Датчик температуры охлаждающей жидкости можно считать одним из важнейших датчиков в автомобиле. Он отвечает за своевременное охлаждение двигателя. На базе собранных этим датчиком данных выполняется корректировка работы электронного управления двигателем, что позволяет достичь оптимального быстродействия при наименьших затратах энергии.
Электронная система считывает информацию с датчика, который постоянно контролирует нагревание охлаждающей жидкости, в результате происходит правильное управление работой силового агрегата, а именно, изменяются следующие параметры:
Этот датчик способствует быстрому прогреву мотора с наименьшими затратами топлива. Кроме этого, он обеспечивает оптимальную температуру двигателя при различных режимах. Во вновь выпущенных автомобилях датчик температуры входит в сложную электронную систему, которая управляет температурным режимом двигателя, и в нужные моменты корректирует его работу.
В настоящее время большинство автомобилей оснащается датчиком температуры, выполненном на терморезисторе. Он способен изменять свое сопротивление при изменениях температуры охлаждающей жидкости.
Раньше для проверки температуры тосола устанавливали термореле. Таким устройством оснащали только дорогостоящие автомобили известных марок. В корпусе термореле при открытом клапане двигатель медленно нагревается. При закрытии клапана двигатель начинает охлаждаться до своей рабочей температуры, и поддерживается в оптимальном режиме. Такое термореле чаще всего устанавливалось на моторы с распределенным впрыском.
Со временем конструкция датчика температуры тосола значительно изменилось, как и принцип его действия. В настоящее время роль датчика выполняет простой терморезистор, изменяющий свое сопротивление при колебаниях температуры охлаждающего антифриза.
В современных двигателях температура контролируется постоянно. В результате возросла производительность, экономичность и безопасность автомобиля. Современные датчики температуры изготавливают из оксида кобальта, или никеля. Эти материалы выбраны из-за того, что они при нагревании охлаждающей жидкости выделяют большое число свободных заряженных частиц. В результате сопротивление датчика температуры снижается в несколько раз.
Во многих двигателях терморезистор, находящийся в охлаждающем антифризе, обладает отрицательным температурным показателем. В итоге наибольший показатель сопротивления создается при холодном силовом агрегате. На датчик подается напряжение величиной 5 вольт. При изменении сопротивления снижается подача напряжения. Все изменения контролирует блок управления. От этих параметров зависит температура тосола или антифриза.
Но бывают и исключения. На автомобилях Рено устанавливали датчики с положительным изменением температуры. В итоге изменился принцип работы датчика: при возрастании температуры сопротивление также увеличивается.
На разных марках автомобилей расположение этого датчика отличается:
Независимо от марки автомобиля, этот датчик фиксируется возле отводящего рукава, по которому жидкость подходит к радиатору. Это является важным моментом для определения точных параметров температуры.
Существует несколько видов:
Такие датчики состоят из двух обмоток с двух сторон металлического поворотного якоря. К нему закреплена стрелка. Одна обмотка соединена с бортовой сетью автомобиля, а вторая с терморезистором. Его сопротивление напрямую зависит от показателей температуры в двигателе.
Ток, протекающий по катушкам, создает магнитное поле, двигающее якорь. На размер смещения якоря влияет разница магнитных полей, которая зависит от величины тока.
Принцип работы такого прибора построен на расширении веществ при повышении температуры. Стержень датчика изменяет свою длину при повышении температуры двигателя. Биметаллические пластины в обмотке поворачивают стрелку прибора на некоторую величину, зависящую от значения силы тока.
Используется два типа сенсоров:
Полупроводники являются наиболее применяемыми в настоящее время. Электронный блок подает напряжение на датчик через постоянный резистор. Термистор обладает отрицательным коэффициентом температуры. При увеличении температуры сопротивление падает, а соответственно и поданное напряжение. Блок определяет падение напряжения и считывает температуру тосола. Итоговый результат отображается на приборной панели.
Это наиболее старый тип подобного прибора. Стрелка термометра скреплена с устройством. Датчик выполнен в виде емкости с жидкостью, имеющей малую температуру кипения. Стрелка соединена с емкостью длинной утонченной металлической трубой. При нагревании датчика жидкость начинает кипеть и испаряться, что повышает давление в сосуде. Это давление действует на указатель на трубку Бурдона, которая распрямляется от давления, и перемещает стрелку прибора.
Такой вид датчика применяют редко по причинам:
Из-за простого устройства датчик редко ломается. Но его поломка может привести к неисправности двигателя. Поэтому нужно своевременно контролировать работу этого датчика.
Признаком аналогичной неисправности может являться то, что не работает вентилятор при нагревании двигателя. Но, если у автомобиля имеется вспомогательный датчик для подключения охлаждающего вентилятора, то значит, он не работает из-за неисправностей электрической проводки терморезистора вентилятора.
Возможные признаки неисправности
Современные автомобили имеют систему, выдающую специальные коды ошибок на экране при плохой работе датчика температуры. Но эти коды не способны конкретно определить неисправность датчика. Неисправности могут возникнуть с электрической проводкой, а также с клеммами.
Эти проблемы можно быстро определить при визуальном осмотре, и легко устранить своими руками.
Ели этот датчик неисправен, то он не подлежит ремонту, его следует заменить новым. Замена проводится в следующем порядке:
mirmotor.ru
В данной публикации разберемся, как работает датчик температуры охлаждающей жидкости
Устройство и принцип работы.
Указатели температуры охлаждающей жидкости (термометры), которые устанавливаются в автомобилях являются логометрического типа (рис. 1.3.), принцип их действия основан на взаимодействии поля постоянного магнита 6 соединенного со стрелкой 2,с результирующим магнитным полем трех измерительных обмоток (1,3,4),по ним протекает ток, и его величина в обмотке 1 зависит от сопротивления датчика.
Датчик термометра (рис. 1.4) изготовлен из латунного или бронзового баллона (корпус) 3, где
на верхней, расширенной его части имеется шестигранник под ключ и резьба коническая, с помощью которой ,собственно, и крепится сам датчик. К плоскому дну баллона прикреплен терморезистор 1. Терморезистор и зажим разделяет изолированная токоведущая пружина 2. Когда температура ОЖ совсем низкая, сопротивление датчика велико, а значит ток ток в обмотке 1 (см. рис. 1.3) будет низким. Таким образом действия результирующего магнитного потока всех трех обмоток постоянный магнит и вместе с ним стрелка 2 будут повернуты в левую часть шкалы. Когда температура увеличится сопротивление терморезистора уменьшится увеличится ток в обмотке 1 и уменьшится создаваемый ею магнитный поток. Результирующий магнитный поток обмоток также изменяется, и стрелка 2 поворачивается в правую часть шкалы указателя.
Как работает датчик температуры охлаждающей жидкости
3.7 (73.33%) 3 голос[а]Система охлаждения является одним из важных узлов в любом автомобиле. Транспортные средства сегодня оборудуются множеством регуляторов и измерительных приборов, предназначенных для обеспечения правильной работы ДВС. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, зачем он используется и как выполнить его смену, мы расскажем ниже.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
ДТОЖ нельзя путать с контроллером уровня антифриза. Если первый предназначен для выявления температуры силового агрегата, то второй применяется для контроля объема расходного материала — хладагента. По показаниям ДТОЖ блок управления выявляет температурные изменения и передает данные на бортовой компьютер о том, в каком состоянии работает мотор. С помощью контроллера определяется прогрев двигателя, его перегрев, а также оптимальная температура функционирующего ДВС. Импульсы, передающиеся на управляющий модуль, определяют функциональность управляющей системы ДВС в целом.
Температура двигателя определяет такие нюансы:
Все эти факторы контролируются управляющим устройством, который по полученной информации определяет оптимальный режим функционирования двигателя. Поэтому работоспособность датчика температуры важна для транспортного средства. Если устройство неисправно и подает неверные импульсы на управляющий модуль, это может привести к проблемам.
По параметрам, подающимся на управляющее устройство, модуль осуществляет такие функции:
Подробно рассмотрим принцип работы и разновидности контроллеров.
Такие контроллеры состоят из катушек, расположенных по сторонам стального якоря. К последнему подсоединена стрелка контроллера, расположенного на щитке приборов в салоне. Первая катушка подключается к бортовой сети автомобиля, а вторая — к кабелю с меняющимся сопротивлением. Этот параметр изменяется в соответствии с температурными значениями в двигателе. Напряжение, проходя через катушки, создает магнитное поле, которое управляет якорем. Параметр смещения элемента определяется разницей полей, зависящей от значения тока.
Пользователь Иримия Евгений на своем видео показал, как нестабильно работает ДТОЖ.
Принцип действия биметаллических контроллеров основан на расширении элементов в ходе нагрева. Устройство оборудовано стержнем, который меняет размер в ходе увеличения температурного режима ДВС. Полосы в катушке осуществляют вращение стрелки на контрольном щитке в салоне авто в соответствии с величиной тока.
В современных датчиках температуры антифриза могут использоваться два типа сенсоров:
Вторые сегодня практически не используются. Полоса в таких контроллерах перемещается к катушке и открывает контакты, способствуя изменению величины тока, поступающего на приборную панель. А полупроводники применяются повсеместно. Блок управления подает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через резистивный элемент, обладающий постоянным сопротивлением. Когда температура увеличивается, сопротивление в этой схеме падает. Соответственно, снижается и уровень напряжения. Управляющий модуль определяет снижение этого параметра и определяет температуру расходного материала, выводя ее на контрольный щиток с индикатором.
Считается самым старым и неактуальным для применения сегодня типом датчика. Стрелка на устройстве напрямую связана с девайсом. Контроллер выполнен в корпусе в виде емкости с расходным материалом, обладающей пониженной температурой кипения. Резервуар соединяется со стрелкой, а также стальной трубкой. При прогреве силового агрегата хладагент в емкости начинает кипеть и испаряться, в результате чего повышается давление в колбе. Этот параметр поступает на указатель, где расположена трубка Бурдона. Этот элемент начинает распрямляться в результате воздействия давления и перемещает стрелку на контрольном щитке.
Этот тип контроллеров почти не используется по нескольким причинам:
Схемы разных видов датчиков приведены на фото.
Прежде чем проверять и поменять прибор, нужно знать о его месте расположения. Где устанавливаются датчики зависит от производителя авто.
Местоположение устройства может быть таким:
Независимо от того, где установлен контроллер, устройство фиксируется рядом с отводящим шлангом, по которому хладагент поступает в радиатор. Это важно, поскольку именно это место монтажа позволяет точно определить температуру расходного материала.
Канал AndRamons предоставил видео о процессе проверки контроллера.
Основным признаком неисправности контроллера является неработоспособность вентилирующего устройства при прогреве силового агрегата. Но машина может быть оборудована и датчиком активации вентилятора, выполняющего функцию включения. Тогда причину следует искать в повреждении электроцепи или выходе из строя контроллера.
По каким симптомам еще можно определить неработоспособность ДТОЖ:
Во многих современных автомобилях есть электронная система определения неисправностей. На специальном экране на приборной панели при поломке ДТОЖ могут выскакивать ошибки. Но обычно коды неисправностей говорят как о возможной поломке датчика, так и о повреждении проводки либо разъема контроллера.
Таблица соответствия параметров температуры, сопротивления и напряжения для проверки ДТОЖ
Суть диагностики контроллера на автомобиле и вне машины заключается в проверке величины сопротивления и напряжения.
Проверка второго параметра выполняется с помощью вольтметра:
Для диагностики температурного параметра потребуется термометр:
Пользователь Яковлев Дмитрий на видео показал, как выполнить проверку контроллера.
Используя омметр, выполните проверку сопротивления:
Для диагностики вне автомобиля:
Заменить вышедший из строя ДТОЖ можно только аналогичным прибором.
Для выполнения задачи потребуется:
Демонтаж и установка контроллера выполняются так:
Наглядное руководство по замене температурного датчика антифриза описано на ролике, снятом пользователем Василием Калугиным.
autodvig.com
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОХ) – это специальное электронное устройство, которое измеряет температуру охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания.
Показания датчика ДТОХ передаются на электронный блок управления двигателем (ECU). После чего эта информация участвует в регулировке электронного впрыска топлива EFI, корректировке момента зажигания и управления системами изменения фаз газораспределения VVT-i, VVTL-i, VVT-iE, Dual VVT-i, Valvematic. На некоторых двигателях датчик ДТОХ может использоваться для включения фронтального вентилятора, установленного на радиаторе охлаждающей жидкости. А также эти данные могут быть использованы для вывода на панель управления в виде цифровой информации или электронную стрелку. Основной принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости заключается в изменении сопротивления в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Когда температура меняется, меняется внутреннее сопротивление термистора (резистора) датчика. В зависимости от типа датчика, увеличение температуры сопровождается либо увеличением сопротивления, либо его уменьшением.
Существует два наиболее распространенных типа датчиков температуры охлаждающей жидкости используемых в автомобильных двигателях. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом и положительным температурным коэффициентом. Разница между ними состоит в том, в какую сторону меняется сопротивление при воздействии на него тепла. В случае отрицательного температурного коэффициента внутреннее сопротивление термистора будет уменьшаться. В случае положительного температурного коэффициента будет напротив увеличиваться. На большинстве современных двигателей устанавливается датчик с отрицательным температурным коэффициентом.
Электронный блок управления двигателем (ECU) посылает на датчик температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 вольт. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости термистор датчика ДТОХ имеет соответствующее внутреннее сопротивление. Напряжение же, возвращаемое обратно на ЭБУ двигателя через сигнальный провод изменяется, т.к. ток прошел через сопротивление. ЭБУ двигателя в конечном счете способен интерпретировать напряжение в реальную температуру двигателя в градусах. Далее собрав информацию с других датчиков, сравнивает параметры с заложенными в памяти специальными картами. Из которых определяет на сколько необходимо корректировать момент зажигания, количество подаваемого топлива системой EFI, активировать или нет системы изменения фаз газораспределения VVT-i, VVTL-i, VVT-iE, Dual VVT-i, Valvematic и т.п.
toyota-engine.ru