Технику, способную передвигаться не только по суше, но и по воде, до недавнего времени создавали в основном для военных нужд. Выпуск гражданских автомобилей-амфибий пока не получил массового распространения, хотя уже создано немало интересных конструкций. С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашем обзоре.
Gibbs Quadski
Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч, как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.
Amphicar
Gibbs Aquada
Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians – скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
Rinspeed Splash
Швейцарская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде – 50 км/ч, на суше – 200 км/ч. Уникальная особенность – двухцилиндровый двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.
SeaRoader Lamborghini Countach
Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию – затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.
Gibbs Humdinga
Это пятиместная амфибия с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше – 160 км/ч, в воде – 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.
Hydra Spyder
Современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде – 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.
Dobbertin HydroCar
Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны (выступы по бокам) поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде – опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали, двигатель – от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы.
Sea Lion
Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде – 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «Машина-амфибия для установления мировых рекордов».
WaterCar Panther
ВИКИНГ 29031
Российский вездеход-амфибия ВИКИНГ проектировался, чтобы противостоять экстремальным условиям эксплуатации: от Арктики до тропиков и пустыни. Это единственный в мире вездеход-амфибия, прошедший сертификацию на соответствие требованиям ЕЭК ООН. По шоссе ВИКИНГ развивает до 80 км/ч. Плавучесть амфибии обеспечивают не только большие шины низкого давления, но и герметичная лодка-основание. А уж водяной движитель и подавно превращает вездеход в полноценный катер. Он уверенно плавает и маневрирует, развивая скорость до 12 км/ч.
С началом Второй мировой войны, наряду с легендарными джипами и полноприводными грузовиками, на их базе в США начался серийный выпуск двух типов плавающих автомобилей с открытыми водоизмещающими корпусами без дверей и задними гребными винтами. Лёгкий и быстроходный плавающий джип Ford GPA (4×4) выполнял практически все функции сухопутных «Виллисов», а также мог форсировать неглубокие водоёмы.
Водоплавающий грузовик GMC DUKW-353 (6×6) корпорации General Motors Corporation (GMC или Джи-Эм-Си) с системой регулирования давления воздуха в шинах, помимо транспортных перевозок по суше, преодолевал водные, топкие и вязкие преграды, глубокие реки, морское побережье и даже выходил в открытое море.Оба варианта амфибий по ленд-лизу поставляли в СССР. Во время Второй мировой они служили в близких и дальних союзнических странах, участвовали в высадке в Нормандии и затем до конца 50-х не пропускали ни одного более или менее крупного военного конфликта.
Самой распространенной лёгкой амфибией Второй мировой и Великой Отечественной войны был плавающий джип GPA концерна Ford Motor Company, выпущенный в количестве 12,8 тысяч единиц.
В США эти автомобили собирали до марта 1943-го, но в Красную армию машины с более понятным индексом «Форд-4» попали только на следующий год. К тому времени маятник войны уверенно склонялся в сторону Советского Союза, и передовые заокеанские амфибии были уже никому не нужны. Их перевели в категорию устаревших и отправили в СССР. По нашей статистике в Красную армию поступили 2,2 тысячи машин GPA, по американской – 3 250 единиц.
Первоосновой амфибии Ford GPA являлись прототипы с упрощенными трёх- и пятиместными кузовами, созданные корпорацией Ford и фирмой Marmon-Herrington.
Первый трёхместный образец будущей плавающей машины корпорации Ford Motors. Зима 1942 года Испытания второго варианта экспериментальной амфибии Ford с агрегатами от джипа GPW. Февраль 1942 годаТретий образец облегченной амфибии Ford с задним трёхместным сиденьем и откидным лобовым стеком. Апрель 1942 годПосле сравнительных испытаний в феврале 1942-го они уступили место пятиместному образцу на базе джипа Ford GPW с более округлым корпусом, водоотражающим щитом и выштамповкой Ford на левой передней стенке борта. В первых же контрактах им присвоили индекс GPA, означавший GP Amphibian (Джи-Пи плавающий) и General Purpose Amphibian (многоцелевая амфибия).
В сентябре в серийное производство пошел доработанный вариант GPA класса 250 кг на удлинённом на четыре дюйма шасси сухопутного джипа Ford GPW, носивший краткое имя Seep (Sea Jeep, Seagoing Jeep) — водоплавающий джип. От прототипов он отличался горизонтальными усилительными рёбрами на корпусе, поперечным глушителем на капоте и креплением запасного колеса на крышке «багажника».
К амфибийным диковинкам относились коробка отбора мощности с карданом для привода трёхлопастного винта, водооткачивающий насос и вертикальный барабан с червячным редуктором (кабестан) для самовытаскивания машин при выходе из воды. Для изменения направления движения на плаву служил водяной руль с несколькими барабанами, тросами и системой блоков на рулевой колонке. При переходе на воду привод колёс автоматически отключался.
Машины Ford GPA имели сухую массу 1,7 тонны, то есть на 600 килограммов больше, чем базовый джип. Максимальная скорость на шоссе составляла 95 км/ч, на плаву — 8,5 км/ч.
Сохранившиеся до сих пор лёгкие амфибии Ford GPA
В целом амфибия GPA не оправдала надежд, но в послевоенные времена имела несколько последователей, не считая советских серийных копий.
По аналогии с машиной Ford GPA в течение полутора последних лет войны в Красную армию поступили 586 амфибий Джи-Эм-Си DUKW-353, успешно форсировавших реки Советского Союза и Западной Европы. Это была последняя капля в море от общего объема их выпуска – свыше 21 тысячи машин.
Плавающие армейские автомобили Джи-Эм-Си DUKW-353 на военном параде в Ленинграде. 1 мая 1947 годаТранспортные амфибии DUKW-353, доставлявшие на берег союзнические силы при высадке в Нормандии. Июнь 1944 годаИстория плавающего автомобиля DUKW-353 с созвучным именем Duck («Утка») началась в 1942 году, когда проектно-конструкторская компания Sparkman and Stevens приступила к проектированию многоцелевой 2,5-тонной амфибии со всеми односкатными колесами. За основу был принят полукапотный грузовик AFKWX-353 с продвинутыми вперед моторным отсеком и кабиной. В 1943-1945 годах её собирал завод Yellow Trucks and Coach, на котором уже выпускался известный армейский грузовик CCKW-353.
По общей концепции и комплектации обе 94-сильные машины были унифицированы, а на амфибиях впервые в мире применялась централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Первые партии снабжались внешними патрубками подвода воздуха к колёсным ступицам, серийные версии имели более надежный внутренний подвод. Коробка отбора мощности приводила трёхлопастной гребной винт диаметром 635 мм. К другим особенностям относились новые шины размером 11,00-18, трюмные водооткачивающие насосы, кормовая барабанная лебёдка, электрическая сирена, компас, якорь, навигационное и шкиперское оснащение.
Внутри открытого трёхсекционного корпуса с люками и переборками можно было разместить 25 солдат-десантников или перевозить через водные преграды артиллерийские орудия калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Кабина управления первых выпусков имела прямоугольные лобовые окна, грузовой отсек снабжался съёмным тентом. Впоследствии передние стекла стали четырёхсекционными или снимались вообще, а на ряде машин над кабиной помещалась турель для зенитного пулемёта. Снаряженная масса амфибии составляла 6,7 тонн. На шоссе она развивала скорость 81 км/ч, на плаву — 9,5 км/ч.
Сохранившиеся до сих пор грузовые амфибии GMC DUKW-353
По окончании войны советские конструкторы неизбежно не могли обойтись без копирования лучших зарубежных образцов, тем более что они бесплатно поступали по ленд-лизу в огромных количествах. Примером тому было создание более прочных и надежных отечественных копий армейских амфибий Ford GPA и GMC DUKW-353.
Уже через три года после войны в Научном автомоторном институте (НАМИ) были спроектированы и построены две опытные четырёхместные плавающие машины НАМИ-011. Они базировались на 54-сильном шасси командирского джипа ГАЗ-67Б военного времени с агрегатами от серийных автомобилей, но фактически считались доработанными копиями амфибии Ford GPA.
Первая советская лёгкая амфибия НАМИ-011 со стальным герметичным корпусом понтонного типа. 1949 годВесной 1951-го сборку модели НАМИ-011 перенесли на Горьковский автозавод, где она получила марку ГАЗ-011 и военный индекс МАВ-67 — малый автомобиль водоплавающий. В отличие от амфибии GPA он имел более обтекаемый и прочный корпус, четырёхлопастной гребной винт, карданные шарниры от «Победы», гидроамортизаторы двухстороннего действия от ЗИМа, более мощную систему охлаждения от ГАЗ-51, передние рессоры от бронемашины БА-64Б и вездеходные шины размером 7,50–20.
При сухой массе около двух тонн на шоссе амфибия ГАЗ-011 развивала скорость 90 км/ч, на плаву – около девяти. До 1953-го было собрано порядка 100 машин, поступавших в основном в инженерно-строительные подразделения Советской армии.
В 1952-м на базе ГАЗ-011 построили опытную амфибию ГАЗ-48 (МАВ-3) с двигателем ГАЗ-12 в 90 сил и несущим корпусом катамаранного типа со сдвоенным днищем, применявшуюся для гидродинамических исследований. При расчетной скорости на плаву 16 км/ч она развивала лишь 10,5 км/ч.
Опытная плавающая макетная машина ГАЗ-48 с революционным двойным обтекаемым днищем. 1952 годВ 1953 году в Горьком приступили к серийному выпуску облегченной амфибии ГАЗ-46 (МАВ-69) грузоподъёмностью 500 килограммов. Она представляла собой предыдущую модель ГАЗ-011, переставленную на шасси нового лёгкого 55-сильного автомобиля ГАЗ-69 и оставшуюся по-прежнему копией GPA. При сохранении общей конструкции её оборудовали пятиместным корпусом с тремя отсеками, новым трёхлопастным винтом, светомаскировочными фарами и вездеходными шинами нескольких размеров. На панели приборов устанавливали тахометр и световой индикатор проникновения забортной воды в кузов.
Испытания прототипов многоцелевых амфибий ГАЗ-46 конструкции Г.М. Вассермана и А.А. Смолина. 1953 год
Сухая масса амфибии снизилась до 1850 кг, скорость на плаву возросла до 10,6 км/ч, расход топлива на шоссе – 22 литра на 100 км. ГАЗ-46 состоял на вооружении переправочно-десантных батальонов и понтонно-мостовых полков. До 1958 года ГАЗ выпустил 654 амфибии, затем небольшими сериями их собирал Горьковский завод гусеничных тягачей.
Перевоплощение ленд-лизовского грузовика DUKW-353 в советскую 2,5-тонную амфибию началось в августе 1950-го. Тогда на только что построенном Днепропетровском автозаводе (ДАЗ) под руководством главного конструктора В. А. Грачева были собраны две плавающие армейские машины ДАЗ-485 (6×6) на 110-сильном шасси ЗИС-151 высокой проходимости, ставшие наиболее точными копиями заокеанского прототипа. Советскими изобретениями на них стали перенос пятитонной лебёдки из кормовой части машины в пространство за кабиной (рубкой) и установка заднего откидного борта со съёмными трапами.
Испытания амфибий проводились на Днепре, по дорогам и водным гладям Крыма, Кавказа и Кубани, но в мае 1951-го ДАЗ перевели на выпуск ракетной техники, и выпуск плавающих машин был передан на Завод имени Сталина (ЗИС).
В Москве первые четыре амфибии ЗИС-485 появились в конце июля 1952-го и на следующий год прошли испытания по дорогам, бездорожью и водным просторам СССР. Их приняли на вооружение под военным индексом БАВ (большой автомобиль водоплавающий), с которым амфибии превратились в основные транспортно-десантные средства Советской армии, способные доставлять до 3,5 тонн грузов при волнении в четыре балла.
Большой водоплавающий автомобиль ЗИС-485 (БАВ) на базе серийного грузовика ЗИС-151. 1953 годНа БАВах впервые в советской практике появились все односкатные ведущие колёса, вакуумный усилитель тормозов, вездеходные 18-дюймовые шины и система регулирования водителем давления воздуха в шинах на стоянке или на ходу, который подавался к колёсным ступицам посредством жёстких наружных трубопроводов.
Снаряженная масса десятиметровой машины ЗИС-485 составляла 7,1 тонны, полная – около 10 тонн. На шоссе она развивала скорость 60 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
В 1958-м на шасси нового грузовика ЗИЛ-157 началось изготовление модернизированной амфибии ЗИЛ-485А (БАВ-А) с усиленными мостами, новой тормозной системой и внутренним подводом воздуха к блоку регулирования давления в шинах. С 1960-го их выпуском занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ).
Обновленный грузовик-амфибия ЗИЛ-485А (БАВ-А) на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-157. 1958 годВ общей сложности до 1963 года на обоих заводах построили 2086 машин серии 485.
На заглавной фотографии – лёгкая военная амфибия ГАЗ-46 в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга. На заднем плане – плавающий грузовик ЗИЛ-485А.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Можно ли плыть на машине по реке? Странный на первый взгляд вопрос, на который уверенно отвечают автомобили – амфибии. Можно. Здравый смысл, при этом добавляет – можно, но не нужно.
Автомобили, способные передвигаться по воде стали появляться в более-менее массовом виде к 30-м годам прошлого века, как в гражданских, так и в милитарных модификациях, о них я писал в первой части. Во второй половине 20 века амфибии заняли нишу техники для отдыха и развлечений на Западе, а в СССР проводились работы над созданием различных амфибий, в основном тоже гражданского направления, для поисково-спасательных работ.
Самым массовым легковым автомобилем-амфибией является немецкий Amphicar. Машину создал Ханс Триппель, разработавший еще в 30-х годах весьма неплохую по тем временам амфибию Trippel SG, которой даже милитаристы Вермахта заинтересовались.
Amphicar был единственной серийно выпускавшейся амфибией для гражданского рынка. Внешним видом он напоминал спортивный кабриолет, уменьшенный в пропорциях, имел двигатель мощностью в 43 л.с., мог передвигаться по трассе со скоростью 120 км/час, по воде со скоростью 12 км/час, а вот стоимость машины, составлявшая на тот момент 11800 марок позволяла купить в Европе полноценный спортивный автомобиль.
Выпускали Amphicar с 1961 по 1965 год, в основном для американского рынка, где его покупали как транспортное средство развлечений выходного дня разные искатели приключений. Среди владельцев этой забавной лодки на колёсах был один американский президент, арабский шейх и несколько президентов африканских стран, а в 60-х на нескольких таких машинах энтузиасты переплыли Ла-Манш за 5 часов 50 минут.
Для таких длительных путешествий по воде машина в принципе не предназначалась, но смогла.
Недостатком машины, помимо высокой стоимости, была сложность в обслуживании. Сейчас их немного осталось в частных коллекциях, иногда владельцы устраивают заплывы, приуроченные к значимым датам.
Примерно в то же время в СССР создан полноприводный легковой автомобиль-амфибия НАМИ-049 «Огонек».
На испытаниях были выявлены слабые стороны машины – очень мягкий стекло-пластиковый кузов и слабый мотор. Дальше ходового образца дело не пошло.
По мере развития советской космической программы, в СССР возникла необходимость с специальных машинах для поиска и эвакуации вернувшихся на землю экипажей космических кораблей. ПЭУ-1 стала первой в серии таких машин, первая машина была собрана на ЗИЛе в 1966 году.
Корпус амфибии был из стекло-пластика, двигатель бензиновый, карбюраторный V8 ЗИЛ-375, она имела автоматическую трансмиссию и могла передвигаться по суше, по воде и по заболоченной местности. Амфибия была оборудована небольшим подъемным краном.
Через несколько лет на базе ПЭУ-1 создадут санитарно-эвакуационную машину ПЭУ-1М, с большим обитаемым отсеком и возможностью транспортировки человека на носилках.
Пока на Западе в области амфибиестроения ничего особо интересного не происходит, в СССР на узлах и агрегатах «Запорожца» создают полноприводный лёгкий транспортёр – амфибию ЛуАЗ-967.
