Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
02.09.2019 20:57
Поделиться
Сергей Птичкин
Вполне возможно, тяжелая самоходная артиллерия будет ездить не только на стальных гусеницах, но и на резиновых колесах.
Илья Питалев / РИА Новости
В СМИ появилась информация о том, что специалисты рассматривают варианты размещения боевого модуля самоходной артустановки «Коалиция-СВ» на базе гусеничной боевой машины пехоты «Курганец-25» и колесного бронетранспортера «Бумеранг».
При ближайшем рассмотрении оказалось, что это отголоски научных дискуссий, проходивших в рамках «круглого стола» «Перспективы развития и проблемы ВПК в России», организованного МГТУ им. Н.Э. Баумана. Впрочем, перенос тяжелой самоходной артиллерии с гусениц на колеса вполне реален, более того, он реализуется. Особенно активно этот процесс идет за рубежом.
В силу того, что хороших шоссейных дорог сейчас много не только в Европе, но и в Китае, а также странах Юго-Восточной Азии, там давно отдано предпочтение колесным шасси для самого разнообразного вооружения. Теперь и мы занялись тем же самым.
Надо сказать, что еще тридцать лет назад на вооружение сил береговой обороны стал поступать самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Он вооружен 130-мм пушкой со скорострельностью 12 выстрелов в минуту и радиусом поражения — 23 км. Преимущества «Берега» в том, что он быстро перебрасывается в район, требующий усиленной защиты, и способен поражать малые и средние надводные корабли, в том числе скоростные.
Военные специалисты считают, что возможности у этой системы гораздо шире. Она может защищать не только береговую линию, но и действовать в интересах сухопутных войск.
Появились и более крупнокалиберные самоходки на колесах. Разработан и испытан колесный вариант «Коалиции-СВ», получивший название «Коалиция-СВ-КШ». Башню со 152-мм пушкой сняли с гусеничной самоходки и установили на доработанное шасси грузового автомобиля «КАМАЗ-6560». Скорее всего, простой перестановкой артсистемы дело не ограничится. Уже идут работы по ее облегчению.
На бронемашину «Бумеранг» в принципе можно установить пушки калибра 152, 122 и 120 миллиметров
Успешно завершены испытания базового колесного шасси бронемашины «Бумеранг». Сейчас заказчик — минобороны — определяется с боевыми модулями для нее. В принципе на «Бумеранг» можно установить и башню от «Коалиции-СВ». Но это, скорее, создаст проблемы, чем даст какой-то выигрыш. Поэтому выдвигаются идеи сделать укороченный и облегченный вариант 152-мм пушки или выбрать другой калибр, например, 122 мм или 120 мм.
Конечно, колесное шасси — тренд практически всех армий мира. Но тренд трендом, однако не стоит забывать об особенностях нашей страны. Не столь уж и давно на одном из отечественных полигонов проводились испытания итальянских самоходных колесных артустановок Centauro, оснащенных 105-мм и 120-мм орудиями.
Динамические характеристики и точность огня тех самоходок вызвали у наших военных испытателей чувство восторга и даже зависти. В частности, 120-мм пушка вела точный огонь на ходу под углом 45 градусов. И с места при ведении огня под прямым углом к корпусу без всяких дополнительных упоров машина не переворачивалась.
«Кентавры» были достойны самых высоких оценок. Пока не началась осенняя распутица, а затем не ударили зимние морозы. Машины тонули в грязи, не хотели заводиться, скорострельность и точность стрельбы резко снизились. Все преимущества колесного шасси обнулились.
Российская газета — Федеральный выпуск: №195(7953)
Поделиться
#разработки
#бронетехника
#артиллерия
#САУ
В начале 1960-х годов советские военные специалисты признали ошибочность бытовавшей в то время в Вооруженных Силах концепции, согласно которой выполнение большей части задач огневого поражения противника в ходе боя возлагалось на подразделения, вооруженные тактическими и оперативно — тактическими ракетными комплексами. В рамках этой теории предполагалось широкое использование результатов ракетных ударов, в том числе и ядерных, в интересах подвижных общевойсковых соединений, частей и даже подразделений, что в свою очередь повлекло радикальное сокращение формирований ствольной артиллерии в структуре организации общевойсковых объединений, соединений и частей. В результате в середине 1960-х годов, когда сухопутные войска вернулись к традиционной организации наземной артиллерии, многие артиллерийские полки и дивизионы пришлось укомплектовывать артиллерийскими орудиями, изготовленными еще во время Великой Отечественной войны, со значительным износом стволов и разгаром зарядных камор. Разработка самоходных бронированных артиллерийских систем, способных огнем с закрытых огневых позиций поддерживать бой танковых и мотострелковых частей и подразделений, в послевоенный период в Советском Союзе практически не велась, в то время как в 1950-х – начале 1960-х годов армии государств-членов НАТО разработали и приняли на вооружение новые самоходные орудия для всех войсковых структур. В СССР отработка эскизных проектов новых самоходных установок полевой артиллерии (120-мм самоходных минометов, 122-мм и 152-мм самоходных гаубиц) была начата во ВНИИ-100 (филиал ВНИИТраснмаш) только в 1965 году. 4 июля 1967 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в ОКБ-9 завода «Уралмаш» (г. Свердловск) под руководством В.А. Голубева приступили к эскизной разработке артиллерийской части новой 122-мм самоходной гаубицы в двух вариантах Д-11 и Д-12. Артиллерийская часть создавалась на основе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила тоже внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Одновременно с этим, на Харьковском тракторном заводе им. Серго Орджоникидзе (ХТЗ) начались работы над созданием проекта шасси новой САУ (заводской индекс — «изделие 10») на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ЛБ (МТ-ЛБУ), проектный запас плавучести которого, составлял 20 %.
Общее руководство работами по созданию новой САУ осуществлял главный конструктор ХТЗ А.Ф. Белоусов. По результатам испытаний был выбран вариант гаубицы Д-12, которая после всех доработок этой модели получила обозначение Д-32 (индекс ГРАУ – изделие 2А31). В 1968 году полностью отработанная проектная документация на гаубицу Д-32 была передана из ОКБ-9 в КБ ХТЗ, где с этого времени проводились все работы по теме самоходной гаубицы. Из-за недостаточной устойчивости, а также возросших нагрузок, ходовая часть шасси «изделия 10» была удлинена и получила еще один, седьмой, дополнительный опорный каток. Опытная серия из четырех экземпляров была представлена на испытания уже в августе 1969 года. На Государственных испытаниях выявился серьезный дефект: при стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. Для ее устранения были использованы более мощный эжектор ствола и гильзы с улучшенной обтюрацией. В сентябре 1970 года орудие было принято на вооружение сухопутных войск Советской армии под названием «122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»». Она представляла собой плавающую артиллерийскую установку с круговым обстрелом, смонтированную на гусеничном лeгкобронированном шасси, и предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения укреплений полевого типа, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.
В 1972 году началось серийное производство самоходных гаубиц 2С1 на Харьковском тракторном заводе. Первоначально гаубицами 2С1 укомплектовывались артиллерийские дивизионы танковых и мотострелковых полков на БМП. В каждый дивизион входило 18 САУ, а число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54 единиц. Помимо сухопутных войск гаубицы 2С1 поступили на вооружение морской пехоты ВМФ. Корпус САУ «Гвоздика» был также использован для создания специальных машин разведки, управления огнем, радиационной и химической разведки, радиолокационного наблюдения, разминирования и штабных машин, а впоследствии на базе гаубицы 2С1 была создана и серийно выпускалась установка разминирования УР-77.
Герметичный сварной корпус САУ 2С1 имел противопульное бронирование (максимальная толщина стальных плит достигала 20 мм) и обеспечивал преодоление водных преград вплавь. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещались в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В боевом отделении была расположена боеукладка. В отделении управления размещено место механика-водителя (отделенное от силового отделения герметичными перегородками), а в башне размещались три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир и справа от орудия — заряжающий. В стенках обоих бортов корпуса смонтированы по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров.
Закрытая башня кругового вращения, смонтированная в кормовой части машины, вращалась с помощью электрического или ручного приводов. На крыше башни установлена вращающаяся командирская башенка с люком, оборудованная двумя перископическими смотровыми приборами и комбинированным прибором наблюдения. Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» состоит из 122-мм гаубицы Д-32, размещенной в башне. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекторного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа. Для предохранения экипажа САУ от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделена от экипажа неподвижным и откидным ограждением. Последнее, шарнирно связанное со щитками неподвижного ограждения, служит местом установки досылающего механизма и отражателя стреляных гильз. Для облегчения работы заряжающего орудие 2А31 снабжено механизмом досылания электромеханического типа, предназначенным для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую кормовую дверь. Устройство представляет собой лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих. При загрузке снарядом или зарядом под действием их массы лоток выдвигается вперед в зону заряжания, сжимая при этом возвратную пружину. После разгрузки, освободившаяся пружина возвращает лоток в исходное положение. Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой и оптическим прицелом прямой наводки ОП5-37. Самоходная гаубица 2С1 может вести огонь всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Возимый боекомплект гаубицы включает выстрелы раздельно-гильзового заряжания трех типов: 35 осколочно-фугасных и 5 дымовых и бронебойно-кумулятивных снарядов со стабилизирующим оперением. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом массой 3,1 кг, начальная скорость составляет — 740 м/с, а дальность стрельбы — 2000 м.
