Последнее обновление: 05.10.2022
Время чтения: 5 мин
«Как плыть по морю, но на самолете?» — спрашивала Лайма Вайкуле в одной из своих песен. Отвечаем: эффекта парения над водой легко добиться с помощью яхты или катера на подводных крыльях. Такое плавсредство сочетает в себе преимущества скоростного судна и аэроплана.
Что это за конструктивная особенность катера? Как и для чего была создана? Какими достоинствами и недостатками обладает? Читайте в статье ниже.
В традиционных водоизмещающих судах скорость зависит от мощности двигателей и их КПД. Но даже самые мощные моторы редко разгоняются свыше 100 км/ч. Причем, на пиковых скоростях сильно вырастает расход топлива — за счет повышения волнового сопротивления.
Судоводители научились противостоять этому ограничению, выводя катера на глиссирование – приподнимание передней части корпуса и скольжения им по водной глади. Следующая ступень борьбы за скорость – изобретение подводных крыльев и транцевых плит, крепящихся к килевой части яхты или лодки.
«Отцовство» судов на подводных крыльях приписывают итальянцу Энрико Форланини.
В 1906 году он сконструировал плавсредство на ПК, которое на озере развило скорость до 68 км/ч и показало всю мощь гидродинамических сил. Идею подхватил инженер Ганс фон Шертель, который построил судно с транцевыми плитами, разгоняющееся до 65 км/ч, имея на борту 35 пассажиров.В СССР развитие крылатого судостроения началось в середине 50-х годов во многом благодаря талантливому кораблестроителю Ростиславу Алексееву. Усилиями его конструкторского бюро в 1957 году первое отечественное СПК «Ракета-1» стало успешно курсировать между Казанью и Горьким (Нижний Новгород). В дальнейшем речной флот страны пополнился тысячами подобных транспортных средств.
Вслед за «Ракетами» на реках, каналах и заливах появились небольшие «Метеоры», «Волги» и «Беларуси», а также огромные «Кометы». Эти теплоходы на ПК перевозили до 45 и даже до 120 человек («Комета»), чем существенно облегчили транспортное сообщение между крупными городами и отдаленными селами. В мире одними из самых больших СПК являются Jetfoil, некоторые модификации которых рассчитаны на транспортировку 400 пассажиров.
Плюсы и минусы катера на подводных крыльях
Суда с транцевыми пластинами имеют ряд преимуществ, но в то же время их эксплуатация сопряжена с определенными ограничениями.
Плюсы конструкции:
• Скорость. Сопротивление «крылатого» катера намного меньше сопротивления водоизмещающего судна, что позволяет ему плыть в разы быстрее.
• Повышенная мореходность. Паря над водой, корпус защищен от ударов волн.
• Гашение качки. При медленном плавании (например, с целью швартовки) крылья нивелируют качку судна. Это особенно ощутимо в шторм.
• Низкая экономичность. Быстроходные яхты и моторные лодки на подводных крыльях на режиме предполетного разгона более прожорливы, чем их медленные водоизмещающие коллеги.
• Ограниченная грузоподъемность. Скоростные СПК значительно уступают сухогрузам.
• Капризность. Для выхода в режим «полета» им необходимы мощные и компактные двигатели, а также отсутствие высоких волн (на гребне большой волны эффект от ПК пропадает).
• Сложность швартовки. Такое судно может швартоваться только у оборудованных пирсов и портов — ввиду глубокой осадки и громоздкости конструкции, находящейся под водой. Впрочем, есть модели со складными крыльями.
Еще одним недостатком можно считать то, что скорость катера на подводных крыльях редко превышает 140 км/ч. Это пороговое значение, после которого молекулы воды подвергаются кавитации: в воде образуются и схлопываются пузырьки, процесс сопровождается гидроударами, нагреванием и снижением давления в жидкости. Таким образом, дальнейшее движение резко замедляется и становится небезопасным.
Несмотря на ряд минусов, судна на ПК по-прежнему активно используются во многих странах. Во-первых, они давно хорошо зарекомендовали себя как пассажирские теплоходы, курсирующие по крупным водным артериям, озерам, водохранилищам и т.д. Многие образцы «крылатого флота СССР» еще в строю и продолжают выполнять свою миссию.
Во-вторых, малые катера на ПК успешно патрулируют прибрежные территории, быстро догоняя нарушителей границ, рыболовов-браконьеров и т.д.
В-третьих, такие суда используются в военных целях. В частности, для оперативной высадки морского десанта или ведения разведывательных операций.
Добиться под парусом сумасшедших скоростей? Это легко. Надо лишь взлететь над водой, не расставаясь с водной средой до конца. Рекорд – 95 км/ч.
Запоминающее по очертаниям старинный дуэльный пистолет, что врезался узким дулом в невысокие предгорья Альп, озеро Гарда – настоящая курортная жемчужина Северной Италии. Пусть у страны 7600 км морской береговой линии, популярные пляжи юга и больших островов, озеро, расположенное между Миланом и Венецией привлекает к себе множество любителей спокойных глубоких вод, живописных гор и уникального здешнего микроклимата.
Тут растут оливки, что для этой широты совсем нетипично. Еще на озере бурно цветут водные виды спорта: на Гарде редко бывают шторма, зато из-за особенностей рельефа над водой дуют термальные ветры, отлично наполняющие паруса. В этом парусном раю обосновалась организация под названием Foiling Week («Неделя парусников на подводных крыльях»). Ее девиз – The third sailing method («Третий способ хождения под парусом»).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Уточним, кстати, о каких способах идет речь.
Самое раннее упоминание о реальных судах на подводных крыльях относится к 1907 году. Тогда Энрико Форланини – итальянский пионер авиации – задумал сделать тренажер, который использовал бы при движении подъемную силу крыла, но не поднимался бы в воздух. Крылатая моторная лодка показалась Форланини оптимальным решением.
Современные соотечественники Энрико – яхтсмены Лука Ризотти и Доменико Боффи – придумали Foiling Week совсем не для того, чтобы заново изобрести крылатые парусники. На них мчатся над морями и озерами уже многие десятилетия (где-то с 1940-х), и даже в СССР уже в 1960-х была построена первая парусная яхта-катамаран этого типа «Андромеда». В 2013 году огромные катамараны на подводных крыльях дебютировали на престижной регате «Кубок Америки». Соревнования судов аналогичной конструкции проходили и в России (о них «ПМ» подробно писала в марте 2016 года). Задача Foiling Week не только проведение гонок, но и своего рода конференция-фестиваль, где спортсмены встречаются с дизайнерами, конструкторами, промышленниками и вместе размышляют о том, как будут выглядеть спортивные суда на подводных крыльях в ближайшем будущем. Эти обсуждения выкристаллизовываются впоследствии в соревнования, которые происходят не только на воде, но и в недрах инженерных CAD-программ.
Катамаран
Класс Moth International заложил основу для роста популярности парусного яхтинга на подводных крыльях, но дальнейшее развитие пошло в двух направлениях. Во-первых, появились гигантские катамараны типа участника Кубка Америки AC72 (длина 26 м, водоизмещение 5900 кг, экипаж 11 человек) или катамараны поменьше типа Flying Phantom. А там и тримараны.
На доске
Во-вторых, тема подводного крыла проникла в самый малый класс плавсредств. Сейчас легко (но не дешево) можно приобрести доски для серфинга и виндсерфинга с подводными крыльями.
Например, одним из таких соревнований стал SuMoth Challenge. Это конкурс среди студенческих команд на создание новейшего образца яхты на подводных крыльях класса Moth International. Кстати, именно этот класс «повинен» в бурном росте популярности «летящих» яхт. Небольшое судно, по сути оснащенный подводными крыльями швертбот (самый легкий тип яхт), может управляться одним человеком. И оно действительно похоже на мотылька (moth – по-английски «мотылек») за счет расходящихся в стороны от бортов натянутых тентов (как бы крылышек), опираясь на которые яхтсмен осуществляет откренивание – управление яхтой с помощью переноса с борта на борт веса собственного тела.
Конкурсное задание – представить новый образец яхты, соответствующий трем главным требованиям Foiling Week: доступность, экологичность, безопасность. Под доступностью понимается как демократичная цена, так и максимальное расширение числа вовлеченных в этот вид спорта – от новичков до инвалидов. Экологичность подразумевает следование еще одной триаде принципов: экономь, используй повторно, перерабатывай (reduce, reuse, recycle). Кроме того, производственный процесс должен быть просчитан таким образом, чтобы судно можно было выпускать в развитых странах, а не там, где дешевая рабочая сила и плохая экология.
Другой проект Foiling Week адресован уже профессиональным конструкторам. Он называется SAS и имеет целью разработку максимально демократичной яхты на подводных крыльях – на ее борту опытные профессионалы могли бы соседствовать с яхтсменами-инвалидами и людьми, не имеющими никакого опыта хождения под парусом.
Третий конкурс – Multi Purpose eFoller – приглашает инженеров и конструкторов создать прототип судна на подводных крыльях с электрической тягой, чтобы кататься быстро, обеспечивая нулевое загрязнение водоемов, особенно таких знаменитых и популярных, как озеро Гарда.
Крутая охота, Новости, Возможности для инвестиций в яхты вне рынка, Обновления радиоуправляемых яхт
Я вряд ли могу сказать, что суперъяхта на подводных крыльях «ничего личного», наоборот, она очень личная. Меня зовут Леопольдо Родрикес, и я имею честь сказать, что вырос на подводных крыльях, или «Алискафи», как мы их называем по-итальянски, так как мой дед Карло Родрикес (см. Историю) был и остается на сегодняшний день тем, кто построил и использовал большинство из когда-либо построенных больших судов на подводных крыльях (более 50 футов).
Около 6 лет назад я начал играть с идеей, что мир суперяхт мог бы использовать глоток свежего воздуха, и по мере того, как Кубок Америки внедрял технологию фольги, широкая публика все больше и больше знакомилась с этой все еще удивительной концепцией гидродинамики и его результаты.
Это произошло только после того, как я познакомился с дизайнером и инженером Лоренцо Луккини Гилера, чей прадед, несомненно, мог считаться таким же смелым, как мой (Джузеппе Gilera основатель Gilera Motociclette), что мне стало ясно, что мы должны начать что-то радикальное. Мне стало ясно, что суперяхта на подводных крыльях была бы хорошим началом. Лоренцо учился у мастеров яхтенного дизайна, таких как Цуккон, Лаццарини и Пикеринг, однако, как и я, он искал что-то более интригующее, и это касалось не только дизайна.
Моей первоначальной идеей была современная яхтенная версия Pt20, точно такая же, как в фильме о Джеймсе Бонде «Шаровая молния» (см. видео выше). Тем не менее, мы посетили Родригеса Кантьери Навали в Мессине, ныне Intermarine SPA, чтобы увидеть последний прототип с полностью погруженными крыльями вместо полупогруженных крыльев. ФШ47 (или ФШ 38).
«Шаровая молния» — сцена из фильма о Джеймсе Бонде. Судно на подводных крыльях Pt20 спроектировано, запатентовано и изготовлено Родрикесом Кантьери НавалиПо предварительному согласованию с Intermarine SPA мы приступили к разработке проекта на основе этого испытанного судна, которое тестировалось и настраивалось с 2-мя различными конфигурациями привода: z-приводы и обычные валы.
После некоторых первоначальных проектов внешних линий мне позвонил молодой дизайнер, которого я знал через общих друзей, и он сказал мне, что хотел бы спроектировать яхту на подводных крыльях. Архитектор Даниэле Натоли сказал мне, что для меня это будет мечтой, потому что я родился на подводном крыле. Даниэле действительно родом из Липари (Эолийские острова, Сицилия), и я подумал, что его речь была образной из-за частого использования слова «алискафи», которое соединяет эти острова. Вместо этого Свидетельство о рождении Даниэле Натоли фактически свидетельствует о том, что он физически родился на борту судна Rodriquez 1963 года выпуска на подводных крыльях модели PT50 , и его пуповина действительно была перерезана капитаном Франческо Ромео на судне на подводных крыльях под названием «Freccia Del Mediterraneo» (см. изображение ниже). )
Проектирование инновационной яхты — очень сложная работа даже для клиентов, которые точно знают, чего хотят. При проектировании одного из них мы должны были представить, кем могут быть клиенты и где каждый килограмм имеет значение из-за сложного распределения веса, что еще сложнее.
3-местная кабина гиперяхты, вдохновленная легендарной Mclaren F1Кто-то однажды сказал, что важен не размер, а то, как вы ее используете. Так что, возможно, вместо того, чтобы становиться все больше и больше, пришло время увидеть что-то умнее.
Слово «супер» изначально ассоциировалось со сверхспособностями (см. Супермен), но на самом деле в яхтенной индустрии «Супер», «Мега» и совсем недавно слово «Гига» до сих пор относится к размер – последний – для гигантских яхт длиной 80 м+.
Мы были заняты внедрением инноваций в технологии, а также номенклатуру того, что мы хотели бы видеть в яхтах нового поколения. Поскольку мы не верили, что этот «проект HSY38» действительно принадлежит к какой-либо из известных категорий Super, Giga или Mega, мы подумали, что ему нужен собственный класс: HYPER был правильным.
Все началось с «проектов ФШ47» (см. Видео ниже), уже построенных и испытанных на двух прототипах в масштабе 1-1 (длиной 38 м) от Intermarine Spa (ранее Rodriquez Cantieri Navali). В отличие от «традиционных» коммерческих судов на подводных крыльях с полупогружным крылом, ФШ47 оснащен полностью погруженным крылом, которому не нужно следовать за волной, реагируя на обычное качение и наклон корпуса. Исторически сложилось так, что полностью погруженные в воду фольги представляют собой менее сложную конструкцию, однако до 1950-х годов, когда первые коммерческие суда на подводных крыльях были построены и развернуты Родрикесом Кантьери Навали.
Теперь мы готовы раскрыть некоторые ранние изображения версии Яхты на основе такого проекта, которая благодаря хорошей «диете» сможет нести гораздо больше топлива и, следовательно, гораздо большую дальность полета по сравнению с оригинальной ФШ47.
Если вы брокер или потенциальный покупатель и хотите получить более подробную информацию или закажите посещение прототипа свяжитесь с г-ном Леопольдо Родрикесом по телефону +44 7445 30 8622 или используйте форму обратной связи
3 компоновки салонаПодводные крылья с электроприводом, прикрепленные к корпусу с помощью вертикальных распорок, поднимают лодки над водой, используя ту же технологию, что и гоночные яхты Кубка Америки.
Затем эти подводные крылья подталкивают экологически чистые суда вверх, как самолеты на взлетно-посадочной полосе, поднимаясь вверх и выходя из воды по мере того, как они набирают скорость.
Это не только позволяет лодке двигаться почти бесшумно, так как ее корпус больше не расталкивает волны, но и значительно снижает сопротивление и, следовательно, эксплуатационные расходы.
Изображение: Олимпийский чемпион по парусному спорту Иэн Перси возглавляет Artemis TechnologiesArtemis Technologies, компанию, создавшую 10-тонную электрическую лодку с нулевым уровнем выбросов, которую можно перезарядить за час, возглавляет олимпийский чемпион по парусному спорту Иэн Перси.
В компании работает 60 человек, хотя в следующем десятилетии компания планирует создать 1000 рабочих мест.
Каждая лодка может перевозить 12 пассажиров, развивает максимальную скорость 34 узла и дальность плавания 60 морских миль. Их можно использовать в качестве рабочих лодок или для перевозки членов экипажа на более крупные корабли.
Джордж Митчелл, американец, который выступил посредником в соглашении Страстной пятницы, призывает Северную Ирландию «быть более уверенным»
Годовщина Соглашения Страстной пятницы: в отличие от 25 лет назад, это был день звуковых фрагментов
Секретарь Северной Ирландии «искренне верит», что Стормонт будет запущен к концу года
Artemis утверждает, что ее силовая установка eFoiler обеспечивает экономию энергии на 90% по сравнению с аналогичными судами, работающими на ископаемом топливе.
Эта технология является побочным продуктом команды Artemis Racing, участвовавшей в Кубке Америки с двукратным олимпийским чемпионом мистером Перси, четырехкратным ветераном этой гонки на яхтах.
Рекламный номер
«Сочетая наш опыт в мире высокопроизводительного парусного спорта, автоспорта и передового производства, система электрического движения, которую мы спроектировали и разработали, полностью меняет правила игры в отрасли с точки зрения запаса хода, экономии затрат и создается минимальный след», — сказал Перси, уроженец Саутгемптона.
«Чтобы поверить в комфорт плавания на судне на подводных крыльях по большому морскому пути, нужно испытать совершенно плавное путешествие при любом состоянии моря.
пункт назначения и доставить свои услуги без дискомфорта.
«Это только начало. По мере того, как в ближайшие годы наши суда трансформируют сектор коммерческих рабочих катеров и пассажирских паромов, курсирующих между городами, Белфаст и Великобритания будут в авангарде, создавая тысячи рабочих мест по всей цепочке поставок и предвещая зеленая революция в судостроении
«Глобальный рынок малых лодок оценивается в 70 миллиардов долларов, и мы очень гордимся тем, что запускаем нашу первую линейку судов с нулевым уровнем выбросов для сектора рабочих лодок, от которых мы уже получили значительный предварительный интерес.