Сервисы | МинПрос УО | Учебные предметы | Домашнее задание | Программирование | ГИА (ЕГЭ) | Я.Лицей ZooM |
Задача 1 | |
Условие задачи | Программа должна вывести фразу «Bee-Coder». |
Применяемые команды, операции, функции: |
writeln
|
Задача 2 | |
Условие задачи | Программа должна вывести фразу, которую пользователь ввел с клавиатуры. |
Используемые типы данных | String |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln |
Задача 3 | |
Условие задачи | На любое введенное число пользователя, особенно отрицательное, программа должна вывести его абсолютное значение |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, abs |
Задача 4 | |
Условие задачи | Программа должна вывести квадрат числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, sqr |
Задача 5 | |
Условие задачи | Программа должна вывести корень числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, sqrt |
Тригономические функции ожидают результат в радианах. Для перевода градусов в радианы нужно градусы умножить на число |
Задача 6 | |
Условие задачи | Программа должна вывести синус числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, sin |
Пример программы решающей задачу №6. |
Задача 7 | |
Условие задачи | Программа должна вывести косинус числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, cos |
Задача 8 | |
Условие задачи | Программа должна вывести арктангенс числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, arctan |
Задача 9 | |
Условие задачи | Программа должна вывести тангенс числа, введенного с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, sin, cos |
Задача 10 | |
Условие задачи | Программа должна вывести значение экспоненты — число e (e ~ 2. 7182818284590452…) возведенное в степень X. Число X вводится с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, exp |
Задача 11 | |
Условие задачи | Программа должна вывести число, равное натуральному логарифму от числа X. Число X вводится с клавиатуры пользователем. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, Ln |
Задача 12 | |
Условие задачи | Программа должна вывести число, на единицу большее, введенного с клавиатуры пользователем (не используя знаки операций и присвоения). |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, inc |
Задача 13 | |
Условие задачи | Программа должна вывести число, на единицу меньшее, введенного с клавиатуры пользователем (не используя знаки операций и присвоения). |
readln, writeln, dec |
Задача 14 | |
Условие задачи |
Программа должна вывести случайное число от 0 до 200.
|
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, random |
Задача 15 | |
Условие задачи | Программа должна вывести случайное число от 0 до 200. В код предыдущей программы добавьте новую команду. Попробуйте выполнить программу несколько раз подряд. Меняется ли случайное число? |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, random, randomize |
Задача 16 | |
Условие задачи | Программа должна вывести случайное число от 100 до 200. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, random, randomize |
| |
Условие задачи | Программа должна вывести длину строки введенной пользователем клавиатуры. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, Length |
Задача 18 | |
Условие задачи | Программа должна вывести символ по коду, введенному пользователем с клавиатуры. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, chr |
Задача 19 | |
Условие задачи | Программа должна вывести цифровой код по символу, введенному пользователем с клавиатуры. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, ord |
Задача 20 | |
Условие задачи | Пользователь вводит поочередно две строки. Программа проверяет, является ли первая строка подстрокой второй (является ли первая строка в составе второй). Если да, то вывести с какой позиции первая строка входит во вторую. если нет, то вывести — «Нет совпадений». |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, pos |
Задача 21 | |
Условие задачи
| Программа запрашивает у пользователя 3 слова/строки. Необходимо объединить эти 3 слова/строки без использования знаков операций и присвоения. Программа должна вывести объединенную строку. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, concat |
Задача 22 | |
Условие задачи | Программа запрашивает длинное/сложное слово у пользователя. Далее программа вырезает из этого слова с 3-го по 7-ой символ и выводит полученную подстроку на экран. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, copy |
Задача 23 | |
Условие задачи | Программа запрашивает длинное/сложное слово или фразу у пользователя. Далее программа вырезает из этого слова или фразы с 5-го по 10-ой символ и выводит оставшуются полученную строку на экран. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, delete |
Задача 24 | |
Условие задачи | Программа запрашивает в первой строке фразу у пользователя, далее во второй строке программа запрашивает ещё одно слово. Затем программа вставляет слово из втолрой строки во фразу из первой с 7-го символа и выводит полученную строку на экран. |
Применяемые команды, операции, функции: | readln, writeln, insert |
Pascal – язык программирования, используемый новичками. Он подходит для изучения основ алгоритмизации. Практическое применение языка Паскаль в обыденной жизни сильно ограничено. В своем «чистом» виде он используется крайне редко, в основном, для обучения. В основном встречаются различные диалекты этого ЯП.
Pascal является достаточно простым для изучения языком. В его основе лежат операторы и функции. Далее предстоит рассмотреть их более подробно. Также необходимо изучить структуру программы, написанной на Паскале. Эта информация больше подойдет новичкам, которые ранее не имели дел с разработкой программного обеспечения.
Pascal – универсальное средство программирования со строгой структурой программ, а также типизацией. У него интуитивно понятный синтаксис, основанный на ABC. Она напоминает английский.
Паскаль разработан в 1970-х годах. Он базируется на Algol-68. Никлаус Вирт, швейцарский ученый, решил представить Pascal студентам. С его помощью ученикам предлагалось вникнуть в суть структурного программирования.
Pascal – императивный алгоритмический язык. Имеет множество диалектов:
Также можно встретить диалекты Free, TMT и GNU.
Пас каль – императивный язык. Он позволяет представлять программы в качестве набора операторов (команд), которые выполняются последовательно. Здесь необходимо запомнить следующие правила:
Pascal – это язык с сильной (строгой) типизацией. За счет этого различные элементы и конструкции программы (функции, операторы, переменные, модули и так далее) получают конкретные, заранее определенные свойства. Такой прием помогает понять системе, какие операции можно выполнять с каждым записанным выражением. Это способствует избавлению от большинства ошибок компиляции. Программы, написанные на рассматриваемом ЯП, являются более устойчивыми к аварийным отказам.
Паскаль – язык, который изучается на уроках под названием «Информатика» в старших классах общеобразовательных учреждениях. В своем первоначальном виде он практически не встречается, но некоторые его диалекты до сих пор пользуются спросом в некоторых областях. Паскаль обладает преимуществами и недостатками, которые необходимо знать. Эта информация поможет выяснить, стоит ли изучать ЯП более подробно, или лучше отдать предпочтение другому.
Паскаль имеет следующие преимущества:
Это – неплохой вариант для тех, кто только учится программировать. Более опытным разработчикам Паскаль не нужен. А вот на уроке «Информатика» в школе или при самостоятельном погружении в азы разработки программного обеспечения, он более чем пригодится. На основе элементарных операций данный ЯП объяснит достаточно сложные процессы.
Pascal имеет такие недостатки:
Все это приводит к тому, что упомянутый язык имеет в реальной жизни сильную ограниченность. Программ на нем, имеющих практическое применение, очень мало. Диалекты Pascal используются для некоторых узкоспециализированных задач.
Этот язык сложно назвать стремительно развивающимся и современным. Он устаревает, но не теряет своей популярности из-за структурированности и дружелюбности. Учить его рекомендуется преимущественно новичкам.
Pascal подойдет для написания первых программ при погружении в основы разработки. Он используется в следующих сферах жизни:
Это – неплохой вариант, чтобы понять, как работают программы, а также обрабатываются функции и операторы. Для полноценной разработки современного ПО он не подойдет.
Перед изучением структуры приложений, а также команд и операторов Паскаля, каждый разработчик должен запомнить несколько терминов и понятий. Они пригодятся всем, независимо от выбранного для дальнейшего применения ЯП:
Также стоит обратить внимание на определения «операнд» — объект, которым можно управлять через разные операторы. Оператор – это элемент кода, способный манипулировать через специальные команды имеющимися операндами. Далее этот момент будет изучен более подробно.
Паскаль – язык, в котором программы обладают строго определенной структурой. Они делятся на «смысловые» блоки, называемые «разделы». Каждый вариант отвечает за определенные возможности и информацию:
Как называются разделы | Особенности и описание |
Program | Необязательный блок. Служит для формирования имени программы. Выводит на экран при обработке исходного кода имя проекта. |
Uses crt, graph | Подключаемые модули. Ctr – блок, который используется для очистки экрана после выполнения тех или иных операций. Работает при помощи команды clrscr. Graph отвечает за внедрение в исходный код приложения возможностей работы с графикой. |
Label | Метки. Раздел, в котором используется команда Goto. Он помогает перейти к элементам, помеченным в качестве «закладок». Служит безусловным переходом. |
Const | Раздел, отвечающий за постоянные величины – константы. Поддерживает фиксированный тип значений. Здесь записываются имена констант и их параметры. Тип определяется автоматически. |
Var | Блок переменных. Соответствующий идентификатор получает тип информации, которая будет записываться. |
Function/Produce | Блок вспомогательных подпрограмм и функций. Используются для быстрой разработки приложений с минимальными трудностями. |
Begin | Начало тела программы. Правила синтаксиса рассматриваемого ЯП указывают на то, что после слова begin необходимо указывать операторы, команды и функции, которые должны быть выполнены. Раздел представлен последовательностью команд. Он поддерживает значения и величины для выполнения обозначенного спектра задач. |
End | Конец тела приложения. Все, что указано после end, не является часть исходной программы. |
Данная таблица поможет разобраться в основах составления структуры исходного кода на Паскале. Для нормальной работы программы достаточно несколько блоков. Остальные являются необязательными. Основные разделы – это тело, включающее в себя begin и end. Без него ни один написанный код не будет обрабатываться.
Правила синтаксиса Pascal поддерживают строгую типизацию данных. Это указывает на то, что все переменные исходного кода будут иметь определенный заранее тип. Приложению напрямую указывают, какой именно вид данных использовать для дальнейшего хранения значений. Это помогает устройству понять, какие операции разрешено выполнять с имеющимися элементами.
Условно типы данных можно разделить на две крупные категории: структурированные и простые. Каждый вариант имеет подтипы, зная о которых, удается создать оптимально функционирующий программный код.
Перед изучением операторов Паскаля, рекомендуется хорошенько разобраться с типами данных. Простые виды делятся на порядковые и ограниченные. Они являются элементарными и встречаются в программных кодах чаще остальных.
ЦелочисленныеК данной категории относятся целые числа. Она является наиболее популярной среди всех встроенных. Всего в Паскале поддерживаются пять его разновидностей:
Как называется | Диапазон принимаемых значений | Формат записи |
Integer | -32 768…32 767 | 16 bit |
Short int | -128…+127 | 8 bit |
longInt | -2 147 483 648…+2 147 483 647 | 32 bit |
Word | 0…65 535 | 16 bit без учета знака |
Byte | 0…255 | 8bit без учета знака |
Операнды целочисленного характера поддерживают выполнение арифметических действий. Для этого потребуется соблюдать такие правила:
Чтобы описать целочисленную переменную, необходимо воспользоваться ключевым словом var. Формат записи: var <перечень используемых переменных><тип>. Угловые скобки во время составления программного кода ставить не требуется.
Следующий вариант – это вещественный тип информации. Сюда можно отнести числа с плавающими запятыми. Они имеют фиксированной количество цифр.
Для данного вида переменных используется ключевое слово real. Форма записи: var <перечень переменных:=> real.
Символьный тип значений и переменных используется для того, чтобы работать с различными записями. Каждый символ имеет:
Сформировать символьный вид переменных можно при помощи формы: <тип><название_переменной(‘значение’)>. Апостроф тоже может стать символом в программе. Для этого его необходимо заключить в соответствующие «кавычки».
Это – перечисление констант в строго определенном порядке, а также количестве. Представлен данный вид переменных списком неизменных элементов кода. Они будут принимать значения из заданного спектра констант.
Форма записи:
<список констант> – специальный вид констант. Они задаются в программном коде через запятую. Имеют собственный порядковый номер, начинающийся с 0.
Ограниченные переменные – переменные, принимающие не все значения в пределах заданного типа. Они будут определяться в некотором ограниченном диапазоне. Каждый такой вариант задается при помощи наложения ограничений на базовые переменные.
Записывается в коде программы так:
Здесь необходимо запомнить такие правила составления:
А вот – пример блока кода, позволяющий составить ограниченный тип переменных в Паскале.
К данной категории относятся типы, определяющие наборы однотипных или разнотипных элементов. Они могут быть образованы из других видов информации. Представляются различными элементами. Могут выступать:
Далее предстоит более подробно изучить основы программирования на Паскале при помощи операторов.
Оператор – средство, при помощи которого в приложении описываются действия (команды) в рамках действующего алгоритма для решения изначально поставленной задачи. Элементы такого плана могут быть помеченными или нет. Их можно разделить на несколько категорий:
Оператор в Pascal используется для того, чтобы описать действия. Других целей применения он не имеет. Отделяются на письме операторы при помощи специального разделителя – символа «точка с запятой». Его можно не ставить, если оператор ставится перед until, else или end.
Простой оператор состоит из:
Структурные операторы поддерживают условные операторы, циклы и составные.
Присваивание в исходном коде программы – это базовая операция. Она используется для того, чтобы вычислить значение выражения, написанного в правой части. После необходимых подсчетов записывает результат слева. Тип переменной должен быть совместимым с видом заданного выражения.
Совместимость поддерживается, если:
Оператор присваивания выглядит как «:=» (без кавычек). Форма записи будет такой:
, используемое выражение a может включать в себя скобки, знаки арифметических операций, а также константы, переменные и имена функций.
Все действия здесь выполняются в направлении «слева-направо» с учетом действующих правил приоритета:
Приоритет обработки исходным кодом программы можно изменить. Для этого используются круглые скобки. То, что написано в них, будет рассчитываться в первую очередь. Присваивание работает со всеми видами переменных и информации, исключая файлы.
Команда вызова – одна из базовых составляющих исходного кода программного обеспечения. Она приводит к непосредственному обращению к указанному разработчиком алгоритму. Состоит из:
Аргумент – необязательный элемент. Он может отсутствовать при использовании команды вызова. При ее обработке происходит активация действий, написанных в теле процедуры или в описании.
Изучая разделы языка Паскаль, было упомянуто о метках. Они пригодятся при работе с командой перехода. Она задается служебным словом Goto. Используется для передачи управления приложением оператору, отмеченному той или иной меткой.
Метки могут быть использованы только после того, как программист опишет их в разделе Label. Goto необходимо задействовать очень осторожно из-за безусловности перехода. Эта команда противоречит всем принципам структурного программирования. Неправильное использование Goto может привести к ошибкам и выходу приложения из строя.
Пустой оператор не выполняет никаких действий. Он никак не будет проявлять себя при запуске исходного кода программного обеспечения. Обычно в этом случае печатает метки, а также точки с запятыми. Используется для безусловного перехода на него.
Operator, который используется для выполнения некоторого спектра команд, определяемых разработчиком. Он указывается в теле приложения – между begin и end.
Составные operators помогают выполнять некоторую последовательность инструкций. Они задаются ключевым словом begin, заканчиваются end. Между этими элементами вставляются операции, необходимые для дальнейшей реализации.
Рассматривается соответствующий компонент как единое целое. Расположение допустимо в любой части исходного кода.
Поддерживают выбор одного или нескольких действий в зависимости от установленного разработчиком критерия. Условием выборки станет значение логического выражения – true или false.
Всего условных «команд» в Паскале два: if и case.
IF помогает организовывать вычисления в зависимости от логического условия. Имеет полную и краткую формы записи. Может быть вложенным. В этом случае рекомендуется пользоваться такой формой представления:
Для вложенных If действует правило – else связано с ближайшим if, которое до этого не было привязано к другим else.
Запись case…of…end – это определение альтернативных действий из произвольного спектра изначально заданных условий. Состоит из селектора и списка постоянных параметров, каждому из которых предшествует список констант выбора.
Выглядит так:
Здесь:
Ветка с условием else – необязательный элемент. Условие If указывается всегда. Если действия для нескольких селекторов окажутся одинаковыми, разработчик сможет перечислить соответствующие константы через запятую перед двоеточием. Правила синтаксиса допускают установку диапазона значений по верхним и нижним границам.
Цикл – это выполнение некоторых алгоритмов друг за другом несколько раз. Программирование поддерживает несколько их видов: итерационные и с параметром.
Цикл с параметром всегда требует использования операторов цикла. Иногда такой вариант называется регулярным циклом. Его характерной чертой является то, что количество повторений команд известно заранее.
Итерационный цикл таких возможностей не предусматривает. В нем количество повторений не определяется заранее. Операции будут выполнять до тех пор, пока выполняется условие продолжения «петлей».
Паскаль поддерживает несколько видов циклических структур:
While и repeat поддерживают реализацию итерационного цикла. Они также могут быть использованы для циклических структур с параметрами.
ForКак выглядит структура программы на языке Паскаль, понятно. Зная ее, можно с легкостью освоить циклы и использовать их на практике. Первый вариант – это for. Выглядит он так:
Начальные и конечные значения здесь должны быть точно такого же типа, что и имеющийся параметр.
Сначала параметр цикла принимает начальное значение. После этого происходит проверка: соответствующее значение меньше или равно итоговому. Данное условие выступает условием продолжения цикла. Если оно выполнено, петля продолжает функционирование. Выполняется необходимая команда, после чего параметр цикла уменьшается на единицу. Условие реализации заданной операции снова сравнивается – уже с новым значением.
Цикл с постусловием работает так:
Выше – форма представления соответствующей петли. Здесь необходимо запомнить следующие правила:
Предложенный пример – это обработка записей формы. Она будет выполняться, пока не достигнуто окончания набор данных.
RepeatRepeat работает так:
Форма записи:
В repeat проверяются условия завершения цикла. Если оно выполняется, петля перестает работать. Тело циклической структуры будет реализовано хотя бы один раз. Параметры для проверки условия изменяются в теле петли.
Здесь можно узнать больше интересного о Паскале.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Author:
Robert Velarde
Article ID:
JAP500
Updated:
Sep 6, 2022
Published:
11 июня 2009 г.
Эта статья впервые была опубликована в журнале Christian Research Journal , том 27, номер 2 (2004 г.). Для получения дополнительной информации или для подписки на Christian Research Journal см.: http://www.equip.org
СИНТАКСИС
В области философии Блез Паскаль (1623–1662), пожалуй, лучше всего запомнился своим спорным аргументом. Однако в своих Pensées (мыслях) Паскаль предложил несколько линий апологетических рассуждений, включая то, что было названо его антропологическим аргументом. Этот аргумент делает доводы в пользу христианства, указывая на то, что любое жизнеспособное мировоззрение должно успешно объяснять кажущуюся парадоксальной природу человеческого существования. Кажущийся парадокс заключается в том, что человеческие существа проявляют качества как величия, так и убогости. Паскаль утверждает, что христианство предлагает лучшее объяснение этому состоянию, основанное на его учении о том, что люди созданы по образу Бога, но первородный грех запятнал их природу.
Паскаль понял, что иногда необходимо шокировать самодовольного скептика, чтобы он обратил внимание на серьезность своего состояния. В зависимости от типа встречающегося скептика Паскаль использовал антропологический аргумент, чтобы применить «экзистенциальный шок», чтобы либо смирить их, либо возвысить. Этот же подход сегодня применим к таким системам верований, как гуманизм и духовность Нью Эйдж, возвышающим людей, или к таким мировоззрениям, как нигилизм, которые в конечном итоге ведут к безнадежности и отчаянию.
Несмотря на некоторые недостатки, антропологический аргумент Паскаля имеет современную апологетическую ценность, поскольку он обращается к людям на психологическом уровне. Это, конечно, не окончательный аргумент в пользу христианства, но полезный аргумент, который можно интегрировать в линию рассуждений, поддерживающих обоснованность христианской веры.
Являются ли люди славными, возвышенными существами с огромным потенциалом или жалкими существами, отчаянно нуждающимися в духовном освобождении? Являются ли такие, казалось бы, противоречивые взгляды на условия человеческого существования взаимоисключающими, или обе точки зрения могут быть верными? Если второе, то объясняет ли какое-либо жизнеспособное мировоззрение это запутанное состояние? Ученый, математик и философ XVII века Блез Паскаль (1623–1662) предлагает вневременной аргумент в пользу истинности христианства, основанный на том, что на первый взгляд кажется парадоксом человеческой природы. Паскаля уважают за его научные достижения, и в его честь даже назван язык программирования. Однако его философские занятия часто не получают того внимания, которого они заслуживают. Пари Паскаля 1 — пожалуй, самый известный его аргумент в пользу христианства, но Паскаль может предложить гораздо больше современным христианским апологетам.
Болезнь и безвременная смерть Паскаля помешали ему завершить монументальный труд по христианской апологетике. Однако его записи с тех пор были объединены в сборник, известный как Pensées (мысли). «Взгляды Паскаля вряд ли составляют организованную систему», — пишет Ричард Попкин. «Большинство его работ фрагментарны, и он, по-видимому, не пытался собрать фрагменты воедино». 2 В этих фрагментарных, но блестящих произведениях Паскаль предлагает убедительные выводы по таким вопросам, как состояние человека, мораль и богословие. Антропологический аргумент Паскаля, хотя и далеко не так известен, как пари, предлагает уникальный подход к христианской апологетике и заслуживает внимания.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ ПАСКАЛЯ
Антропологический аргумент Паскаля начинается с простого наблюдения: люди проявляют качества как величия, так и убогости. Такой аргумент привлекателен в современных условиях, потому что он начинается с наблюдения за человеческой природой, а не с прямого аргумента в пользу существования Бога, достоверности Библии, обоснованности веры в воскресение Христа или множества других аргументов. традиционные апологетические подходы. Антропологический аргумент просто пытается начать дискуссию о природе человеческого состояния. Когда определенные принципы впоследствии были установлены, он предлагает аргумент, указывающий на христианство как на лучшее объяснение наблюдаемого состояния. Д. Г. Престон комментирует общий апологетический подход Паскаля:
Паскаль-эмпирик начинает с данных, а именно с необъяснимого феномена человечества: бесспорно испорченного, подверженного непостоянству, скуке, беспокойству и эгоизму, делающего в часы бодрствования все, чтобы отвлечь ум от человеческого убожества, но обнаруживающего пережитки врожденного величие в осознании умом этого состояния. Человечество также конечно, оно подвешено между двумя бесконечностями, открываемыми телескопом и микроскопом, и осознает внутреннюю пустоту, которую конечный мир не может удовлетворить. Никакая философия не понимает этого. Никакая моральная система не делает нас лучше или счастливее. Одна лишь гипотеза — сотворение по образу Божию с последующим грехопадением — объясняет наше затруднительное положение и через Искупителя и посредника перед Богом предлагает восстановить наше законное состояние. 3
Антропологический аргумент Паскаля использует уникальный подход к христианской апологетике: вместо того, чтобы предлагать аргументы из естественной теологии, 4 он предназначен для отношения к неверующим на разумном уровне интереса. Этот аргумент, по сути, предлагает разумное наблюдение и апеллирует к практическому суждению, основанному на имеющихся доказательствах.
Актуален ли сегодня подход Паскаля? В конце концов, его аргумент, по-видимому, основан на таких доктринах, как люди, созданные по образу Бога (imago Dei) и первородный грех (Падение) — взгляды, которые многие считают устаревшими, мифическими или просто ложными. Прежде чем мы обратимся к вопросу о релевантности, давайте сначала рассмотрим аргумент более подробно.
ПАРАДОКС СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
«Величие, убогость», — пишет Паскаль. «Чем более мы просвещены, тем больше величия и низости открываем в человеке». 5 Человеческие существа, утверждает он, обладают двумя различными качествами, которые кажутся противоречащими друг другу: мы способны на возвышенное величие, но мы также чрезвычайно испорчены по своей природе. По словам Паскаля, «величие и убогость человека настолько очевидны, что истинная религия неизбежно должна учить нас тому, что в человеке есть какой-то великий принцип величия и какой-то великий принцип убогости». 6 Паскаль впоследствии рисует не слишком лестную картину человеческих существ: «Что же это за урод человек! Как ново, как чудовищно, как хаотично, как парадоксально, как поразительно! Судья всего сущего, слабый дождевой червь, вместилище истины, кладезь сомнений и заблуждений, слава и отбросы вселенной!» 7
Комментируя антропологический аргумент Паскаля, Питер Крифт пишет: «Человек — это живой оксюморон: ничтожное величие, великая нищета, разумное животное, смертный дух, мыслящий тростник». 8 «Мы сами себе загадка», — отмечает Томас Моррис. «Одна из величайших тайн заключена в нас… Как один вид может производить одновременно невыразимое зло и почти необъяснимое добро? Как мы можем нести ответственность и за самое отвратительное убожество, и за самую умопомрачительную красоту? Как могут в одной жизни переплестись великие устремления и саморазрушительные порывы, доброта и жестокость? Человеческая загадка требует объяснения». 9
ЛЕЧЕНИЕ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ШОК» ПАСКАЛЯ
Один из апологетических приемов Паскаля включает в себя то, что Бернард Рамм называет «экзистенциальным шоком». Паскаль использует этот апологетический прием, чтобы пробудить скептиков от самодовольства. Рамм уточняет:
Использование Паскалем экзистенциального шока было, пожалуй, самым большим оружием в его арсенале. Это была попытка нанести сокрушительный удар по скептицизму и индифферентизму французов…
Под экзистенциальным шоком мы подразумеваем метод Паскаля шокировать французов от их самодовольства яркими контрастами, острыми ударами по ужасающим противоречиям, проницательным анализом глупых способов существования, картинами отчаяния, соседствующими с картинами благодати и искупления. Самодовольный, изощренный французский скептик должен видеть себя висящим между временем и вечностью, как хрупкое пятно протоплазмы, которое может истребить капля яда, как склонный [sic. низложенный] царь, с треском вспоминающий свое былое величие, и как недовольный негодяй, подозревающий, что действительно где-то есть блаженное довольство. Но где? 10
Антропологический аргумент вызывает экзистенциальный шок, призывая скептиков противостоять и объяснять кажущийся парадокс человеческой природы, который экзистенциально неоспорим. Жизнеспособное мировоззрение, говорит Паскаль, должно объяснять эту дилемму интеллектуально убедительным образом.
ДВЕ ОШИБКИ В ПОНИМАНИИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В «Беседе с месье Де Саси» 11 Паскаль анализирует две ошибки относительно состояния человека. Дуглас Гротуис объясняет: «Паскаль утверждает, что чисто человеческие философии не могут сказать нам, кто мы такие, потому что они впадают в две равные и противоположные ошибки в отношении человечества. Они либо превозносят величие за счет убожества, либо превозносят убожество за счет величия». 12
Это очевидно в сфере государственного образования в Соединенных Штатах, где детей и взрослых часто учат, что люди являются продуктом случайной эволюции (натурализм), в то время как различные направления психологии рекламируют человеческий потенциал/самостоятельность. Уважайте сообщение — что мы существа с большим или даже безграничным потенциалом. Крифт называет противоположные взгляды «анимализмом и ангелизмом» и приводит примеры обоих: «Некоторыми примерами« ангелизма », которые игнорируют конкретную, земную, воплощенную природу человека, являются платонизм, гностицизм, пантеизм и гуманизм Нью Эйдж. Некоторыми примерами «анимализма», игнорирующего духовную природу человека, являются марксизм, бихевиоризм, фрейдизм, дарвинизм и прагматизм Дьюи… Современная философия утратила свою здравую антропологию, потому что она утратила свою космологию. Человек не знает себя, потому что не знает своего места в космосе; он путает себя с ангелом или с животным». 13
ПРИМЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЕЛИЧИЯ И НИЧДЕСТВА
Примеров человеческого величия и убогости предостаточно. Человеческая нищета создавала и содержала концлагеря нацистской Германии, где было зверски убито около шести миллионов евреев, но именно человеческое величие положило конец Холокосту. Совсем недавно мы можем указать на печально известную атаку 11 сентября, когда исламские террористы захватили четыре коммерческих авиалайнера и превратили их в смертоносное оружие. Террористы, стремящиеся уничтожить тысячи человеческих жизней, действительно демонстрировали качества человеческой низости, в то время как те, кто отважно участвовал в спасательных операциях после событий, демонстрировали качества человеческого величия.
Можно, конечно, возразить, что такие примеры человеческого величия и убогости не обязательно относятся к отдельным людям, а просто иллюстрируют присутствие величия и убогости в более широком контексте человечества. Однако это не так, ибо можно привести и примеры величия и убогости внутри отдельных людей.
Возьмем, к примеру, некоторых философских, литературных и музыкальных деятелей. Непростая задача органично вплести сложные философии в художественное произведение таким образом, чтобы содержательно заинтересовать читателя. Такие философы, как Фридрих Ницше и Альбер Камю, достигли литературного блеска и все же остались в отчаянии. Гротуи приводит в пример французского философа восемнадцатого века Жана Жака Руссо и его склонность использовать свое «риторическое мастерство… обманчиво для самооправдания». Кажется, Руссо «обтирался от разных богатых покровителей, пока они не сочли его невыносимым и не отправили надутого философа подальше». 14 После таких инцидентов Руссо часто писал замечательные письма своим бывшим покровителям, наполненные искусно сфабрикованной ложью. «Руссо показал интеллектуальное величие, — замечает Гротуис, — даже в своем вожделении (в данном случае чрезмерном себялюбии)». 15
Великий писатель Эрнест Хемингуэй служил водителем скорой помощи во время Первой мировой войны, написал много успешных и получивших признание критиков произведений, но продемонстрировал крайнюю форму нищеты, совершив самоубийство. Алкоголизм Эдгара Аллана По и предполагаемое употребление наркотиков привели к его преждевременной смерти, но многие из его произведений искусно написаны. Карло Джезуальдо, композитор эпохи Возрождения шестнадцатого века и итальянский принц, жестоко убил свою жену и ее любовника. Как композитор Джезуальдо демонстрировал человеческое величие, но как убийца он явно проявлял человеческую низость. Список примеров такой же длинный, как история человечества.
ОЦЕНКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО АРГУМЕНТА
На первый взгляд кажется, что антропологический аргумент Паскаля искажает истинность христианской веры. Это потому, что корень аргумента, по-видимому, основан на христианском взгляде на творение и грехопадение. Некоторые могут даже интерпретировать аргумент Паскаля как круговой и заявить, что он просто апеллирует к Библии как к доказательству истинности библейского объяснения человеческой природы. Такие обвинения, однако, не позволяют исследовать антропологический аргумент в надлежащем контексте. Антропологический аргумент Паскаля апеллирует к лучшее объяснение относительно состояния человека. Такой аргумент является скорее абдуктивным , чем дедуктивным или индуктивным. Гротуис поясняет:
Хотя невозможно напрямую проверить эмпирическими средствами откровения по многим вопросам (таким как происхождение вселенной, сотворение человечества и грехопадение), Паскаль считал, что ключевые богословские утверждения предлагают наилучшие результаты. объяснение сбивающих с толку феноменов человеческой природы… Приводя доказательства из самых разнообразных ситуаций, Паскаль утверждает, что христианский взгляд на людей как на «низложенных царей», созданных по образу Бога, но теперь восточнее Эдема, — это лучший способ объяснить для состояния человека. Рассуждая таким образом, он использует абдуктивный метод (то есть вывод к лучшему объяснению), аналогичный тому, который используется во многих научных исследованиях. 16
Другими словами, в рамках своего антропологического аргумента Паскаль прямо не доказывает, что люди созданы по образу Божьему и запятнаны своим грехопадением. Паскаль, напротив, утверждает, что эти христианские доктрины дают лучшее объяснение кажущемуся парадоксальным состоянию человеческого величия и убогости, которое мы наблюдаем.
Доводы в пользу обоснованности антропологического аргумента, тем не менее, должны решить несколько философских вопросов, если они хотят добиться успеха. Гротуис предлагает три утверждения, которые должен защищать аргумент Паскаля: «(1) что истолкование человечества как обладающего двойственной природой является интеллектуально убедительным, (2) что человеческое состояние даже нуждается в объяснении, и (3) что ответ, даваемый учения о том, что люди созданы по образу Божьему, и о первородном грехе убедительны». 17 К этому списку (4) можно добавить, что необходимо продемонстрировать, что альтернативные мировоззрения неадекватно объясняют состояние величия и убогости. Пространство не позволяет провести тщательный анализ и ответить на эти вопросы, но каждое из них действительно может быть успешно решено.
АКТУАЛЬНОСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО АРГУМЕНТА ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ
Антропологический аргумент убедителен для современной культуры как минимум по трем причинам. Во-первых, она убедительна на человеческом уровне: поскольку она затрагивает человеческие условия, она имеет непосредственное и универсальное применение и актуальность. Во-вторых, американская культура особенно пропитана превознесением человеческого совершенства через психологию и представления о человеческом потенциале. Антропологический аргумент в какой-то степени согласуется с такими взглядами, но он более честно признает парадоксальный элемент человеческого убожества и предлагает жизнеспособное объяснение. В-третьих, у многих сложилось впечатление, что люди — всего лишь эволюционировавшие животные. Паскаль признает: «Человек не ангел и не зверь» 18 и предлагает методику обращения с теми, кто слишком высоко о себе думает, а также с теми, кто думает о себе слишком низко:
Если он возвышает себя, я унижаю его.
Если он унижает себя, я превозношу его.
И я продолжаю ему противоречить
Пока он не поймет
Что он чудовище выше всякого понимания. 19
Следует еще раз отметить, что антропологический аргумент — не единственный аргумент, который Паскаль использует для защиты христианской веры; как таковой, он не предназначен быть окончательным аргументом в пользу истинности христианства. Pensées , хотя он фрагментарный и неполный, охватывает множество вопросов и включает множество аргументов. Тем не менее антропологический аргумент дает экзистенциальный удар и заставляет критиков и скептиков искать лучшее объяснение человеческого состояния. Он обеспечивает уникальный психологический подход к убеждению скептика в истинности христианской веры. Написав о Паскале в «Католической энциклопедии» , Ж. Латасте отмечает:
Несомненно, что его метод апологетики должен был быть одновременно строгим и оригинальным; без сомнения, он использовал традиционные доказательства — в частности, исторический аргумент, основанный на пророчествах и чудесах. Но в противовес противникам, не признававшим исторической достоверности, было гениально выдвинуть полностью психологический аргумент и, начав с изучения человеческой души, прийти к Богу. Человек — это «непостижимое чудовище», — говорит он, — «одновременно суверенное величие и суверенное страдание». Ни догматизм, ни пирронизм [полный скептицизм] не разгадают загадки: один объясняет величие человека, другой — его убожество; но ни то, ни другое не объясняет. Мы должны слушать Бога. Только христианство через учение о грехопадении и воплощении дает ключ к тайне. Следовательно, христианство есть истина. 20
Применение антропологического аргумента в современной культуре очень привлекательно. Например, движение Нью Эйдж — в последнее время именуемое «новой духовностью» или просто «духовностью» — предлагает чрезвычайно возвышенный взгляд на человечество. Антропологический аргумент можно легко применить к тем, кто принимает эту точку зрения. Христианский апологет мог бы согласиться с тем, что люди велики и возвышенны, но тогда, как предполагает Паскаль, сторонники Нового Века должны быть смиренны, чтобы признать настоящую убогость человеческого положения. Одно дело для сторонника Нью Эйдж заявлять, что грех — это иллюзия или что моральных абсолютов не существует, и совсем другое — дать адекватное объяснение таким примерам человеческого убожества, как Холокост.
Антропологический аргумент также может быть применен к гуманизму, который также постулирует благоприятную картину человечества. Гуманистический манифест 1, например, провозглашает, что человечество обладает силой и потенциалом для достижения величия: «Человек, наконец, осознает, что только он один несет ответственность за реализацию мира своей мечты, что он имеет в себе силу для достижения величия. его достижение. Он должен приложить разум и волю к задаче». 21 The Humanist Manifesto 2 утверждает, что это лишь вопрос времени, когда это произойдет: «Гуманизм… это моральная сила, на стороне которой время. Мы верим, что человечество обладает потенциалом, интеллектом, доброй волей и навыками сотрудничества для выполнения этого обязательства в предстоящие десятилетия». 22
Гуманизму, однако, не хватает убедительного объяснения кажущегося парадоксальным человеческого состояния величия и убогости. Вот где антропологический аргумент может вступить в дело и дать более разумное объяснение.
АДЕКВАТНО ЛИ ГУМАНИЗМ ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СОСТОЯНИЕ?
Убежденный гуманист, конечно, не сразу поддастся аргументам Паскаля. Можно выдвинуть несколько возражений, например, что (1) человеческие существа проявляют качества величия в результате высокоразвитого мозга и (2) жалкое поведение является просто результатом того, что люди произошли от животных и все еще обладают звериными наклонностями. Гуманист утверждал бы, что в течение миллионов лет эволюции время и случай создали человеческий интеллект, способный к величию. Убожество, с другой стороны, является неприятным побочным эффектом нашего скотского происхождения.
Такой аргумент, однако, предполагает, что человеческий интеллект, якобы продукт времени и случая, на самом деле способен к точному рассуждению. В книге «Просто христианство» К. С. Льюис проницательно замечает: «Когда вы спорите с Ним [Богом], вы спорите с той самой силой, которая дает вам возможность спорить вообще: это все равно, что срезать сук, на котором вы сидите». 23 Если человеческий разум является продуктом случайности, откуда мы знаем, что он надежен? Гуманисты, которые отрицают, что Бог является источником человеческого разума, остаются ненадежно сидеть на ветке случая и времени без каких-либо гарантий, что их рассуждения верны. 24 В Miracles Льюис замечает: «Если все, что существует, — это Природа, великое бессмысленное взаимосвязанное событие, если наши собственные глубочайшие убеждения — просто побочный продукт иррационального процесса, то, очевидно, нет ни малейшего основания для если предположить, что наше чувство приспособленности и наша последовательная вера в единообразие говорят нам что-то о реальности, внешней по отношению к нам». 25 Христианское объяснение того, что люди созданы по образу разумного Бога и, следовательно, являются разумными существами, имеет больше смысла, чем случайное и временное объяснение гуманиста. Короче говоря, существование человеческого разума более адекватно объясняется разумным замыслом, чем случайностью.
С другой стороны, если гуманисты согласны с тем, что человеческие существа на самом деле проявляют качества как убогости, так и величия, то они предъявляют моральные требования. Откуда берутся их нормы морали? Существование такого стандарта нравственности у людей более адекватно объясняется творением по образу нравственного Бога, чем эволюцией простой материи.
Антропологический аргумент также дает надежду тем, кто придерживается мировоззрения, признающего убогость человеческой природы, но избегающего врожденного величия, которое также является частью этой природы. Нигилизм, например, доведенный до его логических выводов, ведет к отчаянию — бессмысленному существованию в бессмысленной вселенной, где люди — всего лишь случайный продукт случая и времени. Человеческая убогость в нигилистическом мышлении выражается, быть может, в большей степени в философском смысле (отчаяние), но убогость безусловно присутствует в мировоззрении, не дающем реальной надежды. Именно в этот момент антропологический аргумент Паскаля может вступить в дело и дать надежду нигилисту — надежду, основанную на том факте, что христианство предлагает превосходное объяснение человеческого состояния.
ГЕНИЙ АРГУМЕНТА ПАСКАЛЯ
Антропологический аргумент Паскаля — ценный инструмент, который современная христианская апологетика может применять различными способами. Как мы видели, это, конечно, не окончательный аргумент в пользу христианской веры (Паскаль никогда не имел в виду его как таковой), но он обеспечивает определенную степень «экзистенциального шока» и подход, привлекательный для людей с психологической и психологической точек зрения. личный уровень.
«Начинать апологетический аргумент с точки зрения человеческого состояния привлекательно в психологизированной и индивидуалистической культуре», — замечает Гротуис в отношении аргумента Паскаля. «В то время как сегодня много теологической безграмотности и философской наивности, также велик интерес к душе, человеческому потенциалу и духовности. Люди могут сомневаться в существовании Бога, достоверности Библии или божественности Христа, но они знают, что они существуют, и хотят понять себя, свою боль и свои возможности». 26 Антропологический аргумент Паскаля хорошо подходит для решения таких вопросов.
Гениальность аргумента во многом заключается в его простоте. Он просит скептика христианства предоставить более адекватное решение наблюдаемого человеческого состояния, чем христианские доктрины сотворения человечества по образу Бога и грехопадения, какими бы маловероятными эти доктрины ни казались на первый взгляд. Более того, этот аргумент не основан на новейших научных теориях (хотя такие теории, безусловно, временами полезны для извинений) или на археологических свидетельствах христианской веры — теориях и свидетельствах, которые могут меняться со временем. Его привлекательность, скорее, находится на экзистенциальном, психологическом уровне. Именно в этот момент в апологетической схеме Паскаля такой аргумент, как пари, может быть предложен наряду с более традиционными христианскими свидетельствами (то, что Паскаль называл «Писание и прочее»). 27
Примечания
1. Короче говоря, пари Паскаля утверждает, что преимущества пари на вере в теизм намного перевешивают последствия агностицизма или неверия, если теизм истинен. Поэтому разумнее делать ставку на веру. Отличное введение в пари Паскаля см. Douglas Groothuis, On Pascal (Belmont, CA: Wadsworth, 2003), гл. 9.
2. Ричард Х. Попкин, Философская энциклопедия , том. 6, изд. Пол Эдвардс (Нью-Йорк: Macmillan Company and Free Press, 1967), с.в. — Паскаль, Блез.
3. Д.Г.Престон, Новый богословский словарь , изд. Синклер Б. Фергюсон, Дэвид Ф. Райт и Дж. И. Пакер (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988), sv. — Паскаль, Блез.
4. Естественное богословие относится к получению знания о Боге из природы. Паскаль считал, что аргументам в пользу Бога, основанным на естественном откровении, не хватает силы и масштаба, необходимых для того, чтобы привести скептика к вере во Христа. Это правда, что такие аргументы в пользу Бога не приводят сразу ко Христу, но они, безусловно, ценны как часть более широкого апологетического подхода.
5. Блез Паскаль, Pensées , пер. AJKrailsheimer (Нью-Йорк: Penguin, 1995), фрагмент 613,206.
6. Там же, фраг. 149, 46.
7. Там же, фраг. 131, 34.
8. Питер Крифт, Христианство для современных язычников: Мысли Паскаля, отредактированные, изложенные и объясненные (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993), 55.
9. Томас В. Моррис, Осмысление Это все: Паскаль и смысл жизни (Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1992), 129.
10. Bernard Ramm, Разновидности христианской апологетики (Grand Rapids: Baker Book House, 1962), 33.
11. См. Blaise Pascal, Pensées and Other Writings , trans. Хонор Леви (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1995), 182–92.
12. Дуглас Гротуис, «Свергнутая королевская семья: Антропологический аргумент Паскаля», Журнал Евангелического теологического общества 41,2 (июнь 1998 г.): 301.
13. Kreeft, 53.
14, Дуглас Гротуис On Pascal (Belmont, CA: Wadsworth, 2003), 64.
15. Там же.
16. Дуглас Гротуис, История науки и религии в западной традиции: энциклопедия , изд. Гэри Б.Фернгрен (Нью-Йорк: Гарленд, 2000), с.в. «Блез Паскаль», 93.
17. Гротуис, «Свергнутая королевская семья», 305.
18. Крефт, 52.
19. Паскаль, фраг. 130,32.
20. J. Lataste, расшифровка Ричарда Жиру, Католическая энциклопедия , vol. 11 (Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 19 лет).11), с.в. «Паскаль, Блез» (http://www.newadvent.org/cathen/11511a.htm).
21. «Гуманистический манифест 1», Американская гуманистическая ассоциация, http://www.americanhumanist.org/about/manifesto1.html.
22. «Гуманистический манифест 2», Американская гуманистическая ассоциация, http://www.americanhumanist.org/about/manifesto2.html.
23. C.S.Lewis, Mere Christian (Nashville: Broadman and Holman, 1996), 53.
24. Подробную защиту аргумента Льюиса см. в Victor Reppert, Опасная идея К.С.Льюиса: в защиту аргумента разума (Downer’s Grove, IL: InterVarsity Press, 2003).
25. К.С.Льюис, Чудеса (Нью-Йорк: Collier Books, 1960), 105.
26. Паскаль, фраг.418,124.
спросил
Изменено 5 лет, 7 месяцев назад
Просмотрено 466 раз
Основываясь на формальном определении Pascal EBNF (pg69-75), я увидел, что Pascal поддерживает только 3 примитивных типа: Integer, Real и String.
В C любые значения, отличные от 0
, могут интерпретироваться как истинный литерал
. Pascal работает не так, как C. Как Pascal может работать с условными выражениями, если он не имеет логического типа?
24
Стандарт Pascal четко определяет синтаксис и семантику логического типа.
Цитата из документа, на который вы ссылаетесь:
6.4.2.2 Требуемые простые типы
Должны существовать следующие типы:
…
в. Булев тип . Требуемый идентификатор типа Boolean должен обозначать логический тип. Булев тип должен быть порядковым типом. Значения должны быть перечислением значений истинности, обозначенных требуемыми константами-идентификаторами false и true , так что false является предшественником true . (стр. 16)
Значения true и false соответствуют продукции EBNF:
константа = [знак] (идентификатор константы | число) | нить
который может производить:
константа = константа-идентификатор
(поскольку [ знак ]
является необязательным)
Константный идентификатор
— это просто идентификатор
.
Также:
6.7.2.3 Логические операторы
…
Логическое выражение = выражение .Логическое выражение должно быть выражением, обозначающим значение логического типа. (стр. 49)
Таблица 6 (на следующей странице) определяет типы операндов и результатов операций сравнения ( ==
, <=
, >=
, <>
, <
, >
и в
). Во всех случаях тип результата — «булев тип».
Наконец:
6.8.3.4 Операторы if
Если логическое выражение оператора if дает значение true , оператор оператора if должен быть выполнен. Если логическое-выражение возвращает значение false , оператор if-оператора не должен выполняться, а оператор else-части, если он есть, должен быть выполнен. (стр. 54)
EBNF не описывает систему типов, он описывает синтаксис, и только синтаксис. Обратите внимание, однако, что если вы объявляете переменную, она имеет тип:
variable-declaration = список-идентификаторов ":" тип .
Тип определяется как:
тип = простой тип | структурированный | стрелочный | идентификатор типа .
И идентификатор типа
- это просто идентификатор
может быть логическим
, но EBNF не скажет вам этого. Надо смотреть остальные стандарты. ISO 7185 определяет диалект Паскаля, и соответствующий раздел 6.4.2.2:
Значения должны быть перечислением значений истинности, обозначенных требуемыми константами-идентификаторами
false
иtrue
...
В Паскале вы можете получить такой код:
program BooleanDemo; вар myBool : логическое значение; п : целое число; начинать п := 5; myBool := n > 4; если myBool то writeln('myBool истинен') еще writeln('myBool ложно') конец.