новой модели ЗАЗ-968М, который получил заметно измененное оформление экстерьера кузова.

968-й сегодня

С момента прекращения выпуска машины прошло уже почти 40 лет, поэтому «Запорожец» понемногу становится редкостью. Все больше людей покупают машины под восстановление. Особенно ценятся экземпляры первых лет выпуска.

Многие автомобильные издания периодически проводят тесты ЗАЗ-968 различных модификаций. Машины в разном состоянии являются неизменными участниками различных автомобильных выставок и шоу.

В СССР в Саратове выпускалась малыми сериями модель описываемого автомобиля в масштабе 1:43. В 2009 году модель более высокого качества вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР». Обе они станут прекрасным подарком для коллекционеров и просто любителей классических «ушастых» запорожцев.

fb.ru

Ушастый ЗАЗ 966 — история и технические характеристики Запорожца

Продолжаем свой рассказ об интересных и массовых автомобилях отечественных заводов. Сегодня на повестке дня ЗАЗ-966, он же «ушастый». Чебурашка, как еще называли запорожец, для многих оказался в тени своего предшественника «горбатого» — ЗАЗ- 965.

История создания

ЗАЗ-966 является советским детищем автопрома особо малого класса. Выпуск осуществлялся с 1967 по 1972 годы с всевозможными модификациями. Выпуском занимался запорожский завод «Коммунар».

Своим появлением автомобиль может быть благодарен Хрущеву. Он являлся основным «двигателем» идеи выпуска украинского автомобиля. В послевоенные годы, как первому секретарю КП Украины, ему не удавалось реализовать свои планы. Проект же начал реализовываться лишь в октябре 1957 году, руководство МЗМА (будущий АЗЛК) представило Никите Сергеевичу первый образец малолитражного автомобиля – «Москвич-444». Прообразом для советского автомобиля стал итальянский Фиат-600. Эти модели обладали множеством внешних сходств, если не сказать больше – это копия Фиата. Но Москвич в серийное производство не поступил, так как все производственные мощности московского завода были загружены. Тогда Хрущев распорядился, чтобы всю документацию передали на завод сельскохозяйственной техники — «Комунар». Так появился легендарный «горбатый», старший брат «ушастого», ЗАЗ-965.

«Горбатый» продержался на конвейере вплоть до 69-ого года, но правопреемника он не получил. В 1970 в производство поступает его модернизация с литерой «А». Главное различие было в «сердце» машины, у ЗАЗ-965А рабочий объем составлял 887 кубиков. Но спросом на отечественном рынке данная модель не пользовалась, в связи с частой поломкой узлов ДВС. От дальнейшей модернизации конструкторы отказались.

Следом инженеры вспоминают о концепт-каре 1961 года, основой которого являлся американский Chevrolet Corvair. Отличие от прообраза было в размерах, прототип был меньше. Но в 61-ом году в производство он поступил исключительно из-за слабого двигателя «горбатого», даже для такого маленького кузова. В производство ЗАЗ-966 вышел только в 1967 году. Почти все американские элементы с машины были убраны и «ушастый» стал напоминать уже немецкий автомобиль NSU Prinz IV.

Технические характеристики

Являясь одним из самых доступных советских автомобилей, рассчитывать на комфортность не приходилось, но со своей задачей машина справлялась отлично. ЗАЗ благодаря заднемоторной компоновке в проходимости соперничал с УАЗом и КРАЗом.

  • Двигатель. МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехцилиндровый. Рабочий объем составлял 1197 см³. Система охлаждения была воздушной и осуществлялась забором воздуха через отверстия по бокам кузова, плюс расположенный позади блока цилиндров вытяжной вентилятор, протягивающий воздух через «рубашку» охлаждения и выбрасывающий его назад. В ходе тестового продува в аэродинамической трубе модель была дополнена специальными уловителями на воздухоприёмных отверстиях (те самые «уши»), обеспечившими необходимый для работы системы подпор воздуха. В результате чего удалось практически полностью избавиться от перегрева в жаркую погоду.
  • Коробка передач. Трансмиссия была механической 4-х ступенькой, имела полностью синхронный ряд передних передач, что существенно облегчало управление.
  • Подвеска. Особого внимания заслуживает задняя подвеска. Она представляла собой полностью новую, более совершенную по сравнению с применявшейся на ЗАЗ-965, конструкцию — вместо качающихся полуосей с одним шарниром и А-образных рычагов в ней были применены треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Цилиндрические пружины, играющие роль упругого элемента, образовывали с амортизаторами единые узлы, опирающиеся на кузов через сферические резиновые подушки, что обеспечило возможность качания амортизатора при рабочем ходе подвески. Данное конструкторское решение широко использовалось в западном машиностроение.

Заключение

С точки зрения дизайна и эргономики «ушастый» шагнул вперед в сравнении со своим предшественником. Однако он с трудом вписывался в класс, для которого его создавали, формально ЗАЗ-966 оставался в «малогабаритных», но был тяжелей и больше ЗАЗ-965, а по стоимости приближался к «Москвичам» и «Жигулям», но по большому количеству параметром сильно им уступал. Этим возможно и обусловлено то, что фактический выпуск был намного ниже запланированных значений.

stoneforest.ru

Тест-драйв: ЗАЗ-968 «Ушастый»: usolt

Этим летом в жаркий денек выдалась возможность протестировать и рассмотреть в деталях сразу легенду советского автопрома — ЗАЗ-968 (еще в старом кузове)

Старшее поколение ностальгически вздыхает, младшее рассматривает детали и удивляется.

ЗАЗ-968. Легендарный «ушастый».

Это, конечно, не «Волга» в советское время, но сейчас харизма у машины чуть ли не большая.

ЗАЗ нравится москвичам:

ЗАЗ нравится девушкам:

Да, он шел еще и на экспорт


ЗАЗ — это легенда и мощь. Пусть другие изображают на капоте диких кошек, пропеллеры, богинь и прочие атрибуты крутости, а у советских людей собственная гордость и мощь. На капоте ЗАЗ-968 гордо красуется целая Днепрогэс. Ну? НУУ? Кто готов поспорить с мощностью? Умойтесь, капиталисты!

ЗАЗ нравится молодежи! А неподражаемый цвет яйца дрозда в наше время лишь близко могут повторить редкие автопроизводители. Увы, к в случае со скрипками Страдивари рецептура оригинальной эмали полностью утеряна после распада Советского Союза.

Утонченные задние ходовые огни и линии кузова явно делались под впечатлением от не менее легендарного Buick Electra 1959 г.

[Buick Electra 1959]

Заглянем в салон

Минимализм и ничего лишнего — вот кредо ЗАЗ. При никаких компромиссов — все ручки из натурального металла. Из него же сделаны панели, никакого обилия дешевого китайского пластика.


Спидометр до 160 км/ч и никакого совершенно ненужного в наше время тахометра (все и так слышно). Отдельно стоит отметить винтажный аналоговый счетчик километража. На фото плохо видно, но каждая цифра здесь с любовью нанесена на специальный вращающийся барабан цвета слоновой кости. Километраж по прямой связи отсчитывается механикой, без электронного интерфейса. Черт возьми, да такое сейчас даже в премиум классе не делают!

Элементы управления идеально определяются на ощупь

Пепельница и фирменный логотип

Рычаг КПП традиционно выполнен в характерном для производителя в минималистичном стиле

Не уступает в стиле и педаль газа

Компоновка ЗАЗ традиционная для спортивных автомобилей — задний привод с продольным расположением V-образного двигателя в задней части автомобиля, что обеспечивает хорошую развесовку по осям.


Как видно на фото, подкапотное пространство оставляет большие возможности для тюнинга, при этом охлаждение двигателя — воздушное. Каждый хоть раз сталкивался с перегревом двигателя из-за утечки антифриза и соответствующем падении давления в системе охлаждения. Обратите внимание на вентилятор и трубы по бортам моторного отделения… Нет антифриза — нет проблем.

По объему переднего багажного отделения ЗАЗ легко оставляет позади многие модели Порше и может наравне тягаться разве только с Теслой.


Сами смотрите: запаска, куча запчастей, самокат. Сверху еще раскладной стул лежал, но его пришлось убрать для наглядности. Кстати, благодаря нетяжеловесной конструкции и легкому двигателю ЗАЗ тренированный человек может буксировать ЗАЗ на этом самокате (думаете, для чего он там лежит).

Еще раз: точеные формы ЗАЗ


Никакого пластика, чистый хром.

В экспортные премиум-комплектации ЗАЗ оснащались хромированными изящными зеркалами заднего вида.


Стоит отметить, что этот изящный элемент не просто дань моде, не просто отсылка к винтажным моделям итальянских мотороллеров Vespa — это исключительно функциональная деталь с точки зрения эргономики и комфорта для водителя. Если раньше при совершении обгонов и перестроениях в более скоростной левый ряд водителю приходилось сильно поворачивать голову, чтобы убедиться в безопасности маневра, то дополнительное зеркало снимает данную необходимость и дает возможность комфортного перестроения и скоростного перемещения по автострадам.

УРА, товарищи!

УРАААА!


См. также обзор ЗАЗ-965А

Подписывайтесь на наш автомобильный инстаграм:

usolt.livejournal.com

Реставрация ЗАЗ-966: фото восстановления автомобиля

Полная реставрация автомобиля ЗАЗ-966: фото подробного восстановления «Запорожца» 1970 года выпуска с описанием.

ЗАЗ-966 «Запорожец» — автомобиль особо малого класса советского производства. Автомобиль выпускался в г. Запорожье на заводе «Коммунар» с 1967 по 1972 год с несколькими модификациями.

Владелец этого автомобиля приобрёл его и восстановил свой Запорожец полностью до мелочей. Хочу заметить, что проделана колоссальная работа, в этом Вы сможете убедиться просмотрев эти фото пошаговой реставрации переходной модели ЗАЗ-966.

Вот в таком состоянии был куплен автомобиль.

Далее начался процесс восстановления.

Запорожец был полностью разобран.

Кузов обработан пескоструем.

Шпатлёвка и выравнивание поверхностей кузова.

Грунтовка кузова и покраска.

Мелкие крепёжные детали покрыли цинком.

Восстанавливалось полностью всё до мелочей.

Интересное кресло для ребёнка, ещё производства СССР.

Очень рекомендую посмотреть видео автора: поездка на отреставрированном Запорожце по Москве.

Автор: Лео г. Москва.

Источник: drive2.ru

Загрузка…

sam-stroitel.com

Запорожец, и его экспортные модификации

Запорожец (экспортные обозначения для стран Западной Европы — Yalta,
Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых
автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в
городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения
моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
— в 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-
965А;
— в 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968,
ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей
конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением
консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в
пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный
четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона.
Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (санитарный колёсный транспортёр переднего края, ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» — различные модификации ЛуАЗ-969.

ЗАЗ-965/965A.
Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Основным прототипом
ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой
пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был Фиат 600; тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444, — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля. Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Автомобиль так же изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.
Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух) и отсутствием декоративного молдинга на боковинах.

ЗАЗ-966/968/968А/968М.
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого — в 1961 году, и прототипы
появились уже к осени того же года. Однако, вследствии отсутствия у коллектива завода опыта («965-ю» модель разрабатывали на МЗМА в сотрудничестве с НАМИ) и также недостатка финансирования — постановка в производство растянулась на долгие годы, а дизайн итогового варианта представлял собой собрание элементов, позаимствованных у различных моделей тех лет.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1972 год,
причём первый год выпускалась лишь переходная модификация 966В с
устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года. Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», и главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (другой карбюратор) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной как одно целое — новая панель приборов была собрана из отдельных элементов). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска, в 1978 году — была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным — на самом деле производство началось лишь в конце 1974-го) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность: двухконтурные тормоза, ремни безопасности и мягкую панель приборов, которую впоследствии устанавливали на ЗАЗ-968М.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год — эта машина завершила модельную линейку «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась внешним видамом и салоном, стало меньше хромированных деталей и, в свою очередь — появилось больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения — это практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой. До ЗАЗ-968М от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор.

Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette.
Наряду с базовыми модификациями автомобилей «Запорожцев», выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслителация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков. Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ»
отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.
ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в
Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

Шутки о «Запорожце».
Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев»,
вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики.
Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.
В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе», а так же этот автомобиль воспет известным российским исполнителем — Богданом Титомиром, с песне «А „Запорожец“ — машина класс»))

И от себя, автора этого поста — добавлю: машинка мне эта нравится за динамику (довольно лихо ускоряется), простоту, и довольно неплохую проходимость. И я бы даже назвал этот автомобильчик «парта» — ибо многие новички учились на нём, угоняя его из отцовского гаража))

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *