ГАЗ-69 – это один из первых советских внедорожников, который производился с 1952 по 1972 год и первоначально это было на Московском заводе им. Молотова. Над созданием данной модели трудился тот же коллектив, который занимался и созданием ГАЗ-67, а именно: В. И. Подольский, Б. Н. Панкратов, Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. С. Соловьёв. Руководителем всего процесса был Г.М. Вассерман.
Внешний вид автомобиля ГАЗ-69
По сути, история этого автомобиля началась еще сразу после войны, в 1946 году, когда на Горьковский завод поступил приказ на разработку достойной замены ГАЗу-67Б. Это должен был быть такой же полноприводный легковой автомобиль, но с улучшенным двигателем, вышей проходимостью, более современным дизайном и комфортабельностью. Кстати, в постановлении СМ СССР было также четко прописано и то, что необходим именно армейский тягач для перевозки различных грузов, пулеметов, боеприпасов и прочего, общей массой до 800 кг. Также, в производство должны поступить и модификации без прицепа, которые бы использовались для разведки или передвижения командиров. Не смотря на то, что почти все автомобили имели какую-то основу для разработки или прототип, ГАЗ-69 разрабатывали с нуля, лишь отталкиваясь от личного опыта использования американских джипов «Виллис» и «Бантам» во время Второй мировой.
Внешний вид автомобиля ГАЗ-69А
В середине осени 1947 года автоконструкторы представили первый опытный образец Э-1, который на протяжении следующего года был выпущен еще в трех экземплярах. Эти автомобили имели название «Труженик», что прямо означало не только их военное предназначение, но и хозяйственное.
Очень часто можно встретить название как ГАЗ-69, так и УАЗ-69. Случилась так потому, что спустя несколько лет после запуска серийного производства на Горьковском заводе, эту модель официально передали на производство Ульяновскому автомобильному заводу и, соответственно, название автомобиля поменяли.
С выпуском первых опытных образцов ГАЗ-69 (1948 год), было немедленно решено пустить их в серьезное испытание. Длина маршрута составляла 12,5 тыс. км, а руководил всем процессом известный инженер А.Ромачев. На тот момент машина имела весьма хорошие характеристики – это высокий тяговой показатель (почти 70% от общего веса) с минимальным скоростным ущербом, высокие углы подъема и спуска (34 и 30 градусов) и хорошую проходимость сквозь большие слои грязи. В результате, автомобиль успешно прошел заданный путь. Спустя год автомобиль пустили в более жесткое испытание, где маршрут состоял из полного бездорожья, на котором умышлено создавались худшие условия. В то время, как знаменитый ЗИС-151 застревали в грязи или сугробах, ГАЗ-69 уверенно преодолевал любые трудности. Ему не стали помехой ни 40 см снега, ни 30 см грязи, ни рвы, глубиной около 55 см. В начале 1950 года ГАЗ-69 прошел очередное испытание, но в этот раз на безопасность транспортировки в воздухе военными самолетами и планерами. В этом же году был выпущен пятый опытный образец, который пустили на полигон. И только в середине 1951 года все испытания завершились, а машины поступили на полную проверку. Как выяснилось, все экземпляры сохранили свою работоспособность, их агрегаты остались целыми и невредимыми, серьезных поломок не возникало, да и износ деталей был на очень низком уровне. Это полностью удовлетворило ГосКомиссию и машина получила «зеленый свет» на производство.
Производственный цех по сборке ГАЗ-69
Первая крупная партия была выпущена в 1953 году. Автомобили сразу начали производиться в двух модификациях – это армейской ГАЗ-69 и сельскохозяйственной ГАЗ-69А. Первые 20 экземпляров тут же отправили в Казахстан, куда вскоре были налажены крупные экспортные цепи.
ГАЗ-69 имел открытый 8-ми местный кузов, который имел складной тент. Он имел двое дверей, был рассчитан на восемь пассажирских мест и имел три ряда лавок. В то время, как ГАЗ-69А был более комфортабельным, так как предназначался для личного использования должностных лиц. У него был 4-х дверный 5-местный кузов, который дополнительно оснащался багажником. Вместо лавок конструкторы оснастили этот автомобиль мягкими сиденьями.
Основные габаритные размеры
Начиная с 1954 года оба автомобиля одновременно выпускались и на Ульяновском автомобильной заводе, который в военный период широко занимался производством грузовиков. Но уже с 1956 года Горьковский завод остановил производство ГАЗ-69, отдав все свои полномочия УАЗу.
Интересно и то, что больше половины разных деталей этого автомобиля были взяты с других, более ранних моделей ГАЗа. К примеру, всю система двигателя, включая коробку передач, тормоза, зажигание и печку, конструкторы позаимствовали у ГАЗ-М20, а ручник, контрольные приборы и фары – у ГАЗ-51. От ГАЗа-67Б новому внедорожнику достались ведущие мосты и шины. Но к особенностям новой модели можно отнести: задний мост с межколесным дифференциалом неблокируемого типа; раздаточную коробку трансмиссии, в которой отсутствовала прямая передача; зависимую рессорную подвеску колес, шариковые шарниры скоростей и две пары гидравлических амортизатора двойного действия. Кстати, в период производства отдельные структуры МВД Советского союза отдавали индивидуальные заказы на доработку автомобиля, а точнее – чтобы вместо складного тента установить полноценную металлическую крышу.
ГАЗ-69А с самодельный металлическим верхом
Начиная с 1970 года Ульяновский автомобильный завод начал производство модернизированного ГАЗа под артикулом 69-68. Он имел мосты от ранее ими производимого военного грузовика УАЗа-452. Также, некоторые модификации нового ГАЗа оснащали реактивными установками, которые использовались для пуска противотанковых ракет.
За все 20 лет сошло с конвейера более 600000 экземпляров и около половины этих автомобилей были экспортированы во многие страны мира. В конце 50-х конструкторы УАЗа предоставили право Румынскому автопрому массово производить ГАЗ-69, официально передав им необходимую техническую документацию. А уже начиная с 1962 года такое право было предоставлено и Северной Корее.
Двигатель для ГАЗа-69 был взят из более старого автомобиля ГАЗ-20, а именно – 4-х цилиндровый карбюраторный. Но так как новый автомобиль предназначался для более сложных задач, конструкторы немного усовершенствовали его, сделав более мощным, экономичным и износостойким.
Двигатель автомобиля слева
Исходя из источников, предыдущий внедорожник ГАЗ-67Б расходовал много топлива, особенно с прицепом или во время езды по бездорожью. В сложных условиях этот показатель достигал 0.4 л/тонно-километр. В то время, как новый ГАЗ-69 в аналогичных условиях израсходовал не более 0.288 л. Отталкиваясь от старой модели, конструкторы также поняли, что новому автомобилю нужно больше мощности, поэтому было решение установить вентилятор с шестью лопастями и радиатор для масла, предотвращающие перегрев двигателя. Цилиндровый блок был взаимозаменяемый с блоком самого двигателя. Что касается цилиндров, то они были чугунные и имели рядное вертикальное расположение. Для того, чтобы сделать их более долговечными, на них одевались чугунные гильзы, длиной 5 см и толщиной 2 мм. Как показала практика, именно благодаря гильзам цилиндры служили в 2-3 раза дольше. Блок цилиндров имел водяные каналы с чугунными клапанами (для каждого цилиндра свои отдельные). Это значительно улучшало движение горючей смеси.
Двигатель автомобиля справа
Две пары подшипников располагались в нижней части цилиндрового блока, каждый из которых надежно крепился двумя болтами. С другой стороны, к блоку прикреплен картер сцепления. Общая цилиндровая головка изготовлена из алюминиевого сплава и крепиться 23 шпильками с шайбами. Между ней и блоком цилиндров укладывалась специальная асбестовая прокладка, толщиной 1.5 см. Кстати, асбест со временем мог приставать к головке и блоку, поэтому прокладку время от времени необходимо было натирать специальным порошком из графита.
Также в ГАЗ-69 было 2 масляных фильтра – это фильтр грубой очистки (комплекс специальных металлических дисков со щелями и отстойником) и фильтр тонкой очистки (предназначен для слива отработанного масла в картер). Кстати, сам очиститель воздуха был инерционно-масляного типа, а сцепление состояло из одного диска. Трехступенчатая механическая коробка передач была двухходовой. Вторая и третья передачи имели синхронизатор. Главная передача автомобиля была одинарной и имела спиральный зуб. Единственное отличие нынешней коробки передач, от коробки передач ГАЗ-М-20 – это расположение. Теперь она располагалась не возле руля, а на полу, справа от водителя. Кроме этого, благодаря тому, что ступицы переднего моста могла отключатся, расход топлива немного снижался. Но, к сожалению, это происходило только на идеально ровных дорогах.
Если заглянуть под капот ГАЗ-69, то с левой стороны можно увидеть нагревательный котел предпускового типа. Чтобы прогреть машину в сильные морозы, требовалось сначала вывернуть руль в правую сторону и, используя люк в левом переднем колесе, установить в нее включенную паяльную лампу. Таким образом грелось масло в картере.
Как говорилось уже выше, кузов ГАЗ-69 был открытым и имел специальный тент, которым натягивался вручную. Крепился он на специальных жестких каркасах. Кстати верх дверей имел брезентовые накладки, которые в любой момент можно было снять. Рамка окна могла подниматься, поэтому в жаркое время года это делало поездку более комфортной. Капот имел широкие боковые панели, которые также легко снимались, что облегчало работу двигателя при высоких температурах. Салон был рассчитана на 8 пассажиров: спереди сидел водитель и один пассажир, далее – 2 ряда лавок по 3 места каждая. По сути, эти лавки выполняли роль ящиков, так как сиденья поднимались и внутри можно было хранить различные инструменты. Задний борт автомобиля был откидным, а пространство внутри использовалось для хранения троса, аварийных знаком и прочих принадлежностей. На бензонасосе располагался фильтр тонкой очистки, а на раме – фильтр грубой очистки.
Салон автомобиля — вид с водительского сиденья
Кроме основного бака для топлива, под передним сиденьем пассажира был спрятан второй, такой-же бак с вентиляцией. Да вот заправлять его можно было только через салон. Еще один нюанс был в том, что приборы показывали водителю только количество бензина в основном баке. Бензин в дополнительном баке проверялся через горловину. Печка в салоне работала только во время езды и подавала горячий воздух под ноги водителю и всем пассажирам. Стоящий автомобиль не мог отапливаться ни коем образом.
Салон автомобиля — вид сзади
Сельскохозяйственная модификация ГАЗ-69А имела ряд отличий. Первым делом, это коснулось кузова и салона, места в котором сократились с восьми до пяти. Кроме места водителя и переднего пассажира, сзади устанавливалась только одна лавка. Также, автомобиль оснащался вместительным багажником, к которому можно было взобраться даже из салона, и имел только один топливный бак. В целом внешний вид обоих автомобилей был присущий тем временам и имел некие сходства со знаменитыми американскими джипами.
Спустя несколько месяцев, после запуска производства ГАЗ-69, их начали использовать в военных парадах, а весной следующего года – в сельскохозяйственных работах. В 1954 года немало машин ушло на обслуживание полярных станций. Кстати, именно такой шаг стал мотивацией для конструкторов Горьковского завода изобрести целых 4 вида мотосаней с гусеницами вместо колес, взяв за основу этого «труженика». Но даже не смотря на свою бешеную популярность и, казалось бы, безупречность, автомобиль часто переоборудовали и внедряли что-то новое. Так в 1960 году модернизировали передний мост, оснастив его усиленными подшипниками, шкворневыми узлами и более плотными карданами.
Модификация ГАЗ-69-68 1970 года выпуска
Наиболее серьезных изменений автомобиль потерпел в 1968 году. Тогда дифференциал имел уже 4 сателлита и стал намного надежней, а также – конструкторы усовершенствовали тормозную систему, оснастив их более жесткими барабанами. Были установлены новые диски на передние колеса, немного изменились фары, стойки амортизаторов, был добавлен выключатель массы, увеличивалось заднее окно и наконец – конструкторы установили новые тенты, а на грузопассажирской модификации – дополнительные окна. Полностью план модернизации был закончен в 1970 году и автомобиль получил индекс 69-68.
ГАЗ-46 МАВ — Автомобиль-амфибия
Во время всего производства вместе с модернизацией самого ГАЗа-69, на его базе были созданы много других военных агрегатов, в частности – это 2К15 «Шмель» (ракетный комплекс), ГАЗ-96рх (автомобиль для радиационно-технической разведки), опытный образец ГАЗ-19, ГАЗ-46 (плавающий автомобиль), ГАЗ-011 (автомобиль-амфибия), Р-125 «Алфавит» (штабная машина для командиров) и т. д.
ГАЗ-69 снегоболотоход
Также, ГАЗ-69 имел достаточно много модификаций, которые широко использовались во всем Советском союзе и выпускались достаточно большими партиями. К ним можно отнести:
ГАЗ-69А «Шмель» (ракетный комплекс)
Модель | ГАЗ-69 | ГАЗ-69А |
---|---|---|
Годы выпуска | 1952-1972 гг | |
Кузов | 8-ми местный 2-х дверный открытого типа, из цельного металла, с задним бортом и откидным тентом | 5ти местный 4-х дверный открытого типа, из цельного металла, с багажником и откидным тентом |
Грузоподъёмность | 8 пассажиров или 500 кг груза и 2 пассажира | 5 пассажиров и до 50 кг груза |
Тяговая сила | 850 кг | |
Двигатель | Четырехцилиндровый карбюраторный (Модель — 20М) | |
Расположение цилиндров, диаметр | Вертикальное, 88 мм | |
Объем двигателя | 2. 12 л | |
Количество об/мин | 3600 | |
Мощность | 55 л.с | |
Средний расход топлива | 14л / 100км | |
Степень сжатия | 6.5-6.7 | |
Карбюратор | Вертикальный с падающим потоком, балансирующего типа, оснащенный экономайзером и ускорителем | |
Аккумулятор | 6СТ-54 | |
Сцепление | Сухое, однодисковое | |
Коробка передач | Механическая, трехступенчатая, двухходовая | |
Рабочие тормоза | Колодочные с гидравлическим приводом | |
Стояночные тормоза | Колодочные с барабаном | |
Рулевой механизм | Глобоидальный с двойным роликом и передаточным числом 18.2 | |
Максимальная скорость | 90 км/час | |
Макс. скорость с прицепом | 80 км/час | |
Подвеска | Рессорная с гидравлическими поршневыми амортизаторами двойного действия | |
Масса | 1525 кг | 1535 кг |
Снаряженная масса | 2175 кг | 1960 кг |
Габариты д/ш/в | 3850/1750/2030 мм | |
Колесная база | 2300 мм | |
Угол свеса (передний/задний) | 45/35 | |
Размер шин | 6,50 — 16 | |
Давление в шинах (передние/задние) | 2/2. 2 кгс/см2 | |
Топливный бак | 48л + 17л (дополнительный) | 60 л |
Игрушечная модель ГАЗ-69 «Малютка»
8 800 700-05-95 Все контакты
C 9:00 до 20:00. Звонок по РФ бесплатный
Отправить
заявку
ГАЗ-69 — полноприводный грузопассажирский автомобиль. Выпускался в 1952-1956 гг. Его производство было передано на Ульяновский автомобильный завод.
Автомобиль ГАЗ-69 завод выпускал двух моделей: восьмиместный — модель ГАЗ-69 и пятиместный — модель ГАЗ-69А. Конструкции обеих моделей одинаковы, за исключением кузова и бензиновых баков.
Число мест, включая место водителя и грузоподъемность:
Оба автомобиля могут буксировать прицеп общим весом до 850 кг.
Габаритные размеры (округленно):
Длина — 3850 мм
Ширина для ГАЗ-69А и ГАЗ-69 со снятым запасным колесом — 1750 мм
Ширина автомобиля ГАЗ-69 с установленным запасным колесом — 1850 мм
Высота по тенту для ГАЗ-69 — 2030 мм
Высота по тенту для ГАЗ-69А — 1920 мм
База (расстояние между осями) — 2300 мм
Низшие точки автомобиля под нагрузкой:
картер переднего моста — 210 мм
картер заднего моста — 210 мм
поперечина раздаточной коробки — 310 мм
Углы свеса (с нагрузкой):
передний — 45°
задний — 35°
Наименьший радиус поворота:
по следу наружного переднего колеса — 6 м
по переднему буферу — 6,5 м
Наибольшая скорость с нормальной нагрузкой (на горизонтальных участках ровного шоссе, без прицепа) — 95 км/час
Передний мост | 860 | 940 |
---|---|---|
Задний мост | 665 | 1235 |
Общий вес автомобиля | 1525 | 2175 |
Передний мост | 820 | 925 |
Задний мост | 715 | 1035 |
Общий вес автомобиля | 1535 | 1960 |
Примечания:
В вес автомобиля без нагрузки включается вес топлива, воды, смазки, набора шоферского инструмента и запасного колеса.
Полезная нагрузка для автомобиля ГАЗ-69 принята: 2 человека на передних сиденьях и 500 кг груза.
Полезная нагрузка для автомобиля ГАЗ-69А принята: 5 человек и 50 кг груза в багажнике.
Все запчасти ГАЗ-69 (333)
Подшипник заднего, среднего моста КАМАЗ, ЗИЛ-130, МАЗ-5440, 643068; КПП ЯМЗ-238ДЕ Артикул: 7516Муфта сцепления ГАЗ-53, 3307 в сборе с подшипником (упаковка) (ОАО ГАЗ) Артикул: 3307-1601180/ 3307-00-1601180-000
Подшипник ступицы ГАЗ-3302, ГАЗель Next задней комплект в упаковке (ОАО ГАЗ) Артикул: 3302-3104800/ 3302-00-3104800-000, 6У-7510АШ
Подшипник заднего, среднего моста КАМАЗ, ЗИЛ-130, МАЗ-5440, 643068; КПП ЯМЗ-238ДЕ ВОЛЖСКИЙ СТАНДАРТ Артикул: 6-7516А1, 6-7516 А
Цилиндр тормозной главный УАЗ-451, 469 С/О, ЛАЗ ГЦС MEGAPOWER Артикул: 12-3505010
Подшипник ступицы ГАЗ-3302, УАЗ мост задний (дифференциал) ВОЛЖСКИЙ СТАНДАРТ Артикул: 6-7510А, 6У-7510АШЦапфа УАЗ-452, 469, 3163 кулака поворотного в сборе (ОАО УАЗ) Артикул: 69-2304080/ 006900-2304080-00/ 006900230408000, 69-2304080
Заклепка потайная 8.
Камера ЗИЛ-5301 Р Артикул: 6,50-16
Кран ГАЗ-24, УАЗ радиатора масляного в сборе Ульяновск Артикул: ПП6-1, 51-1013140-А
Шестерня ГАЗ-24, 52, ГАЗель Next, УАЗ коленвала УМЗ Артикул: 417. 1005185/ 0417-00-1005185-000Крестовина ГАЗ-24, УАЗ, МТЗ вала карданного в сборе (30х88мм) (стопорные кольца) усиленная УКД Артикул: 3102-2201025, 3102-2201026
Патрубок ГАЗ-2410, 3302 насоса водяного силикон MEGAPOWER Артикул: 4021.1306035
Сальник коленвала ГАЗ-52, УАЗ 55х80х10 Viton CAVETTO Артикул:
Сальник УАЗ хвостовика и РК 42х68х10/15. 5 Viton CAVETTO Артикул:
Сальник УАЗ ШРУСа в обойме 30х50.5х13.5 Viton CAVETTO Артикул:
Патрубок ГАЗ-3110 радиатора ЗМЗ-402 бочонок L=70мм синий силикон MEGAPOWER Артикул: 11-8286
Болт М12х1. 25х40 вала карданного КАМАЗ, МАЗ в сборе (азотированная сталь) MEGAPOWER Артикул: 1/ 55406/ 31
Крестовина ГАЗ-24, УАЗ, МТЗ вала карданного в сборе (30х88мм) (стопорные кольца) УКД Артикул: 3102-2201025, 3102-2201026
Крестовина ГАЗ-24, УАЗ, МТЗ вала карданного в сборе (30х88мм) (стопорные кольца) АДС Артикул: 3102-2201025/ 42020. 310200-2201025-00, 3102-2201026
В автокаталог
Вернуться к списку автомобилей
Если вы впервые на сайте, заполните регистрационную форму.
Забыли пароль? Восстановить
Ваше имя
Ваш телефон
Согласие на обработку персональных данных
Все поля обязательны для заполенния
Спасибо! Мы свяжемся с вами в течение 30 минут
ГАЗ-69 — один из первых советских автомобилей-внедорожников, выпускавшийся с 1952 по 1972 год и первоначально выпускавшийся на Московском Молотовский завод. Над созданием этой модели работал тот же коллектив, который занимался созданием ГАЗ-67, а именно: В. Подольский, Б. Панкратов, Ф. Лепендин, Г. Шнейдер, С. Зислин, В. Филюков, В. Соловьев. Руководителем всего процесса создания был Г. Вассерман.
Внешний вид ГАЗ-69
На самом деле история этого автомобиля началась сразу после войны в 1946 году, когда Горьковский завод получил заказ на разработку достойной замены ГАЗ-67Б. Это должен был быть такой же полноприводный автомобиль, но с улучшенным двигателем, более высокой проходимостью, более современным дизайном и комфортом. Кстати, в постановлении СССР тоже четко было сказано о необходимости в армейском грузовике для перевозки различных грузов, орудий, боеприпасов и т.д., общей массой до 800 кг. Должна была выпускаться и модификация без прицепа для разведки и перевозки военачальников. Несмотря на то, что практически все автомобили имели какой-то прототип или базу для разработки, ГАЗ-69был разработан с нуля, исходя из личного опыта эксплуатации американских джипов «Виллис» и «Бантам» во время Второй мировой войны.
Автомобиль ГАЗ-69А
В середине осени 1947 года конструкторы представили первый прототип Е-1, который был выпущен в трех экземплярах в течение следующего года. Эти машины назывались «Рабочие», что как раз и означало их не только военное назначение, но и хозяйственное.
Очень часто можно встретить оба названия ГАЗ-69 и УАЗ-69. Произошло это потому, что через несколько лет после запуска серийного производства на Горьковском заводе эта модель официально была передана в производство на Ульяновский автозавод и соответственно было изменено название автомобиля.
С выпуском первых опытных образцов ГАЗ-69 (1948 г.) сразу было решено подвергнуть их серьезным испытаниям. Протяженность маршрута составила 12,5 тыс. км, а всем процессом руководил известный инженер А. Ромачев. По тем временам машина обладала очень хорошими характеристиками — высокой тяговой силой (почти 70% от общего веса) при минимальной повреждаемости, большими углами подъема и спуска (34 и 30 градусов) и хорошей проходимостью по большим слоям грязи. В результате транспортное средство прошло заданный маршрут. Спустя год машину выставили на более жесткое испытание, где трасса состояла из пересеченной местности, для чего заведомо были созданы наихудшие условия. В то время, когда знаменитый ЗИС-151 застревал в грязи или снежных заносах, ГАЗ-69уверенно преодолевал любые трудности. Препятствием не стали ни 40 см снега, ни 30 см грязи, ни канавы глубиной около 55 см. В начале 1950 года ГАЗ-69 был поставлен на очередные испытания, но уже на безопасность при транспортировке в воздухе на боевых самолетах и планерах. В том же году был выпущен пятый прототип, прошедший испытания на полигоне. Все испытания завершились только в середине 1951 года и машины были поставлены на полную проверку. Как оказалось, все экземпляры сохранили работоспособность, их узлы остались целыми, без серьезных повреждений, а износ запчастей был очень низким. Этот результат полностью удовлетворил Государственную комиссию, и автомобиль получил «путевку на покатушку» в производство.
ГАЗ-69 завод
Первая крупная крупная партия выпущена в 1953 году. Автомобили выпускались сразу в двух модификациях — военный ГАЗ-69 и сельскохозяйственный ГАЗ-69А. Сразу после этого первые 20 экземпляров были отправлены в Казахстан, где были налажены крупные экспортные цепочки.
ГАЗ-69 имел открытый 8-местный кузов, который имел выдвижной тент. Он имел две двери, был рассчитан на восемь пассажирских мест и имел три ряда скамеек. В то время как ГАЗ-69А был более комфортным, поскольку предназначался для производства для личного пользования чиновников. Он имел 4-дверный 5-местный кузов, который дополнительно оснащался багажником. Конструкторы оснастили этот автомобиль мягкими сиденьями вместо скамеек
Основные габариты ГАЗ-69
С 1954 года обе машины выпускались одновременно на Ульяновском автомобильном заводе, который во время войны в основном занимался выпуском грузовых автомобилей. Но с 1956 года Горьковский завод прекратил выпуск ГАЗ-69, отдав все свои мощности УАЗу.
Еще одним интересным фактом является то, что более половины различных деталей этого автомобиля были взяты с других предыдущих моделей ГАЗ. Например, всю систему двигателя, включая коробку передач, тормоза, зажигание и отопитель, конструкторы взяли от ГАЗ-М20, а ручник, панели управления и фары — от ГАЗ-51. Новый внедорожник получил мосты и шины от ГАЗ-67Б. Особенности новой модели: задний мост с межколесным дифференциалом разблокируемого типа; трансмиссионная раздаточная коробка без прямого зацепления; зависимая пружинная подвеска колес; шаровые шарниры и две пары гидравлических амортизаторов двойного действия. Кстати, при производстве автомобиля отдельными структурами МВД СССР были размещены заказы на модификацию автомобиля, а именно на установку цельнометаллической крыши вместо складного тента.
ГАЗ-69А с самодельным металлическим верхом
С 1970 года УАЗ начал выпускать модернизированный ГАЗ — номер детали 69-68. Он имел мосты от ранее выпускавшегося военного грузовика УАЗ-452. Также некоторые модификации новых ГАЗ были оснащены реактивными установками, которые использовались для запуска противотанковых ракет. За все 20 лет производства с конвейера сошло более 600 000 экземпляров, около половины из которых было экспортировано во многие страны. В конце 50-х конструкторы УАЗа получили право на серийное производство ГАЗ-69.румынскому автопрому, официально передав им всю необходимую техническую документацию. С 1962 года это право было предоставлено и Северной Корее.
Двигатель для ГАЗ-69 был взят от более старого автомобиля ГАЗ-20, а именно 4-цилиндровый карбюраторный. Но поскольку новая машина предназначалась для более сложных задач, конструкторы немного усовершенствовали ее, сделав более мощной, экономичной и долговечной.
Двигатель слева
Судя по источникам, предыдущий внедорожник ГАЗ-67Б расходовал много топлива, особенно с прицепом или при движении по бездорожью. В тяжелых условиях показатель составлял 0,4 л/тонно-километр. В то время новый ГАЗ-69используется не более 0,288 л в аналогичных условиях. Отталкиваясь от старой модели, конструкторы также поняли, что новому автомобилю нужна большая мощность, поэтому было решено установить вентилятор с шестью лопастями и масляный радиатор для предотвращения перегрева двигателя. Блок цилиндров был взаимозаменяем с блоком двигателя. Что касается цилиндров, то они изготавливались из чугуна и имели рядное вертикальное расположение. Для большей прочности их помещали в железную гильзу длиной 5 см и толщиной 2 мм. Опыт показал, что именно за счет гильз цилиндров их долговечность в 2-3 раза выше. Блок цилиндров имел водяные каналы с чугунными клапанами (отдельные для каждого цилиндра). Это значительно улучшило движение горючей смеси.
Двигатель справа
В нижнюю часть блока цилиндров были установлены две пары подшипников, каждая из которых была надежно закреплена двумя болтами. С другой стороны к блоку крепился картер сцепления. Всего головка блока цилиндров была изготовлена из алюминиевого сплава и крепилась с помощью 23 шплинтов и пластин. Между головкой и блоком цилиндров устанавливалась специальная асбестовая прокладка толщиной 1,5 см. Кстати, к головке и блоку со временем мог прилипнуть асбест, поэтому время от времени приходилось натирать прокладку специальным графитовым порошком.
Также на ГАЗ-69 было установлено 2 масляных фильтра – фильтр грубой очистки (набор специальных металлических дисков с прорезями и поддоном) и фильтр тонкой очистки (предназначен для слива отработанного масла в картер). Кстати, воздухоочиститель был масляной ванны, а сцепление состояло из одного диска. Трехступенчатая механическая коробка передач была двухсторонней. Вторая и третья передачи имели синхронизатор. Главная передача автомобиля была одинарной и имела спиральный зуб. Единственным отличием нынешней трансмиссии от коробки передач ГАЗ-М-20 было расположение. Он располагался не возле руля, а на полу, справа от водителя. Кроме того, поскольку ступицу переднего моста можно было отключить, расход топлива несколько снизился. Но, к сожалению, он мог работать только на идеально ровных дорогах.
Если заглянуть под капот ГАЗ-69, то слева можно увидеть отопительный котел предпускового типа. Чтобы прогреть машину в сильные морозы нужно было сначала повернуть руль вправо и через дверцу на левом переднем колесе установить паяльную лампу. При этом масло нагревалось в картере.
Как мы уже упоминали, кузов ГАЗ-69 был открытым и имел специальный тент, который натягивался вручную. Он крепился с помощью специальной жесткой рамы. Кстати, верх дверей имел брезентовую накладку, которую можно было снять в любой момент. Оконную раму можно было поднять, что в жаркое время года делало поездку более комфортной. Капот имел широкие боковые панели, которые также легко снимались, что облегчало работу двигателя при высоких температурах. Салон был рассчитан на 8 пассажиров: впереди сидели водитель и один пассажир, далее располагались 2 ряда скамеек по 3 места в каждом. На самом деле эти лавки служили ящиками, так как сиденья поднимались для хранения различных инструментов. Ворота вагона были распашными, а внутреннее пространство использовалось для хранения веревки, аварийного знака и других принадлежностей. Фильтр тонкой очистки располагался на бензонасосе, а фильтр грубой очистки — на раме.
Интерьер ГАЗ 69
Помимо основного топливного бака имелся второй бак с вентиляцией, спрятанный под сиденьем переднего пассажира, но заправлять его можно было только через салон. Еще одна деталь заключалась в том, что приборная панель показывала водителю только количество бензина в основном баке. Бензин в дополнительном баке проверяли через горловину. Отопитель в салоне работал только во время езды и подавал горячий воздух под ноги водителю и всем пассажирам. Стоящий автомобиль никак не мог отогреться.
Интерьер ГАЗ 69
Сельскохозяйственная модификация ГАЗ-69А имела ряд отличий. В первую очередь это коснулось экстерьера и интерьера, количество посадочных мест сократилось с восьми до пяти. Помимо сидений водителя и переднего пассажира, сзади была установлена всего одна скамья. Также машина была оборудована вместительным багажным отделением, в которое можно было попасть даже из салона, топливный бак у машины был всего один. В целом внешний вид обоих автомобилей был обычным для того времени и имел некоторое сходство со знаменитыми американскими джипами.
Через несколько месяцев, после начала производства ГАЗ-69, их использовали для военных парадов, а весной следующего года на сельскохозяйственных работах. В 1954 году много автомобилей было принято для обслуживания полярных станций. Кстати, именно этот шаг послужил мотивом для конструкторов Горьковского завода изобрести целых 4 типа снегоходов с гусеницами вместо колес на базе этой «рабочей» машины. Но, несмотря на свою бешеную популярность и внешнее совершенство, автомобиль часто переделывали и представляли как нечто новое. Так в 1960 был модернизирован передний мост, оснащенный усиленными подшипниками, шкворневыми узлами и более плотным карданом.
ГАЗ-69-68 1970
Наиболее существенные изменения были внесены в 1968 году. Тогда дифференциал имел уже 4 сателлита и стал намного надежнее, также конструкторы улучшили тормозную систему, оснастив ее более жесткими барабанами. Были установлены новые пластины на передние колеса, немного изменены стойки и фары, добавлен выключатель, увеличено заднее стекло, наконец — конструкторы установили новые тенты, а для грузопассажирских версий — дополнительные окна. План модернизации был полностью выполнен в 1970, а машина получила индекс 69-68.
ГАЗ-46 МАП
За все время производства вместе с модернизацией ГАЗ-69 на его базе было создано множество других воинских частей, в частности — 2К15 «Шмель» (ракетный комплекс), ГАЗ-96рх (автомобиль для радиационной и технической разведки), прототип ГАЗ-19, ГАЗ-46 (плавающий автомобиль), ГАЗ-011 (амфибия), П-125 «Азбука» (штабной автомобиль для командиров) и др.
ГАЗ-69 снег и болотоход
Также ГАЗ-69имел множество модификаций, которые широко использовались в Советском Союзе и производились в больших количествах. К ним относятся:
GAZ-69A “Bumblebee”
Model | GAZ-69 | GAZ-69А | ||
---|---|---|---|---|
Years of manufacture | 1952-1972 | |||
Кузов | 8-местный 2-дверный цельнометаллический открытого типа с задним бортом и откидным тентом | 5-местный 4-дверный цельнометаллический открытого типа с багажником и откидным тентом | ||
Вместимость | 8 пассажиров или 500 кг груза и 2 пассажира | 5 пассажиров и до 50 кг груза | ||
Сила для перемещения | 850 кг | |||
Двигатель | Двигатель Four -Cylinder Carburetor (Model — 20MM) | . , 88 mm | ||
Engine capacity | 2.12 l | |||
Quantity total / min | 3600 | |||
Power | 55 hp | |||
Average fuel consumption | 14L / 100km | |||
Compression ratio | 6.5-6.7 | |||
Carburetor | Vertical carburetor with a falling stream, balancing type, equipped with economizer and accelerator | |||
Battery | 6ST -54 | |||
Сцепление | сухое, однодисковое | |||
Трансмиссия | механическая, трехступенчатая, двухходовая | |||
Working brake | drum brake with hydraulic drive | |||
Parking brake | drum | |||
Steering | globoid with double roller and gear ratio 18. 2 | |||
Maximum speed | 90 km/h | |||
Максимальная скорость с прицепом | 80 км/ч | |||
Подвеска | рессорная с гидравлическими поршневыми амортизаторами двойного действия | |||
Масса | 1525 kg | 1535 kg | ||
Curb weight | 2175 kg | 1960 kg | ||
Dimensions l / w / h | 3850/1750/2030 mm | |||
Wheelbase | 2300 mm | |||
Углы свеса (передняя / сзади) | 45/35 | |||
Размер шины | 6,50 — 16 | |||
давление в шире (спереди / задний) | ||||
.0118 | Топливный бак | 48 L + 17 L (необязательно) | 60 L |
Модель игрушки Gaz-69 «Baby»
Где-то в 1962/1963 году (мне было около 10 лет) отец посадил меня за руль своего служебного ГАЗ-69. Как меня тянуло к обочине!
С 2000 по 2014 год у меня был черный русский терьер (черный) РОКАС. Это был больше, чем собака, больше, чем друг, больше, чем сын (у меня две дочери, у жены два сына — на двоих у нас 5 внуков и 4 внучки — всего 9!!!). РОКАС очень любил природу и путешествия. Не одну тысячу километров мы проехали.
Эта машина в моей памяти РОКАС. Других ретро машин не было и не будет, как и не будет другой такой собаки как РОКАС.
4 ноября 2014 года этот ГАЗ-69 появился у меня во дворе. Много лет он стоял как «вывеска» на одном из лесных мотелей Литвы. Когда-то это была радиомашина, но остались только вывеска и кузов с отверстиями для радиоаппаратуры и безрассудные действия бывших хозяев. А в остальном — сборная солянка из всех когда-то выпускавшихся в СССР автомобилей. Тело было гнилое.
Зимой 2014 — 2015 я разобрал машину до последней гайки и болта. В марте 2015 года все, что могло выдержать пескоструй, отправилось на эту процедуру. Начал разбираться, что есть, что еще подходит, что искать и где искать. Я составил первоначальный список (кстати, в дальнейшем, чем больше я делал, тем длиннее становился этот список). Пилинг валерианы с валидолом.
Полгода мои знакомые пескоструйщики, маляры и маляры делали свое дело, я «отскребал» мелочь, собирал недостающие детали. Слава богу, документы в порядке, номера кузова и номера двигателя совпадают с документами. Да и рама вроде бы «родная». Судя по дате на колёсных дисках, по картинке внутри зеркала в салоне и маркировке некоторых узлов мой ГАЗ-69родился в ноябре 1962 года.
Примерно в сентябре 2015 года в мой гараж вернулось все зелено-черное (гараж на три машины был полностью забит деталями от ГАЗ-69, разложенными на полу!). То, что подлежит оцинковке, делалось за несколько «заходов», так как покрытие деталей уточнялось «шаг за шагом». В Вильнюсе.
Я «чищу», «собираю» и доделываю. Так прошли осень, зима и весна 2016 года.
В марте 2016 года поставил на «козлы» раму, коробку и раздатку на стол, мосты на большие «козлы», а двигатель уже повесил.