Бронепробиваемость по нормали при стрельбе этим снарядом составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30°- 80 мм, причем бронепробиваемость не зависит от дальности стрельбы. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 15 300 метров. В случае применения активно-реактивных снарядов дальность выстрела возрастала до 21 900 метров. Для гаубицы 2С1 был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», который может с высокой степенью вероятности поражать все неподвижные и движущиеся цели. Средства связи составляли — УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124, установленные на САУ 2С1. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса. С V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит (применительно к одному борту) из: 7 обрезиненных опорных катков (выполненных из алюминиевого сплава), ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), и направляющего колеса заднего расположения. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Подвеска торсионная. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействовали гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулировался пружинными буферами. Механизм натяжения гусениц размещался внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществлялась изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имели ширину 400 мм, но могли быть заменены на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.
Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом, САУ 2С1 развивала скорость 4,5 км/ч. Однако имелся и ряд ограничений. Так например, скорость течения воды не должна была превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту САУ должно быть не более 30 выстрелов. Поскольку боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышала 16 т, ее можно было транспортировать самолетами военно-транспортной авиации Ан-12, Ил-76, Ан-124.
122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» широко использовалась частями 40-й Армии из состава Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также принимали участие практически во всех региональных конфликтах на территории СНГ в 1990-х годах. «Гвоздика» активно применялась в обеих «чеченских» войнах и в ходе антитеррористических операций в Чечне. Несмотря на то, что к середине 1990-х годов эта САУ уже считалась устаревшей, она до сих пор остается на вооружении артиллерийских частей Российской Армии. В настоящее время в составе Вооруженных Сил России имеется около 2500 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика».
Категории Армейская экипировка Армейское оружие Пушки Пехотное оружие Оружие
Производитель: BAE Systems
Служба: Армия США
Вес: 27,5 тонн
Длина: 30 футов
Ширина: 10 футов 4 дюйма
Высота: 10 футов 8 дюймов
Экипаж: 6
Максимальная скорострельность: 6 об/мин
Постоянная: 3 об/мин
Диапазон: 11 миль
Вооружение: 155-мм гаубица M126; Пулемет М2 калибра . 50
Двигатель: Детройт Дизель 8V71T
Диапазон: 216 миль
Скорость: 35 миль в час
Широко используемый M109 несет 155-мм гаубицу и является основной самоходной артиллерийской поддержкой дивизий армии США. Это крупная гусеничная машина с полностью проходимой башней и выдающимся башенкой. Ранние варианты имели короткий ствол 23 калибра. Более поздние версии, в том числе M109A6 Paladin, имеют ствол 39 калибров.
Экипаж M109 состоит из шести человек: командир, наводчик, водитель и три члена боекомплекта. Корпус выполнен из цельносварной алюминиевой брони, защищающей от огня стрелкового оружия и осколков снарядов.
Водитель сидит в передней левой части корпуса, силовая установка справа, а башня сзади. Механик-водитель снабжен открывающейся влево цельной крышкой люка с тремя дневными перископами M45 впереди. Они могут быть закрыты небольшими металлическими клапанами, чтобы предотвратить повреждение. Один из дневных перископов может быть заменен пассивным перископом ночного видения.
Двигатель Detroit Diesel Model 8V-71T соединен с трансмиссией Allison Transmission XTG-411-4A с перекрестным приводом.
Цельносварная алюминиевая броневая башня в задней части корпуса имеет квадратный люк с каждой стороны, открывающийся назад, и сдвоенные двери в задней части башни. Командир сидит с правой стороны башни и имеет поворотную на 360 градусов башенку, цельную крышку люка, открывающуюся назад, и дневной перископ M27. Крупноствольный пулемет M2 калибра 0,50 установлен на цапфе в передней части башенки.Наводчик сидит с левой стороны башни и имеет квадратную цельную крышку люка, открывающуюся вправо. Сдвоенные двери в задней части башни предназначены для пополнения боеприпасов. В задней части корпуса с каждой стороны двери корпуса установлены большие лопаты, которые вручную опускают на землю перед стрельбой. Обычно они срабатывают только при стрельбе топовыми зарядами.
Торсионная подвеска с обеих сторон состоит из семи сдвоенных опорных катков с резиновыми шинами, ведущая звездочка которых находится спереди, а направляющее колесо — сзади.
M109 оснащен оборудованием ночного видения, но не имеет защиты от ядерного, биологического и химического оружия. Автомобиль может быть оснащен амфибийным комплектом, состоящим из девяти подушек безопасности, по четыре с каждой стороны корпуса и одна спереди. Мешки надуваются из транспортного средства, которое затем может передвигаться по рекам на своих гусеницах с максимальной скоростью 4 мили в час (6 км в час).
Основное вооружение — 155-мм гаубица М126 в станке М127 с дымососом и большим дульным тормозом. Система отдачи — гидропневматическая, затвор — ступенчатой резьбы Welin. Возвышение и опускание орудия, а также поворот башни гидравлические с ручным управлением для аварийного использования.
Средства управления огнем включают в себя локтевой телескоп М118С для стрельбы прямой наводкой с увеличением 4х и полем зрения 10 град; панорамный оптический прицел M117 для ведения огня с закрытых позиций и сектор наводчика M1A1.
Самоходная гаубица M109 Paladin, впервые выпущенная в 1963 году и за последние 40 лет неоднократно модернизированная, в настоящее время подлежит капитальному ремонту. Модернизация M109 PIM имеет много общих компонентов боевой машины Bradley, что позволяет добиться большей общности с другими системами армейских транспортных средств и максимизировать экономию производства, запасов деталей и обслуживающего персонала, избегая устаревания компонентов.
Модернизация PIM представляет собой значительное обновление M109A6 Paladin, которое включает выкуп места, веса и мощности — охлаждение. В то время как пушка самоходной гаубицы останется неизменной, PIM получит совершенно новое шасси, двигатель, трансмиссию, подвеску, систему рулевого управления, а также модернизированную электрическую систему тарана.
Винс Хокинс
Вьетконговцы называли их «Огненными драконами», потому что их большое количество огня и трассирующих боеприпасов создавало впечатление дыхания дракона. Их экипажи в армии США называли их «Дастерами» из-за больших облаков пыли, которые они создавали, когда мчались по грунтовым дорогам Вьетнама.
M42 был продолжением концепции армии США времен Второй мировой войны в 1950-х годах для высокомобильной, скорострельной зенитной артиллерийской системы, предназначенной для защиты маневренных сил от воздушных атак с малых высот. Предшественником M42 был M19.Gun Motor Carriage, выпущенный в 1944 году. M19 был основан на шасси легкого танка M24 Chaffee и был оснащен двумя 40-мм шведскими зенитными орудиями Bofors, установленными в башне с открытым верхом или вращающемся щите с механическим приводом. Хотя было построено всего 285 M19, система продемонстрировала свою эффективность как в качестве зенитного орудия, так и в качестве вспомогательного средства наземной поддержки.
С началом Корейской войны стала очевидной постоянная потребность в самоходных зенитных орудиях, особенно таких, которые можно было бы использовать как наземную поддержку или штурмовое орудие пехоты. Соответственно, в 1951 армия приступила к разработке модернизации системы M19. Результатом стал M42, член семейства бронетранспортеров M41, все из которых имели несколько общих компонентов. Семейство M41 было произведено подразделением Cadillac Motor Car Division корпорации General Motors, и первые серийные модели были выпущены на танковом заводе в Кливленде в 1951 году. Производство M42 началось в начале 1952 года. Армия начала принимать M42 в октябре 1952 года. этот год; первые машины поступили на вооружение в 1953.
Бронированное шасси M42 было таким же, как и у легкого танка M41 Walker Bulldog. Шасси и башня изготавливались из цельносварной, катаной и литой однородной стали с толщиной брони от 0,3 до 1,25 дюйма (от 8 до 31,8 мм). Длина M42 составляла 19 футов 1 дюйм (5,819 м); общая длина (включая орудия) составляла 20 футов 10 дюймов (6,356 м). Ширина M42 составляла 10 футов 7 дюймов (3,225 м), а высота — 9 футов 4 дюйма (2,847 м). Боевая масса машины составляла 49 т.500 фунтов (22 452 кг).
Силовой установкой машины служил шестицилиндровый четырехтактный оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Continental AOS-895-3 с наддувом. Это дало M42 максимальную скорость по шоссе 45 миль в час (72 км в час), а его топливный бак на 140 галлонов (530 литров) позволял запас хода в 100 миль (161 км). M42 имел торсионную подвеску с пятью опорными катками с индивидуальной подвеской и гидравлическими амортизаторами на первой, второй и пятой опорных катках. Это дало машине возможность преодолевать траншею длиной 6 футов 4 дюйма (1,828 м), преодолевать вертикальное препятствие высотой 2 фута 4 дюйма (0,711 м), преодолевать уклон в шестьдесят градусов и преодолевать брод глубиной до четырех футов (1,2 м). Эта превосходная система подвески в сочетании с высоким дорожным просветом позволила M42 выдержать взрыв фугаса с минимальными потерями для экипажа.
Внутренний корпус М42 был разделен на три отсека. В носовом отсеке размещались органы управления и приборы, с местами для механика-водителя и командира-радиста. Центральный отсек служил базой для артиллерийской установки и хранилищем до двенадцати ящиков с 40-мм боеприпасами (480 патронов). В заднем отсеке размещались основной двигатель, трансмиссия, вспомогательный генератор и топливный бак.
M42 был рассчитан на экипаж из шести человек, хотя экипаж из четырех человек был нормальным в реальных боевых условиях. Экипаж состоял из командира-радиста (сидит в правой передней части корпуса), механика-водителя (в передней левой части корпуса), наводчика (в башне слева), наладчика прицела (в башне справа) и двух заряжающих (в задней части башни).
Башня M42 была спроектирована так, чтобы соответствовать существующему кольцу башни корпуса M41 без изменений. Башня была по сути такой же, как и на М19, с сохранением проверенных в боях и высокоэффективных 40-мм орудий Bofors. Башня могла поворачиваться на 360 градусов либо с помощью гидросистемы, либо вручную. Орудия, также приводимые в действие гидравлически или вручную, могли подниматься до плюс восьмидесяти пяти градусов или опускаться до минус трех градусов. Используя ручное управление, можно было получить еще плюс/минус два градуса, что дало максимум плюс восемьдесят семь градусов по высоте и минус пять градусов по углу наклона. 40-мм орудия питались обоймой и стреляли обоймой из четырех патронов либо бронебойными, либо фугасно-трассирующими снарядами. Их скорострельность составляла 120 выстрелов в минуту на ствол, или всего 240 выстрелов в минуту. Орудийная система, предназначенная для ведения огня прямой наводкой, имела максимальную зенитную дальность 5000 метров и максимальную дальность земли-земли 9 метров.,475 метров. Ранние модели M42 имели конические пламегасители на 40-мм орудиях, но позже они были заменены на трехконтактные пламегасители. Для защиты транспортных средств Браунинг .30 кал. Подвижный пулемет M1919A4 также мог быть установлен в передней или задней части башни.
Во время первоначальной разработки армия планировала объединить M42 со второй машиной с радиолокационной системой управления огнем, но высокие затраты сделали этот план несостоятельным. Операционная система или последовательность действий M42 запускалась, когда командир машины обнаруживал и обозначал цель. Командир оценивал скорость, направление и угол полета цели, вводя эту информацию в вычислительный прицел М38. Затем водитель включал силовой привод, поворачивал башню и поднимал орудия до тех пор, пока цель не оказывалась в центре рефлекторного прицела M24C, который автоматически вычислял угол упреждения на основе скорости и направления цели. Как только прицел устойчиво отслеживал цель, водитель сообщал об этом командиру, который, когда цель оказывалась в пределах досягаемости, давал команду открыть огонь. Затем водитель включал систему управления мощностью, и орудия, управляемые двумя заряжающими, продолжали стрелять до тех пор, пока либо цель не была уничтожена, либо командир не приказал прекратить огонь.
С 1953 года и до конца Корейской войны М42 служил в зенитных дивизионах бронетанковых дивизий. В 1956 году была разработана вторая модель M42A1. Модель A1 имела новый двигатель AOSI-895-5 с системой впрыска топлива, такой же, как и на модернизированных вариантах легкого танка Walker Bulldog, M41A2 и M41A3. Усовершенствованная система двигателя увеличила запас хода M42 примерно до 120 миль (190 км).
Производство M42A1 было остановлено в декабре 1959 г., но система продолжала использоваться на армейской службе до начала 1960-х годов, когда ее передали Национальной гвардии. Армейские исследования показали, что пушки больше не могут обеспечить адекватную защиту от самолетов противника и поэтому будут заменены ракетными системами. За почти семилетний период производства, с 1952 по 1959 год, было построено в общей сложности 3700 M42/M42A1. На ранних этапах войны во Вьетнаме армия начала отзывать M42A1 из Национальной гвардии и объединять их в дивизионы зенитной артиллерии (ADA). В конце 1966, M42A1 начали поступать во Вьетнам. Всего во Вьетнам было переброшено три батальона ADA, оснащенных M42A1: 1-й батальон, 44-й артиллерийский (автоматическое оружие, самоходный), поддерживающий 3-ю дивизию морской пехоты на севере I корпуса; 5-й батальон, 2-й артиллерийский (автоматическое вооружение, самоходный), приписанный к 2-й полевой артиллерии 2-го корпуса; и 4-й батальон 60-й артиллерийской (автоматическое вооружение, самоходная установка), приписанный к 41-й артиллерийской группе I полевой артиллерии III корпуса. Каждый батальон насчитывал более тысячи человек и состоял из штабной батареи и четырех огневых батарей. Каждая батарея состояла из двух взводов, по четыре орудия в каждом взводе. Каждый батальон был дополнительно усилен приданной батареей пулеметов M55 Quad калибра .50 и батареей артиллерийских прожекторов.
Хотя к 1966 году M42 была четырнадцатилетней системой, которая мало участвовала в боях, именно во время войны во Вьетнаме Duster проявил себя. Северовьетнамские ВВС, относительно небольшие и предназначенные исключительно для операций воздух-воздух над собственным воздушным пространством, не представляли угрозы для сухопутных войск США. Это дало Duster возможность выполнять чисто наземную поддержку.
Дастеры обычно использовались парами. Их огромная огневая мощь вызвала хаос и вселила ужас во вьетконговцев. «ВК называют их «огненными драконами», потому что они не знают, что с ними делать. Сдаваться — довольно распространенное явление», — вспоминает лейтенант Джин С. Лукас, 5/2-й артиллерийский полк. «Чарли обычно не связывается с нами, если только он раньше не видел тряпку. Если венчурные капиталисты когда-либо сталкивались с кем-то раньше, они обычно держатся в стороне», — добавил сержант Эрнест Смит, 5/2-й артиллерийский полк.
Из-за того, что густые джунгли сильно изнашивали бензиновый двигатель Дастера (который мог загореться при перегреве), трансмиссию и подвеску, автомобиль не мог в полной мере использовать свою проходимость по пересеченной местности. Кроме того, 40-мм боеприпасы с точечным подрывом имели очень чувствительный взрыватель, который имел ограниченное действие в густой листве джунглей. В результате Duster использовался в основном для охраны пунктов, сопровождения конвоев и защиты периметра. Другие миссии включали контрминометный огонь, контрракетный огонь и поддержку пехоты. M42 также курсировал в водах дельты Меконга на борту десантного корабля M8, обеспечивая огневую поддержку 9Подвижные речные силы 1-й стрелковой дивизии.
Наличие Duster на месте даст чувство безопасности сопровождающим наземным войскам и гарантирует превосходную огневую поддержку в случае нападения. При сопровождении конвоя скорость, огневая мощь и бронезащита «Дастера» служили значительным сдерживающим фактором для вражеской засады. Однако именно в роли охраны периметра Duster действительно мог проявить себя. Благодаря высокой скорострельности и пятидесятиметровому радиусу разрыва осколочно-фугасных снарядов «Дастеры» идеально подходили для отражения вражеских атак и сосредоточения войск.
Дастеры также могут выполнять задачи по ведению огня с закрытых позиций, используя данные о наведении от центров управления артиллерийским огнем. Они могли стрелять быстрее, чем стандартные артиллерийские орудия, с высокой точностью на коротких дистанциях и создавать стену огня в автоматическом режиме или вести огонь одним выстрелом, что обеспечивало им большую доступность цели. Для ночной безопасности «Дастеры» были соединены с прожектором, работающим в инфракрасном режиме, который мог осматривать территорию, не раскрывая своего местоположения. Как только цель была обнаружена, для освещения и поражения цели использовался режим видимого света.