8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Аэросани ка 30: Советские грузопассажирские аэросани «Ка-30» — труженник Крайнего Севера

Советские грузопассажирские аэросани «Ка-30» — труженник Крайнего Севера

В эпоху, когда не было спутников и Интернета, а тянуть телефонные провода на удаленные заснеженные территории просто не представлялось возможным,…

В эпоху, когда не было спутников и Интернета, а тянуть телефонные провода на удаленные заснеженные территории просто не представлялось возможным, на первый план выходили аэросани, которые успешно справлялись с доставкой корреспонденции. Они передвигались по снегу гораздо быстрее автомобилей, а рентабельность их использования была намного выше, чем у самолетов.

Возить грузы в северных регионах СССР начали еще до войны — для этого использовались сани НКЛ-16. К середине 1950-х они уже многократно превысили свой ресурс, поэтому им срочно нужна была современная замена. Разработку поручили ОКБ, которое в то время занималось проектированием вертолетов К-15 и К-18.

Аэросани НКЛ-16

Конструкцию пытались сделать максимально простой и дешевой, поэтому было решено широко использовать узлы и агрегаты от серийных автомобилей, вертолетов и самолетов.

Так появились аэросани «Север-2» с кузовом от ГАЗ-М20 «Победа», но опыт их эксплуатации показал неприспособленность конструкции к тяжелым условиям эксплуатации. Все 100 выпущенных экземпляров сняли с эксплуатации.

Аэросани «Север-2»

Коллектив конструкторов твёрдо решил в следующем проекте использовать минимум заимствований от серийных образцов выпускаемой техники. В 1962 году на заводе «Прогресс» началась разработка аэросаней «Ка-30» (которые теперь даже назывались, как вертолеты), в большей мере отвечавших поставленным требованиям, с применением современных для тех лет конструктивных решений. Их производство предприятие «Дальмашзавод» в Комсомольске-на-Амуре освоило в 1966-м, а ежегодный выпуск составил 25-30 машин.

Существует предположение, что кузов аэросаней «Ка-30» взят от микроавтобуса РАФ-977. Но это не так. Да, он может быть внешне похож на выпускаемые в то время фургоны, но выполнен по авиационной технологии из листового склепанного дюралюминия.

Корпус опирается на поверхность с помощью четырёх взаимозаменяемых лыж, имеющих независимую подвеску. Передние лыжи могли поворачиваться на угол до 25 градусов для управления направлением движения аэросаней.

Внутри машина разделена на три отсека, а именно: двухместную двухдверную кабину, грузопассажирское отделение на 8-10 человек с одной дверью и люком, моторный отсек. Кабина имеет отопитель, а в грузопассажирском отсеке расположены откидные лавки и швартовые приспособления.

Девятицилиндровый звездообразный поршневой авиационный мотор взяли от аэросаней «Север-2», но значительно модернизировали. Он получил название АИ-14РС, где буква «С» обозначает их принадлежность к аэросаням. Двигатель расположен в задней части и приводит во вращение воздушный трехлопастной винт АВ-79, имеющий диаметр 2,7 метра. Мощности мотора в 260 лошадиных сил хватало, чтобы разогнать «Ка-30» до 100 км/ч. Но заимствования от автомобилей всё же были, например, рулевой механизм от ЗИЛ-130 с обычным автомобильным рулевым колесом.

В целом конструкция аэросаней получилась намного более удачной: «Ка-30» был быстрее, надежнее и устойчивее предыдущей модели. Они могли перевозить до 600 килограммов груза или 8 человек.

Конструкторы продолжили дорабатывать конструкцию: было предложено заменить стальные лыжи стеклопластиковыми (но советские заводы не смогли освоить производство), испытывалась плавающая версия с поплавками вместо лыж, и даже модификация для КГБ с более мощным двигателем и удлиненным корпусом.

Амфибия на базе «Ка-30»

Аэросани «Ка-30» эксплуатировались по всей России от Крайнего Севера до Казахстана, где они возили почту, деньги, золотоносной песок, образцы редкоземельных металлов.

Конечно же, они также возили людей. Было подсчитано, что на маршрутах протяженностью 60-80 километров аэросани «Ка-30» были намного более эффективны, чем вертолеты Ми-4. Все выпущенные экземпляры были сняты с эксплуатации в начале 1990-х.

На данный момент известно лишь о двух дошедших до наших дней экземпляров, и один из них был восстановлен питерской компанией КБ Смирнова. Эти аэросани были найдены на границе с Казахстаном в состоянии, приемлемом для реставрации. Была проведена ревизия двигателя и полный комплекс восстановительных работ по кузову.

Подпишись на наш Telegram-канал

Аэросани КА-30 — Русский Автомобиль — LiveJournal

Русский Автомобиль

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

06:18 am

[Link]

Аэросани КА-30

Случайно попали мне в руки фотографии из одного альбома, посвящённого аэросаням КА-30. Не буду много о них рассказывать, такой информации полно в интернете. Развею лишь устойчивый миф о том, что аэросани собирались на базе РАФовских кузовов. Нет, кузов у КА-30 оригинальный, алюминиевый, собранный на клею и клёпках, как HUMMER. А вот предыдущая разработка КБ Камова, аэросани Север (и Север-2) — те да, те были сделаны на базе автомобильного кузова, от Победы. Но он не обладал нужной прочностью и Северов выпустили всего около 100 штук.

Это самые массовые аэросани в СССР и, пожалуй, единственная модель, эксплуатировавшаяся на регулярных рейсах. Зимой — по снегу, на дюралевых лыжах, летом — по воде, на понтонах. Есть информация о разработке стеклопластиковых лыж для КА-30, с фторопластовым скользящим слоем, но серийно они не выпускались.

Сколько было выпущено КА-30, неясно. Мне не удалось найти точных данных. С 1966 года на Дальмашзаводе делалось 2-3 машины в месяц. Последний экземпляр был сделан в 1979 году, следовательно, с учётом примерно десятка машин, сделанных в период 1963-66 годов заводом Прогресс, получается примерно 350 штук.

Tags: Новая история

 
From:vedmed1969
Date:June 29th, 2011 02:39 am (UTC)
(Link)

они вообще остались ещё где-нибудь?

From:rusautomobile
Date:June 29th, 2011 03:57 am (UTC)
(Link)

В эксплуатации — нет, а в музеях — полно.

From:genrich_william
Date:June 29th, 2011 04:53 am (UTC)
(Link)

а разве туполевских аэросаней-глиссеров выпущено не больше?

осенью 79-го я плавал по Онеге, так там туда-сюда шныряли именно Туполевы. На базе-стоянке их было не меньше десятка, а ведь Онега река не самая большая и торная. Правда, все это было в навигацию, насчет зимы не знаю.

From:rusautomobile
Date:June 29th, 2011 05:15 am (UTC)
(Link)

Это смотря каких. Вы, наверное, про А-3 говорите, так их действительно было выпущено почти 800 штук. Но это другой класс, они условно-пассажирские, там всего четыре места.

КА-30 на фоне А-3 — почти автобус, он регулярные линии обслуживал.

From:genrich_william
Date:June 29th, 2011 05:47 am (UTC)
(Link)

все 100% так. Я просто прицепился к фразе «самые массовые аэросани» — выходит, она требует уточнения.))

From:
shuriken_ru
Date:June 29th, 2011 05:53 am (UTC)
(Link)

А сейчас ведь аэросани вымерли как класс. Что за замену? Как проходило вымирание аэросаней? До какого года КА-30 эксплуатировались?

From:rusautomobile
Date:June 29th, 2011 07:10 am (UTC)
(Link)

КА-30 эксплуатировались примерно до 88-89 годов, пока не развалились окончательно. Но сам класс не вымер, есть много серийных машин, у того же КБ Туполева.

From:her_shadow
Date:June 30th, 2011 07:18 pm (UTC)
(Link)

Нежули с их потреблением бензуса эксплуатация может быть оправдана?

From:rusautomobile
Date:July 1st, 2011 02:06 am (UTC)
(Link)

Нормальное у них потребление, не путайте с судами на воздушной подушке.

From:her_shadow
Date:July 1st, 2011 02:23 am (UTC)
(Link)

Быстрое гугление показало потребление двигателя от Як-18 в литров 60 в час. И это авиабензина.

From:rusautomobile
Date:July 1st, 2011 02:31 am (UTC)
(Link)

Ну, сейчас-то их не делают на моторах от ЯКов. Сейчас аэросани выпускают с обычными автомобильными моторами.

From:sstoyan
Date:June 30th, 2011 10:36 pm (UTC)
(Link)

Вы что-то не то написали, не выпускал Дальзавод аэросаней. В 1923 трактор для ВСНХ сделал. В войну даже грузовики для себя — дизельные с цилиндро-поршневой группой от корабельного дизеля были. Но вот этого… я с 1977 по 1983 работал на Дальзаводе, имел доступ ко всем цехам, и шатался по всем цехам, разве что кроме особо секретных уголков, но там кроме паяльников никого. И ни о чём подобном не слышал.

На авиазаводе «прогресс» г. Арсеньева весь их выпуск шел. Там эти сани даже у проходной вместе с вертолетом Ми-24 первых серий(кабина «веранда») стоят. Или стояли.

Лыжи похоже являлись ахиллесовой пятой Ка-30. Помню были публикации в 70-х патриарха аэросанного дела в СССР Ювенальева, об вот этих фторопластовых, которые буксуют с внедрением. Ювенальев по моему привлекался для проектирования Ка-30. Кому интересно в МК 1982 №12 есть большая статья Ювенальева о Ка-30 «Транспорт для двух стихий», а сам журнал есть в интернетах.

Вертолетчики вообще тяготеют к экстремальным конструкциям. В начале 30-х годов в Венгрии, один из отцов вертолета Оскар Ашбот построил для военных подобие джипа с аэродвижителем. Машинка лихо каталась и немножко летала через препятствия, но на показательных выступлениях перед французской делегацией она взорвалась, команда джипа убилась и покалечилась, а самого «отца» судили и посадили.
У того же Камова был нереализованый в 30-е годы проект танка-вертолета. Гусеницы и винт — всё как полагается.

From:rusautomobile
Date:July 1st, 2011 02:10 am (UTC)
(Link)

Ну, конечно, прошу прощения, это был «Дальмашзавод», я описался. Спасибо за уточнение, поправил.

From:germezis
Date:July 2nd, 2011 02:23 pm (UTC)
(Link)

Большое спасибо за сканы альбома!!! КА-30 это интереснейшая конструкция.
Кстати аэросани Север-2 делались из польских автомобилей «Варшава», а не «Победа», что хорошо видно на фотографиях и на сохранившимся экземпляре Север-2 в Монино. Просто когда Север-2 встал на производство Победу уже перестали выпускать.

From:Nii BumModel
Date:October 17th, 2016 06:42 am (UTC)

просьба

(Link)

Автору топика — а можно получить более качественные сканы этого альбома? Попробовал зайти в галерею Яндекс-фото, не пускает. .. Желательно сканы оригинальных страниц с разрешением 200 dpi и более.

Дело в том, что мы создаём бумажную модель этой машины, для белорусского журнала «Юный техник и изобретатель». Планируется печать модели в новогоднем декабрьском номере сего года.

Если поможете нам со сканами — модель будет более точной и реалистичной. И подарим Вам экземпляр журнала с ней 🙂

Подробнее о наших моделях: vk.com/wall-121189189_92
Мой е-мейл: [email protected]

Русский автомобиль Powered by LiveJournal.com

БЕЛАЯ ГОРА, ДВУХЧАСОВОЙ ТУР НА СНЕГОХОДАХ, Гид Чаевые не включены в стоимость тура. Регистрация по адресу 6492 Highway 91, Leadville, 80461. Прибытие за 30 минут до начала тура.

Вам не обязательно быть опытным водителем на снегоходах, чтобы записаться на это занятие. Прокатитесь на первоклассных снегоходах Polaris в ЧАСТНОМ раю Белой горы площадью 2500 акров на высоте от 10 000 до 12 800 футов. Этот популярный двухчасовой тур с гидом идеально подходит для авантюрных людей, которые ищут захватывающую быструю поездку. Гонщики получат удовольствие от практики на открытых лугах, а затем покатаются по живописным тропам через лес, чтобы поиграть на заснеженных альпийских лугах высоко на континентальном водоразделе. Экскурсия доступна только для одиночных гонщиков. Пассажиры не допускаются.

Гости должны взять с собой защитные очки. Мы не одалживаем очки. ПРИНЕСИТЕ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ ИЛИ ОЧКИ, ИНАЧЕ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ.

Минимальный возраст для вождения снегохода — 15 лет при наличии ученического водительского удостоверения или другого опыта вождения. Требуется подтверждение возраста.

Перед поездкой все гости должны подписать стандартный отказ от ответственности. В отказе вы соглашаетесь взять на себя ответственность, если снегоход будет поврежден во время вашей езды. При регистрации заезда необходимо предъявить кредитную карту на случай повреждения.

Носите теплую зимнюю одежду, лыжная одежда подойдет. Все клиенты должны быть одеты в одежду для низких температур, носить длинные брюки, куртки, перчатки, защитные очки, утепленные непромокаемые ботинки. Любой, кто не одет соответствующим образом, не сможет участвовать.

Мы предоставляем шлемы, лыжные шлемы не подходят для катания на снегоходах.

ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ В 9:00, ПОЛДЕНЬ И 15:00. *Прибытие на все туры за 30 минут до начала тура.

*Беременным женщинам запрещено кататься на снегоходе.

Схема проезда:   С межштатной автомагистрали 70 выезд на съезд 195, Коппер-Маунтин/Лидвилл. Продолжайте движение на юг по шоссе 91 в 14 милях от межштатной автомагистрали. Ищите указатель 7 мили слева, притормозите, увидите наши синие указатели справа, сделайте левый поворот на подъездную дорожку. Вы увидите флаги на подъездной дорожке и деревянную башню высотой 100 футов на парковке. Встречайте своих гидов в ярко-красном двухэтажном здании.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ограничения и вещи для
рассмотреть из-за COVID.

 

МЫ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ТРАНСПОРТИРОВКУ
ИЗ ЛЮБОГО МЕСТА.

 

Шлемы
предоставляются. Лыжные шлемы не подходят.

 

МЫ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ КОСТЮМЫ, БОТИНКИ ИЛИ ОЧКИ.  Гости должны прибыть в теплой и
соответствующей зимней одежде, включая куртки, брюки, перчатки, шарфы, очки
или солнцезащитные очки. Пожалуйста, возьмите с собой шарф, маски для лица или аллигатор на шею. Приходите должным образом одетым, иначе вы не сможете
участвовать.

 

Дети младше
4 не могут участвовать. Гиды не могут возить пассажиров. Беременные женщины не могут участвовать. Мы принимаем все
основных кредитных карт.

 

У Белой горы действует правило отмены бронирования в течение 48 часов:   Полный возврат возможен только в том случае, если
нас уведомят за 48 часов до даты тура.
Возврат
лицам, не явившимся в день тура, не производится. Если забронировано 4 человека, а придет только трое
, мы не вернем деньги за «неявку». Позвоните в офис, когда узнаете, что кто-то с оговоркой не придет. Часто люди ждут, чтобы узнать об отмене в последнюю минуту, чтобы они могли выйти. Все бронирования должны быть забронированы и оплачены в
заранее.

 

* Перед участием в любом мероприятии
необходимо подписать стандартный отказ от ответственности.

 

Номер
не включает обычные чаевые гида.

Время экскурсии:
9:00, 12:00, 15:00.

Дополнительные указания вождения:

Базовый лагерь Белая Маунтин находится по адресу 649.2 Highway 91, Leadville, Colorado
80461.
 С межштатной автомагистрали 70
сверните на съезд 195, Copper Mountain/Leadville.
Продолжайте движение на юг по шоссе 91 14 миль до отметки 7 миль. Поверните налево на подъездную дорожку, где стоит башня высотой 100 футов
. Флаги развеваются на башне
и на подъездной дороге. Зарегистрируйтесь
в ярко-красном здании. снегоход | | Висконсин ДНР

Стоимость абонемента на снегоход зависит от того, зарегистрирован ли снегоход, для которого вы покупаете абонемент, в штате Висконсин и является ли владелец этого снегохода членом снегоходного клуба, который является аффилированным лицом и признан Ассоциацией Висконсина. Снегоходные клубы (AWSC). Все абонементы на снегоходы действительны в течение одного сезона и истекают 30 июня. Примечание. Плата за абонемент на снегоходы не возвращается.

Планируйте заранее! Пожалуйста, подождите до 21 дня для обработки и доставки по указанному адресу. Абонементы на снегоход обычно доставляются в течение 2 рабочих дней после оформления заказа. Те, кто заказывает трейл-пасс онлайн, у агента по продажам, в сервисном центре DNR или лично в AWSC, получат во время заказа временную квитанцию ​​об использовании трейла, которая позволяет действовать немедленно, пока трейл-пасс не будет доставлен курьером. Почтой США и прикреплена к лобовому стеклу снегохода.

Исключения для демонстрации пропуска для снегохода штата Висконсин

Снегоходы освобождаются от отображения пропуска, если:

  • Водитель снегохода имеет при себе действующую временную квитанцию ​​об использовании снегоходной трассы, выданную при заказе пропуска на снегоход.
  • Снегоход имеет антикварную регистрацию в Висконсине.
  • Снегоход эксплуатируется исключительно на частной территории, на снегоходном маршруте или по замерзшей воде, если участок не обозначен как снегоходная тропа или коридор. Однако снегоход все равно должен быть зарегистрирован.
    Коридор
    «Коридор» включает отмеченную область через замерзшие водные пути или область через замерзшие водные пути, как показано на карте маршрута округа для снегоходов. Не включает маршруты. Снегоход, эксплуатируемый на частной территории или в замерзших водоемах за пределами коридора, должен иметь действующую регистрацию снегохода в штате Висконсин или действующую регистрацию в другом штате.
  • Снегоход принадлежит правительству США, другому штату или административному подразделению, если название правительства указано на капоте.
Билет на снегоходы штата Висконсин для членов снегоходного клуба штата Висконсин (10 долларов США)

для снегохода, зарегистрированного в штате Висконсин и принадлежащего лицу, являющемуся членом снегоходного клуба штата Висконсин, аффилированного с AWSC и признанного им. Трейл-пассы можно заказать через веб-сайт AWSC. Трейл-пассы доставляются почтой США. При покупке в офисе AWSC выдается временная квитанция об использовании трассы для легальной эксплуатации на трассах для снегоходов. Держите при себе квитанцию ​​AWSC до тех пор, пока ваш пропуск не будет доставлен почтой США и прикреплен к лобовому стеклу вашего снегохода. Срок действия абонементов Trail истекает 30 июня.

Билет на снегоход в Висконсине (30 долларов США)

на снегоход, зарегистрированный в Висконсине на лицо, не являющееся членом снегоходного клуба AWSC. Доступен онлайн на сайте GoWild.WI.gov или у любого агента по продажам DNR. Все абонементы на снегоходы в Висконсине будут отправлены почтой США. Временная квитанция об использовании трассы, действительная в течение 21 дня, выдается во время продажи, что позволяет вам легально работать на трассах для снегоходов. Держите квитанцию ​​при себе, пока ваш пропуск не будет доставлен почтой США и прикреплен к лобовому стеклу вашего снегохода.

Абонемент на снегоход для иногородних (50 долларов США)

для снегохода, зарегистрированного или находящегося в процессе регистрации в другом штате, провинции или стране. Доступен онлайн на сайте GoWild.WI.gov или у агента по продажам. Все абонементы на снегоходы для нерезидентов будут отправлены почтой США. Временная квитанция об использовании трассы, действительная в течение 21 дня, выдается во время продажи, что позволяет вам легально работать на трассах для снегоходов. Держите квитанцию ​​при себе, пока ваш пропуск не будет доставлен почтой США и прикреплен к лобовому стеклу вашего снегохода.

Дилеры снегоходов

Коммерческие дилеры штата Висконсин обязаны приобрести и предъявить действительный пропуск на снегоход в штате Висконсин на любом снегоходе перед тест-драйвом или выездом на общественный маршрут. Дилеры предоставят идентификационный номер коммерческого регистрационного знака, присвоенный им во время покупки. Проездные пропуска необходимы для каждой коммерческой пластины, используемой в общественных коридорах, и не взаимозаменяемы между пластинами. Владельцы коммерческих сертификатов на снегоходы будут прикреплять годовой пропуск на съемную временную табличку, но прочно закрепленную на снегоходе. На табличке должно быть достаточно места для размещения пропуска и знака коммерческой регистрации. Требования к размерам и цвету пластины отсутствуют. Табличка должна быть разборчивой и находиться на видном месте на снегоходе. Дилеры, зарегистрированные в другом штате, должны приобрести и предъявить пропуск на снегоход для нерезидентов при использовании на общественных трассах Висконсина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *