Производство | Honda Motor Company |
Марка двигателя | B16 |
Годы выпуска | 1989-2000 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 77.4 |
Диаметр цилиндра, мм | 81 |
Степень сжатия | 10.2 10.4 10.8 |
Объем двигателя, куб.см | 1595 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 150/7600 158/7800 160/7600 160/7600 167/7800 170/7800 185/8200 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 150/7100 150/7000 152/7000 150/7500 150/7300 160/7300 163/7500 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | 183 |
Расход топлива, л/100 км (для Honda Civic) — город — трасса — смешан. | 10.2 6.4 7.6 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 5W-30 5W-40 10W-30 10W-40 10W-50 15W-40 15W-50 |
Сколько масла в двигателе, л | 4 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | — |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | — 300+ |
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса | 300+ — |
Двигатель устанавливался | Honda Civic Honda CRX Honda Integra |
Один из самых легендарных двигателей Хонда под названием B16 появился в 1989 году и показывал сумасшедшие, для тех времен, данные по литровой мощности. Он относился ко всем известной и почитаемой серии В, куда также вошли моторы B17, B18 и B20. Блок цилиндров у B16 алюминиевый, высотой 203 мм. Внутри коленвал с ходом поршня 77.4 мм, поршни с диаметром 81 мм и с компрессионной высотой 30 мм. Длина шатунов на B16A — 134.3 мм. Все это в сборе дало 1.6 литров рабочего объема.
Накрывает блок двухвальная головка DOHC c системой VTEC.
Более детальное описание мотора и всех его версий можно найти ниже.
На Хонда B16 используется ремень ГРМ. Замену ремня ГРМ желательно выполнять каждые 100000 км. Если ремень порвется, то мотор загнет клапана, но при небольших оборотах может повезти.
На B16 необходимо выполнять регулировку клапанов каждые 40 тыс. км. Зазоры клапанов на холодном моторе: впуск 0.15 мм, выпуск 0.19 мм.
Производство B16A и B16B продолжалось до 2000 года, затем их заменили на К20А.
1. B16A SiR 1 gen. — легендарный мотор Хонда, с отдачей в 100 л.с. с 1 литра рабочего объема. Диаметр впускных клапанов 33 мм, выпускных 28 мм. Характеристики распредвалов B16A SiR: эффективная фаза 230/227, подъем 10. 6/9.4 мм. Мощность 160 л.с. при 7600 об/мин, крутящий момент 150 Нм при 7000 об/мин. Ставили этот двигатель на Honda Civic SiR, CRX SiR и Integra.
2. B16A SiR 2 gen. — японская версия B16A SiR, где использованы другие поршни под степень сжатия 10.4, новый впускной распредвал с эффективной фазой 240 и подъемом 10.7 мм, дроссельная заслонка большего диаметра (60 мм, вместо 58 мм на B16A SiR) и самое главное отличие, это увеличенная надпись VTEC на клапанной крышке. Все это дало прибавку в 10 л.с. и мощность возросла до 170 л.с. при 7800 об/мин, а крутящий момент 160 Нм при 7300 об/мин. Ставился B16A SiR 2-го поколения на Civic SiR, CRX SiR и Integra.
3. B16A1 — европейский мотор мощностью 150 л.с. при 7600 об/мин, а крутящий момент 150 Нм при 7100 об/мин. Встречается на Civic и CRX.
4. B16A2 — двигатель для Civic. На нем используются распредвалы с эффективной фазой 224/220, подъем 10.47/9.6 мм. Степень сжатия 10.2, мощность 160 л.с. при 7600 об/мин, крутящий момент 150 Нм при 7500 об/мин.
5. B16A3 — мотор для Honda Del Sol. Степень сжатия 10.4, мощность 160 л.с. при 7600 об/мин, крутящий момент 150 Нм при 7500 об/мин.
6. B16A5 — устанавливался на Civic SiR с АКПП. Мощность 170 л.с. при 7800 об/мин, крутящий момент 150 Нм при 7300 об/мин.
7. B16A6 — мотор Civic для Ближнего Востока и Южной Африки. Мощность 160 л.с. при 7800 об/мин, крутящий момент 150 Нм при 7000 об/мин.
8. B16B — чтобы получить еще больше мощности с 1.6 литрового объема, инженеры Хонда взяли 170-сильный В16А SiR II и довели его до идеала. Для начала был взят блок цилиндров B18, высотой 212 мм, туда установили свой коленвал, поршни под степень сжатия 10.8 и облегченные шатуны длинной 142.4 мм. Кроме того, был сделан портинг впускных каналов, а также установлены новые свечи, усиленные пружины впускных и выпускных клапанов и легкие впускные клапаны с тонкой ножкой (диаметр остался прежним — 33 мм). Выхлопная система увеличилась в диаметре до 57 мм. Распредвалы на Type-R такие: эффективная фаза 243/235, подъем 11. 5/10.5 мм. Все эти манипуляции с мотором увеличили мощность до 185 л.с. при 8200 об/мин, крутящий момент вырос до 160 Нм при 7500 об/мин, а отсечка установлена на 8400 об/мин.
У этого мотора нет болезней или конструкционных просчетов, это очень надежный и долговечный силовой агрегат. Но время не стоит на месте и даже самый новый двигатель успел откатать сотни тысяч км, а значит, сломаться может что угодно и когда угодно. Обслуживайте свой B16A вовремя, лейте нормальное масло, нормальный бензин и все будет ездить так, как положено старому двигателю.
Самый простой тюнинг для этого 160-сильного двигателя (да и любого B16) это купить холодный впуск, выпускной коллектор 4-1 B18C 98 Spec R (или другой тюнинговый) и прямоточный выхлоп на 63 мм трубе. Это даст прибавку до 175-180 л.с. Добавив впускной коллектор Skunk2/Type R, распредвалы Type R, разрезные шестерни, легкие впускные клапаны от Type R, поршни от него же, сделайте также портинг, купите Hondata и настройте свой мотор. В результате получите 200+ л.с. Добавьте легкий маховик Toda, дроссельную заслонку 70 мм, форсунки 340 сс, вкладыши ACL, шатунные болты ARP и шпильки ГБЦ, распредвалы Skunk2 Stage 2, а также бронзовые направляющие, титановые тарелки, клапанные пружины и клапаны от Supertech. Неплохо бы поставить поршни под степень сжатия 12, свечи с калильным числом 7 и настроить мотор. Это позволит увеличить мощность за 220 л.с.
Получить еще больше мощности можно установив такую доработанную головку B16A на блок B20. С правильной настройкой это даст мощность 250+ л.с.
Стоковая B16 ГБЦ и B20 блок + впуск/выпуск, даст около 220 л.с.
На стоковый В16А или B16B можно поставить турбину и получить дополнительную мощность. Например, вам нужна турбина TD05 с коллектором и интеркулером, нужен маслослив и маслоподача на турбину, нужен вестгейт, блоуофф, пайпинги, насос Walbro 255, топливная рейка AEM и топливный регулятор, форсунки 550 сс, коллектор Skunk2, распредвалы от Type R с разрезными шестернями, выхлоп на 63 мм трубе, широкополосный лямбда зонд, мозг Hondata. Стоковый низ держит примерно 300 л.с. на колесах, иногда чуть больше, но лучше не доводить до предела и купить ковку под степень сжатия ~9. Кроме ковки вам будут нужно купить Н-образные шатуны, усилить блок, купить ACL вкладыши, шатунные болты ARP и шпильки. Также нужна комплексная доработка ГБЦ, но это слишком дорого и занимаются подобными работами единицы.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 5
<<НАЗАД
Honda Civic — один из самых известных автомобилей Honda, представитель гольф класса, выпускающийся с 1972 года. В линейке японской компании, Цивик занимает положение между маленьким Fit/Jazz и большим Accord.
На базе обычного Civic, производится модель с существенно более мощным мотором, которая носит название Civic Type R. Этот автомобиль пережил и заменил собой такие автомобили, как Honda CRX и Integra/Acura RSX.
Среди конкурентов можно отметить такие автомобили, как Toyota Corolla, Citroen C4, Kia Ceed/Cerato, Mazda 3, Hyundai Elantra и i30, Opel Astra, Ford Focus, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera/Pulsar/Sentra, Volkswagen Golf/Jetta, Subaru Impreza и им подобными автомобилями С класса.
На протяжении всей истории производства, Цивик претерпел многократную смену поколений, комплектовался самыми различными двигателями, от маленьких, объемом 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 л., до больших 2.0 и 2.4 л., как простыми, так и высокофорсированными, а также дизельными. Наиболее известные модели начинаются с пятого поколения и они используют моторы серии B и D, включая высокооборотистые B16A и B18C. Шестое поколение получило еще и B16B. Седьмая версия оснащалась серией B, D и K, включая 200-сильный K20A2. Начиная с 8-го поколения, Civic практически полностью утратил оборотистые атмосферники и получил, в основном, обычные моторы серии R и K. Единственный злой мотор это K20Z3 на Civic Si. Ко всем этим моторам добавился дизельный N22. Девятая генерация Сивика использовала обыкновенные двигатели R, L , K и дизельный N22.
Как выбрать то, что нужно и не ошибиться? WikiMotors расскажет самые важные детали по всем двигателям Хонда Цивик: технические характеристики, какое масло лить, ресурс, слабые места, проблемы, ремонт, тюнинг и прочее.
5 поколение, EG/EH/EJ (1991 — 1996)
Honda Civic (75 л.с.) — 1.3 л.
Honda Civic (70 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (90 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (91 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (103 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic Si (125 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic Si (130 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (150 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic VTi (160 л.с.) — 1.6 л.
6 поколение, EJ/EK/EMJ (1996 — 2001)
Honda Civic (75 л.с.) — 1.4 л.
Honda Civic (90 л.с.) — 1.4 л.
Honda Civic (115 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (106 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (115 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (120 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (127 л.с.) — 1. 6 л.
Honda Civic Si (160 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic Type R (185 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic VTi (170 л.с.) — 1.8 л.
7 поколение, EU/ES/EP/EM (2000 — 2005)
Honda Civic (90 л.с.) — 1.4 л.
Honda Civic (105 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (115 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (115 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (115 л.с.) — 1.7 л.
Honda Civic (117 л.с.) — 1.7 л.
Honda Civic (127 л.с.) — 1.7 л.
Honda Civic Type R (200 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic Type R (215 л.с.) — 2.0 л.
8 поколение, FA/FG/FK/FN/FD (2006 — 2012)
Honda Civic (95 л.с.) — 1.3 л.
Honda Civic (83 л.с.) — 1.4 л
Honda Civic (100 л. с.) — 1.4 л.
Honda Civic (125 л.с.) — 1.6 л.
Honda Civic (140 л.с.) — 1.8 л.
Honda Civic (155 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic Type R (201 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic Type R (225 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic (185 л.с.) — 2.4 л.
Honda Civic (140 л.с.) — 2.2 л. CTDi
9 поколение, FB (2011 — 2015)
Honda Civic (100 л.с.) — 1.4 л.
Honda Civic Hybrid (110 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (142 л.с.) — 1.8 л.
Honda Civic (150 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic Si (205 л.с.) — 2.4 л.
Honda Civic (120 л.с.) — 1.6 л. i-DTEC
Honda Civic (150 л.с.) — 2.2 л. i-DTEC
10 поколение, FB (2015 — н. в.)
Honda Civic (130 л.с.) — 1.0 л.
Honda Civic (174 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (180 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic (141 л.с.) — 1.8 л.
Honda Civic (158 л.с.) — 2.0 л.
Honda Civic Si (205 л.с.) — 1.5 л.
Honda Civic Type R (306 л.с.) — 2.0 л.
<<НАЗАД
Несмотря на то, что с момента его запуска прошло более трех десятилетий, B16 по-прежнему остается одним из величайших двигателей, когда-либо созданных. Он стал пионером VTEC (электронное управление фазой изменения фаз газораспределения и подъема) и произвел революцию в отрасли, став фаворитом среди тюнинг-сообщества благодаря своему блестящему дизайну и способности производить безумное количество энергии.
Этот знаменитый двигатель был представлен широкой публике в то время, когда Honda была самым успешным производителем в Формуле-1. Некоторые из технологий и производственных процессов, впервые примененных на их гоночных машинах, нашли свое применение в серийных силовых установках, таких как B16.
Это был 1989 год, и страна, где он дебютировал, была, конечно же, Япония. Первой Honda, которая использовала B16 (первое поколение B16A), была Honda Integra XSi, полностью оборудованная версия стандартной модели с такими функциями, как климат-контроль или ABS.
С небольшими изменениями этот двигатель также использовался на моделях CR-X SiR и Civic SiR JDM, которые также были выпущены в 1989 году, хотя и позже.
B16 вскоре был доступен в Европе на моделях Civic и CR-X под маркой 1.6i-VT, а будущие модификации в последующие годы оказались под капотами многих Honda по всему миру. Самым мощным из них был B16B, использовавшийся на первом Civic Type R, выпущенном 19 августа.97.
Фото: Honda Motor Co., Ltd.
Так что же делает этот двигатель таким особенным? Что ж, начнем с рабочего объема и мощности. B16A первого поколения представлял собой безнаддувный 1,6-литровый агрегат, способный выдавать 160 л.с.
При более внимательном рассмотрении этих цифр становится ясно, что агрегат выдает ровно 100 л.
с. на литр. Это золотое сечение силовых установок, на достижение которого многие инженеры потратили десятилетия.Основная причина, по которой такой небольшой четырехцилиндровый двигатель мог достичь такого соотношения без принудительной индукции, заключалась в использовании технологии изменения фаз газораспределения и электронного управления подъемом, или, проще говоря, VTEC.
Фото: Honda Motor Co., Ltd.
Это новшество произвело революцию в разработке двигателей и устранило старое конструктивное ограничение. Теоретически высокоскоростные и мощные агрегаты не могли бы быть эффективными и плавно работать в диапазоне низких оборотов или на холостом ходу, если бы они использовали агрессивный профиль распределительного вала.
С другой стороны, если бы использовался более сдержанный профиль, двигатель работал бы плавно на холостом ходу и в нижнем диапазоне, но с трудом разгонялся бы до высоких оборотов и выдавал впечатляющие показатели мощности.
Таким образом, производители были вынуждены идти на компромисс с конструкцией профиля распределительного вала, что ограничивало эффективность и потенциал мощности их силовых установок.
Honda VTEC изменила все это, позволив двигателю использовать несколько профилей распределительных валов и гидравлически выбирать между ними. Результатом является достаточная подача мощности во всем диапазоне оборотов, повышенная экономия топлива при более низких оборотах и плавный холостой ход.
Фото: Honda Motor Co., Ltd.
Можно многое сказать об этой удивительной технологии, которая коренным образом изменила разработку двигателей, но я приберегу это для отдельной статьи. Я хочу отметить, что VTEC и, следовательно, B16 стали возможными благодаря команде талантливых и преданных своему делу инженеров во главе с Икуо Кадзитани.
Наряду с VTEC, полностью алюминиевая конструкция была еще одной особенностью, которая отличала двигатель от большинства четырехцилиндровых двигателей той эпохи.
Все варианты B16 имеют квадратную форму с диаметром отверстия 81 мм и ходом поршня 77,4 мм (3,19×3,05 дюйма). Внутри облегченного блока открытой палубы инженеры поместили коленчатый вал из кованой стали и, в зависимости от версии, немного отличающиеся поршни и шатуны. Например, у B16B шатуны длиннее и легче, а головки поршней имеют более высокий купол. Эти обновления обеспечивают впечатляющую степень сжатия 10,8: 1, больший предел оборотов и увеличение выходной мощности примерно на 25 л.с.
Фото: Honda Motor Co., Ltd.
Что касается двух распределительных валов, то они изготовлены из революционного сплава высокоуглеродистой стали с высоким содержанием хрома. Еще более впечатляет то, что «дикий» впускной кулачок B16A имеет подъем 10,7 мм (0,42 дюйма), а у B16B он увеличивается до умопомрачительных 11,5 мм (0,45 дюйма). Чтобы справиться с такой огромной подъемной силой, клапанные механизмы этих двигателей оснащены двойными пружинами клапанов.
Ближайшим четырехцилиндровым двигателем эпохи с точки зрения подъемной силы был BMW S14 в основе E30 M3, у которого было 10 мм (0,39 дюйма).
Фото: Honda Motor Co., Ltd.
Эти инновации позволили легендарному двигателю Honda выдержать множество испытаний, обеспечив невероятную надежность и головокружительную производительность. По этим причинам он быстро стал одним из самых популярных силовых агрегатов в тюнинг-сообществе.
Он может быть с турбонаддувом, с наддувом, и есть даже безнаддувные сборки со скоростью вращения 11 000 об/мин. Мощность B16 значительно превышала 1500 л.с., что безумно, учитывая, что это рядная четверка, разработанная в конце восьмидесятых.
В заключение хочу сказать, что первый агрегат Honda VTEC заслуживает своего места среди лучших когда-либо созданных двигателей, поскольку он произвел революцию в отрасли и доказал, что маленькие и легкие четырехцилиндровые двигатели могут обеспечивать невероятную производительность.
Перейти к содержимому
Honda впервые выпустила легендарный двигатель серии B16 в 1989 году. Это был двигатель B16A с двумя распределительными валами и фирменной системой фаз газораспределения Honda — VTEC. Двигатель устанавливался на японскую модель Honda Integra. Это первый двигатель, в котором Honda применила запатентованную систему VTEC. Именно с этого момента маркировка DOHC VTEC на крышке двигателя стала визитной карточкой форсированных моторов от Honda.
В серию B также входят двигатели внутреннего сгорания: B16B, B18B, B18C и B20B.
Двигатель устанавливался на:
Годы выпуска | 1989-2000 |
Рабочий объем, см3 | 1595 |
Топливная система | инжектор |
Выходная мощность, л.с. | 150–160 (B16A SiR 1 и B16A1) 160–170 (B16A SiR 2 и B16A2–B16A6) |
Крутящий момент, Нм | 145–150 (B16A SiR 1 и B16A1) 150–160 (B16A SiR 2 и B16A2–B16A6) |
Блок цилиндров | алюминий R4 |
Головка блока | алюминий 16v |
Диаметр цилиндра, мм | 81 |
Ход поршня, мм | 77,4 |
Степень сжатия | 10,2 (B16A SiR 1 и B16A1) 10,2 – 10,4 (B16A SiR 2 и B16A2 – B16A6) |
Характеристики | ДОХК |
Гидравлические подъемники | нет |
ГРМ | ремень |
Фазорегулятор | ВТЕК |
Турбокомпрессор | нет |
Рекомендуемое моторное масло | 5W-30 |
Емкость моторного масла, л | 4,0 |
Тип топлива | 95 |
Евро стандарты | ЕВРО 2 (B16A SiR 1 и B16A1) ЕВРО 2/3 (B16A SiR 2 и B16A2 – B16A6) |
Расход топлива, л/100 км (для Honda Integra 1992) — город — шоссе — комбинированный | 9,5 6,4 7,9 |
Ресурс двигателя, км | ~330 000 |
Масса, кг | 138 |
Полное название детали | Код детали |
Поршень без колец Honda B16A2 d81.0+0.50 (13010-P30-G00) Тейкин (Поршень с пальцем, без поршневых колец) | 38155 0,50 |
Клапан впускной Honda B16A 5,5x33x102,3 (14711-PR3-000) Rocky | ХМА1450 |
Выпускной клапан Honda B16A/B17A/B18/D15B/D16Y/D16Z 5,5x28x102,5 (14721-PR3-000) Rocky | HMB1450 |
Ремень ГРМ Honda Civic, CRX | КТ 794 |
Натяжной ролик | 57400 |
Ремкомплект привода ГРМ | КТ794К1 |
Комплект прокладок Honda B16A DOHC 1989 (06110-П2Т-030) Эристик | EF6162 |
Комплект верхних прокладок | 02-53335-01 |
Комплект прокладок верхних Honda B16A1 DOHC 1991 (061A1-PR3-020) Eristic | ЭХ6161 |
Комплект нижних прокладок | EV050 |
Прокладка ГБЦ Honda B16A DOHC 1989 (12251-PR3-004) Eristic | EG616 |
Прокладка ГБЦ | 61-53335-00 |
Прокладка клапанной крышки | 15-53546-01 |
Прокладка впускного коллектора | 71-53543-00 |
Прокладка выпускного коллектора | 71-53544-00 |
Водяной насос | 50 005 084 |
Водяной насос | 50005094 |
Лямбда-зонд | 7. 02604.01.0 |
Насос топливный электрический универсальный 12В 0,32 Pierburg (для карбюраторных машин — по типу топлива) | 7.21440.51.0 |
Основные вкладыши | МС-2215GP СТД |
Базовые вкладыши Honda B16A Taiho | M461H-STD |
втулки шатуна Хонда Б16А Тайхо | Р462Х-СТД |
Втулки шатуна | CB-2215GP СТД |
Полукольца упорные | ТВ-2215А СТД |
Полукольца упорные Honda B16A Taiho (менять на T468A) | Т461А-СТД |
Полукольца упорные Honda L13A/L15A/LDA (13331-PR3-004/3) Taiho (= T461A) | Т468А-СТД |
Масляный фильтр h=103.0 Honda KS Original /10 | 50 013 146 |
Топливный фильтр Honda Accord 1.8i-2.2i 16V, Civic 1.5i-1.8i 16V KS | 50 013 824 |
Фильтр топливный Honda Accord 2.0i-2.3i 16V, Ford Mondeo 1. |