Удачной эту машину назвать нельзя, она хоть и была сделана по заказу оборонного ведомства, но популярностью в милитарных кругах особо не пользовалась, выпускалась небольшими партиями с 1965 по 1989 год, на вторичном рынке такие время от времени еще встречаются по скромной цене.
В 1976 году на ВАЗе увидела свет «Река», первая и пока единственная тольяттинская амфибия ВАЗ-2122.
Создана она была на агрегатах «Нивы», в течении 10 лет было выпущено несколько опытных образцов, но в серию так и не пошла, хотя машины успешно проходили испытания и были рекомендованы к производству.
У военного ведомства, которое проявляло интерес к этой машине попросту не оказалось денег, необходимых для запуска её в производство, а вскоре и сама машина перестала их интересовать.
Свою амфибию пытался создать и Ульяновский автозавод, производитель внедорожников «УАЗ».
В 1976 году было начато проектирование вездехода-амфибии УАЗ-3907 «Ягуар». К 1989 году изготовили более десятка различных опытных образцов, большая часть которых успешно прошла испытания. Один автомобиль успешно прошел по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.
В конструкции лежали узлы и агрегаты серийно выпускавшегося УАЗ-469.
«Ягуар» постигла судьба вазовской «Реки», машина оказалась не нужна военному ведомству, работы над ней были свёрнуты в 1989 году по инициативе завода.
В 1969 году начинаются работы над созданием новой версии поисково-эвакуационной машины ПЭУ -2.
Машина обладала выдающейся проходимостью на разной местности, но и не менее выдающимися размерами.
Перевозить её транспортной авиацией не представлялось возможным, по дорогам общего пользования тоже могли быть сложности с передвижением. Машина в серийное производство не пошла, так и оставшись единственным экземпляром, но решения примененные на ней пригодились в будущем – при создании «Синей Птицы», поисково-спасательной амфибии ЗИЛ-49061, производившейся с 1980 по 1991год.
Именно эта машина и пришла на смену ПЭУ-1
В 90-х и 2000-х об амфибиях снова активно вспоминают на Западе.
В конце 90-х американский изобретатель и предприниматель Дэйв Марк создает компанию WaterCar, изготавливающую автомобили-амфибии по индивидуальным заказам.
Одна из амфибий компании, Watercar Python попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая амфибия в мире.
В прошлом году компания стала выпускать даже пожарные модификации своей легковой амфибии, водозабор при тушении они осуществляют прямо из того водоема, в котором находятся сами.
В 2003-м британская компания Gibbs Sports Amphibians выпускает свою Aquada, способную ехать по суше со скоростью 160 км/час, а на воде — 50 км/час.
В 2004 году Ричард Бренсон установит на ней рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
Gibbs Phibian не так известна, как Aquada, и не так быстра, но зато способна взять на борт 1.5 тонны груза.
Gibbs Humdinga I может взять на борт 5-7 человек, или водителя и 750 кг груза.
Gibbs Humdinga 2 своими характеристиками впечатляет больше, чем предшественник, на технологиях которого он создан. Мощный V8 в 350 «лошадей» способен двигать машину по воде со скоростью 65 км/час, по трассе – 160 км/час, и помимо этого, машина является еще и внедорожником, способным ездить по труднодоступным местам.
Самым быстротрансформируемым из сухопутного в водный транспорт является Gibbs Quadski, этому гибриду квадроцикла и аквабайка требуется всего лишь пять секунд на втягивание колёс и готовность преодолевать водные преграды со скоростью 70 км/час. Примерно такая же скорость у него и на суше.
В 2004 году шведская компания Rinspeed представила удивительный Rinspeed Splash.
Этот болид достигал на суше скорости в 200 км/час, а на воде – 50 км/час. Двигатель машины работает на газу.
В России тоже принялись возрождать славные традиции авфибиестроения, компания Sherp создает вездеходы – амфибии для экстремальных видов туризма.
Следующей вехой в развитии автомобилей – амфибий станут уже автомобили – субмарины, более того, одна такая уже есть – это открытый родстер sQuba, созданный Франком Риндеркнехтом на основе Lotus Elise.
Родстер-субмарина оснащен тремя электромоторами, один – для движения по суше (до 120 км/час) а два других – для движения на воде и под водой. На воде скорость движения достигает 6 км/час, что мало даже для амфибий 50-х годов, а под водой еще меньше – всего 3 км/час, но зато ведь это первая машина такого рода. Машина может погружаться на глубину до 10 метров, вот только сухим и комфортным для водителя и пассажира такое погружение назвать нельзя – кокпит то не герметичный.
Как бы там ни было, а о таких машинах, которые в наши дни летают по воздуху, ездят по воде, по суше и даже уже под водой, еще не так давно не мог мечтать ни один супергерой.
В подборку не вошел ряд уникальных амфибий, созданных умельцами- аматорами из подручных материалов и имевшихся доступных агрегатов. Они станут темой отдельной публикации
Машины, способные ездить не только по суше, но и по воде — одна из самых захватывающих идей XX века, хотя лодки с колёсами придумали и того раньше. Множество амфибий было разработано во время и после Второй Мировой — в основном, это плавающие танки и БТР. Сегодня амфибии перешли и на гражданскую стезю.
Производство гражданских автомобилей-амфибий началось ещё в 1960-х годах, но тогда они не получили массового распространения. Тем не менее, многие изобретатели до сих пор берутся создать необычный и стильный автомобиль, покоряющий две стихии сразу. Представляем 10 самых интересных машин-амфибий последних лет!
10. Gibbs Quadski.
Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.
9. Amphicar Amphicar.
Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надёжности как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.
8. Gibbs Aquada.
Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians, скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
7. Rinspeed Splash.
Шведская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде — 50 км/ч, на суше — 200 км/ч. Уникальная особенность — двухцилиндровый силовой двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.
6. SeaRoader Lamborghini Countach.
Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию — затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.
5. Gibbs Humdinga.
Это концепт пятиместной амфибии с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше — 160 км/ч, в воде — 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.
4. Hydra Spyder.
Ультра-современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде — 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.
3. Dobbertin HydroCar.
Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде — опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали марки 304, двигатель — от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы на 5.800 оборотах.
2. Sea Lion.
Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде — 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «машина-амфибия для установления мировых рекордов».
1. WaterCar Panther.
Это джип? Это моторная лодка? Нет, это WaterCar Panther, любимое детище американского изобретателя Дэйва Марка. Его предыдущая амфибия — WaterCar Python, по скорости догоняла SeaLion. Panther не такая быстроходная, но замечательно подходит на роль внедорожника — ей нипочём бездорожье, грязь и песок. Дизайн амфибии основан на Jeep CJ8 Scrambler.
В нашем сериале о секретной автотехнике СССР мы уже рассказывали о легких плавающих микролитражках ТПК, об уникальнейших уральских амфибиях, закамуфлированных под обычные грузовики или белоголубых ЗИЛах для космонавтов.
В этом обзоре, поскребя по сусекам, вспомним о других не менее оригинальных и секретных амфибиях для Советской армии.
Начнем с достаточно известного плавающего варианта легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река», способную передвигаться по скоростным магистралям и скользить по поверхности неглубоких внутренних водоемов.
Легкая плавающая машина ВАЗ-2Э2122 второй серии (из архива НИИЦ АТ)Идея создания собственного простого и недорогого плавающего джипа на шасси внедорожника «Нива» возникла в начале 1970-х, а для маскировки он значился как «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды». Летом 1976-го были построены первые 80-сильные образцы Э2122 с цельнометаллическим водоизмещающим кузовом, а все последующие годы конструкторы провели в многократных доработках первенца, которые свелись к улучшениям системы охлаждения двигателя.
Испытания модернизированной амфибии ВАЗ-2122.500 (из архива НИИЦ АТ) Последний шестой вариант плавающей машины ВАЗ-2122.600 «Река» (из архива ВАЗ)Только в 1984-м Волжский автозавод собрал пробную партию из 10 машин пятой серии ВАЗ-2122.500, а вся эта долгая эпопея завершилась через два года, когда появились три последних доработанных образца ВАЗ-2122.600. Перестройка и бурное разоружение страны заставили ВАЗ свернуть свои смелые эксперименты за государственный счет. В целом он собрал 21 опытный джип серии 2122.
Являясь ведущим советским предприятием по производству легких вездеходов, Ульяновский автозавод не мог не прийти к воплощению заманчивой идеи создания на их основе собственного плавающего варианта. Работа над ним началась в 1977-м, но только через шесть лет появился многоцелевой автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» для Советской армии и погранвойск, способный доставлять грузы до 600 кг, легкое вооружение или раненых на носилках.
Армейский 77-сильный плавающий автомобиль УАЗ-3907 «Ягуар» Сохранившаяся в Рязанском автомузее амфибия «Ягуар» (фото М. Шелепенкова)Автомобиль оборудовали цельнометаллическим кузовом с аркой безопасности и двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями с рычажными запорами (задрайками). Унифицированная с серией УАЗ-469, амфибия оснащалась 77-сильным мотором и раздаточной коробкой с отбором мощности на гребные винты и лебедку. Два водяных винта устанавливались под ее днищем непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. В середине 1980-х собрали еще два пробных образца с узлами от УАЗ-3151.
На плаву машина «Ягуар» с двумя гребными винтами под днищем кузова Выход 11-местной амфибии УАЗ-3907 «Ягуар» на крутой берег ВолгиДо 1989 года УАЗ собрал 14 амфибий, удачно прошедших заводские и военные испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов, который укомплектовали двумя парами лыж и клеткой для розыскной собаки.
Амфибия «Баклан» для северных подразделений пограничных войскВ 1991 году амфибию УАЗ-3907 приняли на вооружение, но с распадом Советского Союза все работы по ней были свернуты.
Бесславно завершив разработку легких амфибий НАМИ-032, известных как ТПК, Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) в течение почти 30 лет воздерживался от соприкосновения с этой тематикой. Только в 1989-м по заказу Министерства обороны там построили оригинальный низкопрофильный заднемоторный транспортер НАМИ-0281 класса 1,25–1,5 тонны для доставки подразделений быстрого реагирования.
Опытная амфибия НАМИ-0281 для доставки вооруженных десантниковКонструктивно он представлял собой комбинацию легкого транспортера переднего края и открытой боевой машины с центральным размещением рабочего места водителя. В ее открытом несущем корпусе на двух продольных сиденьях спинками друг к другу помещался боевой расчет из восьми человек. Главными новинками являлись независимая гидропневматическая подвеска, двухвальная раздаточная коробка с отводом мощности на гребной винт и принудительная блокировка дифференциалов.
Быстроходная 1,5-тонная плавающая бронемашина НАМИ-0281На шоссе машина развивала скорость 125 км/ч и внешне напоминала скорее экскурсионно-прогулочный катер, чем эффективную боевую машину. Это была последняя работа НАМИ в области легких армейских амфибий.
В одной из первых глав нашего сериала, посвященной уникальным плавающим грузовикам Уральского автозавода, мы упоминали предшествовавшие им разработки других советских предприятий. Так в середине 1970-х, в процессе создания перспективного военного семейства «Суша», важную роль сыграл институт НАМИ. Он занимался «изучением возможности придания плавучести грузовику Урал-375», проводил научно-исследовательскую разработку будущей машины, сборку и испытания опытного образца.
Плавающий грузовик Урал-375П — прототип будущего семейства «Суша»Уникальный плавающий автомобиль Урал-375П был построен в НАМИ в 1975 году под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко. Будучи предшественником семейства «Суша», эта машина не требует подробного рассказа о своей конструкции: она уже давно и достаточно подробно описана в статье, посвященной экспериментальным амфибиям «Урал». Здесь же стоит лишь отметить главные черты московского образца: стальной герметизированный кузов с высокими бортами, обеспечивавший плавучесть, волноотражающий щит с воздуховодом и навесные поплавки с пенополиуретановым наполнителем.
Подготовка машины к форсированию водной преграды (обратите внимание на облачение водителя) На плаву Урал-375П с герметизированным кузовом и люком к крыше кабиныВ отличие от будущей амфибии Урал-43221 «Суша» на нем установили только один гребной винт и люк во всю ширину крыши серийной кабины, в которой водителю приходилось работать в водонепроницаемом костюме.
В начале 1960-х, после передачи с Московского автозавода ЗИЛ в Брянск всей документации по четырехосным машинам, для СКБ под руководством В. А. Грачева наступил критический момент. Оно лишилось государственной поддержки и было вынуждено самостоятельно изыскивать заказчиков и источники финансирования. Как ни странно, именно к этому периоду относились самые смелые и наиболее оригинальные проекты вездеходов, в том числе плавающей машины ЗИЛ-135П.
Уникальная советская амфибия ЗИЛ-135П (8х8) претендовала на звание самой быстроходной в мире колесной плавающей машины, а с технической точки зрения являлась одним из направлений развития военных машин 135-й серии. В прежние времена она считалась лишь «гадким утенком Грачева», хотя достигала высшего мирового уровня, и в СССР не получила никакого применения.
20-тонный ЗИЛ-135П — одна из крупнейших в мире колесных плавающих машинС 1961 года работы по автомобилю ЗИЛ-135П были нацелены на применение его в качестве самоходного парома «Челнок», имевшего все шансы превзойти выпускавшиеся за границей паромные машины, но уже в процессе проектирования его признали ненадежным и слишком дорогим. После переделки в законченном виде амфибия с условным названием «Дельфин» появилась зимой 1965 года.
Амфибия ЗИЛ-135П со стеклопластиковым кузовом на испытаниях в Балтийском море
Модернизированный вариант ЗИЛ-135П имел компоновку с передней кабиной управления, силовыми агрегатами в кормовом отсеке и центральным расположением пассажирского салона для размещения 22 человек. Его базой являлось длиннобазное сухопутное шасси ЗИЛ-135К с двумя 180-сильными моторами, бортовыми трансмиссиями, жесткой подвеской всех колес и системой регулирования давления воздуха в шинах, на котором смонтировали несущий корпус из стеклопластика. Привод двух гребных винтов осуществлялся от коленчатых валов двигателей через редукторы и карданы, а сами винты помещались в кольцевых подъемных и поворотных насадках, что позволило отказаться от водяных рулей.
Скоростные испытания пятитонной 360-сильной амфибии ЗИЛ-135П Гребные винты диаметром по 700 мм в поворотных кольцевых насадках Выгрузка амфибии из десантного судна во время испытаний на БалтикеСвои первые испытания на Москве-реке машина провалила. Повторные пробы состоялись в Балтийске на базе Балтийского флота, где в соответствии с потребностями ВМФ СССР ее переоборудовали открытым грузовым отсеком, превратив в мореходную транспортную амфибию ЗИЛ-135ТА.
Открытая грузовая амфибия ЗИЛ-135ТА для работы в качестве лихтераЛетом 1970-го представилась возможность испытать ЗИЛ-135П в качестве перегрузочного плавсредства (лихтера) для челночной доставки грузов с рейдовых судов на берег и обратно. Для этого уже заброшенная машина была реанимирована и оснащена перегрузочным краном, а потом короткое время возила грузы на побережье Северного Ледовитого океана. По возвращении в лоно родного завода ее разукомплектовали.
Понтонно-мостовая машина ПММ на 300-сильном шасси БАЗ-135МБ (фото К. Дунаева)В истории советской автотехники для форсирования водных преград самой необычной и прогрессивной считается система самоходных четырехосных паромов с кодовым наименованием «Волна», которая до сих пор применяется в Российской армии.
Проектирование упомянутой выше паромной машины «Челнок» на базе стеклопластиковой амфибии ЗИЛ-135П привело к необходимости оснащения такой техники более прочными цельнометаллическими конструкциями. С конца 1960-х дальнейшей разработкой таких систем занималось СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из Кременчуга. В 1974-м там построили первый прототип понтонно-мостовой машины (ПММ), входившей в состав самоходного понтонного парка (СПП).
Плавающая машина ПММ с герметичными раскладными понтонами (фото Е. Певзнера)Амфибия ПММ, ее алюминиевый корпус и движители были разработаны и собраны в Кременчуге на сухопутном 300-сильном шасси БАЗ-135МБ, на котором смонтировали упрощенную трехместную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с почти плоской передней стенкой. Передвижение на воде обеспечивали два гребных винта, расположенные в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями.
На фотографии видны два задних гребных винта в кольцевых ограждениях (фото К. Дунаева)На плоской грузовой платформе (палубе) помещались две пары уложенных друг на друга понтонов (передних и задних) и четверо средних подъемных аппарелей. На плаву они откидывались в разные стороны и вместе с палубой образовывали типовой однозвенный паром с полезной нагрузкой 42 тонны. При взаимном соединении таких машин друг с другом можно было создавать более тяжелые самоходные паромные системы или плавающие мосты для пропуска тяжелой военной техники. Все 24 амфибии, входившие в состав парка СПП, можно было в течение 30–40 минут объединить в крупные 50-тонные переправы длиной до 260 метров.
Возведение понтонно-мостовых сооружений с участием машин ПММ
В 1977 году сборку ПММ перенесли на Кадиевский завод сварных конструкций в Луганской области, который в 1978-м изменил свое название на Стахановский вагоностроительный завод. До 1985-го там собрали порядка 70 понтонных машин ПММ.
Во времена СССР было сконструировано немало автомобилей-амфибий. Некоторые их них были отправлены в серийное производство, а некоторые так и остались всего лишь прототипами. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку водоплавающих машин, которые были построены в советские времена.
ВАЗ-Э2122
Этот автомобиль-амфибия ВАЗ-Э2122 разрабатывался по специальному заказу Министерства Обороны СССР. Он был сконструирован в 1976 году тольяттинцами с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». С первого взгляда и не скажешь что это водоплавающий автомобиль!
ВАЗ-Э2122 оснащался 1,6-литровым двигателем, постоянным полным приводом и двумя баками для бензина. Вазовская амфибия могла двигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. В 1977 году был представлен второй вариант вазовской амфибии, но ни один из них так и не был отправлен в серию.
ЗИС-485 «БАВ»
ЗиС-485 БАВ (БАВ — большой автомобиль водоплавающий) — автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. Машина БАВ могла перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза.
ЗиС-485 БАВ оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем мощностью 110 л.с. Максимальная скорость на суше составляла 60 км/ч, а на воде — 10 км/ч. Движение машины на плаву осуществлялось за счёт вращения трёхлопастного гребного винта, приводимого от трансмиссии. Руль был установлен за винтом.
УАЗ-3907 «Ягуар»
Этому водоплавающему автомобилю, построенному на базе УАЗ-469, также не удалось попасть на конвейер. Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость.
Оснащался УАЗ-3907 «Ягуар» 2,4-литровым бензиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 78 л.с. Максимальная скорость по суше: 105 км/ч, по воде: 9 км/ч. Коробка передач — механическая четырехступенчатая трансмиссия. К 1989 году было изготовлено всего 14 таких машин-амфибий, которые были приняты на вооружение. Но в 1991 году руководство компании отказалось от серийного выпуска УАЗ-3907 «Ягуар».
ГАЗ-46 «МАВ»
ГАЗ-46 «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Его выпуск начался в 1953 году на Горьковском автомобильном заводе. Корпус МАВ ГАЗ-46 — стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре.
ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа». Трансмиссия и подвеска были заимствованы от ГАЗ-69. Максимальная скорость на суше — 90 км/ч, по воде — 9 км/ч. Двигатель был соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. По воде машина передвигалась с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года
ЛуАЗ-967
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ. Он имел маленькие габариты: 3682x1712x1580 мм и двигатель объёмом менее 1 литра мощностью всего 37 л.с.
По воде ЛуАЗ 967 передвигался благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву — до 3-х км/ч.Особенностью конструкции такого автомобиля-амфибии была откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом в полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя.
#амфибия #водоплавающийавтомобиль #ссср #техника
Теперь у нас есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей!
Великий промышленный дизайнер Брукс Стивенс спроектировал в своей жизни множество знаменитых автомобилей. А однажды, в 1969 году, он получил заказ на пляжный багги-амфибию, и подошёл к вопросу так необычно, что машина, так и не попавшая в производство, стала звездой автосалонов. Потому что автомобиль и лодка в его концепте были отдельными частями, складывающимися в пазл.
У Стивенса было много проектов в самых разных отраслях промышленности. Среди разработанных им известных автомобилей — Jeep Grand Cherokee Wagoneer, Studebaker Hawk Gran Turismo, мотоцикл Harley Davidson FL Hydra-Glide и так далее. В 1969 году организаторы двух крупных американских выставок Chicago Boat, Travel & Outdoors Show и San Francisco Sports & Boat Show объединились и заказали 58-летнему Стивенсу, звезде промдизайна, автомобиль-амфибию, которую можно было бы триумфально показать в рамках обоих шоу.
Стивенс не подвёл. Он спроектировал 4,2-метровый пляжный багги, который скрывал в себе полноценную стеклопластиковую лодку. Причём с первого взгляда было даже непонятно, что лодка — здесь, внутри, но как только она «выезжала» из корпуса багги, «развидеть» её было уже невозможно. И колёса, и гребной винт приводились в движение одним и тем же 50-сильным лодочным мотором — Стивенсу пришлось придумать хитроумный привод, хотя трансмиссия осталась от донора — серийного Volkswagen.
Прототип Lakester был показан в январе 1970 года на San Francisco Sports & Boat Show. Объявили и о запланированном серийном производстве, продавать багги собирались по цене $2500. Чтобы выдвинуть лодку, водитель должен был подъехать к воде задом и нажать на рычаг. Автомобильное шасси при этом стопорилось и могло дождаться прямо в месте спуска на воду. Обратно лодка затаскивалась электрической лебёдкой.
В производство прототип так и не попал. Стивенс продолжил работу над своими многочисленными проектами, а Lakester остался частью истории. До наших дней концепт не сохранился, считается утерянным.
Автомобиль-амфибия (или просто -амфибия ) — это транспортное средство, жизнеспособное как на суше, так и на воде (или под водой). К амфибиям относятся амфибии, квадроциклы, легковые автомобили, автобусы, грузовики, боевые машины, катера и суда на воздушной подушке.
Классические десантные корабли не являются машинами-амфибиями, поскольку они вообще не предлагают никаких реальных наземных перевозок, хотя они являются частью амфибии.Транспортные средства наземного действия, такие как ekranoplans , вероятно, потерпят аварию на любой, кроме самой плоской из суши, поэтому также не считаются амфибиями.
Грузовой автомобиль-амфибия LARC-V, 5 тонн, США1/5
Просмотров:105 114
249 075
422 407
176 240
1 769 223
✪ 10 ЛИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СДЕЛАННЫХ ДЛЯ ВАШЕГО ДВИЖЕНИЯ
✪ Штурмовик-амфибия AAV-P7 / A1 в действии
✪ USS Pearl Harbor — Десантный десантный автомобиль
✪ U.Штурмовик-десантник S. Marines — посадка на палубу
✪ Одна из самых дорогих американских военных машин, о которой вы не знали
Помимо различия в размерах, упомянутых выше, сразу становятся очевидными две основные категории транспортных средств-амфибий: те, которые летают на воздушной подушке (на воздушной подушке), и те, которые не летают. Среди последних многие проекты были вызваны желанием расширить внедорожные возможности наземных транспортных средств до способности «вездеход», в некоторых случаях не только сосредоточенной на создании транспорта, который будет работать на суше и на воде, но и также на промежуточных звеньях, таких как лед, снег, грязь, болото, болото и т. д. Это объясняет, почему многие конструкции используют гусеницы в дополнение к колесам или вместо них, а в некоторых случаях даже прибегают к конфигурациям сочлененных кузовов или другим нетрадиционным конструкциям, таким как винтовые транспортные средства в которых используются шнековые бочки, которые движут скручивающим движением по грязной местности. [ цитирование необходимо ]
Большинство наземных транспортных средств — даже легкобронированных — можно сделать амфибиями, просто снабдив их водонепроницаемым корпусом и, возможно, пропеллером. Это возможно, поскольку смещение транспортного средства обычно превышает его вес, и поэтому оно будет плавать. Однако тяжелобронированные машины иногда имеют плотность больше воды (их вес в килограммах превышает их объем в литрах) и требуют дополнительных мер плавучести. Они могут принимать форму надувных плавучих устройств, как и боковые стороны резиновой лодки, или водонепроницаемой тканевой юбки, поднятой над верхним периметром транспортного средства, для увеличения его смещения.
Для движения в воде или на воде некоторые транспортные средства просто преуспевают, вращая свои колеса или гусеницы, [1] [2] , в то время как другие могут более эффективно продвигаться вперед с помощью (дополнительных) винтовых винтов или водные струи (ы). Большинство амфибий будут работать только в качестве водоизмещающего корпуса, когда находятся в воде — только небольшое количество конструкций способны подниматься из воды при достижении скорости, достигая высокоскоростного аквапланирования, скользя по поверхности воды, как быстроходные катера.
Некоторые из самых ранних известных транспортных средств-амфибий были амфибийными повозками, изобретение которых приписывают неаполитанскому полимату принц Раймондо ди Сангро из Сансеверо [3] в июле 1770 года или ранее, или Сэмюэлю Бентаму, чей дизайн 1781 года был построен в июне 1787.
Первое известное самоходное транспортное средство-амфибия, паровая колесная драга-катер, названное Orukter Amphibolos , было задумано и построено изобретателем из США Оливером Эвансом в 1805 году, хотя оспаривается, что оно успешно путешествовало по суше или вода под собственным паром. [4]
Изобретатель Гейл Борден, более известный как сгущенное молоко, разработал и испытал фургон с парусным приводом в 1849 году. При проведении испытаний он, как сообщается, опрокинулся на расстоянии более 50 футов (15 м) от берега из-за очевидного отсутствия балласта для противодействия силе ветер в парусе. [5]
В 1870-х годах лесозаготовительные компании в восточной части Канады и на севере Соединенных Штатов разработали паровой амфибийный буксир под названием «Аллигатор», который мог пересекать озера и реки.Самые успешные буксиры Аллигатора были произведены фирмой West and Peachey в Simcoe, Онтарио. [6]
До конца 1920-х годов усилия по объединению лодки и автомобиля сводились к тому, чтобы просто поставить колеса и оси на корпус лодки или заставить плавучее шасси плавать, смешивая корпус, похожий на лодку, с рамой автомобиля. [7] Одним из первых достаточно хорошо документированных случаев была амфибия с бензиновым двигателем 1905 года Т. Ричмонда (Джессап, Айова, США).Точно так же, как первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем (1885, Карл Бенц), он был трехколесным. Одиночное переднее колесо обеспечивало направление движения как на суше, так и на воде. Трехцилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания приводил в движение задние колеса большого размера. Для того, чтобы колеса обеспечивали движение в воде, к спицам задних колес должны быть прикреплены плавники или ведра. Примечательно, что подобный лодке корпус был одним из первых цельных кузовов, когда-либо использовавшихся на автомобиле. [7]
Начиная с 1920-х годов, было создано множество разнообразных конструкций автомобилей-амфибий для широкого спектра применений, включая отдых, экспедиции, поисково-спасательные и военные операции, что привело к множеству концепций и вариантов.В некоторых из них амфибийные способности имеют центральное значение для их назначения, тогда как в других они являются лишь расширением того, что осталось в основном водным или наземным транспортным средством. Дизайн, который сочетал в себе все функции, необходимые для практичного вездехода-амфибии, был разработан Питером Преллом из Нью-Джерси. Его дизайн, в отличие от других, мог работать не только на реках и озерах, но и на море, и не требовал твердой земли для входа или выхода из воды. Он совмещал корпус в форме лодки с гусеницами в виде танка.В 1931 году он протестировал уменьшенную версию своего изобретения. [8]
Недавно амфибии Гиббса разработали новый тип амфибии, способный к высокой скорости как на суше, так и на воде. Транспортные средства используют запатентованную гидравлическую систему для поднятия колес в колесные колодцы, позволяя транспортным средствам лететь на воде. Эти машины могут переключаться между режимами суши и воды примерно за пять секунд. Первая быстрая амфибия Gibbs — Quadski, представленная в октябре 2012 года. Она поступила в продажу в январе 2013 года.Французская компания Iguana Yachts, созданная в 2008 году, разработала лодки-амфибии с внедорожными гусеницами.
Sealegs Amphibious Craft, трехколесная амфибия, спроектированная в Новой Зеландии, выпускается с 2005 года.
Водная автомобильная пантера едет на высоких скоростях по озеру Хавасу, Аризона.
В 2010 году находящаяся в Южной Калифорнии компания WaterCar установила мировой рекорд Гиннеса для самого быстрого корабля-амфибии со своим прототипом Python, который достиг максимальной скорости на суше 204 км / ч (127 миль в час) и скорости воды 96 км. / ч (60 миль в час; 52 узла). [9] С тех пор компания выпустила свой первый коммерческий автомобиль The Panther, который был представлен на ABC Bachelor , а также на Royal Pains в США. WaterCar может разгоняться до 80 миль в час (129 км / ч) на суше и 44 миль в час (38 узлов; 71 км / ч) на море и может переходить с суши на море менее чем за 15 секунд. [10]
Велосипед-амфибия ‘Cyclomer’, Париж, 1932
Амфибия — это транспортное средство, работающее от человека, способное работать как на суше, так и на воде.«Велосипед Сайдуллы» [11] использует четыре прямоугольных поплавка, заполненных воздухом, для обеспечения плавучести и приводится в движение с помощью двух лопастей вентилятора, которые прикреплены к спицам. Moraga «Cyclo Amphibious» [12] использует простую трехколесную раму для поддержки трех поплавков, которые обеспечивают как плавание, так и тягу. Крылья на приводных колесах приводят автомобиль в движение подобно гребному колесу.
Шаттл-байк SBK Engineering состоит из двух надувных поплавков с ремнями, которые позволяют перевозить велосипед с пассажиром.Ансамбль в спущенном состоянии помещается в рюкзак для переноски велосипедистом. [13]
Студенты-инженеры создали несколько амфибийных циклов в качестве университетских проектов.
Компания Gibbs Sports Amphibians Inc. представила моторизованную версию амфибийного цикла, напоминающую водный мотоцикл на воде и мотоцикл на суше. Модель может развивать скорость до 80 миль в час по суше и до 45 миль в час по воде. [14]
Land Tamer автомобиль-амфибия 8×8 с дистанционным доступом
Среди самых маленьких амфибийных транспортных средств без воздушной подушки — вездеходы-амфибии (вездеходы).Они видели значительную популярность в Северной Америке в 1960-х и начале 70-х годов. Как правило, амфибия ATV (AATV) представляет собой небольшой легкий автомобиль для бездорожья, построенный из цельной жесткой пластмассовой или стеклопластиковой кузова, оснащенной шестью (иногда восемью) ведомыми колесами с баллонными шинами низкого давления. Без подвески (кроме того, что предлагают шины) и без рулевого колеса, управление направлением достигается посредством рулевого управления — как на гусеничном транспортном средстве — либо путем торможения колес на той стороне, где вы хотите повернуть, либо путем применения большего количества газа. к колесам на противоположной стороне.В большинстве современных конструкций используются двигатели для садовых тракторов, которые обеспечивают максимальную скорость около 25 миль / ч (40 км / ч) на суше.
Построенный таким образом, AATV будет плавать с достаточным количеством надводного борта и способен преодолевать болота, пруды и ручьи, а также сушу. На суше эти агрегаты имеют высокое сцепление с дорогой и отличные внедорожные способности, которые могут быть дополнительно улучшены с помощью дополнительного набора гусениц, которые могут быть установлены непосредственно на колеса. Хотя вращательного действия шин достаточно, чтобы продвигать автомобиль через воду, хотя и медленно, можно добавить подвесные моторы для длительного использования воды.
В октябре 2013 года Gibbs Amphibians представили долгожданный Quadski, первый автомобиль-амфибию, способный развивать скорость 45 миль в час по земле или воде. Quadski был разработан с использованием технологии Gibbs High-Speed Amphibian, которую Gibbs первоначально разработал для Aquada, автомобиля-амфибии, который компания до сих пор не выпустила из-за проблем с регулированием. [15]
Амфикар в Штутгарте, 2005
автомобилей-амфибий были созданы с ок.1900, однако Вторая мировая война значительно стимулировала их развитие. Два самых значительных автомобиля-амфибии на сегодняшний день были разработаны во время Второй мировой войны. Самым плодовитым был немецкий Schwimmwagen , небольшой джипоподобный автомобиль 4×4, разработанный в 1942 году инженерной фирмой Porsche и широко использовавшийся во время Второй мировой войны. Конструкция кузова-амфибии была разработана Эрвином Комендой, дизайнером фирмы по изготовлению кузовов, с использованием двигателя и трансмиссии Kübelwagen .Во время Второй мировой войны была разработана амфибия версии джипа Willys MB, Ford GPA или ‘Seep’ (сокращение от Sea jeep ). Специально модифицированный GPA, получивший название Half-Safe, в 1950-х годах вел по всему миру австралиец Бен Карлин.
Одним из наиболее способных послевоенных амфибийных внедорожников был немецкий Amphi-Ranger, который имел корпус, изготовленный из стойкого к морской воде алюминиевого сплава AlMg2. Этот дорогостоящий автомобиль был тщательно спроектирован и доказал свою пригодность к морю во время шторма в Гейле 10 у побережья Северного моря (Pohl, 1998).Только около 100 были построены — те, кто владеет одним, нашли его способным пересечь Ла-Манш практически без усилий.
Чисто рекреационные автомобили-амфибии включают Амфикар 1960-х и современную Gibbs Aquada. Построенный почти на 4000 экземпляров, Amphicar до сих пор является наиболее успешно выпускаемым гражданским автомобилем-амфибией на сегодняшний день. Gibbs Aquada выделяется благодаря своей способности скоростного глиссирования на воде. Гиббс построил пятьдесят Aquadas в начале 2000-х годов после того, как он был разработан командой, основанной Аланом Гиббсом, до того, как поставщик двигателей компании, Rover, не смог продолжать поставлять двигатели.Гиббс и новый партнер Нил Дженкинс воссоздали компанию и теперь ищут разрешение США на Aquada [16] .
Компания WaterCar из Южной Калифорнии, основанная Дейвом Марчем, также построила четыре рабочих амфибии, один из которых является мировым рекордом Гиннеса для самого быстрого корабля-амфибии в мире (Питон). В 2013 году в марте был выпущен первый коммерческий автомобиль компании The Panther. С момента своего выпуска WaterCar был популярен на Ближнем Востоке, продавая посольству Объединенных Арабских Эмиратов, шесть дополнительных автомобилей были проданы наследному принцу Дубая.WaterCar также был продан энтузиастам и жителям Силиконовой долины. [17]
Другие автомобили-амфибии включают американскую Hydra Spyder и Spira4u. [18]
Некоторые транспортные средства-амфибии, вместо того, чтобы быть предназначенными для наземного транспорта с возможностью пересекать воду, разработаны как водные транспортные средства с возможностью передвижения по суше. Различие состоит в том, что транспортные средства спроектированы так, чтобы быть высокоэффективными на воде, с добавленной возможностью наземного транспорта, чтобы дать дополнительную функциональность, а не быть основной функцией.Примером этого может служить Sealegs Amphibious Craft, представляющий собой серию лодок, изготовленных из алюминия (в основном, RIB), спроектированных и изготовленных в Окленде, Новая Зеландия. Эти суда могут развивать скорость до 39 узлов на воде, но на суше они движутся со скоростью всего 7,5 км / ч, что свидетельствует о предпочтении характеристик воды при проектировании. Были выпущены различные версии этого типа лодок-амфибий, в том числе Iguana Yacht (описана в разделе «Отслеживаемые» ниже).
С 1977 года несколько судостроителей в Бретани производят специализированные амфибии для использования в мидиях и устрицах.Лодки изготовлены из алюминия, с относительно плоским дном и имеют три, четыре или шесть колес, в зависимости от размера лодки. Когда прилив истекает, лодки могут бегать по приливным квартирам, используя свои колеса. Когда начинается прилив, они используют пропеллер для перемещения по воде. Устричные фермеры в Джерси используют подобные лодки. В настоящее время Constructions Maritimes du Vivier Amphibie имеет ряд моделей. [19]
С производством более 20 000 единиц, DUKW был самым успешным грузовиком-амфибией Второй мировой войны.Этот 31-футовый (9,4 м) грузовик 6х6 использовался для установки и снабжения плацдарма. Он был разработан как проект военного времени Sparkman & Stephens, дизайнерской фирмой, которая также разработала корпус для Ford GPA ‘Seep’. Во время войны Германия произвела Landwasserschlepper . В 1950-х годах Советы разработали ГАЗ 46, БАВ 485 и ПТС.
Во время войны во Вьетнаме армия США использовала шарнирно-сочлененного козла Гама и более крупную серию грузовиков M520 Goer для перемещения грузов по каналам и рисовым полям Юго-Восточной Азии.Последний был основан на гражданском строительном транспортном средстве 1950-х годов и стал стандартным тяжелым тактическим грузовиком армии США до его замены на HEMTT. Несмотря на то, что колеса транспортных средств были установлены без действия подвески или рулевого управления, а скорости движения свыше 20 миль / ч (32 км / ч) были опрометчивыми, его шарнирная конструкция обеспечивала хорошую маневренность и позволяла надежно поддерживать все четыре колеса неровная поверхность. В сочетании со своими амфибийными способностями во время войны во Вьетнаме M520 Goer приобрел репутацию способного ездить там, где другие грузовики не могли.
Для доставки транспортных средств и материалов на пляжи США использовали модель LARC-V 1950-х годов и огромный LARC-LX, который мог перевозить 60 тонн груза.
Британская армия использовала колесный автомобиль Alvis Stalwart 6×6 в качестве своего амфибии. В водометной тяге водометные тяги двигали его со скоростью около 6 узлов.
Буровая вышка M3 может использоваться в качестве парома или плавучего моста для грузовых автомобилей и тяжелых боевых машин.
Гиббс также разработал другие виды быстрых амфибий, в том числе 30-футовый фибийский (9.1 м) амфибия, предназначенная для рынка первого реагирования, и Humdinga, 21-футовая (6,4 м) амфибия, способная преодолевать экстремальную местность. [20]
БТР-80 выходят на берег, используются подводные лодки и водомет,
Многие современные военные транспортные средства, начиная от легких колесных командно-разведывательных машин и заканчивая бронетранспортерами (БТР), танками и военными кораблями-амфибиями, производятся с амфибийными возможностями.
French Panhard VBL — это компактный легкобронированный вездеход 4×4, полностью амфибийный и способный плавать со скоростью 5,4 км / ч (3,4 мили в час). VAB — это французский самолет-амфибия, приводимый в движение двумя водометами в воде, установленный по обе стороны от заднего корпуса (см. Подробное изображение выше). Он был введен в эксплуатацию в 1976 году и около 5000 были произведены во многих конфигурациях.
Во время холодной войны государства советского блока разработали ряд амфибийных БТРов, боевых машин и танков, как колесных, так и гусеничных.Большинство машин, разработанных Советами, были амфибиями или могли плавать в глубокой воде. Примерами колес на колесах являются бронированные разведывательные машины 4х4 БРДМ-1 и БРДМ-2, а также БТР-60, БТР-70, БТР-80 и БТР-94 8х8 и боевая машина пехоты БТР-90.
M29 Weasel (Studebaker Weasel), первоначально разработанный как снегоход, успешно работал в амфибии благодаря добавлению передних и задних поплавков.Базовое транспортное средство будет плавать, но его нос имеет квадратную форму, поэтому дополнительные плавания увеличивают устойчивость и грузоподъемность.
Гусеничные бронированные машины с амфибийными возможностями включают те, которые предназначены для использования в десантных атаках. Примерно с 1940 года Соединенные Штаты начали разрабатывать длинную линейку гусеничных машин LVT.
Многие гусеничные бронетранспортеры, которые в основном предназначены для наземного использования, такие как боевые бронированные машины и бронетранспортеры, тем не менее также обладают амфибийными способностями, тактически полезными внутри страны, снижающими зависимость от разрушаемых и легко нацеленных мостов.Чтобы обеспечить движущую силу, они используют свои гусеницы, иногда с дополнительным винтом или струями воды. Пока противоположный берег имеет достаточно мелкий уклон, чтобы транспортное средство могло вылезти за несколько миль, они могут пересекать реки и водные преграды. Американский пример — бронетранспортер M113. Советскими примерами являются танк-амфибия ПТ-76 и БТРы БТР-50 и МТ-ЛБ на его шасси.
Некоторые более тяжелые танки имеют амфибийный режим, в котором для придания плавучести необходима тканевая юбка.Танк Шерман ДД, использовавшийся во время вторжения в день Д, имел такую настройку. Когда в воде водонепроницаемая поплавковая сетка была поднята и пропеллеры установлены. Брэдли М2 и М3 также нуждаются в такой юбке.
танк-амфибия Vickers Carden Loyd
1944 Шерман DD (Duplex Drive) — амфибия с плавающими экранами, опущена
В конце Первой мировой войны у танка Mark IX были прикреплены воздушные барабаны сбоку, и он был испытан в качестве корабля-амфибии. [21]
К началу 1930-х годов Виккерс разработал танк-амфибию. Используя очень тонкую броню, флотация может быть достигнута без помощи внешней плавучести. Британская армия провела испытания легкого амфибийного танка Виккерса-Кардена-Лойда, но не приняла его на вооружение. У Виккерса был размещен заказ на небольшое количество танков. После того, как переговоры о покупке танка Vickers в Польше не увенчались успехом, они разработали собственный дизайн PZIn dropped 130, но отбросили идею об использовании танков-амфибий как устаревших.Понтонный танк L1E3 был изготовлен Vickers в 1939 году.
Во время Второй мировой войны англичане продолжили разработку танков-амфибий. Крестоносец был опробован с двумя понтонами, которые могли быть прикреплены или удалены, гусеницы приводили бак в воду. «Medium Tank A / T 1» представлял собой резервуар со встроенной плавучестью около 24 футов (7,3 м) в длину и 11 футов (3,4 м) в высоту. Валентин, затем средний танк M4 Sherman были сделаны амфибиями с добавлением прорезиненного полотна для обеспечения дополнительной плавучести и винтов, приводимых в движение главным двигателем для создания движительной силы.Это были танки DD (от «Duplex Drive»), а DD Sherman использовался в день D для обеспечения огневой поддержки на пляжах во время первоначальных посадок. Sherman DD не мог стрелять, когда на плаву экран плавучести был выше, чем пистолет. Число забилось и затонуло в ходе операции из-за непогоды на Английском канале (некоторые танки были запущены слишком далеко), а также из-за поворота тока, чтобы приблизиться к определенной точке на поле битвы, что позволило волнам прорваться по экранам.Однако те, кто выходил на берег, оказывали существенную огневую поддержку в первые критические часы.
Перед Второй мировой войной Советы производили легкие десантные танки под названием Т-37 и Т-38. Третья серийная модель, Т-40, начала производство после начала войны. 14-тонный танк PT-1 был создан, но серийно не производился. Кроме того, была предпринята попытка прикрепить понтоны к Т-26. Несмотря на успех, проект был закрыт из-за высокой уязвимости и громоздкости строительства.
Польский танк-амфибия PT-76 выходит из водыНекоторые легкие танки, такие как PT-76, являются амфибиями, обычно движущимися в воде с помощью гидроструй или их гусениц. В 1969 году армия США бросила новый M551 Sheridan во Вьетнам. Этот 17-тонный легкий танк был построен с алюминиевым корпусом, стальной башней и пушкой (хотя 152-мм пушка в то время называли «пусковой установкой») и мог плавать по водоемам. M551 по прибытии во Вьетнам начал заменять патрон M48A3 во всех кавалерийских эскадронах, оставив в США только M48A3.Три бронированных батальона S. Army во Вьетнаме, 1/77-й, 1/69-й и 2/34-й брони. Шеридан не нуждался в каких-либо модификациях для переправ через реки, члены экипажа просто поднимали боковые стороны ткани, которые были заправлены в резиновые трубки вдоль верхних краев корпуса, поднимали передний щиток водителя с окном из акрилового стекла, водитель включал трюмные насосы, переключал передачу рычаг для водных операций и Шеридан вошел в воду. Для вновь прибывших Шериданов это может работать как спроектировано.Для «утомленных войной» M551 окно водителя часто «пожелтело» и / или треснуло, чтобы скрыть его
.Производитель: United Defense
Сервис: USMC Вооружение: Mk 19 40-мм гранатомет или M242 Bushmaster 25-мм пистолет; Пулемет М2ХБ .50 калибра Двигатель: Детройт Дизель 8V-53T (P-7), Cummins VT 400 903 (P-7A1) Радиус действия: 300 миль; 20 нм в воде Скорость: 20 миль в час по бездорожью, 45 миль в час на поверхности дороги, 8 миль в час воды Экипаж: 3 члена экипажа, 25 морских пехотинцевОт корабля до берега и до цели, никакое оборудование лучше не определяет различия и назначение экспедиционных возможностей Корпуса морской пехоты, чем десантный корабль AAV-7.Предназначенные для штурма любой береговой линии с колодцев штурмовых кораблей ВМС, AAV — это очень мобильные, гусеничные бронетранспортеры-амфибии, которые перевозят морские пехотинцы и грузы на вражескую территорию и через нее.
AAVP7A1 — это бронированная десантная полноразмерная десантная машина. Машина перевозит войска в водных операциях с корабля на берег, через бурную воду и зону прибоя. Это также несет войска к внутренним целям после берега.
AAV7A1 — это новейшая штурмовая амфибия в серии, которая началась с Roebling ALLIGATOR.Аллигатор разрабатывался в течение 7 лет, начиная с 1932 года. Первые «Gators» были разочарованы тем, что скорость воды составляла всего 2,5 мили в час. Скорость была 25 миль в час. Благодаря изменениям конструкции и использованию более крупных двигателей, к 1939 году скорость Аллигатора была увеличена до 8,6 миль в час. В 1940 году Роблинг построил новую модель, которая получила название CROCODILE. Крокодил имел скорость 25 миль в час и скорость воды 9,4 миль в час. LVT-1 был прямой копией Крокодила, за исключением того, что он был изготовлен из листовой стали вместо алюминия.ЛВТ-1 выпускался с 1941 по 1943 год.
Будучи тяжелее, наземная скорость LVT-1 составляла 18 миль в час, а скорость воды — 7 миль в час. 6-цилиндровый двигатель Hercules мощностью 146 л.с. LVT-1 приводился в движение двумя бесконечными цепями с зажимами, как в воде, так и на суше. Первые ЛВТ-1 использовались только в качестве транспортных средств материально-технического обеспечения. Они не были в доспехах и не имели никакого вооружения, однако, это скоро изменилось. В битве при Тараве использовалась броневая пластина с болтовым креплением, и машины были оснащены от одного до четырех 30 кал.пулеметы. Второе поколение LVT было LVT-2. Этот автомобиль был разработан в 1941 году и выпускался с 1942 по 1945 год. LVT-2 был базовой конструкцией для серии автомобилей, использовавшихся во время Второй мировой войны. Это семейство транспортных средств включало в себя: LVTA1, LVTA2, LVT4, LVTA4 и LVTA5. Некоторые из LVTA5 были модифицированы в 1949 году и оставались в эксплуатации до середины 1950-х годов.
Эти машины были оснащены 7-цилиндровыми радиальными авиационными двигателями производства Continental Motors. Эти двигатели развивали 220 л.с., их срок службы был очень коротким.Капитальный ремонт был запланирован на 100 часов, однако немногие когда-либо длились так долго. Коробка передач представляла собой 5-ступенчатую SPICER с ручным переключением передач, которая включала управляемый вручную дифференциал рулевого управления. Эта трансмиссия была разработана для легкого танка М-3. В результате передача была слишком узкой для LVT. Эта проблема была преодолена с помощью четырех последних дисков. Внутренние выступы были прикреплены болтами к корпусу коробки передач / дифференциала и поддерживались двумя крепежными хомутами. Внешние главные передачи были прикреплены болтами к корпусу и приводили в движение звездочки привода.Это поколение LVT использовалось в ходе кампании на Окинаве в 1945 году.
,