Одной из важнейших боевых единиц СССР в годы Великой Отечественной войны стал советский средний танк Т-34 76 из-за большого количества успешных конструкторских решений.
Нельзя сказать, что танк Т-34 76 был идеальной боевой машиной, но простота устройства, легкость в ремонте и неприхотливость в бою помогли ему стать великим оружием. Безусловно, во время войны и использования данного танка не обошлось без героизма отечественных танкистов, которые нередко жертвовали собой и проявляли чудеса русского духа и смекалки.
Содержание
История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.
Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.
В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.
Несмотря на тяжелейшие условия на фронте, потери основных производственных мощностей, советские войска продолжали получать средние танки.
В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.
Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.
Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.
Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.
Сначала о Т-34 76 в общих чертах:
В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.
Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.
На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.
Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.
У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.
Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.
В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.
Конечно, главными противниками Т-34 76 на полях сражений были немецкие танки. Самые массовые из них — средние Т-III и Т-IV. Американский же «Шерман» считается очень похожим на советский танк, но с рядом собственных решений.
Т-34 76 | Pz.Kpfw.IIIAusf.J | Pz.Kpfw.IVAusf.F2 | M4A2 Sherman | |
Длина, м | 5,92 | 5,495 | 5,89 | 5,918 |
Ширина, м | 3 | 2,95 | 2,88 | 2,616 |
Высота, м | 2,41 | 2,5 | 2,5 | 2,68 2,743 |
Вес, т | 25,6 | 21,6 | 23,6 | 31,87 |
Лобовая броня, мм | 45, поздние версии – 52 | 30+20 | 50 | 51 |
Вооружение | Пушка 76 мм и 2 пулемета ДТ, 7,62 мм | Пушка 50 мм и 2 пулемета Mg-347,92 мм | Пушка 75 мм и 2 пулемета Mg-34, 7,92 | Пушка 76 мм, 1 пулемет 12,7 мм и 2 пулемета 7,62 мм |
Двигатель, мощность, л. с. | 500 | 285 | 250 | 375 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 40 | 40 | 48 |
Дальность хода, км | 300 | 155 | 210 | 241 |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 5 | 5 |
Главным козырем Т-34 и отечественные, и зарубежные эксперты считают удачную пушку, которая отличалась оптимальным сочетанием надежности, пробивной силы и скорострельности.
Также советская машина обладала удачными габаритами и меньшей броней, чем аналоги, отчего оставалась маневренной на поле боя. Хороших слов заслужил двигатель, который из-за своей экономичности и тяги позволял развивать большую скорость.
Т-34-76 выпускались вплоть до 1944 года. Всего собрали 35330 машин образца 1940. На их базе также делали самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.
Конечно, основное применение Т-34 развернулось в годы Великой Отечественной войны. На момент начала военных действий в армии насчитывалось 1225 единиц. В ходе войны производство было переориентировано в Челябинск и Свердловск (ныне Екатеринбург). Одним из важнейших достижений Советского Союза, возможно, сыгравшим ключевую роль в победе — массовый выпуск Т-34 76.
Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков.
Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.
Добавить к сравнению Машина добавлена к сравнению Добавить комплектацию техники к сравнению Комплектация техники добавлена к сравнению
Добавить к сравнению технику в базовой комплектации Убрать машину из сравнения Добавить к сравнению технику в текущей комплектации Убрать машину из сравнения
Является завершающей модификацией танка Т-34 образца 1943 г. Новая трёхместная орудийная башня позволила установить более мощную 85-мм пушку. Это значительно повысило боевую эффективность танка по сравнению с предшественником Т-34-76. Всего было выпущено более 35 тысяч единиц различных модификаций. До настоящего времени состоит на вооружении ряда стран.
Сочетание «Т-34» используется в игре «Мир танков» в общеупотребимом значении для указания на реальные танки, и его использование не связано какими-либо отношениями с правообладателями одноимённых товарных знаков. Подробнее здесь
Танки Победы
Командир
Наводчик
Радист
Механик-водитель
Заряжающий
ед.
мм Бронепробиваемость
0}»> ед/мин Урон в минуту
0, ‘specification_delta-good’: $data с Время сведения
0, ‘specification_delta-good’: $data м Разброс на 100 м
0}»> шт Боезапас
0}»> / 0}»> / т Масса/Предельная масса
0}»> л. с. Мощность двигателя
0}»> л.с./т Удельная мощность
км/ч Максимальная скорость
0}»> град/с Скорость поворота
0}»> град/с Скорость поворота башни Скорость гориз. наведения
0}»> ед. Прочность
/ / мм Бронирование корпуса
0}»> / 0}»> / 0}»> / / мм Бронирование башни
0, ‘specification_delta-good’: $data с Время ремонта ходовой
0}»> м Обзор
0}»> м Дальность связи
Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.
Экипаж: | 5 |
Вооружение: | 85-мм пушка |
Лук 7,62 мм DTM MG | |
7,62 мм DTM коаксиальный MG | |
Максимальная скорость движения: | 55 км/ч |
Максимальный радиус действия: | 300 км |
Двигатель: | В-2-34 В-12 дизель мощностью 500 л.с. |
Т-34, построенный Уральским танковым заводом №183 (УТЗ) им. Ф.Э. Дзержинского весной 1943 года. Эти танки имели характерные шестигранные литые башни с острыми скулами, разнолитые (с внутренними амортизаторами) и обрезиненными колесами, а также внешние топливные баки на задний. Колеса с резиновым покрытием были введены для лучшей амортизации, но из-за нехватки резины в СССР их смешивали с колесами старого типа.
Упрощена конструкция танка за счет уменьшения количества различных типов бронелистов, поэтому толщина брони бортов, кормы, днища, крыши и днища над гусеницами увеличена — 40 мм бронелисты заменены на 45 мм и 13-16 мм листы на 20 мм. Новая литая башня также была на 5-11% прочнее в зависимости от угла попадания.
Кроме того, на танки, выпускавшиеся в это время, обычно устанавливали новую 5-ступенчатую коробку передач для более эффективного разгона и проходимости. Боезапас главного орудия увеличен до 100 выстрелов.
Вес без нагрузки: ~30000 кг.
Длина: 6,6 м.
Ширина: 3,0 м.
Высота: 2,5 м.
Клиренс: 400 мм.
Двигатель: Дизель В-2.
Максимальная мощность: 500 л.с. при 1800 об/мин.
Максимальное число оборотов: 1900 об/мин.
5-ступенчатая коробка передач.
Максимальная скорость по дороге:
1-я передача: 7,4 км/ч.
2-й: 15,9 км/ч.
3-й: 22,4 км/ч.
4-й: 34,1 км/ч.
5-й: 54,0 км/ч.
Реверс: 8,4 км/ч.
Максимальная скорость по бездорожью: 31 км/ч.
Жидкости:
Объем внутренних топливных баков: 460 л.
Емкость маслосистемы двигателя: 80 л.
Летняя охлаждающая жидкость двигателя: 95 л. воды
Зимняя охлаждающая жидкость двигателя: 95 л. 50%25 этиленгликоль
Запас хода: 300 км.
Максимальный расход масла: 9 л/ч.
Броня корпуса:
Лоб: 45 мм.
Борта: Катаная броня 45 мм.
Задняя часть: 45-мм катаная броня.
Крыша: Катаная броня 20 мм.
Днище: катаная броня толщиной 20 мм.
Днище над гусеницами: катаная броня 20 мм.
Броня башни:
Лоб: литая броня толщиной 56 мм.
Борта: литая броня 56 мм.
Задняя часть: литая броня толщиной 56 мм.
Крыша: литая броня толщиной 56 мм.
Маска орудия: 45 мм катаная броня.
Основное орудие: нарезное, 76,2 мм Ф-34.
Длина ствола: 41,6.
Высота: +25°..-5°.
Боезапас: до 100 патронов.
Полезная скорострельность: 8 выстрелов в минуту.
Привод башни: электрический, 14 секунд на оборот.
Боеприпасы:
БР-350Б Бронебойно-фугасный (БВВ): 6,5 кг, 660 м/с, 72 мм на 500 м.
БР-350БСП бронебойный сплошной (БС): 6,6 кг, 660 м/с, 73 мм на 500 м.
БР-354П бронебойно-композитный жесткий (APCR): 3,02 кг, 9 шт.50 м/с, 129 мм в упор.
ОФ-350 осколочно-фугасное (ВВ): 6,2 кг, 680 м/с, 710 г. взрывчатые вещества.
Пулеметы: 7,62 мм Дегтярева (ДТ).
Масса пули: 9,8 г.
Начальная скорость: 840 м/с.
Бронепробиваемость на 100 м: 11 мм.
Скорострельность: 600 выстрелов в минуту.
Coaxial: 29 магазинов по 63 патрона в каждом (1827 патронов).
Лук: +-12°/+16°..-6°, 23 магазина, 63 патрона в каждом (1449 патронов).
Прицелы:
Прицел наводчика ТМФД-7, поле зрения 15°.
Панорамный перископический прицел наводчика ПТ4-7, угол обзора 26°.
Радиооборудование:
Приемопередатчик УКВ 9-РМ.
3 переговорных терминала.
Осколочно-фугасные снаряды
ОФ-350
Хорош против небронированных, небронированных и легкобронированных целей.
Масса 6,2 кг, масса взрывчатого вещества 710 г.
Бронепробиваемость прямого попадания 20 мм, эффективная дистанция поражения легковых автомобилей 3 м.
При стрельбе из пушки Ф-34/ЗиС-5:
Начальная скорость пули: 680 м/с.
500 м: скорость: 616 м/с, перепад -3,0 м.
1000 м: скорость: 558 м/с, перепад -12,5 м.
2000 м: скорость: 468 м/с, перепад -56,7 м.
8 цельнометаллических колес
Четыре дополнительных колеса с внутренней рессорой (всего 8) из-за нехватки резины.
Бронебойные снаряды
БР-350БСП
Цельнолитые бронебойные снаряды без взрывчатого наполнения.
Хорош против разнесенных пластин брони, но наносит меньше урона внутри цели, чем более совершенные APHE.
Масса: 6,6 кг.
При стрельбе из пушки Ф-34/ЗиС-5:
Начальная скорость 660 м/с, бронепробиваемость в упор 87 мм.
500 м: бронепробиваемость 73 мм, скорость 585 м/с, падение -3,2 м.
1000 м: бронепробиваемость 62 мм, скорость 524 м/с, падение -13,6 м.
2000 м: бронепробиваемость 47 мм, скорость 429 м/с, падение -63,5 м.
Бронебойно-фугасные снаряды
БР-350Б
Снаряды с разрывной боевой частью.
Хорош против бронированных целей. При пробитии наносят больше урона внутри цели, чем сплошные бронебойные снаряды, но осколочно-фугасная начинка может сдетонировать преждевременно (например, при использовании против разнесенных бронелистов).
Масса 6,5 кг, масса взрывчатого вещества 119 г.
При стрельбе из пушки Ф-34/ЗиС-5:
Начальная скорость 660 м/с, бронепробиваемость в упор 86 мм.
500 м: бронепробиваемость 72 мм, скорость 584 м/с, падение -3,2 м.
1000 м: бронепробиваемость 61 мм, скорость 522 м/с, падение -13,6 м. 900:03 2000 м: бронепробиваемость 46 мм, скорость 427 м/с, падение -64,0 м.
Подкалиберные бронебойные снаряды
БР-354П
Снаряды, вооруженные подкалиберным бронебойным снарядом.
Хорош против тяжелобронированных целей на коротких дистанциях: будучи намного легче обычных снарядов, они имеют гораздо более высокую начальную скорость и бронепробиваемость на близких дистанциях.