Микроавтобус «Старт» — одна из самых стильных, и в то же время самых странных машин, производившихся в СССР. И пожалуй, единственная, сделанная не по «совету партии», а по инициативе небольшого предприятия из Северодонецка, Луганской области.
По преданию, всё началось с идеи создать прицеп – кемпер, постепенно трансформировавшейся в микроавтобус со стеклопластиковым кузовом. Проектировали «Старт» на Северодонецком авторемонтном заводе (САРБ), под руководством инженера Г.Дьяченко, который до этого уже успел создать один самодельный автомобиль с кузовом из пластика. Над дизайном «Старта» работал Ю. Андрос. На фото он крайний слева.
Активное участие в проекте принимал главный инженер Луганского автотреста А. Иванов, а изначальная идея принадлежала А. Антонову, большому начальнику из Луганска, он заведовал автохозяйством области, по сути. Хорошая, надо сказать идея, да и исполнение на должном уровне, за исключением отдельных неприятных моментов, о которых поговорим чуть позже.
Большая заслуга Антонова и в том, что проект вообще воплотился в жизнь, ведь комплектующие для ГАЗ-21 были в большом дефиците, и начальник по своим каналам «решал вопросы» из поставки в Северодонецк.
Технической базой для «Старта» послужила «Волга» 21-й модели. От ней взяли переднюю подвеску, двигатель и коробку передач, задний мост, электрооборудование, в том числе передние и задние фонари, элементы салона, в том числе щиток приборов, рулевой механизм и тормозную систему.
Кузов из стеклопластика не мог нести нагрузку, поэтому машину строили на рамной основе. Усилители панелей кузова – деревянные. Мотор сместили за переднюю ось, получилась почти среднемоторная компоновка, но зато удалось упростить карданный вал, он стал одинарным, без подвесного подшипника.
Ветровое стекло взяли от УАЗ-452. Оно же выполняет и роль заднего.
Очень нестандартным решением для минивэна стал отдельный багажник в задней части машины.
Он добавлял силуэту особого шарма. Вообще, надо отметить великолепный для своего времени дизайн автомобиля.В салоне 10 мест, включая водительское. Задний диван рассчитан на трёх человек, все остальные кресла одноместные. В передней части салона, по центру находится столик, под ним – двигатель. Справа у единственной двери пассажирского салона было опциональное, одиннадцатое место, небольшое откидывающееся сиденье.
Отдельно надо сказать об эргономике места водителя. Вернее, полном её отсутствии. Ноги водителя фактически упираются в панель приборов. Если водитель низкорослый, то ногам удобнее, но тогда тяжело крутить руль. Гидроусилителя там нет. Привод тормозов так же лишен каких либо усилителей. Всё как на «двадцать первой».
На испытаниях в естественных, так сказать условиях, в том числе в качестве маршрутного такси, быстро вылезли все «детские болезни» конструкции, недостаточная прочность кузова, неудобное место водителя, и еще масса проблем.
К тому же цена каждого экземпляра микроавтобуса из Северодонецка почти вдвое превышала стоимость обычной «Волги», машины, которая сама по себе была не дешевой.
В общем, большого будущего у «Старта» не вышло, а к середине 1960-х сменилось место работы у главного снабженца волговскими агрегатами, Антонова. Его повысили и перевели в соседнюю область. Начались перебои с поставками комплектующих.
За всё время производства, которое прекратилось в 1970 году, по разным данным было собрано от 110 до 150 экземпляров. Дело в том, что «Старт» пытались выпускать, помимо САРБа еще и на Луганском автосборочном заводе, на одной из автобаз в Донецке и даже в Житомирской области.
Машины, собранные на Луганском автосборочном заводе имеют характерные отличия – наклонную среднюю стойку и боковое стекло измененной формы, другой вид передней панели, передние фонари уже не от ГАЗ-21.
Практически все микроавтобусы работали по месту своего производства, и в большой стране могли остаться незамеченными, если бы не легендарный фильм «Кавказская пленница», в самом конце которого главная героиня уезжает на «Старте».
До наших дней уцелело менее десятка оригинальных «Стартов» в разном состоянии, и, насколько мне известно, сделана одна реплика, которая экспонируется в «Мастерской Шаманского».
Кстати, «Старт» часто путают с «Юностью», автобусом который выпускался опытно — экспериментальным цехом ЗиЛа.
Микроавтобус «Старт» в разное время выпускали в Северодонецке, Луганске и Коростене. Его кузов выполнен из пластика, а двигатель и шасси позаимствованы у «Волги» ГАЗ-21.
Related video
В комедии «Кавказская пленница» можно увидеть очень необычный микроавтобус. Выглядит он как иномарка, однако на самом деле создали его украинские мастера. Называется этот минивэн «Старт», а разработали его на Северодонецкой авторемонтной базе в 1963 году. Авангардный дизайн микроавтобуса разработал художник и инженер Юрий Андрос. Историю автобуса рассказали на сайте Wroom.
Микроавтобус «Старт» выпускали в Северодонецке, Луганске и Коростене
Фото: wikipedia.org
В основе «Старта» лежало рамное шасси «Волги» ГАЗ-21, у нее же позаимствовали и двигатель мощностью 75 л. с. Микроавтобус вмещал 12 человек и разгонялся до 100 км/ч.
Кузов изготовили из инновационного к тому времени материала – пластмассы. Дело в том, что в Луганской области ее производили сразу несколько предприятий, а вот металлические кузовные штампы сложной конструкции в области изготовить не могли. Пластиковый кузов оказался очень крепким и выдержал падение с 12-метровой высоты.
Автобус отличается авангардным дизайном
Фото: wikipedia. org
Первый экземпляр «Старта» отправили в автопробег протяженностью 1000 км. Необычный автобус демонстрировали на выставке достижений народного хозяйства, рассказывали о нем газеты и телевидение, он заинтересовал Никиту Хрущева.
Всего собрали не более 200 микроавтобусов
Фото: Carakoom
Однако массовым «Старт» так и не стал. Его изготовляли малыми сериями из-за того, что ГАЗ не слишком торопился предоставлять шасси и двигатели. В основном автобусы составляли по заказу предприятий и организаций.
Салон рассчитан на 12 человек
Фото: «За рулем»
Поро й приходилось даже брать запчасти со старых «Волг», списанных в таксопарках. Препятствием для развития перспективного проекта стали советская бюрократия и отсутствие поддержки со стороны властей.
ВажноОпубликованы архивные фото редчайшего автобуса киевского производства
Как правило, «Старты» использовались в качестве маршрутных такси или развозили работников разных предприятий. Один микроавтобус оборудовали мощной радиостанцией с громкоговорителями.
Автобус стал знаменитым благодаря фильму «Кавказская пленница»
Фото: скриншот / YouTube
Впоследствии производство «Старта» наладили на Луганском автосборочном заводе, а в 1967 году перенесли в Коростень Житомирской области. Всего, по разным данным, к 1970 году их изготовили от 150 до 200 штук. Сегодня это настоящий раритет, ведь до наших дней сохранились единицы этих уникальных автобусов.
Ранее Фокус рассказывал про уникальные киевские спорткары. Их создавали на заводе «Антонов».
Пластиковый микроавтобус «Старт» известен далеко не каждому автолюбителю. Хотя многие наверняка видели его в кино. Это уникальное устройство появилось сразу в нескольких фильмах, и самый известный из них — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
«Старт» — детище украинского автопрома, создан на Северодонецкой авторемонтной базе, а сборку футуристического автомобиля собирали на сборочных предприятиях Луганска и Донецка. К сожалению, она так и осталась дорогой игрушкой, не запущенной в серийное производство.
Маршрутка «Старт» мало кто видел «вживую»
В финале «Кавказской пленницы» героиня Натальи Варлей уезжает на микроавтобусе футуристического вида. Это тот самый «Старт»
«Старт» был разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Кузов оболочкового типа, смонтированный на рамном шасси, имел рабочую обшивку из стеклопластика, которая вклеивалась внутри специальной шестиразъемной матрицы в один технологический прием вручную, методом контактного формования, после чего деревянные усилители боковин, крыши, оконных проемов и дверей. были вклеены в него.
Скромная заметка о «Старте» в советской прессе
Юрий Андрос (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью «Старта». Спасибо, Маэстро, за красивый автомобиль!
А вот и масштабная модель. Дизайн решетки радиатора немного отличается от серийной версии
Для сравнения вот Corvair Greenbrier…
…а вот «Старт». Есть что-то общее, но «Старт» круче
Для создания пластикового тела изначально была создана эталонная гипсовая модель. Затем прямо на ней была создана контрформа, внутри которой из эпоксидной смолы вклеены кузова автобусов.
Процесс создания контрформы, или матрицы для панелей кузова, был очень трудоемким и дорогим
Салон «Старт»
Я приехал в Москву и сразу всех покорил!
«Старт» после капитальной реставрации
Тест на внимательность. Найдите отличия между этим «Пуском»…
. ..и вот так. На первый взгляд все то же самое, но если присмотреться, то можно заметить иное оформление центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке автомобиль, произведенный в Луганске на заводе ЛАСЗ
В отличие от большинства микроавтобусов, «Старт» имел выступающий багажник типа седан
Рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России».
Пластиковый корпус не боится коррозии. Хороший вариант под реставрацию
«Старт» навсегда останется в памяти людей автобусом из «Кавказской пленницы»
Восстановленный «Старт» можно увидеть на различных выставках России
« предыдущая Фальстарт на «Старт»: как сложилась судьба самой красивой советской маршрутки дальше »
Категории: Авто | Дизайн и архитектура |
Пластиковый микроавтобус «Старт» известен далеко не каждому автолюбителю. Хотя наверняка многие видели его в кино. Это уникальное устройство появилось сразу в нескольких фильмах, и самый известный из них — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Фальстарт на «Старте»: как сложилась судьба самой красивой советской маршрутки«Старт» — творение украинского автопрома, он создан на Северодонецкой авторемонтной базе, а сборку футуристического автомобиля производили на сборочных предприятиях Луганска и Донецка. К сожалению, она так и осталась дорогой игрушкой, не запущенной в серийное производство.
Фальстарт на «Старте»: как сложилась судьба самой красивой советской маршруткиМало кто видел микроавтобус «Старт» «вживую»
Этот автомобиль по-своему уникален. Единственный по-настоящему авангардный автомобиль 60-х с пластиковым кузовом, комфортным салоном и агрегатами от «двадцать первой» Волги.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самой красивой советской маршруткиВ финале «Кавказской пленницы» героиня Натальи Варлей уезжает на микроавтобусе футуристического вида. Это тот самый «Старт»
«Старт» был разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкого авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Кузов оболочкового типа, который устанавливался на рамное шасси, имел рабочую обшивку из стеклопластика, которая вклеивалась внутри специальной шестиразъемной матрицы в один технологический прием вручную, методом контактного формования, после чего деревянные усилители боковин, крыши, в него вклеивались оконные проемы и двери.
Скромная заметка о «Старте» в советской прессе
При колесной базе в 2840 миллиметров Start имел длину 5535 миллиметров и ширину 1980 миллиметров. Масса десятиместного микроавтобуса составляла всего 1342 килограмма, тогда как пятиместная «Волга», на базе которой он создавался, весила 1460 кг (в примечании выше опечатка). 75-сильный двигатель «Волги» обеспечивал «Старту» 110-километровую скорость.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаЮрия Андроса (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью «Старта». Спасибо, маэстро, за красивую машину!
Дизайн кузова выполнил дизайнер Юрий Андрос. Сначала он сделал макет в одну десятую от натурального размера. Автомобиль в то время выглядел броско, элегантно, «по-западному». Для создания технологии склейки кузова были приглашены студенты Харьковского автомобильного института, имевшие дело со спортивным автомобилем HADI.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаА вот и масштабная модель. Дизайн решетки радиатора немного отличается от серийной версии
.Внешний вид «Старта» выполнен в характерном для американских автомобилей 50-х годов плавниковом стиле. Переднее освещение было четырехфазным. Причем одна из фар из каждой пары давала и ближний, и дальний свет, а другая — только дальний и включалась в момент переключения на дальнее освещение.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаДля сравнения, вот Corvair Greenbrier…
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса…а вот и «Старт». Есть что-то общее, но «Старт» круче
Выбор пластика в качестве основного материала корпуса не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занимающихся производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране в то время действовала государственная программа по поиску альтернативных материалов, в-третьих, ждать их было просто неоткуда. собственные штампы для производства металлических деталей.
Для создания пластикового тела изначально создавалась эталонная гипсовая модель. Затем прямо на ней была создана контрформа, внутри которой из эпоксидной смолы вклеены кузова автобусов.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаПроцесс создания контрформы, или матрицы для кузовных панелей, был очень трудоемким и дорогим
Механическая начинка для автомобиля взята от 21-й «Волги». В основе силовой архитектуры лежит сварная рама, спроектированная таким образом, чтобы «примирить» неизменившееся шасси «Волги» с исходным кузовом типа универсал. Объем двигателя позволял использовать укороченный карданный вал без промежуточной опоры. Таким образом, двигатель находился в кабине. А «горб» моторного отсека приспособили под стол. Фары, элементы салона, передние фонари, птичка на багажнике были взяты с Волги.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаСалон «Старт»
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых средств, машину довели до ума и даже привезли в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем. Автомобиль был показан в выпуске программы «Время», упомянут в «Правде», выставлен в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрирован Хрущеву.
Фальстарт на «Старте»: как сложилась судьба самой красивой советской маршруткиЯ приехал в Москву и сразу всех покорил!
«Старт» предназначался для перевозки пассажиров по маршрутам с малой проходимостью, туристических семейных поездок, экскурсий. Он имел хорошую управляемость и обзор для водителя. Кузов из стеклопластика противопоставляли металлическому, так как он не поддавался коррозии. В салоне было 10 мест. Сиденья были сделаны из пенопласта и обтянуты искусственной кожей. При Всесоюзном развитии химии это было шикарно! В салоне предусматривались радиоприемник и «печка». Капот двигателя во время остановок легко превращался в стол для игры в шахматы. Имелся багажник для хранения вещей пассажиров. Водитель тоже имел отдельный багажник.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса«Старт» после капитальной реставрации
Поначалу все шло отлично: один из первых серийных «Стартов» со стандартной компоновкой салона был подарен секретарю ЦК КПСС Украины Шелесту, который обеспечил машине поддержку на национальном уровне. «Старты» разлетелись по всей Украине. Один из них попал в Крым, где позже проходили съемки «Кавказской пленницы». Там он использовался как обычный микроавтобус.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самой красивой советской маршруткиИспытание на внимательность. Найдите отличия между этим «Пуском»…
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса…и вот так. На первый взгляд все то же самое, но если присмотреться, то можно заметить иное оформление центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке автомобиль, изготовленный в Луганске на заводе ЛАСЗ
.Микроавтобус позже пытались выпускать под маркой ЛАСЗ на Луганском автосборочном заводе. Поскольку старое оборудование не сохранилось, луганский вагон несколько отличался от северодонецкого «Старта»: средняя стойка кузова была не треугольной формы, а была тонко наклонена. Подвеска была переработана — в ней использовались узлы от более тяжелой ЗИМЫ, в результате чего движение стало более плавным. Надписи «Старт» не было ни на капоте, ни на решетке радиатора. Вместо него на автобусе была эмблема Луганского автосборочного завода. Всего было выпущено около 20 экземпляров.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаВ отличие от большинства микроавтобусов, «Старт» имел выступающий багажник типа седана
Однако вскоре газовые автокомплекты были израсходованы, и встал вопрос о налаживании серийного производства микроавтобуса «Старт». Ранней осенью 1965 года два «Старта» с заводскими номерами 27 и 37 прибыли в автобусно-испытательную лабораторию отдела легковых автомобилей и автобусов автополигона НАМИ.
Фальстарт на «Старте»: как сложилась судьба самой красивой советской маршруткиРисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России»
Основным эксплуатационным недостатком «Старта» был большой расход топлива — в среднем на 10 % выше, чем у РАФ. А все потому, что плавники создавали дополнительное сопротивление воздуха. Кроме того, силовые элементы рамы и кузова оказались недостаточно прочными: например, салонные двери «Стартов» почти отваливались после эксплуатации в качестве микроавтобусов, а так как двигатель располагался почти по центру салона, доступ с ним было сложно: обслуживать и ремонтировать его было крайне неудобно.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобусаПластиковый кузов не боится коррозии. Хороший вариант под восстановление
Помимо низкой эксплуатационной рентабельности, к недостаткам можно отнести крайне высокую себестоимость продукции при большой доле ручного труда. Из-за этого отпускная цена «Старта» составляла 9 500 рублей, тогда как самая дорогая модификация ГАЗ-21 стоила 8 500, а РАФИК продавался госпредприятиям по 5 600 рублей.
Фальстарт для «Старта»: как сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса«Старт» навсегда останется в памяти народа как автобус из «Кавказской пленницы»
После испытаний государство не нашло повода брать производство «Стартов» под свою опеку и планировать его поддержку. Выяснилось, что «Старт» превратился в красивую, современную, но дорогую и бесполезную игрушку. Но мелкосерийное производство Северодонецка никто не запрещал. После испытаний «Старты» еще пару лет собирали, а потом производство сошло на нет.