1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов «Сталинец-60» (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор «Катерпиллар-60» одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.
А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65.
«1. Двигатель и трактор в целом работоспособны и надежны в длительной эксплуатации.
2. По своей экономичности дизель М-17 не уступает лучшим заграничным образцам.
3.
Общий вид трактора С-65 |
Эти строки из акта испытаний трех экспериментальных советских тракторов «Сталинец»-65 с дизелем М-17, подписанного представителями НАТИ, Наркомзема и Челябинского тракторного завода, означали, что громадная работа, проделанная конструкторами, технологами, исследователями, завершилась успешно. Благоприятный исход испытаний, проводившихся с 1 августа по 23 ноября 1936 года в Жердевской МТС Воронежской области, позволил Советскому Союзу первому в мире приступить к массовому производству дизельных тракторов.
Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.
п.д. и ряд других достоинств. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить эти выгоды, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которая должна изготовляться поистине с ювелирной точностью. Ведь каждый цикл за 0,002-0,005 с под давлением около 100 атм в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 г топлива. Чтобы сделать это, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен быть от 60 до 90 мк, а точность ее изготовления составить доли микрона.Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами «Даймлер-Бенц» и «МАН» в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе.
По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс — испытание дизелей. Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.
Трактор С-65 буксирует повреждённый танк Т-34-85. Осень 1944 г. |
В конце января 1935 года, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, Г. Орджоникидзе говорил о необходимости в кратчайший срок перевести тракторы ЧТЗ на дизели. В начале апреля на ЧТЗ состоялось техническое совещание, образовавшее дизельную комиссию. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ — А. Лебедев.
Группа работников ЧТЗ — Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой «Катерпиллер» о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск «Катерпиллеров», и это, конечно, очень беспокоило Хайкока.
В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи.
Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся «потомком» моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода.
Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч.
Модель | С-60 | С-65 |
---|---|---|
1933 | 1937 | |
2 | 2 | |
9520 | 11200 | |
~ до 10 | ~ до 10 | |
длина ширина высота высота с тентом клиренс | 4,09 2,395 2,77 0,405 | 4,086 2,416 2,803 0,405 |
карбюраторный, | 60 л. с. (44,2 кВт) дизельный, | 65 л.с.(47,8 кВт) |
3,0…5,9 | вперёд — 3,6…6,97 | назад — 2,5 |
Запас топлива, л лигроин/диз.топ. петрол (для старта двигателя) | 309 16 | 300 7,5 |
69100 | 37626 | |
Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость движения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки.
Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля — коксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня в 3 ч 15 мин ожил вновь — с него сошел первый дизельный трактор С-65. То, чего так боялся мистер Хайкок, произошло в феврале 1938 года — первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя 20 лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.
Также отметим ещё одну версию «Сталинцев» — газогенераторную. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым — сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65.
После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.
Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из с/х. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях очень часто можно встретить «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые использовали их для бускировки орудий средних и крупных калибров.
Л. Евсеев «Первый дизельный». (Техника-молодёжи №4, 1975 г.) Л.Евсеев «Советский газогенераторный». (Техника-молодёжи №10, 1975 г.) Е.Прочко «Артиллерийские тягачи Красной Армии» («Бронеколлекция» №3, 2002 г.) Галерея автомотостарины |
У этого термина существуют и другие значения, см. Сталинец.
С-65 | |
---|---|
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 10,85 |
Расположение | |
Кабина: | открытая |
Двигатель: | переднее |
Основные размеры | |
Двигатель | |
Марка двигателя | М-17 |
Мощность, л. с. (кВт) | 65 (47,8) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 года. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире[1].
Содержание
|
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.[источник не указан 1107 дней]
В Самарском Филиале Российского Государственного Архива Научно-Технической Документации имеются документы по проектированию тракторов: «Сталинец-2», «Сталинец-60», «Сталинец-65», «Сталинец СГ-65», «Сталинец-80», «С-80-Н», «С-100», «С-100-БГС-1», «С-100-Гп» («Проекты тракторов, разработанные Челябинским ордена Кутузова 1 степени, ордена Красной Звезды тракторным заводом (ЧТЗ)». Фонд Р-684, ед.хр.165, 1933—1963).
В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
Сталинец-65 (С-65) Советский тяжелый тягач
С65 Буксировка тяжелой гаубицы
С-65) — модель трактора, выпускавшаяся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии указывают на мощность нового дизеля М-17.15 октября 1930 года ЦК издает постановление о введении в автопарк страны дизельных двигателей. В 1934 Наркомат тяжелой промышленности организовал международный конкурс – испытания дизелей, в котором приняли участие 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции… Испытания под председательством советского моторостроителя профессора Н. Брилинг проходил с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. В итоге выбрали американскую модель от Caterpillar. Накопленный советскими специалистами опыт позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 г. Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость скорейшего перевода тракторов ЧТЗ на дизельные двигатели. Преимущества дизеля перед бензиновыми двигателями были очевидны — дешевое топливо, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было принято решение начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизельного двигателя было начато еще в феврале.
15 июля собран дизельный двигатель М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, а 14 августа опытный образец дизельного тягача С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, помимо дизельного топлива мог работать и на смеси автола с керосином, и запускался со стартовых 20- бензиновый двигатель лошадиных сил. Конструкторы не вносили больших изменений в сам трактор, ведь одним из требований к новому М-17 было обеспечение установки на С-60 дизельного двигателя без серьезных переделок. Изменены: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), увеличено передаточное число, гусеницы — для лучшей развесовки, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь располагался за двигателем, который сверху закрывался капотом. В целом результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить поводом для затягивания текущей подготовки серийного производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представили на утверждение. В марте завод выпустил последние С-60, конвейер простаивал более двух месяцев, и, после переоборудования, 20 июня в 15:15 с него сошел первый дизельный тягач С-65. В феврале 1938 года на экспорт была отправлена первая партия из 60 С-65.
С-65 было суждено стать первым советским серийным дизельным трактором. Утверждения о том, что он стал первым серийным дизельным трактором в мире, не соответствуют действительности — немецкий Benz-Sendling S6 (выпущено более тысячи экземпляров) пошел в серию еще в 1923.
С-65 предназначена для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны из-за потерь первого периода большая часть тракторов была выведена из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки мощных орудий. Надо сказать, что во время войны большое количество тягачей досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий среднего и крупного калибра.
Похожие товары:Featured2, Hot, News, Vehicle, WW2 – The Militaria Shop
Оригинальные гусеницы артиллерийского тягача С-65 «Сталинец» российской армии времен Второй мировой войны
Хорошая неочищенная реликвия.
У нас всегда в наличии огромное количество гусениц для танков и в каждом случае мы не занимаемся чисткой, а просто продаем их в том виде, в каком мы их получили.
Политика доставки основана на весе каждого товара, и комбинированная доставка не проблема.
Объяснение информации о доставке
Доставка по Великобритании
Товары будут отправлены Королевской почтой 1-м/2-м классом или курьером в течение 2-5 дней в зависимости от размера товара.
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами доставки товара для получения более подробной информации. Мы всегда стараемся отправить на следующий рабочий день, где это возможно.
Международные перевозки
Royal Mail Economy и Standard не полностью отслеживаются, поэтому ничего не будет отображаться при отслеживании до доставки.
International Tracked — это полностью гусеничная служба доставки от двери до двери.
Royal Mail Economy
Европа — от 2 до 4 недель
Северная Америка — от 2 до 6 недель
Южная Америка, Африка и Азия — от 2 до 8 недель
Австралия и Новая Зеландия — от 2 до 70 00
3
3
3 Международный стандарт Королевской почты
Европа — от 1 до 4 недель
Северная Америка — от 2 до 4 недель
Южная Америка, Африка и Азия — от 2 до 6 недель
Австралия и Новая Зеландия — от 2 до 6 недель
Royal Mail International Tracked
3
Европа — от 1 до 2 недель
Северная Америка — от 1 до 3 недель
Южная Америка, Африка и Азия — от 2 до 4 недель
Австралия и Новая Зеландия — от 2 до 4 недель
International Express Courier
Весь мир — 2 -5 дней в среднем.
Крупногабаритные и тяжелые отправления
Для более крупных отправлений, требующих доставки курьером, существуют разные международные службы, но все они полностью отслеживаются, и большинство из них доставляются в течение 3–10 дней.
Если вам нужна более подробная информация, пожалуйста, отправьте нам сообщение.
Условия продажи
Большинство предметов коллекционирования, одежды и обуви, которые мы продаем, являются винтажными и бывшими в употреблении, а не новыми. Мы не можем гарантировать, что товар будет точного размера или подойдет, но мы сделаем все возможное, чтобы описать все точно и оперативно ответить на любые вопросы. Все без исключения наши товары продаются как памятные предметы для демонстрации или коллекции, и из-за этого предмет может не выдержать современного использования и носки.
Мы отправляем все товары хорошо упакованными, чтобы избежать повреждений, и мы предлагаем различные виды почтовых услуг, если вы хотите застраховать свой товар.