Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).
Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.
Музей
Музей расположился в городе Тольятти (до 1964 года носил название Ставрополь), на первом этаже учебного колледжа АвтоВАЗа, что территориально недалеко от проходной завода. Город назван в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, АвтоВАЗ является градообразующим предприятием. Напоминания о том, что именно здесь производят Lada можно увидеть повсюду: от огромных статуй Lada, до спонсорства хоккейной команды «HC Lada Togliatti».
Тем не менее, музей Lada сам по себе, является относительно небольшим, с двумя залами, демонстрирующими подборку одних из самых значимых моделей и самых смелых концепций в истории АвтоВАЗа, материнской компании Lada.
Кстати, если вы планируете поездку в Тольятти, то вам будет приятно узнать, что музей действительно можно назвать народным: вход в него свободный.
Первой моделью, как известно, стал ВАЗ-2101, который пошел в производство в 1970 году. Это была доработанная под наши условия версия 124-й модели Fiat, которая была запущена в 1966 году.
Примечательно, что на ВАЗ чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 гордо стоит его итальянский предшественник – 124-я модель Fiat.
Внешне модели практически не отличишь, но технически они действительно разные. Обычный Фиат не выдержал бы тогдашних реалий и развалился бы. ВАЗовская «Единичка», наоборот – жила и не чихала. На нее были установлены алюминиевые барабанные тормоза, поднята подвеска, установлены дополнительные усиления в кузове. Под капотом стоял также новый, российского производства, 1,2-литровый двигатель.
Машина стала хитом в СССР, и вскоре начала экспортироваться на другие рынки. «Копейка» поступила в продажу даже в Великобритании в 1974 году в том числе с экзотическими для Советского союза вариантами двигателя, включая GM-built 1.7. Ценник в Британии начинался с £979. В другие страны модель также отправлялась, география была масштабной.
ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.
Знаете такую модель – «Рива»? Как не знаете?! А ведь это прямой преемник «Копейки»! Более известная у нас – 2105. Модель выпускалась под разными наименованиями: Nova, Kalinka, Laika, Matriuska, Signet и Sputnet для разных международных рынков. Пошла в производство в 1980 году, но за ее угловатыми формами проглядывался ВАЗ 2101.
«Пятерка» предлагалась в трех версиях: седан ВАЗ 2105, универсал ВАЗ 2104 и «роскошная» версия – ВАЗ 2107 (на фото слева), которую можно было отличить по хромированной радиаторной решетке.
Изначально ВАЗ 2107 предлагался с 1,3-или 1,6-литровыми двигателями.
Интересный факт: Riva продавалась в Великобритании до тех пор, пока ужесточение законодательства о безопасности и выбросах не привело к ее выводу из игры, тем не менее, как известно у нас на родине модель оставалась в производстве до 2012 года.
ВАЗ 2108 (справа) был еще одной моделью со множеством названий: модель величали «Samara» в Западной Европе, «Sputnik» в России и целым рядом других имен в других местах реализации.
Введенный в строй в 1984, этот переднеприводный хэтчбек был разработан, чтобы обратиться к основному внутреннему рынку и рынку Европы. Производился с 1984 до 2013 года.
Помните его? Этот автомобиль компании производился с 1995 по 2009 год, аэродинамика разрабатывалась при содействии инженеров Porsche. Впервые модель была показана в 1991 году, но известные события в стране и сопутствовавший этому экономический кризис задержал начало производства модели с 1,6-литровым двигателем. За седаном последовали универсал (111) и хэтчбек (112), позже модель модернизировали и переименовали в Priora.
Версия Samara 21099 была выпущена в 1989 году с новым капотом и решеткой радиатора, а также с несколькими улучшениями интерьера. Модель была задумана как более премиальное предложение «Девятки».
Версия в музее покрыта именами сотрудников тольяттинского завода, занимавшихся ее производством.
Лада «Нива»
Пожалуй, одна из самых известных Lada из всех, и, безусловно, самая почитаемая модель на западе. До сих пор! Niva была запущена в 1977 году и до сих пор производится практически без изменений. Разработанный как реальный внедорожный автомобиль для сельских и труднодоступных мест, это был новаторский, но недорогой внедорожник с архитектурой несущего кузова и независимой передней подвеской.
Хотя это была первая модель АвтоВАЗа, не основанная на Fiat, и она отличалась собственной уникальной системой полного привода, первый в мире сверхпроводимый кроссовера позаимствовал много механических деталей от более ранних моделей Fiat 124 и производных моделей Lada.
«Лада Нива» для Советской Арктической/Антарктической Экспедиции
Автомобили «Нива» были на Северном полюсе не менее трех раз, и использовались в экспедициях на Эверест и другие горные регионы. Этот конкретный автомобиль использовался Советской антарктической экспедицией. Автомобиль провел более десяти лет, сражаясь с холодной погодой самого нелюдимого континента.
Автомобиль выжил… даже в вечных льдах.
Lada Niva 2131
Все тоже самое, но пять дверей. В 1995 году последовал удлиненный пятидверный вариант-ВАЗ 2131. В то время как увеличенная колесная база и дополнительный вес означали, что многие не считали ее хорошей для езды по бездорожью, она все еще была крутой для труднодоступных местностей: эта модель использовалась для экспедиции 1999 года в Гималаях, достигнув мирового рекорда – высоты 5 726 метров над уровнем моря.
Лада Калина
Супермини Kalina был запущен в 2004 году, хотя изначально разработка модели началась в начале 1990-х годов!
Название «Калина» не режет русский слух, но в Финляндии название не использовалось, потому что оно переводится с финского как «погремушка».
Первое поколение Kalina Sport выпускалось с 2008 по 2013 год и стало одной из первых спортивных моделей Lada на каждый день. Хот-хэтч использовал измененную версию 1.6-литрового двигателя Kalina. Lada фактически показала концепт-кар раллийного автомобиля Kalina Sport Super 1600, хотя он так и не попал на реальные соревнования.
Проект Granta был запущен в 2011 году, став первым результатом связи АвтоВАЗа с Renault (французская фирма теперь имеет контрольный пакет акций АвтоВАЗа). Он был основан на платформе Kalina и быстро вырос из тесных штанов, чтобы стать бестселлером Lada – и сражается с Kia Rio в топ российских чартах продаж.
Представленный на фото автомобиль, как следует в соответствии с номерным знаком, был первым, вышедшим с завода.
Lada Oka Electric и Lada Elf Electro
Да, были и электрические Лады. Oka (слева) — городской микроавтомобиль, разработанный в 1988 году. Большинство экземпляров были оснащены 650-кубовым двухцилиндровым двигателем.
АвтоВАЗ впервые показал аккумуляторную электрическую версию в следующем после начала выпуска году. Версия EV выпускалась ограниченными тиражами до 1998 года.
Она отличалась 120V батареями, стоявшими в передней и задней частях автомобиля. Диапазон соответствовал порядку 90 км.
Концепция Lada Elf была (справа) разработана в середине 1990-х годов и имела ту же систему привода, что и Oka Electric, с ограниченной максимальной скоростью 90 км в час. Стиль был вдохновлен дизайном пляжных багги. Наверняка так и было.
Второй зал музея Lada посвящен современности, концепт-карам и спортивным автопроектам. Автомобиль ВАЗ 2151 (на переднем плане) был представлен на Московском автосалоне в 2002 году и был разработан для демонстрации замены «Пятерки». Похожа на «Гранту», а то!
Lada Granta участвовала в кузовном чемпионате WTCC и даже в одном из заездов получила «серебро», завоевав второе место на подиуме, обойдя BMW, Seat, Chevrolet и Honda.
При поддержке автозавода команда Lada Sport с переменным успехом продвигалась по конкурентной лестнице среди передовых гоночных версий самых лучших автопроизводителей мира. С последних мест долгие годы команда шла к вершине. Десятые, седьмые, шесты и пятые места в Чемпионате. Однажды добрались даже до второго места по итогу заезда.
В ходе соревнований было внесено огромное количество улучшений в конструкцию. Точно не знаем, но скорее всего некоторые из них были внесены в конструкцию серийной модели. Не зря же она такая надежная (в общем и целом).
Учитывая мастерство Lada в производстве внедорожников, неудивительно, что многие из спортивных достижении фирмы были достигнуты в ралли-рейдах, причем высшего спорта, таких, например, как ралли Дакар. Samara Sport T3 занял седьмое место в ралли Париж-Дакар 1990 года и пятое спустя год. За рулем в обоих случаях находился гонщик Джеки Икс.
Однако на самом деле именно данный экземпляр автомобиля не содержал так уж много деталей Lada: он имела полноприводную систему Porsche 959 и оппозитный шестицилиндровый двигатель от немца.
Как раллийный автомобиль из СССР получил двигатель от Порше?
Эта концепция была представлена на Московском автосалоне в 2006 году – к 30-летию запуска «Нивы» — и была построена в рамках плана Lada по участию в ралли Дакар 2008 года. У модели был 3,8-литровый двигатель Porsche с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач. Передние фары были круглыми – дать уважения «Ниве» 1976 года, а над ними были «брови», еще один кивок в сторону оригинального дизайна «Нивы». Дакарский план так и не осуществился, и это единственный «Рейд», который был построен и существует в мире.
Niva T3 также была построена для ралли, на этот раз марафона Париж-Москва-Пекин. Победила в Magyar Mavad Raid-4 в Венгрии в 1991 году.
Эта автомобильная странность – концепция 2000 года, разработанная АвтоВАЗом для демонстрации большого автомобиля с акцентом на аэродинамическую эффективность. Очень странная концепция.
Давайте посмотрим правде в глаза, когда дизайнеры Lada решили выйти с концептуальными автомобилями, они делали действительно достойные или странные модели (нужное подчеркнуть). Rapan — это электрическая концепция, которая была выпущена в 1998 году, по-видимому, частично в попытке вызвать интерес к развитию инфраструктуры электрокаров в России.
Необычный дизайн включал все элементы управления на рулевом колесе и очень большое лобовое панорамное окно. Еще одной примечательной особенностью были дополнительные окна, встроенные в нижнюю часть дверей, чтобы помочь в парковке. Недавно похожую опцию мы видели на McLaren Senna…
Lada сделала ряд концепций гольф-картов. Данный электрический концепт датируется 2002 годом. Он был переднеприводным и имел напольные батареи, которые помогали занизить центр тяжести.
Эта концепция 2000 года была разработана, чтобы показать спортивную сторону Lada, и была изображением того, как может выглядеть двухместная Kalina со съемной жесткой крышей. Автомобиль имел двухлитровый 16-клапанный двигатель и загонялся до 100 км/ч примерно за 9 секунд.
Первая Lada Revolution – спортивный прототип с открытым верхом – был разработан в 2003 году, а затем два года спустя появилась улучшенная версия под названием «Revolution 2». В 2008 году «Лада» сделала третью версию. Это был двухместный родстер оснащенный 2,0-литровым турбированным двигателем мощностью 242 л. с. В сочетании с легким кузовом – наружные панели были сделаны из пластика – автомобиль разгонялся с 0 до 100 км/ч за 5,9 секунд. Он даже был протестирован на Нубургринге Нордшлифе.
1
Музей АВТОВАЗА прототипы ВАЗ 2110
2
Невыпущенные модели ВАЗ Лада
3
Музей концептов АВТОВАЗА
4
Музей авто АВТОВАЗ
Лада Ока 2
6
Lada Rapan 2
7
Лада Тенса форта
8
Lada 2151
9
Lada невыпущенные
10
Маруссия кроссовер
11
Lada 2151
12
Цвет авто пираньи АВТОВАЗ
13
Лада редкие модели
14
Музей АВТОВАЗА В Москве
15
Лада Питер турбо 2000
16
Lada Classic-2
17
Модели ВАЗ музей
18
Лев Макаров Тольятти
19
Ижмаш Москвич
20
Лада c Concept Geneva 2007
21
Невыпущенные модели АВТОВАЗА
22
Лада Рапан 1998
23
Лада революшен производитель
24
Лада невыпущенные модели
25
Москвич-2139 Арбат
26
Музей невыпущенных автомобилей Лада
27
Лада родстер 2000
28
ВАЗ 2108 родстер
29
ВАЗ эксклюзивные модели
30
Музей невыпущенных автомобилей Лада
31
Концепты Ижевского автозавода
32
Лада родстер концепт
33
Лада невыпущенные модели
34
Музей невыпущенных ВАЗ
35
Лада революшен и Феррари
36
Лада 110 концепт
37
Музей Лада
38
Лада концепты музей
39
Лада которая не вышла в продажу
40
Неудавшиеся модели ВАЗ
41
ВАЗ не серийные модели
42
Lada невыпущенные
43
Такнов Виктор «Руссо-Балт»
44
Лада Альта АВТОВАЗ
45
Музей Лада в Тольятти
Лада Рапан 2020
47
Машины которые не выпустили
48
Lada 2151
49
Музей АВТОВАЗА Лада
50
ВАЗ-1121 Ока-2 салон
51
Концепт ВАЗ 2117
52
Музей машин в Тольятти
53
Музей ваза Тольятти
54
Музей АВТОВАЗ 21108 премьер
55
Дастер концепт кар
56
Маруся ф 2 внедорожник
57
Концепты Лада не вышедшие
58
Lada Roadster 2000
59
Новый ВАЗ 2116
Концепты АВТОВАЗА 2021
61
Лада Рапан 2020
62
Лады не вышедшие в производство
63
Лада Peter Turbo
64
Музей невыпущенных автомобилей Лада
• Корпоративный музей ОАО «АВТОВАЗ» отмечает 45-летие со дня открытия
• Первоначально в выставочном зале музея находились 3 автомобиля и трудовые награды коллектива
• На сегодняшний день экспозиция насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экземпляров.
Коллекцию исторических автомобилей LADA открывает вишневый ВАЗ-2101 – это первый проданный автомобиль. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, машина проработала 19 лет.лет – и сохранился в хорошем состоянии.
Рядом с ВАЗ-2101 стоит один из первых экспонатов музея, темно-вишневый ВАЗ-2103, отреставрированный в прошлом году и практически в идеальном состоянии. Автомобиль был выпущен в 1973 году и примечателен тем, что стал первым миллионным автомобилем. Среди автомобилей классической компоновки в музее также есть 2102, 2106, 2107 и несколько уникальных автомобилей: ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем, ВАЗ-2101, на котором совершалось кругосветное путешествие.
LADA Niva представлена отдельной группой – здесь и восстановленный внедорожник первого поколения, и автомобиль, побывавший в Антарктиде, и пятидверная LADA Niva, покорившая в рамках гималайских экспедиций высоту 5726 метров. .
Особая часть экспозиции — концепты и прототипы. Здесь представлены дизайн-проекты, в частности, двухместного кабриолета LADA Roadster, футуристического концепта в биостиле «Питер-Турбо» и электромобиля «Рапан». В зале представлены серии прототипов с точки зрения экстерьера, но концептуальные с точки зрения технологии, например, автомобили на силовых элементах ANTEL. На выставке представлена серия автомобилей «Проект С» – седаны, кроссоверы, хэтчбеки. Опыт работы на этой универсальной платформе был использован в проекте LADA Vesta — прототип этого бестселлера также выставлен в музее. Автомобиль был представлен на Московском автосалоне как есть, а его производство началось годом позже.
В 2021 году исполняется 50 лет с момента выхода LADA на международные автогонки. Российская марка принимала участие в разных дисциплинах – кольцевых гонках, ралли. Специально подготовленные раллийные Нива, Самара, Веста, Гранта занимают достойное место в экспозиции музея. Здесь же представлен родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса. Впечатляет и коллекция юбилейных и памятных автомобилей – Granta и Largus первой серии, многомиллионные автомобили, от LADA Samara до LADA. Приора. Уникальный ВАЗ-2109№ 9, выпущенный в 1991 году к 25-летию ОАО «АВТОВАЗ», является одним из самых популярных экспонатов выставки: на кузове автомобиля выбиты фамилии всех сотрудников автозавода, работавших там в то время. На двух автомобилях стоят подписи президента России Владимира Путина – LADA Largus, выпуск которой начался при его участии, и желтая LADA Kalina Sport, на которой Владимир Путин в качестве премьер-министра страны осмотрел новую трассу «Амур». Интересен и предсерийный седан LADA 110, который показали Борису Ельцину — в 1994 Президент РФ провел краткий тест-драйв новой LADA.
За годы работы музей посетили более миллиона человек со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали выставку в 2018 году, когда проходил чемпионат мира по футболу. В настоящее время музей работает в условиях антипандемических ограничений: посещение возможно только по предварительному согласованию с администрацией. Все интересующиеся историей марки LADA могут найти материалы на странице музея в Instagram (@museum_lada). Информация о возобновлении работы музея будет опубликована на этой же странице – когда он будет готов открыть двери для всех желающих посетить его.
10 ноября 2008 г. 00:00
Мировой рейтинг заводов по итогам 2007 года
1. Suzuki; Косаи, Япония; 783 745
2. АвтоВАЗ; Тольятти, Россия; 735 840
3. Фиат; Белу-Оризонти, Бразилия; 709 566
4. Фольксваген; Вольфсбург, Германия; 687 987
5. Тойота; Тахара, Япония; 687 916
Источник: Автомобильный институт PwC
Чтобы увидеть больше фотографий завода, нажмите здесь.
ТОЛЬЯТТИ, Россия — Завод АвтоВАЗа здесь, в 1000 км к юго-востоку от Москвы, представляет собой уникальное сочетание производства старых и новых автомобилей.
Цеха штамповки, сварки и окончательной сборки завода походят на автомобильный музей по сравнению с аналогичными предприятиями на Западе.
Мало что изменилось с конца 1960-х годов, когда из Турина приезжали итальянские инженеры для создания Тольятти.
Внутри цеха окончательной сборки темно, шумно и пропахло дымом — неприятно даже заядлому курильщику! Посетители здания должны следить за своим шагом. Полы покрыты грязью и маслом, поэтому по ним сложно ходить.
Если бы автомобили не сходили с конвейера, посетители могли бы представить себя на съемочной площадке фильма Фрица Ланга «Метрополис», а не на автомобильном заводе.
Штамповочный цех, однако, не сравнится ни с одним фильмом. Это делает комедию Чарли Чаплина 1936 года «Современные времена» современной. Возможно, описание ада Данте в его средневековой поэме «Божественная комедия» ближе всего подходит к описанию объекта.
Крупнейший в России автомобильный завод был создан компанией Fiat между 1966 и 1970. В то время это была крупнейшая передача технологий с Запада в бывший СССР в годы холодной войны.
19 апреля 1970 года АвтоВАЗ выпустил свою первую модель — Lada 2101 на базе Fiat 124. С тех пор основной сборочный конвейер Тольятти мало изменился. Он по-прежнему выпускает 2101.
Слегка обновленная версия автомобиля теперь называется Classik, подходящее название для автомобиля, который спустя 38 лет остается бестселлером Lada.
В прошлом году Lada выпустила 212 000 автомобилей Classik, и этот автомобиль является одной из причин, по которой Тольятти является крупнейшим заводом в Европе и вторым в мире.
Успех автомобиля отчасти объясняется его ценой: Classik продается по цене от 4250 до 4550 евро, что делает его самой дешевой моделью в России.
2007 production volumes for Lada models in Togliatti
Classik: 212,000
Samara II: 194,000
Samara I: 121,000
Kalina: 93,000
Priora: 73 000
Нива: 43 000
Всего автомобиля: 736 000
КБД КОМПЕТЫ: 166 000
Всего автомобилей и ХБП: 902 000
Источник: компания
Ад: Lada Classik S Line Automotive Dante S.
Современная Калина
Всего на тольяттинском заводе с момента открытия было построено более 25 миллионов автомобилей. Главный цех окончательной сборки завода состоит из трех линий, которые проходят параллельно по прямой на протяжении 1,7 км. Основная линия предназначена для Classik, в то время как остальные производят две другие, несколько устаревшие объемные модели Lada: Samara и Priora.
Самый современный автомобиль «Лады», «Калина», имеет собственный цех окончательной сборки, более современный, чем плохо освещенный, переполненный и шумный конвейер окончательной сборки в главном здании.
Линейка Kalina включает в себя несколько более современных производственных элементов, таких как роботы для установки ветровых стекол, но, несмотря на это, ее можно сравнить только с заводом середины 1980-х годов в Западной Европе.
Самодостаточность
Огромный завод в Тольятти размером примерно 3 км на 2 км или 600 гектаров включает в себя все необходимое для производства автомобиля с нуля.
Советское правительство обратилось к Fiat с просьбой создать полностью интегрированный автомобильный завод мощностью 600 000 единиц в год в районе России, где нет автомобильной инфраструктуры.
Земля, на которой стоит завод «АвтоВАЗ», до прихода «Фиата» была сельскохозяйственной. Даже город Тольятти, в котором сегодня проживает почти 750 тысяч человек, был построен из ничего.
Тольяттинский завод остается вертикально интегрированным. Он имеет собственный сталелитейный завод и кузнечное производство и может производить все, от резиновых и пластиковых компонентов до мелких деталей, таких как поршневые кольца. В Тольятти также находится собственное производство штампов АвтоВАЗа и все его производственное оборудование.
Ни один другой автомобильный завод — за исключением комплекса Ford Motor в Ривер-Руж, построенного в 1920-х годах к западу от Детройта, — не имеет такого уровня вертикальной интеграции.
Этим же объясняется и огромная рабочая сила Тольятти: 105 000 человек.