8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Ассемблер команды avr: Таблицы команд ассемблера AVR — Микроконтроллеры для всех

Таблицы команд ассемблера AVR — Микроконтроллеры для всех

В этой статье я хочу представить еще один вариант таблиц команд ассемблера для микроконтроллеров AVR.

Из дополнительных материалов у приобретателей курса уже есть pdf документ с набором таблиц команд. Так в чем же основное отличие набора команд, который представлен ниже?

В первую очередь, тем что в колонке «Описание» дается описание команд на английском. И как не трудно заметить, многие мнемоники команд образованы как раз от этих сокращений. Поэтому, тем кто знает английский язык, тем будет проще запомнить написание команд. И так же присутствует колонка «Код операции», где можно посмотреть каким образом та или иная команда выглядит в двоичном виде. Это на тот случай, если вам вдруг захочется по-программировать в машинных кодах.

Сразу стоит отметить, что здесь представлены в основном только команды семейства tiny. Я намерено убрал команды семейства mega, что бы лишний раз не вносить путаницу.

Арифметические и логические команды
КомандаОписаниеДействиеЦиклыКод операцииФлаги
add Rd,RrAdd two RegistersRd←Rd+Rr10000 11rd dddd rrrrZ,C,S,N,V,H
adc Rd,RrAdd with Carry two RegistersRd←Rd+Rr+C10001 11rd dddd rrrrZ,C,S,N,V,H
adiw Rdl,KAdd Immediate to WordRdh:Rdl←Rdh:Rdl+K21001 0110 KKdd KKKKZ,C,S,N,V
sub Rd,RrSubtract two RegistersRd←Rd-Rr10001 10rd dddd rrrr
Z,C,S,N,V,H
sbc Rd,RrSubtract with Carry two RegistersRd←Rd-Rr-C10000 10rd dddd rrrrZ,C,S,N,V,H
subi Rd,KSubtract Constant from RegisterRd←Rd-K11010 KKKK dddd KKKKZ,C,S,N,V,H
sbci Rd,KSubtract with Carry Constant from RegisterRd←Rd-K-C10100 KKKK dddd KKKKZ,C,S,N,V,H
sbiw Rdl,KSubtract Immediate from WordRdh:Rdl←Rdh:Rdl-K21001 0111 KKdd KKKKZ,C,S,N,V
and Rd,RrLogical AND RegistersRd←Rd AND Rr10010 00rd dddd rrrrZ,S,N
andi Rd,KLogical AND Register and ConstantRd←Rd AND K 10111 KKKK dddd KKKKZ,S,N
or Rd,RrLogical OR RegistersRd←Rd OR Rr10010 10rd dddd rrrrZ,S,N
ori Rd,KLogical OR Register and ConstantRd←Rd OR K10110 KKKK dddd KKKKZ,S,N
eor Rd,RrExclusive OR RegistersRd←Rd EOR Rr10010 01rd dddd rrrrZ,S,N
com RdOne’s complementRd←0xFF-Rd11001 010d dddd 0000Z,S,N
neg RdTwo’s complementRd←0x00-Rd11001 010d dddd 0001Z,C,S,N,V,H
sbr Rd,KSet Bit (s) in RegisterRd←Rd OR K10110 KKKK dddd KKKKZ,S,N
cbr Rd,KClear Bit (s) in RegisterRd←Rd AND (0xFF- K)10111 KKKK dddd KKKKZ,S,N
inc RdIncrementRd←Rd+111001 010d dddd 0011Z,S,N,V
dec RdDecrementRd←Rd-111001 010d dddd 1010Z,S,N,V
tst RdTest for Zero or MinusRd←Rd AND Rd10010 00dd dddd ddddZ,S,N
clr RdClear RegisterRd←Rd EOR Rd10010 01dd dddd ddddZ,S,N
ser RdSet RegisterRd←0xFF11110 1111 dddd 1111
None

Команды пересылки данных

КомандаОписаниеДействиеЦиклыКод операцииФлаги
mov Rd,RrMove Between RegistersRd←Rr10010 11rd dddd rrrrNone
movw Rd,RrCopy Register WordRd+1:Rd←Rr+1:Rr10000 0001 dddd rrrrNone
ldi Rd,KLoad ImmediateRd←K11110 KKKK dddd KKKKNone
ld Rd,X
Load IndirectRd← (X)21001 000d dddd 1100None
ld Rd,X+Load Indirect and
Post-Inc.
Rd← (X), X←X+121001 000d dddd 1101None
ld Rd, -XLoad Indirect and
Pre-Dec.
X←X-1, Rd← (X)21001 000d dddd 1110None
ld Rd,YLoad IndirectRd← (Y)21000 000d dddd 1000None
ld Rd,Y+Load Indirect and
Post-Inc.
Rd← (Y), Y←Y+121001 000d dddd 1001None
ld Rd, -YLoad Indirect and
Pre-Dec.
Y←Y-1, Rd← (Y)
21001 000d dddd 1010None
ldd Rd,Y+qLoad Indirect with DisplacementRd← (Y+q)210q0 qq0d dddd 1qqqNone
ld Rd,ZLoad IndirectRd← (Z)21000 000d dddd 0000None
ld Rd,Z+Load Indirect and
Post-Inc.
Rd← (Z), Z←Z+121001 000d dddd 0001None
ld Rd, -ZLoad Indirect and
Pre-Dec.
Z←Z-1, Rd← (Z)21001 000d dddd 0010None
ldd Rd,Z+qLoad Indirect with DisplacementRd← (Z+q)210q0 qq0d dddd 0qqqNone
lds Rd,kLoad Direct from SRAMRd← (k)21001 000d dddd 0000kkkk kkkk kkkk kkkkNone
st X,RrStore Indirect(X) ←Rr21001 001r rrrr 1100None
st X+,RrStore Indirect and
Post-Inc.
(X) ←Rr, X←X+121001 001r rrrr 1101None
st -X,RrStore Indirect and
Pre-Dec.
X←X-1, (X) ←Rr21001 001r rrrr 1110None
st Y,Rr
Store Indirect(Y) ←Rr21000 001r rrrr 1000None
st Y+,RrStore Indirect and
Post-Inc.
(Y) ←Rr, Y←Y+121001 001r rrrr 1001None
st -Y,RrStore Indirect and
Pre-Dec.
Y←Y-1, (Y) ←Rr21001 001r rrrr 1010None
std Y+q,RrStore Indirect with Displacement(Y+q) ← Rr210q0 qq1r rrrr 1qqqNone
st Z,RrStore Indirect(Z) ←Rr21000 001r rrrr 0000None
st Z+,RrStore Indirect and
Post-Inc.
(Z) ←Rr, Z←Z+121001 001r rrrr 0001None
st -Z,RrStore Indirect and
Pre-Dec.
Z←Z-1, (Z) ←Rr21001 001r rrrr 0010None
std Z+q,RrStore Indirect with Displacement(Z+q) ← Rr210q0 qq1r rrrr 0qqqNone
sts k,RrStore Direct to SRAM(k) ←Rr21001 001r rrrr 0000kkkk kkkk kkkk kkkkNone
lpmLoad Program MemoryR0← (Z)31001 0101 1100 1000None
lpm Rd,ZLoad Program Memory Rd← (Z)31001 000d dddd 0100None
lpm Rd,Z+Load Program Memory
and Post-Inc.
Rd← (Z), Z←Z+131001 000d dddd 0101None
spmStore Program Memory(Z) ←R1:R01001 0101 1110 1000None
in Rd,PIn PortRd←P11011 0PPd dddd PPPPNone
out P,RrOut PortP←Rr11011 1PPr rrrr PPPPNone
push RrPush Register in StackSTACK←Rr, SP←SP-121001 001r rrrr 1111None
pop RdPop Register from StackSP←SP+1, Rd←STACK21001 000d dddd 1111None

Команды передачи управления

КомандаОписаниеДействиеЦиклыКод операцииФлаги
rjmp kRelative JumpPC←PC+k+121100 kkkk kkkk kkkkNone
ijmpIndirect Jump to (Z)PC← (Z)21001 0100 0000 1001None
*jmp kDirect JumpPC←k31001 010k kkkk 110kkkkk kkkk kkkk kkkkNone
rcall kRelative Subroutine CallSTACK←PC+1,PC←PC+k+1,SP←SP-2 or 3¾1101 kkkk kkkk kkkkNone
icallIndirect Call to (Z)STACK←PC+1, PC← (Z),SP←SP-2 or 3¾1001 0101 0000 1001None
*call kDirect Subroutine CallSTACK←PC+1, PC←k,SP←SP-2 or 34/51001 010k kkkk 111kkkkk kkkk kkkk kkkkNone
retSubroutine ReturnPC←STACK,
SP←SP+2 or 3
4/51001 0101 0000 1000None
retiInterrupt ReturnPC←STACK,
SP←SP+2 or 3
4/51001 0101 0001 1000I
cpse Rd,RrCompare, Skip if Equalif (Rd=Rr)
PC←PC+2 or 3
½/30001 00rd dddd rrrrNone
cp Rd,RrCompareRd-Rr10001 01rd dddd rrrrZ,C,S,
N,V,H
cpc Rd,RrCompare with CarryRd-Rr-C10000 01rd dddd rrrrZ,C,S,
N,V,H
cpi Rd,KCompare Register with ImmediateRd-Rr-K10011 KKKK dddd KKKKZ,C,S,
N,V,H
sbrc Rr,bSkip if Bit in
Register is Cleared
if (Rr (b)=0)
PC←PC+2 or 3
½/31111 110r rrrr obbbNone
sbrs Rr,bSkip if Bit in
Register is Set
if (Rr (b)=1)
PC←PC+2 or 3
½/31111 111r rrrr obbbNone
sbic P,bSkip if Bit in IO
Register is Cleared
if (P (b)=0)
PC←PC+2 or 3
½/31001 1001 PPPP PbbbNone
sbis P,bSkip if Bit in IO
Register is Set
if (P (b)=1)
PC←PC+2 or 3
½/31001 1011 PPPP PbbbNone
brbc s,kBranch if Status
Flag is Cleared
if (SREG (s)=0)
PC←PC+k+1
½1111 01kk kkkk ksssNone
brbs s,kBranch if Status
Flag is Set
if (SREG (s)=1)
PC←PC+k+1
½1111 00kk kkkk ksssNone
brcc kBranch if Carry
Flag is Clearsd
if (C=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k000None
brcs kBranch if Carry
Flag is Set
if (C=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k000None
brsh kBranch if Same
or Higher
if (C=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k000None
brlo kBranch if Lowerif (C=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k000None
brne kBranch if Not Equalif (Z=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k001None
breq kBranch if Equalif (Z=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k001None
brpl kBranch if Plusif (N=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k010None
brmi kBranch if Minusif (N=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k010None
brvc kBruach if Overflow
Flag is Cleared
if (V=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k011None
brvs kBranch if Overflow
Flag is Set
if (V=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k011None
brge kBranch if Greate or
Equal, Signed
if (S=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k100None
brlt kBranch if Less than
Zero, Signed
if (S=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k100None
brhc kBranch if Half Carry
Flag is Cleared
if (H=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k101None
brhs kBranch if Half Carry
Flag is Set
if (H=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k101None
brtc kBranch if Transfer
Flag is Cleared
if (T=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k110None
brts kBranch if Transfer
Flag is Set
if (T=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k110None
brid kBranch if Interrupt
Disable
if (T=0) PC←PC+k+1½1111 01kk kkkk k111None
brie kBranch if Interrupt
Enable
if (T=1) PC←PC+k+1½1111 00kk kkkk k111None

*Обратите внимание! Команды jmp и call не поддерживаются микроконтроллерами семейства tiny, но так как они часто используются при программировании семейства mega, то я решил их так же внести в таблицу, что бы вы не забывали о их существовании.

