Великий танк, который принес победу.
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1944-1958 гг. |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Средний танк |
Серийность | Серийный |
Интересные факты | |
Боевое применение | Боевое крещение 19 танков Т-34-85 приняли в ночь с 23 на 24 марта 1944 года в Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта. |
Производство | последняя модификация советского среднего танка Т-34 |
Применение | После войны средний танк Т-34-85 составил основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. |
Применение | Тридцатьчетверки состояли на вооружении около 42 государств мира, а в некоторых до сих пор еще используются. |
Подвижность | |
Двигатель | V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском |
Мощность двигателя | 500 л.с. |
Максимальная скорость по шоссе | 55 км/ч |
Максимальная скорость по пересеченной местности | 24 км/ч |
Запас хода по шоссе | 350 км |
Запас хода по пересеченной местности | 220 км |
Вооружение | |
Орудие | Д-5Т/ 56 — 60 снарядов |
Калибр | 85-мм |
Тип пушки | нарезная |
Прицел | телескопический шарнирный ТШ-16, боковой уровень. |
Пулемет №1 | ДТ-29 спаренный с пушкой, 7.62 |
Пулемет №2 | ДТ-29 7.62 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная гомогенная |
Пулемёты | 2 7,62-мм ДТ-29 |
Лоб корпуса | 45 мм/град |
Борт корпуса | 45 мм/град |
Корма корпуса | 45 мм/град |
Днище | 20 мм/град |
Крыша корпуса | 20 мм/град |
Дополнительно | |
Экипаж | 5 человек |
Боевая масса | 32 т |
T-34 — средний танк, самый массовый танк Второй мировой войны. Выпускался серийно с 1940 года.
T-34-85 — создан на базе танка Т-34 образца 1942 года. Его разработкой занимались специалисты Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством Александра Александровича Морозова. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 года. Серийно выпускался на заводах Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила и Омска. В 1944 году с конвейеров страны каждые 20 минут сходила новая тридцатьчетверка. Танк производился в СССР с января 1944 года по 1950 год. По лицензии СССР выпускался в Польше и Чехословакии вплоть до 1958 года. Всего танков Т-34-85, с учётом произведённых по лицензии, выпущено почти 30,5 тысячи. Из них, за годы войны, произведено 16199 боевых машин.
В модификации Т-34-85 значительно повышается боевая эффективность по сравнению с танком Т-34-76. Установлено 85-мм орудие и командирская башенка с смотровыми приборами. Дальность стрельбы пушки ЗИС С-53 по прицелу ТШ-16 достигала 5,2 км. Новая литая трехместная башня была с усиленной броневой защитой до 90 мм. Улучшены условия взаимодействия теперь уже пяти членов экипажа. Показатели подвижности — быстроходность, манёвренность и проходимость — танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы на шесть тонн снизились незначительно, а скорость осталась прежней.
Боевое крещение 19 танков Т-34-85 приняли в ночь с 23 на 24 марта 1944 года в Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта. Боевые машины в составе гвардейских танковых бригад участвовали в освобождении Украины и Белоруссии. Широко применялись в наступательных стратегических операциях 1945 года: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской и на озере Балатон в Венгрии. Сражались за Прагу и разгромили Квантунскую армию Японии. Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии совершили 350 км бросок через пустыню Гоби, горы Хингана и на Тихом океане закончили Вторую мировую войну.
После войны средний танк Т-34-85 составил основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Тридцатьчетверки состояли на вооружении около 42 государств мира, а в некоторых до сих пор еще используются. В 2019 году 32 танка Т-34-85 чехословацкой сборки были переданы в РФ из Лаоса, где состояли на вооружении. Официально Т-34-85 снят с вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации в 1993 году.
Машина, представленная в экспозиции, изготовлена на заводе № 183 в Нижнем Тагиле в августе 1945 года. В сентябре отправлена в Южную группу войск в Румынию, затем — в СССР на ЦБРЦ в Пышме, а далее -Кантемировская дивизия. В 2012 году танк поступил в коллекцию Центрального музея БТВТ. Он — участник Парада Победы 2005г. на Красной площади в Москве. В 2017 году средний танк Т-34-85 участвовал в съемках художественного фильма «Т-34».
Все экспонаты парка патриот
Советский Т-34 является не только самым массовым танком Второй мировой войны, он по праву признан в этой грандиозной войне одним из лучших средних танков. Благодаря своим характеристикам и боевым качествам, Т-34 смог сочетать манёвренность лёгкого танка с достаточно высоким уровнем броневой защиты и мощным вооружением, позволяющим вступать в противоборства с противниками более тяжёлого класса. Его создание на долгие годы определило вектор развития отечественного и всего мирового танкостроения.
Содержание
Компоновка танка выполнена по схеме, признанной в мире классической для подобных боевых машин. Моторное и трансмиссионное отделения целиком размещались на корме машины, двигатель располагался продольно относительно центральной оси. В средней части корпуса находилось боевое отделение, а впереди него было размещено отделение управления. Башня, особенно в первоначальных версиях, была достаточно скромных размеров и в боковой проекции была заметно смещена к носу.
Т-34 мог развивать скорость до 54 километров в час по шоссе и до 25 километров в час по пересеченной местности. Максимальный запас хода танка составлял до 300 километров, в зависимости от состояния дорожного покрытия.
Силовой агрегат Т-34 представлял собой предельно экономичный для своего времени дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,8 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать максимальную мощность до 500 лошадиных сил.
В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Слабейшим элементом двигательной установки в первые годы производства Т-34 был воздухоочиститель, который крайне плохо справлялся с улавливанием пыли, что приводило к ускорению износа и отказам мотора.
Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач имела четыре ступени. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.
Первоначально выпускаемые Т-34 не имели синхронизаторов в коробке передач. Их переключение было настолько тугим, что приходилось делать это при помощи кувалды, которая стала фактически подручным инструментом механика-водителя. Зачастую в ходе активного маневрирования регулировали скорость за счёт оборотов двигателя. С 1943 года производители танка внедрили в его конструкцию пятиступенчатую КПП.
Место механика-водителя на Т-34Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.
На опорных катках ходовой части предполагалось устанавливать резиновые бандажи, но из-за сложившегося в военные годы дефицита резины большое количество танков пришлось выпустить без таких бандажей. Их заменяли устройства внутренней амортизации, при использовании которых танк сильно грохотал.
Гусеница Т-34 состояла из 37 плоских и такого же числа гребневых траков. В комплектацию машины входили по два запасных трака каждого типа и два домкрата.
Большинство немецких танков в начале Великой Отечественной войны были радиофицированы, имея возможности двусторонней связи. На советских машинах это было редкостью. Отсутствие полноценной связи между советскими танками в начальный период войны во многом способствовало повышенным потерям и уменьшению эффективности применения Т-34.
Новые типы танков, к которым относился и Т-34, как правило, имели лишь приёмники, но и такое было не всегда. Советская промышленность попросту не успевала произвести то количество радиостанций, какое требовалось, чтобы ставить их на оборудование выпускаемых Т-34. Приёмо-передатчик устанавливался только на командирском танке, который при этом выделялся среди других наличием антенны. Обеспечение танков связью серьёзно улучшились только в 1943 году, когда на все боевые машины стали устанавливать достаточно современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.
Электропитание танка Т-34 производилось по двум сетям, имеющим напряжение 12 и 24 вольта. Основными устройствами в составе электрооборудования танка являлись:
Источником электроэнергии служил генератор постоянного тока мощностью 1 кВт, а при стоянке и малых оборотах двигателя задействовались четыре аккумуляторных батареи.
Схема размещения экипажа в разрезе танка Т-34-85Стандартный экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека. Место механика-водителя находилось спереди слева, а с правой стороны от него располагался стрелок-радист, перед которым в лобовой плите корпуса был установлен один из пулемётов — «курсовой». Второй пулемёт — «спаренный» с танковой пушкой, размещался в башне и управлялся командиром экипажа, которому в обращении с орудием помогал заряжающий.
Такое расположение экипажа в Т-34 сложилось из-за тесноты башни, в целом унаследованной от танка БТ. Причём даже для двоих человек башня была мала, стесняя их действия и снижая обзор командиру танка. С началом массового производства версии Т-34-85, оборудованного новой и значительно более просторной башней, командир танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа.
Экипаж стандартного Т-34-85 увеличился до 5 человек за счёт его пополнения наводчиком, которому передавались функции управления танковой пушкой. Но в реальности на протяжении всей войны боевые подразделения часто испытывали нехватку подготовленных танкистов. Очень остро эта проблема стояла в начальные годы войны, когда экипаж из трёх человек был обычным явлением в Т-34.
Модификация Т-34-85, по сравнению с начальным Т-34, имела несколько большие габариты по длине и высоте и немного увеличенную массу.
Параметры | Значения | |
Т-34-76 | Т-34-85 | |
Длина корпуса, мм | 5920 мм | 6100 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 5964 мм | 8100 мм |
Ширина, мм | 3000 мм | 3000 мм |
Высота, мм | 2405 мм | 2700 мм |
Клиренс, мм | 400 мм | 400 мм |
Масса снаряженного танка | 29,5 т | 32,2 т |
К началу войны основным вооружением Т-34 являлась 76,2-миллиметровая пушка. Изначально ставилась пушка Л-11 (как и на танк КВ), но очень скоро её сменила более простая и дешёвая в производстве танковая пушка Грабина Ф-34. Это орудие в начальный период войны легко поражало любой немецкий танк.
Появление у вермахта тяжелобронированных «Тигров» и «Пантер» в 1943 году вынудило советских конструкторов совершенствовать орудие главного калибра Т-34, и уже к концу того же года танк получил в оснащение 85-миллиметровую пушку Д-5Т. Вскоре на серийных машинах Т-34-85 начали устанавливать более технологичную пушку ЗИС-С-53.
Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов.
Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса и мог наводиться с отклонением на 12 градусов в каждую сторону по горизонтали и от −6 до +16 градусов по вертикали.
В 1941 году была разработана, а в следующем году освоена специальная модификация — огнемётный танк ОТ-34.
Командирский прицел в танке Т-34В качестве главного недостатка Т-34 специалисты называют слабую эффективность его систем прицеливания и наведения. Они никак не были защищены от атмосферных осадков, дорожной пыли и грязи, а произвести их очистку было возможно только находясь снаружи танка. Боковые смотровые приборы имели значительное «мёртвое пространство» и весьма малый угол обзора, с ними было тяжело опередить противника в визуальном обнаружении.
Серьёзным недостатком Т-34 было отсутствие командирской башенки. Впервые её начали ставить на командирском люке в крыше башни в 1943 году, но из-за загруженности командира танка функциями наводчика это решение оказалось неэффективным. Лишь с появлением версии Т-34-85 появилась возможность полноценно использовать командирскую башенку, которая оборудовалась пятью смотровыми приборами и обеспечивала командиру танка круговой обзор при неподвижной башне.
Наводчик Т-34-85 размещался с левой стороны башни. В его распоряжении имелся перископический прицел, обеспечивающий четырёхкратное увеличение. Пушка со спаренным пулемётом наводилась им на цель при помощи механизма поворота башни, а также наведением орудия в вертикальной плоскости.
Для версии Т-34-76 дальность эффективной стрельбы из пушки составляла от 1000 до 1500 метров. На таком расстоянии советский танк гарантированно поражал броню всех без исключения немецких танков образца 1941-1942 годов, включая Т-IV. В 1943 году ситуация изменилась: в противостоянии с германскими «Тиграми» и «Пантерами» дальность эффективного огня уменьшалась до 200 метров, при этом не гарантируя надёжного поражения танка противника.
Фото подбитого Т-34С началом в 1944 году массового выпуска Т-34-85 советский танк заметно отодвинул границу эффективного огневого боя. 85-миллиметровая пушка обновлённого Т-34 обладала достаточной бронепробиваемостью, чтобы поражать на реальных дистанциях боя борта немецких тяжёлых танков и САУ.
Большинством специалистов признано, что танк Т-34 оказал существенное влияние на исход многих сражений. Важно отметить, что Т-34 за военный период был серьёзно усовершенствован, и танки 1945 года заметно отличался от тех же машин, действовавших в 1941 году. Но определяющим фактором для конечных итогов сражений на разных этапах Великой Отечественной войны в наибольшей степени являлась тактика применения танковых сил.
В начальный период войны Т-34 представляли собой почти «неуязвимые» для противника танки, в прямых столкновениях с которыми немецкие войска несли самые ощутимые потери. На этом этапе в противостоянии с германскими Т-III и Т-IV Т-34 имел серьезное преимущество в дистанции огневого боя: они могли поражать противника на дальности до километра, рискуя получить ответный поражающий удар с расстояния не более 300 метров.
Тем не менее, преимущество советских боевых машин в подавляющем большинстве случаев немцам удавалось свести на нет. Прежде всего это достигалось массированием применения своих бронетанковых сил на главных направлениях. Концентрированные удары вермахта легко взламывали оборону советских войск, а в сочетании с манёвром это приводило к стремительным прорывам вглубь обороны и к потере управления частями РККА, что обеспечивало немцам общий успех.
Такому итогу способствовала постоянная поддержка немецких ударных танковых сил самоходной артиллерией. После первых же столкновений с советскими танками Т-34 и KB состав боевых групп танковых дивизий оперативно укрепили батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для противотанковой борьбы. Кроме того, танковые части вермахта тесно и эффективно взаимодействовали со своими военно-воздушными силами.
Следует отметить, что к началу войны для танков Т-34 было реально подготовлено не более 150 экипажей. Стараясь сберечь моторесурс новейших танков, экипажи для них обучали на устаревших типах машин БТ-7 и Т-26. О том, сколько потерь Т-34 имел причиной неумелые действия экипажа, можно только догадываться.
Танк Т-34 во время Висло-Одерской наступательной операцииСоветские войска ничуть не хуже немцев владели умением наносить удар концентрированным бронетанковым «кулаком». Но обеспечить достаточную массированность своих ударов у них, после тяжелейших потерь начальных месяцев войны, получалось не всегда. Вплоть до Сталинградской битвы прорывы советских танковых бригад, корпусов и даже армий в большинстве случаев заканчивались окружением прорвавшихся войск и большими потерями, поскольку нужной степени поддержки мобильной артиллерией и авиацией обеспечить не удавалось.
Даже в середине войны ошибки советского командного состава часто приводили к неверной тактике применения танков Т-34, делая эффективность использования этих машин в целом невысокой и несопоставимой с понесёнными потерями. По мнению специалистов, большое количество потерянных Т-34 в первые два с лишним года войны объясняются в основном не недостатками самой машины, а неграмотным применением танковых сил командирами РККА.
Лишь в отдельный период (1943 год) немцы смогли в заметной степени обеспечить себе качественное превосходство своих новейших танков перед Т-34. Но такая ситуация продлилась сравнительно недолго. Советские танки после переоснащения их 85-миллиметровыми пушками смогли вернуть себе преимущество в противостоянии с равными по классу противниками, а также опереться на эффективную поддержку САУ и собственных тяжёлых танков.
На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов как немецкой, так и позднее японской обороны именно эти танки сокрушали тылы и коммуникации противника. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны. Самым ярким примером подобного рода служит Висло-Одерская операция, в которой танковые армии 1-го Белорусского фронта преодолели 11 хорошо подготовленных немцами оборонительных рубежей и укреплённых районов.
Основным преимуществом Т-34 была его простая конструкция, которая позволяла легко производить и ремонтировать его в массовом порядке. Всего было изготовлено более 54 000 танков Т-34. Выпускаемый в четырех основных вариантах, Т-34/76 был передовым российским средним танком до конца 1943 года и составлял основную часть бронетехники Красной Армии до конца войны. Впервые построенный в Украине на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ), в период с 19 по 19 век было произведено более 34 000 Т-34/76.41 и 1944.
Сварочные работы на Т-34 сначала были чрезвычайно грубыми, но, как указывал Инженер-сварщик (декабрь 1952 г.): «Т-34 проектировался с одной целью — обеспечить огневую мощь. Любые гуманитарные соображения, как и защита экипажа, являются сугубо второстепенными».
В годы Великой Отечественной войны Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) выпускал знаменитые танки Т-34, и город тогда назывался Танкоград Челябинск.
В 32 года Исаак Зальцман стал директором Кировского (бывшего Путиловского) завода в Ленинграде. В первые месяцы войны линия обороны города проходила по территории этого предприятия, которое производило продукцию как для фронта, так и руководило эвакуацией танкового производства на Южный Урал в Челябинск. Именно за эту работу молодой режиссер был удостоен звания Героя Советского Союза, а вскоре, 19 октября41 г. (когда началась оборона Москвы под руководством Георгия Жукова) Верховный Главнокомандующий Сталин назначил его заместителем наркома танковой промышленности.
Танки строились на средства трудящихся Челябинской области. Летом 1942 года, когда гитлеровцы рвались захватить Волгу и Кавказ, перед Челябинском была поставлена задача не прекращать производство танков, а освоить серийное производство танков Т-34. Считалось технически невозможным за один месяц войны перестроить завод для выпуска новой машины. Но танкостроители решили: Родине это нужно и им нужно делать. Коллектив завода выполнил задание за 33 дня.
Большую роль в увеличении производства продукции военного назначения сыграли молодежные фронтовые комсомольские бригады, начавшие работу осенью 1941 года. Инициатором создания таких бригад на Танкограде выступили женщины, пришедшие на завод взамен ушедших отцов и братьев. спереди. Все члены бригады освоили несколько профессий, работая на двух-трех разных станках.
1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | ИТОГО | |
Т-34 (Шмелев) | 112 | 2996 | 12527 | 15821 | 145648 | 9 | 2706 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т-34 (Максарев) | 12220 | 15696 | ||||||
Т-34 (всего) | 117 | 3014 | 12527 | 15821 | 14648 | 54 000 | ||
Завод №183 (Харьков) | 117 | . | ||||||
Завод №183 (Н.Тагил) | 1560 | 5684 | 7466 | 6583 | ||||
Завод № 174 (Омск) | 417 | 1347 | 2163 | |||||
Завод №112 (Сормово) | 173 | 2584 | 2962 | 3619 | ||||
Киров (Челябинск) | 1055 | 3594 | 445 | |||||
УЗТМ (Свердловск) | 257 | 452 | ||||||
СТЗ (Сталинград) | 1256 | 2520 |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
«Если бы я знал о Т-34, я бы отложил вторжение в Россию» – Адольф Гитлер[i]
Среди историков существует широкое мнение, что самый влиятельный танк во Второй мировой войне не является членом знаменитого Немецкая танковая дивизия и ни один из американских танков, освободивших Западную Европу, вместо этого это русский танк: Т-34. [ii] Т-34 коренным образом изменил модель среднего танка и изменил ход войны , переломив ситуацию против нацистов на востоке. [iii] В начале своего существования Т-34 был самым быстрым и самым мощным танком в своем классе. В то время как другие танки в конечном итоге восполнили инженерный пробел, относительная простота и экономичность производства Т-34 позволили ему стать самым массовым танком войны. Время расцвета Т-34 в Красной Армии было относительно коротким (с 1941-44, после чего его начали постепенно сворачивать), но он сыграл огромную роль в победе русских во Второй мировой войне. Кроме того, у советских союзников по всему миру этот танк прослужил гораздо дольше. Танк был основным танком северокорейской армии во время Корейской войны и в последующие десятилетия был основной бронетанковой единицей для многих восточноевропейских стран. Начиная со службы России в эпоху крайней нужды и заканчивая ее распространением среди советского блока и других советских союзников, Т-34 является вечной частью русской национальной памяти и символом России в мире.
Первый Т-34 сошел с конвейера в 1940 году. Созданный с учетом уроков Гражданской войны в Испании, когда советские танки времен Первой мировой войны легко проигрывали своим более современным немецким аналогам, Т-34 обладал превосходной огневой мощью, броня и подвижность немецким танкам того времени. Кроме того, Т-34 имел наклонную броню. Эта, казалось бы, незначительная деталь конструкции коренным образом изменила способ создания будущих танков и дала Т-34 явное преимущество на поле боя. Наклонная броня отражала снаряды, попавшие в перпендикулярную плоскость (как и большинство снарядов других танков и противотанковых ракет). [iv] Несмотря на инженерные успехи Т-34, внутренние разногласия внутри советского руководства едва не привели к тому, что танк был списан. Некогда шаткая судьба танка Т-34 круто изменилась 22 июня 19 г.41, когда гитлеровские войска сломали пакет ненападения и начали «Операцию Барбаросса» — вторжение в Советский Союз.
Во время немецкого вторжения в советских оперативных частях фактически находилось всего 967 танков Т-34. [v] Несмотря на изначально ограниченное количество, Т-34 оказал значительное влияние. На социологическом уровне немецкое командование было шокировано тем, что «меньшие» славяне могли создать равное, не говоря уже о превосходящем оружии. На практическом уровне немецкие войска, сражавшиеся против Т-34, были встревожены, увидев, что их противотанковые ракеты просто отскакивают от наклонных бортов. у Т-34, которые звучат как барабанная дробь. Но он стойко прорывается через наши позиции, как неприступный доисторический монстр». Немецкие полевые командиры сообщали о «танковом терроре» в войсках, а генерал-майор Меллентин, начальник штаба танкового корпуса, просто заявил: «У нас не было ничего сопоставимого»[viii]9.0003
Несмотря на техническое превосходство Т-34, неправильная установка сделала Т-34 лишь незначительно эффективным в первых боях на Украине. Проблема была в типичной советской истории. Экипажи танков были недостаточно обучены: зачастую водительский стаж составлял менее пяти часов; артиллеристы никогда раньше не стреляли из танковой пушки; а некоторые экипажи даже не видели Т-34 до начала войны. Недостаток подготовки экипажей усугублялся затянувшимися последствиями сталинских чисток, уничтоживших половину офицерского состава бронетанковых дивизий. Кроме того, советские бронетанковые дивизии сильно недоукомплектовывались: в частях была лишь часть необходимых радиостанций, запасных частей, боеприпасов и предметов первой необходимости. Эти проблемы усугублялись отсутствием точной информации о немецких позициях и отсутствием значимой артиллерийской поддержки. 34 очень тупой меч во время операции «Барбаросса».[x]
Стремительное немецкое вторжение создало проблемы для Т-34 за пределами поля боя. В течение двух месяцев после начала операции «Барбаросса» немцы продвинулись на восток Украины, где производились советские Т-34. В ответ основной завод Т-34 в Харькове, Украина, был эвакуирован и перемещен вглубь России. Производство Т-34 переместилось в Нижний Тагил на Урале и на Сталинградский тракторный завод, который сам пришлось эвакуировать менее чем через год. (Есть сообщения о том, что Т-34 выезжали со Сталинградского завода неокрашенными и направлялись прямо к линии фронта, когда немцы приближались к городу). одновременно наращивать производство и бороться с дефицитом. Некоторые из модификаций включали цельнометаллические гусеницы со Сталинградского завода, где резины не хватало, литые стальные башни вместо катаных с Нижнетагильского завода, где часть оборудования была утеряна при эвакуации украинского завода, и прямоугольную кромку. башни вместо круглых, чтобы сэкономить время на заводе. [xii] Т-34 становился все более простым и практичным, но по-прежнему эффективно действовал на поле боя. Именно в этих модификациях Т-34 олицетворяет российскую традицию адаптации к дефициту.
Перенос завода не помешал массовому увеличению производства Т-34 для противодействия немецкому вторжению. По оценкам, в 1940 году было произведено 1800 Т-34, в 1941 году — 2800, а в период с 1942 по 1944 год — более 30 000 Т-34[xiii]. Эффективность производства позволила увеличить производство. В период с 1941 по 1943 год стоимость и время создания Т-34 сократились вдвое. Отчасти из-за его производственной эффективности (а отчасти из-за его простого, рабочего характера) Т-34 иногда называют русской моделью-Т.
По ходу войны Т-34 добился больших успехов на поле боя, особенно в летней кампании 1943 года. Интересно, что к этому времени немцы закрыли большую часть технологической пропасти между Т-34 и их Тигром и Танки Пантеры. Тем не менее, советская тактика улучшилась. Советское командование понимало, что «механизированный бой определялся не отдельными танковыми сражениями, а титаническим столкновением крупных соединений вооруженных сил». преимущество в бронировании, что облегчило их новую тактику: наводнение немецких танковых дивизий огромным количеством Т-34. Эта стратегия оказалась особенно эффективной против чрезмерно растянутых немецких войск. Казалось бы, неисчерпаемый запас Т-34 оттеснил немецкие войска и начал наступление на Берлин.
В то время как Красная Армия начала постепенно отказываться от Т-34 в пользу Т-57 (танк, который стал синонимом Советского Союза во время Холодной войны и был самым производимым танком в истории) ближе к концу войны, Т-34 продолжали использоваться советскими союзниками и членами Восточного блока. Во время Корейской войны северокорейская армия использовала танки Т-34, поставленные Советским Союзом. [xv] Кроме того, Т-34 был основной бронетанковой единицей для стран Восточного блока. Он использовался для подавления восточногерманского восстания в 1953 и Венгерской революции 1956 года. [xvi] Благодаря такому использованию Т-34 стал символом глобальной советской власти, а иногда и репрессий. Интересно, что Т-34 использовались во многих конфликтах с 1950-х годов, включая гражданскую войну в Анголе и ирано-иракскую войну в 80-х, Боснию в 90-х и даже гражданскую войну в Ливии совсем недавно, в 2011 году. Распространение этого старого оружия советской эпохи служит напоминанием о некогда военной мощи Советского Союза и говорит о массовом производстве военной техники в целом и Т-34 в частности.
Т-34 по-прежнему имеет важное значение в России и за рубежом. Для Запада использование Т-34 в корейском и пасхальном блоках делает танк вечным символом советской власти. Этот символизм особенно силен в бывших советских республиках. В 2007 году венгерские протестующие захватили танк Т-34, который использовался на выставке, посвященной памяти венгерского восстания, и направили его к полиции в знак протеста против правительства. Не случайно на 50 -я -я годовщина венгерского восстания тот же тип советского танка, который использовался для подавления восстания, был использован для протеста против того, что протестующие считали репрессивным правительством советского образца. [xviii] В России памятники Т-34 установлены повсеместно. Танк представляет собой лучшее из Советского Союза. Это пример технологических достижений, дешевого и прочного дизайна и массового производства. Производство Т-34 также является напоминанием о способности России выстоять перед лицом дефицита и невзгод. Наконец, тот факт, что Т-34 (в сочетании с русской зимой) спас нацию в самый страшный час, закрепил за танком важнейшую часть национальной памяти. В старом производственном городе Нижнем Тагиле на главной площади стоит особенно величественный памятник Т-34[xix]. Нет никаких сомнений в том, что этот танк стоит для местных жителей больше, чем 40 000 долларов, которые старый танк мог бы принести на открытый рынок. [хх]
[i] «Исторический форум Оси • Цитата из Гитлера…». По состоянию на 1 апреля 2014 г. http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?f=79&t=2589.
[ii] HowStuffWorks «Десять лучших танков: Т-34». По состоянию на 1 апреля 2014 г. http://science.howstuffworks.com/7051-top-ten-tanks-the-t-34-video .htm.
[iii] Там же.
[iv] Стивен Залога, Средний танк Т-34/76 1941-45 (Osprey Publishing: 2013), 19.
[v] Там же.
[vi] Там же.
[vii] Там же, 22.
[viii] Роберт Форчик, Пантера против Т-34: Украина , (Великобритания, Osprey Publishing: 2007), 4.
[ix] Стивен Залога, Средний танк Т-34/76 1941-45 (Osprey Publishing: 2013), 30.
[x] Там же.
[xi] Там же, 33.
[xii] Там же, 25, 29.
[xiii] «Производство средних танков Т-34».