ВАЗ-2106 от «Газпрома» | |
Звезда Жигулей в автоспорте стремительно закатилась с появлением переднеприводных автомобилей. И, казалось, удел немногих оставшихся экземпляров спортивной «классики» — гнить где-то на задворках. А вот и не обязательно. И полноприводный ВАЗ-2106, построенный кроссовой командой Газпрома, — живой тому пример. Началось все довольно печально — автомобиль попал в аварию. Сказано — сделано. Кузов полностью восстановили, а местами и усилили. Чуть ли не самым сложным во всей истории с постройкой машины оказалось найти «классический» каркас. После того, как эта проблема была решена, пришел черед двигателя. Его решили особо не «заряжать», ограничившись увеличением объема до 1800 куб. см. Для создания полноприводной трансмиссии использовали «нивовские» узлы. Передний дифференциал заменили самоблокирующимся, а задний имеет полную блокировку, то есть, попросту говоря, заварен! Решено было отказаться от «классического» заднего моста, взяв за основу независимую заднюю подвеску от BMW, которая, как ни странно, пришлась Жигулям в самый раз. Единственное, что пришлось сделать, — изготовить оригинальное крепление балки и корпуса дифференциала. Для того, чтобы использовать спереди подвеску от Нивы, потребовался больший объем доработок. Пришлось делать дополнительные лонжероны (на Ниве они шире «классических»), изменять кронштейны крепления балки и двигателя, и многое другое. В обеих подвесках использованы нестандартные пружины и амортизаторы. Оценить результаты своего «технического творчества» кроссмены предложили на расположенной неподалеку небольшой тренировочной трассе. И сразу стало ясно, что строилась машина «под себя»: ее поведение живейшим образом напоминало багги Романа Колесникова, о которой мы писали в одном из номеров Автоспорта. В быстрых
поворотах автомобиль прекрасно управляется в заносе рулем при практически
полностью нажатой педали газа. А при входе в медленный поворот достаточно
немного сбросить газ и потом сразу добавить опять, вызвав глубокий
занос, который тоже очень легко контролируется рулем. И оригинальная
подвеска получилась довольно энергоемкой, что позволяет автомобилю
уверенно ехать по кроссовой трассе. | |
Олег РАСТЕГАЕВ Валерий АРУТИН (Автоспорт №1’2001) |
Об однообъемном автомобиле на ВАЗе задумались еще в середине 1980-х, когда минивэны, подобные Renault Espace и Chrysler Voyager, стали очень популярны в Европе и США.
В 1988-м подоспела идея рестайлинга (как тогда писали в официальных бумагах: «модернизации дизайна») Нивы. Под это дело группа дизайнеров по собственной инициативе затеяла проект семиместного вэна на узлах серийного ВАЗ-2121.
Вполне здравая идея – полноприводный семиместный автомобиль повышенной проходимости вполне мог заинтересовать покупателей.
Первый макет минивэна ВАЗ, 1989 г.
В 1989-1991 годах сделали три макета однообъемника. Каждый следующий логично был проще, приземленнее, чем предыдущий. Базу Нивы увеличили на 500 мм, доведя до 2700 мм.
Макет ВАЗ-2114, 1990 г.
У такой концепции на заводе было немало противников. Особенно скептически к длинной машине относились испытатели. Слышал присказку: «Чем длиннее Нива, тем меньше ходит ее трансмиссия». Впрочем, это зависит от условий эксплуатации. Не все же даже на Ниве постоянно месят грязь или штурмуют сугробы.
Более реалистичный по дизайну макет 1991 года.
Параллельно с проектом ВАЗ-2120 (сначала вэн назывался ВАЗ-2114, потом этот индекс отдали одной из версий Самары-2) стали прорабатывать и удлиненную модификацию Нивы с той же (2700 мм) базой.
Первый прототип такой машины имел смешные маленькие задние дверки. Однако в серию в 1994-м запустили длинный, но трехдверный ВАЗ-2129. Правда, эту модификацию уже в 1995-м сменила более логичная пятидверная Нива ВАЗ-2131. А в 1998-м в Опытно-промышленном производстве (ОПП) начали выпуск и минивэна ВАЗ-2120, получившего имя Надежда.
Продолжение — на следующей странице.
Серийный ВАЗ-2120 Надежда.
Все кузовные детали минивэна были оригинальными, даже лонжероны и панели пола. Машина выглядела интересно, но простовато. Особенно ее простили четыре круглые фары (ближнего света – от Нивы, дальнего – от ВАЗ-2106) и пластиковые «очки» вокруг них. Поэтому «с лица» машина немного напоминала самодельную.
Рестайлинговая Надежда, 2003 г.
Только в 2003-м провели рестайлинг (он явно пошел Надежде на пользу), автомобиль получил более современные фары от ВАЗ-2110.
В семиместной конфигурации багажника фактически нет.
Базовым двигателем стал карбюраторный ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л и мощностью 82 л.с. при 5400 об/мин. В рекламных проспектах фигурировал и впрысковый мотор ВАЗ-21214, который при объеме 1,7 л выдавал мощность 80,5 л.с. при 5000 об/мин. Но серийно этот агрегат на машины не ставили.
Даже с двигателем в 1,8 л Надежда имела посредственную динамику. Ведь масса по сравнению с базовой (короткой) Нивой выросла на 240 кг. По паспорту разгон ВАЗ-2120 до 100 км/ч занимал 15 с, а в реальных условиях – более 20 с. Максимальная скорость составляла 140 км/ч.
Нивовская трансмиссия определяла и сильные, и слабые стороны Надежды. У машины была хорошая проходимость, но вместе с ней характерные для базовой Нивы шумы и вибрации, которые на ВАЗ-2120 только увеличились.
Автомобиль получил усиленные пружины и амортизаторы, а заодно базовый усилитель руля ZF. Первый серийный для автомобилей ВАЗ.
Люксовый вэн Лада-Менеджер.
Семь мест — это хорошо. Но в такой конфигурации багажника практически не было, а на заднем сиденье оказалось все равно тесно. Для дальних путешествий оно годилось разве что детям.
Кроме того, сзади было очень душно. Окна не открывались, а система вентиляции со своими функциями не справлялась. Некоторые владельцы именно поэтому врезали потом в крышу люк.
Из-за неудачного угла наклона массивных передних стоек у Надежды была посредственная обзорность. Это отмечали даже специалисты полигона – из-за больших слепых зон автомобиль сертифицировали скрепя сердце.
Продолжение — на следующей странице.
Рестайлинговая Надежда, 2003 г.
В ОПП машин делали немного. Дилеры неохотно брали редкий и необычный автомобиль, а многие потребители о нем даже и не знали. Остальные побаивались мелкосерийной, необычной модели. И куда более дорогой, чем Нива.
Пытаясь расширить круг клиентов, в ОПП ВАЗа сделали несколько модификаций. Версию Лада-Менеджер отличали высокая крыша, иная планировка салона, отделанного кожей и деревом. Такой автомобиль собрали для московского автосалона в единственном экземпляре, а вскоре предсказуемо отправили в заводской музей.
ВАЗ-2120 Утилитер с удлиненным задним свесом.
Перспективнее выглядели автомобили серии ВАЗ-21208 Утилитер с удлиненным на 300 мм задним свесом. Часть машин – с высокой крышей. Собрали лишь с десяток опытных образцов. А ведь подразумевали, что таким может быть и вэн, и грузовой фургон, и такси.
ВАЗ-2120 такси с увеличенной высотой.
Под влиянием лондонских кэбов сделали и такси со стандартным кузовом. Мест в салоне было всего четыре, зато просторные. А багаж располагался справа от водителя.
Был проект грузовика на базе Надежды. Пикапы из нее делали не для продажи, а в качестве внутризаводского технологического транспорта.
В 2007-м соорудили прототип под индексом 2920 с полурамой, бортовым кузовом, рессорной задней подвеской. Такие машины планировали делать на заводе «Чеченавто» в Аргуне, где понемногу собирали ВАЗ-2107.
Непонятно, зачем был нужен такой автомобиль при наличии широкой гаммы моно- и полноприводных аналогов, которые в Тольятти успешно производили и ВАЗ, и его дочерняя компания ВИС.
До 2006 года собрали чуть более 7100 автомобилей, максимум – почти полторы тысячи в 2004 году. Производство при таких объемах признали нерентабельным.
Надежду отправили в отставку. Длинную Ниву ВАЗ-2131 делают до сих пор. Но этот автомобиль куда больше унифицирован с базовой Нивой.
Владеть сегодня Надеждой может лишь человек не просто увлеченный, а готовый к самым разным тяготам и лишениям. Запчастей – нет.
И не только кузовных, но и, например, оригинальных деталей подвески — пружин и амортизаторов. Энтузиасты придумывают, чем заменить элементы ходовой, и ищут уже нерабочие автомобили в качестве доноров кузовных деталей.
В награду за смелость и упорство – любопытные взгляды прохожих и ощущение обладания раритетом. Пусть и не старым по возрасту, но не менее редким, чем некоторые модели, выпущенные на два-три десятилетия раньше.
Отзывы клиентов (0) Добавить отзыв
Качество обслуживанияОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Удобство использования веб-сайтаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Качество товараОтличноеХорошееНормальноПлохоеУжасно
ДоставкаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Загрузить
КАТЕГОРИЯ
(1977)
Масштаб 1:24 IXO (Hachette Россия)
9 0254Желтая Нива, два ружья и собака – Что эти двое мужчин делают в русской деревне?
Пришло время отдать честь бессмертной Lada Niva – машине, которая продается уже почти 40 лет. И это действительно отличный внедорожник.
В 1977 году советская Lada Niva стала первым в мире внедорожником с цельным кузовом, оставив империалистическому автопроизводителю Mercedes-Benz еще два года на разработку своего архаичного G-Wagen с лестничной рамой. В прошлом году Mercedes-Benz, наконец, решил выпустить новый G-Class с независимой передней подвеской и дверями такой же толщины, как в ядерном бункере, и все это во имя безопасности, комфорта и всей этой атмосферы 21-го века. Производитель Lada 4×4 АвтоВАЗ жалеет дураков.
На 2020 год внедорожник, который вы можете знать как ВАЗ-2121, Лада Супер, Бушмен, Казак, Фора, Гусар, Иов, Спорт, Тайга, Нива или, возможно, даже Богнор Дива — если вы из Уругвай — поставляется с кучей обновлений. Тем не менее, в нем по-прежнему есть все, что вам нравится: короткая колесная база, надежный 1,7-литровый четырехцилиндровый двигатель с впрыском топлива, все ручное управление и пластик, который, без сомнения, останется в ваших руках в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
«Нива» описывалась конструкторами как «Renault 5 на шасси Land Rover». Разработка началась в 1971, после 24-го съезда КПСС, где Алексей Косыгин (тогдашний премьер-министр СССР) поставил перед конструкторами ВАЗа и АЗЛК задачу создать автомобиль, пригодный для сельской местности — для селян и колхозников Советского Союза — так как обычные Жигули, Москвичи и Запорожцы, предназначенные в первую очередь для простых людей, мало пригодились в изолированных районах, составлявших большую часть СССР. В том же году группа вазовских конструкторов под руководством Владимира Соловьева в качестве главного конструктора начала соревноваться с АЗЛК в работе над «цивилизованным» полноприводным автомобилем. Новый автомобиль был частично вдохновлен прототипом ИЖ-14 19-го века.74. Это была первая модель ВАЗа, не основанная на Fiat, хотя большая часть ее механики была перенесена из более ранних моделей Fiat 124 или 125 на базе Жигулей (в основном ВАЗ-2103 и 2106). Однако кузов, система полного привода и передняя подвеска были разработаны ВАЗом. Первые прототипы быстро появились в 1971 и 1972 годах, но были отвергнуты как слишком утилитарные, поэтому были добавлены двери и хардтоп. Эта версия дебютировала в 1973 году и была большим шагом вперед по сравнению с внедорожниками того периода, поскольку в них использовался обычный автомобильный кузов, в данном случае современный хэтчбек того времени. Он был вдохновлен прототипом, известным как ВАЗ-1101 (который сам производный от Fiat 127), и был создан дизайнером Валерием Павловичем. 1974 был окончательно создан на основе одной из уже существующих моделей, в данном случае ВАЗ-2103 (тогда самая новая модель в арсенале ВАЗ), с использованием его двигателя объемом 1452 куб. бамперы, а также его фары и задние фонари, приборы, сиденья, руль и другие детали. Прототип 1974 года был готов к серийному производству в 1975 году; однако появление в конце того же года нового ВАЗ-2106 привело к его задержке из-за разработки еще одного прототипа на базе этой модели.
До начала производства «Нива» в течение многих лет находилась на испытаниях группы испытателей ВАЗ под руководством Вадима Котлярова в самых сложных условиях бывшего Советского Союза, таких как Уральские горы и Сибирь, а также в пустынях. Казахской ССР и гор Памира в Таджикской ССР, где он противостоял своему военному аналогу УАЗ-469 и даже некоторым западным внедорожникам: Land Rover Series и Range Rover Classic британского производства. В этих местах он показал свои выдающиеся внедорожные качества, которые в основном были обусловлены его эффективной (постоянной) системой полного привода с раздаточной коробкой и блокировкой центрального дифференциала, а также прекрасным сочетанием относительно небольшого веса (чуть более тонн) и малыми габаритами в сочетании с высоким дорожным просветом (около 265мм). Кроме того, его большие узкие колеса (175/80-R16) изначально имели отечественную конструкцию 9.Шины 0269 Voltyre VLI-5 обеспечивали относительно сильное давление на грунт и, таким образом, имели хорошие характеристики с точки зрения проскальзывания или увязания на бездорожье. Например, на испытаниях в 1973 и 1974 годах «Нива» показала, что может подниматься по уклону 58% и преодолевать вброд 60 см (24 дюйма) воды и 100 см (39 дюймов) грязи или снега. Соловьев умер в следующем году, и его место в качестве главного конструктора проекта занял инженер Петр Прусов, который в конце концов присвоил себе заслугу создания автомобиля.
В 1976 появился окончательный прототип с двигателем объемом 1568 куб. см (95,7 куб. Дюйма), самым мощным двигателем в модельном ряду ВАЗ в советское время, взятым из их новейшей модели ВАЗ-2106 (из которой серийная модель первого Поколение Нивы было вообще производным). Он также отличался постоянным полным приводом и раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом. Прототип ВАЗ продемонстрировал лучший дизайн и реальные характеристики, чем его аналог АЗЛК, Москвич 416, поэтому после 25-го съезда КПСС был одобрен к производству в марте того же года. (Затем прототип Москвича был отклонен правительством для серийного производства.) Это была Нива 1600 (Нива) на экспорт или ВАЗ-2121 (альтернативно Нива 2121 или просто ВАЗ Нива) для внутреннего рынка в бывшем Советском Союзе. Для отечественных покупателей он характеризовался как: «Скоростной автомобиль с улучшенными возможностями и комфортом всех моделей ВАЗ», а также как: «Сочетание скорости и комфорта Жигулей с возможностями УАЗа». Фактическое производство началось в следующем году 5 апреля 19.77, а первые экспортные модели появились в 1978 году на Парижском автосалоне и быстро захватили не менее 40% европейского рынка полноприводных автомобилей, что сделало его самым продаваемым экспортным автомобилем Lada. Более того, он стал единственным советским автомобилем, который когда-либо продавался в Японии, начиная с начала 1980-х годов, вдохновляя их Suzuki Samurai. Из-за экспортного спроса и более высокого приоритета экспорта отечественные покупатели столкнулись с длинными листами ожидания, несмотря на то, что автомобиль разрабатывался в первую очередь для советских людей, как упоминалось выше.
Изначально Нива оснащалась атмосферным 1,6-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем с верхним расположением распредвала мощностью 56 кВт (76 л. начиная с новой модели 1994 года, пятиступенчатая) и постоянный полный привод. В системе привода используются три дифференциала (центральный, передний и задний). Раздаточная коробка включает в себя рычаг выбора высокого/низкого диапазона и рычаг блокировки центрального дифференциала. Нижний диапазон можно выбрать при заблокированном или разблокированном межосевом дифференциале. Как и обычное переключение передач, обе упомянутые функции, естественно, требуют использования сцепления для правильного использования (выбора). Однако, в то время как центральный дифференциал обычно может быть заблокирован в движении, раздаточная коробка требует, чтобы автомобиль был сначала полностью остановлен, чтобы переключиться на пониженную передачу, в противном случае неизбежны серьезные повреждения раздаточной коробки и трансмиссии – примерно равные следствием переключения передач без использования сцепления или переключения на передачу заднего хода, когда автомобиль движется вперед, например. Оригинальная «Нива» развивала максимальную скорость 81 час в час (130 км/ч) и могла двигаться со скоростью 56 миль в час (90 км/ч) при расходе бензина 8,25 л/100 км (34,2 миль на галлон – имп ; 28,5 миль на галлон – США ). Его буксировочная способность рассчитана на 860 кг (1900 фунтов).
Винтовые пружины расположены на каждом из четырех колес, передняя подвеска независимая, а задняя ось — пятирычажная, с передаточным числом от 3,90 до 4,30 в зависимости от модели и рынка. Дорожный просвет составляет 235 мм (9,25 дюйма), а вода глубиной 510 мм (20 дюймов) может преодолеваться.
Тормоза (передние дисковые, задние барабанные) двухконтурные с сервоприводом, сцепление гидравлическое. Диаметр разворота относительно невелик — 36,25 фута. Объем грузового отсека составляет 0,48 м³ (17 футов³) или 1,33 м³ (47 футов³) при сложенных задних сиденьях, и, как в классических «Жигулях», передние сиденья можно сложить так, чтобы спальных мест (сняв подголовники, сдвинув сиденья в переднее положение и установив спинку в одной плоскости с задним сиденьем — эта функция позже исчезла, когда в 1919 году была представлена новая модель с другими сиденьями).94). Запасное колесо находится в моторном отсеке под капотом. Последняя функция считается полезной и практичной для любителей бездорожья.
Дополнительное оборудование для базовой модели было довольно простым и не уступало другим автомобилям Lada и вообще автомобилей Восточного блока того периода, так как включало дворники фар, задний противотуманный фонарь, правое наружное зеркало (правое зеркало только для отечественных моделей, так как экспорт у одних по умолчанию было и то, и другое, но в конце 1980-х годов даже отечественные модели всех автомобилей Lada также получили оба зеркала), затем задние ремни безопасности, задний (задний) стеклоочиститель, обогрев заднего стекла и радиоприемник. На новую модель (Нива 1.7/ВАЗ-21213) с 1994 все эти функции, кроме дворников и задних противотуманных фар (которые сняты с производства), стали стандартными, а дополнительными являются кондиционер, антиблокировочная тормозная система и гидравлический серводвигатель для рулевой колонки, которые теперь становятся частью стандартного оборудования на новейшие модели.
Иностранные (обычно западные) местные импортеры Lada часто также предлагали собственное дополнительное оборудование (в основном для бездорожья) перед покупкой автомобиля, такое как передние и задние дуги и дуги безопасности, боковые дуги, рейлинги на крыше, лебедка, пластик крыльев, дополнительные фары на передний бампер и на рейлинги и даже неоригинальные (алюминиевые) диски, которые часто можно увидеть установленными на многих Нивах.
Что в нем особенного?
Ну, мы почти уверены, что вы знакомы с Нивой, но вот несколько интересных фактов о ней, которые вы, возможно, еще не слышали. Во-первых, разработка автомобиля началась в 1971 году, когда конструкторы и инженеры ВАЗа захотели создать «Рено 5 на базе шасси Ленд Ровер». Это первая модель ВАЗа, не основанная на Fiat, хотя многие ее механические детали перенесены из более ранних автомобилей Lada на базе Fiat 124. Кузов, система полного привода и передняя подвеска были разработаны с нуля.
После своего международного дебюта в 1978 году на Парижском автосалоне «Нива», также известная как «Спорт» в Исландии, «Тайга» в Австрии, «Богнор Дива» в Уругвае и «Казак» в Великобритании, быстро стала бестселлером, быстро завоевав 40 процентов продаж. Европейский рынок полноприводных автомобилей. Высокий спрос сделал его самым продаваемым экспортным товаром Lada, в то время как отечественным покупателям приходилось ждать месяцы, чтобы получить его.
За прошедшие годы несколько раз модернизировался. На момент запуска он был доступен только с карбюраторным 1,6-литровым четырехцилиндровым двигателем с верхним расположением распредвала мощностью 72 лошадиных силы (54 киловатта), но позже, в ходе его жизненного цикла, был представлен 1,7-литровый агрегат с одноточечной системой впрыска топлива от General Motors. . Тормоза и рулевое управление также были улучшены со временем.
Говоря о General Motors, в 1998 году американская компания достигла соглашения с АвтоВАЗом, и обе компании выпустили Chevrolet Niva. Хотя он был основан на классической Ниве, у него был сильно модернизированный кузов, интерьер и оборудование. Вскоре ожидается второе поколение этого проекта.
В настоящее время Lada Niva, называемая во многих странах просто Lada 4×4, по-прежнему доступна в трехдверном, пятидверном и пятидверном вариантах Urban. Базовые варианты в России начинаются от 7 134 долларов.
Эти модели до 1985 года визуально лучше всего узнаваемы по упомянутым деталям и сегодня крайне редки (в сохранившемся состоянии почти не существуют), поэтому очень ценятся коллекционерами.
В 1980-х годах местные импортеры Lada на различных рынках внесли свои собственные усовершенствования, чтобы конкурировать с более современными внедорожниками. В Великобритании модель Cossack отличалась большими наклейками на кузове, рейлингами на крыше, подножками, 15-дюймовыми легкосплавными дисками, а в некоторых версиях — люком на крыше, стальными поперечинами, прожекторами, запасным колесом, установленным сзади, и полуковшеобразными сиденьями. Импортеры других рынков сделали аналогичные обновления, и многие из них также назывались «Казаками».
В России и Европе «Нива» использовалась в качестве машины скорой помощи, военного автомобиля, а также различными полицейскими силами и коммунальными службами. Некоторое время он также служил транспортным средством для спасателей на пляжах Нидерландов. Хорватская армия была известна тем, что была единственной армией, которая использовала «Нивы» (взятые у гражданских лиц во время войны) в качестве стандартной военной машины 4×4 из-за серьезной нехватки надлежащих военных автомобилей, таких как УАЗ-469 или ГАЗ-69 (которые были также используется), пока позже его не заменили британский Land Rover Defender и австрийский Puch G, которые используются до сих пор.