 

Команды условных переходов по состоянию флагов SREG
ПроверкафлагаКоманда условногопереходаАльтернативнаяФорма написанияУсловие перехода
Cbrbc 0,kbrcc kПереход если флаг переноса установлен
brsh kПереход если больше или равно
brbs 0,kbrcs kПереход если флаг переноса сброшен
brlo kПереход если меньше
Zbrbc 1,kbreq kПереход если равно
brbs 1,kbrne kПереход если не равно
Nbrbc 2,kbrpl kПереход если плюс
brbs 2,kbrmi kПереход если минус
Vbrbc 3,kbrvc kПереход если флаг дополнительного кода сброшен
brbs 3,kbrvs kПереход если флаг дополнительного кода установлен
Sbrbc 4,kbrge kПереход если больше или равно нулю (знаковое)
brbs 4,kbrlt kПереход если меньше нуля (знаковое)
Hbrbc 5,kbrhc kПереход если флаг половинного переноса сброшен
brbs 5,kbrhs kПереход если флаг половинного переноса установлен
Tbrbc 6,kbrtc kПереход если флаг хранения бита сброшен
brbs 6,kbrts kПереход если флаг хранения бита установлен
Ibrbc 7,kbrid kПереход если прерывания запрещены
brbs 7,kbrie kПереход если прерывания разрешены

Команд битовых операций

КомандаОписаниеДействиеЦиклыКод операцииФлаги
sbi P,bSet Bit in I/O ReristerI/O (P,b) ←121001 1010 PPPP PbbbNone
cbi P,bClear Bit in I/OReristerI/O (P,b) ←021001 1000 PPPP PbbbNone
lsl RdLogical Shift LeftRd (n+1) ←Rd (n), Rd (0) ←010000 11dd dddd ddddZ,C,N,V
lsr RdLogical Shift RightRd (n) ←Rd (n+1), Rd (7) ←011001 010d dddd 0110Z,C,N,V
rol RdRotate Left through CarryRd (0) ←C, Rd (n+1) ←Rd (n), C←Rd (7)10001 11dd dddd ddddZ,C,N,V
ror RdRotate Right through CarryRd (7) ←C, Rd (n) ←Rd (n+1), C←Rd (0)11001 010d dddd 0111Z,C,N,V
asr RdArithmetic Shift RightRd (n) ←Rd (n+1),
n=0…6
11001 010d dddd 0101Z,C,N,V
swap RdSwap NibblesRd (3…0) ←Rd (7…4),Rd (7…4) ←Rd (3…0)11001 010d dddd 0010None
bst Rr,bBit Store from
Rerister to T
T←Rr (b)11111 101b bbbb 0bbbT
bld Rd,bBit Load from T
to Rerister
Rd (b) ←T11111 100b bbbb 0bbbNone
bset sFlag SetSREG (s) ←111001 0100 0sss 1000SREG (s)
bclr sFlag ClearSREG (s) ←011001 0100 1sss 1000SREG (s)
secSet CarryC←111001 0100 0000 1000C
clcClear CarryC←011001 0100 1000 1000C
sezSet Zero FlagZ←111001 0100 0001 1000Z
clzClear Zero FlagZ←011001 0100 1001 1000Z
senSet Negative FlagN←111001 0100 0010 1000N
clnClear Negative FlagN←011001 0100 1010 1000N
sevSet Twos Complement OverflowV←111001 0100 0011 1000V
clvClear Twos Complement OverflowV←011001 0100 1011 1000V
sesSet Signed Test FlagS←111001 0100 0100 1000S
clsClear Signed Test FlagS←011001 0100 1100 1000S
sehSet Half Carry FlagH←111001 0100 0101 1000H
clhClear Half Carry FlagH←011001 0100 1101 1000H
setSet Transfer bitT←111001 0100 0110 1000T
cltClear Transfer bitT←011001 0100 1110 1000T
seiGlobal Interrupt EnableI←111001 0100 0111 1000I
cliGlobal Interrupt DisableI←011001 0100 1111 1000I

Команды управления процессором

КомандаОписаниеДействиеЦиклыКод операцииФлаги
nopNo operation10000 0000 0000 0000None
sleepSleep11001 0101 1000 1000None
wdrWatchdog Reset11001 0101 1010 1000None

 

 

Сделаем простой AVR микроконтроллер

Меня часто спрашивают: «Чем отличается микроконтроллер от ПЛИС?» Ну что тут можно ответить? Это как бы разные вещи. .. Микропроцессор последовательно выполняет команды, описанные в его программе. Работа ПЛИС в конечном счете определяется принципиальной электрической схемой, реализованной внутри чипа. Архитектура микроконтроллера, то есть тип процессора, количество портов ввода вывода, интерфейсы, определяется производителем. Микросхема микроконтроллера изготовлена на заводе и изменить ее нельзя. Можно только написать программу, которую он будет исполнять. ПЛИС — это свобода для творчества. Архитектура реализуемого устройства может быть почти любая, лишь бы поместилась вся логика в чип. В ПЛИС можно, например, попробовать реализовать даже и микроконтроллер! Попробуем?

Один из самых распространенных микроконтроллеров — это 8-ми разрядные RISС процессоры семейства AVR компании Atmel. В этой статье я расскажу как реализовать «почти» совместимый с AVR микроконтроллер внутри нашей ПЛИС на плате Марсоход.

Прежде, чем начинать делать свою реализацию микроконтроллера, конечно, следует изучить внутренности контроллера AVR. Нужно как минимум знать систему команд микропроцессора AVR. На нашем сайте можно скачать его описание:

Система команд микроконтроллера AVR ( 703303 bytes )

Мы не будем ставить себе целью полностью повторить поведение чипа Atmel, мы хотим сделать наш микропроцессор лишь частично совместимым. Полностью повторить можно, но нужна ПЛИС гораздо большего объема. У нас на плате Марсоход стоит CPLD EPM240T100C5, значит у нас есть всего-навсего 240 триггеров и логических элементов.

Кроме триггеров и логики в нашей ПЛИС имеется последовательная флеш память UFM объемом 512 слов по 16 бит. В этой флеш памяти мы будем хранить программу микроконтроллера.  Удобно, что слова, хранимые во флеш, имеют разрядность 16. Все команды процессора AVR также шестнадцатиразрядные. Кое-что про UFM мы уже писали на нашем сайте. У нас был проект для ПЛИС платы Марсоход, который выполнял чтение из UFM памяти.

«Оперативной памяти» в нашей ПЛИС нет. Ну значит не будет памяти у нашего микроконтроллера, жаль но это нас не остановит.

У микроконтроллера AVR имеется 32 восьмиразрядных регистра общего назначения. Нижняя группа регистров r0-r15 может быть использована только в командах с операндами-регистрами. Верхняя группа регистров r16-r31 может использоваться в командах и с непосредственными операндами. Поскольку места внутри нашего чипа на плате Марсоход действительно не много, нам придется реализовать только некоторые регистры. Это довольно существенное ограничение, и его нужно будет учитывать при написании программ для нашего микроконтроллера.

Мы реализуем только 7 регистров: r16-r22:

  • Первые 4 регистра r16…r19 — это просто регистры.
  • Регистр r20 — это тоже обычный регистр, только его биты мы подключим к 8-ми светодиодам платы Марсоход.
  • Регистр r21 — это тоже обычный регистр, но его биты мы подключим к выводам управления шаговых двигателей на плате Марсоход.
  • Регистр r22 — только для чтения. К нему подключены входы от 4-х кнопочек платы Марсоход.

Схема нашего микроконтроллера создана в среде Altera QuartusII и выглядит вот так (нажмите на картинку, чтобы увеличить):


Наш микроконтроллер работает по простому алгоритму:

  1. Считывает из флеш памяти UFM очередную команду.
  2. Декодирует команду и выбирает для нее нужные операнды из регистров или непосредственно из кода команды.
  3. Выполняет команду в арифметико-логическом устройстве.
  4. Запоминает результат исполнения команды в регистре приемнике, определяемом командой.
  5. Переходит к исполнению следующей команды.

У нас сейчас нет цели сделать высокопроизводительный микроконтроллер, мы не будем делать конвейерную обработку данных. Это объясняется тем, что команды из флеш памяти чипа мы можем считывать только в последовательном формате, то есть на чтение одной команды нужно как минимум 16 тактов. Быстрее здесь сделать нельзя (да нам и не нужно сейчас).

Ход выполнения программы может изменяться в зависимости от результата исполнения команд. Специальные команды переходов позволяют переходить к нужной операции в нужных условиях.

Перечислим команды микроконтроллера AVR, которые мы собираемся реализовать:


ADD  0000 11rd dddd rrrr
SUB  0001 10rd dddd rrrr

AND  0010 00rd dddd rrrr
EOR  0010 01rd dddd rrrr
OR   0010 10rd dddd rrrr
MOV  0010 11rd dddd rrrr

CP   0001 01rd dddd rrrr
LSR  1001 010d dddd 0110

SUBI 0101 KKKK dddd KKKK
ANDI 0111 KKKK dddd KKKK
ORI  0110 KKKK dddd KKKK
CPI  0011 KKKK dddd KKKK
LDI  1110 KKKK dddd KKKK

BREQ 1111 00kk kkkk k001
BRNE 1111 01kk kkkk k001
BRCS 1111 00kk kkkk k000
BRCC 1111 01kk kkkk k000


Слева написаны названия команд, а справа — их бинарное представление (кодирование). Так буква «r» обозначает регистр источник, буква «d» — регистр приемник, «K» — это непосредственно операнд.

Конечно — это только малая часть от «настоящей системы команд», но уже и эти команды позволять писать вполне работающие программы.
У нас будет упрощенное АЛУ (Арифметико-Логическое Устройство). Оно реализует только некоторые, наиболее употребительные команды, а так же всего 2 флага для условных переходов: «Z» и «C».

Флаг «Z» устанавливается, если результат АЛУ это ноль. Если результат из АЛУ не нулевой, то флаг «Z» сбрасывается. Флаг «C» устанавливается при возникновении переноса в арифметических операциях ADD и SUB/SUBI или сравнения CP/CPI. Флаги влияют на исполнение команд условных переходов: флаг «Z» влияет на BREQ, BRNE, а флаг «C» влияет на BRCS, BRCC.

Вообще всеь проект мы уже реализовали и его можно взять здесь:

Ядро микропроцессора Atmel AVR ( 109584 bytes )

.
Исходный текст нашего ядра AVR написан на языке Verilog и его можно посмотреть здесь.

Теперь посмотрим, как мы сможем написать программу для нашего микроконтроллера? Для написания программы на языке ассемблер воспользуемся средой разработки компании Atmel AVRStudio4. Эту среду разработки можно скачать прямо с сайта компании Атмел (после регистрации), вот здесь. Или поищите в яндексе — наверняка найдете в свободном доступе.


Создаем проект в AVRStudio4 и пишем простую программу. Программа будет моргать светодиодом на плате Марсоход и опрашивать состояние нажатых кнопочек. Если нажать одну кнопочку, то моргающий светодиод «побежит» в одну сторону, а если нажать другую кнопочку, то светодиод «побежит» в другую сторону. Вот исходный текст на ассемблере для нашего примера:


.include «1200def.inc»
.device AT90S1200

.cseg
.org 0

start:

;initial one bit in register
ldi    r16,$80

rd_port:

;read port (key status)
mov    r17,r22
cpi r17,$0f
;go and blink one LED if no key pressed
breq do_xor

cpi r17,$0e
;go and right shift LEDs if key[0] pressed
breq do_rshift

cpi r17,$0d
;go and left shift LEDs if key[1] pressed
breq do_lshift

;jump to read keys
or    r16,r16
brne rd_port

do_rshift:
cpi r16,1
breq set80
lsr    r16
mov    r20,r16
brne pause
set80:    
ldi    r16,$80
mov    r20,r16
or    r16,r16
brne pause

do_lshift:
cpi r16,$80
breq set1
lsl    r16
mov    r20,r16
brne pause
set1:    
ldi    r16,$01
mov    r20,r16
or    r16,r16
brne pause

do_xor:
eor    r20,r16

pause:
ldi    r18,$10
cycle2:
ldi r19,$FF
cycle1:
or    r19,r19
or    r19,r19
subi r19,1
brne cycle1
subi r18,1
brne cycle2

or    r16,r16    
brne rd_port


Видите? Чтение состояния кнопочек — это чтение из регистра r22. Изменение состояния светодиодов — это запись в регистр r20.
Настройте AVRStudio так, что бы выходной формат был «Generic». Это в свойствах проекта, «Assembler Options», настройка «Hex Output Format».
После компиляции программы получается вот такой текстовый файл с кодами программы:


000000:e800
000001:2f16
000002:301f
000003:f0c1
000004:301e
000005:f021
000006:301d
000007:f059
000008:2b00
000009:f7b9
00000a:3001
00000b:f019
00000c:9506
00000d:2f40
00000e:f471
00000f:e800
000010:2f40
000011:2b00
000012:f451
000013:3800
000014:f019
000015:0f00
000016:2f40
000017:f429
000018:e001
000019:2f40
00001a:2b00
00001b:f409
00001c:2740
00001d:e120
00001e:ef3f
00001f:2b33
000020:2b33
000021:5031
000022:f7e1
000023:5021
000024:f7c9
000025:2b00
000026:f6d1


Этот файл нам почти подходит для QuartusII. В нашем проекте для ПЛИС есть файл avr_prog. mif (Memory Initialization File), куда мы и вставляем полученный из AVRStudio код (только нужно добавить точку с запятой в конце каждой строки). Таким образом, после компиляции QuartusII эти коды попадут во флеш  UFM нашей ПЛИС.

Теперь можно компилировать и пробовать наш проект в плате Марсоход. Вот видеоролик, демонстрирующий работоспособность нашего процессора:

Все работает так как и задумывалось!
Обратите внимание, что после компиляции, весь проект занимает только 205 логических элемента из 240 имеющихся в нашей ПЛИС. Это значит, что наш микроконтроллер можно и дальше усложнять или добавить какую-то новую логику. Так что проект может быть полезен для создания Ваших устройств.

 

Список инструкций на ассемблере AVR

2 2.2932 293213232.9.9. 9003 900332.99329932.333933932 9003..21333333333333333333.9233323333333333333.92333233333233333333333333333. 9 0004 K: -20042 K: -20048 9003 1 90 — 3 BRHS3 —9. Адрес x3 байт332 —3333333333333333333333333333333333333333 гг. 9003 9003 9003. Расширенный адрес памяти программы (EIND+Z) для регистрации R0 —.. 9003. 3 292-9003.1003.1003. 9003.1003 3 3 3 3 9003.1003. 9003.1003. 9003.1003. 3 9003.1003. 3 3 3 3 3 3 3 3 RX ← (4: 4). 32.11.10032 PL вели 10032 STIT BIT в PART 32. < WDR WDR WDR WDR WDR WDR WDR WDR WDR. 0033
Список инструкций
Мнем. P1 P2 Description Action Flags affected Clk Limitations Words
Arithmetical and logical operations
ADD Rx Ry Add register Rx ← Rx + Ry Z,C,N,V,S,H 1 1
ADC Rx Ry Add register and carry Rx ← Rx + Ry + C Z,C,N,V,S,H 1 1
ADIW RdL K Add constant to register pair RdH:RdL ← RdH:RdL + K Z,C,N,V,S 2 RdL=24/26 /28/30, K: от 0 до 63 1
SUB Rx Ry Subtract register Rx ← Rx — Ry Z,C,N,V,S,H 1 1
SUBI Rh K Subtract constant Rh ← Rh — K Z,C,N,V,S,H 1 R: 16 to 31 1
SBC Rx Ry Subtract register and carry Rx ← Rx — Ry — C Z 1 ,C,N,V,S,H 1 1
SBCI RH K Константа вычтения и переноска RH ← RH — C Z132, S Z131, S Z13. 1 R: 16-11 1
CP RY1 RY2 Сравнение RX — RY Z, C, C, S, S, S. 1
КТК Рай1 Рай2 Сравните регистр и переносить RY1 — RY2 — C Z 1 , C, N, V, S, H 1 1
CPI132932 2..932.10032932132932.
2 2
. С постоянной RX — K Z, C, N, V, S, H 1 R: 16–11, K: от 0 до 255 1
SBIW RDL SBIW RDL Вычесть константу из пары регистров RdH:RdL ← RdH:RdL — K Z,C,N,V,S 2 RdL=24/26/28/30, K: 0 to 63 1
AND Rx Ry Binary AND register RX ← RX и RY Z, N, V, S 1 1
Andi RH K и с константом rh. ,N,V,S 1 R: от 16 до 31, K: от 0 до 255 1
OR Rx Ry Binary OR Rx ← Rx OR Ry Z,N,V,S 1 1
ORI Rh K Binary Или с постоянной RH ← RH или K Z, N, V, S 1 R: 16–11, K: от 0 до 255 1
EOR RX
EOR RX133323333333333333333333339 RX
RX RX Исключающее ИЛИ Rx ← Rx XOR Ry Z,N,V,S 1 1
COM RX RX ените Rx Two’s complement Rx ← 256 — Rx Z,C,N,V,S,H 1 1
SBR Rh K Set bits в константе K Rh ← Rh OR K z, n, v, s 1 R: от 16 до 31, K: от 0 до 255 1
CBR RH K CLEAR BITS In Constrant K RHA RH RH RH RH RH K RH K. RH и (NEG K) Z, N, V, S 1 R: от 16 до 31, K: от 0 до 255 1
Inc RX Увеличение на один RX. Rx ← Rx + 1 Z,N,V,S 1 1
ДЕК Rx Decrease by one Rx ← Rx — 1 Z,N,V,S 1 1
TST Ry Compare with zero Rx OR RX Z, N, V, S 1 1
CLR RX CLEAR ALL BIT 1
СЕР Правая Set all bits Rh ← 255 1 R: 16 to 31 1
MUL Ry1 Ry2 Multiply 8 bits R1:R0 ← Ry1 * RY2 Z, C 2 1
MULS RY1 RY2 Sulty Sulded R1: R1. 100 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 * ry1 *. Ry2: с 16 по 31 1
MULSU Rx Ry Multiplipy unsigned and signed R1:R0 ← Ry1 * Ry2 Z,C 2 Ry1,Ry2: 16 to 31 1
FMUL Ry1 Ry2 Floating point multiplication R1:R0 ← Ry1 * Ry2 Z,C 2 Ry1,Ry2: 16 to 23 1
FMULS Ry1 Рай2 Умножение плавающей точки. multiplication signed and unsigned R1:R0 ← Ry1 * Ry2 Z,C 2 Ry1,Ry2: 16 to 23 1
DES K Data encoding and decoding (R7:R0, R15:R8) 1/2 (только MEGA/XMEGA), K<16 1
Флаг Z устанавливается в единицу, если эта инструкция дала ноль И если он был установлен предыдущей инструкцией. Это позволяет проводить 16-битные сравнения.
IJMP Непрямой скачок (ПК) ← Z 2 1
EIJMP
EIJMP
EIJMP 9003.RIVE 9003.RIND 9003.RIVE 9003.RIND 9003.RIND 9003.RIND 9003.00. 2 (XMEGA only) 1
JMP K Direct (wide) jump (PC) ← K 3 K: 0 to 65535 2
RCALL K Относительный вызов (стек) ← (ПК), (ПК) ← (ПК) +/- K 2/3/4 1
ICALL Indirect call (Stack) ← (PC), (PC) ← Z 2/3/4 1
EICALL Расширенный непрямой вызов (стек) ← (ПК), (ПК) ← EIND+Z 3/4 1
CALL K Wide call (Stack) ← (PC), (PC) ← K 3/4/5 2
RET Return from call (PC) ← (Stack) 4 1
RETI Return from interrupt service routine (PC ) ← (стек), I ← 1 4 1
CPSE Ry1 Ry2 Jump over next instruction if equal Ry1=Ry2: (PC) ← (PC + 2) 2/ 3 1
SBRC RY B Следующая инструкция. 1
СБРС Рай B Jump over next instruction if bit set (Bit)=1: (PC) ← (PC+2) 2/3 1
SBIC PL B Прыгайте следующую инструкцию, если Portbit Clear (бит) = 0: (ПК) ← (ПК+1) 2/3 1
SBIS13333333339 2
. B Переход к следующей инструкции, если бит порта установлен (Бит)=1: (ПК) ← (ПК+1) 2/3 1
BRBS K B Прыгание относительно, если бит в наборе SREG (SREG -BIT = 1): (PC) (PC) (PC) (PC) (PC) (PC). / — K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRBC K B Относительный режим JUMP ALI BIT IF BIT B Джаменный относитель IF BIT BIT B Jump Reliati 0): (ПК) ← (ПК) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BREQ K Относительный переход, если Z в наборе SREG (SREG-Z=1): (PC) ← (PC) +/- K K: от -63 до + 64 1
BRNE K Относительный скачок при сбросе Z в SREG (SREG-Z=0): (PC) ← (PC) +/- 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRCS K Относительный переход, если C в наборе SREG.
BRCC K Относительный переход, если C в SREG очистить (SREG-C=0): (PC) ← (PC) +/- K K 1/23 : От -63 до + 64 1
БРШ K Относительный скачок, если C в SREG очистить (SREG-C=0): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRLO K СПАС ) ← (ПК) +/- K 1/2 К: от -63 до + 64 1
BRMI K ПРИМЕР. SREG-N=1): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRPL K Относительный переход при сбросе Z в SREG (SREG-N=1): (PC) ← (PC) +/- K 3 K 9 9 032 1/2 : от -63 до + 64 1
BRGE K Относительный переход, если S в SREG очистить (SREG-S=0): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRLT K Относительный переход, если S в наборе SREG (SREG-S=1): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
Относительный скачок, если H в SREG установлен
BRHC K Относительный переход при сбросе H в SREG (SREG-H=0): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 1/2(PC) K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRTC K. ПК) ← (ПК) +/- К 1/2 К: от -63 до + 64 1
БРВС K Относительный скачок, если V в SREG установлен (SREG-V=0): (PC) ← (PC) +/- K 2 K: от -63 до + 64 1
BRIE K Относительный переход, если I в наборе SREG (SREG-I=1): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
BRID 3 K 3 Относительный переход, если I в сбросе SREG (SREG-I=0): (PC) ← (PC) +/- K 1/2 K: от -63 до + 64 1
Инструкции по копированию и загрузке данных
MOV Rx Ry Регистр копирования Rx ← Ry 1 1
MOVW Rx Ry Copy register pair Rx+1:Rx ← Ry+1:Ry 1 Rx, Ry: Even 1
LDI Rh K Load constant Rh ← K 1 R: 16 to 31, K: 0 to 255 1
LDS Rh A Скопировать SRAM BYTE RX ← (SRAM -A) 2/3/4 R: 16-11 2
LD RX
LD RX
RX ← (x) 2/3/4 1
LD RX x+ Копия SRAM SRAM на статус на адрес. Х), Х = Х + 1 2/3 1
LD Rx -X Decrement X and copy SRAM byte from address X X = X — 1, Rx ← (X) 2/3/4 1
LD Rx Y Copy SRAM byte on address Y Rx ← (Y) 2/3/4 1
LD Rx Y+ Скопировать байт SRAM по адресу Y и увеличить адрес RX ← (Y), y = Y + 1 2/3 1
LD RX DEDECENT Y и COPION Y и COPER -IT -ARMETE DEDENT Y и COPITE ByTE. Y = Y — 1, Rx ← (Y) 2/3/4 1
LDD Rx Y+K3 байт Адрес копировать из SRAM+K Rx ← (Y+K) 2/3 K: от 0 до 63 1
LD Rx Z Copy SRAM byte from address Z Rx ← (Z) 2/3/4 1
LD Rx Z+ Copy SRAM byte from address Z and increment address Rx ← (Z), Z = Z + 1 2/3 1
LD Rx -Z Уменьшить Z и скопировать байт SRAM с адреса Z z = z — 1, Rx ← (z) 2/3/4 1
LDD RX Z+K SCR+SRAM. K) Rx ← (Z+K) 2/3 K: 0 to 63 1
STS A Rh Copy to SRAM (SRAM- A) ← Rx 2/3/4 R: от 16 до 31 2
ST X Rx Copy to SRAM address in X (X) ← Rx 2/3/4 1
ST X+ Rx Copy to SRAM address in X and increment address (X) ← Rx, X = X + 1 2/3 1
ST -X Rx Decrement X и скопировать на адрес SRAM X X = X — 1, (X) ← Rx 2/3/4 1
ST Y RX Скопируйте в SRAM ADRED Y (Y) ← RX 1
ST Rx Y+ Copy to address Y and increment Y (Y) ← Rx, Y = Y + 1 2/3 1
ST Rx -Y Уменьшить Y и скопировать на адрес SRAM Y y = y — 1, (y) ← Rx 2/3/4 1
СТД Y+K RX. ) (Y+K) ← RX 2/3 K: от 0 до 63 1
ST Z RX333. ) ← Rx 2/3/4 1
ST Z+ RX Копия в SRAM ADDRED Z и увеличение Z (Z) ← RX, Z = Z + 1 2/3 1
ST -Z
. Декализация z и копия по адресу sram z z = z — 1, (z) ← Rx 2/3/4 1
STD Z+K
STD Z+K
STD Z+K
. Копировать в адрес SRAM (Z+K) (Z+K) ← Rx 2/3 K: 0 to 63 1
LPM Copy from program memory address (Z) to R0 R0 ← (Flash Z) 3 1
LPM Rx Z Copy from program memory address (Z) to register Rx ← (Flash Z) 3 1
LPM Rx Z+ Копия из адреса памяти программы (z) для регистрации и приращения z RX ← (Flash z), z = z + 1 3 1
ELPM
ELPM
R0 ← (Flash Z) 3 1
ELPM RX Z Уменьшение. EIND+Z) для регистрации RX ← (Flash z) 3 1
ELPM RX Z+ Копия из Exted Program Memory Address (EIND+ Z) ZERSERSTER и ZERSERSERSTER и Z -Z). ← (Flash Z), Z = Z + 1 3 1
SPM Копировать слово R1:R0 в адрес программной памяти (Z) 9003 9003 :R0 N 1
SPM Z+ Скопировать слово R1:R0 в адрес памяти программ (Z) и увеличить Z (Flash Z) ← R1:R0, Z = N+ 1 1
IN Rx P Copy port byte Rx ← P 1 P: 0 to 63 1
OUT P Rx Скопировать байт в порт P ← RX 1 P: от 0 до 63 1
Push RX Степень и DEKREM SP — 1 2 1
POP RX Копия из стека и приращения (SP) RX ← (Stack), SP = SP + 1. RX ← (Степ 2 1
ХСН Z Rx Exchange register with SRAM address (Z) Rx ↔ (Z) 1 1
LAS Z Rx OR register and SRAM (Z) UND Exchange RX ← RX Oder (z), (z) ↔ RX 1 1
LAC Z RX и STATE ) и скопировать в SRAM (Z) RX ← (255 -RX) UND (Z), (Z) ↔ RX 1 1
LAT Z, RD xor Region и SRAM (Z). exchange Rx EXOR (Z), Rx ↔ (Z) 1 1
Bit operations
LSL Rx Logical shift left Rx ← Rx * 2 Z,C,N,V,H 1 1
LSR Rx Logical shift right Rx ← Rx / 2 Z,C,N,V 1 1
ROL Rx Binary rotate Слева с C RX ← Rx * 2 с битом 0 = C/C = бит 7 Z, C, N, V, H 1 1
ROR RX BINO повернуть вправо с C Rx ← Rx / 2 с битом 7 = C/C = бит 0 z, c, n, v 1 1
ASR RX Арифметический сдвиг справа RX ← RX (6: 0) / 2, бит 6. RX ← Rx (6: 0) / 2, 6 arithmetication Shift RX ← RX (6: 0) / 2, 0 RX. , C, N, V ​​ 1 1
SWAP RX Верхняя часть обмена и нижняя Nibble RX ← (7: 4) ↔ (3: 0) 1
BSET B Установить бит в SREG SREG ← SREG OR (1 << B) 1 B: от 0 до 7 1
BCLR B BIT In SS SPR. 255- (1 << B)) 1 B: от 0 до 7 1
SBI PL B SET BIT BIT PL вели 10032 STIT BIT в PART 2 PL: от 0 до 31, B: от 0 до 7 1
CBI PL B Чистый бит в порту PL ← PL и (255- (1B B)) 2. B: 0 to 7 1
BST Rx B Copy register bit to T SREG-T ← Rx-Bit B 1 B: 0 to 7 1
BLD Rx B Копировать T в регистр, бит Rx-Bit B ← T 1 B: 0 to 7 1
SEC Set SREG C SREG-Bit C ← 1 1 1
CLC Clear SREG C SREG-Bit C ← 0 1 1
SEN Set SREG N SREG- Бит N ← 1 1 1
CLN Clear SREG N SREG-Bit N ← 0 1 1
SEZ Set SREG Z Sreg -bit z ← 1 1 1
CLZ CLEAR SREG Z SREG -BIT Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z. 0003 SEI Set SREG I SREG-Bit I ← 1 1 1
CLI Clear SREG I SREG-Bit I ← 0 1 1
SES Set SREG S SREG-Bit S ← 1 1 1
CLS Clear SREG S SREG-Bit S ← 0 1 1
SEV Set SREG V SREG-Bit V ← 1 1 1
CLV CLEAR SREG V SREG-BIT V ← 0 1 1
SET SET SET 9003.RRAIR 9003.REG 7.GREG3.REG 3 9003.REG 7.REG3.REG 3 9003.REG 3.REG 3 9003.REG 7.GREG3. — 1 1
CLT Clear SREG T SREG-Bit T ← 0 1 1
SEH Set SREG H SREG- Bit H ← 1 1 1
CLH Clear SREG H SREG-Bit H ← 0 1 1
Controller instructions
BREAK Stop execution, control to debugger 1 1
NOP Do nothing 1 1
Sleep Sleep 1 1
WDR Clear Watchdog Clear Watchdog WDR WDR WDR 1 1

AVR Tutorials — Assemblers

архитектура чипа.

В отличие от компиляторов, которые могут выдавать разные выходные данные при наличии одного и того же исходного кода, ассемблеры, по сути, выполняют один к одному перевод мнемоник инструкций и операндов в машинный код. Все ассемблеры должен выдавать тот же результат при использовании того же исходного кода. Основное различие между ассемблерами заключается в их поддержке различных директив и предлагаемых ими сред разработки.

Существует ряд доступных бесплатных ассемблеров AVR, подробная информация о которых приведена ниже.

AVRASM2 (Atmel Studio)

AVRASM2 — официальный ассемблер Atmel. AVRASM2 поставляется с Atmel Studio и будет использоваться автоматически при создании решения в Studio. Он имеет наибольшую поддержку и гибкость среди всех ассемблеров AVR.

Если самая большая проблема с AVRASM2 связана со средой разработки Atmel, у меня есть хорошие новости. AVRASM2 можно вызывать из командной строки, то есть вы можете использовать любой редактор кода и make-файл, который вам нравится.

Однако одной из наиболее полезных функций Atmel Studio являются встроенные средства моделирования и отладки. Программы можно выполнять построчно, а содержимое регистров, SRAM и EEPROM можно просматривать напрямую. Это бесценный ресурс, особенно в ассемблере, который значительно облегчит вашу жизнь при обучении программированию.

Самым большим недостатком Atmel Studio является то, что он доступен только в Windows, хотя его можно запустить с помощью Wine в Linux и Mac.

Если вы разрабатываете для Windows, это, вероятно, ваш лучший вариант, даже если вы решите использовать его без интегрированной среды разработки Atmel Studio. Однако, если вы используете Linux или Mac, вы можете рассмотреть одну из следующих альтернатив.

AVRA

AVRA — это ассемблер с открытым исходным кодом, который во многом использует тот же синтаксис, что и AVRASM2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *