8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Азлк музей: Прощай, тарелка? — Авторевю

Судьба «тарелки» АЗЛК. Как она живёт сегодня в Москве? — Николай Чеканов

Аннотация

Чуть больше 20 лет назад был собран последний автомобиль марки «Москвич», после чего началась растянувшаяся на десять лет ликвидация автозавода. Прессовое оборудование, вся ценная оснастка и дакже модельный пластилин разошлись по зарубежным и отечественным покупателям.

Николай Чеканов, 5 ноября 2021, 21:17 — REGNUM Чуть больше 20 лет назад был собран последний автомобиль марки «Москвич», после чего началась растянувшаяся на десять лет ликвидация автозавода. Прессовое оборудование, вся ценная оснастка и также модельный пластилин разошлись по зарубежным и отечественным покупателям. Заводская коллекция автомобилей в почти полном составе была передана новым владельцем городу. Архив конструкторско-экспериментального отдела был утрачен, однако многое из него оказалось в коллекциях энтузиастов. Недостроенный в 1990-е новый моторный корпус был достроен и стал заводом «Рено». Старая территория завода у метро «Волгоградский проспект» практически полностью пошла под снос, в то время как новая, у метро «Текстильщики», была преобразована в технополис «Москва».

После извлечения технологического оборудования главный и прессовый корпуса были отремонтированы и стали особой экономической зоной, предлагающей свои площадки производствам нового типа, которые не имеют ничего общего с прежней промышленностью. Были переделаны под аренду здание заводоуправления, научно-технический центр в его стилобате и четыре бытовых корпуса, соединённые с главным тёплыми галереями. Нетронутым остался только музей.

Бывший музей истории АЗЛК. Территория бывшего Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола — Москвич. Москва

Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Последние 20 лет вокруг сферического здания, отделанного алюминием, менялся не только завод, но и город. Перед главным входом возник железобетон опор будущей автомобильной развязки, тут же огромный котлован новой станции большой кольцевой линии метро. Куда-то пропало ещё одно здание-тарелка — советская автозаправочная станция, ещё недавно работавшая по назначению. Переоделся в низкокачественный вентфасад и посинел тонированным остеклением Дворец спорта «Москвич».

Изменился подвижной состав транспорта. Территория Южного порта ушла под застройку бесчисленным по метражу и этажности жильём. На повестке вопрос о рентабельности Технополиса, который может быть вынесен за пределы Москвы. И тогда на территорию бывшего завода «Москвич» вновь зайдёт тяжёлая техника, которая теперь не оставит и следа от промышленного характера территории.

Практически завершена деиндустриализация и перестройка экономики и жизненного уклада Москвы. Наступил момент социокультурного переосмысления казавшегося незыблемым индустриального прошлого столицы. И для рефлексии, а также передачи исторических знаний нужны форма и пространство. Даже в случае полной ликвидации бывшего предприятия и превращения всех 55 гектаров, включающих завод «Рено», в жилой квартал, власти Москвы оставят городское наследие автозавода по другую сторону Курской железной дороги (МЦД-2). Город модернизировал стадион «Москвич», сохранив архитектурный замысел трибун, так или иначе отремонтирован Дворец спорта «Москвич», одноимённый культурный центр — в процессе окончания ремонта.

На противоположной стороне Курской железной дороги, в бывшей промзоне, строится памятник воевавшим сотрудникам автозавода. Но для трудовых свершений мало одного мемориала, нужно что-то большее, и желательно на историческом месте. Сохранению памяти об истории труда полностью отвечает здание бывшего заводского музея.

Музея не было на генеральных планах конца 1960-х, когда Промстройпроект и другие подрядчики, включая «Рено», завершили проектирование новой территории завода «Москвич».

По воспоминаниям ветерана завода Вячеслава Мамедова, пришедшего на предприятие в 1976 году, музей появился благодаря общественной организации САМС — Следопыты Авто-Мото Старины. Он был и остался единственным советским зданием, задуманным и построенным как автомузей действующего завода, причём по инициативе самих работников этого завода.

Временный монумент работникам АЗЛК, погибшим в Великую Отечественную войну. Территория бывшего Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола — Москвич. Москва

Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

«Открылся 5 ноября 1980-го. Вспомнили о всех юбилеях. Музей строили под Железнякова, которому надо было съехать из УКЭР (Лев Железняков — коллекционер и энтузиаст индустриальной истории — примечание автора). Вышли на сибирского архитектора (Юрий Регентов, также автор Дворца спорта АЗЛК — примечание автора) который сказал, что дело святое и денег он не возьмёт. Директор завода Бородин быстро подмахнул подписи. Ему понравилось, что это максимально недорогая и быстровозводимая конструкция, и он согласовал бюджет.

В день открытия была ужасная погода. С одной стороны стоял митинг, с другой — заезжали будущие экспонаты. Сверху рабочие заделывали последние пустоты в кровле. На следующий день энтузиастам нужно было выходить на работу, но сразу после работы пошли всё новые и новые экскурсии. Полный аншлаг. На всё это обратила внимание пресса, например, «Московская правда».

На 3-й, 4-й, 5-й день валом шли родственники заводчан. Огромный фурор на самом предприятии. Эйфория длилась неделю. Потом озаботились благоустройством, прототипами и так далее. Железнякова не взяли директором, взяли провинившегося за рубежом гонщика Сафонова. Когда Сафонов второй раз нарушил что-то административное, пришёл новый директор, и при нём музей зачах».

Вячеслав Мамедов

А потом пришли 1990-е, новое руководство и курс завода, и печальная история краха, несмотря на современный технологический цикл, сотрудничество с французскими компаниями, огромные вложения в завод московских властей. И здесь мы возвращаемся к началу статьи. Сейчас единственный аутентичный осколок бывшей промзоны — это экспрессивное, уникальное знание музея. Какой бы ни стала новая территория, для неё готова точка притяжения, которой обязательно найдётся гуманитарное применение на острие науки и искусства. Кроме того, «тарелка» зафиксирует станцию метро «Текстильщики» большой кольцевой линии и придаст динамики строящимся воздушным автомобильным развязкам, которые так вторят архитектуре модернизма. Опоры визуально давят на «тарелку», которая прежде стояла посреди полей, но всё-таки огибают её. Есть надежда, что не зря.

Территория бывшего Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола (АЗЛК). Москва

Владимир Югасов © ИА REGNUM

Автор выражает признательность за фотографии и консультации историку советской архитектуры Константину Антипину.

В Москве сносят историческое здание бывшего музея АЗЛК

В Текстильщиках на Юго-Востоке Москвы сносят знаковое здание — «Летающую тарелку», в которой в 80-е годы располагался музей Автомобильного завода имени Ленинского комсомола. Москва стирает последние следы отечественного автомобильного бренда с лица своей земли.

Заброшенное здание музея в 2009 году.Mikhail Shcherbakov/Wikipedia

Здание музея АЗЛК в полной мере отражает эстетику эпохи позднего советского модернизма, начавшуюся в конце 70-х. Музей возле метро «Текстильщики» стал частью грандиозного процесса подготовки столицы СССР к приему многочисленных иностранных туристов, приехавших в 80-м году болеть за свои олимпийские сборные.

Здание расположилось рядом с «штаб-квартирой» АЗЛК у метро и железнодорожной станции «Текстильщики». Проектировал «Летающую тарелку» к Олимпиаде-80 архитектор Юрий Регентов. По его же проекту в Москве был построен Ледовый спортивный комплекс ЦСКА.

Ледовый спортивный комплекс ЦСКА им. В. М. БоброваA.Savin/Wikipedia

Конструктивно здание музея АЗЛК отражает эпоху — для 80-х характерно широкое применение в строительстве алюминия, и вся облицовка здания выполнена из «крылатого металла».

Купол здания, имеющего в основании форму круга, укреплен единственной опорой в центре. На опоре смонтирован стильный круговой светильник. Интерьер, необыкновенно эффектный по тем временам, оформил промышленный дизайнер автозавода Владимир Вядро. Сегодня он в плачевном состоянии.

Экспозицию музея в 80-е годы можно разделить на три ветви. Первую формировали исторические и уже снятые с производства модели «КИМ» и «Москвича».

КИМ 10-50, одна из первых моделей будущего АЗЛК, 1940 год.Wikipedia

Вторая включала все экспериментальные модели «Москвича», как сейчас принято говорить, концепты.

Коцепт Москвич 2143 «Яуза»Wikipedia

В третей тематической части коллекции были интересные образцы советского и зарубежного автопрома.

Pontiac Grand Prix Cabrio из коллекции музея АЗЛКWikipedia

После банкротства автозавода «Москвич» в 1996 году музей работал в режиме экскурсий по запросу. В начале нового века 37 экспонатов приобрел предприниматель Михаил Слипенчук. Ретро-автомобили были переданы в дар городу и сохранились.

Из этих автомобилей сформирована экспозиция выставки «Мечта Москвича» на ВДНХ. Выставку можно посетить до лета 2022 года.

Страница выставки «Мечта Москвича»ВДНХ

Основная музейная коллекция в День города 2009 года была передана в дар Москве. Почти все экспонаты были перевезены в музей ретро-автомобилей. С 2016-го учреждение называется музеем «Московский транспорт». В экспозиции можно видеть большую часть экспонатов бывшего музея АЗЛК.

Экспозиция музея «Московский транспорт»Wikipedia

В 2012 году доступ посетителей в «Летаюущую тарелку» был прекращен. Именно в этом году решилась судьба здания — когда территория перешла компании «Технополис «Москва». Однако в течение длительного времени здание простояло заброшенным, новый владелец территории не предпринимал никаких действий.

В начале 2017 года в «Летающей тарелке» разместились экспонаты «Музея восстания машин». На сегодняшний день экспозиция закрыта.

Здание музея на территории «Технополиса», 2015 год.Oleg-THN-PL/Wikipedia

Охранного статуса у «Летающей тарелки» нет. Об этом узнал «Архнадзор», направив запрос в мэрию. На запросы защитников памятников города «Технополис Москва» отвечает, что «прорабатывается вопрос по перемещению конструктивных элементов музея для их последующего размещения на новой площадке г. Москвы, удобной для посещения жителей и гостей столицы». Однако сколько займет «проработка вопроса» и не превратится ли она в безвозвратный снос — пока не ясно.

Здание штаб-квартиры ОАО «Москвич», 2000-е годы Mikhail Shcherbakov/Wikipedia

Старожилы Текстильщиков помнят, что «Летающая тарелка» была частью футуристического ансамбля зданий, расположенных по обе стороны от станции метро и железной дороги.

На Люблинской улице перед легкоатлетическим комплексом «Москвич», сохранившимся поныне, располагалось кафе «Марсианка», похожее на многоножник инопланетян и букву «М» логотипа «Азлк».

Кафе «Марсианка» на фоне бассейна «Москвич»Retromap

В конце 80-х и в 90-е здание кафе горело не менее 5 раз, пока не было окончательно снесено. Сейчас на этом месте также расположено заведение общепита, но — в новом здании.

Воскресить Москвич России будет непросто

  • Компания Renault передала свой завод в Москве и свою долю правительству города, а также уступила свою долю в АвтоВАЗе институту НАМИ.
  • Правительство Москвы обнародовало план перезапуска бренда «Москвич» на заводе Renault в Москве, расположенном на территории бывшего завода АЗЛК, десятилетиями производившего автомобили «Москвич».
  • План сталкивается с серьезными проблемами, поскольку автомобильная промышленность страны в значительной степени отрезана от западноевропейских инвестиций и технологий.

    Через несколько дней после того, как Renault передала свою долю в совместном предприятии российскому правительству за номинальную сумму, мэр Москвы Сергей Собянин обнародовал план возрождения бездействовавшей с начала 2000-х марки «Москвич» на заброшенном московском заводе, производившем Модели Рено. Это объявление было сделано после того, как иностранные автопроизводители отказались от своих заводов в России после начала войны на Украине, поскольку ходили слухи о судьбе нескольких заводов Volkswagen и Renault в стране.

    «Первым этапом будет производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а затем, возможно, и электромобилей», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

    Собянин не уточнил, будут ли газомоторные модели или электромобили разрабатываться внутри страны или производиться по лицензии, что вызвало немало вопросов о целесообразности проекта.

    Мэр указал, что завод грузовиков КамАЗ, производящий грузовики и автобусы в Набережных Челнах, в нескольких сотнях километров к востоку от Москвы, будет основным инженерным партнером завода «Москвич». Помимо большегрузных автомобилей, КамАЗ выпускает городские электрические автобусы.

    Московский завод АЗЛК — на протяжении десятилетий один из основных заводов по производству легковых автомобилей в СССР — был известен своими седанами и универсалами «Москвич» на родине и на многих экспортных рынках. Завод, расположенный на Волгоградском проспекте на юго-востоке Москвы, пережил трудные времена в 1990-х, когда пятидверный хэтчбек Москвич 2141, выпущенный в середине 1980-х, фактически стал последней доступной платформой, породив ряд седанов и купе. построены в небольшом количестве. Завод фактически остановился в начале 2000-х годов, когда страна изо всех сил пыталась оправиться от финансового кризиса 19-го века.98, и в конечном итоге несколько лет спустя был поглощен операциями Renault, производя недорогую линейку небольших автомобилей Logan.

    «Во-первых, это очень неожиданное развитие событий, но с учетом того, что городская администрация снова получила завод впервые с 1990-х годов, надо что-то там производить», — Ярослав В., восточноевропейский автопроизводитель. рассказал историк Autoweek . «Большой вопрос, где они сейчас возьмут оснастку для бензиновых и электрических автомобилей, и почти все указывает на Китай. Заводу «Москвич» было бы трудно получить целую сборочную линию от какого-нибудь западного автопроизводителя, в то время как Китай много автопроизводителей и электромобилей в производстве. Так что они могут продавать конструкции и сборочные линии».

    «Другой вариант — больше моделей АвтоВАЗа под маркой «Москвич» с некоторыми внешними отличиями, но это, вероятно, вызовет избыток текущих моделей. Это было бы простым решением, и, возможно, что-то, что в конечном итоге тоже произойдет.»

    Отраслевые обозреватели в России предположили, что завод не сможет поддерживать производство Renault, даже если бы захотел, из-за необходимости получать компоненты от Renault, фактически закрывая дверь для существующих платформ, производимых на заводе. Наблюдатели за автомобильной промышленностью также отмечают, что финансирование модернизации завода для возобновления производства автомобилей будет затруднено в ближайшее время, учитывая, что продажи автомобилей в России упали более чем на 70% с начала войны на Украине.

    «Я не думаю, что они сделают что-то быстро с проектом «Москвич», учитывая, где сейчас продажи автомобилей и приоритеты», — добавляет Ярослав. «Но с предстоящим прекращением импорта некоторых западных брендов спрос на отечественные модели должен будет вернуться к невиданному десятилетиями уровню, потому что России теперь придется производить много собственных автомобилей, а не импортировать их. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию и уход нескольких автопроизводителей, отечественная автомобильная промышленность должна будет расти очень быстро в ближайшие годы, чтобы не отставать от спроса.Но в основном, я считаю, что это будет благом для китайских брендов, которые захотят воспользоваться экспортными возможностями.

    Европейские обозреватели автопрома также отмечают, что на фоне уверенных заявлений городских властей, если вернуть «Москвич» было так просто, то почему этого не сделали много лет назад, когда экономические условия были гораздо более благоприятными? Теперь новые владельцы завода сталкиваются с гораздо более мрачной цепочкой поставок и, возможно, более жесткими бюджетами, даже когда дело доходит до запуска в производство моделей внутреннего сгорания. Единственный положительный момент, с которым сталкивается проект, заключается в том, что конкуренция со стороны импортных моделей в ближайшие годы, вероятно, будет намного слабее, поскольку на рынке останется не так много иностранных брендов.

    Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

    Джей Рэми Джей Рэми вырос среди очень странных европейских автомобилей, и вместо того, чтобы искать что-то надежное и удобное для личного пользования, его привлекла более авантюрная сторона спектра надежности.

    Когда сумасшедшие из Нью-Йорка подарили русским Понтиак

    Pontiac

    В 1987 году Михаил Сергеевич Горбачев был назван Time Человеком года. Журнал отметил, что, хотя его руководство оставалось основанным на принципах коммунизма, его реформы начали давать надежду на более открытое российское общество. Более того, его растущий диалог с Западом означал ослабление напряженности времен холодной войны. Такая работа заслужила самые высокие мировые похвалы.

    Нет, не Нобелевская премия мира: что-то с колесами.

    Горбачев в конце концов получил Нобелевскую премию (в 1990 году), но до этого он получил лучшее, что мог предложить Запад. Прямо из сердца Канзаса появилось клиновидное купе. Он был оснащен двигателем V-6, который был в пять раз мощнее двигателя Trabant, у него были передние сиденья с электроприводом и кассетное радио AM / FM, у него была четырехступенчатая автоматическая коробка передач и цифровая приборная панель. один в любом МиГе. Это был тогда новый Гран-при Pontiac: роскошь, мощь и декаданс.

    И да, этот был красным.

    Президент СССР Михаил Горбачев (в центре) встречается с президентом США Джорджем Бушем-старшим. Буш в июне 1990 года. AFP via Getty Images

    В Россию, с грунтовкой. Оглядываясь назад, подарить переднеприводный Pontiac лидеру марксистско-ленинской сверхдержавы кажется несколько преувеличенным. (Где старик Горби возьмет для него зимние шины? Ему понадобятся зимние шины.) Но Гран-при не был официальным подарком разрядки между двумя воюющими в холодном состоянии сверхдержавами. Вместо этого это был хитрый рекламный ход нью-йоркской фирмы David Deutsch Associates, которая продолжала считать клиентами таких гигантов, как IKEA.

    В 1980-х годах DDA представляла интересы дилеров Pontiac на восточном побережье. Какой-то яркий представитель агентства, возможно, сам Дэвид Дойч, увидел возможность извлечь выгоду из объявления Time о . Вы можете представить себе встречу в стиле Безумцев и .

    В течение следующих нескольких недель по всему Нью-Йорку транслировался 30-секундный ролик, показывающий, как Pontiac упаковывают в ящики. «В духе международного обмена и демонстрации американского ноу-хау, пожалуйста, примите этот подарок», — прочитал актер под русские субтитры. Табличка на туалетном столике машины гласила: «ГОРБИ».

    Pontiac

    Идея была проста: автомобиль года для человека года. Недавно представленный переднеприводный Гран-при пятого поколения только что был назван автомобилем года Motor Trend 1988 года, присоединившись к своим прославленным предшественникам, таким как Volkswagen GTI и, гм, Renault Alliance.

    Гран-при пятого поколения не было GTI. Но тогда это был и не шаткий Renault-AMC. Для того времени он был относительно быстрым, с плавным крутящим моментом; это было удобно и современно; он был напичкан высокотехнологичными опциями. Возможно, он был даже более роскошным, чем любой лимузин ЗИЛ, возивший в то время высокопоставленных членов Политбюро.

    Хотя собранный в ящиках Гран-при был прежде всего трюком — он был сфотографирован в доках с двойником Горбачева — DDA настаивал на том, что подарок был сделан по доброй воле. Груз, как и было обещано, покинул Америку и прибыл по ту сторону железного занавеса, чтобы быть доставленным самому Горбачеву. Мужчина никогда не водил его, но сплетня утверждает, что он явился на открытие ящика.

    Pontiac

    После этого Pontiac был установлен в заводском музее АЗЛК «Москвич», где он стоял среди коллекции квадратных автомобилей советского производства. Даже в такой невзрачной компании Гран-при мог не выделиться для рядового посетителя. К этому времени «Москвич» выпускал «Алеко» — немного депрессивный, но достаточно современный семейный хэтчбек, что-то вроде современных французских автомобилей эконом-класса.

    Там проходил Гран-при через падение Берлинской стены, распад СССР, конец коммунизма и отставку Горбачева. Он провел 20 лет, не поворачивая колеса, интересная маленькая сноска, спрятанная в ветхом музее. Но затем, в 2006 году, один из российских бизнесменов нового класса приобрел всю музейную коллекцию. Михаил Слипенчук служил офицером в Советской Армии, когда страной руководил Горбачев, а позже получил степень доктора экономических наук и сколотил состояние в полмиллиарда долларов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *