Алтайский край
Добавить в маршрут Добавить в маршрут
Чтобы представить Чуйский тракт в разных исторических эпохах — от вьючной тропы до современной автомагистрали – стоит зайти в Бийский музей, посвященный Чуйскому тракту.
Где находится
Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 42 – Республика Горный Алтай, с. Ташанта (КПП).Как добраться
Где остановиться?«Алтай», арт-экоотель
Отель «Алтай» является первым в России арт-экоотелем.
Природа Алтая восхитительна. Туристы со всего земного шара спешат в эти места насладиться прекрасными видами высоких гор, горных рек, таинственных пещер и безлюдных просторов. Окунитесь в спокойствие и красоту этих мест.
Музей Чуйского тракта
Музей Чуйского тракта – единственный в России, посвященный дороге. В нем представлена история тракта от вьючной тропы до современной трассы Р-256. Древнейшая история развития Алтая представлена палеонтологической коллекцией, которая формируется с основания музея…
Музей Василия Шукшина
С 1999 года (год 70 летия Шукшина) музей приобрел статус Всероссийского мемориального музея-заповедника.
Место рождения Оби
Обь образуется слиянием горных рек Бии и Катуни…
Музей расположен в бывшем купеческом доме. Музей носит имя Виталия Бианки.
Истории
Чуйский тракт с его грандиозными горами, стремительными реками и густыми лесами сам по себе является достопримечательностью Алтая. Трасса протяженностью почти 1000 километров берет свое начало в Новосибирске, проходит по трем регионам России и ведет к границе с Монголией.
Река Чуя, Чуйский тракт, Горный Алтай, Сибирь, Россия
Протоптанные веками назад тропы ровно 100 лет назад, 26 мая 1922 года, получили статус дороги государственного значения.
Первый мост на Чуйском тракте через реку Чуя
100 лет — это скорее формальная дата. Освоение этой дороги началось еще в 18-м веке. Считается, что Чуйский тракт был ответвлением Великого шелкового пути, по которому шли караваны с Востока до Средиземноморья.
Дорогу называли ниточкой, вьючной тропой, китайской дорожкой, Мунгальским трактом, который упоминался еще в восточных летописях.
Проектировал дорогу Вячеслав Шишков — инженер, писатель, автор саги «Угрюм-река»
В середине 19-го века встал вопрос о строительстве настоящей дороги, чтобы укрепить торговые связи, но проекты так и не реализовались. Местные жители и купцы расчищали дорогу своими силами: убирали камни, делали настилы и ставили каменные барьеры.
В начале 20-го века начались изыскательные работы, которыми руководил инженер Вячеслав Шишков (автор романа «Угрюм-река»). Годы работы на Алтае отразились в его путевых очерках, посвященных Чуйскому тракту. Продолжению строительства дороги помешали революция и войны: Первая мировая, Гражданская.
Памятник строителям Чуйского тракта: Мемориальный комплекс из двух автомобилей — ГАЗ-АА и Виллис МБ на постаментах
Дорога пришла в упадок, и очередное возрождение пришлось уже на 1920-е годы, когда нужно было укреплять связи между СССР и Монгольской Народной Республикой. 26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения.
Масштабные работы по строительству велись в начале 30-х годов. Основной рабочей силой стали заключенные и раскулаченные крестьяне. Люди работали в очень тяжелых условиях, без всякой техники, кроме лопат и кирок. По некоторым данным, умерших дорожных строителей хоронили прямо возле дороги. 1 января 1935 года Чуйский тракт сдали в эксплуатацию.
Протяженность автомагистрали Новосибирск — Бийск — Ташанта (на дорожных картах Чуйский тракт называется федеральной автомобильной дорогой Р-256) — 968 километров. Дорога проходит по трем регионам — Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Алтай.
Тракт начинается в Новосибирске, но исторически он берет свое начало всё-таки в городе Бийске, где есть отдельный музей, посвященный Чуйскому тракту.
Памятник Чуйскому тракту в Бийске
Чуя — самый большой приток Катуни длиной 320 километров. Именем этой реки и назван тракт, ведущий до границы с Монголией. По одной из версий, название реки происходит от китайского чу/шу/шуй — река, вода. Хотя в некоторых публикациях название переводят как «тихонькая», что явно не соответствует «характеру» горной реки.
Слияние рек Чуя и Катунь, Чуйский тракт, Алтайские горы, Россия
Сегодня Чуйский тракт — полностью асфальтированная дорога, но неопытному водителю будет непросто из-за смены рельефа: от равнин к предгорью, через перевалы (Семинский, Чике-Таман), к высокогорью.
Кто был на Алтае, знают, что туристам любят рассказывать всякие легенды и поверья. Например, о том, что на перевалах нужно обязательно остановиться и поблагодарить духов за поддержку в пути. А подниматься нужно только с чистыми намерениями и в добром расположении духа.
Панорама с перевала Чике-Таман в северном направлении
Поездка по Чуйскому тракту — это уже самодостаточное путешествие, хотя по пути десятки достопримечательностей.
Здание музея — памятник архитектуры, дом купца Варвинского, построенный в 1911 году. У здания стоит памятный знак в виде подковы с колесом. Знак символизирует сразу несколько моментов — от лошадей, которые стали первым средством передвижения по дороге, до разметки на подкове, показывающей изгиб Чуйского тракта. Место возле здания считается началом исторического пути и называется «нулевой километр Чуйского тракта».
Чуйский тракт, Алтай
Любителям музеев можно заехать в Музей камня в селе Майма. Дальше по пути гора Чертов палец, на вершину которой может забраться даже неподготовленный турист.
В Шебалинском районе можно искупаться в Катуньских (Семинских) ванночках, в которых река из горных рек останавливается и прогревается до комфортной температуры. Между селами Камлак и Черга есть зубровый питомник, где можно посмотреть, как животные спускаются на водопой.
Загадочное место, алтайский Стоунхендж — Каракольский природный парк Уч-Энмек. Это охраняемая территория в Онгудайском районе. В парке собраны памятники разных времен и священных для алтайцев мест.
Гейзерово озеро: в центре Алтае-Саянской горной страны, на территории Турочакского и Улаганского районов, Алтайский заповедник, Алтай
Оно находится у села Акташ, на 796-м километре Чуйского тракта. Его глубина — около двух метров. На поверхности заметны разводы округлой формы, которые отражают процессы, происходящие на дне озера, поэтому озеро называют глазом земным.
Неподалеку от скалы Белый Бом (тоже в копилку достопримечательностей) стоит памятник, известный как памятник Кольке Снегиреву. Колька Снегирев — это скорее вымышленный персонаж поэта Михаила Михеева, собирательный образ отчаянных и смелых водителей, которые едут по этой красивой, но довольно опасной дороге.
По материалам НГС
Редакция
Теги
Автомагистраль федерального значения Р-256 «Чуйский тракт», также известная как «Чуйское шоссе», соединяет города Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск и российско-монгольскую границу. Дорога является главной транспортной артерией Алтайского края.
Виды с дороги захватывают дух: снежные вершины, широкие реки и кривые склоны, словом, безупречная и грандиозная природа.
Дорога является участком азиатской сети автомобильных дорог Ah5, которая соединяет города Новосибирск и Биск (в России), Ярантай (в Монголии), Урумчи (в Китае), Исламабад и Карачи (в Пакистане) и признана одной из самых красивых дорог в мире по версии National Geographic.
Дорога расположена в Алтайском крае Сибирской Руси недалеко от границы Казахстана, Китая и Монголии.
Вы можете проследить дорогу на карте ниже:
Это дорога с твердым покрытием, соединяющая Новосибирск с Монголией.
До 31 декабря 2017 года его еще можно было назвать по старому обозначению: Магистральный маршрут 52 или М52. Длина трассы М52 составляет 963 километра, и она проходит через три субъекта Российской Федерации, а именно, с запада на восток: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.
Исторически «Чуйская дорога» или «Чуйский тракт» — это участок, соединяющий город Бирск в Алтайском крае с российско-монгольской границей на протяжении около 630 километров (391 миля).
Ландшафт чередуется между равнинами, степями и горами. От Новосибирска до Быска она проходит вдоль берега Оби по равнинной местности. Затем он соединяется со степной частью Алтая, прежде чем подняться на гору Бабырган на высоте 1008 метров (3307 футов) и присоединиться к Республике Алтай. Здесь она пересекает несколько перевалов и две котловины Курайской и Чуйской степей. Тоннеля на дороге нет. Он пересекает перевалы Шема на высоте 1717 метров (5633 фута) и Чике-Таман на высоте 1295 метров (4248 футов).
Дорога тесно связана с историей Алтайского края, так как является главной и самой жизненно важной дорогой в регионе. Еще в 3000 г. до н.э. по нему шли караваны со всей Азии. В сторону Новосибирска и шире Европейской России везли товары, а в другую сторону мед и меха.
Дорога действительно появилась в 1756 году, когда Алтай стал частью Российской империи. В 1788 году в край прибыли первые русские купцы, а в 1864 году в районе реки Чуи были основаны первые поселения.
Торговля начала развиваться, но физической дороги в то время не было. Торговый путь по реке Чуя представлял собой опасную, крутую горную дорогу, которую могли пересечь только купцы и торговцы верхом. В середине 19 века родилась идея построить дорогу в Чуйской долине. Однако реализовать проекты не удалось из-за отсутствия денег. В 1890 году появилось подобие ровной дороги, но при такой инфраструктуре пользоваться ею как зимой, так и весной было невозможно.
В 1901 году началось строительство настоящей дороги, но, к сожалению, оно не было завершено.
Строительство дороги было возобновлено в 1930-е годы с помощью заключенных лагерей и местных рабочих. Современный вид дорога приобрела в 1935 году. При строительстве дороги погибли тысячи рабочих. 1 января 1935 года был введен в строй участок от Бирска до Ташанты (близ монгольской границы). В 1984 году был открыт для движения перевал Чике-Таман.
В 2007 году дорога была заасфальтирована вплоть до границы с Монголией.
Телецкое озеро – настоящая жемчужина среди многочисленных озер Алтая. Здесь есть все: отвесные скалы, крутые горные склоны, галечные и песчаные пляжи, живописные и тихие бухты. Это крупнейший горный водоем на юге Сибири и второй по величине пресноводный водоем в России после озера Байкал.
Телецкое озероВ самом сердце Алтая находится небольшое термальное озеро. Это небольшое гейзерное озеро стало всемирно известным благодаря невероятному бирюзовому цвету воды и ее ярко-синему фону. Окружающая тайга с ее темными оттенками создает сюрреалистическое сияние. На дне горного водоема горячие источники постоянно меняют изображение блестящего голубого фона.
Плато Оукок – охраняемая природная территория, место концентрации курганных погребений разного хронологического периода. Для алтайцев это плато представляет собой священное место, которому они доверяют тела умерших. Во многих курганах, охлажденных вечной мерзлотой, были найдены хорошо сохранившиеся предметы, представляющие большую историческую ценность. Именно здесь было сделано всемирно известное научное открытие: мумия «Принцессы Алтая».
Плато ОукокЭто лишь несколько примеров мест, которые стоит посетить в этом районе. Впрочем, просто идти по дороге уже здорово!
Удобнее всего осматривать Чуйский тракт на машине. Если вы не из Сибири и не готовы преодолевать тысячи километров на собственном автомобиле, как это делают отважные участники Монгольского ралли, лучший вариант — лететь и арендовать машину. Ближайшие аэропорты:
Вы представляете, как добраться на этой карте проезда:
Маршрут пересекает большие территории с континентальным климатом. Средняя температура может варьироваться от -15 ° C (5 ° F) в январе до 18 ° C (65 ° F) в июле. Однако в горных районах колебания температуры более выражены и колеблются от -30 ° C (-22 ° F) до 40 ° C (104 ° F). Поэтому дорога часто закрывается, когда погодные условия не позволяют ею пользоваться.
Также стоит уделить внимание своему снаряжению. Не ждите, пока у вас будет пустой бак, прежде чем заправлять! Действительно, на маршруте не так много заправок
Также вы можете исследовать эту дорогу, не заезжая туда. Вот видео на YouTube, показывающее эту дорогу:
Если вы ищете необычное путешествие, проехать по Чуйскому тракту, безусловно, может быть отличной идеей. Эта дорога предложит вам удивительные пейзажи. Действительно, National Geographic не зря назвал ее одной из самых красивых дорог в мире! Вам обязательно понравятся пейзажи и драйв!
Источники изображений: By Taksla – собственная работа, CC BY-SA 4. 0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59417193 / VaNadisone wikimedia / By Теплова Дарья – собственная работа, CC BY- SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59416924
Откройте для себя другие дороги по всему миру: нажмите здесь или посмотрите нашу карту дорог!
Закрытие этапа Гран-при по рапиду Алтая. Доклад Владимира Барского
В общем, в последний день фестиваля представители оргкомитета и президент Федерации шахмат Республики Алтай Аржан Иташев отправились в село Шебалино, чтобы встретиться с местными любителями шахмат. Несмотря на то, что нам предстояло преодолеть большое расстояние, дорога совсем не утомляла, так как все, что нужно было сделать, это повернуть голову в ту или иную сторону, чтобы полюбоваться пейзажем. Минут через сорок шофер бросил на меня несколько суровый взгляд:
— Вы когда-нибудь были таким? Это Чуйский тракт (Чуйское шоссе).
Название Чуйский тракт звучит знакомо! Это родина Шукшина, не так ли? Всезнайка Википедия подтверждает: в селе Сростки, расположенном вдоль урочища, действительно родился великий писатель.
К тому же, оказывается, в 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в десятку самых красивых дорог мира. Правда, виды просто завораживающие! Бирюза Река Катунь действительно бирюзового цвета; Склоны гор покрыты березами и елями. Как вариант, это вполне может быть и сибирский кедр — сразу одно от другого не отличишь. Наслаждаясь этими видами, мы словно в мгновение ока очутились в Шебалино. Нам сказали, однако, что этот участок дороги еще не самое волшебное зрелище на Алтае. «Там, где резиденция Путина, красота не поддается воображению!» Что ж, у президента с высокого места вид дальний; что касается меня, то я получил незабываемые впечатления даже от лайт версии этой красавицы.Не менее поразительным был теплый прием, оказанный нам в школе имени Лазаря Кокишева. Прямо на пороге нам предложили местный вариант хлеба-соли в виде вкуснейших шариков из теста и слабоалкогольного напитка из молока. Каждого из нас обвязали красивым ремнем в подарок, напоили чаем и повели на экскурсию по школе, носящей имя выдающегося алтайского поэта и писателя.
После короткого концерта национальных инструментов и приветственных речей состоялся сеанс одновременной игры, в котором участвовала детская дружина, усиленная примерно 5-6 взрослыми. В роли экзаменатора выступил президент Федерации шахмат СФО Максим Ивахин, а мы с Александром Ткачевым решили прогуляться по деревне. Погода была замечательная, 15 градусов и ясное голубое небо. Однако бесцельно бродить нам не дали, сразу перенаправив на осмотр местного музея. Постоянная экспозиция музея рассказывает об истории и природе Алтая, а еще одна выставка организована к столетию Октябрьской революции. Окунуться в свое пионерско-комсомольское детство было смешно; но только на время.
Наш визит закончился хорошим домашним ужином. Все алтайские продукты, как известно, натуральные и домашние, являясь лишь однофамильцами с московскими аналогами. В целом гости остались очень довольны, хочется думать, что и хозяева тоже!
Тем временем в казино Altai Palaca подходила к концу трехдневная битва за миллион. Безоговорочным лидером оставался Максим Чигаев, до конца которого оставался один день: в 6-м туре он обыграл своего основного соперника Дмитрия Бочарова и несколько сбавил темп, сделав три ничьи подряд. В 9 раундеБочаров догнал лидера. Тогда Максим сплотился и выиграл обе заключительные партии, а Дмитрий сумел выиграть только одну. При этом последний тур застал его на грани поражения, без двух пешек и под атакой короля, но ему удалось спасти сложнейшую из позиций. Более того, в самом конце игры ему представился необычный шанс на победу.
Власов – Бочаров
Черные только что атаковали белую пешку, а белые поставили шах черному королю. Бочаров отступил 67…Ke7 , и через пару ходов партия закончилась вничью. При этом он мог сохранить контакт с пешкой, устроив ловушку ходом 67.