Любимым часто присваивают прозвища и прикольные имена. Это в полной мере относится и к сельскохозяйственной технике. Сейчас клички тракторов не так распространены, модели импортного производства массово наводнили поля. Совсем другое дело — тракторы СССР. В то время стальных помощников для колхозов и совхозов страна производила самостоятельно и в полном объеме.
Конструктив советских раритетов был настолько надежным, что тракторы работали на полях по 30 и более лет до тех пор, пока буквально не начинали разваливаться. Бесподобные в своем роде, порой несуразные по дизайну наши любимые тракторы-колхозники верой и правдой служили Отечеству на протяжении десятилетий. Конечно же, трактористы присваивали стальным помощникам прозвища, которые помнят в народе по сей день.
По аналогии с названиями советских улиц из песни, про любимые тракторы можно спеть так: «Проеду на Скворечнике, усядусь в Молдованина, на Сорокане культовом я постою в тени». Предлагаем изучить ТОП-10 самых метких прозвищ популярных советских тракторов. Ведь проявлять любовь к технике — это давать своим любимцам интересные имена и читать о них статьи на «ГлавПахарь».
Фото: bfauto.ru
Трактор Сталинец
Трактор Т-40 выпускался на Липецком тракторном заводе с 1961 по 1995 годы и был верным колхозным и совхозным тружеником и более 34 лет в полноприводной (Т-40А) и заднеприводной модификациях.
В первых моделях моторы были четырехцилиндровые четырехтактные воздушного охлаждения Д-37 или Д-144 Владимирского тракторного завода (37 и 50 л. с.). Запускались они бензиновым «пускачем» ПДВ или электростартером.
Фото: m.auto.ru
Т-40 — один из лучших тракторов 20 века
Выгодным плюсом Т-40 стала агрегатная совместимость с навесными и прицепными машинами для Т-25 и «Белорусов». Это обеспечило широкое применение трактора на всей территории Союза. Несмотря на проблемы с охлаждением, двигатель считается одним из самых надежных.
Некоторые блогеры присвоили стальному ветерану Т-40 почетное звание «Лучший трактор 20 века». В ходе испытаний 1970 года он показал себя как один из лучших по надежности, а на международных выставках в СССР и Германии модификация Т-40А удостаивалась ряда высших наград. Жаль, что Липецкий завод постигла печальная участь многих отечественных предприятий. В 2008-ом ЛТЗ, который экспортировал тракторы в 30 стран мира, признали банкротом и ликвидировали.
Всего пополнили советские машинно-тракторные парки почти 1 миллион 200 тысяч подобных машин. Трактор все еще можно купить в удовлетворительном состоянии. В связи с широким охватом сельхозаудитории прозвищ у трактора было немало. В основном они были связаны с названием, а самыми распространёнными стали Сороковка и Сорокан.
Конструкцию известного трактора Т-70 разрабатывали специалисты трех ведущих тракторных заводов, а выпускался он с 1974 года на Кишиневском тракторном заводе. В основном был задействован на возделывании сахарной свеклы и виноградниках в южных регионах страны.
Фото: tostpost.com
Универсальный гусеничный трактор Т-70
За основу инженерной разработки был взят известный МТЗ-80. В процессе модификации колесный движитель заменен на гусеничный, инженеры также избавились от устаревших деталей, установили четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-241Л с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением мощностью 72 л.с. Запуск в работу основного двигателя производился с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером.
Самая интересная информация, которую удалось нарыть на просторах Интернета об этом тракторе, касается вовсе не сельскохозяйственных работ в поле. Именно Т-70 выпала честь войти в состав экспедиции, отправленной на Северный полюс Земли в 1978-1980 годах.
Сейчас машины больше не производятся, но на полях все еще работают тракторы с большим пробегом, надежная конструкция которых позволяет заслуженным ветеранам свекольных полей и виноградников оставаться в строю.
По названию региона выпуска трактор часто величали Молдаванином. Машина выделяется несуразным необычным дизайном, что породило такие прозвища, как Телевизор, Скворечник, Луноход, Ларек и Киоск.
Всенародными любимцами стали и тракторы ЮМЗ-6. Производителем машин был Южный машиностроительный завод, который теперь находится на территории Украины, позже переориентированный на выпуск продукции оборонно-космического назначения.
Фото: upload.wikimedia.org
Трактор ЮМЗ-6 в поле
Днем рождения трактора ЮМЗ-6 считается 1966 год, когда с конвейера сошел первый экземпляр. С 1970 по 2001 год выпускались модели в нескольких модификациях. Трактор был разработан на базе МТЗ-5, поэтому имел многие черты своего прародителя. В него устанавливались четырехтактные моторы без турбонаддува Д-65 и Д242-71 (60 и 62 л.с.) соответственно.
Тракторы ЮМЗ-6 сходили с конвейера на протяжении более чем 30 лет. За это время сборочные цеха завода покинули более 2 миллионов экземпляров. Наиболее крепкие все еще трудятся на полях. Механизаторы ласково называли тракторы Юмзиками или Юмазами, а за характерное расположение грейферной или экскаваторной навески — Индюками или Петушками.
Гусеничные тракторы Т-4 и Т-4А с частичной модернизацией выпускал Алтайский тракторный завод с 1964 по 1998 годы. В Т-4 устанавливался двигатель 110 л.с., а в Т-4А и — 130 л.с. Запуск двигателя производился пусковым двухтактным бензиновым ПД-10У мощностью в 10 л.с., который запускался электростартером бортовой аккумуляторной батареи или раскручиванием маховика кожаным шнуром.
Фото: old.amic.ru
Трактор Т-4 1966 года выпуска
Т-4 работали на полях целинных районов Казахстана и Сибири. Использовался в основном в весенне-летний период. Тяговитым машинам по плечу была пахота тяжёлых орошаемых почв в агрегате с 4-ех и 6-корпусными плугами, боронование зяби, посев зерновых и вспашка зяби.
Недостатков у Т-4 было немало: шумный двигатель, низкая скорость, полужесткая подвеска, ненадежные гусеницы, неудобства в обслуживании и ремонте. Возможно, поэтому он получил не очень благозвучное прозвище Утюг.
Однако большинство механизаторов, которым довелось работать на некомфортном тракторе Алтаец, вспоминают о нем с теплотой. «Мы любили Т-4, а другие механизаторы, которые пахали на ДТ-75, нам завидовали. Трактор пахал с 6-корпусным плугом ПЛП-6-35, работал со сцепкой культиваторов. При правильном обслуживании это был поле незаменимый помощник в поле».
«Нишу, которую занимал этот трактор, до сих пор не могут занять современные тракторы, — отмечает Алексей Свечников, — Меня, как бывшего агронома, буквально коробит, когда ранневесеннее боронование почвы проводят колесными тракторами. И установка дополнительных колес проблему не решает, зато повышает расход топлива».
При подготовке материала удалось найти интересное прозвище модифицированной модели этого легендарного советского трактора. Модернизированный трактор Т-404 был назван «Внуком алтайского утюга».
Трактор Т150, а точнее, его колесная версия Т150К, «родился» в 1971 году в стенах Харьковского тракторного завода. Он является модернизацией известного Т-125, который имел оригинальную конструкцию, разработанную Александром Сошниковым. Эффективность нового трактора по сравнению с Т-74 на пахоте и сельхозработах общего назначения выросла вдвое.
Фото: auto-poltava.com
Трактор ХТЗ150 с двигателем ЯМЗ 236
Трактор выпускается более сорока лет, прошел несколько модернизаций и сходит с конвейера по сей день. Называли трактор Т150 Тестик, Лягушка (из-за цвета), а также расшифровывали аббревиатуру ХТЗ как «Хрен, товарищ, заработаешь». Было и еще одно несколько обидное прозвище — Недоносок, намекающее на то, что машина внешне схожа с легендарным «Кировцем», но уступает ему по некоторым параметрам.
Трактор был популярен не только в СССР. В 1979 году он успешно прошел испытания на международном полигоне университета штата Небраска. С 1976 по 1990 годы Т-150К и Т-150 экспортировалась в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки. С 1973 по 1977 годы трактор Т-150К получил пять золотых наград на международных выставках.
Продолжение темы читайте в ближайших номерах «ГлавПахаря». Расскажем о прозвищах и интересных моментах истории легендарных тракторов Т-16, КД-35, Т-25, ДТ-75 и К-700.
#5e4cf4045335011c8b766856 #5f686de38049326de4431de0 #609858c663ecb00ec50401bf #5e4ba0115335011c8b766829 #5e4e2d27f62ea27578a8fad3 #623dbd4bfc3c42001e88ac9f #623dbd42fc3c42001e88ac77 #623dbd38fc3c42001e88ac6c #623dbd2efc3c42001e88ac61 #623dbd1afc3c42001e88ac50 #5e4fbf019c2e7259fd650257 #620227954dff8b001ed0a631
Содержание
Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.
В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.
Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.
Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:
Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.
Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.
Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.
В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.
В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.
Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.
В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.
Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.
Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:
Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.
В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:
Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.
Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.
Технические характеристики трактора:
Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.
Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.
В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.
В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:
В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.
Техника данного вида представлена следующими моделями.
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
Технические характеристики трактора Коммунар:
В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.
Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.
С 1963 по 1977 гусеничный трактор выпускался Челябинским тракторным заводом и имел большой модельный ряд. Был оборудован 4х-тактным двигателем Д-108, работающим на дизельном топливе. Кабина отличалась повышенной комфортностью за счет мягкого сиденья и вентиляции салона.
Первая модель была спроектирована для использования в составе бульдозера ДЗ-53, который имел канатную систему для управления навесного оборудования. В дальнейших модификациях система была заменена на гидравлику. Промышленный трактор использовался на стройках как шасси для подъёмного крана, трубоукладчика, свайного копра; в сельскохозяйственной отрасли популярностью не пользовался из-за малой скорости.
Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.
Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.
Бульдозер – это гусеничный или колесный трактор либо тягач, оснащенный навесным оборудованием, называемым отвалом. Служит для послойного копания почвы или перемещения полезных ископаемых, строительных и прочих материалов. В СССР выпускались бульдозеры, базирующиеся, в основном, на гусеничных тракторах. Вот некоторые из них:
Отдельного упоминания заслуживает Т-800 – самый большой бульдозер, который начали выпускать с 1983 года на ЧТЗ. Основной целью его создания являлась добыча алмазов в Якутии.
Создание единого тракторного хозяйства СССР началось с момента подписания В. И. Лениным Декрета «Об едином тракторном хозяйстве» в 1920 году. Машиностроительные заводы стали серийно выпускать тракторы различного назначения; а также начинается строительство тракторных заводов.
Список переквалифицированных и профильных заводов:
Посмотреть промышленные машины и легкую сельхозтехнику, выпускаемую в советское время можно в Чебоксарском «Музее истории трактора», который открыл свои двери 1 января 2017 года.
Количество представленных здесь моделей превышает 50 тракторов различного назначения, в их числе не только спроектированные в СССР, но и машины зарубежных марок. В коллекции музея есть 600 миниатюрных моделей: старинные тракторы с реальными фото, названиями и подробным описанием. А сколько старой литературы по тракторостроению хранится в огромной библиотеке. В ней вы найдете как конструкторские разработки первого трактора с карбюраторным двигателем СТЗ-15/30 далекого 1930 года; так и новейшие изобретения, вплоть до 2015 года.
А есть у нас любители истории из Чебоксар? Уже побывали в Музее истории трактора?
Полезной была информация о колесных и гусеничных тракторах СССР?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Изобретатель : Уильям Говард
Страна : Англия
Время изобретения : 1850
Трактор является универсальной машиной, предназначенной для перемещения и управления различными сельскохозяйственными механизмами, навесными к нему. Отсюда видно, что функции трактора двояки: во-первых, он работает как трактор, во-вторых, как привод, что позволяет использовать его при выполнении самых разнообразных сельскохозяйственных работ.
Преимущества трактора очевидны — скорость, экономия времени, производительность. Поэтому его появление произвело революцию в сельском хозяйстве, может быть, самую важную с момента его появления. С этого времени механическая тяга стала постепенно вытеснять мускульную силу животных из сельскохозяйственного производства.
Первыми тракторами были паровые тракторы. Еще в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты паровую машину (локомобиль). Изобретение получило широкое распространение, а паровые плуги получили широкое распространение во второй половине XIX в.
Первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, разработанные инженерами Чарльзом У. Хартом и Чарльзом Парром, были собраны в США в 1901 году. Их появление было встречено с восторгом, и американские фермеры возлагали на них большие надежды. Но быстро пришло разочарование, так как тракторы из-за своего огромного веса больше разрушали почву, чем помогали ее обрабатывать. Они также были слишком велики для средней фермы. В ходе их эксплуатации было обнаружено множество конструктивных недостатков. Тракторы часто ломались, а их ремонт требовал много времени и затрат.
Однако постепенно эти машины совершенствовались. В 1907 году на рынок вышли полнофункциональные тракторы. Их масса, размеры и мощность уменьшились, но повысилась надежность, что сделало использование трактора удобным для среднего хозяйства. Была создана сеть ремонтных мастерских, налажено производство запчастей, благодаря чему за несколько лет было преодолено негативное отношение фермеров к этой машине, и в Америке стало развиваться тракторостроение.
В 1920 в США было продано около 200 тыс. тракторов различных конструкций. В 1912 году компания Holt впервые начала производить гусеничные тракторы.Вскоре трактор взял на себя около 80-90% всех пахотных работ в хозяйстве. Кроме того, тракторный двигатель использовался для привода различных сельскохозяйственных машин (для этого его снабжали специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы. Трактор также взял на себя около половины уборочных работ. В дальнейшем, благодаря созданию различных прицепных машин, область применения трактора расширилась в несколько раз.
В России первая заявка на «экипаж с движущимися гусеницами», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русскими крестьянином, впоследствии штабс-ротмистром русской армии Дмитрием Загряжским. Вот как он описывал свое изобретение: «Возле каждого обыкновенного колеса, на котором катится повозка, стоит железная цепь, натянутая шестигранными колесами впереди обыкновенного. Стороны шестигранных колес равны звеньям цепи; эти цепи заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 г.).
Первый русский паровой гусеничный трактор был построен крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым, уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии, в 1879 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами». для перевозки грузов по шоссе и проселочным дорогам». Строительство опытного образца было завершено Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых размеров тогда еще не существовало, и ее построил сам Федор Абрамович из листового железа и труб, сгоревших под Балаково. Потом сделал такую же вторую машину. Оба они делали сорок оборотов в минуту. Каждый из них контролировался отдельно.
Скорость трактора была такой же, как и скорость быков — три версты в час. Таким образом, аппарат приводился в движение двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. Блинов продемонстрировал ее в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор не стал востребован ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.
В России только советское правительство после 1917 оценил значение тракторов для страны, выделив деньги на постройку тракторов в тяжелые годы интервенции для страны. С 1918 г. по указанию В.И. Ленин готовит производство по выпуску тракторов. В 1919 году изобретатель Я.В. Мамин создал трактор «Гном» с масляным двигателем мощностью 11,8 кВт.
Производство тракторов имело настолько важное значение, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 трактора «Коломенец-1» конструкции Е.Д. Львов. В 1922-1923 годах под руководством инженера Л. А. Унгера был создан трактор «Запорожец». В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе начал выпускаться трактор «Коммунар» (копия немецкого трактора Hanomag WD Z 50).
В 1924 году налажено производство тракторов «Карлик» конструкции Я.В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л.с.), в двух вариантах: тракторный «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и задним ходом). с 19С 24 по 1932 г. ленинградский завод «Красный Путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. этот завод стал выпускать трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. Универсал стал первым отечественным трактором, экспортированным за границу.
Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались сравнительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли История отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов.
На валюту, полученную от продажи зерна, с помощью американских и европейских инженеров и поставки оборудования нескольких сотен иностранных фирм были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г.
За десять предвоенных лет отечественная промышленность выпустила около 700 тысяч тракторов для сельского хозяйства. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. Благодаря этим успехам в планомерном развитии хозяйства отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупномеханизированное.
В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре.
Первые советские пятилетки прошли с ошеломляющим успехом. Сельское хозяйство было одним из основных элементов. В то же время в СССР огромными темпами развивалось советское производство, в частности, создавались и выпускались современные тракторы, так необходимые развивающемуся сельскому хозяйству.
Но какими они были?Трактор колесный «Универсал 2»
Универсальные тракторы выпускались с 1934 по 1940 год на ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Автомобили первых серий «Универсал-1» и «Универсал-2» отличались конструкцией переднего моста. У У-1 передние колеса были смещены к центру, у У-2 они были разнесены на балке передней оси. Соответственно, трактор имел дополнительные рулевые тяги. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссия с тремя передачами переднего хода и одной задней. Диапазон рабочих скоростей трактора У-2 составлял от 3,9до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно «Универсал-2» стал первым советским трактором, поступившим на экспорт. Общее количество выпущенных универсалов составляет 211500 единиц.
Трактор колесный СХТЗ-15/30
Самый массовый советский колесный трактор первой половины 20 века, выпущено 390 500 экз. Выпускался на Сталинградском тракторном заводе (с 1930 г.) и Харьковском тракторном заводе (с 1931 г.) до 1937 г., а в послевоенное время (1948-1950) на Московском авторемонтном заводе. В основу конструкции положен один из лучших колесных тракторов того времени McCormick-Deering 15/30 американской компании International Harvester. Керосиновый 4-цилиндровый двигатель выдавал мощность 31,5 л.с. и позволял работать в диапазоне скоростей от 3,4 до 7,4 км/ч. Эксплуатационная масса трактора 3000 кг.
Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ)
После прекращения производства трактора колесного СХТЗ-15/30 в 1937 Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничного трактора СТЗ-3. Это был первый серийный трактор, конструкция которого была полностью разработана советскими инженерами. Трактор имел клепаную раму, ходовую часть из четырех тележек с балансирной подвеской на винтовых рессорах и полузакрытую кабину. Четырехцилиндровый керосиновый двигатель с водяным охлаждением выдавал мощность 52 л. с. на валу и 46 л.с. на ведущем шкиве . Масса трактора составляла 3800 кг. После эвакуации Харьковского завода в город Рубцовск СТЗ-3 также выпускался на Алтайском тракторном заводе (с 1942 по 1952 г.). В Сталинграде и Харькове производство СТЗ-3 было свернуто несколько раньше, в 1949 году, когда он уступил место на конвейере трактору ДТ-54. Всего выпущено 191 000 автомобилей.
Гусеничный трактор С-65 Сталинец
Первый советский дизельный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Являлся дальнейшим развитием конструкции С-60 с карбюраторным двигателем. Дизель М-17 развивал мощность 65 л.с. . и позволял трактору полной массой 10850 кг развивать максимальную скорость 6,95 км/ч. Автомобили более поздних выпусков оснащались закрытой кабиной. С началом Великой Отечественной войны большая часть С-65 была выведена для нужд армии и использовалась в качестве артиллерийских тягачей. В немецкой армии трофейные С-65 также использовались для буксировки тяжелого вооружения. Выставленная в Олдтаймер-галерее С-65, при отступлении Красной Армии увязла в одном из болот Псковской области, где и пролежала на глубине 7 метров по сей день. В 2008 году трактор был выведен из болотного плена и сразу же отправился в Шаманский цех на восстановление.
Саратовский крестьянин (25 июля 1831 — 24 июня 1902) с юности отличался необыкновенной природной силой и сообразительностью, живо интересовался техникой, хорошо разбирался в механике, много читал. Будущий слесарь-самоучка родился в семье крепостных старообрядцев в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии. Не сумев получить систематического образования, будущий великий изобретатель самостоятельно пробирался к знаниям своим умом. В самообразовании он видел выход из деревенского мрака и суеверий. Позднее Блинов писал жене и детям:
Я был убежден, что жизнь — главный наставник, но и книги — хорошие учителя. Учитесь, дети мои, в науках неодолимой силы
Федор первым из семьи получил «бесплатно», что позволило ему пополнить ряды вольнонаемных и обеспечить домохозяйства существенной финансовой поддержкой. Однако работа, выбранная Федором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел бурлаком, а потом кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе эти специальности сыграли огромную роль в развитии изобретательского таланта Блинова. Федор начал разработку универсального и полезного приспособления для бурлачного дела. В 1877 году, вернувшись в Никольское, он сделал «вагон» для гусеницы, напоминающий железнодорожный вагон с деревянным кузовом. В 1878 году в Департамент торговли и мануфактур было подано прошение о выдаче «привилегии» Блинову (патент) на изобретение первого в России гусеничного трактора , то есть выдан 20 сентября 1879 г. Вступительная часть гласила:
«Привилегия, выданная Департаментом Торговли в 1879 г. крестьянину Федору Блинову , за специальное устройство вагона с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…»
С 1881 года Блинов начал строительство самоходной гусеничной машины, которая была построена через 7 лет , 1888 г. Он имел устройство, похожее на карету, в которой устанавливалась паровая машина мощностью 12 л.с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/ч). «Самоход» Блинова экспонировался на российских промышленных выставках, в 1889 г.он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке.
Федор Абрамович умер и похоронен в Балаково. Дело Блинова продолжил Яков Мамин, став пионером тракторных дизелей.
Тракторы СССР были первыми машинами, производству которых придавалось большое значение. В колхозы поставлялась спецтехника, задачей которой было выполнение продовольственной программы. Первые тракторы обеспечивали высокую производительность сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.
В начале 1920-х годов на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде было начато производство российского трактора. Основой конструкции советского автомобиля послужила американская модель, которая пользуется повышенным спросом за рубежом. Поэтому Fordson является прообразом последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось в кратчайшие сроки усовершенствовать зарубежную модель.
Автомобиль был бескаркасным, с поперечно расположенным 4-цилиндровым двигателем. В качестве топлива использовалась сырая нефть. Весил около 2 тонн, развивал скорость до 3 км/ч. Он использовался в основном для сельскохозяйственных работ и для перевозки грузов. Это было началом массового производства колесных тракторов.
Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 году. Это была универсальная машина, которая была востребована колхозами и промышленными предприятиями. Советские тракторы во многом определили успех первых пятилеток, задачей которых было поднять народное хозяйство. Все модели спецтехники использовались для выполнения широкого спектра работ:
Минитракторы выпускались небольшими партиями, так как их конструкция постоянно совершенствовалась.
С 1923 года в течение 6 лет на тракторном заводе в Коломне осуществлялся выпуск тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могула. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов иностранной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ей более высокую скорость.
Коломенская модель имела рамную раму, оснащалась двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. от. Силовую установку разместили вертикально, радиатор системы охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 автомобилей этой модели.
В 1923 году на заводе «Красный прогресс» было запущено производство тракторов «Запорожец». Это была облегченная модель, специально разработанная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная черта машины в том, что она была изготовлена из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось нагреть головку зажигания. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.
В начале 20-х годов прошлого века талантливый русский изобретатель Я.В. Мамин разработал два трактора — «Гном» и «Гном». В отличие от зарубежных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию «Гнома» входил уникальный одноцилиндровый двигатель высокой степени сжатия, изобретенный Маминым.
Несмотря на небольшой вес (до 1,4 т) и малую мощность 12 л. с., карлик обладал большей тяговой силой, чем иностранные тягачи, и превосходил по этому показателю даже американский «Фордзон». Все это обеспечило высокий спрос на эту модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал «Гномов 1».
В 1924 году завод «Красный Путиловец» начал выпуск трактора «Фордзон-Путиловец». Правительство решило выпускать автомобили на базе американской модели Ford Zone, но адаптированные для российских условий. Таким образом, они сократили время, необходимое для разработки отечественной модели.
Фордзон-Путиловец стал базой для всей колесной спецтехники. Автомобиль оснащался четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. Впереди вертикально был установлен двигатель. Сиденье оператора располагалось над задней осью.
Особенность модели в том, что она имеет безрамочный дизайн. Этот прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом, мы добились ряда преимуществ:
Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа мощностью 20 л.с. от. Автомобиль управлялся коробкой передач с тремя передачами: двумя вперед и одной назад.
В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде начался выпуск мощного по тем временам трактора «Универсал». Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Американский Farmall послужил прототипом. Но в процессе разработки российского автомобиля иностранный дизайн был настолько изменен, что Универсал считается самостоятельной моделью. Причем одновременно были спроектированы сразу две его модификации, а через некоторое время третья и четвертая:
Характеристики трактора «Универсал» позволяли использовать его как тяговое оборудование. В середине 30-х эти машины выпускались сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.
Т-150 производства Харьковского и Минского тракторных заводов стал самой мощной и быстрой сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. К разработке этой техники были привлечены ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решили задачу массовой поставки модернизированной спецтехники взамен устаревших моделей.
Характеристики трактора:
Автомобиль комплектовался бензиновым шестицилиндровым турбированным двигателем СМД-60, который запускался электростартером. Начиная с 1971 года более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Рама полурамная, коробка передач механического типа.
С середины 60-х годов прошлого века в России активно ведутся исследования эффективности использования колесных тракторов в сельском хозяйстве.
В результате был сделан вывод, что эксплуатировать машину на гусеничном ходу выгоднее и безопаснее.
В отличие от колесных, они не вызывают сильного уплотнения почвы, что приводит к снижению урожайности на 25%. У гусеничных моделей есть и другие преимущества:
В связи с этим было принято решение о переводе крупнейших в стране тракторостроительных заводов на выпуск машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью оснащены этим видом техники.
Техника данного типа представлена следующими моделями.
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковский тракторный завод) с 1924 по 1931 г. В годы Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяги для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
Технические характеристики трактора Коммунар:
В 50-х годах прошлого века налажен выпуск первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его производством занимались три крупнейших завода страны: Сталинградский, Харьковский и Алтайский. Эта мощная машина использовалась для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, высокое тяговое усилие.
Д-54 оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, имел тяговое усилие 2000 кгс.
Д-75 — специальная машина общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины оснащались дизельными двигателями мощностью 75 л. от. Трактор имеет рамную конструкцию, в исходном варианте оснащался кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
С момента модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевают изменения в сторону повышения комфорта.
Для использования в районах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного пуска двигателя. Конструкция машины позволяет крепить к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это дает возможность использовать трактор в качестве асфальтоукладчика и погрузчика. Таким образом, круг задач, выполняемых спецтехникой, расширен. Он включал в себя буровые, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, их активно используют в самых разных условиях.
В начале мая 1935 года было принято решение о перепрофилировании Харьковского завода на производство гусеничных тракторов. К очередной годовщине этого события мы решили вкратце вспомнить историю тракторной гусеницы.
Казалось бы, что общего у гусеничного трактора и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне часто оказывались в тылу врага, преодолевая казавшиеся непроходимыми болота. Ганнибалу приписывают изобретение «мобильного гати». Воины шли на собственных щитах, подложенных под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно переносились вперед. По сути, был реализован гусеничный принцип, при котором опоры сзади постепенно выдвигаются вперед и снова укладываются под колеса.
А вот первую «гусеницу», напоминающую современную, изобрел, как говорят, француз д’Эрман. Это была бесконечная лента вращающихся роликов, подвижно соединенных полосами на концах. Такая повозка была испытана в 1713 году. Главным ее недостатком была неповоротливость. Кроме того, сама повозка прекрасно преодолевала даже сложные условия бездорожья, а вот «проходимость» людей или животных, приводивших ее в движение, оставалась прежней.
Изобретение Д’Эрмана опередило свое время. Понятно, что все его преимущества можно было реализовать только в самоходном лафете. Нельзя сказать, что идея была совсем забыта. Так, в литературе есть рассказы о попытках создания такого «вездехода», приводимого в движение с помощью рычагов, продетых между нижним и верхним катками. Но отсутствие каких-либо достоверных сведений об успешном (или неудавшемся) применении такого болотохода заставляет думать, что в данном случае речь идет о выдумках, подхваченных другими авторами. Хотя утверждать что-то со стопроцентной уверенностью сложно.
Практически одновременно с появлением первых железных дорог возникла идея создания рельсов, которые можно было бы «возить с собой». Тут-то и вспомнили о бесконечной ленте д’Эрмана. Ровно через сто лет его соотечественник Дюбоше впервые демонстрирует свой «бесконечный рельс», патент на который был получен в 1818 году. На практике можно говорить о создании гусеницы, очень похожей на современную. Наличие «бесконечного рельса» и паровой машины предопределило дальнейшее направление творчества десятков изобретателей. Джон Хиткоут широко известен как изобретатель промышленного ткацкого станка. Но, наверное, именно ему принадлежит честь и создание в 1837 году первого в мире парового гусеничного трактора. Однако управляемость таких машин оставалась проблемой.
Первой конструкцией, в которой удалось решить задачу управления, стал «автомобиль с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» бывшего крестьянина, а впоследствии слесаря и предпринимателя Федора Абрамовича Блинова, уроженца села Никольская Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Для каждой гусеницы он использовал свою паровую машину с отдельным приводом. Это позволяло менять направление движения, регулируя скорость каждой гусеницы. Патент («привилегия») на это изобретение был выдан 20 сентября 1879 г.Министерством торговли и мануфактур. Сам трактор был построен в 1877 году.
Принцип управления гусеничными машинами был изобретен, но реализовать его на практике удалось не сразу. Поэтому многие разработки довольно долго велись по схеме «полуторка». Это был, например, запатентованный еще в феврале 1893 г. трактор, предложенный американским изобретателем Ч. Х. Страттоном.
Все вышеописанные конструкции оказались «мертворожденными» и не нашли практического применения. .. Пожалуй, первым успешно использовавшимся гусеничным трактором стал трактор, разработанный британской фирмой Richard Hornsby & Sons для доставки угля в электростанция на Аляске. Железный монстр весом 40 тонн был оснащен восьмидесятисильной паровой машиной и мог одновременно перевозить 8 прицепов весом 12,5 тонны. За один рейс на электростанцию было доставлено около 60 тонн угля. Кстати, на этом тракторе впервые на практике был использован прототип современного механизма управления. Трактор успешно работал с 1910 к 1927 г.
Но для триумфального прорыва «в мир» гусеничных (и колесных тоже) тракторов пришлось ждать появления относительно надежного двигателя внутреннего сгорания. Одни из первых дизельных тракторов стали выпускать все те же «Ричард Хорнсби и сыновья». А вот в продаже тракторов она не имела большого успеха и основной доход приносила реализация патента на усовершенствованный ременный привод, который приобрел Бенджамин Холт. Кстати, его тягачи тоже какое-то время оставались полугусеничными.
Именно Холт первым заметил сходство «бесконечного рельса» с гусеницей. А компания, появившаяся в августе 1925 года в результате слияния Holt Manufacturing Co. с конкурирующей CL Best Tractor gaz Co., стала называться Caterpillar Tractor Company («Caterpillar» точно переводится как «гусеница»). Кстати, в Советском Союзе «гусеничное тракторостроение» началось с машины С-60, точной копии Caterpillar Sixty.
г. Первым украинским гусеничным трактором стал СХТЗ-НАТИ, разработанный на Харьковском тракторном заводе в тесном сотрудничестве со специалистами Научного автомобильно-тракторного института. Почти полтора десятилетия он оставался основным гусеничным трактором в СССР.
А вершиной отечественного «гусеничного тракторостроения» стал обновленный ХТЗ-181.
Мы понимаем, что за рамками нашего обзора остались десятки интересных дизайнов. Вы не можете объять необъятное. Поэтому для иллюстрации истории создания гусеничных тракторов мы выбрали машины, которые сочли наиболее характерными.
В СССР тракторостроение былоВнимание. Сельское хозяйство нуждалось в быстрой механизации, а собственных заводов в стране не было. Сознавая необходимость повышения производительности труда в деревне, Ленин в 1920 г. подписал соответствующий указ «О едином тракторном хозяйстве». Уже в 1922 г. началось мелкосерийное производство отечественных моделей «Коломенец» и «Запорожец». Первые трактора СССР были технически несовершенны и маломощны, но после двух пятилеток в строительстве профильных предприятий наступил прорыв.
Россия всегда славилась своими изобретателями, но далеко не все идеи удавалось реализовать на практике. В 18 веке агроном И. М. Комов поднял тему механизации сельского хозяйства. В середине XIX века В. П. Гурьев, а затем Д. А. Загряжский разработал паровые тракторы для пахоты. В 1888 г. Ф. А. Блинов изготовил и испытал первый паровой трактор на гусеничном ходу. Однако устройство оказалось излишне громоздким. Однако официально годом рождения российского тракторостроения считается 189-й.6-го, когда на Нижегородской ярмарке был публично показан первый в мире паровой гусеничный трактор.
На пороге ХХ века конструктор Я. В.Мамин (ученик Блинова) изобрел бескомпрессорный двигатель высокой степени сжатия, работающий на тяжелом топливе. Он как никакой другой пригоден для использования в колесной технике. В 1911 году он же собрал первый отечественный трактор с 18-киловаттным двигателем внутреннего сгорания, получивший патриотическое название «Русский». После модернизации на нем появился более мощный двигатель – 33 кВт. Их мелкосерийное производство было налажено на Балаковском заводе — до 1914 было выпущено около 100 единиц.
Кроме Балаково, штучные тракторы выпускались в Брянске, Коломне, Ростове, Харькове, Барвенкове, Кичкасе и ряде других населенных пунктов. Но общий выпуск всех тракторов на отечественных предприятиях был настолько мал, что практически не сказывался на положении в сельском хозяйстве. В 1913 году общее количество этой техники оценивается в 165 экземпляров. Зато активно закупалась иностранная сельскохозяйственная техника: к 1917 году в Российскую империю было ввезено 1500 тракторов.
По инициативе Ленина разработке и производству механизированных сельскохозяйственных машин уделялось особое внимание. Принцип единого тракторного хозяйства подразумевал не только производство «железных коней», как называли тракторы, но и комплекс мероприятий по организации научно-испытательной базы, организации снабжения и ремонта запасными частями, открытие курсы для мастеров, инструкторов и трактористов.
Первый трактор в СССР производства Коломенского завода 1922. Руководителем проекта был основоположник национальной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи в деревне. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом.
В том же году в Кичкассе предприятием «Редпрогресс» был произведен трактор «Запорожец». Модель была несовершенна. Только одно заднее колесо было ведущим. Маломощный двухтактный двигатель на 8,8 кВт разгонял «железного коня» до 3,4 км/ч. Передача была только одна, фронтальная. Мощность на крюке 4,4 кВт. Но это транспортное средство значительно облегчало работу односельчанам.
Легендарный изобретатель Мамин не сидел без дела. Он усовершенствовал свою дореволюционную конструкцию. В 1924 году тракторы СССР пополнились моделями семейства «Карлик»:
Пока трактористы СССР «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило установить лицензию на лицензирование зарубежной техники. В 1923 марта на Харьковском заводе был запущен гусеничный «Коммунар», который был наследником немецкой модели Ganomag Z-50. В основном они использовались в войсках для перевозки артиллерийских орудий до 1945 года (и позже).
В 1924 году ленинградский завод «Красный Путиловец» (будущий Кировский) освоил выпуск дешевой и конструктивно простой «американской» фирмы «Фордзон». Неплохо зарекомендовали себя старые советские трактора этой марки. Они превосходили по характеристикам и «Запорожец», и «Коломенец». Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/ч, мощность на гаке составляла 6,6 кВт. Трансмиссия трехступенчатая. Модель выпускалась до 1932. Фактически это было первое крупносерийное производство этой техники.
Стало очевидным, что для обеспечения колхозов необходимо строительство специализированных заводов, объединяющих науку, конструкторские бюро и производственные мощности производительными тракторами. Инициатором проекта был Ф. Э. Дзержинский. По концепции новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и массово выпускать дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге.
В Сталинграде было налажено первое в СССР крупносерийное производство тракторов. В дальнейшем мощности Харьковского и Ленинградского заводов были значительно расширены. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.
Сталинград стал городом, где с нуля построили первый крупный тракторный завод. Благодаря стратегическому положению (на пересечении запасов бакинской нефти, уральского металла и донбасского угля) и наличию армии квалифицированной рабочей силы он выиграл конкуренцию у Харькова, Ростова, Запорожья, Воронежа, Таганрога. В 1925 было принято решение о строительстве современного предприятия, и в 1930 году с конвейера сошли легендарные колесные тракторы СССР марки СТЗ-1. В дальнейшем появилась широкая линейка колесных и гусеничных моделей.
Советский период включает:
В 2005 году Волгоградский тракторный завод (ранее СТЗ) был признан банкротом. Его преемником стал ВГТЗ.
Гусеничные тракторы СССР в середине 20 века стали очень популярны, по количеству моделей превосходили колесные. Великолепным образцом сельскохозяйственной техники общего назначения является трактор ДТ-54, выпускавшийся в 1949-1979 годах. Производили его на Сталинградском, Харьковском и Алтайском заводах всего 957 900 единиц. Он «снялся» во многих фильмах («Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Красная Калина» и других), установлен как памятник в десятках населенных пунктов.
Двигатель марки Д-54 рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, на раме закреплен жестко. Частота вращения двигателя составляет 1300 об/мин (54 л.с.). Пятиступенчатая трехходовая коробка передач с главным фрикционом связана посредством карданной передачи. Рабочая скорость: 3,59-7,9 км/час, тяговое усилие: 1000-2850 кг.
Строительство ХТЗ им.Серго Орджоникидзе началось в 1930 году в 15 км восточнее Харькова. В общей сложности строительство гиганта заняло 15 месяцев. Первый трактор сошел с конвейера 1 октября 1931 года — это была заимствованная модель Сталинградского завода СМТЗ 15/30. Но главной задачей было создание отечественного трактора типа «Катерпиллер» мощностью 50 лошадиных сил. Здесь коллектив конструктора П.И. Андрусенко разработал перспективный дизельный агрегат, который можно было ставить на все гусеничные тракторы СССР. В 1937 завод выпустил модернизированную гусеничную модель на базе ЩТЗ-НАТИ. Главным нововведением стал более экономичный и, следовательно, более эффективный дизельный двигатель.
С началом войны предприятие было эвакуировано в г. Барнаул, где на его базе был создан Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в 1944 году производство было возобновлено на прежней площадке — снова в серию пошли легендарные советские тракторы модели ЩТЗ-НАТИ. Базовыми моделями CWT советских времен являются:
В 1970-е годы Харцызский тракторный завод вел строительство, производство на этом не останавливалось. Акцент был сделан на выпуск «трехтонников» Т-150К (колесный) и Т-150 (гусеничный). Испытанный в США энергонасыщенный Т-150К (1979) показал лучшие характеристики среди мировых аналогов, доказав, что тракторы времен СССР не уступали зарубежным. В конце 80-х были разработаны модели ХТЗ-180 и ХТЗ-200: они на 20% экономичнее 150-й серии и на 50% эффективнее.
Тракторы СССР славились своей надежностью. Так хорошо зарекомендовал себя универсальный быстроходный трактор Т-150 (Т-150К). Имеет широкий спектр применения: транспорт, дорожное строительство, сельское хозяйство. До сих пор используется для перевозки грузов по сложному бездорожью, при работе на полях (вспашка, лущение, культивация и др.), на земляных работах. Он способен перевозить прицепы грузоподъемностью 10-20 тонн. Для Т-150(К) специально разработан турбированный 6-цилиндровый дизель с V-образной компоновкой жидкостного охлаждения.
Технические характеристики Т-150К:
МТЗ основан 29 мая 1946 года, пожалуй, самое успешное предприятие на данный момент, имеющее сохранившая мощность со времен СССР. На конец 2013 года здесь работало более 21 000 человек. Завод занимает 8-10% мирового рынка тракторов и является стратегическим для Беларуси. Выпускает широкий модельный ряд автомобилей под маркой «Беларусь». К моменту распада Советского Союза было произведено почти 3 млн единиц техники.
В 1960 году началась масштабная реконструкция Минского завода. Параллельно с установкой нового оборудования конструкторы работали над внедрением перспективных моделей тракторов: МТЗ-50 и более мощного МТЗ-52 с полным приводом. В серию они пошли, соответственно, в 1961 и 1964 г. С 1967 г. гусеничная модификация Т-54Б выпускалась в разных исполнениях. Если говорить о необычных тракторах СССР, то такими можно считать модификации ватного МТЗ-50Х со сдвоенными передними колесами и большим дорожным просветом, выпускавшиеся с 1969 года, а также крутой МТЗ-82К.
Следующим этапом стала линейка МТЗ-80 (с 1974 года) — самая массовая в мире, и специальные модификации МТЗ-82Р, МТЗ-82Н. С середины 80-х на МТЗ освоено свыше ста лошадиных сил: МТЗ-102 (100 л.с.), МТЗ-142 (150 л.с.), маломощные минитракторы: 5, 6, 8, 12, 22 л. от.
Гусеничный трактор отличается компактностью, простотой эксплуатации и ремонта. Широко применялся в сельском хозяйстве СССР и в странах Варшавского Договора. Назначение — работа с плугом и другим навесным оборудованием. С 1950 года выпускалась модификация КДП-35, отличавшаяся меньшей шириной колеи, более широкой колеей и увеличенным дорожным просветом.
Достаточно мощный двигатель Д-35 соответственно выдавал 37 л. с., коробка передач имела 5 ступеней (одна назад, пять вперед). Двигатель был экономичным: средний расход дизельного топлива на 1 га составлял 13 литров. Бака топлива хватало на 10 часов работы — этого хватило, чтобы вспахать 6 гектаров земли. С 1959 модель оснащалась модернизированным силовым агрегатом Д-40 (45 л.с.) и повышенной скоростью (1600 об/мин). Также повысилась надежность ходовой части.
Рассказывая о тракторах СССР, невозможно обойти стороной историю Челябинского завода, внесшего значительный вклад в выпуск мирной техники, а в годы Великой Отечественной войны ставшего кузницей танков и «самоходок». Знаменитый ЧТЗ был построен в чистом поле вдали от основных дорог с помощью кирок, ломов и лопат. Решение о строительстве было принято 19 мая.29 на 14-м съезде Советов СССР. В июне 1929 года Ленинградский ГИПРОМЕЗ приступил к работе над проектом завода. Проектирование ЧТЗ велось с учетом опыта американских автотракторных предприятий, в основном Caterpillar.
С февраля по ноябрь 1930 г. была построена и введена в эксплуатацию опытная установка. Это произошло 7 ноября 1930 года. Датой основания ЧТЗ считается 10 августа 1930 года, когда были заложены первые фундаменты литейного цеха. 1 июня 1933 года на линию готовности вышел первый гусеничный трактор рабочих Челябинска — «Сталинец-60». В 1936 было выпущено более 61 000 тракторов. Сейчас это ретро-трактор СССР, а в 30-е годы модель С-60 почти вдвое превосходила аналоги Сталинградского и Харьковского заводов.
В 1937 году, попутно освоив выпуск дизелей С-60, завод перешел на выпуск более экономичных тракторов С-65. Через год этот трактор был удостоен высшей награды «Гран-при» на выставке в Париже, а также использовался для съемок культового советского фильма «Трактор». В 1940 года Челябинскому тракторному заводу было приказано перейти на выпуск продукции военного назначения — танков, самоходных установок, двигателей, запасных частей.
Несмотря на трудности военного времени, тракторостроители не забывали о любимом деле. Возникла мысль: а почему бы не использовать опыт американцев? Ведь в США во время войны производство тракторов не прекращалось. Анализ показал, что лучшей из моделей американских тракторов является Д-7. В 1944 началась разработка документации и дизайна.
Через 2 года одновременно с реконструкцией 5 января 1946 года был выпущен первый трактор С-80. К 1948 году перестройка предприятия была завершена, в сутки выпускалось 20-25 единиц гусеничной техники. В 1955 году конструкторские бюро начали работы по созданию нового, более мощного трактора С-100 и продолжили работы по увеличению долговечности трактора С-80.
Модели: