8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Ссср грузовые машины: Грузовики из СССР. Знакомство с легендами

Грузовики из СССР. Знакомство с легендами

Грузовые автомобили относятся к той категории техники, без которой представить мир невозможно. Так или иначе, они задействованы практически в каждой сфере современной жизни, и потому особенно интересно: с чего начиналась эта история, и какими были легендарные грузовики СССР?

Советские грузовые автомобили: рассвет

Первым советским грузовиком считается модель АМО-Ф-15, придуманная и собранная на базе итальянского «Фиата».

Машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны сошла с конвейера практически сто лет назад — в ноябре 1924 года — и выпускалась в течение 7 лет. За это время было создано больше 6 тысяч таких автомобилей, однако славы АМО-Ф-15 не сыскал. Быстро устарев, первый грузовик СССР превратился в историю, а его место заняли другие модели.

«

ГАЗ-АА»: героическая «полуторка»

«Первенец» Горьковского автозавода стал знаковым для всего советского машиностроения. Грузовик «ГАЗ-АА» получил своё название в честь грузоподъёмности — 1,5 тонны соответственно, однако за свою долгую жизнь не раз перевозил и более массивные грузы.

В основу «полуторки», как и в случае с её предшественником, легли зарубежные чертежи, на этот раз американского «Форда». Впрочем, речь не идёт о доскональном копировании: существовавшее между предприятиями соглашение позволило советским конструкторам как доработать внутренности автомобиля, так и создать собственную версию кузова. А с 1933 года производство окончательно локализовалось…

Всего за всё время выпуска «полуторки» во всех её модификациях с конвейера сошло больше 1 млн автомобилей, и это один из лучших показателей среди советских грузовиков.

Фото: Nickolas Titkov, flickr.com

Из интересного: со стартером у «ГАЗа-АА» нередко возникали проблемы, и потому водители заводили машину с помощью специальной ручки, получившей название «кривой стартер». Такой, казалось бы, баг в конечном итоге оказался вполне себе фичей: завести грузовик таким способом можно было даже в самый лютый мороз.

И это, кстати, сыграло добрую службу во время Второй мировой войны.

Что и говорить, у «полуторки» в годы Великой Отечественной была особая роль.

Модернизированную версию этой модели производители сперва наделили усиленной подвеской и новым рулевым управлением, а потом упростили в плане внешнего вида. Вместо дверей военная версия грузовика, получившая название «ГАЗ-ММ-В», обзавелась треугольными загородками, порой даже брезентовыми. Брезентовой стала и крыша, передние колёса лишились тормозов, а две передние фары заменили одной.

Фото: Andshel, commons.wikimedia.org

Но дело, конечно, не в этом. Суть в том, что именно «полуторка» стала автомобилем, на котором по Дороге жизни в Ленинград перевозили ценнейшие грузы, и на котором оттуда эвакуировали людей.  Далеко не все грузовики, выехавшие на лёд Ладожского озера, смогли вернуться обратно.

В 2020 году экспедиция, созданная по поручению Совета Федерации РФ, смогла достать со дна водоёма одну из легендарных машин. Теперь она стала частью экспозиции в Музее прорыва блокады Ленинграда.

Ещё один «ГАЗ-АА» стоит на постаменте у себя «на родине», возле проходной Горьковского автозавода, каждый день напоминая рабочим о славной истории предприятия.

Читайте также: «Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет».

«

ЗИЛ-130″: обогнал своё время

Однако не «ГАЗом» единым жило советское машиностроение. Одним из самых массовых грузовиков в СССР, а потом и в России стал «ЗИЛ-130», выпускавшийся на заводе имени Лихачёва в Москве. За неполных 50 лет серийного производства свет увидели больше 3 млн единиц этой грузовой техники.

Первый образец 130-го «ЗиЛа» собрали в декабре 1956 года, а уже через 7 лет на Международной ярмарке в Лейпциге интернациональные эксперты признали качество советского автомобиля, наградив его золотой медалью события. Ещё через несколько лет «ЗиЛ-130» получил и Государственный знак качества.

Фото: Илья Плеханов, commons.wikimedia.org

За признанием последовала активная доработка: конструкторы собирали десятки опытных образцов, тестировали двигатели и КПП (около 70 первых и почти 100 вторых), оснащали машину транзисторным зажиганием, гидроусилителем руля, частично предпусковыми подогревателями двигателя и даже омывателями лобового стекла.

Большинство технических решений в «ЗИЛе-130» для своего времени были новаторскими.

В 1977 году грузоподъёмность машины увеличили до 6 тонн, и это сделало модель первым в СССР грузовым автомобилем подобного класса.

Линейка 130-го состояла из разных модификаций. На основе «ЗИЛа-130» делали самосвалы, пожарные машины и автокраны, а в 1975 году на заводе имени Лихачёва собрали новую версию старого знакомого – «ЗИЛ-133», ставший самым крупным карбюраторным грузовиком своего периода.

Читайте также: «Berliet T100 — гигантский ретрогрузовик времен французской оккупации Африки».

«

МАЗ-200″ и «МАЗ-500»: белорусские зубры

Советский грузовик модели «МАЗ-200» производился на Минском автомобильном заводе в течение 14 лет. За период с 1951-го по 1965 годы выпустили больше 200 тыс. единиц этой техники во всех возможных модификациях.

Именно «МАЗ-200» впервые в СССР оснастили синхронизаторами всех передач переднего хода, высшей ускоряющей передачей и тахометром.

Кабину «зубра» (именно такая эмблема красовалась на этом авто) строили на деревянном каркасе, после чего обшивали «вагонкой» и отделывали жестью, выкрашенной в защитный цвет.

Фото: Анатолий Калачёв, commons.wikimedia.org

Как и большинство других легендарных грузовиков, «МАЗ-200» служил базой для множества вариаций — от автоцистерн и топливозаправщиков до поливочных машин и автокранов.

На исходе популярности на смену «МАЗу-200» пришёл «МАЗ-500», выпускавшийся в период с 1963-го до 1977 года. В отличие от предшествующей, эта модель не имела капота, а значит, обладала более длинным кузовом и более высокой грузоподъёмностью (с 4,2 до 7,5 тонны).

Да, именно «МАЗ-500» стал первой в СССР грузовой машиной, лишённой капота. Такая конструкция, кроме увеличения показателей грузоподъёмности, также делает комфортней и проще управление автомобилем и манипуляции с двигателем.

В 1977 году «МАЗ-500» модернизировали, добавив ещё полтонны грузоподъёмности и удлинив колёсную базу. Таким образом грузовик постарались вписать в европейские стандарты, дабы он мог курсировать на международных рейсах.

«

КРАЗ-255Б»: он же «лаптёжник»

Этот полноприводный грузовой автомобиль имел внушительную по тем временам грузоподъёмность в 7,5 тонны и производился в Украине на протяжении почти 30 лет, начиная с 1967 года.

Не прошло и 10 лет с момента выпуска первого образца, как грузовик заслужил Государственный знак качества СССР, а в народе его прозвали «лаптёжником». Виной тому — установленные на автомобиле широкопрофильные шины, изначально предназначавшиеся для предыдущей модели.

Фото: Уралаз, commons.wikimedia.org

Кроме шин, наследством для «КРАЗа-255Б» стала централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая прямо из кабины. Благодаря такой системе водитель мог в случае экстренной необходимости снизить давление в шинах, что повышало проходимость при движении по снегу или по слабому грунту.

Учитывая эту любопытную особенность, неудивительно, что именно на базе «КРАЗа-255Б» создали седельный тягач и лесовоз для эксплуатации на Крайнем Севере.

Всего за годы серийного производства на украинском заводе в городе Кременчуге создали больше 150 тыс. «лаптёжников». Почти пятая часть из них отправилась на экспорт — покорять Азию и Африку.

«

КАМАЗ-5320″: без него никуда!

Этот автомобиль продолжил традицию безкапотных грузовиков.

Конструкторы оснастили «КАМАЗ-5320» трёхместной кабиной, расположенной прямо над двигателем. Сам двигатель, кстати, первоначально был оригинальным, имел мощность в 210 л. с., а после сменился ещё более внушительным (в 240 л. с.) агрегатом от ЯМЗ.

В числе других впечатляющих элементов — пятиступенчатая коробка передач и пневмоусилитель педали сцепления, а заодно наличие сразу четырех тормозных систем (рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной).

Фото: Sergey G, flickr.com

Основная модификация «КАМАЗа-5320» имела колёсную формулу 6х4 и могла работать с грузами до 8 тонн. В качестве дополнительной вариации с 1981-го по 1989 годы существовала полноприводная (6х6) версия, использовавшаяся в Вооружённых силах страны. Её грузоподъёмность составляла 5 или 7 тонн в зависимости от исполнения.

На базе модели также создавались седельные тягачи и самосвалы.

Эта модель была первым грузовым автомобилем, которые когда-либо выпускались на Камском автомобильном заводе. Что и говорить, первый блин комом не оказался: как и «ЗИЛ-130», советский «КАМАЗ-5320» пережил СССР. Выпуск грузовика закончился лишь в 2000 году.

Читайте также: «Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!».

История отечественного автопрома знает немало выдающихся автомобилей. Однако легендарные грузовики СССР, как ни крути, остались в прошлом. Что же ждёт российское машиностроение в будущем, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

почему их массово вывозили за рубеж — журнал За рулем

Эти машины ценили не только у нас. Их активно поставляли на экспорт. А в некоторых странах наши грузовики даже выпускали по лицензии!

ГАЗ-51: его делали в четырех странах

ГАЗ-51 в финском исполнении.

Эксперт рассказал, как россияне могут зарабатывать на мусоре

ГАЗ-51 знали все и по всей стране. Он, вероятно, так и останется самым массовым грузовиком за всю отечественную историю. С 1946 по 1975 год сделали более 3,5 млн экземпляров! Чуть больше 14 тысяч собрали на Иркутском сборочном заводе, остальные — в Горьком.

  • ГАЗ-51 выпускали помимо СССР еще в трех странах. В Польше его под именем Lublin делали c 1951 по 1958 гг.
  • В 1958-м выпуск развернули в Китае. Там наши грузовики назывались Yuejin. С модернизациями производили аж до 1987 года, изготовив почти 162 000 машин.
  • «ГАЗ пятьдесят раз» (как его иногда называли у нас) под мудреным именем Syngri 58 делали и в Северной Корее.
  • ГАЗ-51 экспортировали и в Финляндию, где до середины 1960-х западных автомобилей из-за недостатка валюты было мало. У финнов существовали даже специальные версии ГАЗ-51 — в частности, с более длинным кузовом.

У нас же ГАЗ-51 с «шестеркой» всего в 75 л. с. и коробкой передач без синхронизаторов любили за неприхотливость и простоту. Для многих он был первой учебной, а значит навсегда любимой машиной.

Когда помогать запрещает… закон! Вы знали об этом?Надоели штрафы? Есть новое решение!Штрафы ГИБДД привяжут к прожиточному минимуму

ЗИС-150: в переводе на китайский

ЗИС-150, он же — Захар.

Наш ЗИС‑151 и «американцы»: что общего и в чем разница?

Были времена, когда не китайские автомобили делали у нас, а наоборот. СССР построил в Китае огромный First Automobile Works (FAW), где в 1953-м стали производить грузовики Jiefang («освобождение»). Они были упрощенной копией нашего ЗИС-150 — первого послевоенного грузовика московского завода.

ЗИС-150 выпускали и в румынском Брашове (город некоторое время назывался Орашул-Сталин) под именем Steagul Rosu («красное знамя»).

У нас ЗИС-150, который делали с 1947 по 1957 годы, и его развитие – ЗИЛ-164, выпускаемый до 1965-го, почитали за надежность и простоту. Грузовики ломались часто, но и отремонтировать их можно было буквально в поле. А сделали машин обеих моделей более 1,1 млн. Некоторые даже дожили до наших дней.

ЗИЛ-130: быстрый и надежный

ЗИЛ-130.

Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную

По количеству выпущенных автомобилей ЗИЛ-130 совсем немного отстал от рекордсмена ГАЗ-51. Изготовили почти 3,4 млн грузовиков нескольких десятков модификаций. А делали 130-й и его продолжение ЗИЛ-431410 аж 31 год – с 1964-го по 1995-й! Водители уважали автомобиль, в частности, за динамику. Кстати, поначалу 150-сильный мотор на заводе посчитали излишне мощным.

Но больше всего автомобиль любили за прочность и надежность. Только получив новую машину, ее надо было «протянуть» — в переводе на нормальный язык, подтянуть все болты и гайки. Особенно в ходовой.

ЗИЛ-130 экспортировали во многие страны. В некоторые развивающиеся иногда бесплатно. Уже с начала 1970-х для экспорта нашим грузовикам не хватало достойных дизелей. Но в Союзе расходы на топливо в государственных предприятиях не считали.

«Сто тридцатые» тоже поставляли в Финляндию (для пожарных машин там немного переделывали кабины). Сохранились грузовики даже и на Кипре. Причем с правым рулем — видимо, местная переделка.

ГАЗ-53: дизель только в Болгарии

ГАЗ-53.

Нарочно не придумаешь: 10 самых чудных советских грузовиков

ГАЗ-53 делали даже чуть дольше, чем ЗИЛ-130, — с 1961 по 1993 годы. Этих машин тоже было немало в автошколах ДОСААФ, поэтому для многих они были первыми – учебными. От ГАЗ-51 и ГАЗ-52 грузовик выгодно отличался мотором V8 объемом 4,25 л, мощностью 115, а позднее и 120 л.с., и усилителем тормозов. Изготовили 3,37 млн 53-х, в том числе как шасси самосвалов, спецавтомобилей, автобусов.

ГАЗ-53 тоже делали за рубежом, в Болгарии на заводе Мадара. Причем и с болгарским 80-сильным дизелем по лицензии Perkins. А на родине этот автомобиль серийного дизеля так и не дождался.

ЗИЛ-157: любимый «колун»

ЗИЛ-157 по прозвищу «колун».

Даже когда в армию и в народное хозяйство пошли более современные полноприводные машины, водители по-прежнему особенно любили трехосный ЗИЛ-157.

Советский гибридный автобус: заглянули в его родословную

Феноменальная проходимость сочеталась с простотой конструкции, а заодно и относительной экономичностью пусть и не самого мощного (104 л.с., а потом 110 л.с.) шестицилиндрового двигателя. Автомобиль получил грубоватое, но дружеское прозвище «колун».

ЗИЛ-157 делали в Москве с 1958 по 1982 годы, на УАМЗ в Новоуральске — с 1977 по 1991 годы. На этих заводах изготовили около 950 тыс. машин. Сюда можно добавить почти 200 тыс. предшественников ЗИЛ-157 — ЗИС-151 с двускатными колесами задних мостов.

ЗИЛ-157 тоже стал китайцем. На заводе FAW полноприводник с немного упрощенным кузовом делали под именем Jiefang-CA30.

Продолжение — на следующей странице

грузовиков Советского Союза: исчерпывающая история

грузовиков Советского Союза: исчерпывающая история

Когда коммунисты подняли красный флаг над Россией в октябре 1917 года, они получили в наследство страну, в которой практически не было грузовиков.

К моменту распада Советского Союза в конце 1991 года его инженеры, конструкторы и рабочие создали одно из крупнейших в мире предприятий по производству грузовых автомобилей.

Политика и революционная целесообразность всегда были рядом с дизайнерской студией или цехом, поэтому это история как о нации, так и об отрасли.

Советским дальнобойщикам предстояло преодолевать огромные расстояния по ландшафту, который включал в себя одни из самых холодных и самых жарких мест на земле, страну, охватывающую Европу и Азию, Полярный круг и Кавказский регион. Заправочных станций и автомагистралей в такой огромной стране было немного, поэтому надежность и удобство обслуживания были гораздо важнее комфорта водителя.

Грузовики Советского Союза (ISBN 978-0-9928769-5-1) Энди Томпсона теперь доступен в Behemoth Publishing.


Изображение: 1 из 16

Вдохновленный Fiat-F15, который использовался британской армией во время Первой мировой войны, AMO-F15 был первым грузовиком местного производства в Советском Союзе. 7 ноября 1924 года, через семь лет после прихода к власти в России коммунистов, с московского завода выкатились первые 10 грузовиков. Все грузовики, окрашенные в революционно-красный цвет, были в значительной степени изготовлены вручную, мастера ковали и обрабатывали компоненты по частям, часто используя молотки для придания формы панелям кузова.

Чтобы узнать больше об автомобильном отделе Telegraph, нажмите здесь.


Изображение: 2 из 16

Когда советское правительство решило сделать все возможное для массового производства грузовиков, оно обратилось за помощью к этому герою капитализма, дяде Сэму. В 1929 году с Ford была подписана сделка на сумму 800 миллионов долларов в сегодняшних деньгах о строительстве в СССР заводов по производству грузовиков американской разработки. ГАЗ-АА был практически идентичен Ford-AA, который в то же время также был поставлен на производственные линии на британском заводе Ford.

Первый камень русской фабрики в Нижнем Новгороде был заложен сразу после Первомая 1930, но заводу потребовалось до 1938 года, чтобы достичь своей цели в 140 000 автомобилей в год.


Изображение: 3 из 16

У коммунистических инженеров никогда не было недостатка в идеях по улучшению способности дальнобойщиков перевозить этот революционный груз, особенно когда сверху приходил приказ превзойти все, что делал Запад. Узнав, что Гай из Вулверхэмптона работает над шести- и восьмиколесными грузовиками, Ярославскому грузовому заводу дали год на то, чтобы дать советский ответ. С гордостью представлен в рамках 19К 32-м годам празднования Октябрьской революции 20-тонный ЯГ-12 имел привод на восемь колес — девять карданных валов и 18 карданных шарниров.

Чтобы узнать больше об автомобильном отделе Telegraph, нажмите здесь.


Изображение: 4 из 16

Послевоенный ГАЗ-51 был настоящим миссионером социалистического дела. Мало того, что он был экспортирован в 41 страну, его конструкция была передана Северной Корее, Китаю, Польше и Албании, чтобы эти братские государства начали собственное производство грузовых автомобилей. Китайский завод в Нанкине в итоге стал той компанией, которая в 2005 году выкупила активы обанкротившейся MG Rover.


Изображение: 5 из 16

Представленный в 1964 году, ЗИЛ-130 оставался в производстве в той или иной форме до 2012 года. Практически все они были оснащены 7,0-литровым бензиновым двигателем V8, способным проехать 300 000 км, прежде чем потребовался капитальный ремонт.


Изображение: 6 из 16

Первая в СССР тентованная кабина была установлена ​​на КАЗ-608Б, построенном в Грузии, на родине внушающего страх военного лидера Иосифа Сталина. К сожалению, у первых экземпляров была неприятная привычка крениться во время движения. В конце концов эта проблема была решена, но низкое качество того, что стало известно как Колхида — название региона на Кавказе, где производились грузовики и где Ясон из аргонавтов, по-видимому, сражался за Золотое руно, — сделало его непопулярным среди населения. Советские дальнобойщики. Действительно, присвоение КАЗ иногда использовалось для поощрения непокорных водителей к более стахановскому подходу к своей работе.


Изображение: 7 из 16

Один из крупнейших промышленных проектов Советского Союза заключался в том, чтобы за семь лет превратить зеленые поля Татарстана в крупнейший в мире завод по производству грузовиков с городом, рассчитанным на десятки тысяч рабочих. Площадка завода КАМАЗ была выбрана с помощью компьютера, а сам завод был оснащен оборудованием со всего мира, в том числе американским комплектом стоимостью 1 миллиард долларов. Представлен в 1976 серия КАМАЗ-5320 производится и сегодня, хотя и в сильно модернизированном виде.

Чтобы узнать больше об автомобильном отделе Telegraph, нажмите здесь.


Изображение: 8 из 16

Концепция третьего поддерживающего моста, используемого только при необходимости, была продемонстрирована в 1965 году на МАЗ-516. Теперь это стало обычным явлением для грузовиков во всем мире, и это был прекрасный пример того, как завод МАЗ в Минске часто задавал тон инновациям не только в СССР, но и в других странах.


Изображение: 9 из 16

МАЗ-2000, также известный как «Перестройка», был одним из революционных грузовиков, вызвавших более чем ажиотаж, когда он был показан на Парижском автосалоне 1988 года. Его модульная конструкция, в которой двигатель, коробка передач и мосты устанавливались на съемных тележках, позволяла операторам настраивать трансмиссию грузовика в соответствии с требуемой работой. К сожалению, развал СССР из-за политической версии перестройки означал, что МАЗ просто не смог собрать денег, чтобы запустить грузовик в производство.


Изображение: 10 из 16

По сей день посетителям места аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году советуют не задерживаться слишком долго, чтобы не получить смертельную дозу радиации. Сразу после аварии не было возможности держаться подальше, поэтому КрАЗ-256-Б1-030 был создан для уборки земли, пыли и мусора с места взрыва. Кабина была сделана из многослойных сварных панелей, между стальными листами которых был залит расплавленный свинец.


Изображение: 11 из 16

Распространенный как борщ и пельмени из одного конца СССР в другой, ГАЗ-53 был рабочей лошадкой Советского Союза. Его использовали для мусоровозов, молоковозов, жижесборников — практически для чего угодно. Особенно распространенным в сельской местности был чрезвычайно универсальный трехсторонний самосвал.


Изображение: 12 из 16

Разработанный изначально для использования в военных целях, полноприводный ГАЗ-66 вскоре нашел применение и в гражданской жизни. В стране, где есть пустыни, дикие степи и тундра, грузовик, который без раздумий может штурмовать 37-градусный склон, пересекать реку глубиной в метр, как будто ее там нет, но все же может развивать скорость до 60 миль в час по шоссе, был идеальным. рабочая лошадка для бесстрашных советских дальнобойщиков.


Изображение: 13 из 16

Представленный в 1981 году по инициативе советской нефтяной промышленности в рамках борьбы за освоение природных ресурсов страны, который до сих пор является основой российской экономики, Урал-5920 сочетал в себе кузов и двигатель Урал-4320 с четырьмя гусеницами, каждая шириной в метр. Восемь тонн груза можно было доставить до места назначения, даже если на пути были болота и небольшие горные хребты.


Изображение: 14 из 16

Первые чертежи ГАЗели «ГАЗель» были составлены во времена СССР, но это был нужный продукт в нужном месте в нужное время, когда он был представлен летом 1994 года. Менее чем через три года после того, как серп и молот были В последний раз пролетев над Кремлем, Россия кишела новыми предпринимателями и торговцами, которые хотели чего-то, что никогда не было нужно в Советском Союзе. Последнее пополнение в международных рядах мужчин с белыми фургонами нашло ответ на свои молитвы благодаря ГАЗели, транспортному средству, настолько вездесущему, что термин «ГАЗель» в России используется как общее название для любого фургона — так же, как «Транзит»  в Великобритании. .


Изображение: 15 из 16

После двух десятилетий неурядиц российская отрасль грузовых автомобилей наконец обрела свое очарование, создавая автомобили, которые идеально подходят для по-прежнему непростых условий, но при этом не уступают по современности всему, что производится где-либо в мире. Типичным является Урал Next, представленный в 2015 году, с устойчивыми к вмятинам крыльями и капотом, возможностью выбора заднего или полного привода и, поскольку возрождающаяся Россия вновь заявляет о себе на мировой арене, с левым и правым рулем. .

Чтобы узнать больше об автомобильном отделе Telegraph, нажмите здесь.


Изображение: 16 из 16

Грузовик СССР — Etsy Ирландия

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *