8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Мчс россии дата создания: История создания и заслуги МЧС. Справка

30 лет МЧС России

 


Сводка за неделю

6 февраля — 12 февраля 2023 года

отрядом выполнено 85 поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, из них:

техногенных/ДТП — 22/12

природных — 10

бытовых — 53

Кроме того, профилактических мероприятий — 28

 

При этом:

спасено82 чел.

погибло — 5 чел.

не найдено — 0 чел.

утонуло — 0 чел.

 

27 декабря 2020 года Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнилось 30 лет.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г.

№ 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу.

Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время МЧС России или более официально - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

 

Сегодня МЧС России — это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.

МЧС России — это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации.

 

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу. Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время МЧС России или более официально – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
Сегодня МЧС России – это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д. МЧС России – это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС.

Источник: https://fireman.club/conspects/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-mchs-rossii/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © fireman.club

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу. Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач.

В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР). Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время МЧС России или более официально – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
Сегодня МЧС России – это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д. МЧС России – это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС.

Источник: https://fireman.club/conspects/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-mchs-rossii/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © fireman.club

< Предыдущая

 

Дата образования психологической службы МЧС России

История психологической службы МЧС России начинается 17 сентября 1999 г. с момента создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП).

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, а также важнейшим направлением работы психологической службы чрезвычайного ведомства. В конце 90-х годов психологи МЧС России стали первопроходцами в этой области и основоположниками нового направления в психологической науке – психологии экстремальных ситуаций.

Сегодня психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ неотъемлемая часть ликвидации последствий ЧС. Оно предполагает проведение комплекса мероприятий по стабилизации социально-психологической обстановки в зоне ЧС, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, профилактику возникновения негативных психологических последствий у пострадавших и специалистов МЧС России. Чем быстрее будет оказана психологическая помощь, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Психологи МЧС России прибывают в зону ЧС одновременно со всеми оперативными службами, и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий ЧС.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России является аттестованным аварийно-спасательным формированием, в котором ведется научно-практическая и научно-исследовательская работа в направлении психологии экстремальных ситуаций, разработан и издан ряд научных и научно-методических работ. Психологи МЧС России принимают участие в международных гуманитарных операциях, учениях, научно-практических конференциях, учебно-методических сборах и семинарах.

ЦЭПП поддерживает партнерские отношения с ВУЗами. Многолетнее сотрудничество с МГУ, где психологи МЧС России ведут спецкурс, есть отдельная специализация. При активном участии сотрудников ЦЭПП был создан государственный стандарт «Психология кризисных и экстремальных ситуаций». Вузы-партнеры: Дальневосточный институт психологии и психоанализа, Санкт-Петербургский государственный университет, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Психологическая служба МЧС объединяет сотрудников ЦЭПП и его филиалов, психологов территориальных органов МЧС России, воинских частей, спасательных отрядов, подразделений ФПС, образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений МЧС России.

Сегодня психологическая служба МЧС России — это более 800 специалистов во всех регионах нашей страны, которые каждую минуту готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде.

Психологами МЧС России создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Эта система позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь при работе на ЧС различных масштабов — от локальных до международных.  

Ежегодно психологи проводят более 230 тысяч мероприятий по сопровождению деятельности личного состава. Такие мероприятия позволяют специалистам эффективно выполнять профессиональные задачи при работе в условиях экстремальных нагрузок. 

Психологи МЧС России вносят свой вклад в работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций, продвигая в общество идеи культуры безопасности, оказания первой помощи и психологической поддержки, обновления школьного предмета ОБЖ и психологического просвещения.  

Психологи МЧС России проводили большую работу в рамках психологического просвещения населения в период пандемии. Участвовали в работе «горячей линии» по оказанию психологической помощи гражданам в период локдауна. Специалистами ведомства разработаны методические рекомендации по сохранению психического здоровья и психологического благополучия в период эпидемии. 

Центр экстренной психологической помощи МЧС России является аттестованным аварийно-спасательным формированием, а также основоположником нового направления в психологической науке — экстремальной психологии. С 2016 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова открыта кафедра экстремальной психологии, которую возглавляет директор Центра Юлия Шойгу. Ежегодно лучшие выпускники этой кафедры пополняют ряды специалистов психологической службы.

Психологи чрезвычайного ведомства постоянно совершенствуют свои навыки и методы работы. Специалистами разработаны и внедрены в деятельность собственные уникальные дистанционные технологии консультирования, которые позволяют получать квалифицированную психологическую помощь и психологическую поддержку по любым вопросам.

Все научно-методические разработки в психологической службе МЧС России имеют ярко выраженный прикладной характер и направлены, как правило, на решение практических задач, тесно связанных с общим контекстом деятельности Министерства.

Значимость вклада психологической службы в деятельность системы МЧС России и профессионализм психологов отмечены государственными и ведомственными наградами. В 2019 году коллектив Центра экстренной психологической помощи МЧС России был удостоен благодарности Президента РФ.

МЧС: взгляд издалека, взгляд изнутри и взгляд в будущее

До конца 1980-х годов система реагирования на чрезвычайные ситуации Советского Союза была плохо определена и выполнялась (в определенной степени) существующей гражданской обороной система. Однако это было ориентировано исключительно на войну, и в мирное время численность войск гражданской обороны сокращалась. Кроме того, персонал, призванный реагировать на ситуацию, часто страдал от недостатка подготовки и оборудования. Взрыв Чернобыльского ядерного реактора в 19 г.№ 86 послужил примером необходимости реорганизации советской системы экстренного реагирования. Это была не ядерная атака со стороны «врага», а скорее кризисная ситуация на родине. Было ясно, что отсутствует согласованная и последовательная политика в отношении набора и развертывания аварийно-спасательных групп. Это было вызвано главным образом явным отсутствием правовой базы и постоянного руководящего органа; силы быстрого реагирования; специальное транспортное средство; профессиональные спасатели; и современное оборудование для выполнения операций.

Спустя годы после Чернобыльского взрыва (и распада Советского Союза) для ликвидации последствий этой ситуации Президент Ельцин создал Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). ).1 Создано указом президента 10 января 1994 года, оно также известно как Министерство по чрезвычайным ситуациям. 2

Силы гражданской обороны МЧС России состоят в основном из профессиональных военнослужащих. Эти силы МЧС используются как для военного времени, так и для реагирования на чрезвычайные ситуации и отличаются от вооруженных сил тем, что они не участвуют в боевых действиях. Действительно, военная подготовка, проводимая сотрудниками МЧС, предназначена только для их самозащиты при развертывании в мирное время и операциях по поддержанию мира3. исключительно в районах с высокой степенью вероятности чрезвычайной ситуации природного и технического характера и там, где требуется разминирование или гуманитарная помощь.

Подразделения МЧС проводят учения так же, как и вооруженные силы (проведение командно-штабных учений для отработки взаимодействия в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф), а подразделения МЧС также участвуют в международных учениях. Например, в 2001 году были проведены совместные британо-российские учения «Сибирский вызов», основными задачами которых были проверка лидерства и логистики.

Почему МЧС является «вооруженной» силой, когда это преимущественно спасательная организация?

В отличие от умеренного климата Великобритании, Россия подвержена крупномасштабным стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, таким как сильные наводнения, утечки ядерных материалов, лесные пожары, пограничные боевые действия и землетрясения. Масштабы и масштабы этих кризисов таковы, что для МЧС разумно иметь собственный парк военной техники, которая лучше всего подходит для работы в этих тяжелых условиях. Например, Зил-4906 «Синяя птица» — грузопассажирский автомобиль-амфибия, идеально подходящий для проведения аварийно-спасательных работ при «затоплении»; Ил-76 — это 180-тонный реактивный самолет большой грузоподъемности с двумя баками, вмещающими до 10 000 галлонов воды, который имеет двойное назначение и может использоваться как для оказания гуманитарной помощи, так и для пожаротушения; а камовский Ка-226А — легкий вертолет, идеально подходящий для спасательных работ в крупных городах.

Приобретение оборудования МЧС демонстрирует необходимость поддержания широкого спектра материалов, которые обеспечат быстрое реагирование и гибкость миссии. Учитывая большую географическую территорию, которую охватывает МЧС (восьмая часть суши в мире), контроль за собственной техникой жизненно важен для обеспечения быстрого оперативного реагирования4. Таким образом, привлечение профессиональных военнослужащих для выполнения ключевых задач гражданской обороны способствует общей эффективности МЧС5. Учитывая, что российская военная структура в последние годы подвергалась широкой критике за предполагаемый непрофессионализм ее сил, противопоставление квалифицированных, обученных, квалифицированных и специализированных способностей войск МЧС в «чрезвычайном» реагировании на все показывает, что они являются наиболее подходящим персоналом для выполнения этих задач.

Некоторые западные игроки с подозрением отнеслись к предположению МЧС о применении силы только в целях самообороны. Действительно, тесная связь между хорошо вооруженными войсками и мобильным полевым госпиталем МЧС, дислоцированным в Афганистане, вызвала у некоторых западных комментаторов повод для беспокойства даже в свете утверждений представителей МЧС о том, что эти войска присутствовали исключительно для того, чтобы действовать как силы охраны нового российского посольства в Кабуле)6. Один генерал британской армии заметил, что эти подразделения «безусловно применят силу, [поскольку] русские всегда просеивают законодательство. Они всегда сначала стреляют, а потом задают вопросы»7, 9.0003

Однако законность такой критики сомнительна. Следует подчеркнуть, что размещение российских войск в Афганистане совпадает с более широким изменением характера гуманитарных миссий в период после окончания «холодной войны». Расширение в 1990-е годы миротворческой деятельности с целью принятия более «принудительного» подхода привело к тому, что военнослужащие действовали менее агрессивно, чем их предшественники до 1991 года8. В этот период произошел заметный сдвиг в структурных характеристиках миротворческих сил. увеличение возможностей для тяжело (а не легко) вооруженного персонала. Таким образом, потенциально устрашающий внешний вид развернутых в Афганистане подразделений МЧС структурно не идет вразрез со значительным количеством развернутых в настоящее время западных силовых структур.

В последние годы войска гражданской обороны МЧС были развернуты для оказания гуманитарной помощи в Афганистане, Чечне и Ираке.9 Российские силы не имели большого опыта миротворческой деятельности до 1991 года и поэтому, как и их американские коллеги, прошли очень крутую кривую обучения.10 Для По понятным причинам размещение вооруженных формирований в этих районах должно было встретить сопротивление местного населения. Однако во всех случаях, как сообщается, автоколоннам гражданских сил обороны был обеспечен безопасный проход и вся помощь была принята. Фактически, «ЧС МЧС, как одно из наиболее организованных российских военизированных формирований, имеет большой потенциал для постконфликтного развертывания за пределами России, особенно в тех случаях, когда присутствие традиционных российских вооруженных сил может быть нежелательно»11 9. 0003

Создается впечатление, что «оранжевая форма» МЧС стала так же узнаваема, как и «голубой берет» ООН, а гражданское население идентифицирует МЧС как силу по урегулированию конфликтов и стихийных бедствий, а не как агрессора. МЧС фактически является самым авторитетным органом государственной власти в современной России. Предварительный анализ показывает, что войска гражданской обороны МЧС России можно рассматривать как «промежуточный» компонент между гражданским и военным участием в операциях по поддержанию мира. Поскольку работающие системы военно-гражданского сотрудничества на оперативном уровне в настоящее время вызывают серьезную озабоченность в операциях по поддержанию мира, проводимых НАТО и ООН, российские войска гражданской обороны могут служить позитивной моделью альтернативного подхода к этой широко обсуждаемой проблеме. .

Реагирование МЧС на ЧС в стране в целом первоклассное. Сильное наводнение в Северо-Кавказском регионе в 2002 году — лишь один из примеров, демонстрирующих быстроту, эффективность и профессиональную подготовку оперативных формирований МЧС по минимизации последствий наводнения в регионе. Однако в то же время общественное отношение к МЧС было неоднозначным. С одной стороны, общественная реакция на деятельность МЧС весьма положительна при обсуждении крупномасштабных национальных операций. С другой стороны, кажется, что нет ясности в отношении роли, которую играет МЧС в ситуациях, близких к дому. Следует подчеркнуть тот факт, что МЧС является государственной структурой и имеет высокую степень централизации. Другими словами, все действия проходят через власть Москвы. Преимущество централизованного министерства заключается в том, что все составные части системы экстренного реагирования находятся под эгидой МЧС, а, учитывая географические масштабы территории, которую охватывает МЧС, легче управлять многочисленными группами из центра. У этого есть и свои недостатки: общественность мало верит в то, что МЧС отреагирует на ситуацию «близости к дому», главным образом потому, что у министерства нет телефонных номеров-автоматов, и потому что МЧС приходится ждать одобрения Москвы, прежде чем действовать.

Кроме того, МЧС подверглось критике со стороны других подразделений оборонной структуры России. Респонденты во время полевых исследований, проведенных Бирмингемским университетом, отметили, что министерство во многих отношениях является пустой тратой государственных инвестиций и что то, чего оно на самом деле достигает, неэффективно. Предполагаемая возможная причина разногласий связана с ассигнованиями из оборонного бюджета. МЧС обеспечено лучше: летчики всегда отрабатывают свои часы, у него всегда есть топливо для самолетов, и его оборудование в хорошем состоянии. МЧС предоставляет лучшие «предложения» для своего персонала, а впоследствии и для наиболее профессиональных работников. Следовательно, обладая наибольшим количеством ресурсов, она также является одной из самых эффективных организаций. Будучи преимущественно «спасающей» организацией, она пользуется непоколебимой общественной поддержкой.

С другой стороны, МЧС берет большие деньги из оборонного бюджета и отбирает для себя лучших кадров. Как следствие, бюджет МЧС и кадровый «выбор вишни» тормозят реформирование вооруженных сил в целом. Международное вмешательство дает МЧС больше денег, а его вмешательство в Российскую Федерацию обеспечивает ему известность, но во многих отношениях оно обеспечивает видимость фактического состояния вооруженных сил. Это вызвало возмущение и гнев у некоторых ключевых игроков в других областях российской обороны.

Взгляд в будущее

Прежде чем делать выводы о будущем МЧС, стоит отметить своеобразный характер и стиль руководства министра, курирующего МЧС, Сергея Шойгу. Вопреки распространенному восприятию российской военной реформы, разрыв между гражданскими и военными во многом устраняется благодаря Шойгу. Он имеет гражданское происхождение и никогда не служил в воинских частях, хотя в октябре 1994 года ему было присвоено звание генерал-майора. Что касается МЧС как «вооруженной» структуры, то Шойгу удалось преодолеть разрыв за счет «стратегического руководства»12. Имеет очень высокий общественный рейтинг и является одной из самых популярных фигур в России; часто занимает второе место после Путина в опросах общественного мнения. 13 Действительно, Шойгу был единственным министром в России, который так долго оставался на своем посту. Он хорошо работает с иностранцами и готов выйти на низовой уровень: везде, где это возможно, он находится на месте чрезвычайной ситуации. Этот харизматичный лидер почти ежедневно изображается в средствах массовой информации. Этот динамичный образ руководителя МЧС в целом остался незапятнанным, в том числе после недавних обвинений в коррупции, вымогательстве и злоупотреблении служебным положением со стороны одного из его ближайших советников генерал-лейтенанта Владимира Ганеева14 9.0003

Кажется очевидным, что развитие этой организации до сих пор во многом зависело от личных качеств ее лидера, потому что Шойгу играл важную роль в министерстве, и его персонал (как «военный», так и «гражданский») охотно следовал за ним. На данный момент очевидного преемника Шойгу, похоже, нет. При этом теперь, когда МЧС разрослось и прочно обосновалось в российской системе, оно, несомненно, выживет и продолжит расти, кто бы ни был поставлен во главе. Это, конечно, будет зависеть от того, будет ли предотвращена возможность коррупции.

Многое было сделано за последние годы об упадке российских вооруженных сил. За короткий период — менее 10 лет — с момента создания министерства, несмотря на сложные экономические условия России, МЧС не отстает от Запада в оказании помощи при стихийных бедствиях, миротворческой и гуманитарной деятельности. Напротив, МЧС представляет собой первый шаг в построении современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и продолжает развивать свою способность прогнозировать долгосрочные бедствия в России, извлекая уроки из предыдущего опыта и сталкиваясь с реальными проблемами. Достаточно проанализировать деятельность МЧС за последний год, чтобы продемонстрировать широкие возможности ведомства по реагированию на катастрофы как внутри России, так и за ее пределами. Силы МЧС имеют отличную гуманитарную репутацию и не потеряют узнаваемость товарного знака «оранжевая форма». Наконец, МЧС как структура в общей системе Вооруженных Сил России представляет собой позитивную силу, обеспечивающую систему сдержек и противовесов для общих интересов национальной безопасности России.

Полную информацию об исследовательском проекте «Министерство по чрезвычайным ситуациям России (МЧС) – взгляд издалека, взгляд изнутри, взгляд вдаль» можно найти по адресу: http://www.crees.bham .ac.uk/research/cmil. Заинтересованные читатели могут обращаться: Лаура Хупер, Центр российских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета, B15 2TT [email protected]

Сравнение американских и российских систем аварийного управления

Характеристики системы управления Россия США

Федеральный орган по организации управления МЧС Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (ФЧС)

Год образования 1979 1994

Основные задачи Руководство и координация действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий, катастроф природного или техногенного характера и применение РХБ-оружия вероятным противником Защита населения и природных ресурсов, обеспечение бесперебойного управления страной в военное время и при стихийных и техногенных катастрофах, координация мобилизационной подготовки народного хозяйства

Государственная система управления чрезвычайными ситуациями Российская государственная система управления чрезвычайными ситуациями (основана в 1992 г. ) Национальная система управления чрезвычайными ситуациями (основана в 1934 г.)

Основные функциональные компоненты государственной системы управления чрезвычайными ситуациями Центр кризисного управления, Москва; Центральный пункт управления МЧС России, г. Москва; 9 региональных центров по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России; Вычислительный центр, Москва; Мобильные пункты управления МЧС; Кризисный информационный и координационный центр автоматизированной системы информации и управления стихийными бедствиями, Вашингтон, округ Колумбия; Резервный кризисный информационно-координационный центр, Вирджиния; 10 региональных центров; Центр специальных вычислений FEMA; Мобильное полевое оборудование; Управление интегрированной информационной системой (+32 автономные информационные системы) FEMA

Дополнение Центральный аппарат МЧС России Центральный аппарат МЧС России

Источник: Ю.Л. Воробьев, Катастрофы и человек (1998), стр. 168

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. аварийного реагирования» в книге Ю. Л. Воробьева «Катастрофы и человек» (Издательство АСТ-ЛТД, Москва, 1998), с.41-45.
  2. Настоящим рождением агентства некоторые считают 27 декабря 1990 года, когда был создан Спасательный отряд России. См. Т.Л. Томас, «МЧС: Российская группа реагирования на чрезвычайные ситуации» в

Конфликт низкой интенсивности и правоохранительные органы, Том 4, № 2, стр. 227–236.

  1. Более подробное объяснение мирного времени и поддержания мира см. В. Рукавишников, «Миротворчество и национальные интересы» в рабочих документах Копенгагенского института исследования проблем мира, том 20 (2001).
  2. Центральный аэромобильный спасательный отряд работает круглосуточно; установки находятся в резерве для работы и могут быть аэромобильны в течение 30 минут. Поисково-спасательная служба быстро реагирует на ситуации: ее бригады могут быть готовы к работе от 15 минут до 2 часов после вызова.
  3. Современное изучение военной профессии и профессионализма восходит к 1950-м и 1960-м годам. См., например, М. Яновиц, Профессиональный солдат: социальный и политический портрет (Нью-Йорк, Free Press, 1960).
  4. Транскрипция интервью 7, 14, 15. Ссылка на файл: Лаура Хупер, «Каталог интервью», CREES, Бирмингемский университет, сентябрь 2002 г. (неофициальный перевод).
  5. Беседы с генералом британской армии, сентябрь 2002 г. См. примечания к интервью 33. Ссылка на файл: Лаура Хупер, Каталог интервью «2», CREES, Бирмингемский университет.
  6. Рукавишников, указ.
  7. См., например, «Министерство по чрезвычайным ситуациям России начало гуманитарную операцию по оказанию Ирану помощи возможным беженцам из Ирака», Ежедневный бюллетень новостей Министерства иностранных дел Российской Федерации (24 марта 2003 г.).

10 Л. Джонсон, «Поддержание мира в СНГ: эволюция российской политики» (дискуссионный документ Королевского института международных отношений, 1999 г.).

11 Э. Степанова, «Использование российских сил «серой зоны» в постконфликтных ситуациях», (CMR Network, январь 2002 г. ).

12 Фостер утверждает, что лидерство заключается в осуществлении власти над другими, заставляя их выполнять свои желания. И, в отличие от силы принуждения, лидерство предполагает воодушевление других добровольно следовать за ним. См. G Foster, ‘The Civil-Military Gap; Какова этика? в материалах Военно-морского института США, № 126 (апрель 2000 г.).

13 Рейтинг политиков ВЦИОМ, сентябрь 2002 г. Шойгу часто занимает второе место после Путина, когда респондентов просят назвать политика, которого они больше всего поддерживают и которому доверяют. Результаты опроса ВЦИОМ в феврале 2003 г. показали, что 31% людей, которые проголосовали бы за «Единую Россию» при определенных условиях, хотели бы, чтобы Шойгу был лидером партии. Седов Л. «Итоги опроса ВЦИОМ, февраль 2003 г.» (Всероссийский центр изучения общественного мнения и конъюнктуры). См. www.wciom.ru/vciom_e/new/public/sedov_february.htm.

14 23 июня 2003 г. в ходе масштабной антикоррупционной операции был арестован и задержан начальник Управления собственной безопасности МЧС России генерал-лейтенант Владимир Ганеев. Ганееву предъявлено обвинение по четырем статьям уголовного кодекса; формирование преступной группы, вымогательство, злоупотребление служебным положением и незаконный оборот драгоценных камней.

Программа развития ООН и МЧС России провели тренинг для Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне [EN/RU] — Таджикистан

Приложения

  • Скачать отчет (PDF | 321,75 КБ | Английская версия)
  • Скачать отчет (PDF | 314,79 КБ | Русская версия)

21 сентября 2017 г. – Душанбе, Таджикистан

18 – 21 сентября 2017 г. в рамках проекта «Укрепление потенциала в области обеспечения готовности и реагирования», финансируемого Российского трастового фонда развития и реализуется ПРООН в Таджикистане.Тренинг проведен специалистами Всероссийского научно-исследовательского института по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России для участников вновь образованной Единой системы обеспечения готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации для экстренных ситуаций

Основной целью тренинга было повышение квалификации должностных лиц гражданской обороны и Государственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Республики Таджикистан. Один из приглашенных экспертов, Михаил Евгеньевич Барышев, начальник оперативного отдела ВНИИ ГО и ЧС, сказал: «Цель тренинга складывается из двух основных компонентов: понимания правильности выбранного пути и слабые места, поэтому дальнейшая работа будет основываться на достигнутом результате».

В ходе четырехдневного тренинга были рассмотрены вопросы планирования профилактических мероприятий и методологии и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пути повышения эффективности государственных систем. Кроме того, были проведены практические занятия по оценке готовности муниципальных органов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и алгоритмов органов управления по подготовке предложений для принятия решений во время чрезвычайных ситуаций.

Заместитель председателя КЧС Салимзода М.М. отметил важность проведения тренингов для представителей всех министерств и ведомств, так как «КЧС не единственный орган, который отвечает за ликвидацию чрезвычайных ситуаций, он должен основываться на сотрудничестве. Согласно постановлению Республики Таджикистан по созданию Единой государственной системы обеспечения готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координатором является КЧС».

Целью проекта «Укрепление потенциала в области готовности и реагирования» является развитие национального потенциала в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем (1) создания «Единой системы аварийной готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации» для обеспечения эффективная координация между государственными органами и (2) усиление поисково-спасательного потенциала Центроспаса (подразделение КЧС, ответственное за проведение поисково-спасательных работ) для обеспечения своевременного и квалифицированного проведения поисково-спасательных работ.

Соглашение об учреждении Трастового фонда развития Российской Федерации и ПРООН (ТФР) было подписано администратором ПРООН Хелен Кларк и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым 11 июня 2015 года с первоначальным финансированием в размере 25 млн долларов США для поддержки деятельности по сотрудничеству в целях развития в развивающихся стран по всему миру в следующих основных областях: устойчивое развитие, сокращение бедности, развитие сельских районов, устойчивая энергетика и управление водными ресурсами, ВИЧ/СПИД, снижение риска бедствий и готовность к чрезвычайным ситуациям, реагирование на бедствия и раннее восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *