Фото: yandex.ru
Волгоградский тракторный завод сегодня
В преддверии своего распада СССР занимал лидирующие позиции по производству тракторной техники, а пик ее выпуска пришелся на 1980-1990 гг. В то время страна производила более 500 тыс. тракторов ежегодно, в том числе примерно половину из этого количества (свыше 250 тыс. ед.) на заводах, расположенных на территории РСФСР. Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции, включающий промышленную и трелевочную технику, основной удельный вес составляли машины сельскохозяйственного назначения.
В наследство от Советского Союза современная Россия получила более 10 индустриальных гигантов, однако за время активных реформ производство тракторов снизилось более чем в 30 раз, и сегодня в физическом исчислении объемы выпуска соответствуют послевоенному периоду.
«ГлавПахарь» предлагает ознакомиться, как создавались мощнейшие предприятия и как сложилась их судьба в рыночных реалиях…
В настоящем обзоре мы рассмотрим не все, а наиболее известные и значимые тракторные заводы, расположенные на территории России: Волгоградский, Челябинский, Алтайский, Владимирский, Липецкий и Кировский заводы.
Временем зарождения отечественного тракторостроения можно считать 30-е годы прошлого века, поскольку до этого момента серийного промышленного производства просто не существовало, а вся применяемая техника экспортировалась из-за рубежа.
Волгоградский тракторный завод
В середине 1926 года на окраине Сталинграда был заложен первый камень будущего тракторного завода, на котором была высечена надпись: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».
В честь Ф.Э. Дзержинского, скончавшегося в июле того же года, еще не существующий завод был назван его именем.
Предполагалось, что строительство предприятия будет осуществляться при поддержке американской компании Ford, однако ее представители после обсуждения планов такого масштабного проекта ответили отказом. Поиск подрядчиков продолжился и, в итоге согласие было получено от архитектурного бюро Альберта Кана. Это был 1929 год — год начала индустриализации СССР и год начала Великой депрессии в США.
Контракт на проектирование подразумевал строительство трех основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода. Сумма контракта составила $30 млн и включала также стоимость зданий и оборудования. В современных деньгах это эквивалентно практически $500 млн. Поставкой материалов и оборудования для завода занимались более 100 американских компаний, а само предприятие стало практически полной копией тракторного завода International Harvester в Милуоки. Процессом постройки завода также руководили американские инженеры.
Уже в середине июня 1930 года с конвейера сошел первый колесный трактор СТЗ-1, аналог американского McCormick Deering 15/30 мощностью 30 л.с. В 1932 году завод вышел на проектную мощность — 144 трактора в сутки. На то время это был небывалый успех, тем более что многие сомневались в возможности организации поточного производства.
В дальнейшем на заводе было освоено производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ, которые на Всемирной промышленной выставке 1938 года в Париже были удостоены высшей награды. К моменту завершения индустриализации СССР более половины тракторов страны выпускалось Сталинградским тракторным заводом.
Однако изначально завод проектировался как предприятие двойного назначения, на что обращали внимание и американские инженеры. Альберт Кан отмечал в разговоре с коллегами, что «…русские хотят, чтобы под прикрытием мирного производства мы построили им мощнейшие военные заводы, даже не догадываясь об этом».
Его слова подтвердились: параллельно с производством мирной техники в специальных цехах завода в 1932 году была проведена подготовка к выпуску танков, а первой моделью стал легкий танк Т-26. В это же время были расторгнуты контракты с американскими специалистами, то есть завод становился военным режимным объектом. В 1940 году началась постановка на производство главного танка Второй мировой войны — знаменитой «тридцатьчетверки».
Сталинградский тракторный завод являлся главным поставщиком этого танка в военные годы, а работа предприятия продолжалась вплоть до октября 1942 года и была остановлена лишь после того, как на территории завода начались бои.
Попытки захватить Сталинградский тракторный продолжались более 20 недель, но завод не был сдан. За время ожесточенных боев на каждый квадратный километр территории завода обрушилось 2000 бомб и десятки тысяч снарядов и мин.
После освобождения Сталинграда иностранные журналисты, побывавшие на заводе, отмечали, что восстановить предприятие уже невозможно и оказались неправы — второе рождение завод отметил уже в июне 1944 года, когда с главного конвейера сошел первый трактор.
В послевоенные годы завод продолжил выпуск новых тракторов и боевой техники. Самыми известными машинами, несомненно, являются «покоритель» целины ДТ-54 и знаменитый трактор ДТ-75, высокое качество и возможность модернизации которого послужили основой для разработки целого семейства гусеничных тракторов.
В 1961 году предприятие переименовано в Волгоградский тракторный завод. Эпохой настоящего расцвета завода стали 70-80-е годы. В 1970 году был выпущен миллионный трактор, а уже в 1983 общий объем производства превысил 2 млн машин. Каждый второй трактор в колхозах и совхозах СССР имел марку «ВгТЗ», кроме того, продукция завода поставлялась в десятки стран мира.
Не оставалось без внимания и производство продукции военного назначения. Это ветеран вьетнамской войны и конфликтов на Востоке плавающий танк ПТ-76, участники афганской кампании БМД-1, БТР-Д, «Спрут-СД», новые модели боевых машин БМД-2, БМД-3, БМД-4.
После развала СССР для завода, можно сказать, наступила «черная полоса». В 1992 году предприятие было приватизировано и переименовано в ОАО «Волгоградский тракторный завод».
Уже год спустя были остановлены пять сборочных цехов и в конце 90-х завод выпускал менее 3000 тракторов в год, что в шесть раз меньше, чем в начале его славной карьеры. Единственной попыткой остаться на плаву стало освоение серийного производства нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с. и различных модификаций на его базе.
Фото: i.ytimg.com
Гусеничный трактор ВТ-100 производства Волгоградского тракторного завода
В 2002 году завод был разделен на четыре самостоятельных подразделения, затем последовала череда преобразований и банкротств, а в ноябре 2015 года на заводе собрали последний трактор.
Имущество знаменитого тракторного завода сейчас распродается, однако вряд ли найдется много желающих приобрести себе даже самый дорогой актив предприятия — станочное оборудование, ведь дата выпуска некоторых — 1947 год, а большинство моделей — 1960-70 гг.
Тем не менее, на сайте предприятия отмечается о выпуске тракторов в 2020 г., например, Агромаш 90ТГ, ДТ-75, ВТГ-100, ВЗГМ-90, но насколько эта информация является объективной, сказать сложно. Фактически, оставшиеся мощности нацелены на выполнение гособоронзаказа (задание получено Волгоградским тракторным заводом в 2020 году). Наиболее вероятно, что определенные модели тракторной техники предприятие может изготовить в индивидуальном порядке.
Сегодня на той части предприятия, которая занимается сборкой военных машин, в частности, боевой машины десанта БМД-4М и модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», работает 1700 человек. Оставшаяся часть завода просто разрушена и, как отмечают многие волгоградцы, выглядит так, как будто накануне завершилась Сталинградская битва.
Существует много идей, как можно будет использовать огромную территорию бывшего гиганта советской индустрии: от жилой застройки до современного кластера для инновационных компаний. Не исключается и возможность возрождения производства сельскохозяйственной техники.
Ведь территория завода это уникальная, удобно расположенная площадка с необходимой логистикой, инженерными сетями и коммуникациями.
Насколько и как эти планы будут реализованы, покажет только время…
Продолжение следует…
#5ec50efe0cdbb00c35cb4583 #5ef1dfbc06276857511669fb
Трактора — движущая сила индустриализации, сельского хозяйства и Красной Армии (ведь от трактора до танка один шаг), поэтому развитие тракторной промышленности имело первостепенное значение для СССР.
На 1928 год трактора в СССР выпускали 2 завода, причем в явно недостаточном количестве:
В 1926 году был прекращен выпуск практичного и простого трактора «Запорожец», разработанного выходцем из сельскохозяйственной колонии немцев-меннонитов в Кичкасе Л. А. Унгером. Всего за 4 года производства было выпущено около 500 экземпляров.
