Остается только удивляться: сколько в 1990-х — начале 2000-х было интересных проектов, планов, идей. С каким, пусть в основном и наивным энтузиазмом, конструкторы и дизайнеры наших заводов делали концепты и прототипы. Кое-что стало-таки реальностью, но подавляющее большинство проектов осталось в истории яркими вспышками творческих порывов постсоветского автопрома. Вспомним недавнее, но уже далекое прошлое…
ЗИЛ-4102, 1989 г.
Экспресс перестройки подгадали к XIX партконференции, поразившей всех не по-социалистически смелыми выступлениями. Автомобиль имел совершенно новый несущий кузов, независимые подвески, но агрегаты модели 41047. Сделали два прототипа. Как шутили на заводе: один для генсека – Михаила Сергеевича Горбачева, второй для его жены Раисы Максимовны. В упрощенном виде прозвища машин звучали, естественно, «Мишка» и «Райка». В то время стране было не до нового членовоза. На том все и кончилось.
ГАЗ-3105 Волга, 1990 г.
Большой просторный полноприводный седан с новым V8 рабочим объемом 3,4 л, мощностью 170 л.с., призван был сменить похороненную демократизацией и борьбой с привилегиями Чайку ГАЗ-14. Машину оснастили полностью независимыми подвесками, ABS тормозов. Но тираж составил всего 55 экземпляров. В первую очередь автомобиль предназначали для чиновников, а они уже распробовали иномарки.
ИЖ-2126 4х4, 1994 г.
Казалось бы, вот что нужно российскому потребителю: недорогой, незамысловатой конструкции автомобиль с полным приводом. Идею подкинула ижевская тюнинговая фирма «Норма» и с энтузиазмом ее подхватил завод. Сделали образцы с моторами УЗАМ, ВАЗ и даже Hyundai. Была версия и с независимой задней подвеской. Но репутацию и рыночные позиции ИЖей уже невозможно было спасти ни полным, ни задним, ни передним приводом. Тем более что полноприводный автомобиль приближался к иномаркам… Но только по цене.
ГАЗ-3111 Волга, 1998 г.
В этот проект мы особенно верили или хотя бы хотели верить. Оригинальный дизайн, новый салон, впрысковый двигатель ЗМЗ (обещали и дизель), новая передняя подвеска и рулевое. В довесок планировали близкие по дизайну ГАЗ-3103 и 3104 с передним и полным приводом. Автомобили даже начали продавать, но чиновникам они, понятно, «не показались», простых же смертных отпугивал ценой и репутацией марки.
Длинные и короткие Москвичи, 1998 г.
Лихорадочные поиски своего пути в конце 1990-х привели Московский завод к созданию на базе конструктивно неплохого, но дурно и из бракованных деталей собранного Москвича-2141, длинных, а потом и коротких автомобилей непонятного назначения. Апогеем этой деятельности стал самый длинный и самый устрашающе-безвкусный Иван Калита. Существовали даже полноприводные машины с индексом 2144. Московские чиновники, которых пытались посадить в эти автомобили, сторонились их с той или иной долей вежливости. А купить такое за свои желающих было еще меньше. Совсем скоро все это закончилось.
УАЗ-3165 Симба, 1999 г.
Это должна была быть великая революция! На смену уже тогда отчаянно старой «буханке» планировали семейство симпатичных машин: вэн, фургон, грузовик с впрысковым 130-сильным двигателем, передними дисковыми тормозами и современным дизайном. Автомобиль показывали на выставках, последний раз в 2003-м уже в версии 3165М. В Ульяновске потихоньку начали испытания. Но завод не тянул такой проект, а больше им никто не заинтересовался.
Мишка, 1999 г.
«АСМ-Холдинг», сооруженный на обломках Минавтопрома, затеял в конце 1990-х странный проект – создание микроавтомобиля для сборки из непонятно каких агрегатов, непонятно кем и непонятно где. Писали о неких мелких предприятиях, вплоть до гаражей и макаронных фабрик. Первый Мишка представлял собой неважно склеенный из стеклопластика ходовой макет с узлами серийной Оки. Потом несколько лет на выставках показывали увеличенные машины на узлах Таврии. В том числе пикап и даже бензоэлектрическую версию. Ну а еще потом проект вместе с АСМ-Холдингом растворился в тумане истории…
Кинешма, 1999 г.
Пожалуй, самый курьезный проект рубежа ХХ века – мотоколяска завода «Автоагрегат» с 11- и 13-сильными моторчиками (в том числе от американской повозки для гольфовых полей!), коробкой с последовательным переключением и лавочками, обитыми самым дешевым дерматином. Машинку стоимостью 1000 долларов предназначали небогатым гражданам и, с особым цинизмом – инвалидам. Самым ярким пятном в истории Кинешмы осталась история про продажу нескольких машин в Испанию… для езды между рядами апельсиновых деревьев.
ГАЗ-3106, 1999 г.
Нижегородский вседорожник с просторным кузовом и приличной отделкой, мотором ЗМЗ-406 (планировали и дизельный Steyr) и крикливым дизайном впервые показали в 1999-м. Потом стилистику причесали, сделали ходовые образцы и возили автомобили по выставкам. В конце 2004-го объявили цену – 12 000 долларов, в 2005-м проект закрыли.
ВАЗ-21116-04 (Lada GTi 2.0), 2000 г.
Полноприводный универсал со 150-сильным 2,0-литровым двигателем Opel и трансмиссией с вискомуфтой вроде бы отвечал надеждам и чаяниям российских покупателей. Вот только был дорог. Появилась и версия ВАЗ-21113-04 с отечественным агрегатом. Помнится, такой автомобиль участвовал в нашем пробеге Москва — Владивосток и в целом показал себя неплохо. Но серийное производство такой версии так и не начали.
ВАЗ-2151, 2002 г.
Универсал классической компоновки с совсем новым кузовом, увеличенной по сравнению с «четверкой» длиной, высотой и колесной базой, показанный на выставке в Москве, вызвал интерес у наиболее консервативной части поклонников ВАЗов. Двигатель на прототип поставили 1,7-литровый, как на Ниве, подвески переработали: спереди — McPherson, сзади – амортизаторные стойки, спереди – вентилируемые тормоза. Но завод на создание и подготовку производства еще одной новой модели был явно не способен. А вскоре вопрос с классикой отпал сам собой.
ВАЗ-1121, Ока-2, 2003 г.
Попытки модернизировать Оку начали чуть ли не до начала ее серийного производства. Сначала планировали немного облагороженный вариант с двухцилиндровым двигателем увеличенного объема. Потом ВАЗ показал футуристический концепт. Наконец, в 2003-м представили более земной и симпатичный вариант со стандартным 33-сильным двигателем 0,75 л. Топовую версию предполагали оснащать 4-цилиндровым агрегатом ВАЗ-2111. Четыре образца даже пошли на испытания, но все закончилось как обычно.
ГАЗ-3115 Волга, 2003 г.
Один из последних проектов эпохи «громадья планов». Заднеприводный седан с совершенно новым кузовом и подвесками (сзади – независимая многорычажная), c дисковыми тормозами «по кругу» рассчитывали под гамму двигателей рабочим объемом от 1,7 л. На опытном образце стоял, разумеется, мотор ЗМЗ. Дорогостоящему проекту с туманными перспективами предпочли «бюджетный»: постановку на производство чуть перелицованного Крайслера. Судьба этой модели была получше, чем ГАЗ-3115, но – ненамного.
Фото: из архива журнала «За рулем»
Идея создания “народного автомобиля” далеко не новая. Попыток претворить ее в жизнь было множество, но в силу тех или иных причин они не оправдали ожиданий. Нерешенным оставался первостепенный в таком крупном деле финансовый вопрос. И лишь совсем недавно стало ясно, что уже через год на дороги России выйдет микроавтомобиль “Мишка”, разработанный “Автосельхозмаш-холдингом” (“АСМ-холдингом”) в сотрудничестве со специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Он вполне может претендовать на международный “бренд”, то есть на узнаваемую торговую марку.
Положительное решение вопроса во многом зависело от партнерских отношений, которые завязались между “АСМ-холдингом” и Автобанком. Выбор финансового партнера, можно сказать, был предопределен. 13 лет назад Автобанк создавался как отраслевой банк развития автомобильной промышленности. И хотя он превзошел свой первоначальный статус, огромный опыт работы в автомобилестроении остался. Поэтому именно в Автобанке собрались руководители предприятий и организаций, имеющих отношение к осуществлению проекта, на совещание. На рабочей конференции присутствовали депутаты Государственной думы, представители Министерства промышленности, науки и технологий РФ, руководители и эксперты “АСМ-холдинга”, НАМИ, руководство Автобанка и его ближайшего партнера — страховой компании Ингосстрах. На встречу были приглашены руководители российских областей, где расположены предприятия, желающие принять участие в проекте, а также партнеры из Украины и Республики Беларусь, предприятия которых намерены участвовать в производственной кооперации по выпуску нового автомобиля.
По словам председателя Автобанка Наталии Раевской, банк давно и плодотворно сотрудничает с предприятиями автопрома. Можно отметить, например, содействие Автобанка развитию серийного производства “Газелей” на Горьковском автозаводе, поддержку предприятий подшипниковой промышленности и ряда других отраслей, связанных с производством комплектующих для автотракторной техники. Что особенно важно, у банка большой опыт кредитования дилеров АвтоВАЗа и ГАЗа, помощи им в налаживании сбыта автомобилей отечественных марок. Многие программы осуществляются совместно с Ингосстрахом, такое объединение позволяет реализовывать комплексные проекты по поддержке российского автопрома и его сбытовой сети. За более чем десятилетие своего существования банк накопил и немалый опыт сотрудничества с партнерами из стран СНГ, в частности с белорусскими и украинскими автозаводами. Поэтому у программы по выпуску нового микролитражного автомобиля уже на первом этапе ее реализации нашлись не только солидные финансовые консультанты, но и, по существу, стратегический партнер в лице тандема крупного универсального банка и страховой компании. Именно это обстоятельство наполнило жизнью новую инициативу “народного автомобиля”.
Что же позволяет надеяться, что подобная участь не постигнет и проект с симпатичным названием “Мишка”, который вполне может претендовать на международный “брэнд”, то есть узнаваемую торговую марку?
Как отметил генеральный директор “АСМ-холдинга” Николай Волосов, опытный образец микроавтомобиля “Мишка” дебютировал на Российском международном автосалоне в 1999 году и вызвал большой интерес у посетителей. Объясняется это тем, что автомобили данного класса представлены в России только микролитражкой ВАЗ-1111 “Ока”, производство которых составляет около 50 тыс. штук в год, то есть менее 5 процентов всех выпускаемых в стране легковых автомобилей. Между тем в государствах Западной Европы и Японии подобные легковушки занимают до 15 процентов общего производства. На сегодняшний день “Ока” в нашей стране — единственный автомобиль, спрос на который превышает предложение. Тем не менее в силу сложившихся обстоятельств существенно увеличить выпуск “Оки” в ближайшее время не представляется возможным. Есть все основания полагать, что круг потенциальных покупателей микроавтомобиля “Мишка” весьма широк. К 2005 году, когда производство автомобиля может быть развернуто в полном объеме, спрос прогнозируется на уровне 150—160 тыс. штук. Объемы можно увеличить еще на 40—50 тыс. с учетом перспективы экспорта в страны ближнего зарубежья.
Необходимо сказать, что по своим техническим параметрам, в том числе и по мощности, “Мишка” превосходит “Оку”. В основу конструкции новой четырехместной микролитражки положена сборно-модульная схема: каркас из низколегированной стали, на который навешиваются полимерные панели кузова. Отсюда небольшая собственная масса, увеличенный до 10 лет срок службы кузова и возможность создания модификаций с разными типами кузовов. Базовая модель семейства — переднеприводной четырехместный автомобиль с кузовом “универсал” (оснащенный бензиновым или дизельным двигателем мощностью 30—50 л.с.) легко превращается в пикап или кабриолет (ландо). Благодаря обилию модификаций он может быть использован и как коммерческий автомобиль для доставки мелких грузов в торговле, в коммунальных и бытовых службах.
Благодаря конструктивным особенностям пластмассового каркасно-панельного кузова автомобиля, сборка которого не требует сложного и дорогостоящего оборудования, запуск серийного производства “народного автомобиля” возможен при минимальных инвестициях. Многие заводы в России уже сейчас готовы достаточно крупными партиями выпускать как детали кузова, так и другие комплектующие. А сборка объемом до 10 тыс. штук в год может быть без особых затрат рассредоточена на нескольких предприятиях, что позволит в короткий срок выйти на экономически оправданные показатели валового выпуска. Здесь важно учитывать и возможности производственной кооперации с украинскими и белорусскими заводами. Например, запорожское СП “Авто-ЗАЗ-ДЭУ” уже сейчас готово предложить неплохой двигатель для базовой модели.
Для снижения себестоимости микроавтомобиля проектом предусматривается максимально возможное использование серийных комплектующих, уже выпускаемых промышленностью. Одно из главных условий в рациональной организации производства — это небольшое удаление сборочных заводов от специализированных заводов пластмасс (не более 200—300 км). Технологическая цепочка выглядит следующим образом. Пластмассовые панели, окрашенные “в массе”, подаются на сборочное предприятие, которое изготавливает металлический каркас и навешивает на него “тонированные” наружные панели и внутреннюю обшивку. Затем устанавливаются силовой агрегат и прочие узлы и агрегаты шасси, также получаемые со специализированных заводов.
Организованное таким образом сборочное предприятие может ежегодно выпускать от 10 тыс. автомобилей. Возможны варианты организации сборочных производств с годовым выпуском 30—40 тыс. микроавтомобилей. Сроки окупаемости в зависимости от варианта — в пределах от 1,5 до 2,5 лет.
Существенное преимущество новой модели в том, что в ней заложена возможность в качестве топлива использовать как бензин, так и газ. А еще разработана конструкция электрического “Мишки”. В каждое колесо электромобиля встроен вентильный электродвигатель мощностью 2,5 кВт на постоянных магнитах. Источник питания — аккумуляторная батарея. Одной зарядки хватает приблизительно на 100 км. Максимальная скорость микроэлектромобиля 70 км/ч. Конструкторская мысль работает непрерывно. На “Автосалоне — 2001” будет представлен электромобиль “Мишка” с комбинированной электроустановкой. Модель работает как от аккумуляторной батареи, так и от двигателя внутреннего сгорания. Электрические “Мишки”, бесспорно, очень экологичны, но для широких масс они — скорее, лирика, так как в 4 раза дороже обычных “Мишек”.
Сколько все-таки будет стоить “народный автомобиль”? Инициаторы проекта считают, что 2000 у. е. — цена, которая позволит создать современную модель автомобиля и одновременно сделать ее доступной для массового российского потребителя. Остается совсем немного подождать.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Из универсала автомобиль легко превращается в ландо…
… и пикап.
У автомобиля “Мишка” удобный, красивый салон и приборная панель оригинального дизайна.
Салон электромобиля “Мишка”: чтобы переключить скорость, достаточно нажать на кнопку.
По своим габаритам и массе, пассажировместимости, динамике, топливной экономичности и экологическим показателям малогабаритный автомобиль “Мишка” соответствует высокому уровню.
В моторном отсеке автомобиля “Мишка” в отличие от “Оки” компонуется полноценный мотор ВАЗ-21081.
Размещение тягового электрооборудования под капотом электромобиля.
Электромобиль “Мишка”.
Разгонный конденсатор (слева) и тяговая аккумуляторная батарея (справа).
Приводной преобразователь энергии.
‹
›
Открыть в полном размере
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Рене
Рене работает в Bear Eye Associates уже 28 лет и является «мастером на все руки» в офисе. Как офис-менеджер и оптик, Рене обычно работает на стойке регистрации или помогает пациентам выбрать очки в магазине оптики. Рене является сертифицированным помощником по параоптометрии, а также нашим сотрудником по соблюдению требований HIPPA. Она ассистирует Доктору, помогает пациентам с контактными линзами и занимается вопросами страхования. Рене всегда «делает все возможное» для наших пациентов, и ее теплый дружелюбный характер неизменно приносит ей больше всего подарков от пациентов во время курортного сезона. Рене нравится проводить время на пляже и участвовать в греческих мероприятиях в своей церкви.
Афина
Афина работает в Bear Eye уже 7 лет и помогает на стойке регистрации. Она любит греческие танцы, водные виды спорта, подводное плавание и рок-концерты. Она заядлая фанатка «Иглз», гордая бабушка и сотрудничает с Ассоциацией по борьбе с болезнью Альцгеймера. Она работает неполный рабочий день, поэтому лучший шанс познакомиться с ее жизнерадостным характером — вечер понедельника или среды.
Дуг
Дуг — очень опытный оптик, который поможет вам в нашем магазине оптики. Родом из Вифлеема, штат Пенсильвания, Дуг окончил Моравский колледж по специальности «биология». Даг женат, у него трое прекрасных дочерей и трое внуков. Он владел собственным оптическим бизнесом в Пенсильвании в течение 25 лет, прежде чем переехать в Делавэр. Его интересы включают антиквариат и колониальную архитектуру. Он играет в теннис и пытается играть в гольф, когда не заботится о своем новом щенке мини-голдендудла.
Джейми
Джейми имеет 19-летний опыт работы в области оптики. Она выросла на конной ферме в Таунсенде, что объясняет ее любовь к животным. Ей нравится путешествовать, заниматься рукоделием, проводить время с друзьями и семьей, а также посещать мероприятия со своей дочерью, которая является чирлидером Матча звезд. Обязательно поздравьте ее, так как она недавно обручилась.
Барб
Барб работает в Bear Eye Associates уже 19 лет и пару дней в неделю приезжает из Аллентауна, чтобы помочь нам.
Джорданна
Джордана учится на втором курсе Университета Делавэра, изучает английский язык и планирует стать сценаристом после выпуска. Ей нравится музыкальный театр и создание светового дизайна для театра. В свободное время Джорданна любит читать, писать, слушать музыку и есть итальянскую еду (особенно спагетти). Вы можете ее не заметить, потому что Джордана работает неполный рабочий день и обычно помогает в офисе или лаборатории.
Кэти
Кэти — лицензированная практическая медсестра с 99 лет опыта в области ухода за глазами. Кэти ранее работала в клинике Nemours Clinic, а последние 16 лет работает в Bear Eye Associates. Она проделала весь путь от своего дома в Сифорде, чтобы помочь нам.