Трактора были нужны как воздух Советскому Союзу, поэтому недостаток восполнялся закупкой техники в основном в Америке через фирму «Амторг» в основном, у «International Harvester Export Company» и у Форда.
В конце 1928 года решено было строить тракторный завод в Сталинграде мощностью 50 тыс. тракторов в год. Так как в СССР не было специалистов в проектировании объектов такой сложности, Сталинградский тракторный завод был спроектирован американцами, как говорится, «под ключ». Проектировала завод американская компания Albert Kahn Inc. Фрагмент статьи из журнала «За рулем» за 1930 г.:
Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским. Передовица из «Техника-молодежи» за 1933 год:
А вот третий тракторный гигант -Челябинский, как и Харьковский, совершенно точно проектировался нашими специалистами — на основе уже имеющихся наработок по Харьковскому и Сталинградскому проектам.
Правда, частично, да еще и в Америке. В Детройте, городе-колыбели американского авто и тракторостроения, размещалась проектировочная контора «Cheliabinsk Tractor Plant»: здесь советские конструкторы проектировали как будущий «Сталинец-60» ( на основе деталей разобранного трактора «Катерпиллер 60»), так и вспомогательные здания и сооружения завода, а вот американцы, расположившиеся в том же здании ( фирма «Альберт Кан Инкорпорейтед») — основные цеха.Еще один очень интересный факт о передовой на тот момент организации производства:
Итак, теперь у СССР имелось уже три специализированных тракторных завода, не считая тех, которые были перечислены в начале статьи:
В 1934 году Ленинградский «Красный Путиловец» начал выпускать тракторы «Универсал».
О проектировании Челябинского тракторного завода подробно…
О проектировании и запуске Челябинского опытного тракторного завода подробно…
Следующее Предыдущее
— рейтинг темномера: 3 —
Бывший завод по производству тракторов, а также танков (особенно во время Второй мировой войны), расположенный на северной окраине города Волгограда, бывшего Сталинграда, в России. Разрушенный в Сталинградской битве, он вскоре был восстановлен и возобновил поставки танков в Красную Армию, а вскоре и тракторов. Всего здесь было произведено более двух миллионов тракторов. Однако сегодня завод гораздо менее загружен и частично заброшен, но большие мозаики в стиле соцреализма на переднем фасаде, а также танк Т-34 на постаменте остаются на месте, как и (редкая) статуя печально известного Феликс Дзержинский.
>Дополнительная справочная информация
>Что посмотреть
>Местоположение
>Доступ и стоимость
>Требуется время
>Комбинации с другими темными направлениями
>Комбинации с не темными направлениями
>Фото
Дополнительная информация: Тракторный завод основан во второй половине XIX в.20-х годов, к северу от уже существующего металлургического завода у подножия Мамаева кургана, который будет снабжать необходимым сырьем металл (также для оружейно-боеприпасного завода «Баррикады», расположенного между металлургическим и тракторным заводами).
Фабрика была названа в честь Феликса Дзержинского, основателя советской тайной полиции (которая впоследствии стала НКВД, а затем КГБ). Его имя было исключено из официального названия завода в 1961 году, но статуя печально известного человека до сих пор стоит перед его главным порталом.
Производство тракторов началось в 1930 году. Помимо обычных колесных тракторов завод выпускал и гусеничные версии. К началу Второй мировой войны было произведено четверть миллиона обычных тракторов и 40 000 гусеничных версий.
Во время Великой Отечественной войны завод переключился на выпуск танков, наиболее известной из которых стала удачная модель Т-34, которых ежемесячно с завода покидало 250 единиц. Этот танк стал опорой Советской Красной Армии. Вы все еще можете найти бесчисленное количество примеров из более чем 80 000 произведенных Т-34, служащих военными мемориалами по всему бывшему Восточному блоку. Один из таких экземпляров стоит прямо у завода в Волгограде.
Когда немецкий вермахт достиг Сталинграда летом 1942 года, тракторный завод стал первой целью, и немцам удалось взять первую часть Волгограда, дойдя, таким образом, и до берегов Волги. В ходе ожесточенных боев в течение следующих нескольких месяцев завод был в значительной степени разрушен. Именно здесь прозвучали последние выстрелы в начале февраля 1943 года, даже через несколько дней после капитуляции командующего 6-й немецкой армией. Но часть солдат вермахта все еще держалась на тракторном заводе, пока они тоже не сдались.
После боя завод был очищен от снарядов и мусора и в течение нескольких месяцев был предварительно реконструирован. Начиналось оно сначала с ремонта танков, но вскоре возобновилось и полномасштабное производство. С 1944 года компания снова вернулась к производству тракторов.
Он продолжал процветать после войны, и к 1970 году был собран один миллион тракторов, а двухмиллионная отметка была пройдена в 1980-х годах. Однако распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис 19 в.90-е годы в России сильно ударили по заводу. Приватизированная уже в 1992 году, продажи упали всего до 3000 (из запланированных 80 000) в 1998 году. В 2000-х компания была разделена на несколько предприятий, одно производило военную технику (например, легкие танки), другое все еще производило (гусеничные) тракторы, и еще детали машин.
Сегодня завод работает в меньших масштабах, а некоторые его части заброшены или снесены. Однако главный портал с мозаикой и мемориалы перед ним остаются на месте.
Что есть на что посмотреть: Немного, но достаточно, чтобы поездка на трамвае сюда из центра Волгограда стоила того.
Главное, что нужно увидеть, это две гигантские мозаики, на которых в типично соцреалистической прославляющей манере изображены мускулистые рабочие, советские символы серпа и молота и, конечно же, тракторы и танки. Справа от главных ворот — гражданская версия (с тракторами и рабочими), слева — военная (с солдатами и танком). Они настолько хороши, насколько это типичная советская форма искусства.
На большой, ныне почти пустой площади перед парадным порталом стоят два мемориала. Во-первых, на постаменте стоит один из тех танков Т-34, которые всегда сигнализируют о том, что вы находитесь в бывшем Восточном блоке (таких военных мемориалов с Т-34 должны быть буквально тысячи).
Другой памятник здесь — высокий постамент со статуей Феликса Дзержинского наверху, козлинобородого ур-чекиста, чье имя завод носил до 19 века.
Эти главные ворота украшает еще больше советских табличек, символов и лозунгов. Но вы не можете войти. Лучшее, что вы можете получить, это заглянуть через решетку в одном месте, через которое вы увидите ряд тракторов на открытом воздухе за воротами, рядом с каким-то стальным памятником.
На территории, по-видимому, есть небольшой музей о заводе и его роли в Сталинградской битве, но его можно посетить только по предварительной записи. Я где-то читал, что некоторые туроператоры, предлагающие более длинные маршруты на сталинградскую тематику, включают это в свои программы (попробуйте, например, «Три кита» — см.
Волгоград и Горки Ленинские). Но я не видел, поэтому не могу прокомментировать.Вот в принципе и все, кроме небольшого памятника солдату у входа в большой торговый центр между трамвайной остановкой и заводскими воротами. Он состоит из единственной каменной статуи солдата с автоматом и мраморного панно у его ног, на котором написано что-то вроде: «Защитникам города — благодарным тракторостроителям».
Местонахождение: на крайнем севере Волгограда, в районе имени завода, примерно в 8 милях (13 км) от центра города.
Расположение карт Google: [48.8023, 44.6058]
Доступ и стоимость: долгая (но несложная) поездка на трамвае из центра; бесплатно.
Деталей: Чтобы добраться до тракторного завода, сядьте на «метротрам» линии СТ, который проходит от самого центра по проспекту Ленина до конечной остановки Вгтз/Вгтз (что означает Волгоградский тракторный завод), где трамвай проходит петлю, прежде чем отправиться обратно. От конечной остановки идите вперед мимо большого торгового центра. Менее чем через полмили (600 метров) вы окажетесь у ворот завода и большой площади перед ними.
На площадь можно попасть в любое время суток, но вам явно захочется побывать здесь в светлое время суток. В музей на заводе можно попасть только по предварительной договоренности (что, по-видимому, иногда делают туроператоры в рамках своих маршрутов). Вы не можете войти самостоятельно, насколько я могу судить. И я понятия не имею, сколько будет стоить посещение отдельно.
Затраченное время: Около десяти-пятнадцати минут на месте (больше, если вы сможете попасть в музей), но около получаса на трамвае в каждую сторону, чтобы добраться туда и вернуться в центр.
Комбинации с другими темными направлениями: вообще см. под Волгоградом.
Лучшее сочетание с точки зрения логистики — это Мамаев курган, трамвайная остановка которого находится на пути между центром и тракторным заводом.
По пути вы также проедете мимо двух других крупных промышленных предприятий севера Волгограда, металлургического комбината «Красный Октябрь» и завода по производству оружия и боеприпасов «Баррикады».
Дальше на север, на самой окраине Волгограда, находится еще один промышленный объект, который некоторым может показаться интересным: огромная гидроэлектростанция и плотина, образующая длинное озеро между Волгоградом и Саратовом. До плотины либо долго идти пешком (более часа), либо придется добираться на автобусе, маршрутке или такси.
Комбинации с не темными направлениями: Здесь ничего нет, возвращайтесь в центр Волгограда.
4 артиллерия?
Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка
ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ
Артиллерия — это класс тяжелого армейского оружия дальнего боя, стреляющего боеприпасами далеко за пределы дальности и мощности огнестрельного оружия пехоты. Раннее развитие артиллерии было сосредоточено на способности пробивать оборонительные стены и укрепления во время осады и привело к созданию тяжелых и довольно неподвижных осадных машин. По мере совершенствования технологий для использования на поле боя разрабатывались более легкие и мобильные орудия полевой артиллерии. Это развитие продолжается и сегодня; Современные самоходные артиллерийские машины представляют собой высокомобильное и универсальное оружие, обычно обеспечивающее наибольшую долю общей огневой мощи армии. [ ссылка необходима ]
Солдаты Королевской артиллерии стреляют из 105-мм легких гаубиц во время учений (2013 г.)Первоначально слово «артиллерия» относилось к любой группе солдат, в основном вооруженных каким-либо промышленным оружием или броней. С момента появления пороха и пушек «артиллерия» в основном означала пушки, а в современном использовании обычно относится к артиллерийским орудиям, гаубицам и минометам (вместе именуемым ствольная артиллерия , 9).0210 пушечной артиллерии , пушечной артиллерии , или, по-простому, ствольной артиллерии ), и реактивной артиллерии. В просторечии слово «артиллерия» часто используется для обозначения отдельных устройств вместе с их принадлежностями и приспособлениями, хотя эти сборки правильнее называть «оборудованием». Однако общепризнанного общего термина для орудия, гаубицы, миномета и т. д. не существует: в Соединенных Штатах используется «артиллерийская часть», но в большинстве англоязычных армий используются «пушка» и «миномет». Выпущенные снаряды обычно бывают либо «выстреленными» (если они цельные), либо «снарядами» (если они не твердые). Исторически также использовались варианты цельной дроби, включая канистру, цепную дробь и картечь. «Снаряд» — это широко используемый общий термин для снаряда, который является составной частью боеприпасов.
По ассоциации артиллерия может также относиться к роду войск, который обычно использует такие двигатели. В ряде армий в состав артиллерии входили полевая, береговая, зенитная и противотанковая артиллерия; в других это были отдельные роды войск, а у некоторых стран прибрежная зона находилась в ведении военно-морского или морского флота.
В 20-м веке для захвата целей, в первую очередь для артиллерии, появились основанные на технологиях устройства обнаружения целей (такие как радар) и системы (такие как звуковая дальность и световое пятно). Обычно они управляются одним или несколькими артиллерийскими орудиями. Широкое распространение огня с закрытых позиций в начале 20 века привело к необходимости получения специальных данных для полевой артиллерии, в частности геодезических и метеорологических, а в некоторых армиях их предоставление входит в обязанности артиллерийского подразделения.